Научная статья на тему 'Деятельность Российской Федерации по противодействию экстремизму и терроризму в евразийском пространстве на современном этапе'

Деятельность Российской Федерации по противодействию экстремизму и терроризму в евразийском пространстве на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
терроризм / экстремизм / предупреждение / взаимодействие / международное сотрудничество / координация усилий / terrorism / extremism / prevention / interaction / international cooperation / coordination of efforts

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мисроков Тенгиз Замирович

В статье проводится анализ осуществляемой Российской Федерацией деятельности по борьбе с угрозами экстремизма и терроризма на пространстве Евразии в современных условиях глобальных экономических, политических и иных изменений. Автором рассматриваются меры, предпринимаемые Российской Федерацией в вопросах обеспечения стабильности и безопасности на территории евразийского континента. Цель работы заключается в определении и критическом осмыслении пробелов и проблем, сложившихся на просторах Евразии в деле противодействия угрозам экстремистского и террористического характера, а также в формулировании предложений по усовершенствованию подходов к формированию единой евразийской системы международной безопасности, способной оперативно реагировать на возникающие вызовы и кризисные явления, обусловленные деятельностью террористических и экстремистских организаций. Автор приходит к нескольким выводам. Во-первых, деятельность Российской Федерации по противодействию экстремизму и терроризму в евразийском пространстве должна носить предупредительный характер, основываться на систематическом анализе происходящих процессов, прогнозировании угроз на основе обобщения получаемых данных. Во-вторых, успешное противодействие экстремизму и терроризму возможно лишь при адекватном восприятии этих угроз государствами, участвующими в международных усилиях по обеспечению мира и безопасности. Невозможно обеспечить внутригосударственную безопасность и международную безопасность при активной борьбе с терроризмом, но отсутствии полноценного противодействия угрозам экстремистского характера, создающим в перспективу питательную среду для дальнейшего террора. В-третьих, успешное противодействие экстремизму и терроризму выходит за рамки только правоохранительных и военных задач. Важным аспектом борьбы с указанными угрозами является устранение причин и условий, способствующих их распространению. К подобным условиям можно отнести социально-экономическую нестабильность, низкий уровень образования, отсутствие информационной грамотности населения, безработицу и ряд других факторов, неразрешенные этнические, религиозные, культурные и иные конфликты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of the Russian Federation to Counter Extremism and Terrorism in the Eurasian Space at the Present Stage

The article analyzes the activities carried out by the Russian Federation to combat the threats of extremism and terrorism in the Eurasian space in the current conditions of global economic, political and other changes. The author examines the legal, political, socio-economic and other measures taken by the Russian Federation in matters of ensuring stability and security on the territory of the Eurasian continent. The purpose of the work is to identify and critically comprehend the gaps and problems that have developed in the expanses of Eurasia in countering threats of an extremist and terrorist nature, as well as to formulate proposals for improving approaches to the formation of a unified Eurasian system of international security capable of promptly responding to emerging challenges and crisis phenomena. caused by the activities of terrorist and extremist organizations. The author comes to several conclusions. Firstly, the activities of the Russian Federation to counter extremism and terrorism in the Eurasian space should be of a preventive nature, based on a systematic analysis of ongoing processes, forecasting threats based on the generalization of the data obtained. Such analytical activity is possible only with the formation of a system for the exchange of information, the consolidation of the collected data and their prompt transfer between the countries of the Eurasian region of our planet. Secondly, successful counteraction to extremism and terrorism is possible only if these threats are adequately perceived by the states participating in international efforts to ensure peace and security. It is impossible to ensure domestic security and international security with an active fight against terrorism, but the absence of a full-fledged counteraction to threats of an extremist nature, which in the future will create a breeding ground for further terror. Thirdly, successful countering extremism and terrorism goes beyond just law enforcement and military tasks. An important aspect of the fight against these threats is the elimination of the causes and conditions conducive to their spread. Such conditions include socio-economic instability, low level of education, lack of information literacy of the population, unemployment and a number of other factors, unresolved ethnic, religious, cultural and other conflicts.

