УДК 94/99
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЛЕСООХРАНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА: 1888-1917 ГГ.
© 2013 М. В. Минин
аспирант каф. истории Отечества e-mail: min--max@mail. ru
Курский государственный университет
Статья посвящена анализу и результативности деятельности Курского губернского лесоохранительного комитета по охране лесов губернии. Уделено внимание его штату и распределению обязанностей между чинами лесного надзора.
Ключевые слова: лесосбережение, лесные дачи, лесоразведение, рубки леса, лесное управление, лесокультурные работы, лесничие.
На основании «Положения о сбережении лесов» от 4 апреля 1888 г., утвержденного мнением Государственного совета, для непосредственной охраны и разведения лесов в губерниях Российской империи были учреждены лесоохранительные комитеты [9].
Курский губернский лесоохранительный комитет был открыт 3 августа 1888 года. Его штат состоял из 9 человек: губернатора (председателя), губернского предводителя дворянства, председателя окружного суда и одного из членов управляющего государственными имуществами, управляющего губернской земской управой, одного из членов губернского по крестьянским делам присутствия, двух местных лесовладельцев, избранных губернским земским собранием [1, л. 3]. Первыми членами Курского губернского лесоохранительного комитета являлись вицегубернатор П.М. Лазарев - председатель, губернский предводитель дворянства А.Д. Дурново, председатель окружного суда В.Ф. Раковский, председатель губернской земской управы Н.А. Полянский, непременный член Курского губернского по крестьянским делам присутствия Ф.Ф. Янкович, управляющий государственными имуществами М.Е. Китаев, лесной ревизор Г.Н. Цывинский и землевладельцы И.В. Барятинский и А.И. Решток [1, л. 4].
Поскольку Положением были признаны природоохранные функции лесов, «сохранение которых необходимо для государственной и общественной пользы [9, с. 831], на лесоохранительный комитет были возложены следующие функции:
- отнесение лесных дач к категории защитных или подлежащих сбережению для охранения верховьев и источников рек;
- утверждение планов лесного хозяйства в дачах, не признанных защитными (чертежи границ дач, вычисление площадей, сведения о возрасте насаждений, порядок рубки и т. д.);
- искусственное облесение неправильно вырубленных или расчищенных площадей;
- выдача решений на обращение почвы в другой вид угодий;
- прекращение опустошительных вырубок леса;
- преследование за нарушение Положения о сбережении лесов (порубка леса в
защитных и незащитных дачах, опустошительные порубки, сверхсрочное
сельскохозяйственное пользование, недозволенная пастьба скота и т. д.);
- назначение премий за труды по лесоразведению.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ
Сбережением лесов Курский губернский лесоохранительный комитет занимался при непосредственном участии чинов казенного лесного управления, полиции и уездных по крестьянским делам присутствий.
На чинов казенного лесного управления возлагался надзор за частными лесами, имеющими более 200 десятин в одном имении, а также защитными и водоохранными лесами. На уездные по крестьянским делам присутствия через податных инспекторов этих присутствий возлагался надзор за крестьянскими наделами, занимающими на год образования Комитета более 101 тыс. десятин земли в губернии. Остальные частные леса поручались надзору чинов полиции, причем за территориальную единицу принимался стан.
Общий надзор за всеми указанными выше лицами возлагался на лесных ревизоров. В их функции входило: осмотр и проверка целостности лесов; свидетельство отпуска леса; инспекция лесной стражи и др. [1, л. 3]. В соответствии с высочайше утвержденным Положением о сбережении лесов один из лесных ревизоров входил в присутствие губернского лесоустроительного комитета, а также заведовал его делопроизводством.
Для помощи в канцелярских занятиях и для исполнения отдельных поручений к лесоохранительному комитету были прикомандированы младшие запасные лесничие. К уездным земским управам, как хозяйственным органам, лесоохранительный комитет обращался с просьбой дать заключение о признании лесов защитными или охраняющими верховья рек и их притоков [1, л. 4]. Все заинтересованные в сохранении лесов общества и частные лица ходатайствовали в земские управы, которые решали -давать ли дальнейшее движение этому прошению.
