Э. Р. ОМАРОВ, начальник тыла ЛО МВД России на ст. Москва — Ленинградская УТ МВД России по ЦФО (Россия, 107140, г. Москва, Комсомольская пл., 49/3 E-mail: fatimka2006@yandex.ru
Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность.
УДК 351.74:316.485.22
E. R. OMAROV,
Head of Rear of the Line Department
of the Interior Ministry of Russia
on the Moscow — Leningradskaya station
of the Transport Management of the Interior
Ministry of Russia on the Central Federal District
(Russia, 107140, Moscow,
Komsomolskaya square, 49/3
Scientific specialty:
12.00.11 - Judicial Activities,
Prosecutorial Activities,
Human Rights and Law Enforcement.
Деятельность органов внутренних дел по обеспечению безопасности при проведении протестных акций
The Law Enforcement Bodies' Activities
for Security Support during Conduction the Protest Actions
Постановка проблемы: участие граждан в политике влечет за собой как положительные последствия, касающиеся вовлечения социальных групп в отдельные процессы государственного управления, так и отрицательные моменты, связанные с нежеланием граждан участвовать тем или иным образом в политической деятельности. Опасность заключается в том, что зачастую про-тестное поведение части граждан может выливаться в крайние формы - экстремистские проявления, которые, как правило, носят характер протестных акций.
Цель исследования: формулирование теоретической и правовой проблемы понимания экстремистских проявлений в ходе протестных акций и определение роли органов внутренних дел в обеспечении общественной безопасности.
Методы исследования: общенаучные методы (диалектический метод познания, метод системного анализа, дедукции и индукции, методы сравнений и аналогий и др.), а также формально-юридический метод и метод правового моделирования. Исследование проведено на основе использования сравнительно-правового метода.
В статье последовательно рассматриваются теоретические аспекты политического участия граждан в рамках действующей политической системы, его отрицательные проявления, а также роль органов внутренних дел в обеспечении общественной безопасности при проведении протестных акций.
Problem statement: political participation of the citizens entails both positive consequences concerning involvement of the social groups in certain processes of public administration, and negative moments associated with the reluctance of the citizens to participate in one way or another in political activity. The danger is that often protest behavior of some citizens can result in extreme forms - extremist manifestations, which, as a rule, are in nature of the protest actions.
The purpose of the study: formulating a theoretical and legal problem of understanding the extremist manifestations in a course of protests and to determine a role of the law enforcement bodies in ensuring public security.
Research methods: the general scientific methods (dialectical method of cognition, method of system ana lysis, deduction and induction, methods of comparisons and analogies, etc.), as well as a formal legal method and a method of legal modeling. The study was conducted on the basis of using the comparative legal method.
The article consistently examines the theoretical aspects of political citizens' participation within current political system, its negative manifestations, as well as a role of the law enforcement bodies in ensuring public security during the protests.
Results and key findings: appearance of a new group of extremist crimes is indicated with a high degree of public danger - extremist manifestations during the protests, which ne-
Результаты и ключевые выводы: обозначено появление новой группы преступлений экстремистской направленности, обладающих высокой степенью общественной опасности, - экстремистские проявления в ходе протестных акций, что диктует необходимость совершенствования деятельности органов внутренних дел по пресечению данных преступлений по ряду предлагаемых направлений.
cessitates improvement of the law enforcement bodies activities to suppress these crimes in a number of proposed areas.
Органы внутренних дел, МВД России, политическое участие, экстремистская деятельность, протестные акции, формы протестных акций, общественное взаимодействие, экстремизм, преступления экстремистской направленности, правонарушения, общественная безопасность.
Law enforcement bodies, Interior Ministry of Russia, political participation, extremist activity, protest actions, forms of the protest actions, public interaction, extremism, extremist crimes, offenses, public security.
164
Участие граждан в политике определяется множеством предпосылок, а равно условий и факторов, т. е. непосредственных причин, побуждающих индивидов к действиям. К предпосылкам относятся экономические, социальные, политико-правовые, социокультурные, духовно-идеологические, информационные отношения, институты. Непосредственно в рамках данных условий формируются основные причины, к которым относятся практические мероприятия государства во всех сферах жизни, т. е. политический курс во внутренней и внешней сферах. Политика внешняя, как и внутренняя, определяется преобладающей политической силой. Каждая такая сила руководствуется своим представлением об интересах общества и возможностях государства, о его внешних силах и способах решения международных проблем [3, с. 7]. Проводимая внутренняя и внешняя политика по-разному воспринимается обществом. Спектр реагирования весьма широк, но он включает участие или неучастие в политике, одобрение или неодобрение.
Характерной чертой современной политики России выступает активизация участия граждан в управлении общественными делами. Частью этого участия являются протестные акции в различных сферах, включая политическую.
