Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 5-6, с. 191-193
191
УДК 343.148.65
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ-РЕВИЗОРОВ КАК ФОРМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОЗНАНИЙ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2015 г. А.В. Горбачева
Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, Н. Новгород
alena_91_91@list.ru
Псступ-лм в редмкц-ю 10.10.2015
Рассматриваются вопросы привлечения к участию в оперативно-розыскной деятельности специалистов-ревизоров, применения специалистами-ревизорами специальных экономических познаний при выявлении противоправной деятельности в сфере экономики; обосновывается необходимость обладания специальными познаниями сотрудниками правоохранительных органов.
Ключевые слова: специальные экономические экономист.
В настоящее время в системе МВД России параллельно действуют две структуры, осуществляющие специализированные исследования экономической информации: Управление организации, планирования и контроля (УОПК) ГУЭБиПК МВД России, а также экспертно-криминалистические подразделения ОВД России. Однако вопрос о разграничении компетенций по проведению документальных исследований между вышеуказанными подразделениями до настоящего времени не получил достаточно четкого разрешения.
Проблемность ситуации заключается в том, что специалисты-ревизоры фактически не проводят и не вправе проводить документальные ревизии. Их деятельность ограничивается исследованием документов, предоставляемых им оперативными работниками в порядке ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [1]. В то же время в практике других экспертиз такого рода исследования называются предварительными и проводятся сотрудниками самих экспертных учреждений. Таким образом, существует проблема взаимозаменяемости этих подразделений, что может привести к ликвидации самого института специалистов-ревизоров.
Заслуживает несомненного внимания соотношение деятельности специалистов-ревизоров и других участников уголовного процесса. Здесь имеется в виду ревизор, привлекаемый к участию в уголовном процессе в порядке ст. 144 УПК РФ, и специалист-бухгалтер, участвующий в уголовном процессе в порядке ст. 57, 58 УПК РФ'[2].
Необходимо отметить определенную схожесть деятельности специалиста-ревизора с проверкой (ревизией) и судебно-экономической
знания, ревизия, специалист-ревизор, эксперт-
экспертизой. Проверки назначаются в подавляющем большинстве случаев в тех ситуациях, когда требуется впервые путем проведения официальных мероприятий выявить документы, которые могут служить доказательством по уголовному делу, и произвести первичную фиксацию признаков объективной стороны преступления. Су-дебно-экономическая экспертиза назначается для исследования уже выявленных доказательств, содержащих сведения о конкретных фактах финансово-хозяйственной деятельности.
Но в то же время есть и существенные отличия деятельности специалиста-ревизора от документальной ревизии. Эти отличия относятся к кругу лиц, оформлению результатов, а главное -специалист-ревизор в отличие от ревизора не пользуется правом применять методы фактической проверки. С этой точки зрения наблюдается сходство деятельности специалиста-ревизора с производством экономической экспертизы.
Вызывает определенное сомнение категоричное утверждение о недопустимости совмещения функций специалиста-ревизора и эксперта-экономиста. Едва ли можно согласиться с утверждением Э. Ф. Мусина о недопустимости проведения документальных исследований экспертом-экономистом [3]. На сегодняшний день это утверждение не соответствует уголовно-процессуальному законодательству РФ (новой редакции ст. 144 УПК РФ). Такое совмещение можно считать недопустимым в том случае, если специалист-ревизор осуществляет самостоятельную работу по обнаружению и изъятию документов, являющихся возможными доказательствами по уголовному делу.
Таким образом, следует признать вполне корректным термин «специалист-ревизор», ис-
192
А.В. Горбачева
пользуемый для обозначения функциональных обязанностей соответствующего сотрудника органов внутренних дел МВД России. Действительно, он является специалистом, привлекаемым в соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» для проведения документальных исследований, а с точки зрения научной компетентности он является ревизором. Следует также отметить, что познания ревизора не обязательно ограничиваются границами бухгалтерской экспертизы.
Таким образом, хотя в термин «специалист-ревизор» входят слова «ревизор» и «специалист», однако ревизию такой сотрудник не проводит, и слово «специалист» нельзя трактовать в процессуальном смысле.
Само создание института специалистов-ревизоров было вызвано серьезными затруднениями в деятельности оперативных подразделений по раскрытию преступлений в экономической сфере [4].