Текст научной работы на тему «Деятельность Российской Федерации по противодействию экстремизму и терроризму в евразийском пространстве на современном этапе»

УДК 034 ГРНТИ 10.15 Е01Ч: 1НМРХа

Деятельность Российской Федерации по противодействию экстремизму и терроризму в евразийском пространстве на современном этапе

©Мисроков Тенгиз Замирович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия [email protected]

Аннотация: В статье проводится анализ осуществляемой Российской Федерацией деятельности по борьбе с угрозами экстремизма и терроризма на пространстве Евразии в современных условиях глобальных экономических, политических и иных изменений. Автором рассматриваются меры, предпринимаемые Российской Федерацией в вопросах обеспечения стабильности и безопасности на территории евразийского континента. Цель работы заключается в определении и критическом осмыслении пробелов и проблем, сложившихся на просторах Евразии в деле противодействия угрозам экстремистского и террористического характера, а также в формулировании предложений по усовершенствованию подходов к формированию единой евразийской системы международной безопасности, способной оперативно реагировать на возникающие вызовы и кризисные явления, обусловленные деятельностью террористических и экстремистских организаций. Автор приходит к нескольким выводам. Во-первых, деятельность Российской Федерации по противодействию экстремизму и терроризму в евразийском пространстве должна носить предупредительный характер, основываться на систематическом анализе происходящих процессов, прогнозировании угроз на основе обобщения получаемых данных.

Во-вторых, успешное противодействие экстремизму и терроризму возможно лишь при адекватном восприятии этих угроз государствами, участвующими в международных усилиях по обеспечению мира и безопасности. Невозможно обеспечить внутригосударственную безопасность и международную безопасность при активной борьбе с терроризмом, но отсутствии полноценного противодействия угрозам экстремистского характера, создающим в перспективу питательную среду для дальнейшего террора.

В-третьих, успешное противодействие экстремизму и терроризму выходит за рамки только правоохранительных и военных задач. Важным аспектом борьбы с указанными угрозами является устранение причин и условий, способствующих ихраспространению. Кподобным условиям можно отнести социально-экономическую нестабильность, низкий уровень образования, отсутствие информационной грамотности населения, безработицу и ряд других факторов, неразрешенные этнические, религиозные, культурные и иные конфлик-

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, предупреждение, взаимодействие, международное сотрудничество, координация усилий.

Для цитирования: Мисроков Т.З. Деятельность Российской Федерации по противодействию экстремизму и терроризму в евразийском пространстве на современном этапе // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. №5. С. 111-118. EDN: IHMRXQ

ISSN 2072-3164 (print) Том16.№5 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 111

ISSN 2310-7049 (online)

Activities of the Russian Federation to Counter Extremism and Terrorism in the Eurasian Space at the Present Stage

©Misrokov Tengiz Zamirovich

North Caucasus Institute forAdvanced Studies (branch)

of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia [email protected]

Abstract: The article analyzes the activities carried out by the Russian Federation to combat the threats of extremism and terrorism in the Eurasian space in the current conditions of global economic, political and other changes. The author examines the legal, political, socio-economic and other measures taken by the Russian Federation in matters of ensuring stability andsecurity on the territory ofthe Eurasian continent.

The purpose ofthe work is to identify and critically comprehend the gaps and problems that have developed in the expanses of Eurasia in countering threats of an extremist and terrorist nature, as well as to formulate proposals for improving approaches to the formation of a unified Eurasian system of international security capable of promptly responding to emerging challenges and crisis phenomena, caused by the activities ofterrorist and extremist organizations. The author comes to several conclusions. Firstly, the activities of the Russian Federation to counter extremism and terrorism in the Eurasian space should be of a preventive nature, based on a systematic analysis of ongoing processes, forecasting threats based on the generalization of the data obtained. Such analytical activity is possible only with the formation of a system for the exchange of information, the consolidation ofthe collected data and their prompt transfer between the countries ofthe Eurasian region ofour planet.

Secondly, successful counteraction to extremism and terrorism is possible only if these threats are adequately perceived by the states participating in international efforts to ensure peace and security. It is impossible to ensure domestic security and international security with an active fight against terrorism, but the absence of a full-fledged counteraction to threats ofan extremist nature, which in thefuture will create a breeding groundforfurther terror.

Thirdly, successful countering extremism and terrorism goes beyond just law enforcement and military tasks. An important aspect of the fight against these threats is the elimination of the causes and conditions conducive to their spread. Such conditions include socio-economic instability, low level of education, lack of information literacy of the population, unemployment and a number ofotherfactors, unresolved ethnic, religious, cultural and other conflicts.

Keywords: terrorism, extremism, prevention, interaction, mternationalcooperation, coordination ofefforts.

For citation: Misrokov T.Z. Activities ofthe Russian Federation to Counter Extremism and Terrorism in the Eurasian Space at the Present Stage//Gaps in Russian Legislation. 2023. Vol. 16. W°5. Pp. 111-118. (in Russ.). EDN: IHMRXQ

введение

Одной из фундаментальных проблем современной евразийской безопасности является отсутствие в ней эффективной целостной системы взаимодействия между странами различных регионов этого континента по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом. На пространстве Евразии сложилось множество международных организаций и межгосударственных объединений политического, экономического, военного характера. Они далеко не всегда эффективно между собой взаимодействуют, а в некоторых случаях даже внутри отдельно взятой международной организации существуют противоречия между государствами-участниками. В настоящее время остро назрела необходимость сближения позиций государств и межгосударственных объединений по ключевым вопросам международной безопасности, в том числе противодействию угрозам экстремизма и терроризма.

