Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКИХ БИБЛИОТЕК В СИБИРИ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI В. (на примере библиотеки Соборной мечети Новосибирска)'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКИХ БИБЛИОТЕК В СИБИРИ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI В. (на примере библиотеки Соборной мечети Новосибирска) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
125
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the author generally tells about a аctivity of muslim libraries in Siberia at the end of XX – beginning XXI centuries (on an example of the library in Mosque of Novosibirsk)

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКИХ БИБЛИОТЕК В СИБИРИ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI В. (на примере библиотеки Соборной мечети Новосибирска)»

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА

Вестник Омского университета, 2005. № 2. С. 101-103. лттто" ппо о

© В.Л. Данилов, 2005 УД UU

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКИХ БИБЛИОТЕК

В СИБИРИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В. (на примере библиотеки Соборной мечети Новосибирска)

В.Л. Данилов

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, кафедра истории и теории религии

644077, Омск, пр. Мира, 55а

Получена 24 марта 2005 г.

In this article the author generally tells about a activity of muslim libraries in Siberia at the end of XX - beginning XXI centuries (on an example of the library in Mosque of Novosibirsk)

Как свидетельствует история, библиотеки играют важную роль в жизни общества. Это относится и к современному этапу социокультурного развития России.

Известно, что библиотеки способствуют повышению образовательного и культурного уровня своих читателей. Это в полной мере относится и к библиотекам, действующим сегодня в регионах компактного проживания мусульман.

Появление и дальнейшее функционирование первых мусульманских библиотек на территории Сибири тесно связано с открытием в областных и краевых центрах нашего региона мечетей и медресе. Эти процессы получили свое развитие в основном во второй половине 1990-х гг. и по времени совпали с деятельностью мусульманских благотворительных организаций (например, «Хиляль»), способствовавших возрождению и укреплению исламских традиций в Сибири.

Сегодня мусульманские библиотеки выполняют две основные функции - мемориальную и обслуживание читателей. Каждая из них включает в себя ряд производных функций: например, мемориальная функция - комплектование фондов, их хранение. Обслуживание читателей связано с информационной, культурной, социализирующей, воспитательной, досуговой и коммуникативной функциями.

Информационная функция получила значительное развитие в условиях информатизации общества. Сегодня мусульманская библиотека является одним из главных источников информации как для мусульман, так и для людей, желающих познакомиться с мусульманским вероучением.

Культурная функция. В манифесте ЮНЕСКО о библиотеках (1994 г.) одной из главных названа

функция «приобщения людей к культурному наследию. .. » [1]. Это происходит благодаря книге, которая, по мнению отечественного книговеда М.Н. Куфаева, является «источником культурной жизни в настоящем и через настоящее в прошедшем и будущем» [2].

Выполняя эту функцию, мусульманские библиотеки стараются не только сохранить собственное культурное наследие, но и приумножить его, а также обеспечить мусульманам и всем желающим возможность доступа к культурным ценностям ислама. Мусульманские библиотеки ведут большую работу по развитию духовного потенциала верующих, их интеллектуальных и творческих способностей, приобщают своих посетителей к достижениям арабо-мусульманской культуры.

Функция социализации направлена на обеспечение процесса усвоения верующим определенной системы знаний, норм, ценностей, которые позволяют ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Процесс социализации включает в себя все стороны общественной жизни и нравственные отношения, приобщение к культурным ценностям и углубление знаний. Работники библиотек видят истоки духовного совершенствования людей в книге, без которой не может состояться полноценная личность [1].

Содержанием процесса социализации в библиотеке является передача подрастающему поколению жизненного опыта, норм и ценностей.

Досуговая функция. Как показывают данные социологических исследований, мусульманские библиотеки успешно выполняют эту функцию. В ряде библиотек при мечетях и медресе нашего региона созданы благоприятные условия для посетителей. Это дает возможность читателям не

102

В.Л. Данилов

только отдохнуть за книгой, но и способствует, по мнению автора, удовлетворению эстетических потребностей.

Воспитательная функция. В последнее время о ней говорится все меньше, но она присутствует во всей деятельности любой библиотеки. Во всех международных актах о библиотеках говорится об активной роли работника библиотеки, его влиянии на круг чтения и восприятие прочитанного. Проанализировав результаты социологических исследований, автор утверждает, что мусульманские библиотеки в полной мере стремятся воздействовать на своего читателя, прививают и развивают любовь к книге, воспитывают культуру чтения, формируя честного, добросовестного, правдивого, порядочного, высоконравственного и одухотворенного человека.

