УДК 002.2(571.6)"1941/1945"
Перепёлкина Александра Николаевна - канд. ист. наук, доцент кафедры истории и культуры Дальневосточного института управления - филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (г. Хабаровск). Тел.: (4212) 30 67 27
Елфимова Александра Прокопьевна - канд. ист. наук, доцент кафедры истории и культуры Дальневосточного института управления - филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (г. Хабаровск). Тел.: (4212) 30 67 27
А.Н. Перепелкина А.П. Елфимова
A.N. Perepelkina A.P. Elfimova
Дальневосточные газеты в годы Великой Отечественной войны
В статье рассматриваются деятельность газет в годы Великой Отечественной войны, особенности перестройки печати. Особое внимание уделяется раскрытию специфических форм и методов её работы с различными категориями населения.
The Far-Eastern newspapers during the Great Patriotic war
This article is devoted to activities of the newspapers during the Great Patriotic war, the features of printing reconstruction. The special attention is paid to the specific forms and methods of work with various categories of the inhabitants.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, дальневосточная печать, перестройка, газетные обзоры, оргнабор, агитация, журналистские кадры, Совинформбюро, «газетные витрины», партийные комитеты, патриотизм.
Keywords: the Great Patriotic war, the Far-Eastern press, reconstruction, press reviews, agitation, journalists, Information Bureau, «the newspaper showcases», party committees, patriotism.
В годы Великой Отечественной войны дальневосточная печать отражала не только общие закономерности и направления деятельности, характерные для всей прессы страны, но ей были присущи и специфические особенности, формы и методы работы. Будучи глубоким, по сравнению с
западными регионами СССР, Дальний Восток одновременно являлся пограничным с милитаристской Японией, а с августа 1945 г. стал прифронтовым. Этим определялись основные направления деятельности местной печати, которые сводились к: разъяснению цели и характера Отечественной войны; воспитанию патриотизма, ненависти к фашистским агрессорам; укреплению союза народов нашей страны, воспитанию советских людей в духе дружбы и братского единства; организации слаженной работы тыла, мобилизации экономических и людских ресурсов страны под лозунгом: «Все для фронта! Все для победы!».
Видное место в патриотическом воспитании трудящихся занимали выступления дальневосточных газет о помощи семьям воинов, раненым бойцам, освобожденным городам, о шефстве над госпиталями. Эта помощь исчислялась миллионами рублей, собранными населением Дальнего Востока России.
На первый план ставились вопросы экономической деятельности региона. Начавшаяся война заставила пересмотреть народно-хозяйственные планы, структуру развития экономики, особое внимание обращалось на выпуск оборонной продукции, капитальное строительство, рыбную промышленность. Из группы строящихся предприятий были выделены наиболее нужные для военной экономики: окончание строительства Амурстали - первенца металлургической промышленности на Дальнем Востоке, - начатого в третьей пятилетке, а также нефтепровода Оха -Комсомольск, нефтеперерабатывающего завода в г. Комсомольске; строительство первого на Колыме мартена на Оротуканском заводе горного оборудования. Все они были введены в эксплуатацию в 1942 г.
Быстрыми темпами стали развиваться горнодобывающая, угольная, нефтедобывающая, перерабатывающая и рыбная промышленности. Заметно увеличились грузоперевозки на железнодорожном и водном транспорте.
Особые задачи стояли перед сельским хозяйством. Колхозы и совхозы, расположенные в восточных районах страны, должны были возместить временную потерю в продовольствии и сырье. А для этого надо было превратить Дальневосточный край из потребляющего в производящий. Эта задача четко была определена в статье первого секретаря Хабаровского крайкома партии Г.А. Боркова, опубликованной в газете «Правда» [1]. В ней говорилось, что на Дальнем Востоке есть все возможности для создания собственных продовольственных ресурсов и удовлетворения своих нужд, в основном, за счет внутренних резервов.
Во всей сложности встала перед дальневосточниками проблема кадров. На Дальнем Востоке России, заселенном меньше других районов страны, острее ощущался недостаток рабочей силы. С началом войны перестали существовать такие формы ее комплектования, как вольный наем и оргнабор из других районов страны. К тому же, многие рабочие и колхозники призывались в армию. Так, только из рыбной промышленности Хабаровского края, не считая рыболовецких колхозов, в первые месяцы войны ушли в армию более 12300 чел., с Дальневосточной и Амурской железных дорог -
8741 чел. Значительно сократилось число занятых в сельском хозяйстве. Если в 1940 г. насчитывались 134,8 тыс. трудоспособных колхозников, то в 1944 г. - их осталось всего 86, 5 тыс. чел. [2].
