Абрамова О.В. ©
Кандидат исторических наук, кафедра истории России,
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ МОРДОВСКОГО ЭТНОСА
Аннотация
В статье рассматриваются существующие мнения исследователей в области мордовской истории и этнографии по вопросу о структуре мордовского этноса: мордва как единый народ, мокша и эрзя два отдельных народа, мордва как этнос, состоящий из двух субэтносов (мокши и эрзи).
Ключевые слова: мордва, мокша, эрзя, структура, этнос. Keywords: mordva, moksha, erzya, structure, ethnos
У мордвы до сих пор существует проблема неоднозначности терминов, использующихся для названия этноса. В связи с этим интересным представляется вопрос, в рамках Российско-Финляндского проекта 2005-2008 гг.: «Кто Вы по национальности?», который был задан респондентам, проживающим в Республике Мордовия: 100% русских назвали себя русскими, Среди мордвы ответы были следующие: 75,5% мордвинов ответили, что они «мордвины» или «мордовки», в том числе «мордва-эрзя» или «мордва-мокша», 19% соответственно - «эрзя», 5,5% - «мокша» [1, 21]. За пределами Мордовии, например, в Самарской области женщины часто вместо «мордовок» назывались «мордвинками» [2, 56] .
Последняя перепись населения 2010 г. показала, что из 333112 жителей автономии, отнесенных к мордве, 4178 чел. указали на принадлежность к мокше, 49 579 - эрзе. Подобная ситуация складывается и при ответах на вопрос о родном языке: около 236 тыс. человек назвавших себя мордвой указали на мордовский язык как родной, 34 тыс. назвали родным эрзянский язык, 3 тыс. - мокшанский. Интересным является то, что 8 человек, указавших на принадлежность к мордве-мокше, назвали родным эрзянский язык, и наоборот, 15 эрзян -мокшанский [3].
Во многом сложившуюся ситуацию можно объяснить самой структурой мордовского этноса, который включает в себя два субэтноса (мокша и эрзя), обладающих собственным самосознанием, языковыми и культурными особенностями, а также несколько этнографических групп (каратаи, терюхане, шокша). Среди ученых до сих пор нет единого представления о причинах образования этих общностей.
Некоторые мордовские языковеды полагают, что сначала существовал общемордовский язык, в середине I тысячелетия н.э. распавшийся в середине I тысячелетия н.э. на мокшанский и эрзянский языки, которые различаются между собой по целому ряду моментов, однако эти различия в целом имеют частный характер по сравнению с общей массой близких элементов [4, 51]. Многие ученые по прежнему, считают современные мокшанский и эрзянский языки двумя наречиями одного языка [5, 533].
Этнограф В. И. Козлов, предполагает, что вначале сформировалась единая этническая основа мордвы, в результате распада которой, выделились этнографические группы мокша и эрзя, отмечая при этом, что эрзяне и мокшане уже с давних времен стали осознавать себя как единую народность [6, 7]. Археологи А. П. Смирнов, М. Ф. Жиганов и др. признавали существование относительно единой древнемордовской культурной общности и считали, что существенные различия между мокшей и эрзей начали появляться лишь в конце I тысячелетия н.э. [7; 8]
Сторонники противоположной точки зрения считают, что в первые века н.э. на базе большой группы родственных племен, проживавших в бассейне Средней Оки и Окско-
© Абрамова О.В., 2016 г.
Сурско-Цнинского междуречья, мокша и эрзя сформировались независимо друг от друга, как два крупных племенных союза мордвы, и с самого начала своего становления отличались друг от друга (П. Д. Степанов и др.) [9].
Мордовский этнограф Н. Ф. Мокшин полагает, что с первой половины I тысячелетия н.э. в среде древнемордовских племен начинают вырисовываться линии эволюции мокшанской и эрзянской племенных групп, образовавших к началу II тысячелетия н.э. две близкородственные народности, которые исследователь условно называет народностями «низшего» уровня, а общемордовскую, также условно, народностью «высшего» уровня. Существование народностей различных уровней с присущей им иерархичностью этнического самосознания Н. Ф. Мокшин считает одной из характерных особенностей развития этносов в эпоху феодализма, что хорошо, по его мнению, просматривается на примере мордвы. Осознавая себя в той или иной степени мордвой по этническому самосознанию более высокого порядка, эрзяне и мокшане культивировали и собственное эрзянское и мокшанское самосознание, то есть их этническое самосознание было двойственным. Но различия между мокшей и эрзей никогда не были настолько глубокими, чтобы разрушить их этнические связи и полностью утратить мордовское самосознание [10, 30-42, 135-136].
