известия вгпу
И.А. МАКАРОВА, O.A. СЕРЖАНТОВА (Волгоград)
деятельность педагогического отряда как среда развития 4К-компетенций вожатых
Освещается проблема развития 4К-компе-тенций, являющихся для нового поколения ключом к успеху в будущем. Обосновывается высокий потенциал педагогического отряда как общественного объединения в деле развития навыков будущего у вожатых. Отмечается, что вожатые являются как «благо-получателями» воспитывающей среды педагогического отряда, так и созидателями пространства развития для детей.
Ключевые слова: педагогический отряд, критическое мышление, коммуникация, кооперация, креативность, воспитывающая среда.
Формирование компетенций XXI в. - это одна из тенденций современного образования. «К тому времени, когда наши дети вырастут, сегодняшний мир будет для них позавчерашним», - так пишет известный педагог-психолог Л.В. Петрановская [6]. Перед педагогами стоит задача формирования у обучающихся базовых навыков для успешной жизни в постоянно меняющемся обществе [3]. Каковы эти базовые навыки? Какими компетенциями должен обладать современный человек, чтобы быть не только востребованным на рынке труда, но и просто счастливым? Как развивать эти компетенции?
В 2013 г. канадские ученые под руководством Дианы Прюно запустили проект, целью которого стало выявление компетентно-стей, которые были бы востребованы работодателями в будущем [8]. Позже эти исследования были расширены другими отечественными и зарубежными учеными. Под компетенциями будущего стали понимать не только качества, полезные для рынка труда, но и способности, позволяющие человеку жить в гармонии с самим собой и окружающим миром на фоне быстро меняющейся действительности. Исследователи выявили ряд компетенций, которые впоследствии были названы 4К (критическое мышление, креативность, кооперация, коммуникация). Эти навыки принято называть Soft Skills (гибкие навыки, надпрофессиональ-
ные компетенции) в противовес Hard Skills -«жестким» профессиональным навыкам.
Именно Soft Skills являются ключом для успеха в будущем нового поколения. Эти навыки позволяют познать Себя (через рефлексию, критическое мышление), узнать Других (через эмпатию, кооперацию, коммуникацию), узнать Мир (познавая особенности культуры, становясь ответственным и толерантным). Другими словами, развивая эти навыки, помогаешь Себе стать успешнее.
Реальность такова, что в деле развития компетенций 4К возможности средней школы недостаточны - деятельность учителя «индивидуализирована», исходит от одного человека, поэтому гораздо больший потенциал несут в себе детские и молодежные общественные организации, учреждения дополнительного образования, организации отдыха детей и их оздоровления.С этой точки зрения педагогический отряд, созданный для работы с детьми в детских центрах и лагерях, будь то студенческий отряд или педагогический отряд отдельного лагеря, является уникальной воспитывающей средой для развития 4К-компетенций у вожатых, которые, в свою очередь, создадут условия для формирования навыков будущего у своих воспитанников.
Особенностью педагогической деятельности вожатых в отличие от деятельности профессиональных педагогов является как раз необходимость использования в большей мере гибких навыков Soft Skills - в основном благодаря им в детском лагере между детьми и взрослыми складывается особенная, «магическая» атмосфера дружбы, успешности, взаимной поддержки. Б.В. Куприянов в своей статье «Педагогический отряд как социальный организм» так пишет об этом явлении: «Специфика образовательного (воспитательного) процесса в загородных детских лагерях позволяет не предъявлять высоких требований к уровню профессиональных компетенций значительной части педагогических работников... важными факторами достижения образовательных (воспитательных) результатов в загородном детском лагере выступают высокий уровень консолидации педагогического отряда в ценностях, целях и способах деятельности и благоприятные условия для самореализации всех участников педагогического отряда» [5, с. 35]. В продолжение этих слов отметим, что факторами достижения образовательных результатов являются также и коммуникационная компетентность, и творческие спо-
О Макарова И.А., Сержантова O.A., 2020
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
собности, и умение вожатыми анализировать деятельность педагогического отряда в целом и собственную деятельность в частности. Безусловно, «гибкие» навыки развиваются у каждого вожатого в процессе индивидуальной работы с детьми, но гораздо больше возможностей для наращивания Soft Skills появляется благодаря взаимодействию вожатых в педагогическом отряде.
