САЧКОВА А. Е.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ВНУТРИЭТНИЧЕСКОЙ КОНСОЛИДАЦИИ МОРДВЫ
Аннотация. В статье рассматривается точки зрения представителей национального мордовского движения на проблему степени консолидации основных подразделений мордовского этноса (мокша и эрзя) в единый народ. Анализируется деятельность мордовских национальных организаций по укреплению их внутриэтнического единства.
Ключевые слова: мордва, мокша, эрзя, национальные общественные организации, Масторава, Эрзянь мастор, съезд, Межрегиональное общественное движение мордовского (мокшанского и эрзянского) народа.
SACHKOVA A. E.
ACTIVITIES OF NATIONAL PUBLIC ORGANIZATIONS AIMED TO STRENGTHEN INTRA-ETHNIC CONSOLIDATION OF THE MORDVA
Abstract. The article examines the points of view of representatives of the national Mordovian movement on the problem of the degree of consolidation of the main ethnic groups of the Mordova (Moksha and Erzya) into a single people. The author analyzes the activities of Mordovian national organizations aimed to strengthen their intra-ethnic unity.
Keywords: Mordva, Moksha, Erzya, national public organizations, Mastorava, Erzian Mastor, Congress, Interregional social movement of the Mordova (Moksha and Erzya).
Характерной особенностью мордовского этноса является его бинарность - присутствие в его структуре двух этнических общностей (субэтносов - мокши и эрзи). До настоящего времени нет однозначного мнения по поводу определения их статуса, в частности степени их консолидации в единый народ. В связи с этим интересно проследить, деятельность мордовских национальных организаций в области укрепления внутриэтнического единства мордвы.
Формирование национальных мордовских обществ начинается с середины 1980-х гг. Практически сразу же среди их представителей наметились разногласия о путях и средствах национального возрождения, которые, по мнению некоторых деятелей национального движения, должны быть различными для эрзи и мокши. Проявлением данной позиции стало их требование отказаться от общего этнонима «мордва» и признать наличие двух различных, самостоятельных народов эрзи и мокши. Этот вопрос официально был поднят на учредительном съезде Эрзянско-мокшанского общественного движения «Масторава» в августе 1990 г. В его резолюцию был внесен запрос о переименовании Мордовской АССР в
Мокшанскую и Эрзянскую АССР, а также о признании эрзян и мокшан самостоятельными народами [5].
Подобные радикальные взгляды вызвали серьёзные опасения умеренных членов «Масторавы» за судьбу всего национального движения. В своем выступлении на Первом всероссийском съезде мордовского народа в 1992 г. ее председатель Д. Т. Надькин, выражая их точку зрения, осудил сторонников «племенного эгоизма». Хотя сам он считал, что эрзяне и мокшане являются двумя самостоятельными народами, но призвал сохранять по его выражению «существующее положение» [4]. Большинство делегатов поддержали его и решили в резолюции съезда вернуться к наименованию мордовский народ, а также отказаться от требования переименования республики. Но были и сторонники альтернативной точки зрения, которые ратовали за отказ от наименования мордва и признания самостоятельности мокши и эрзи. Достичь договоренности между умеренной и радикальной группами «Масторавы» не удалось, что привело в 1995 г. к прекращению ее деятельности как единого общества.
Большое влияние на обострение противоречий в мордовском национальном движении оказало создание в 1993 г. общества «Фонд спасения эрзянского языка», а также Ассоциации эрзянских женщин «Эрзява», информационными органами которых является газета «Эрзянь мастор» («Эрзянская Земля»), а также интернет-портал «Эрзянь ки» («Путь эрзян»). В уставе этих организаций четко прописано, что ее члены выступают за разделение мордвы на эрзянский и мокшанский народы, а также «... возрождение эрзянской государственности в виде образования на территории Мордовии Эрзянского национального округа» [1, с. 61].
Надо отметить, что идеи размежевания мордовского этноса у эрзянских представителей национального движения проявлялись гораздо интенсивнее, чем в кругах мордвы-мокши. Так, лидер Ассоциации мокшанских женщин «Юрхтава», Н. Н. Кудашова, отмечала, что в отличие от аналогичной Ассоциации эрзянских женщин, в уставе их организации нет требования отмежевания эрзян от мокшан, которые входят в состав единого мордовского народа. Возможно, эта разница в позициях эрзянских и мокшанских представителей национального движения отчасти было вызвано несбалансированной кадровой политикой 1990-х гг., когда в руководстве Республики Мордовия преобладали мокшане.
Различные точки зрения по поводу определения статуса субэтносов мордвы фиксировались в программных документах национальных организаций и в дальнейшем. Так, в резолюции Второго съезда мордовского народа (1995 г.) отражено неоднозначное мнение по данному вопросу. В ней было заявлено о том, что не надо нарушать историческую уникальность эрзи и мокши в составе мордовского этноса и национально-государственное устройство республики. Но в тоже время здесь содержится требование формулировать в
паспортах национальную принадлежность не мордва, а эрзя или мокша [6]. Таким образом, де-факто эти этнические группы признавались самостоятельными народами.
Довольно бурная дискуссия по рассматриваемой проблеме происходила и на Третьем съезде мордовского народа (1999 г.). В результате большинство делегатов (215 человек против 19) высказались за единство мордовского этноса. В документах съезда было отмечено, что попытки разобщения могут привести к тому, что мордва может быть выведена из состава национально-политических субъектов России и в будущем превратится в разобщенные этнографические группы [3]. Знаковым решением съезда, которое, по сути, зафиксировало вышеуказанное мнение, было избрание Межрегионального Совета общественного движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народа (ныне Межрегиональное общественное движение мордовского (мокшанского и эрзянского) народа). Он стал новой политической организацией, пришедшей на смену «Мастораве» и возглавившей национальное движение в XXI веке.