Коммуникативная функция. В настоящее время мусульманские библиотеки являются местом межличностного общения людей, обмена информацией. Во время посещения библиотеки верующие имеют возможность наладить общение с другими посетителями, в ходе которого происходит осмысление информации, полученной не только из книг, но и на различных мероприятиях. В стенах библиотеки люди обмениваются мнениями, обсуждают различные проблемы.

Все вышеперечисленные функции присущи любой мусульманской библиотеке, действующей сегодня на территории Сибирского региона. Не стала исключением и библиотека при Соборной мечети Новосибирска, открывшаяся в 2002 г. Необходимость ее появления была продиктована не только соответствующими просьбами верующих. Организация библиотеки тесно связана с началом работы Исламского фонда духовного возрождения «Ансор», деятельность которого направлена на развитие ислама в Сибири. Отметим, что одной из задач фонда является просветительская деятельность и религиозное образование молодежи посредством открытия и поддержки мусульманских библиотек.

Таким образом, в стенах мечети появилась специальная структура, отвечающая за функционирование библиотеки, пополнение (обновление) ее книжных фондов и привлечение читателей. За выполнением всех вышеперечисленных задач следит директор «Ансора» С. Ауба-киров. Благодаря контактам фонда с рядом мусульманских издательств - «УММА» (Москва), «Полиграф-Комбинат» (Казань), «Иман» (Казань), мусульманским благотворительным фондом «Аль-Фуркан» (Москва), происходит периодическое обновление библиотечных фондов.

Стоит отметить, что книжный фонд библиотеки комплектуется исключительно русскоязычными изданиями, выпущенными на территории

Российской Федерации. Книги, изданные за рубежом, в библиотеку не поступают по нескольким причинам.

Во-первых, в большинстве своем это издания, содержащие и пропагандирующие экстремистские идеи. Такие книги начали проникать в Россию из-за рубежа (ОАЭ, Афганистан, Пакистан, Таджикистан) последние два года. Результаты многочисленных социологических опросов свидетельствуют, что подобные произведения печати сеют раздор и смуту среди российских мусульман и ведут к расколу внутри общин.

Во-вторых, определенная часть таких книг подготовлена с использованием арабского языка. В настоящее время у библиотеки нет необходимости в привлечении подобной литературы по причине незнания большинством верующих арабского языка.

Сегодня основной книжный фонд библиотеки составляет около 50 книг (точное количество установить не удалось по причине их временного отсутствия в стенах библиотеки. Часть книг постоянно выдается читателям для прочтения на дом).

Отметим, что в фонде библиотеки мечети отсутствуют книги, так или иначе касающиеся политики. Результаты социологического исследования показали, что 94 % посетителей библиотеки негативно относятся к прочтению мусульманских книг, затрагивающих эту тему. 89 % опрошенных считают невозможным нахождение соответствующей книжной продукции в стенах библиотеки. Для 71 % опрошенных это обусловлено наличием негативных ассоциаций, возникающих при упоминании термина «политика»: 54 % - ассоциируют термин «политика» с терроризмом, 12 % - с возможностью раскола в исламе, 5% — указали на связь термина с гонениями на мусульман в общемировом масштабе. 29% опрошенных считают, что подобная книжная продукция вводит истинного мусульманина в состояние греха, одурманивая его ложными представлениями и сбивая с правильного пути.

Книги, имеющиеся в фонде библиотеки, дают представление о самых разных сферах мусульманской религии: вероучении (Коран в переводе В. Пороховой, «Тафсир» аль-Мунтахаба, «Общее представление об исламе» шейха Али аль-Тан-тауи, «Путь к вере и совершенству» Ш. Аляут-динова, «Образы Пророков в Коране» А. Гайнут-диновой, «Преодоление язычества» A.B. Полосина, «Мусульманский пост» Р. Батрова, «Сборник» А. Дидата и др.); истории (Доктор Рахман «Краткая история ислама», «Пророки Аллаха» А. Ахмада, «Пророк Мухаммад - величайший из всех» Д. Мухетдинова и др.), богословии («Рамадан», «Бережливость», «Справедливость» Ca-

Деятельность мусульманских библиотек в Сибири.

103

ида Нурси, «Большой тафсир снов» ибн Сирина, «Весы деяний» Ислама Абу Хамида аль-Газали, «Сады Праведных» Мухии-д-дина Абу Закарийи бин Шарифа Ан-Навави и др.).