Педагогический отряд - явление уникальное. Оставаясь в первую очередь коллективом работников учреждения отдыха и оздоровления, педагогический отряд почти всегда, по сути, представляет собой сообщество, имеющее все «признаки общественного объединения: коллективный и целенаправленный характер деятельности, единство ценностных ориентаций и идеологии, групповую идентичность» [2, с. 65]. Эти особенности деятельности педагогического отряда как общественного объединения позволяют говорить нам о нем как о среде развития 4К-компетенций.
Межличностное коммуникативное взаимодействие в педагогическом отряде можно охарактеризовать с двух сторон: как официальные деловые отношения между сотрудниками учреждения и как неформальные отношения между членами общественного объединения, что является серьезным стимулом для развития коммуникативных компетенций у вожатых. В ходе формального и неформального общения вожатым приходится решать множество коммуникативных задач. возьмем, например, разнообразие участников коммуникативного взаимодействия - вожатому необходимо выстроить эффективную коммуникацию с ребенком, руководителями, напарником, другими членами педагогического отряда (а здесь есть иерархия по возрасту, статусу и т. п.), другими работниками лагеря, родителями, друзьями, которые оказались в роли коллег и коллегами, которые стали друзьями. кроме того, коммуникативное взаимодействие может происходить в разных условиях -это, конечно, непосредственная педагогическая деятельность, а также общение на занятиях школы вожатых, на вожатском конкурсе, фестивале, слете. вожатый может выступать в педагогическом отряде в разных ролях - наставника, методиста, в том числе и в ролях неформальных - «бывалого», «легенды», «всеобщего любимца», «артиста» и т. п.
Б.В. Куприянов называет педагогический отряд социальным организмом и выделяет три плоскости отношений в нем: реальная структура отношений в педагогическом отряде представляет собой сложный синтез официальных,
корпоративных и межличностных отношений, в отдельных сообществах доминирует та или иная плоскость [5]. Несмотря на такое разнообразие ролей, условий, участников общения, коммуникативное взаимодействие внутри педагогического отряда всегда подчинено одному - это работа для блага детей, «на службе детству», что налагает на вожатого определенные обязательства в каждой ситуации общения. необходимо уметь слушать и слышать, быть толерантным, гибким, внимательным к собеседнику, уметь донести свои идеи до других и принимать чужие идеи и решения. несомненно, такие условия способствуют развитию коммуникативной компетенции.
Еще один навык XXI в. - креативность. Диана Прюно характеризует ее как способность быстро адаптироваться к новым вызовам, интегрировать новые идеи в уже имеющееся знание. По ее мнению, творческие люди проявляют самостоятельное мышление, умеют выявлять проблемы, рисковать и быстро принимать решения [8]. Эффективное развитие креативности в условиях деятельности педагогического отряда обусловлено спецификой сферы детского отдыха, разнообразием форм организации детского отдыха, возможностью создания уникальной воспитывающей, образовательной среды в каждой смене. Кроме того, члены педагогического отряда как общественного объединения имеют множество возможностей для самореализации, ведения социально значимой деятельности. Особого внимания заслуживает такой феномен, происходящий в каждом педагогическом отряде, как синергия идей. Вожатые в своем стремлении снова и снова удивлять детей, находить подход к каждому ребенку, создавать условия для личностного роста участников смены вынуждены сообща генерировать все новые и новые идеи, которые, соединяясь, образуют уникальную творческую атмосферу - свою для каждого педагогического отряда, для каждого вожатского мероприятия, для каждой смены. Еще одна немаловажная особенность существования любого педагогического отряда, влияющая на развитие креативности, - это постоянная смена обстановки. Меняются люди внутри и вне педагогического отряда, дети, условия работы, мероприятия, лагеря. вожатым необходимо быть всегда готовым к новым обстоятельствам, будь то погодные условия или условия очередного конкурса педагогических отрядов. Стандартные алгоритмы здесь не помогут - каждый раз необходимо искать новое решение, выбирать наиболее короткий путь к достижению результата. Р.У. Гильмутдинова ха-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
рактеризует эту сторону креативности как де-ятельностный компонент креативной компетентности, что предполагает «реализацию совокупности знаний, умений, навыков, творческого опыта и личностных качеств в деятельности; содержит набор операций и способов, с помощью которых осуществляется достижение осознанной цели деятельности, а именно: способность находить решение в нестандартных ситуациях; гибкость поведения и мышления; активность; толерантность к неопределенности...» [1, с. 48].