В программных документах последующих съездов мордовского народа IV (2004 г.), V (2009 г.) и VI (2014 г.) также неизменно фиксировался тезис о его единстве. Это мнение поддерживают и государственные структуры Республики Мордовия, которые с середины 1990-х гг. стали активно сотрудничать с национальными общественными организациями. Они начали уделять больше внимания развитию национальной культуры и образования, оказывать помощь и поддержку изданиям на национальных языках и т.п. При этом руководство республики довольно успешно нейтрализует деструктивную деятельность радикальных организаций мордовского народа. Так, в 2004 г. национальным праздником стал Раскень Озкс (Родовое Моление), который был инициирован активистами эрзянских национальных организаций в качестве пропаганды традиционных дохристианских верований. Это, по их мнению, должно было способствовать упрочению этнической консолидации эрзи, которая увязывалась с идеей этнического раскола мордвы. Но в результате работы, проведенной совместно лидерами Межрегиональное общественное движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народа и региональными властями, теперь в общественном сознании Раскень Озкс стал своеобразным этническим символом, праздником, способствующим не только сохранению народных традиций, но и их обновлению и дальнейшему развитию [2, с. 60-61].
Работа национальных общественных организаций по укреплению внутриэтнической консолидации мордвы продолжается и в настоящее время. Прошедший 23 - 25 октября 2019 г в Саранске VII съезд Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, н
а который было избрано 369 делегатов и 73 наблюдателя из 33 регионов России с компактным проживанием мордвы, принял резолюцию. В ней отмечается, что для сохранения,
как самого мордовского этноса, так и упрочения его единства необходимо активизировать работу национальных общественных организаций по сохранению национальной культуры и укрепления этнической и гражданской идентичности мордвы. С этой целью, говорится в резолюции, надо использовать не только традиционные методы работы, но и современное социокультурное, образовательное и информационное пространство (on-line курсы, семинары, фестивали, дни мордовской культуры, конкурсы национальной прессы, сетевое взаимодействие и т. д.) [7].
Важной сферой подобной деятельности может быть, к примеру, этнокультурный туризм. Его интересными объектами могут стать Дом-музей «Этно-кудо» им. В. И. Ромашкина в селе Подлесная Тавла Кочкуровского района и «Крестьянская изба» в селе Старая Теризморга Старошайговского района. Этно-кудо» был открыт в сентябре 2006 г. в честь Владимира Ивановича Ромашкина - заслуженного деятеля культуры Республики Мордовия, музыканта, кинодокументалиста, фольклориста, который внёс большой вклад в сохранение и развитие эрзянского языка и распространение финно-угорской культуры. «Крестьянская изба» - это этнографический музей под открытым небом, созданный в 2007 году в рамках Международного фестиваля культур финно-угорских народов «Шумбрат, Финно-Угрия!». В этих музеях представлены предметы традиционного быта мордвы, в с. Старая Теризморга также экспонируются образцы вышивки, национальные костюмы и изделия прикладного творчества.
Этническому единению людей, их сопричастности со своим народом способствуют также праздники, которые привлекают своей массовостью, зрелищностью, возможностью каждого человека независимо от возраста повеселиться, показать свои способности в плясках, хороводах, песнях, борцовских или кулачных поединках, в различных играх и забавах. Примерами таких современных праздников мордвы являются «Акша келу» («Белая береза») в Зубово - Полянском районе, «Игрища» в Больше - Игнатовском районе, «Тюштянь налксемат» («Игры Тюшти») в Кочкуровском районе и т.д.
Таким образом, национальные общественные организации мордовского народа, которые в настоящее время занимают важное место общественно-политической жизни республики и имеют стабильные и устойчивые взаимоотношения с ее властями, делают все возможное чтобы сохранить единство мордовского (мокшанского и эрзянского) народа и развивать его историческое и культурное наследие в едином культурном пространстве многонациональной России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов В. К. Мордовское национальное движение. - Саранск, 2010. - 184 с.
2. Корнишина Г. А. Праздники «Раскень озкс» и «Акша келу» в современной культуре и общественно-политической жизни мордвы // Праздники и обряды в Урало-Поволжье: традиции и новации в современной культуре. - Самара, 2016. - С. 58-62.
3. Материалы III съезда мордовского народа 7-8 октября 1999 года, г. Саранск [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.suri.ee/doc/ru/mord/sjezd3/rezsekts.html (дата обращения 16.04.2018).
4. Надькин Д. Т. Проблемы возрождения эрзян и мокшан. Доклад на 1 съезде мордовского народа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.suri.ee/doc/ru/mord/dokla92.html (дата обращения 16.04.2018).
5. Резолюция 1 Всесоюзного съезда общества национального возрождения «Масторава» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.suri.ee/doc/ru/mord/resol90.html (дата обращения 16.04.2018).
6. Резолюция II съезда мордовского (мокшанского и эрзянского) народа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.suri.ee/doc/ru/mord/resola95.html (дата обращения 16.04.2018).
7. Резолюция VII съезда Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mordvarf.com/rezoljucija-vii-sjezda/ (дата обращения 25.04.2022).