ВОЗВРАЩАЯСЬ К ТЕМЕ: ИДЕНТИЧНОСТЬ
УДК 37
Деятельность славянских университетов как фактор укрепления единого гуманитарного и образовательного пространства государств — участников СНГ
В статье рассматривается вклад славянских университетов в формирование единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств (СНГ). Славянские университеты в странах СНГ, являясь очагами образования и культуры, способствуют не только развитию и взаимообогащению культуры народов, формированию единого образовательного пространства, но и интеграции в сфере экономики и науки. Эти учебные заведения также играют особую роль в распространении русской словесности и культуры в странах Содружества, благодаря чему обеспечивается сохранение и распространение русского языка — языка, способствующего развитию информационно-культурного пространства СНГ, языка межнационального общения, традиционно играющего важную роль в интеграционных процессах.
Ключевые слова: Содружество Независимых Государств (СНГ), Славянский университет, гуманитарное сотрудничество государств — участников СНГ.
Т.Э. Мариносян
На протяжении более 20 лет со дня своего основания Содружество Независимых Государств (СНГ) активно ищет пути совершенствования интеграционной модели развития, оптимальной для стран, входящих в его состав. При этом на всех этапах своего развития СНГ также прогрессирует в контексте как национальных, так и глобализационных процессов. Известно, что некоторые страны СНГ, стремящиеся к более тесному взаимному сотрудничеству, учредили и действуют в формате различных интеграционных объединений, таких как Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Таможенный союз. Успешность деятельности перечисленных и других интеграционных союзов в определенной степени зависит от фактора гуманитарного сотрудничества, призванного стать эффективным механизмом взаимодействия между государствами Содружества.
© Мариносян Т.Э., 2014
29
Деятельность славянских университетов как фактор укрепления...
Предполагается гуманитарное сотрудничество не на уровне деклараций и подписанных соглашений, а как действующий организм, способствующий духовному единению народов, взаимообогащению культур [2].
В последние годы намечается тенденция активизации взаимодействия стран Содружества в гуманитарной сфере. Этому способствуют как решения, принятые на межгосударственном уровне, так и взаимодействие образовательных учреждений, культурно-просветительских центров, общественных организаций по линии народной дипломатии. В рамках гуманитарного сотрудничества страны СНГ особое внимание уделяют сотрудничеству в сфере образования. Развитие сотрудничества между странами СНГ в сфере образования, бесспорно, способствует интеграции наших народов, и очевидно, что важно учесть роль традиционных образовательных связей между странами СНГ.
В результате распада Союза Советских Социалистических Республик в 1991 году была разрушена единая система образования со своей общей для всех республик нормативно-правовой базой, единым языком общения и обучения. Страны Содружества Независимых Государств — бывшие республики СССР (кроме Латвии, Литвы, Эстонии) — начали разрабатывать собственные национальные образовательные системы, некоторые из них — базируясь на советской образовательной системе, другие — ориентируясь на западные образовательные нормы и правила. Вместе с тем, к сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция сужения сферы применения русского языка в странах Содружества, что, в свою очередь, приводит к ограничению прав миллионов соотечественников, оказавшихся за пределами России в результате распада СССР. Это привело к резкому сокращению, а в некоторых странах и к полной ликвидации учебных заведений с преподаванием на русском языке. В этой связи представляется важным стабильное положение русского языка в национальных системах образования стран СНГ, что в первую очередь зависит от деятельности учебных заведений с преподаванием на русском языке, действующих в этих государствах.
Со временем стало очевидно, что, стремясь к интеграции в хозяйственно-экономической, финансовой сферах в условиях глобализации, страны Содружества должны пересматривать образовательные системы. Идея единого образовательного пространства становится актуальной и общезначимой для всех стран СНГ, в которых активно обсуждаются нормативно-правовые, научные, практические аспекты интеграции. Вступление стран Содружества в единое образовательное пространство согласуется с различными процессами, во многом определяющими сроки внедрения новых стандартов, специальностей и направлений. Создание единого образовательного пространства диктуется многочисленными объективными процессами, происходящими в современном мире, которые направлены на объединение сил в освоении экономических, информационных, техноло-
30
Деятельность славянских университетов как фактор укрепления...
гических и других пространств, что становится необходимостью для дальнейшего прогресса. Во многом наличие единого образовательного пространства может обеспечить укрепление культурных связей, расширение информационных сфер и благодатную почву для объединения людей в решении общезначимых проблем.
Начало формированию единого (общего) образовательного пространства положила Концепция формирования единого образовательного пространства СНГ, подписанная правительствами государств — участников СНГ в 1997 году [3]. В этом документе был заложен необходимый правовой фундамент, который обеспечивает реализацию таких задач, как:
— обеспечение доступа на равных условиях всех граждан стран Содружества, входящих в единое (общее) образовательное пространство, в государственные образовательные учреждения;
— признание учебных программ, документов об образовании, ученых степеней и званий;
— согласование деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием стран СНГ.