В библиотеке присутствует и своего рода справочная литература, с помощью которой мусульмане могут получить ответы на большинство возникающих вопросов (Ш. Аляутдинов «Ответы на Ваши вопросы об исламе», A.B. Полосин «Почему я стал мусульманином», Мухаммад аль-Хашими «Личность мусульманина (согласно Корану и Сунне)», Т.А. Шайхуллин «Памятка мусульманке», «Женщина в исламе» Г. Нуруллиной и др.).

Необходимо отметить, что спецификой данной библиотеки является то обстоятельство, что она расположена в помещении специализированного магазина, занимающегося продажей книг исламской тематики. Таким образом, любой мусульманин после прочтения понравившейся ему книги может приобрести ее как для домашней библиотеки, так и в подарок.

Как известно, в нашем регионе практика мусульманского книгоиздания не сложилась. Поэтому религиозные общины мусульман не обладают собственными книгоиздательскими комплексами. Как показывают результаты социологических исследований, острой необходимости в выпуске изданий исламской тематики у мусульман Новосибирска нет. Книг, поступающих по линии фонда и впоследствии пополняющих библиотечный фонд, вполне хватает для удовлетворения книжных запросов верующих.

Если необходимость в издании собственной книжной продукции все-таки появляется, мусульмане Новосибирска пользуются услугами местной типографии «Диамант Компани», где, в частности, ежемесячно выходит газета Духовного управления мусульман Сибири (Омский муф-тият) «Истина в Сибири». Также отметим, что в 2004 г. в вышеназванной типографии вышла книга имама Новосибирской Соборной мечети С. Шакирзянова «Основы ислама», разъясняющая в доступной форме основные положения мусульманской религии и рассчитанная не только на мусульман, но и на читателей-немусульман, желающих познакомиться с религией пророка Мухаммеда. Ранее, в 1995 г., в новосибирском издательстве «ЭКОР» мусульманской общиной города было издано ряд книг, среди которых «Взгляд на ислам» Хаммуды Абдалати; «Послание Мухаммеду», сборник «Сорок хадисов» Шейха Сайда Сулеймана ан-Надви. В 1996 г. издательство «ЭКОР» по заказу мусульманской общины Новосибирска выпустило серию книг, посвященных социальной доктрине ислама, автором которых являлся Хуссейн Хамид Хассан. Тираж каждого издания составил 10000 экзем-

пляров. В этом же году были изданы труды мусульманского богослова Мухаммеда Таки Усмани «Манифест ислама» и «Власть Сунн».

Выпуск вышеназванных книг не случаен. Согласно имеющимся данным, вопросы, рассматриваемые в представленных изданиях, вызывают повышенный интерес со стороны мусульман Соборной мечети Новосибирска. Особым спросом пользуются работы Хуссейна Хамида Хассана, раскрывающие сущность социальной доктрины ислама.

Среди посетителей библиотеки при Соборной мечети Новосибирска существует более устойчивая (по сравнению с посетителями мусульманских библиотек Омска) тенденция к увеличению спроса на книги, изданные на русском языке. Такого рода процесс имеет место, несмотря на то, что для большинства местных мусульман родным является совсем другой язык (казахский, татарский). Анализ литературы, посвященной проблеме билингвизма, позволяет утверждать, что данная ситуация говорит не только об устойчивом распространении русского языка среди мусульман Новосибирска. Она - свидетельство складывания определенной лингвоситуации. В границах обслуживания библиотеки такого рода ситуация нашла свое отражение.

В данный исторический период формирование указанной лингвоситуации стало возможным в силу ряда обстоятельств: невысокой степени распространенности и владения родным языком, субъективного отношения людей к родному языку и влияния на них инонациональной среды (например, русских). Результатом этого и явилось увеличение спроса на русскоязычные книги и, соответственно, уменьшение потребности в чтении литературы на родном языке.

В заключение необходимо отметить, что появление и последующее функционирование при мечетях и медресе нашего региона библиотек -следствие трансформации традиционного отношения мусульман к книге. В этой связи можно утверждать, что в конце XX - начале XXI в. книга продолжает играть важную роль в жизни мусульман, а библиотеки являются важнейшими проводниками мусульманской книжной культуры на территории Сибири.

[1] Пашин А.И. Социальные функции библиотек // Книга и мировая цивилизаци: Материалы XI Междунар. науч. конф. по проблемам книговедения. Москва, 20-21 апреля 2004 г.: В 4 т. Т. 3. / Сост. В.И. Васильев, А.Ю. Самарин. М.: Наука, 2004. С. 37.

[2] Куфаев М.Н. Проблемы философии книги. Книга в процессе общения. М.: Наука, 2004. С. 62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.