Как видно, хозяйственные задачи Дальнего Востока были настолько сложны и объемны, что решить их можно было только опираясь на сознательность, трудовую, творческую активность людей, которые в этих условиях должны были работать за двоих, троих, четверых.
В короткое время местные органы смогли перестроить сложное хозяйство Дальнего Востока России и организовать военное производство. Начавшееся патриотическое движение тружеников тыла за своевременное и качественное выполнение заданий фронта, за бесперебойное снабжение его продовольствием, техникой, обмундированием объединяло, сплачивало людей всех национальностей. Важнейшим эффективным средством в осуществлении этих сложных задач была печать.
В новых условиях потребовалась и организационная перестройка прессы: развитие военной печати, пополнение ее журналистскими кадрами, создание новых печатных органов, сокращение объема, периодичности и тиража тыловых изданий.
Большую роль в перестройке печати на военный лад, в совершенствовании руководства прессой сыграли известные Решения партии: «О работе военных корреспондентов на фронте»; «О задачах районных, областных, краевых и республиканских газет в связи с уборкой урожая и заготовками сельскохозяйственных продуктов в 1942 г.»; «О недостатках газет в освещении работы промышленных предприятий» и др. [3]. Основное внимание в них было уделено улучшению деятельности местной прессы.
В то же время, условия работы значительно изменились: уменьшились объемы, тиражи, районные газеты стали выходить один раз в неделю. Все это требовало совершенствования журналистского мастерства. Об этом говорилось в Письме Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) «О работе районных газет». Особо подчеркивалось, что в условиях войны газеты должны на конкретных, близких и понятных фактах из местной практики, из жизни своего района, области и страны учить, воспитывать массы и организовывать их на решение стоящих задач.
Всегда в местных изданиях стоял вопрос экономного использования газетной площади. Особенно злободневным стал он в годы войны в связи с резким сокращением производства бумаги, увеличением количества военной печати. В марте 1942 г. в Письме «О работе районных газет» Управление агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) вновь напомнило, что необходимо «... соблюдать строжайшую экономию газетной площади: отказаться от громоздких «шапок», добиваться более плотной верстки и т. д.» [4]. В том же году было издано специальное письмо, предупреждавшее редакции от злоупотребления крупными шрифтами, чрезмерно большими клише и излишними заставками [5].
Придавая большое значение оперативному информированию советского народа о ходе военных действий, о трудовых успехах тыла, о борьбе в тылу врага, Политбюро ЦК решило создать Советское информационное бюро. Первое сообщение Совинформбюро было опубликовано 25 июня 1941 г. С этого времени его сводки выпускались ежедневно. Они служили важным средством массово-политической работы, пользовались огромной популярностью у трудящихся.
Перестройка дальневосточной печати, ее деятельности в условиях войны была составной частью единого процесса, происходящего в прессе страны. Общие политические установки партии благодаря дальневосточным партийным организациям получали (с учетом специфики региона) местную конкретизацию и трансформировались в программу деятельности дальневосточной печати. Оперативное и точное донесение до трудящихся материалов Совинформбюро помогало газетам осуществлять военно-патриотическое, национальное воспитание масс, мобилизацию всех сил дальневосточников на решение задач военного времени.
При этом, следует подчеркнуть, что условия работы дальневосточной печати осложнялись еще и тем, что огромная территория Дальнего Востока России начала широко осваиваться только перед войной. Многие населенные пункты не имели регулярной связи с краевыми и областными центрами, особенно в районах Крайнего Севера, поэтому большие трудности вызывала доставка центральных и краевых газет. Они приходили в отдельные районы с большим опозданием - иногда на месяц и больше. Это повышало значимость районной, окружной, многотиражной, стенной печати, тем более что читательская аудитория в условиях войны неизмеримо выросла. Всех интересовали события, происходившие на фронте и в тылу, что заставило внести коррективы в систему распространения газет.
В связи с сокращением тиражей по всей стране был установлен строгий лимит на индивидуальную подписку, а количество периодических изданий в агитпунктах, избах-читальнях, красных уголках, библиотеках - увеличено. Большое значение придавалось газетным витринам.
Во главе печати в годы войны стояла газета «Правда». Ее передовые и редакционные статьи содержали программу деятельности всего отряда местной прессы. В частности, 10 апреля 1943 г. «Правда» выступила с передовой статьей «Газетная витрина», в которой шла речь о новых форах оперативного информирования населения о событиях, происходивших на фронте и стране в целом.