Российская Федерация обладает богатым опытом противодействия угрозам экстремистского и террористического характера как на собственной территории, так и в рамках оказания помощи другим государствам. В рамках обеспечения собственной национальной

безопасности, наше государство заинтересовано в обеспечении стабильности и безопасности не только сопредельных государств, но и всех регионов, где у нашего государства есть стратегические интересы.

пробелы и проблемы в консолидации международных усилий по борьбе стерроризмом и экстремизмом в евразийском пространстве на современном этапе

Евразия охватывает огромную территорию, жители которой составляет большую часть населения Земли. Это место пересечения торговых и логистический путей, неравномерного распределения промышленных и сельскохозяйственных мощностей, стремительного роста населения и крайне неоднородного уровня жизни. Это один из самых динамично развивающихся регионов нашей планеты. Вместе с тем, это также место переплетения множества проблем и противоречий, отсутствие решения которых формирует многочисленные факторы нестабильности и создаёт благоприятную почву для усиления экстремистских движений и расширения влияния террористических организаций.

Одним из наиболее угрожающих направлений для

безопасности Российской Федерации, равно как и других стран Евразии, является центральноазиатский регион, в котором на протяжении десятилетия оставались не разрешенными как внутриполитические конфликты, так и социально-экономические проблемы. Точкой кристаллизации массива этих проблем, стал Афганистан. В настоящее время ситуация в Афганистане сложная и изменчивая, она сопровождается острейшими экономическими и политическими проблемами, возрастает угроза терроризма и оборота наркотиков, полный вывод американских войск из Афганистана создал новые проблемы безопасности [Ву Чи-Ян, 2022]. Нестабильность в этом регионе может перекинуться на страны Средней Азии, входящие в СНГ и ОДКБ, что будет прямо угрожать безопасности и жизненно важным национальным интересам Российской Федерации.

В современной системе международных отношений Среднеазиатский регион сохраняет исключительное значение, являясь точкой пересечения геополитических интересов России, США, Китая, Турции и Евросоюза и одновременно перекрестком крупнейших мировых цивилизаций: христианства, конфуцианства и ислама [Скалепов А.Н., Лагуткин Н.В., 2022]. Питательной средой для распространения экстремизма являются противоречия, возникающие на почве этнических и религиозных конфликтов, которые широко представлены как на территории Средней Азии, так и на Ближнем Востоке и в юго-восточной Азии.

Говоря о религиозных конфликтах необходимо отметить, что они возникают не только между представителями различных религиозных конфессий, но также и среди представителей различных течений в рамках одной и той же религии. Ближний Восток насыщен противоречиями, возникающими между представителями различных течений внутри ислама, чем активно пользовались и продолжают пользоваться крупные международные террористические организации, использующие различия в трактовке тех или иных религиозных текстов в целях разделения мусульманской общины и противопоставления различных её групп другдругу.

Элементы сепаратизма присутствуют во многих государствах Евразии, но если в странах Европы выступающие с сепаратистской повесткой организации во многом отошли от насильственных методов борьбы за национальное самоопределение и в основном ведут политическую деятельность, то в ряде государств Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии сепаратизм представлен вооруженной борьбой, нередко сопровождающейся террористическими актами и подпольной подрывной деятельностью.

Важным условием, позволяющим экстремистским и террористическим организациям находить постоянное пополнение своих человеческих ресурсов, является высокий уровень безработицы, особенно в среде молодого и трудоспособного населения Евразии, стремительный рост населения ряда государств юго-восточной и центральной Азии привёл к ситуации острой нехватки рабочих мест. Молодежная среда является наиболее восприимчивой к радикальным идеям и в этом отношении всегда выступала, и будет выступать крайне благоприятной почвой к культивированию идей экстремизма различной направленности [Богданов A.B., Ильинский И.И., Хазов E.H., 2021].

Касаясь вопроса перспектив трудоустройства молодёжи, мы также не можем обойти вниманием ещё одну остро стоящую проблему - низкий уровень образованности населения ряда регионов Евразии. Наиболее подверженной влиянию деструктивных идей категорией населения были и остаются люди с низким уровень образования, отсутствием доступа к благам и достижениям современной науки, искусства,литературы.

Безработица и низкий уровень образования являются маркером одной из важнейших проблем безопасности на пространстве Евразии - низкий уровень социально-экономического развития ряда государств и бедственное положения миллионовлюдей. Отсутствие средств к нормальному существованию, невозможность прокормить своих близких, бесперспективность в получении образования и нахождению постоянной работы, всё это создаёт почти идеальную среду для вербовки значительного числа людей в ряды экстремистских и террористических организаций.