По мнению экспертов центра экономических и политических реформ, в третьем квартале 2018 г. зафиксировано в три раза больше протестов по сравнению с началом 2018 г. и примерно в 2,8 раза больше акций по сравнению с соответствующим периодом 2017 г. Всего за 2018 г. зафиксировано 2 526 протестных акций, в 2017 г. — 1 479 [1].
Следует различать мобилизованное и автономное участие в политике. Мобилизованное участие включает формы вовлечения, исходящие от власти, государства, органов местного самоуправления, руководства и владельцев предприятий, фирм. Автономное участие охватывает формы, в которых индивиды и социальные группы
участвуют самостоятельно и относительно автономно избирают эти формы [4, с. 104—105].
Частью автономного участия в политике являются протестные акции. Протест (от лат. рго1е81аг1) — «торжественно заявлять, представлять, решительное возражение против чего-либо, заявление о несогласии с чем-либо, о нежелании чего-либо» [5].
Протестные акции, по нашему мнению, — это разновидность политического участия, посредством которого часть граждан демонстрирует критическое, отрицательное отношение к политическому курсу государства, к конкретным политическим деятелям, различным решениям и действиям органов государственной власти и органов местного самоуправления. Объектом воздействия могут быть акции, действия зарубежных государств.
Причины протестных акций весьма разнообразны, как и политического участия в целом, но их глубинные основы коренятся в закономерностях общественного существования и содержания политики.
Любое общество располагает весьма ограниченным объемом материальных и духовных ресурсов. Оно не имеет возможности удовлетворять потребности и интересы всех членов общества по максимальным стандартам. Перед обществом стоит проблема распределения и перераспределения имеющихся материальных и духовных ресурсов, разрешения возникающих противоречий и конфликтов между различными социальными группами, общностями и стратами.
Актуализация исследования проблем по обеспечению общественной безопасности органами внутренних дел в ходе протестных акций определяется тремя основными факторами:
— во-первых, потребностями надежного обеспечения прав и свобод граждан, общественного порядка и общественной безопасности, национальной безопасности в целом в условиях растущей политической активности;
— во-вторых, теснейшей связью протестных акций со всей совокупностью общественных отношений, с деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, гражданского общества. Эти акции при определенных условиях способны играть важную роль в процессах развития и укрепления демократии в Российской Федерации. Однако они могут быть деструктивной силой, угрожающей интересам граждан, государства и общества;
— в-третьих, общественной опасностью преступлений экстремистской направленности, совершаемых в ходе протестных акций.
Перед любым обществом, идущим по пути демократии, стоит проблема сочетания индивидуальных прав и свобод с общественными потребностями и интересами. Сложность состоит в примирении индивидуальных и групповых потребностей и интересов со смыслом единства и общего интереса.
Как отмечалось выше, в самом общем виде различают мобилизованное и автономное участие в политической деятельности государства. С точки зрения девиантного поведения первое интересно тем, что характеризует те формы вовлечения индивида в политику, которые исходят от власти, государства, органов принуждения, создающих условия для втягивания личности в политические отношения помимо ее воли. Следовательно, политическое участие не является тем инструментом, посредством которого люди хотят повлиять «на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия» [7, с. 145].
Данные положения позволяют понять роль и значение форм политического протеста в общественной жизни. Политический протест протекает в двух основных формах: конвенциональной (в виде законных демонстраций, митингов, шествий, пикетирований); неконвенциональной (деятельность подпольных политических партий, организаций, антиконституциональных структур) [4, с. 112].
Существенным отличительным признаком этих форм политического протеста выступает соблюдение или несоблюдение действующих конституционных и правовых форм, регулирующих политическую деятельность в стране.
Следует учитывать, что вне рамок действующего права протестные акции могут осуществляться с различной степенью социально-политической напряженности и уровнем использования нелегитимного насилия. Фактически речь идет о перерастании социально-политических противоречий в острую фазу открытого конфликта.
Данное обстоятельство должно приниматься во внимание органами государственной власти, органами местного самоуправления, особенно правоохранительными структурами.
Одной из форм неконвенционального политического протеста выступает деятельность экстремистских и террористических группиро-
вок, которая представляет собой одну из угроз национальной безопасности России: наносит ущерб гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе.
Деятельность организаций и группировок, имеющая экстремистскую направленность, проявляется в различных сферах общественной жизни, в том числе и в сфере политики. Эти проявления имеют широкий спектр — от проведения несогласованных массовых акций до совершения террористических актов и развязывания межэтнических и межконфессиональных конфликтов.
Лидеры ряда экстремистских объединений пытаются инспирировать массовые антиобщественные выступления, придать им антиправительственную, антигосударственную направленность, дискредитировать политику руководства страны.
Проявлениями этих устремлений являются различные протестные акции, посредством которых представители тех или иных социальных слоев и групп выражают свое несогласие с рядом решений и действий органов государственной власти, местного самоуправления, владельцев и руководства предприятий, фирм.
