подчеркивается и в некоторых международных актах.
С одной стороны, действует принцип конфиденциальности полученной информации, а с другой, существует обязанность дачи показаний. В рассматриваемом контексте студент, получивший сведения от клиента, не вправе скрывать имеющуюся информацию от правоохранительных органов.
На самом деле, вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. В самом общем виде конфиденциальность при оказании бесплатной юридической помощи означает запрет на сообщение третьим лицам сведений, которые стали известны лицу, ее оказывающему, в процессе общения с доверителем.
Наиболее точно понятие тайны раскрыто в Законе об адвокатуре: "Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю" [3]. При этом адвокат обладает повышенным иммунитетом по отношению к уголовному преследованию, осуществляемому в рамках уголовного дела, в котором он участвует. Он не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в процессе оказания юридической помощи, оперативно-розыскные действия в его отношении допускаются только на основании судебного решения и др.
Подобным иммунитетом не обладают иные субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, да и сам адвокат вне рамок уголовного дела. Конечно, подавляющее большинство субъектов, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках настоящего Закона, не нуждаются в столь серьезной защите для лиц, оказывающих эту помощь. Однако исключать такую необходимость нельзя. Иначе говоря, вопрос о том, может ли студент юридической клиники быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием, законом не решен и остается открытым. Это такая же проблема, как врачебная тайна, тайна исповеди и пр., защита которых не в полной мере обеспечена отечественным законодательством.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 324-Ф3 "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (ред. от 9.12.2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" (ред. от 01.09.2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (ред. от 13.07.2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
© Латышева М.В., 2016
УДК 341.1
И.В. Лесовик
к.п.н., доцент, Воронежский институт МВД России А.Ф.Лесовик ,к.п.н., Каширский районный суд Воронежская обл., Российская Федерация
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике преступлений и административных правонарушений
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
Ключевые слова
Профилактическая деятельность участкового уполномоченного полиции, профилактический учет,
предупреждение преступлений и правонарушений.
В соответствии с п. 4.2 приказа МВД России от 31.12.2012 N° 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции», предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений относится к одному из направлений деятельности участкового уполномоченного полиции при несении службы на административном участке. [2,с.2]. Участковые уполномоченные полиции, работая среди населения, осуществляют профилактическое воздействие на лиц, склонных к совершению преступлений и административных правонарушений, выступая при этом организаторами и исполнителями этой работы. На участковых уполномоченных полиции возложена задача проведения поквартирного (подомового) обхода обслуживаемой территории в целях изучения населения, проживающего на административном участке. Указанные сведения концентрируются в паспортах на административный участок, жилой дом и используются в дальнейшем для решения вопросов обеспечения правопорядка, предупреждения и раскрытия преступлений, противодействия терроризму и экстремизму.
Собранную информацию участковый уполномоченный полиции анализирует, вносит предложения руководству органов внутренних дел по повышению эффективности охраны правопорядка на обслуживаемом административном участке.
Основное направление общей профилактики преступлений должно быть направлено на лиц, конфликтующих в семейно-бытовой сфере, пьянствующих, т.е. ведущих антиобщественный образ жизни. Правоохранительные органы остались фактически единственным ведомством, в той или иной мере осуществляющим профилактические мероприятия, и в настоящее время необходима консолидация социально-правовых, социально-педагогических и медико-психологических мер, осуществляемых совместно с органами внутренних дел, органов здравоохранения, социального обеспечения и общественности.
Индивидуальная профилактическая работа включает в себя выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, их учет, систематическое наблюдение за поведением и образом жизни таких лиц и принятие необходимых мер к недопущению с их стороны правонарушений. Индивидуальная профилактическая работа включает в себя: а) своевременное выявление лиц, от которых можно ожидать свершения правонарушений (преступлений); б) их учет; в) систематическое наблюдение за их поведением и образом жизни; г) принятие необходимых мер к недопущению с их стороны правонарушений [3, с. 55].
