Научная статья на тему 'Деятельность работников печати и радио в условиях военного времени'

Деятельность работников печати и радио в условиях военного времени Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
469
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СОВЕТСКИЙ ПАТРИОТИЗМ / GREAT PATRIOTIC WAR / MASS-MEDIA / SOVIET PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Одинаев Алиджон

В статье анализируется деятельность работников печати и радио Таджикистана в суровые годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Отмечается, что в военные годы деятели средств массовой информации республики направили свою деятельность для воспитания трудящихся в духе любви к Родине и ненависти к фашистским оккупантам. Выявлена роль печати и радио как важнейшего средства идейно-политического воспитания масс, мобилизации материальных и моральных сил республики на отпор врагу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Activities of the Employees Engaged in Press and Radio under the Conditions of War Time

The article dwells on the activities of the employees engaged in press and radio of Tajikistan in the severe years of the Great Patriotic War in 1941-1945. The main emphasis of the article is laid on the fact that in the war years the employees engaged in mass media aimed their activities at the upbringing of the working people in the spirit of love for motherland and hatred for fascist invaders.

Текст научной работы на тему «Деятельность работников печати и радио в условиях военного времени»

А. Одинаев

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОТНИКОВ ПЕЧАТИ И РАДИО В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Ключевые слова: новейшая история таджикского народа, Великая Отечественная воина, средства массовой информации, советский патриотизм.

В период Великой Отечественной войны еще больше возросла роль средств массовой информации и пропаганды. Это было связано с усилившимся интересом всех советских людей к политике, к событиям, происходившим на фронте и в тылу, к международному положению. И задача средств массовой информации заключалась в том, чтобы при уменьшившихся материальных возможностях, слабой полиграфической базе, острой нехватке квалифицированных работников удовлетворить эти запросы, полнее обслуживать воинов Красной Армии и тружеников тыла оперативной информацией.

Особенно значительно возросла потребность в печатных изданиях в тыловых районах, гуда прибыло значительное количество эвакуированного населения. Однако партия вынуждена была пойти на сокращение числа газет в тылу. Во-первых, в стране почти вдвое увеличилось количество военных газет, а, во-вторых, производство бумаги, в силу ряда объективных причин, вызванных войной, сократилось в 1942 г. по сравнению с 1941 г. в четыре раза.

С первых же дней войны газеты республики перестроили свою работу на военный лад. Передовые и редакционные статьи, короткие и лаконичные заголовки и рубрики местной печати открыто говорили о той опасности, которая нависла над нашей Родиной, призывали решительно бороться с благодушием и беспечностью, помогали партийным организациям мобилизовать все силы на разгром врага. «Не

топтать фапшстскому сапогу нашу священную землю», «Победа буцет за нами», «Обуздать гитлеровские банды», «К бою мы готовы, считайте нас мобилизованными», «Наше оружие—высокая производительность труда», «Выполним с честью свой долг перед Родиной - выше социалистическую дисциплину труца» - все эти призывы, набранные броским, крупным шрифтом, выражали глубокую ненависть трудящихся к лютому врагу, их решимость драться до последней капли крови за свободу и независимость любимой Родины (1).

На страницах всех газет прижились рубрики: «На фронтах Отечественной войны», «Тыл и фронт едины», «От Советского информбюро», «Изучай военное дело».

Основными темами республиканских, областных и районных газет стали патриотизм трудящихся масс, работа по обслуживанию фронта, пропагандистские статьи, воспитывающие у населения организованность, дисциплину и бдительность. Так, ленинабадские областные газеты «Стахановчи» и «Стахановец» провели значительную работу по оказанию помощи в развертывании социалистического соревнования и стахановского движения, по мобилизации масс на усиление помощи фронту. Партийный, советский актив и интеллигенция, стахановцы принимали все более активное участие в работе газет. На их страницах систематически публиковались сообщения Совинформбюро, подборки материалов о патриотических делах тружеников области. В июле 1941 г. газета «Стахановец» под общим заглавием «Каждый должен быть бойцом на своем посту» опубликовала ряд материалов, рассказывающих о героическом труде многих ленинабадцев [5].