Таким образом, мы видим, что проблемы противодействия экстремизму и терроризму в евразийском пространстве выходят далеко за рамки чисто правоохранительных задач и требует комплексных системных решений социально-экономического, политического, военного и иного характера, а также выработки единых стандартов к признанию деструктивных организаций экстремистскими и террористическими и согласованной политики по запрещению их деятельности, перекрытию каналов их финансирования и информационному противодействию им.

перспективы формирования новой архитектуры международной безопасности на пространстве евразии в аспекте борьбы с экстремизмом и терроризмом

В настоящее время отчетливо наблюдается процесс реконструкции системы международной безопасности, сложившейся после распада Союза Советских Социалистических Республик и прекращения действия Организации Варшавского договора. Наиболее активными инициаторами происходящих сейчас преобразований стали Российская Федерация и Китайская Народная Республика, которые своей суверенной политикой запустили объективно назревавший процесс формирования новых центров консолидации экономической, политической и военной силы. Российская Федерация, используя механизмы таких организаций как ОДКБ, СНГ, ЕАЭС, а также исторически сложившиеся на постсоветском пространстве связи стала формировать новую модель взаимодействия и сотрудничества по линии экономики и безопасности. Китайская Народная Республика благодаря стремительному росту экономической мощи стала конкурировать с такими крупнейшими экономиками мира как США и Япония, формируя в сотрудничестве с Российской Федерацией ряд международных организаций, позволяющих консолидировать значительные материальные и человеческие ресурсы для реализации общих целей в сфере обеспечения безопасности и стабильности как в пределах Евразии, так и на других континентах, в том числе Южной Америки и Африки.

В настоящее время Россия стремится продвигать ин-

ISSN 2072-3164 (print) Том16.№5 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 113

ISSN 2310-7049 (online)

теграционные проекты для поддержания своей роли в ЦА, в то время как Китай, не пренебрегая ими, старается действовать в двустороннем формате [Козинец А.И., Дмитриева М.О., 2022]. Российская Федерация оказывает стабилизирующее воздействие на постсоветском пространстве, осуществляя миротворческие миссии, проводя совместные с другими странами контртеррористические операции, формируя систему быстрого реагирования на потенциальные угрозы. В ряде возникавших в последние годы пограничных конфликтов в государствах Центральной Азии, именно посредничество Российской Федерации позволяло быстро нормализовать отношения и вернуться кдиалогу.

Именно посредническая деятельность России позволила остановить разгоревшийся с новой силой армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе, последовавший ввод туда миротворческих сил России выступил нормализующим фактором. В начале 2022 года Российской Федерации, а также другим странам-участникам Организации Договора о коллективной безопасности пришлось по запросу руководства Республики Казахстан провести оперативный ввод комплексных сил быстрого реагирования и взятие под охрану ряда стратегических объектов на территории этой страны. Связано это было с резко возросшей в этом государстве активностью групп, который действующее руководство Республики Казахстан определило как террористические. Масштаб произошедших событий, количество лиц, участвовавших в противоправных действиях, посягающих на безопасность и основы конституционного строя Республики Казахстан поразили многих своим размахом и обозначили острую проблему распространения экстремизма в тех государствах, которые длительное время казались достаточно стабильными.

201-ая военная база Вооруженных сил Российской Федерации в Республике Таджикистан, 102-я российская военная база в Республике Армения, Объединённая российская военная база «Кант» в Киргизской Республике и ряд других военных объектов выполняют роль звеньев, укрепляющих военно-техническое сотрудничество, обеспечивающих коллективную безопасность стран ОДКБ. Военное влияние России в Центральной Азии с ее военными базами и силами быстрого реагирования ОДКБ - очевидно [Ву Чи-Ян, 2022].

Вместе с тем, необходимо понимать, что обеспечение коллективной безопасности связано не только с вопросами военного характера, Российская Федерация поддерживает экономическую стабильность стран СНГ и ОДКБ посредством инвестирования в их экономики, оказания прямой и опосредованной экономической помощи, предлагая рабочие места для граждан стран Содружества. Важную роль играет энергетическая и продовольственная безопасность региона. Процессы тесной взаимозависимости различных интеграционных комплексов свидетельствуют о четко выраженной тенденции ко все более прочному взаимосцеплению национальных хозяйств Евразии, ведущему в долгосрочной перспективе к формированию более или менее целостного хозяйственного комплекса в масштабе всей Евразии [Воркунова O.A., 2021]. Мы наблюдаем многоаспектное влияние Российской Федерации на евразийскую безопасность, которое сопровождается

выстраиванием не только военных и правоохранительных, но и экономических, культурных, политических и иных связей.

