Научная статья на тему 'Деятельностный метод обучения младших школьников литературному чтению на примере одного урока'

Деятельностный метод обучения младших школьников литературному чтению на примере одного урока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1651
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА / COMPLEX ACTIVITY APPROACH / READING LESSONS / ELEMENTARY SCHOOL / LESSON PLAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Людмила Корнеевна

Статья отражает основные аспекты реализации системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на примере урока литературного чтения через использование инновационных технологий, методов и приемов. Показана возможность проведения учащимися целеполагания и рефлексии на каждом этапе урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY METHOD OF TEACHING PRIMARY STUDENTS TO READING IN THE SAMPLE CLASS

The article refl ects the main aspects of the implementation of the complex-activity approach in teaching younger students through the use of innovative technologies, methods and techniques in the sample reading class. It demonstrates the possibility of students’ goal setting and refl ection at each stage of the lesson.

Текст научной работы на тему «Деятельностный метод обучения младших школьников литературному чтению на примере одного урока»

УДК 372.88

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО УРОКА

ACTIVITY METHOD OF TEACHING PRIMARY STUDENTS TO READING IN THE SAMPLE CLASS

© Л.К. Ковалева

Негосударственное образовательное учреждение школа «Эврика»

(Россия, Самара)

© L.K. Kovaleva Non-governmental educational institution - School "Eurika" (Russia, Samara)

Статья отражает основные аспекты реализации системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на примере урока литературного чтения через использование инновационных технологий, методов и приемов. Показана возможность проведения учащимися целеполагания и рефлексии на каждом этапе урока.

The article reflects the main aspects of the implementation of the complex-activity approach in teaching younger students through the use of innovative technologies, methods and techniques in the sample reading class. It demonstrates the possibility of students' goal setting and reflection at each stage of the lesson.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход; уроки литературного чтения; начальная школа; технологическая карта урока.

Keywords: complex activity approach; reading lessons; elementary school; lesson plan.

Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Задача учителя - развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации. Эти читательские умения служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни. Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока. Системно-деятельностный подход предполагает включение ученика в деятельность на каждом этапе урока. В статье

представлены структура и содержание урока литературного чтения, разработанного нами в рамках системно-деятельностного подхода.

Учащиеся выполняли на уроке поисковую и исследовательскую деятельность, выдвигали гипотезы, аргументировали свое мнение, применяли полученные знания для составления сравнительных таблиц. Для организации целеполагания и рефлексии на каждом этапе урока использовался «маршрутный лист» (табл. 1), с помощью которого учащиеся определяли цели, задачи каждого этапа урока, проводили самооценку деятельности и получали внешнюю оценку одноклассника или учителя.

На уроке учитель ставит цель - создать условия для результативной работы в группах сотрудничества в атмосфере доброжелательности, творческой активности, деловой поддержки друг друга.

Таблица 1

Маршрутный лист учащегося

Этап урока Деятельность ученика (ученицы) Самооценка (активность, правильность) Внешняя оценка (товарища или учителя)

1. Определение Задачи:

темы. 1. Больше узнать об авторе сказки

Формулирование «Девочка Снегурочка» В.И. Дале. □ □

задач на урок 2. Сравнить (найти общее и различное) литературную и народную сказку

2. Самостоятельная 1. Прочитать текст. Выделить нужное,

работа с текстом делая пометы на полях. □ □

о В.И. Дале 2.Заполнить таблицу

3. Работа со 1. Вспомнить правила работы со словарем.

словарем Даля. 2. Найти значения непонятных слов.

4. Составление Записать в карточку. □ □

толкового 3. Вспомнить и применить правила

словарика составления словаря

5. Игра 1. Отдохнуть. □ □

«Воробышек» 2. Запомнить правила и слова песенки

6. Деловая игра. 1. Соблюдать правила работы в группе.

Работа в группах. 2. Вспомнить особенности русской

Сравнительный народной сказки. □ □

анализ сказки Найти соответствующие примеры

В.И. Даля в сказке В.И. Даля.

«Девочка 3. Сделать вывод. Обсудить в группе

Снегурочка»

7. Презентация Принять участие в презентации своей

(представление) работы □ □

работы (вывод)

Оценить свою деятельность

На уроке я

узнал(а)

понял(а)

научился(лась)

| | (красный) - отлично поработал(а) | | (зеленый) - хорошо | | (синий) - не очень хорошо

Инновационные технологии, методы и приемы, используемые на уроке, его структура позволили создать условия для формирования у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД): личностных - проявлять интерес к литературной сказке, желание читать литературные сказки русских писателей; познавательных - определять главную мысль произведения, признаки литературной сказки, ее особенности и обосновывать свое мнение; регулятивных - выполнять учебное действие в соответствии с целью, выполнять учебное задание, используя алгоритм, памятку, ориентироваться в разных способах выполнения задания, выполнять самопроверку и самооценку учебного задания; коммуникативных - формулировать собственное мнение в рамках учебного диалога, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе, договариваться с партнерами и приходить к общему решению в рамках учебного диалога, использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Технологическая карта урока

Учебный предмет: литературное чтение. УМК «Перспектива».