Благодаря повседневному руководству и помощи со стороны ЦК КП (б) Таджикистана значительно улучшили работу редакции республиканских газет «Точикистони Сурх» и «Коммунист Таджикистана». Они поднимали на своих страницах острые вопросы перестройки народного хозяйства на военный лад, мобилизации трудящихся на самоотверженный труд во имя победы над врагом, систематически публиковали статьи и заметки, освещающие ход Великой Отечественной войны, вопросы международного положения и морально-политического единства советского народа, обобщали опыт агитационно-пропагандистской и воспитательной работы партийных и комсомольских организаций.

В годы войны «Точикистони Сурх» живо и доходчиво пропагандировала правду о жизни тех суровых дней, укрепляла в сознании читателей уверенность в победе над врагом. Редактором газеты был Самад Гани, а также в нём работали СХасанов, К.Холматов, Х.Сохибов, Н.Исхокбоев и другие. Надо отметить, что со статьями, очерками в нём постоянно выступали поэты и писатели Таджикистана. Так, в 1943 году на странице газеты был опубликован рассказ писателя Фотеха Ниязи «Интикоми точик». В нем писатель говорил о подвиге таджикского воина Кабира Комилова, который взял в плен фашистского солдата [8].

В газете часто публиковали очерки, рассказы и стихи Джалола Икроми, М.Турсунзаде и А.Лахути. Так, в 1944 году, 21 мая в газете «Точикистони Сурх» разместили рассказ Дж.Икроми «Достони марди шерафкан», стихи А.Лохути «Хушбахти» [9].

Корреспондент газеты Н.Исокбоев 24 ноября 1944 г. написал статью о подвиге Кузи Хушвактова, который в ходе боя уничтожил нескольких фашистских солдатов [10].

Публиковались статьи и о подвигах работников тыла. Так, корреспондент Ю.Маджидов в своей статье говорил об опыте работы колхоза им. Буценнош Курган-Тюбинскош района. Газета «Коммунист Таджикистана» тоже постоянно информировала читателей о подвиге таджикских воинов и о деятельности труцовых коллективов республики. Главным редактором газеты в годы войны был А.М.Мальшаков. В редакции газет работали корреспонденты А.Гойфман, И.Псчсрский. А.Туман-ский, Л.Голубушкина. На страницах газеты публиковались статьи, информация о подвигах посланцев Таджикистана на фронтах войны, о работе промышленных предприятий и колхозов.

Корреспондент газеты В.Нежинский опубликовал статью о подвиге снайпера Ходжи Кобилова, который убил в ходе боев 49 немецких солдат [2].

Кроме того, часто на страницах газеты критиковалась слабая работа предприятий и организаций. В статье собкора газеты А.Гойфмана «К чему приводит расхлябенность» говорилось о недостатках в работе Сталинабадского хлопбумкомбината [7].

Перестраивали свою работу областные газеты «Стахановчи» и «Стахановец». В газете «Стахановчи» редактором был писатель Ходжи Содик, а в газете «Стахановец» - А.К.Токмаков. В указанных

— 94 - ~ номаи донишгох'^)

газетах печатались статьи о подвиге воинов, о работе трудовых коллективов.

Корреспондент Ш.Хусейнзода написал статью о подвиге И.Хамзаалиева [3]. О подвиге ленинабадского воина А.Ходжибаева писал корреспондент П. Днепровский.

На страницах областных газет были организованы рубрики: «Во имя Победы», «Всё для фронта», «За Родину», «На фронтах войны».

В них постоянно публиковались статьи, письма воинов своим землякам, информация о ходе военных действий и другие.