пути совершенствования международной практики противодействия экстремизму и терроризму в евразийском пространстве

Безусловно, ООН является крупнейшей международной организацией, объединяющей рекордное число государств мира. Его деятельность в области поддержания стабильности огромна, и Российская Федерация, будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН, вноситзначительный вклад в процессы противодействия угрозам международной безопасности. Вместе с тем, в последние годы чётко прослеживаются тенденции по пересмотру по инициативе ряда государств Европы и Соединенных Штатов Америки, сложившейся системы принятия решений в рамках ООН. Выдвигаются предложения по переформатированию Совета Безопасности, лишению Российской Федерации права вето на принимаемые в его рамках решения и другие предложения, которые лишь снижают работоспособность этой организации и ставят под сомнение незыблемость отстаиваемых Объединенными Нациями идей и принципов.

Санкционная война против Российской Федерации, а также ряда других-государств членов ООН, проводимая в обход механизмов и принципов, согласованных в рамках этой организации, подрывает взаимное доверие, разрывает каналы связи и взаимодействия по вопросам реагирования на глобальные угрозы, такие экстремизм и терроризм.

8 сентября 2006 года Генеральной Ассамблеей ООН принята Резолюция «60/288. Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций». Это стало важным шагом по выработке единых международных стандартов противодействия терроризму. Однако, как показала дальнейшая. 15 января 2016 года Генеральный секретарь ООН представил Генеральной Ассамблее План действий по предупреждению воинствующего экстремизма, содержащий более 70 рекомендаций, адресованных государствам-членам и системе Организации Объединенных Наций и направленных на предотвращение дальнейшего распространения воинствующего экстремизма. В рамках ООН сформирован комплекс достаточно разумно проработанных документов по вопросам противодействия экстремизму и терроризму. Однако, их практическая реализация серьёзна затруднена по многим, в том числе политическим причинам.

До сих пор не сформировано единого эффективного механизма претворения в жизнь тех идей и принципов, которые заложены в актах Объединенных Наций в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом. Вызывает также вопросы тот факт, что ООН в своих актах акцентирует внимание на борьбе с воинствующим экстремизмом, периодически словно обходя вниманием примеры деятельности экстремистских организаций, которые реализуют свою деятельность, не прибегая к насильственным методам, не вступая в открытое противостояние с обществом и государством. Здесь мы

обращаемся к проблеме того, что экстремизм в отличие от терроризма, часто не воспринимается как явная угроза во многих странах, пока приверженцы радикальных идей не начинают открытое противостояние с органами государственной власти, местного самоуправления и представителями иных этнических, религиозных, культурных групп населения. При этом, в долгосрочной перспективе деятельность экстремистских организаций может нанести непоправимый вред безопасности и стабильности в обществе, если позволить экстремистской идеологии «пустить корни» в социальной среде, где имеются условия для её расширения.

Не пытаясь преуменьшить значимость достижений ООН в вопросах борьбы с экстремизмом и терроризмом, считаем важным подчеркнуть необходимость дальнейшего расширения сотрудничества в рамках и других международных организаций. Шанхайская Организация Сотрудничества, являясь одним из центров формирующегося многополярного мира, выступает за соблюдение принципов и норм международного права [Галлямова Д.А., Аминов И.Р., 2022]. В ШОС образованы механизмы, которые могут обеспечивать высокий уровень сотрудничества ее членов в сфере борьбы с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, с незаконным оборотом оружия и наркотиков [Румянцева А.К., Рахимов К. X., 2022]. Знаковым событием в этом направлении стало принятие Меморандума о сотрудничестве в борьбе стерроризмом и экстремизмом подписан ОДКБ, ШОС и СНГ. Эти организации за время своей деятельности не только сформировали обширный комплекс нормативных и программных документов по противодействию угрозам экстремистского и террористического характера, но и сумели выработать реально действующие механизмы обмена информацией, координации деятельности правоохранительных органов и специальных служб, передачи опыта. На постоянной основе между государствами-членами этих организаций проводятся совместные учения, а также специальные операции. Принятие вышеназванного Меморандума является ещё одной демонстрации того, что в деле противодействия экстремизму и терроризму возможна консолидация усилий не только в рамках одной международной организации, но и налаживание взаимодействия между различными межгосударственными структурами.