К сожалению, надо признать, что на практике использование термина «специалист-ревизор» приводит к некоторым недоразумениям в части использования специальных познаний. По результатам проведенного нами социологического исследования, в ряде регионов России получила распространение практика привлечения специалистов-ревизоров органов внутренних дел МВД России к участию в уголовном процессе в качестве специалиста, но с фактическим выполнением функций эксперта. Во многих случаях акты исследования документов по требованию работников суда или прокуратуры именуются заключениями специалиста, что противоречит букве процессуального закона [5]. Несомненно, эти вопросы требуют своего разрешения.
Что касается перспектив развития самого института специалиста-ревизора и его функционирования, то его ликвидация, на наш взгляд, могла бы оказать отрицательное влияние на эффективность деятельности оператив-
ных аппаратов. По результатам проведенного анкетирования, необходимость функционирования подразделений документальных исследований МВД России большинством аттестованных сотрудников объясняется недостаточной компетенцией сотрудников оперативных подразделений в области экономических знаний.
Заслуживает отдельного обсуждения вопрос об использовании в деятельности специалистов-ревизоров иных, ранее применявшихся форм использования специальных экономических знаний в ОВД России и налоговой полиции. Так, перспективным, на наш взгляд, направлением деятельности сотрудников указанных подразделений может стать аналитическая разведка с использованием экономической информации [6].
Список литературы
1. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 145-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.
2. УПК РФ // Российская газета. 2014. 22 декабря. № 249.
3. Мусин Э.Ф., Ефимов С.В., Савенко В.Г. Су-дебно-экономическая экспертиза в органах внутренних дел Российской Федерации. М., 2010. С. 25.
4. Леханова Е.С., Голубятников С.П. Судебно-экономические знания в деятельности субъектов доказывания по уголовному делу // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. № 17. С. 97-101.
5. Организация проведения документальных исследований в подразделениях ЭБиПК территориальных органов МВД России на территориальном уровне: Материалы докладов круглого стола. Н. Новгород, 2014. С. 13.
6. Финансовая разведка и финансовые расследования: Материалы Международной научно-практической конференции (20 июня 2013 г.): Сб. ст. / Под ред. С. П. Голубятникова, Е. С. Лехановой. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2013.
INVOLVEMENT OF AUDIT PROFESSIONALS AS A FORM OF USING SPECIAL ECONOMIC KNOWLEDGE IN INVESTIGATIVE OPERATIONS
A.V. Gorbacheva
The article examines the involvement of audit professionals in investigative operations and the use of special economic knowledge by audit professionals in identifying illegal activities in the sphere of economics. We argue that law enforcement officials need to have special economic knowledge.
Keywords: special economic knowledge, audit, audit professional, expert economist.
References konodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1995. № 33. St.
3349.
1. Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti: Federal'nyj 2. UPK RF // Rossijskaya gazeta. 2014. 22 dekabrya. zakon ot 12 avgusta 1995 g. № 145-FZ// Sobranie za- № 249.
Деятельнжть cnецoрлocmсв-pевoзсpсв кмк фсрмм -тол^ован-я твц-мльных экснсмolеcкoх псзнмн-й 193
3. Musin Eh.F., Efimov S.V., Savenko V.G. Su-debno-ehkonomicheskaya ehkspertiza v organah vnu-trennih del Rossijskoj Federacii. M., 2010. S. 25.
4. Lekhanova E.S., Golubyatnikov S.P. Sudebno-ehkonomicheskie znaniya v deyatel'nosti sub"ektov dokazyvaniya po ugolovnomu delu II Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2012. № 17. S. 97-101.
5. Organizaciya provedeniya dokumental'nyh issle-
dovanij v podrazdeleniyah EhBiPK territorial'nyh or-ganov MVD Rossii na territorial'nom urovne: Materialy dokladov kruglogo stola. N. Novgorod, 2014. S. 13.
6. Finansovaya razvedka i finansovye rassledovaniya: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii (20 iyunya 2013 g.): Sb. st. I Pod red. S.P. Golu-byatnikova, E.S. Lekhanovoj. N. Novgorod: Nizhego-rodskaya akademiya MVD Rossii, 2013.