В связи с этим, упомянутый ранее В. И. Козлов отмечает, что одной из важнейших причин образования этих двух мордовских племен, отличающихся по языку, элементам материальной и духовной культуры, племенным самоназванием является обширность мордовской территории - обитание групп мордвы в различных природных условиях, контакт их с разными народами и в то же время затрудненность связи между этими группами [6, 7]. Такой точки зрения в настоящее время придерживается большинство мордовских исследователей.
Историк В.К. Абрамов предположил, что термины «эрзя» и «мокша» первоначально носили не столько этнический, сколько территориально-административный характер и связаны с экономическими и политическими центрами мордовских племен - городами Эрза или Эрземазы (современный Арзамас) и Мокша (на месте современного с. Наровчат Пензенской обл.). То есть, термины эрзяне и мокшане этимологически соответствуют терминам новгородцы, владимирцы и т.п. И только с течением времени они приобрели субэтнический смысл. Что же касается особенностей мокшан и эрзян, то они могут быть оправданы изначальными племенными различиями, связанными с контактами с народами разных языковых семей, а так же неоднородностью ландшафтов и, соответственно, хозяйственных укладов [11, 150].
Если говорить о степени консолидации мордовского народа на современном этапе развития, то, по мнению Н. Ф. Мокшина, несмотря на то, что мордва окончательно не выработала однородного этнического самосознания, мокшане и эрзяне все более осознают себя двумя составными частями единого мордовского народа. То есть, мордву можно считать единым этносом, который отличается сложной структурой [10, 116-121].
Мордовский ученый-этнограф Г. А. Корнишина считает, что, несмотря на то, что самосознание мокши и эрзи, языковые различия между ними сохранились до настоящего времени, все же нельзя считать их двумя самостоятельными народами. Во-первых, в среде среднего и молодого поколений, наряду с сознанием своей причастности к одной из двух вышеназванных этнических общностей, прочно закреплено и осознание того, что мокша и эрзя являются составными частями единого мордовского народа. Во-вторых, в тех регионах, где мокшане и эрзяне проживают в территориальной близости друг от друга (в соседних селениях или в одном населенном пункте), что характерно почти для всей мордовской диаспоры, как правило, довольно быстро происходит их слияние [12, 21]. Следует добавить, что деление на эрзян и мокшан перепись 2010 г. отметила в основном в Мордовии, где определенные организации ведут «раскольную» пропаганду, а за её пределами респонденты, как правило, относили себя к единому мордовскому этносу.
Таким образом, можно говорить о бинарной структуре мордовского этноса с наличием в нем двух субэтносов: мокши и эрзи, а также нескольких этнографических групп. Необходимо отметить, что подобную структуру имеют и некоторые другие финно-угорские народы, например марийцы, удмурты.
Литература
1. Абрамов В. К., Абрамова О. В. - Результаты анкетирования в Мордовии (декабрь 2005-январь 2006 г.) // Проблемы новейшей истории и этнографии финно-угров России. - Саранск, 2008. - С. 18-29.
2. Абрамов В. К., Абрамова О. В. - Результаты анкетирования (в сентябре-октябре 2007 г.). Самарская область // Проблемы новейшей истории и этнографии финно-угров России. -Саранск, 2008. - С. 54-62.
3. Национальный состав и владение языками, гражданство / Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/croc/perepis_itogi 1612 .htm
4. Мордва. Историко-этнографические очерки / В. И. Козлов [отв. ред.]. - Саранск, 1981. - 332 с.
5. Мосин М. В., Поляков О. Е. - Мокшанский и эрзянский языки: единство и различия // Мордва. Историко-культурные очерки. - Саранск, 1995.
6. Козлов В. И. - Расселение мордвы (исторический очерк) // Вопросы этнической истории мордовского народа. Труды мордовской этнографической экспедиции. - М., 1960. - Вып. I. - С. 5-62.
7. Смирнов А. П. - Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья // Материалы Института археологии АН СССР. - Вып. 28. - М, 1952. - 274 с.
8. Жиганов М. Ф. - Память веков. Изучение археологических памятников мордовского народа за годы советской власти. - Саранск, 1975. - 109 с.
9. Степанов П. Д. - Андреевский курган. К истории мордовских племен на рубеже н.э. - Саранск, 1980. - 108 с.
10. Мокшин Н. Ф. - Мордовский этнос. - Саранск, 1989. - 160 с.
11. Абрамов В. К. - Мордовское национальное движение. - Саранск, 2007. - 180 с.
12. Корнишина Г. А. - Традиционно-обрядовая культура в системе мордовского этноса (структура, субъекты, составные компоненты) : дис. ...д-ра. ист. наук. - Саранск, 2001. - 492 с.