Залогом налаживания реального взаимодействия между всеми государствами, заинтересованными в обеспечении мира и безопасности, должен стать отход от сложившегося в последние десятилетия у ряда стран Запада стремления к вмешательству во внутренние суверенные дела государств, посягающего на их самобытность, исторически объективно сложившийся политико-правовой режим, культурные, религиозные особенности и систему нравственных ценностей и ориентиров. Только в условиях учёта объективного многообразия моделей существования обществ и государств можнодобиться подлинного равноправия и сотрудничества в вопросах безопасности.

Важным условием успешности противодействия экстремизму и терроризму на международном уровне является выработка общих подходов к тому, как именно определяется экстремистская и террористическая деятельность, по каким критериям те или иные органи-

зации признаются запрещенными. Унификация международного законодательства в этой сфере должна стать правовой основой для дальнейшего противодействия угрозам экстремистского и террористического характера.

В основу противодействия экстремизму и терроризму должны быть положены научно обоснованные и испытанные методы и способы предупреждения и профилактики угроз экстремистского и террористического характера, консолидация информации и иных данных, представляющих практическую важность, с последующим их анализом и выработкой адекватных мер. Такая аналитическая деятельность возможна лишь при формировании системы обмена информацией, консолидации собираемых данных и оперативной их передачи между странами евразийского региона нашей планеты.

Противодействие экстремизму и терроризму состоит, в первую очередь, не в рефлекторном реагировании на явные угрозы и насильственные действия тех или иных деструктивных групп и организаций, а, прежде всего, в устранении условий и факторов, способствующих формированию и расширению влияния таких групп и организаций. К этим условиям относятся не решаемые годами социально-экономические проблемы в образовании, занятости, обеспечении надлежащего уровня жизни людей, не разрешаемые своевременно противоречия, возникающие на почве этнических, религиозных, культурных и иных различий. Профилактическая деятельность должна осуществляться комплексно по разным направлениям с учетом имеющегося передового опыта как субъектов РФ, так и зарубежного. [Гринько С.Д., 2021].

Предлагаемая Российской Федерацией и её партнерами новая система международной безопасности ориентирована в том числе, на обеспечение роста уровня жизни и благосостояния населения всех заинтересованных государств, инвестиции в их суверенные экономики и укрепление торгово-экономических и политических связей, в том числе благодаря крупным инфраструктурным проектам в сфере энергетики, логистики, сельского хозяйства.

Нами акцентируется внимание на необходимости комбинированного использования мер экономического, политического, военного и правоохранительного характера, а также отыскании нестандартных способов консолидации усилий, учитывающих разнообразие политических режимов, типов государственного устройства и форм правления на обширных территориях Евразии.

выводы

Благодаря усилиям Российской Федерации и её партнёров удалось урегулировать ряд длительно существовавших конфликтов. Так, именно благодаря решительному вкладу Российской Федерации и Исламской Республики Иран удалось освободить значительную часть Сирийской Арабской Республики от деятельности крупных международных террористических организаций. В настоящее время наблюдается стабилизация отношений Сирийской Арабской Республики с Турецкой Республикой, Объединенными Арабскими Эмиратами и рядом других государств. При посредни-

/55М 2072-3164 (рпМ) Том16.№5 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 115

ЖЫ 2310-7049 (опПпе)

честве Китайской Народной Республики наблюдается нормализация отношений между Королевством Саудовская Аравия и Исламской Республикой Иран, что всего 10 лет казалось практически невозможным. Эти и другие шаги по преодолению ранее сложившихся противоречий являются одним из необходимых условий консолидаций усилий по противодействию экстремизму и терроризму.

Нами подчеркивается необходимость сохранения уже существующих достижений в рамках ООН, однако, следует акцентировать, что потенциал успешной реализации решений этой международной организации в настоящее время серьёзно снижен в силу санкцион-ной войны против Российской Федерации, Исламской Республики Иран, Турецкой Республики и ряда других государств, ведущих независимую и самостоятельную политику. В этой связи следует обратиться на накопленному опыту таких организаций как ШОС, ОДКБ, ЕАЭС и выработать новые подходы к координации усилий по противодействию экстремизму и терроризму. При создании СНГ, ШОС и ОДКБ одной из приоритетных задач было обеспечение безопасности обширного евразийского пространства. По этой причине данные организации во многом придерживаются схожих позиций в сфере безопасности, что дает им возможность сообща бороться против международного терроризма [Закиров Б.Б., 2022].

Полагаем целесообразным акцентирование внимания на предупредительных и профилактических действиях, создании системы информационной безопасности и налаживании каналов обмена информацией с целью оперативной координации усилий, в том числе в рамках правоохранительной деятельности.

Предлагаем Российской Федерации и другим странам, реально заинтересованным в обеспечении безопасности в евразийском пространстве, разработать единую евразийскую стратегию противодействия экстремизму и терроризму, которая вобрала бы в себя лучшие правовые идеи, принципы и механизмы, которые были сформулированы в рамках ООН, ШОС, ОДКБ, СНГ, ЛАГ и других международных организаций. В дальнейшем необходимо проводить работу по привлечению к участию в этой стратегии как можно большего числа стран континента.