Интересы обеспечения национальных интересов определяют необходимость изучения и понимания особенностей преступлений экстремист-кой направленности, совершаемых в ходе про-тестных акций, разработки направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел по их предупреждению и пресечению.
Как показывает исследование, вышеуказанные преступления обладают целым рядом особенностей. Они имеют конкретно исторический характер, т. е. определяются в основном реальными внешними и внутренними условиями и факторами. В каждой стране и ее регионах существуют свои причины, которые содействуют возникновению протестных акций, совершению преступлений экстремистской направленности при их проведении.
Политические, социальные, экономические и культурные условия региона и страны могут быть «благоприятными» или «неблагоприятными» для деятельности структур экстремистской направленности.
Внешние факторы способны оказывать радикальное воздействие на подготовку, совершение, динамику преступлений экстремистской направленности в ходе протестных акций. В современных условиях это вмешательство осуществляется посредством финансовой, организационной, методической, информационно-аналитической поддержки под «флагом зашиты прав и свобод человека и гражданина».
Необходимо также отметить, что такого рода правонарушения обладают двумя важнейшими аспектами: политическим и криминальным в силу причин и условий совершения, состава участников, целей и средств их деятельности.
166
По своей сущности преступления экстремистской направленности, совершаемые в ходе про-тестных акций, — это деликвентная форма политической деятельности.
Данные преступления органически связаны с существующими внутренними и внешними условиями. Они совершаются в ходе протестных акций, т. е. в процессе участия граждан в политике в этой своеобразной форме. Как отмечалось выше, в основе данных преступлений лежат политическая, социальная и криминальная мотивации, которые определяют в основном деятельность их участников:
— лидеры и активисты структур экстремистской направленности преследуют преступные, общественно опасные цели;
— часть участников протестных акций вовлекается в преступления на основе политических, социальных и другого рода мотивов (экономических, субкультурных, конфессиональных, социально-демографических и т. д.).
Эти мотивы могут резонировать с доминирующими идеями, потребностями и интересами рядовых граждан. На основе такого «резонанса» формируется мощная поддержка, изменяющая коренным образом социально-политическую ситуацию в стране или в отдельном регионе.
При определенных обстоятельствах в преступления экстремистской направленности в ходе протестных акций втягиваются массовые слои населения, а это сопровождается усилением политизации протестных акций, формированием массовых общественных движений, потенциально имеющих экстремистскую направленность.
Разнообразная мотивация участников таких преступлений, различные формы и уровни активности определяют необходимость правильной правовой квалификации ответственности тех или иных субъектов преступлений.
Данные преступления способны трансформироваться в чрезвычайные обстоятельства криминального характера, создающие непосредственную угрозу государственному строю, территориальной целостности страны, жизни и безопасности граждан.
Как показывает современный международный опыт, преступления экстремистской направленности в ходе протестных акций могут составлять часть так называемых «цветных революций», нацеленных на насильственное изменение государственного строя в интересах кланово-мафиозных структур других государств, военно-политических блоков. Зачастую ответственными за организацию подобных «восстаний» называют «радикальные группировки, которые используют экстремистские, националистические и религиозные идеологии, иностранные и международные НПО, а также гражданских лиц» [6]. Произошедшие факты в Грузии, Киргизии и на Украине продемонстрировали такой вариант развития событий.
Преступления экстремистской направленности, совершаемые в ходе протестных акций, видоизменяются весьма кардинально. Это выражается в формах и методах их подготовки и совершения, в привлечении различных категорий населения, целях, «репертуаре» действий, гибком использовании возможностей демократии, протестных выступлений, в активном применении современных информационных технологий, достижений психологии, социологии, политологии, теории и практики политических переворотов.
Резюмируя, необходимо отметить, что для целей противодействия экстремизму всегда применяется комплекс мер, предусмотренных законодательством [2]. Появление новой группы преступлений экстремистской направленности, обладающих высокой степенью общественной опасности, диктует необходимость совершенствования деятельности органов внутренних дел по пресечению данных преступлений, которую, по нашему мнению, целесообразно реализовы-вать комплексно по ряду основных направлений.
1. Изучение сотрудниками органов внутренних дел причин, условий, роли и места протест-ных акций в политической сфере, их противоречивой «природы», особенностей и общественной опасности преступлений экстремистской направленности, совершаемых в ходе этих акций.
2. Совершенствование взаимодействия органов внутренних дел с органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими правоохранительными органами с целью разработки и осуществления единого политико-правового комплексного замысла совместных действий.
3. Углубленное изучение вопросов планирования и осуществления профилактических мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих радикализации социально-политической обстановки, предупреждение экстремистской деятельности физических и юридических лиц.