На сегодняшний день одним из успешных проектов в области образования наряду с такими, как Сетевые университеты СНГ (коммент. 1) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) (коммент. 2), являются Славянские университеты, деятельность которых нацелена на создание единого образовательного пространства на постсоветском пространстве, развитие академической мобильности, укрепление сотрудничества между странами СНГ в области подготовки специалистов, содействие обмену аспирантами.
Вне зависимости от форм хозяйствования и организации учебного процесса университеты эти создавались с целью сохранения права граждан, проживающих в странах Содружества, на выбор получения образования на русском языке, возможность сохранения самобытной языковой идентичности. Славянские университеты успешно используют свой потенциал для продвижения русского языка. В некоторых Славянских университетах, в частности в Славянском университете Республики Молдова, представлена возможность подготовки и прохождения тестирования по русскому языку как иностранному. Образование в Славянских университетах осуществляется по российским образовательным стандартам высшего профессионального образования с применением национальной компоненты учебных планов. Славянский университет выступает за широкое правовое поле функционирования в Республике Молдова русского языка, за хорошую профессиональную подготовку русскоязычного населения по стандартам классической высшей школы европейского типа [1]. Посредством приобщения к гуманитарным знаниям зарубежные учебные заведения с преподаванием на русском языке, в частности Славянские университеты, способствуют сохранению языковой и культурной идентичности предста-
31
Деятельность славянских университетов как фактор укрепления...
вителей диаспоры, а также укреплению образовательного и социального статуса русскоязычного населения в странах СНГ. Надо заметить, что образование на русском языке в Славянские университеты привлекает представителей разных этнокультурных групп, для которых этот язык не является родным.
В этой связи необходимо отметить значимый вклад Славянских университетов, занимающих особую позицию в социокультурном пространстве каждого из государств Содружества, в формировании единого (общего) образовательного пространства СНГ. На протяжении вот уже 20 лет в странах СНГ Россия открывает высшие учебные заведения — Славянские университеты на основе двусторонних межправительственных договоров на паритетных условиях. В настоящее время на постсоветском пространстве действуют пять Славянских университетов: Российско-Армянский (коммент. 3), Бакинский (коммент. 4), Киргизско-Российский (коммент. 5), РоссийскоТаджикский (коммент. 6), Российско-Белорусский (коммент. 7). Решение о создании российско-национальных университетов принимается двумя государствами на основании двух законодательных и нормативных баз.
Славянские университеты в странах Содружества Независимых Государств, являясь очагами образования и культуры, способствуют не только развитию и взаимообогащению культуры народов, формированию единого образовательного пространства, но и интеграции в сфере экономики и науки. Славянскими университетами разрабатываются эффективные стратегии их взаимодействия с государственными и общественными структурами стран СНГ, осуществляется многостороннее партнерство с международными организациями, институтами гражданского общества.
Например, Российско-Армянский (Славянский) университет (РАУ) поддерживает отношения и проводит совместную работу с ведущими российскими и зарубежными вузами, такими как МГУ, МГИМО, Международный университет Вены, РУДН, Дипломатическая академия МИД РФ, МГТУ им. Баумана, Московский университет связи и информатики (МТУСИ), Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербургский «Фонд культуры и образования», Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Российский институт стратегических исследований (РИСИ) и многими другими. На постоянной основе осуществляются стажировки студентов и аспирантов, разрабатываются совместные программы, проводятся конференции, семинары, приглашаются специалисты с курсами лекций. Осуществляется обмен студентами с МГИМО.
РАУ работает по российским образовательным стандартам, и обучение ведется на русском языке. По окончании университета у выпускников университета есть реальная возможность работать как в Армении, так и в России, так как они получают диплом и армянского, и российского государственного образца.
32
Деятельность славянских университетов как фактор укрепления...
РАУ является не только образовательным, но и культурным центром в республике, пропагандирующим русский язык и русскую культуру. При РАУ создан Институт русской словесности, на базе которого действует Центр повышения квалификации армянских русистов. Сотни учителей из различных регионов Республики Армения в центре проходят обучение и получают сертификаты Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина и Московского института открытого образования.
Институт русской словесности организовывает и проводит в регионах Армении выездные семинары по методике преподавания русского языка, разрабатывает исследовательские программы и проекты, среди которых следует отметить программу «Социологический и культурологический аспекты функционирования русского языка в Армении как средства международного общения». В РАУ действует отдел аспирантуры. Русскую культуру и словесность Славянский университет представляет посредством своего Дома культуры, а также театра и художественной гостиной.
Подводя итог вышеизложенному, можно с достаточной определенностью утверждать, что Славянские университеты, проявившие себя как социокультурный феномен, доказали свою состоятельность в деле развития гуманитарного сотрудничества, способствующего, в свою очередь, диалогу и партнерству во всех сферах межгосударственного сотрудничества — в науке, экономике, политике и других сферах.
Эти учебные заведения также играют особую роль в распространении русской словесности и культуры в странах Содружества, благодаря чему обеспечивается укрепление социального статуса русскоязычного населения в этих государствах, а также сохранение и распространение русского языка — языка, способствующего развитию и взаимообогащению культуры народов, сохранению информационно-культурного пространства СНГ, языка межнационального общения, традиционно играющего важную роль в интеграционных процессах.