В годы войны, в 1942 году по инициативе С.Улугзаде был издана фронтовая газета «Хакикати аскари сурх», редактором которой был Саттор Гаффоров. Газета выходила один раз в количестве 300 экземпляров. Она предназначалась для всех солдат, посланцев Таджикистана.

Корреспондент газеты И.Бакаев опубликовал статью «Взвод Хамида Солиева». Таджикский воин Х.Солиев лично в одном бою уничтожил 8 фашистских солдат [14, 87].

В 1943 году редактором газеты «Хакикати аскари сурх» был назначен Фотех Ниязи. На страницах газеты часто публиковались статьи, стихи, рассказы русских писателей и поэтов К.Симонова, А. Твардовского, М.Матусовского и других. В статье «Офицери намунакор» говорилось о лейтенанте медицинской службы Х.Кориеве, который спас жизни 89 солдат [10].

10 июня 1043 года была издана газета «Фрунзевец», где редактором был А.Назаров, а заместителем - Солех Раджабов. Штатными сотрудниками газеты были К.Лутфуллоева и О.Джалолов.

С анализом номеров газеты часто выступали офицеры М.Осими, Ю.Бобоев, М.Бекматов и другие. М.Осими в своей статье «Аз паи душман» рассказывал о подвиге братьев Б. и З.Осимовых на Карельском фронте [13, 157].

В газете под рубрикой «Ба ёрии чанговари чавон» (В помощь молодому воину) публиковались статьи об использовании автомата, гранаты, изучение техники врага, роль дисциплины в победе и другие.

Ввиду нехватки бумаги временно было прекращено издание газет «Пионер Таджикистана» (на таджикском и русском языках), «Васи-яти Ленин» и «Газетаи муаллимон», многотиражных газет ряда кол-

хозов. Перестали также выходить журналы «Большевики Точикистон», «Бо рохи Ленин», «Мактаби Совета», «Шарки Сурх» и «Здравоохранение Таджикистана». Были внесены изменения в форматы, тиражи и периодичность издания ряда других газет. В частности, для республиканских газет «Точикистони Сурх» и «Коммунист Таджикистана» устанавливался выход три раза в неделю на двух полосах и три раза - прежним форматом.

Резко сократились объем и периодичность издания областных, районных и многотиражных газет; было запрещено издание ведомственных периодических и разовых бюллетеней, инструкций и других печатных изданий, не связанных с оборонной тематикой. Несколько позже, 25 августа 1941 г. ЦК КП (б) Таджикистана признал необходимым слить газету «Комсомолец Таджикистана» с «Коммунистом Таджикистана», «Комсомоли Точикистон» с «Точикистони Сурх» и «Комсомоли Бадахшон» с «Бадахшони Сурх», создав в этих партийных газетах отделы комсомольской жизни. В результате этого число журналов сократилось с 12 в 1941 г. до двух в 1942 г., а количество вышедших за год номеров - с 32 до 5. Число газет соответственно сократилось с 79 до 62 [4, 45-57].

Могучим средством мобилизации трудящихся на выполнение хозяйственно-политических задач и политической информации масс в годы Великой Отечественной войны являлось центральное и местное радиовещание. Проводя огромную агитационно-пропагандистскую и организаторскую работу, радио, как и печать, служило рычагом, с помощью которого партийные организации направляли усилия рабочих и колхозников на выполнение и перевыполнение плановых заданий, на увеличение выпуска продукции, необходимой для нужд фронта.

С начала войны радиовещание в республике велось 52 радиоузлами Наркомата связи, а также радиоузлами ведомственного подчинения. Одновременно в большинстве политотделов МТС и совхозов были организованы радиоустановки и организовано коллективное прослушивание радиопередач.

Для Таджикистана радио имело особо важное значение, по-скольку в годы войны из-за транспортных затруднений газеты и журналы, особенно в отдаленные высокогорные районы, доставлялись с большим опозданием. Радио же давало возможность быстрого получения ин-

формации в любых уголках республики. Если в 1940 г. (на конец года) в Таджикистане имелось 12 611 радиоточек, то в 1945 г. -16727, количество радиоузлов за этот период увеличилось с 45 до 70 [5, 126].