Лесоохранительный комитет собирался на заседание два раза в месяц и решал следующие вопросы: о случаях нарушения Положения о сбережении лесов; о деятельности чинов; об утверждении упрощенных хозяйственных планов на лесные дачи дворян, купцов и мещан, а также крестьянских обществ и крестьян; о разрешении расчистки лесных площадей; о награждении и премировании лесоводов за образцовое ведение лесного хозяйства и др. [2].
Все леса, признанные защитными, освобождались от государственных и
земских поземельных сборов. Такой же льготой пользовались искусственно разведенные лесонасаждения в течение 30 лет. Уже в мае 1889 года уездными земскими управами в Курский губернский лесоохранительный комитет было заявлено о признании защитными по губернии 205 лесных дач общей площадью 15 381 десятин земли [3]. А с 1889 по 1899 г. защитными было признано еще 44 лесные дачи, в том числе «Солянка», «Коренная» и другие [4].
К 1 января 1892 года Курский лесоохранительный комитет состоял из 10 человек. Число чинов местного надзора, подчиненных комитету, составляло 79 человек: лесничих лесного ведомства - 8, помощников лесничих лесного ведомства - 11, становых приставов - 60. Наблюдение за чинами местного надзора возлагалось на двух лесных ревизоров [5, л. 67]. На этот период времени лесоохранительный комитет осуществлял надзор за 2581 лесной дачей общей площадью 301 077 десятин земли [5, л. 67об].
1 декабря 1892 г. в лесоохранительном комитете состоялось распределение между должностными лицами частновладельческих лесов для местного за ними надзора: за крестьянскими лесами и крестьянскими лесными наделами - земских начальников как самостоятельных агентов лесоохранительного надзора (должны были составлять протоколы о нарушениях Положения о сбережении лесов в крестьянских лесных наделах, затем по этим протоколам выносить приговоры, подсудные мировым земским учреждениям, по остальным - возбуждать судебные дела с извещением
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28)
Минин М. В. Деятельность Курского губернского лесоохранительного комитета: 1888—1917 гг.
управляющего госимуществами [6, л. 40]. С целью более успешного надзора за защитными лесами Курский губернский лесоохранительный комитет назначил для надзора районами лесничих и их помощников по тому уезду, в котором они имеют свое постоянное местожительство: лесничему Белгородского лесничества - Белгородский уезд, его помощнику - Обоянский уезд, лесничему Курского лесничества - Курский уезд, его помощнику - Фатежский уезд, лесничему Льговского лесничества -Льговский уезд, его помощнику - Дмитриевский уезд, лесничему Новооскольского лесничества - Новооскольский уезд, его помощнику - Старооскольский уезд, лесничему Суджанского лесничества - Грайворонский уезд, его помощнику -Суджанский уезд, лесничему Рыльского лесничества - Путивльский уезд, его помощнику _- Рыльский уезд, лесничему Щигровского уезда - Щигровский уезд, его помощнику - Тимский уезд, лесничему Корочанского лесничества - Корочанский уезд.
Все незащищенные леса частного владения, крестьянские лесные наделы, кроме защитных, - подлежали надзору становых приставов в пределах вверенного стана.
Наблюдение за деятельностью агентов надзора - лесничих, помощников и становых приставов было возложено на участковых лесных ревизоров.
Лесоохранительный комитет больше внимания стал уделять надзору за крестьянскими лесами, так как сельское население подвергало их беспощадному истреблению. «Поэтому было бы желательно, чтобы земские начальники были привлечены к участию в надзоре, так как крестьянские наделы составляют важную ценность народного хозяйства» [6, л. 354].