В мае этого же года ЦК ВКП(б) вновь обратил внимание местных органов власти на возросшую роль районных газет в политическом и культурном воспитании рабочих и работниц, предостерегал редакции от злоупотребления крупными шрифтами, чрезвычайно большими клише и излишними заставками.
Ведущее место в пропаганде заняла конкретная призывная лаконичная агитация. Это определило и основные формы подачи материалов на газетном листе: тематические номера, страницы, подборки как концентрированное
выражение общественного мнения по определенному вопросу; передовая статья на злобу дня; коллективные обращения, телеграммы; боевая, конкретная корреспонденция; целенаправленная информация. Они способствовали экономному использованию газетной площади. Тем не менее, проблема экономии бумаги оставалась острой. Временно прекратилось издание некоторых газет, уменьшились тиражи, объем и периодичность оставшихся изданий. В 1942 г. в целом по стране выходила 45621 газета, в то время как в 1940 г. - 8806, а тираж их сократился с 38 до 18 млн. экземпляров [6].
Это коснулось и дальневосточной печати. Перестали выходить краевые и областные комсомольские и пионерские газеты [7]. Временно прекращалось издание и областной газеты на еврейском языке «Биробиджанер штерн» [8]. Только в Хабаровском крае в этот период были закрыты пять различных журналов, двадцать восемь газет речных пароходств, рыбокомбинатов, строительных организаций и совхозов [9]. Отдельные газеты закрывались и позднее.
Дважды - в апреле 1942 г. и в марте 1943 г. - сокращалась периодичность изданий. Краевые, областные, городские газеты стали выходить пять раз в неделю. Тираж их уменьшился на 10%. Районные газеты выпускались один раз в неделю. Был уменьшен формат краевых, областных и районных газет.
Количество газет в период 1941 - 1943 гг. сократилось с 83 до 78 в Хабаровском крае и с 54 до 45 - в Приморском [10]. Эти меры свидетельствовали о продуманной, глубоко обоснованной организационной перестройке печати в военных условиях. Функции комсомольских органов передавались партийным изданиям. В краевых и областных газетах создавались специальные отделы, которым вменялось в обязанность систематическое освещение комсомольской жизни. Функции газеты «Биробиджанер штерн» возлагались на областную газету «Биробиджанская звезда» [11].
Вместе с тем, после сокращения в начале войны количества периодических изданий партийные комитеты, когда требовали интересы дела, создавали новые газеты.
Несмотря на трудности военного времени, развивалась сеть районной печати в Амурской области. В Приморском крае были образованы пять новых газет. Создавались многотиражки на предприятиях оборонной промышленности и рыбокомбинатах. Резервы бумаги для новых изданий изыскивались за счет экономии и сокращения тиражей некоторых районных и городских газет.
В целях совершенствования работы прессы в национальных районах в газетах, выходивших на русском языке, создавались приложения на языках малочисленных народностей. С 13 сентября 1941 г. при газете «Советская Колыма» еженедельно выходило приложение «Советская Колыма» в национальных районах [12]. Количество изданий увеличивалось с каждым годом - с 17 приложений (в 1941 г.) до 56 (в 1944 г.). Всего вышли 178
выпусков тиражом 2-3 тыс. экземпляров. Почти все материалы, за исключением перепечаток из центральных газет, публиковались на эвенском языке. В 1943 - 1944 гг. приложение называлось «Советская Колыма» для совхозов, колхозов и промхозов. Издание его прекратилось в 1945 г. [13].
В 1942 г. Хабаровский крайком партии принял решение об организации в районной газете «Охотско-эвенская правда» страницы на эвенском языке [14]. Для улучшения агитационно-массовой работы среди коренного населения Чукотки, для укрепления связи с местными жителями на страницах окружной газеты «Советская Чукотка» были введены специальные колонки публикаций на чукотском языке. Это были материалы об опыте в производственной работе, о патриотических починах местных жителей, о подвигах земляков на фронтах. На чукотский язык переводились и наиболее важные сообщения Совинформбюро [15].
Дальневосточные советские и партийные органы принимали все меры, чтобы использовать печать как мощное средство мобилизации масс на помощь фронту. Они систематически обсуждали вопросы, связанные с работой печати. Причем, на первый план ставилось обобщение опыта лучших газет. Наибольшее количество постановлений о печати приходилось на первый год войны. Так, уже в июне - июле 1941 г. бюро Приморского и Хабаровского крайкомов ВКП(б) обратили внимание редакторов газет на широкое развертывание военно-патриотической пропаганды, мобилизации масс на защиту Родины [16].