Особенно повысилась роль рацио как средства оперативной политической информации о положении на советско-германском фронте и важнейших событиях в жизни страны и за рубежом. По таджикскому рацио два раза в день, утром и вечером, стали передаваться сводки Сов-информбюро, в которых кратко излагались оперативные действия на фронтах, рассказывалось о трудовом героизме тружеников тыла.

Особое внимание обращалось на усиление работы пунктов коллективного радиослушания - клубов, чайхан, красных уголков, ибо коллективное прослушивание давало возможность использовать каждую радиопередачу для обсуждения, обмена мнениями, живой беседы радиослушателей.

Об основных направлениях и тематике радиовещания можно суцить на примере деятельности республиканского радиокомитега за 1942 г. Главное внимание уцелялось общественно-политическим передачам, имеющим целью мобилизовать труцящихся республики на выполнение и перевыполнение производственных планов, дальнейшее развитие всех отраслей промышленности и сельского хозяйства, на пропаганду знаний военного дела, на поднятие идейно-политического уровня масс, всемерное усиление большевистской бдительности. Из 470 статей, переданных в 1942 г. по редакции политического вешания, 365 были посвящены местной тематике.

Особой популярностью пользовались передачи редакций «Последних известий» на таджикском и русском языках. Красной нитью во всех информациях, беседах, выступлениях и очерках этой редакции проходили вопросы Всесоюзного социалистического соревнования. В «Последних известиях» широко освещался материал о помощи тыла фронту: сбор теплой одежды и подарков фронтовикам, забота о семьях военнослужащих, эвакуированных детях.

Редакция литературно-драматического вещания большинство материалов посвящала показу героев Великой Отечественной войны и труцо-вых подвигов советских людей в тылу. Этой редакцией за 1942 г. было организовано 519 передач на русском, таджикском и узбекском языках, из них 85 передач - на таджикском языке на тему «Герои Отечественной войны» и 45 передач - на тему «Герои тыла».

В 1943 году радиоюмитетом были проведены мероприятия по улучшению радиовещания и усилению его влияния на массы. Перводы сводок Совинформбюро, приказов Верховного главнокомандующего и других материалов на таджикском и узбекском языках запаздывали и часто передавались только на следующий день. Чтобы ликвидировать этот недостаток, была создана специальная ночная редакция переводчиков.

В начале войны председателем комитета Таджикрадио был профессиональный журналист Николай Архипов, который до 1943 года находился на этом посту. В 1943 году председателем был назначен Хаким Шарипов [11, 15]. Он вначале был директором радио ив 1941 году добровольцем ушел на фронт.

На республиканском радио в качестве диктора в годы войны работали А.Назаров, С.Бурхонов, К.Лутфуллаева. В передачах радио военно-патриотическая тематика была одной из основных передач.

9 августа 1943 г. ЦК КП (б) Таджикистана, обсудив вопрос «О состоянии радиофикации и радиовещания в республике», наметил конкретные мероприятия по его улучшению.

Руководствуясь решением ЦК, Комитет по радиовещанию при СНК Таджикской ССР, обкомы, горкомы и райкомы партии значительно улучшили работу по организации радиовещания. Передаваемые по радио материалы стали более злободневными и политически острыми. «Последние известия» и сообщения ТАСС транслировались фазу же вслед за Москвой на таджикском и узбекском языках. Увеличился объем передач: если в 1942 г. по Сталинабадскэй радиостанции он составлял в сутки 13 часов 10 минут, то в 1943 г.-15 часов 30 минут. Организованы были новые передачи - для молодёжи и женщин; регулярно передавался сельскохозяйственный выпуск. Увеличилось количество статей и выступлений по радио руководящих партийных, советских, комсомольских и хозяйственных работников. В 1943 г. была введена в практику организация спецпередач для народных строек.

