№ 3/4, 2007
УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИИ
С. А. Дьяченко, зав. отделом планирования и организации учебного процесса Орловской региональной академии государственной службы
В статье рассмотрены вопросы управления мотивацией деятельности преподавателя по использованию информационных и коммуникационных технологий в обучении математике. В зависимости от целей и факторов мотивации предложены формы и методы деятельности, способствующие эффективному управлению мотивацией.
Исследование мотивации преподавательской деятельности отражено в трудах В. П. Беспалько, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, А. В. Петровского, В. А. Сластенина и др.
Анализ структуры индивидуальной деятельности преподавателя показывает, что внутренним условием любой деятельности, источником активности ее субъекта выступают потребности, которые обусловливают возникновение мотивов и направленность деятельности на достижение цели. Первоначальным побудителем деятельности являются потребности; от уровня их развития зависят ее социальная значимость и результативность. Хотя потребности и играют роль «пускового механизма», но прежде чем субъект реализует их в конкретной деятельности, должна произойти трансформация потребностей в мотивы деятельности. Под потребностями следует понимать определенное отношение между субъектом и объектом. Для деятельности по освоению компьютерных технологий и их применения в преподавании необходима такая потребность, как готовность преподавателя математики к активности, вызванная его нуждой в чем-либо. Сама по себе потребность еще не определяет характера преподавательской деятельности, но, тем не менее, может быть реализована в нем. Ценностные ориентации в деятельности преподавателя являются важной составляющей информационной культуры. Они представляют собой выработанные и принятые обществом основания для оценки развития информационной культуры.
Определенные нами цели развития информационной культуры преподавателя предполагают наличие мотивов такой деятельности. Нужно учитывать, что если цель всегда осознается преподавателем, то осознание мотива иногда вызывает затруднение. Это связано с тем, что деятельность преподавателя математики полимотивирована, т. е. побуждается несколькими мотивами. Причем одни из них являются смыслообразующими, а другие — мотивами-стимулами. Эффективность деятельности зависит от того, какие мотивы выполняют роль смыслообразующих.
Исследование смыслообразующих механизмов, лежащих в основе развития информационной культуры преподавателя математики, позволяет понять его мотивационную сферу и оказать ему действенную помощь на этапах развития и совершенствования информационной культуры.
В процессе развития информационной культуры преподавателя математики происходят изменения в мотивационной сфере, когда ведущие мотивы, актуализируясь, способствуют совершенствованию его мастерства. Деятельностный подход, выбранный нами в качестве одного из основополагающих при выполнении исследования, предполагает соответствующую мотивационную структуру педагога. Последняя представляет собой движущую силу профессионального поведения и обусловливает различные результаты педагогической работы. Динамика мотивационной структуры педагога в процессе профессионализации, при-
© С. А. Дьяченко, 2007
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
водящей к развитию информационной культуры, является важной частью изменения системы педагогического образования.
Понятие «мотив» более узкое по сравнению с понятием «мотивация». Под мотивацией понимается генетическое стремление человека к самореализации в соответствии с его врожденными способностями к определенным видам деятельности и настойчивость в овладении ею на творческом уровне. Стремление педагога реализуется в видимые достижения только тогда, когда возникают или создаются необходимые для этого условия.
Мотивация деятельности преподавателя математики по использованию передовых технологий будет выше там, где для осуществления такой деятельности созданы условия, среди которых:
— оснащенность учебного заведения информационными и компьютерными средствами;
— возможности для плодотворной деятельности, развития духа сотрудничества, корпоративной культуры;
— организация обучения и переподготовки преподавателей в области использования информационных и компьютерных технологий;
— проведение методических семинаров среди преподавателей математики по обмену опытом в области использования компьютера, организация конференций;
— издание учебно-методической литературы по математическим дисциплинам и их изучению с помощью компьютерных средств;
— наличие системы морального поощрения и материального вознаграждения;
— возможности для самосовершенствования, творческой самореализации, повышения эффективности и целесообразности деятельности преподавателя математики в области применения информационных и компьютерных технологий.
Условия для повышения мотивации применения преподавателем математики информационных и компьютерных технологий создают предпосылки для управления этой деятельностью (таблица).
Управление мотивацией деятельности преподавателя математики по использованию компьютерных и информационных технологий
Цели мотивации Факторы мотивации Формы и методы
деятельности
1 2 3
Удовлетворение потребности в самореализации в деятельности по использованию компьютера
Стремление к разнообразию и переменам в деятельности
Удовлетворение познавательного интереса
Иметь стабильную надежную работу, иметь возможность для профессионального роста и продвижения по служебной лестнице
Иметь возможность для профессионального роста и продвижения по служебной лестнице Быть информированным в области применения информационных и компьютерных технологий в преподавании математики
Разработка программ по обучению и переподготовке преподавателей в области использования информационных и компьютерных технологий, проведение методических семинаров среди преподавателей математики по обмену опытом в области использования компьютера Разработка плана повышения квалификации, выездных командировок по обмену опытом Организация конференций, семинаров по обмену опытом, выездных или открытых лекций по математике для преподавателей, достигших успехов в применении
Удовлетворение потребности в уважении и признании со стороны студентов, коллег, руководства
Стремление к повышению педагогического мастерства
Удовлетворение потребности в налаживании контактов со специалистами и преподавателями по вопросам использования компьютера в преподавании математики
Включение творческого начала в деятельность, креативность, стремление к достижениям в использовании информационных и компьютерных технологий в преподавании математики
Обеспечение удовлетворенности трудом, наличие материального вознаграждения
Быть по достоинству оцененным руководством, признанным и уважаемым в среде студентов, коллег, руководства
Расширить свои индивидуальные и профессиональные возможности
Иметь хорошие отношения с коллегами, быть лидером в профессиональном сообществе
Развить свой творческий потенциал, расширить свои познания и возможности в области последних достижений по применению компьютера в преподавании математики
Иметь материальное вознаграждение
компьютерных средств, издание учебно-методической литературы по математическим дисциплинам и их изучению с помощью компьютерных средств Введение системы деловой оценки преподавательской деятельности и достижений в области применения информационных и компьютерных технологий в преподавании математики, совершенствование системы морального поощрения, развитие духа сотрудничества, корпоративной культуры Создание условий для самосовершенствования, повышения эффективности и целесообразно -сти деятельности преподавателя математики в области применения информационных и компьютерных технологий, регулирования профессиональной деятельности
Создание условий для эффективного сотрудничества, обмена опытом, организация конференций различного уровня, командировок
Создание условий для творческой самореализации
Совершенствование системы материального вознаграждения
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что эффективное управление мотивацией деятельности преподавателя математики по использованию компь-
ютерных технологий во многом определяет результат деятельности, способствует повышению качества процесса обучения математике.
Поступила 16.11.06.