Несколько позже, в октябре - декабре, рассматривая итоги перестройки идейно-политической работы в условиях войны, пленумы трех крайкомов Камчатского, Амурского и Сахалинского обкомов ВКП(б) рекомендовали местным органам полнее использовать в своей работе печать. В решениях подчеркивалась необходимость: усиления руководства газетами; конкретности, доходчивости печатной пропаганды [17]. О постоянном контроле над деятельностью прессы свидетельствуют такие данные. В течение 1941 - 1945 гг. бюро Хабаровского крайкома партии около 50 раз обсуждало вопросы работы различных газет, Приморский крайком, Амурский, Камчатский, Сахалинский обкомы - более 20 раз каждый. Только в 1944 г. Приморский крайком дважды обсуждал работу двух газет: краевой -«Красное знамя» и городской - «Коммунар». Пять раз за время войны подвергалась анализу Камчатским обкомом работа областной газеты «Камчатская правда» [18].
Регулярно заслушивались вопросы о работе районных газет. Так, бюро Амурского обкома партии в 1941 г. рассматривало отчет районной газеты «Путь колхозника», в апреле 1942 г. обсудило деятельность Коммуны, в 1944 г. - Большевистской правды и Звезды, в мае 1945 г. - Знамя коллективизации [19]. Решения, принятые в результате обсуждения, содержали рекомендации для всех газет по улучшению пропагандистской и организаторской работы в деле мобилизации работников сельского хозяйства на выполнение государственных заданий производства сельскохозяйственной продукции и
адресовались не только коллективам данных газет, но и всем районным редакциям.
В 1943 г. ЦК счел необходимым дополнить работу районной печати средствами местного радиовещания, и в дни выхода газеты ее материалы передавались по радио не менее 2 - 3 раз. Бюро дальневосточных комитетов партии приняли, соответственно, постановления, в которых предусматривались меры по улучшению местного радиовещания, технического состояния радиолиний и репродукторов. Выполнение этих решений постоянно контролировалось, неоднократно заслушивались отчеты о работе радио, особенно районного, о ходе радиофицирования сел и деревень.
Добиваясь четкости в работе газет, партийные комитеты проявляли заботу об укомплектованности редакций кадрами, замене ушедших на фронт журналистов знающими грамотными людьми. На должности редакторов посылали партийных, советских и комсомольских работников, возвращали в редакции тех, кто по различным причинам ранее был отозван из газет.
Несмотря на это, в местной печати остро ощущалась неукомплектованность газетными кадрами. В редакции областной газеты «Камчатская правда», например, в конце 1941 г. работали всего четыре человека. Насколько значительным было обновление только руководящих работников редакций, говорят такие данные: в Хабаровском крае за 1941 -1945 гг. сменились более 30 редакторов различных газет, в Приморском -около 25 чел. [20]. 8 журналистов Тихоокеанской звезды погибли на фронтах Великой Отечественной войны.
Почти полностью обновился творческий аппарат многих газет. Пополнялся он чаще всего из числа рабкоров, селькоров. Иногда в штат зачисляли людей, не знающих специфики газетной работы. Им часто не хватало специальных знаний. И недостатки местной печати на первом этапе войны во многом объяснялись слабой профессиональной подготовленностью журналистов. Поэтому в годы войны продолжали обучение журналистских кадров, некоторые из форм этой подготовки использовались активнее, чем перед войной. Для редакторов, заведующих отделами районных, многотиражных и стенных газет регулярно проводились семинары-совещания по различным направлениям работы редакций. Действенной и широко распространенной формой профессиональной подготовки сотрудников районной и низовой печати была практика в областных и краевых газетах. Систематически проводилась подготовка журналистов для краевой и областной печати в высшей партийной школе при ЦК ВКП(б), на двух и шестимесячных курсах подготовки и переподготовки партийных, пропагандистских и комсомольских работников в гг. Красноярске и Новосибирске.
По Решению ЦК партии от 31 сентября 1942 г. такие курсы были открыты в г. Хабаровске. Уже в первом наборе учились 12 сотрудников газет и рабселькоров из Хабаровского края, около 10 работников приморских газет. Осенью 1943 г. такие же курсы были открыты во Владивостоке [21].