Что касается такого навыка будущего, как критическое мышление, то существует множество предположений различных исследователей, что является компонентами этой компетенции. но в свете темы нашей статьи нам представились интересными суждения канадского системного ученого Дэвида Инга об одном из важных признаков критического мышления - sensemaking, способности находить / создавать смыслы. Как отмечает Дэвид Инг, руководитель, который может «вытащить» смыслы из огромного количества накопленной информации и сделать правильные выводы, - огромная ценность для бизнеса [3]. Разве это не о педагогах, а в нашем случае - о вожатых? Именно педагогический отряд является посредником между «большим» миром, наполненным противоречивой информацией, и детьми. Именно в педагогическом отряде формируются те ценности, которые передаются детям. отметим, что почти все взрослые, находящиеся рядом с детьми, имеют «узкую специализацию» - родитель, учитель-предметник, репетитор, педагог-психолог. вожатый в своей деятельности, пусть даже за одну короткую смену, выполняет огромное количество функций, которые, впрочем, по своей сути сводятся к одному глобальному делу - находиться рядом с ребенком, пока он взрослеет и развивается. А это значит, что вожатый должен быть осведомленным во множестве вопросов, уметь переработать огромное количество информации, в том числе из своего жизненного опыта, чтобы передать это знание детям в понятном для них виде.
Применительно к развитию критического мышления у вожатых также необходимо отметить рефлексивность деятельности педагогического отряда. Каждый вожатый анализирует свою собственную деятельность, деятельность педагогического отряда, оценивает «себя в искусстве и искусство в себе». в этой связи характерно высказывание, что «способность человека занять рефлексивную позицию по отношению к себе есть не что иное, как результат
интериоризации личностью социальных отношений между людьми. Лишь на основе взаимодействия с другими, когда человек старается понять мысли и действия другого и когда он оценивает себя глазами этого другого, он оказывается в состоянии рефлексивно отнестись и к самому себе» [4].
Несмотря на то, что слово кооперация напоминает о экономико-хозяйственной действительности, оно используется современными исследователями для обозначения еще одного навыка будущего, который также может называться умением работать в команде. В основе деятельности педагогического отряда - командная работа на благо детей. По мнению Дианы Прюно, умение осуществлять деятельность совместно включает в себя несколько составляющих:
- признавать и принимать различные идеи и точки зрения;
- осознавать собственные мотивы деятельности в группе;
- принимать общую цель деятельности;
- осуществлять конструктивную обратную связь с членами группы;
- принимать конфликты, уметь управлять ими, уметь находить конструктивные выходы из конфликтов [8].
На наш взгляд, деятельность педагогического отряда является яркой иллюстрацией к выводам зарубежных ученых, а следовательно, и мощным стимулом к развитию одной из компетенций 4К-кооперации (координации, умения работать в команде). В качестве аргумента приведем условия Всероссийского конкурса профессионального мастерства «лига вожатых», проводимого в 2019 г. во второй раз. В этом конкурсе нет одного победителя в каждой номинации - жюри выбирает 100 лучших стажеров, вожатых и старших вожатых, тем самым подчеркивая, что эффективно работать в сфере организации детского отдыха возможно только в команде. Примечательны здесь и конкурсные задания - участники готовят социальные проекты коллективно, каждый вожатый вкладывает в совместную работу что-то свое. Вот где истинный смысл кооперации!
Все вышесказанное позволяет утверждать, что педагогический отряд - эффективная среда развития 4К-компетенций у вожатых, а это значит, что у человека, имеющего вожатский опыт, большие шансы стать успешным. Кроме того, вожатые, развивая свои «гибкие» навыки в воспитывающей среде педагогического отряда, сами являются создателями воспитывающей среды, пространства для развития 4К-компетенций у детей.