Класс: 3.

Тип урока: урок открытия новых знаний (УОНЗ).

Технология построения урока: технология смыслового чтения, работы в группах сотрудничества, игровая технология.

Тема урока: В. Даль. «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой.

Цель урока: создание условий для формирования:

1) понятия «литературная сказка»; сравнения литературной и народной сказок;

2) умения работать с повествовательным текстом: определять тему, главную мысль, основное содержание произведения; находить жанровые особенности сказки;

3) умения работать с книгой (прогнозировать содержание произведения по обложке);

4) умения работать в паре, группе.

Основные термины, понятия: автор,

литературная сказка, народная сказка, сказитель.

Этапы урока I этап. Организационный момент

Цель: активизация учащихся.

Формы, методы, приемы: фронтальная работа, прием «мозговой штурм».

Деятельность ученика: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует действия в соответствии с поставленной задачей; оценивает свою работу и работу соседа на каждом этапе урока в «Маршрутном листе».

Деятельность учителя: ставит задачу перед учащимися.

Содержание урока:

• Сегодня у нас урок открытия нового, и вы на этом уроке - самые настоящие исследователи.

• Какие качества вам необходимы?

• По какому плану действуют ученые-исследователи? Это и наш план.

План действий исследователя (на доске):

1. Определяем тему исследования.

2. Определяем задачи.

3. Наблюдаем, исследуем, ищем информацию.

4. Анализируем. Делаем вывод.

II этап. Актуализация знаний

Цель: активизировать знания о народной и литературной сказке.

1. Определение темы урока.

Формы, методы, приемы: фронтальная работа, прием «мозговой штурм»; графическая техника «кольца Венна».

Деятельность ученика: участвует в обсуждении проблемных вопросов; формулирует собственное мнение и аргументирует

его; учитывает выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Деятельность учителя: определяет для учащихся ориентиры действия в учебном материале.

«Что за прелесть эти сКазКи!»

• Рассмотрите изображение на интерактивной доске (рис. «Кольца Венна»), сформулируйте тему исследования. Обоснуйте свое решение.

А.С ПушКин

A.C. Пушкин писатель сказитель

создана раньше

создана позднее

повествование о вымышленных событиях

противостояние

Рис. Кольца Венна

2. Постановка задач.

Формы, методы, приемы: фронтальная работа, прием «корзина идей».

Деятельность ученика: определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала; определяет круг своего незнания; корректирует с помощью учителя.

Деятельность учителя: организует и координирует работу учащихся; корректирует поставленные цели; включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Содержание урока:

• Каковы ваши дальнейшие действия?

• Какие задачи хотите поставить перед собой?

• Чему сможете научиться на этом уроке в плане общения?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Отметьте (допишите, если нужно) подходящие вам цели в маршрутном листе.

1. Больше узнать о В.И. Дале.

2. Сравнить литературную и народную сказку (найти общее и различное).

III этап. Открытие новых знаний

1. Работа с текстом о В.И. Дале.

Формы, методы, приемы: технология смыслового чтения, прием «Инсерт» (прием маркировки текста) и таблица «Инсерт».

Деятельность ученика: читает, осуществляет поиск информации, анализирует, вносит необходимые сведения в соответствующие графы таблицы.

Деятельность учителя: обеспечивает контроль за выполнением задания; выключенный контроль.

Содержание урока:

Для решения первой задачи требуется поработать с текстом «Владимир Даль». (Александр Ткаченко. Год издания: 2010. Издательский дом «Фома»).

Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» - уже знал; «+» - узнал новое; «!» - хочу узнать. В таблицу кратко заносятся сведения.

Обсуждение.

2. Работа со словарем В. Даля. Составление толкового словарика.

Формы, методы, приемы: групповая работа; презентация слов группами.

Деятельность ученика: самостоятельно определяет и называет незнакомое слово; осуществляет поиск информации.

Деятельность учителя: организует и координирует работу группы сотрудничества.

Содержание урока:

• Какие слова при прочтении сказки вам были непонятны? (На доске карточки со словами.) Где можно узнать или уточнить их лексическое значение?

• Какой словарь больше подходит -Ожегова или Даля? Почему?