4. Осуществление тщательного анализа каждой готовящейся протестной акции, исходя из ее типологии, с учетом того, что к основным типам протестных акций относятся: а) согласованные (легитимные) и несогласованные (нелегитимные); б) неагрессивные (не применяющие нелегитимное насилие) и агрессивные (применяющие нелегитимное насилие); в) организованные и стихийные малочисленные и массовые протестные акции.
5. Адекватное реагирование руководством органов внутренних дел на «динамику» протестных акций. В протестных акциях, по нашему мнению, могут быть следующие фазы:
— легитимная фаза (необходим диалог между участниками акций и представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, структурами гражданского общества);
— фаза эскалации (нарастание напряженности, выдвижение неприемлемых требований к органам государственной власти и местного самоуправления);
— фаза насильственных действий, возрастание их опасности.
6. Обеспечение готовности руководства и личного состава органов внутренних дел к пресечению попыток экстремистских структур мобилизовать массовые слои населения на участие в про-тестных акциях. Крайнюю опасность представляет образование толпы, действия которой могут приводить к совершению массовых преступлений экстремистской направленности. Толпа способна перерасти в сборище, эмоционально возбужденную толпу, тяготеющую к насилию. Возможна ее эволюция и в восставшую или бунтующую толпу.
7. Повышение уровня подготовки и проведения специальных операций в целях пресечения преступлений экстремистской направленности в ходе протестных акций, представляющих чрезвычайные обстоятельства криминального характера. Такие операции, по нашему мнению, имеют ряд особенностей, которые должны учитываться при их подготовке и проведении. Планирование данных операций включает и учет фактора «неожиданности», т. е. наступление непредвиденных обстоятельств и последствий.
8. Проработка вопроса о необходимости подготовки и осуществления информационного противоборства в ходе протестных акций и пресечения преступлений экстремистской направленности, совершаемых участниками данных акций. Информационное сопровождение действий правоохранительных органов, опровержение дискредитирующей информации в их адрес, распространение информации о масштабах, формах и конкретных проявлениях насилия и жестокости со стороны участников преступлений экстремистской направленности являются неотъемлемой частью специальных операций. Такая задача стоит как перед государственными средствами массовой информации, так и перед руководством специальной операции.
9. Особого внимания требует разработка алгоритма деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению арсенала «революционных технологий», используемых экстремистскими группировками. Данные технологии нацелены на превращение протестных акций в ступень «цветных революций».
Реализация данных направлений поможет, на наш взгляд, открыть возможность повышения эффективности деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности при проведении протестных акций и пресечению преступлений экстремистской направленности.
Список литературы:
1. Белоус Н.А. Протесты 2017—2018: рост про-тестной активности населения // Центр экономических и политических реформ. URL: http://cepr.su/2018/11/08/protests-2017-2018/ (дата обращения: 27.01.2019).
2. Долгополов П. С. Экстремизм: понятие и меры по противодействию. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.01.2019).
3. Протасова О.Л., Наумова М. Д. Мировая политика и международные отношения: учеб. пособ. Тамбов, 2011.
4. Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов. М., 2006.
5. Шагалова Е. Н. Словарь новейших иностранных слов: [около 3 500 слов: цитаты из СМИ и интернета: подробная этимологическая справка]. М., 2017.
6. Carnieletto Matteo. Так создаются революции // ИноСМИ.ги. URL: https://inosmi.ru/ politic/20160121/235125906.html (дата обращения: 27.01.2019).
7. Verba S, & Ni N. H. Participation in America: Political Democracy and Social Equality. New York, 1972.
References:
1. Belous N. A. Protesty 2017-2018: rost protest-noj aktivnosti naseleniya // Centr ehkono-micheskih i politicheskih reform. URL: http:// cepr.su/2018/11/08/protests-2017-2018/ (data obrashcheniya: 27.01.2019).
2. Dolgopolov P. S. Ehkstremizm: ponyatie i mery po protivodejstviyu. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 10.01.2019).
3. Protasova O. L, Naumova M. D. Mirovaya poli-tika i mezhdunarodnye otnosheniya: ucheb. posob. Tambov, 2011.
4. Solov'ev A. I. Politologiya: Politicheskaya teo-riya, politicheskie tekhnologii: uchebnik dlya studentov vuzov. M., 2006.
5. Shagalova E. N. Slovar' novejshih inostrannyh slov: [okolo 3 500 slov: citaty iz SMI i interneta: podrobnaya ehtimologicheskaya spravka]. M., 2017.
6. Carnieletto Matteo. Tak sozdayutsya revolyucii // InoSMI.ru. URL: https://inosmi.ru/poli-tic/20160121/235125906.html (data obrashcheniya: 27.01.2019).
7. Verba S, & Ni N. H. Participation in America: Political Democracy and Social Equality. New York, 1972.