Как видно, в годы войны действовала стройная система подготовки и повышения квалификации журналистских кадров. В Хабаровском крае за 4 года обучение в этой системе прошли около 90 работников редакций различных газет. Более 30 журналистов из Приморья обучались в гг. Москве, Новосибирске, Красноярске и Хабаровске [22].
Успех в решении практических задач во многом зависел от прочности связи печати с массами. В то же время, успех любой газеты находился в зависимости от степени участия в ее работе самих трудящихся. Признанием заслуг работников печати являлось вручение им правительственных наград. В январе 1943 г. был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении работников Дальстроя за образцовое выполнение заданий правительства по строительству и хозяйственному освоению Севера. Среди награжденных медалями «За трудовое отличие» были два журналиста из газеты горного управления. Четыре работника редакции газеты «Красное знамя» были награждены орденами, а весь остальной коллектив - медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.». Награда следовала за большую работу по оказанию помощи фронту, особенно в годы войны против японских милитаристов. Двадцать шесть творческих работников Хабаровской краевой газеты «Тихоокеанская звезда» были награждены почетными грамотами крайкома партии и крайисполкома. Наград удостаивались областные и районные газеты [18].
Эфффективной формой оперативного руководства печатью были обзоры и статьи на газетные темы, которые готовили сотрудники центральных газет, в частности Правды и других, а также краевых и областных изданий. В силу директивности обзоров печати, их рекомендации носили всеобщий характер и брались на вооружение без исключения всеми газетами Дальневосточного региона. Практиковались и закрытые обзоры. Анализ архивных материалов позволяет сделать вывод о том, что закрытые обзоры как формы контроля использовались особенно в первые месяцы войны: в 1941 г. и в 1944 - 1945 гг. Это подтверждают такие данные: в конце 1941 г. Хабаровский крайком партии подготовил обзоры почти на все газеты. В обзорах анализировались итоги перестройки работы редакций газет в связи с началом войны. В Тихоокеанской звезд» в 1942 г. быио опубликованы 10 материалов о работе различных газет, в 1943 г. - 25 таких материалов [23].
Приморский крайком партии, контролируя перестройку печати, дал закрытые обзоры на все городские, 3 районные и 1 отраслевую газеты края. В 1943 г., в связи с Письмом Управления агитации и пропаганды Центрального комитета партии «О недостатках газет в освещении работы промышленных предприятий», сектор печати крайкома подготовил обзоры многотиражных и районных газет. Спустя месяц состоялось совещание редакторов краевой, областной и районных газет, на котором обсуждались меры по ликвидации выявленных недостатков.
В 1944 г. Амурский обком разослал редакциям шесть закрытых обзоров. Камчатский обком только за первое полугодие 1945 г. трижды анализировал работу районных и многотиражных газет, издававшихся на
предприятиях области. В Тихоокеанской звезде в 1942 г. были опубликованы 10 материалов о работе различных газет, в 1943 г. - 25 таких материалов [24].
Важно отметить, что, наряду с использованием печати как важнейшего средства в политико-массовой работе, партийные комитеты для более полного и оперативного информирования населения, мобилизационного и воспитательного воздействия на трудящихся осуществляли и ряд других мероприятий:
- регулярно выпускали сводки Совинформбюро. Их размножали типографским способом, печатали на пишущих машинках и расклеивали в людных местах: на заводах, вокзалах, в колхозах, кинотеатрах;
- во время сельскохозяйственных кампаний, путины, строительства особо важных объектов увеличивали лимит газет и журналов за счет сокращения розничной продажи в городах. Дополнительно издавались печатные бюллетени и листовки;
- начиная с июля 1941 г. Приморский и Хабаровский крайкомы ВКП(б) постоянно предусматривали издание массовой военно-политической литературы. Большими тиражами издавались малообъемные брошюры, плакаты, рассчитанные на широкие слои населения, адресованные агитаторам книги. Дальневосточное государственное издательство только в 1942 г. издало и распространило 1 млн. 800 тыс. книг, брошюр, плакатов, издательство «Советская Колыма» за три года войны - более 1 млн. 200 тыс. экземпляров такой же печатной продукции.