В 1894 г. в число чинов местного надзора вводится 73 земских начальника и общее их число составило 148 человек. Лесоохранительный комитет к этому времени осуществлял надзор за 3 115 дачами [7].
В феврале 1916 г. в состав лесоохранительного комитета были включены непременные члены губернской землеустроительной комиссии. К 1 января 1917 г. Комитет состоял из 11 человек и имел в своем подчинении 151 человек из чинов местного надзора. Он контролировал 3 126 дач общей площадью 260 627 дес. земли [8].
Вышеприведенные данные свидетельствуют о расширении штата «лесной» администрации. Но увеличение численности чинов Комитета было вызвано трудностями, которые сопровождали осуществление лесоохранительной политики государства. Ее основной принцип - сбережение лесов от истощения и истребления -требовал правильного устройства и жесткого нормирования эксплуатации частных лесов, контроля над ними, что, естественно, вызывало протесты лесовладельцев. Выявление защитных и водоохранных лесов и тем более действенный надзор за ними оказались затруднены ввиду отсутствия научно-практических разработок. Основной лесоохранной деятельностью в губернии занимались чиновники лесного ведомства, не имевшие на это ни времени, ни средств. Исполнение Положения о сбережении лесов осуществлялось либо благодаря труду энтузиастов, либо в ущерб лесоустроительным работам в государственных лесах.
Препятствием для лесоохранительной работы служила недостаточная изученность не только частных, но и государственных лесных ресурсов. В исследуемый период отсутствовали сведения о геоботанических и почвенных особенностях лесных территорий, хозяйство в них велось практически вслепую.
Казенно-бюрократический аппарат лесоохранительного комитета Курской губернии медленно усваивал тенденции капиталистического развития в лесной отрасли. Государственные леса, несмотря на рост их доходности, использовались неэффективно.
Но, несмотря на все недостатки в деятельности, Курский губернский лесоохранительный комитет оказал существенное влияние на рационализацию
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ
управления лесным хозяйством губернии. Планомерно осуществлялись
лесокультурные работы. С 1890 г. в губернии широко распространилось искусственное лесовозобновление. В Курске и Льгове появились лесные питомники, где можно было приобрести сеянцы и саженцы сосны, дуба, ясеня, клена, белой акации, липы, черной ольхи, березы и других сортов деревьев [11].
Леса после принятия 8 ноября 1917 г. Декрета о земле перешли в полную собственность государства. Сразу же начались массовые порубки как в бывших помещичьих, так и в казенных лесах. Все мероприятия лесоохранительного комитета были «перечеркнуты» новой властью. А сам Комитет был ликвидирован согласно «Временному положению о лесном управлении в губерниях и области» от 13 января 1918 г. [10]. 1 11
1. Государственный архив Курской области (далее ГАКО). Ф. 151. Оп. 1. Д. 1. Л. 3, 4.
2. ГАКО. Ф. 151. Оп. 1. Д. 2, 9, 10, 192, 238, 267, 316, 336, 388, 404, 432, 463, 498, 507, 527, 552,
578, 589, 599, 629, 655, 662, 683, 695, 715, 720, 749, 756, 765, 773.
3. ГАКО. Ф. 151. Оп. 1. Д. 11. Л. 1-28.
4. ГАКО. Ф. 151. Оп.1. Д. 40, 47.
5. ГАКО. Ф. 151. Оп.1. Д. 193. Л. 67-67об.
6. ГАКО. Ф. 311. Оп. 1. Д. 644. Л. 40, 354.
7. ГАКО. Ф. 311. Оп. 1. Д. 317. Л. 1, 1об.
8. ГАКО. Ф. 311. Оп. 1. Д. 776. Л. 2, 2об.
9. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1888. Ст. 406. - СПб, 1888. С. 831-846. 10 Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1919. Ст. 220. М., 1919. С. 235-237.
11. Выводцев В.Д., Перетятько Ю.В. Леса и лесное хозяйство соловьиного края. Курск, 2006. С. 25.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28)