В последние годы все большее внимание и беспокойство общественности и правоохранительных органов вызывает насильственное поведение в быту, в семье в различных формах его проявления, поскольку оно представляет одну из наиболее распространенных форм агрессии в современной России. Так, по результатам криминологических исследований, в настоящее время более половины всех тяжких насильственных преступлений совершается в бытовой среде. Лица, погибшие и получившие телесные повреждения на почве семейно-бытовых конфликтов, составляют значительную часть среди потерпевших от насильственных преступлений.
Конечная цель индивидуальной профилактики - удержание профилактируемых лиц от совершения новых правонарушений. В каждом конкретном случае содержание форм и методов профилактического воздействия определяется условиями воспитания личности, особенностями окружающей ее социальной среды. С учетом индивидуальных психических и физических особенностей личности, прежней судимости и должна строиться индивидуальная профилактика. Многофункциональность и территориальный принцип организации работы участковых уполномоченных полиции являются основными, и они выполняют на участке функции полиции, а не какого-то ее подразделения. Все время участковый уполномоченный полиции был и продолжает быть основным полномочным представителем полиции на определенной территории района (города), в сельской местности, выполняющим при этом обязанности по всем направлениям деятельности ОВД.
Таким образом, среди множества направлений деятельности, осуществляемых участковым
уполномоченным полиции, профилактическая работа должна быть приоритетной и первостепенной. Необходимо возможности и преимущества профилактики преступлений и правонарушений поставить в один ряд с традиционными видами работы органов внутренних дел (раскрытие и расследование преступлений). Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».
2. Приказ МВД России от 31.12.2012 года № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».
3. Тарабрин, С.В. Правовой статус участкового уполномоченного милиции // Административное право и процесс. - 2010. - № 5.
© Лесовик И.В., Лесовик А.Ф., 2016
УДК 342
Е.С. Лозоватская-Долинская
Студент 2 курса магистратуры института государства и права Сургутский государственный университет Научный руководитель: Н.А. Филиппова Профессор кафедры государственного и муниципального права доктор юридических наук, доцент, заслуженный юрист ХМАО-Югры
Сургутский государственный университет Г. Сургут, Российская Федерация
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Официальной датой появления института омбудсмена принято считать 1809 год. Именно тогда в Швеции появился парламентский комиссар - должностное лицо, призванное осуществлять контроль и надзор за соблюдением исполнительной и судебной властью нормативно-правовых актов, принятых представительным органом. Шведский парламент первым в мире решил, что необходим новый орган, контролирующий чиновников [1]. И в последствии более ста лет этот правозащитный институт существовал только в этой стране.
Второй страной в мире, которая ввела у себя должность парламентского омбудсмена, стала Финляндия. В принятой 17 июля 1919 года Конституции Финляндии законодательно закреплялось создание омбудсмена юстиции Ушййе Ombudsmanen), действующего параллельно и независимо от канцлера юстиции, который существовал ранее и осуществлял контроль за деятельностью правительства и администрации [2].
В 1952 году стортинг (парламент) Норвегии принимает закон о военном омбудсмене, а в 1953 году должность омбудсмена вводится Конституцией в Дании "для контроля за деятельностью гражданской и военной администрации государства".
В 1967 году Закон о Парламентском комиссаре по делам администрации был принят в Великобритании. Парламентский Уполномоченный в Великобритании назначается формально по прямому предложению правительства. Однако для его назначения необходимо согласие лидеров партий, представленных в парламенте.
В 1967 году омбудсмен появился в ряде провинций Канады. А уже через десять лет, в 1977 году, эта должность существовала во всех канадских провинциях.
Постепенно процесс становления этого государственного правозащитного института распространился и на Австралию. Так, например, в 1971 году служба омбудсмена появилась в Западной Австралии, в 1972 году - в Южной Австралии, в 1973 году - в Виктории. В 1975 году омбудсмен, или проведор (поручитель)