Славянские университеты предоставляют не только образовательные услуги, но и являются культурно-просветительскими центрами, способствующими популяризации знаний о русской культуре, сохранению культурно-языковой идентичности российских соотечественников за рубежом, их полноценной социализации, приобщению молодежи к богатейшему культурно-историческому достоянию народов Содружества.
Создание Славянских университетов в странах СНГ, способствующее формированию единого образовательного пространства, отвечает не только интересам народов, нуждающихся в сохранении традиционных отношений между странами, развитии национального образования, культуры, но и геополитическим интересам государств — участников Содружества.
Становится очевидным, что опыт деятельности славянских университетов СНГ важен как для развития самих университетов, так и для других высших учебных заведений, участвующих в процессе формирования еди-
33
Деятельность славянских университетов как фактор укрепления...
ного образовательного и общего гуманитарного пространств Содружества Независимых Государств. Этот опыт также позволяет расширять сеть Славянских университетов в странах СНГ и дальнем зарубежье, выработать меры по совершенствованию их деятельности.
Комментарии
1. Целью проекта «Создание Сетевого открытого университета СНГ» является разработка и внедрение аналога программы «Эразмус Мундус» в рамках единого (общего) образовательного пространства государств — участников СНГ. Основная цель проекта состоит в повышении качества и привлекательности высшего образования, укреплении сотрудничества и межвузовских связей в сфере высшего образования на территории государств — участников СНГ. Проект направлен на организацию и реализацию высококачественных совместных магистерских программ, укрепление международного сотрудничества в области подготовки специалистов высшей квалификации и содействие обмену аспирантами, проведение совместных научных исследований с целью подготовки кандидатской диссертации.
2. Университет ШОС образован в 2008 году, в 2009 году сформирован его состав из 53 ведущих университетов стран — участниц Шанхайской организации сотрудничества. Для Российской Федерации Университет ШОС позволяет сохранять лидирующие позиции основы системы образования как в Русской Азии, так и на Евразийском континенте в целом.
3. Армяно-Российский (Славянский) университет был учрежден в 1997 году на основании «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об условиях учреждения и деятельности в городе Ереване Российско-Армянского университета», которое было подписано 29 августа 1997 года (http://www.rau.am/rus/).
4. Бакинский Славянский университет основан 13 июня 2000 года на базе Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы имени М. Ф. Ахундова на основании Указа Президента Азербайджанской Республики «Об усовершенствовании системы образования в Азербайджанской Республике» (от 13 июня 2000 г., г. Баку): «Создать “Бакинский Славянский университет” с расширением профиля Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы. Гейдар Алиев, Президент Азербайджанской Республики» (http://bsu-edu.org/AttaR.aspx).
5. Киргизско-Российский (Славянский) университет был открыт в 1993 году в соответствии с Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Киргизской Республикой и Российской Федерацией (г. Москва, 10.06.1992), Указом Президента Киргизской Республики (г. Бишкек, 28.09.1992) и Соглашением между Правительствами Киргизской Республики и Российской Федерации об условиях учреждения и деятельности Киргизско-Российского Славянского университета (г. Бишкек, 09.09.1993), постановлением Правительства Российской Федерации (г. Москва, № 149
34
Деятельность славянских университетов как фактор укрепления...
от 23.02.1994), приказом №326-128/1 от 14.02.1994 председателя Госкомитета Российской Федерации по высшему образованию и приказом министра образования и науки Киргизской Республики (http://www.krsu.edu.kg/index. php?lang=ru).
6. Российско-Таджикский (Славянский) университет образован в 1996 году и является первым и единственным межгосударственным высшим учебным заведением Республики Таджикистан и Российской Федерации. Он обладает статусом государственных университетов двух стран. Университет учрежден постановлением Правительства Республики Таджикистан и Межправительственным соглашением Российской Федерации и Республики Таджикистан.
В настоящее время в Российско-Таджикском (Славянском) университете функционируют 4 факультета, 27 кафедр, из которых 20 выпускающих, 5 сервисных и 2 межфакультетские, где обучаются 3977 студентов, из них 2277 студентов очной формы обучения, 1700 студентов заочной формы обучения (http://www.rtsu.tj/).
7. Российско-Белорусский (Славянский) университет был основан в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации, подписанным в г. Могилеве 19.01.2001, приказами Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования Республики Беларусь № 3862/518 от 28.11.2001 и № 2102/206 от 15.05.2003 Приказом Министерства образования Республики Беларусь № 371 от 23.09.2003 университет преобразован в государственное учреждение высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет» (http://bru.by/).
Литература
1. Бабенко О. Славянский университет в образовательном пространстве Республики Молдова // Вестник Славянского университета Республики Молдова [Электронный ресурс]. URL: http://www.surm.md/index.php?option=com_ content&task=view&id=450&Itemid=1.
2. Итоговый документ Международной научно-практической конференции «20 лет Содружеству Независимых Государств». 28—29 сентября 2011 года, город Минск [Электронный ресурс]. URL: http://www.cis.minsk.by/news. php?id=336.
3. Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Утверждена Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 года [Электронный ресурс]. URL: http://lexed.ru/doc.php?id=4524&q=#.