Кроме того, по радио часто передавались фельетоны и памфлеты С. Айни, А.Дехоти, М.Миршакара, С.Гани и других, которые имели военно-патриотический характер.

Всесторонне освещая героический труд народа, радио всемерно содействовало развитию многообразных форм народной инициативы

по усилению помощи фронту.

Патриотический почин работников железной дороги Сталинабада и колхозников сельхозартели имени Фрунзе Ленинабадской области по сбору теплых вещей для фронтовиков широко пропагандировался в передачах радио республики.

Таким образом, в период Великой Отечественной войны под руководством партийных организаций республики вся деятельность средств массовой информации была полностью подчинена интересам фронта. Газеты и журналы, радио, стенная печать повседневно разъясняли трудящимся политическую обстановку, честно и открыто говорили о нависшей над пашей страной смертельной опасности, призывали покончить с беспечностью и благодушием, способствовали развертыванию социалистического соревнования, воспитывали трудящиеся массы в духе советского патриотизма, ненависти к немецко-фашистским оккупантам, готовности отдать все силы для разгрома врага.

Периодическая печать и радио являлись важнейшим средством идейно-политического воспитания масс, мобилизации материальных и моральных сил республики на отпор врагу Усиливая влияние на широкие слои населения, они позволили поднять на более высокий уровень всю массово-политическую и воспитательную работу.

Работники средств массовой информации Таджикистана мужественно преодолели школу идейно-художественного созревания и внесли достойный вклад в дело духовного обогащения и воспитания трудящихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коммунист Таджикистана, 1941, 24 июня;

2. Коммунист Таджикистана, 1943, 17 июля;

3. Коммунист Таджикистана, 1943, 7 июля;

4. Печать Таджикской ССР, 1928-1958. Статистические материалы, с. 45-57.

5. Рахмонов М.Р. Роль Компартии Таджикистана в улучшении работы [флтлрно- просветительных учреждений в период Великой Отечественной войны. Учен. зап. Душанбинского госпединстшута, т. 64, с. 126.

6. Стахановец, 1941, 8 июля.

7. Стахановчи, 1944, 20 января.

8. Точикистони Сурх, 1943, 9 февраля.

С _ УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ~ 99 ~

9. Точикистони Сурх, 1944, 21 мая.

10. Точикистони Сурх, 1944, 24 ноября.

11. Телевизион ва радиои Точикистон дар масири таърих. Д. 2011, с. 15.

12. Хакикати аскари сурх, 1944, 1 марта.

13. Х.Шарипов. Оинаи рузгори сарбозон., 2003, с. 157.

14. Х.Шарипов. Оинаи рузгори сарбозон, 2003, с.87.

Деятельность работников печати и радио в условиях военного времени

А.Одинаев

Ключевые слова: Новейшая история таджикского народа, Великая Отечественная воина, средства массовой информации, советский патриотизм.

В статье анализируется деятельность работников печати и радио Таджикистана в суровые годы Великой Отечественного войны 1941-1945 гг.

Отмечается, что в военные годы деятели средств массовой информации республики направили свою деятельность для воспитания трудящихся в духе любви к Родине и ненависти к фашистским оккупантам. Выявлена роль печати и радио как важнейшего средства идейно-политического воспитания масс, мобилизации материальных и моральных сил республики на отпор врагу.

The Activities of the Employees Engaged in Press and Radio under the Conditions of War Time

A. Odinaev

Key words: the Great Patriotic War, mass-media, Soviet patriotism.

The article dwells on the activities of the employees engaged in press and radio of Tajikistan in the severe years of the Great Patriotic War in 1941-1945. The main emphasis of the article is laid on the fact that in the war years the employees engaged in mass media aimed their activities at the upbringing of the working people in the spirit of love for motherland and hatred for fascist invaders.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.