педагогические науки
Список литературы
1. Гильмутдинова Р.У. Креативная компетентность и ее структура // Акмеология. 2013. № 4. С. 46-49.
2. Запесоцкий А.С. Аспекты молодежных движений. М., 2004.
3. Инг Д. Т-профессионалы // Менеджер по персоналу. 2014. № 2. С. 45-47.
4. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПб.: Изд-во «Тускарора», 1996.
5. Куприянов Б.В. Педагогический отряд как социальный организм (метафорическая презентация понятия) // Воспитание в школе. 2015. № 2. С. 32-39.
6. Петрановская л.в. Мы готовим детей к позавчерашнему миру [Электронный ресурс] // Православие и мир. URL: http://www.pravmir.ru/ lyudmila-petranovskaya-myi-gotovim-detey-k-pozavche rashnemu-miru/ (дата обращения: 30.01.2020).
7. универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д. Фрумин, М.С. Добрякова, К.А. Баранников, И.М. Реморенко. М.: НИУ ВШЭ, 2018.
8. Pruneau D., Kerry J., Langis J. & Léger M.T. De nouvelles compétences à developer chez les élèves du primaire en sciences et technologies: pratiques et possibilités. Moncton, NB: Université de Moncton, Groupe de recherche Littoral et vie, 2013.
Work of pedagogical union as an environment of development of counselors 4K-competencies.
The article deals with the issue of the development of 4K-competencies that are considered to be the key to success in future for the next generation. There is substantiated a high potential of the pedagogical union as a public association in the development of the skills of future of counselors. The authors emphasize that counselors are the "benefitors" of the educational environment of the pedagogical union and the creators of the developmental environment for children.
Key words: pedagogical union, critical thinking, communication, cooperation, creativity, educational environment.
(Статья поступила в редакцию 12.05.2020)
Ю.н. гамбеева, е.и. Сорокина
(Севастополь)
цифровая трансформация современного образовательного процесса
1. Gil'mutdinova R.U. Kreativnaya kompetent-nost' i ee struktura // Akmeologiya. 2013. № 4. S. 46-49.
2. Zapesockij A.S. Aspekty molodezhnyh dvi-zhenij. M., 2004.
3. Ing D. T-professionaly // Menedzher po personalu. 2014. № 2. S. 45-47.
4. Kulyutkin Yu.N., Suhobskaya G.S. Lichnost': vnutrennij mir i samorealizaciya. Idei, koncepcii, vzglyady. SPb.: Izd-vo «Tuskarora», 1996.
5. Kupriyanov B.V. Pedagogicheskij otryad kak social'nyj organizm (metaforicheskaya prezentaciya ponyatiya) // Vospitanie v shkole. 2015. № 2. S. 32-39.
6. Petranovskaya L.V. My gotovim detej k poza-vcherashnemu miru [Elektronnyj resurs] // Pravo-slavie i mir. URL: http://www.pravmir.ru/lyudmi la-petranovskaya-myi-gotovim-detey-k-pozavcherash nemu-miru/ (data obrashcheniya: 30.01.2020).
7. Universal'nye kompetentnosti i novaya gramot-nost': chemu uchit' segodnya dlya uspekha zavtra. Predvaritel'nye vyvody mezhdunarodnogo doklada o tendenciyah transformacii shkol'nogo obrazovaniya / I.D. Frumin, M.S. Dobryakova, K.A. Barannikov, I.M. Remorenko. M.: NIU VSHE, 2018.
Определяются факторы, влияющие на трансформацию системы образования в условиях цифровизации общества и экономики. Выделены цифровые образовательные технологии, обладающие большим педагогическим потенциалом и влияющие на построение современного образовательного процесса. Рассматриваются отличия цифрового обучения от традиционного. Обосновывается изменение роли преподавателя в цифровом образовательном процессе.
Ключевые слова: дидактика, образовательное пространство, образовательный процесс, цифровизация, цифровая дидактика.
Модернизация и цифровизация образовательного процесса обусловлены цифровой трансформацией практически всех сфер человеческой деятельности и интенсивным внедрением ИКТ, таких как веб-технологии, облачные сервисы, мобильные приложения, виртуальная реальность. Целью трансформации об-
О Гамбеева Ю.Н., Сорокина Е.И., 2020
* *
*