Акцентируем внимание на важности формирования единых подходов к запрещению деятельности организаций, цели и задачи которых подпадают под признаки террористических и экстремистских. Невозможно противодействовать угрозам экстремистского характера и террористическим действиям, если в одних странах занимающиеся ими организации запрещены, а в других они полулегально или легально действуют без каких-либо затруднений. Борьба с экстремизмом и терроризмом является именно тем полем взаимодействия, где в успешности действий заинтересованы все государства, вне зависимости от их политических, экономических и иных интересов, поскольку террористические и экстремистские организации в долгосрочной перспективе неизбежно наносят в долгосрочной перспективе ущерб безопасности и стабильности любого государства, где их деятельность по тем или иным причинам не пресекается.

Следует подчеркнуть, что именно противодействие экстремизму и терроризму является тем пространством для взаимодействия и сотрудничества, на основе которого можно сформировать фундамент новой структуры евразийской безопасности. Сотрудничество в этом направлении способно стать первым серьёзным шагом на пути преодоления многочисленных противоречий между государствами и их альянсами и объединениями и формирования новых политических, экономических, логистических, информационных и иных связей.

заключение

Анализ текущего состояния безопасности на евразийском пространстве позволяет судить о высоком уровне террористических и экстремистских угроз, существующих на фоне дестабилизации старой системы международной безопасности. Этим определяется объективная необходимость формирования новой архитектуры евразийской безопасности, учитывающей национальные интересы множества государств, составляющих международное пространство, а также отход от ранее применявшейся странами европейского сообщества системы навязывания собственной системы ценностей. Новый облик евразийской системы безопасности должен учитывать разность и сложность социально-экономических, политических, природно-географических и исторических условий формирования государств Евразии и способствовать сближению позиций по наиболее ключевым вопросам международной безопасности, в том числе в сфере противодействия экстремизму и терроризму. Крайне важным элементом обеспечения устойчивости конструкции международной евразийской безопасности является разрешение существующих и «тлеющих» конфликтов, в том числе на Ближнем Востоке, в Центральной и Юго-Восточной Азии, поскольку они создают питательную среду для транснациональной террористических организаций.

Новая модель международной безопасности как на территории Евразии, так и повсеместно должна быть основана на уважении суверенитета государств, отказа от вмешательства во внутренние дела стран посредством спонсирования и поддержки радикальных движений и организаций, недопустимости дестабилизации внутригосударственной системы управления с целью смены неугодных режимов. Продвигаемая Российской Федерацией и её партнёрами идея новой конструкции международной безопасности представляется более привлекательной для большинства стран мира, поскольку она не посягает на самобытность того или иного государства, не навязывает чуждые тем или иным сложившимся культурно-историческим общностям ценности и основывается на выстраивании взаимовыгодного сотрудничества, основанного на равноправии и доверии.

Противодействие экстремизму и терроризму в евразийском пространстве представляет собой комплексную системную задачу, в решение которой должны быть вовлечены все заинтересованные государства и их объединения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданов A.B., Ильинский И.И., Хазов E.H. Терроризм и экстремизм - угроза современной цивилизации // Вестник экономической безопасности. 2021. № 1. С. 181-187.

2. Ву Чи-Ян. Взаимодействие стран-участниц в рамках ОДКБ // Постсоветские исследования. 2022. № 6. С. 645-646.

3. Ву Чи-Ян. Проблема участия и взаимодействия государств СНГ в рамках ШОС // Постсоветские исследования. 2022. № 7. С. 703-710.

4. Галлямова Д.А., Аминов И.Р. Роль ШОС в международной безопасности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 12-1. С. 78-81.

5. Гринько С.Д. Профилактика молодежного экстремизма // Государственная служба и кадры. 2021. № 1. С. 133-135.

6. Закиров Б.Б. О роли Шанхайской Организации Сотрудничества в сфере региональной и международной безопасности // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 8 (122). С. 77.

7. Козинец А.И., Дмитриева М.О. Меняющийся баланс сил в Евразии и перспективы российско-китайского сотрудничества // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. № 3. С. 73-88.

8. Румянцева А. К., Рахимов К. X. Роль ШОС в противодействии терроризму в странах Центральной Азии // Постсоветские исследования. 2022. № 8. С. 835-846.

9. СкалеповА.Н.,ЛагуткинН.В. Среднеазиатский регион на перекрестке геополитических стратегий // Военная мысль. 2022. № 2. С. 6-20.