• Составим толковый словарик к сказке. Какие правила нужно вспомнить? - Располагать слова по алфавиту в начальной форме.

Воспользуемся словарем Даля. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

Физминутка. Игра «Воробышек».

Формы, методы, приемы: игровая, здоровьесберегающая.

Деятельность ученика: выслушивает и принимает правила-инструктаж; выполняет их.

Деятельность учителя: организует и координирует деятельность учащихся.

Содержание урока:

• Владимир Иванович был также собирателем русских народных игр. Сыграем в игру «Воробышек».

3. Чтение вслух. Исследование сказки В.И. Даля.

Формы, методы, приемы: чтение «цепочкой»; прием «мозговой штурм»; деловая игра.

Деятельность ученика: планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; участвует в распределении в соответствии с предложенной учителем «должностной инструкцией» ролей в группе; осуществляет поиск информации, результаты записывает в таблицу; делает вывод.

Деятельность учителя: организует и координирует деятельность учащихся в соответствии с «должностными обязанностями».

Должностные обязанности

Заведующий исследовательской лабораторией: организует выполнение научно-исследовательских работ; следит за соблюдением правил и норм; организует и координирует (направляет) всю работу.

Старший научный сотрудник: проверяет правильность результатов, полученных сотрудниками.

Младший научный сотрудник: проводит научные исследования, наблюдения, формулирует выводы.

Содержание урока:

• Для решения третьей задачи исследуем сказку В.И. Даля «Девочка Снегурочка» и сравним ее с народной сказкой.

• Прочитайте сказку и определите ее главную мысль.

• Назовите главных героев сказки.

• Проведите исследование содержания сказки В.И. Даля «Девочка Снегурочка» и запишите результаты в таблицу.

Исследовательская работа первой группы: составление и сравнение плана народной сказки и сказки Даля.

Исследовательская работа второй группы: особенности композиции народной сказки и сказки Даля.

План сказки Особенности композиции сказки

Волшебная народная сказка Сказка В.И. Даля «Девочка Снегурочка» Волшебная народная сказка Сказка В.И. Даля «Девочка Снегурочка»

1. Жизнь в реальном мире 1. Зачин

2. Запрет и нарушение запрета 2. Концовка

3. Уход героя из дома 3. Песенные вставки

4. Испытание героя 4. Троекратные повторы

5. Возвращение домой. Вознаграждение 5. Чудесные превращения

6. Запрет и нарушение запрета 6. Помощники

7. Уход героя из дома

4. Организация восприятия и осмысления новой информации, усвоение исходных знаний. Вывод.

Формы, методы, приемы: прием «устная презентация».

Деятельность ученика: договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности; строит речевое высказывание в устной и письменной форме.

Деятельность учителя: организует и координирует деятельность учащихся.

Содержание урока:

• Исследование завершено, открытие сделано! И, как настоящие ученые, изложите суть своего исследования.

Вывод (закончить фразу-конструкт):

I. Сравнив планы сказки В.И. Даля «Девочка Снегурочка» и народной волшебной сказки, мы выяснили, что...

II. Сказка В. Даля «Девочка Снегурочка» имеет элементы народной сказки, так как.

IV этап. Итог урока.

Рефлексия деятельности Цель - подвести итог проделанной работе.

Формы, методы, приемы: индивидуальная работа.

Деятельность учащихся: «Лестница успеха». Знаю... Понимаю... Умею...

Деятельность учителя: организует и координирует деятельность учащихся. Содержание урока: • Вернемся к листам целеполагания. Подумайте, какие цели вами достигнуты, над чем вам нужно еще поработать, что пока не удалось.

На уроке я узнал(а)... понял(а)... научился(лась)...

V этап. Домашнее задание (дифференцированное) Формы, методы, приемы: индивидуальная работа; технология УДО.

Деятельность ученика: выбирает домашнее задание, записывает домашнее задание в дневник.

2. Задание первой группе: сравнить народную и литературную сказки, использовать кольца Венна (можно в паре или в группе из трех человек).

Деятельность учителя: организует и координирует деятельность учащихся.

3. Задание второй группе: проиллюстрировать понравившийся эпизод сказки.

Содержание урока:

1. Задание всем учащимся: прочитать народную сказку «Снегурочка».

Литература

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: книга для учителя. М. : ВИТА-ПРЕСС, 2008. 288 с.

2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы). М. : ВИТА-ПРЕСС, 2011. 176 с.

Ковалева Людмила Корнеевна, учитель начальных классов, негосударственное образовательное учреждение школа «Эврика» г. Самары. E-mail: [email protected]. Почтовый адрес: 443011, г. Самара, ул. Ново-Садовая, 188. Телефоны: 994-81-20, 994-81-21.

Сведения об авторе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.