Таким образом, выполняя указания центральных советских органов, дальневосточная печать своевременно перестроила свою работу в условиях войны. Смысл перестройки сводился к поиску и применению наиболее эффективных форм и методов работы газет, соответствующих военной обстановке, расширению политического влияния на трудящихся, мобилизации материальных и моральных сил народа для победы;
- эффективность деятельности печати в годы Великой Отечественной войны достигалась при повседневном внимании местных органов власти к работе редакционных коллективов и содержанию газет;
- углублению содержания материалов, методов и форм воздействия на трудящихся способствовали регулярное обсуждение и утверждение в партийных комитетах планов работы редакций, обсуждение отчетов, обзоры газет, подбор и расстановка журналистских кадров, воспитание и обучение их;
- для дальневосточных советских и партийных органов печати периода войны было характерно проявление дифференцированного подхода в массово-политической работе с трудящимися различных национальностей. Одной из специфических форм печатной пропаганды и агитации было создание в газетах, выходивших на русском языке в районах Крайнего Северо-Востока, приложений и отделов на языках малых народностей -чукотском, эвенском.
Литература и источники:
1. «Правда». - 11 октября 1941.
2. Подсчитано авторами.
3. О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении : сб. документов и материалов. -М. : Мысль, 1972. - С. 207 - 242, 207.
4. Там же. - С. 214.
5. «Сэкономить газетную площадь» : методическое письмо // Центральный комитет редакторов при управлении агитации и пропаганды ЦК ВКП(б). - М, 1942.
6. История коммунистической партии Советского Союза. Т. 5, кн. 1. - С. 413
7. Выпуск краевой молодежной газеты «Тихоокеанский комсомолец» возобновился по Решению Хабаровского крайисполкома 15 августа 1945 г. Газета стала называться «Молодой дальневосточник».
8. Издание газеты возобновлено в августе 1944 г.
9. ГАХК. - Ф. - П - 35. - Оп. 1. - Д. 980. - ЛЛ. 8, 37, 38.
10. Подсчитано авторами по данным Государственных архивов Хабаровского и Приморского краев. - ГАХК. - Ф. - П - 35. - Оп. 1. - Д. 933. -Л. 266 ; ГАПК. - Ф. - П - 68. - Оп. 1. - Д. 403. - Л. 32 ; Оп. 4. - Д. 78. - Л. 168.
11. ГАХК. - Ф. - П - 35. - Оп. 1. - Д. 989. - Л. 39.
12. Теперь газета «Магаданская правда».
13. Златина, Н. С. Периодическая печать Магаданской области /Н. С. Златина. - Магадан, 1967. - С. 6.
14. ГАХК. - Ф. - П - 35. - Оп. 1. - Д. 1329. - Л. 338.
15. ГАХК. - Ф. - П - 35. - Оп. 2. - Д. 667. - ЛЛ. 113 - 113 об.
16. ГАПК. - Ф. - П - 68. - Оп. 1. - Д. 303. - ЛЛ. 26 - 27 ; ГАХК. - Ф. - П - 35. - Оп. 1. - Д. 980. - ЛЛ. 1 - 3.
17. ГАПК. - Ф. - П - 68. - Оп. 6. - Д. 16. - Л. 118 ; ГАХК. - Ф. - П -35. - Оп. 1. - Д. 928. - ЛЛ. 1, 51 ; Оп. 2. - Д. 340. - Л. 209 ; ГААО. - Ф. - П -1. - Оп. 13. - Д. 98 а. - Л. 213.
18. Подсчитано авторами по материалам ГАПК, ГАХК, ГААО.
19. ГААО. - Ф. - П - 35. - Оп. 13. - Д. 126. - ЛЛ. 305 - 306 ; Д. 134. -ЛЛ. 83 - 84 ; Д. 167. - ЛЛ. 232 - 233.
20. ГАХК. - Ф. - П - 35. - Оп. 1. - Д. 136. - ЛЛ. 22 - 28 ; Д. 2054. -ЛЛ. 9 - 12. - Оп. 3. - Д. 270. - Л. 16 об.
21. Подсчитано авторами по материалам ГАХК, ГАПК, ГААО ; «Тихоокеанская звезда». - 25 февраля 2010.
22. ГАХК.- Ф. - П - 35. - Оп. 1. - Д. 1362. - Л. 62 ; ГАПК. - Ф. - П -68. - Оп. 6. - Д. 38. - Л. 148.
23. Подсчитано авторами по материалам ГАХК, ГАПК, ГААО.
24. ГААО. - Ф. 1. - Оп. 13. - Д. 167. - Л. 62 ; ГАХК. - Ф. - П - 35. -Оп. 2. - Д. 745.
25. Подсчитано по материалам газет. - ГАХК. - Ф. - П - 35. - Оп. 3. - Д. 267. - Л. 16.