10. Воркунова O.A. Внешние и внутренние угрозы безопасности стран ЕАЭС и проблемы миростроитель-ства // Постсоветские исследования. 2021. № 8. С. 679-694.

REFERENCES

1. BogdanovA.V., Il'inskiy I.I., Khazov E.N. Terrorism and extremism - a threat to modern civilization // Bulletin of Academy of economic security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 1. pp. 181-187.

2. Wu Chi-Yuan. Interaction of the participating countries within the framework of the CSTO // PostSoviet Studies. 2022. № 6(5). pp. 645-646.

3. Wu Chi-Yuan. The problem of participation and interaction of the CIS states within the SCO // PostSoviet Studies. 2022. № 7(5). pp. 703-710.

4. Gallyamova D.A., Aminov I.R. The SCO'S role in international security // International Journal of Humanities and Natural Sciences, № 12-1(75), pp. 7881.

5. Grinko S.D. Youth extremism prevention // Civil service and personnel. 2021. № 1. pp. 133-135.

6. Zakirov B.B. On the role of the Shanghai Cooperation Organization in regional and international security // International Research Journal, № 8 (122), 2022. pp. 77.

7. Kozinets A. I., Dmitrieva M. O. The changing balance of power in Eurasia and prospects for Russian-Chinese cooperation // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2022. № 3. pp. 73-88.

8. Rumyantseva A.K., Rakhimov K.Kh. The SCO's role in countering terrorism in Central Asian countries // Post-Soviet Studies. 2022. № 8 (5). pp. 835-846.

9. Skalepov A.N., Lagutkin N.V. Central Asia at the Crossroads of Geopolitical Strategies // Military Thought. 2022. № 2. pp. 6-20.

10. Vorkunova O.A. External and internal threats to the security of the EEC countries and problems of peacebuilding // Post-Soviet Studies. 2021. № 4(8). pp. 679-694.

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью «Деятельность Российской Федерации по противодействию экстремизму и терроризму в евразийском пространстве на современном этапе», подготовленную старшим преподавателем кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин СКИ(ф) КрУ МВД России Мисроковым Тенгизом Замировичем

Экстремизм и терроризм являются одним из серьёзнейших вызовов современной международной безопасности, а также значительной угрозой стабильности и защищенности каждого отдельного взятого государства. Происходящие в евразийском пространстве процессы перестройки архитектуры ранее сложившейся системы безопасности, формирование новых центров экономической, политической, военной, энергетической мощи ставят вопросы о поиске новых форматов взаимодействия и сотрудничества по проблемам противодействия угрозам экстремистского и террористического характера.

Подготовленная Мисроковым Т.З. научная статья представляет теоретический интерес и практическую значимость, поднимая сложную и при этом крайне актуальную проблематику, предлагая пути решения задач, остро стоящих в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом.

Сформулированные в научной статье выводы основаны на объективных данных и представляются верными. В своей работе автор опирается на актуальные научные статьи, опубликованные в журналах и изданиях, включенных перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор статьи правильно акцентирует внимание на том, что именно совместная борьба с угрозами экстремистского и террористического характера является тем потенциальным фундаментом, на котором можно выстроить новую модель международного взаимодействия по вопросам обеспечения безопасности с привлечением широкого спектра государств, различных по своей форме правления, государственному устройству, политическому режиму и сфере национальных интересов.

ISSN 2072-3164 (print) Том16.№5 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 117

ISSN 2310-7049 (online)

Выдвигаемые автором статьи предложения логичны и обоснованны, они соответствуют объективно сложившимся требованиям к реализации новых подходов по обеспечению скоординированного международного противодействия экстремизму и терроризму в евразийском пространстве, с учётом суверенных интересов различных государств этого континента.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что научная статья «Деятельность Российской Федерации по противодействию экстремизму и терроризму в евразийском пространстве на современном этапе», подготовленная старшим преподавателем кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин СКИ(ф) КрУ МВД России Мисроковым Тенгизом Замировичем, соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам такого вида, представляет теоретическую ценность и практическую значимость, заслуживает положительной оценки и можетбыть рекомендована к опубликованию.

Рецензент: Профессор кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат политических наук З.З.Маздогова

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 93,04%

Статья поступила в редакцию 29.05.2023, принята к публикации 29.06.2023

The article was received on 29.05.2023, accepted for publication 29.06.2023

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Мисроков Тенгиз Замирович, канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. SPIN-код: 46143180; AuthorlD: 890723. E-mail: [email protected]

ABOUTTHEAUTHOR

Misrokov Tengiz Zamirovich, Cand.Sci.(Law), Senior Lecturer of the State, Civil and Law Disciplines Department, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. SPIN-code: 4614-3180; AuthorlD: 890723. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.