УДК 93/630/342.5
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX - НАЧАЛЕ ХХ В.
© 2017 А. И. Алексеев1, А. В. Третьяков2
1 аспирант кафедры истории России e-mail: [email protected] 2докт. ист. наук, профессор, профессор кафедры истории России e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
Статья посвящена исследованию мероприятий, осуществляемых лесничествами Курской губернии с целью воспроизводства и приумножения лесного фонда региона в конце Х1Х - начале ХХ в. и ставших частью государственной политики в сфере лесного хозяйства в этот период.
Ключевые слова: лесной устав, государственное регулирование, лесоустройство, лесное хозяйство, лесничества, лесные дачи.
К началу XIX в. в стране естественным путем сложилась ведомственная структура лесовладений при доминирующей площади государственных лесов и монопольной роли государства в регулировании лесопользования и ведения лесного хозяйства.
Для обеспечения роли государства в управлении лесами и организации ведения лесного хозяйства были разработаны и введены в действие ряд важных регламентирующих лесное хозяйство документов. Они заложили традиционную основу детализированной нормативно-справочной базы данных лесного хозяйства, регламентирующей его ведение по всей вертикали управления.
В исследуемый период управление лесным хозяйством в Российской империи претерпевало многочисленные изменения.
В 1802 г. все казенные леса, «великое или малое пространство занимающие, приписанные и неприписанные к Адмиралтействам или к казенным или частных людей заводам и фабрикам, находящиеся у временных владельцев по разным правам и привилегиям» [1, с. 351], состояли в непосредственном управлении Лесного департамента, который имел равную власть с государственными коллегиями. Свободно пользоваться лесами могли только их частные владельцы [2, с. 24-25].
Лесной департамент был организован еще в 1798 г. Он был выделен как самостоятельная структура лесного управления из Сенатской экспедиции, ведавшей «делами государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства» [3, с. 111-113]. Лесной департамент функционировал в ведомстве Адмиралтейств-коллегии и распространял свою власть на все государственные леса России. Это был первый орган централизованного управления лесными ресурсами. Его деятельность в основном была сосредоточена на описании лесов и разработке основ определения их таксовой стоимости.
Руководство Лесным департаментом осуществлял главный директор государственных лесов. А в штате департамента состояли по одному члену адмиралтейств, Берг- и Коммерц-коллегий и шесть советников. Главный директор
определялся на должность Императорским Величеством. Члены адмиралтейств и коллегий назначались министрами. Советники избирались министром финансов.
«Главному директору подлежит бдению: 1) о приведении Государственных лесов в известность; 2) о сохранении оных от всякого непозволенного опустошения; 3) о составлении от них доходов безпотомственного оскудения в лесах и отягощения народного; 4) о разведении в государстве вновь лесов, и особенно там, где претерпевается для казенных и общественных надобностей крайний недостаток; 5) иметь строгое и точное взыскание со всех подчиненных Лесному департаменту мест и людей о исполнении закона и определенной званию их должности» [1, с. 351].
Главной задачей Лесного департамента было обеспечить государству извлечение максимального дохода от лесного хозяйства. Для осуществления этой задачи необходимо было в первую очередь собрать сведения о площадях, занимаемых лесами, «чтобы Государственные леса приведены были в известность, положены на планы и генеральные карты, с подробным как о роде и свойстве их описанием, так и с показанием расстояния от рек, городов, заводов, фабрик и больших селений» [Там же].
Затем - сведения о составе лесов, а именно «о разных родах деревьев, из коих состоят те леса по различному положению мест и по свойству климата во сколько лет достигают совершенного роста». И наконец, сведения о лесоохранных мероприятиях -«как сохранять леса и разводить вновь с хозяйственным сбережением, казенной пользой и потомственной благонадежностью... чтобы посредством лесного надзирательства сохранены были оные от всякого вреда и опустошения» [Там же].
Лесному департаменту предписывалось «иметь попечение о разведении и умножении государственных лесов вновь, посевами на местах к тому удобных или запущением в поросль, предпочитая всегда разведение лесов корабельных [4, с. 54-56] близ рек, пристаней и берегов морских; не оставляя разводить лес и там, где претерпевается для казенных и обывательских потребностей недостаток. о продовольствии лесами безлесные города, селении, заводы, фабрики за установленную плату, как продажей на месте, так и с доставлением оных через поставщиков и подрядчиков, буде выгодно окажется»» [4, с. 56]. Таким образом, департамент должен был обеспечить равномерно все районы империи лесом «посредством сплава в безлесные места и торговлей» [1, с. 352], так как одни губернии изобиловали лесными ресурсами, а другие были лишены их.
В исследуемый период особым путем развивалось крестьянское лесное хозяйство. Лесные площади на землях, отмежеванных к селениям государственных крестьян, со времени Генерального межевания назывались «крестьянскими лесами». Лесной департамент был вынужден организовать разбор и отделение казенных лесов от крестьянских, для чего в губернии были направлены чиновники Лесного департамента, которые совместно с чиновниками - членами губернских казенных палат составляли Лесную комиссию. В обязанность комиссии входило: «отделить корабельные и государственные леса и с тем вместе выбрать и назначить порозжие места для разведения вновь дубовых лесов; удовлетворить малоземельных крестьян из-под лесов; разделить доставшиеся им леса на годовые лесосеки» [5, с. 838]. Для разделения лесов в комиссии назначались землемеры.
Казенные поселяне наделялись землями из-под лесов в расчете «8-ми десятинная порция на душу в местах, где для флотов дубовые леса произрастают и заготавляются, и где земли требуют малого удабривания полей и нет нужды в заведении излишнего для того скотоводства, либо и совсем оных не удабривают по тучности земли» [5, с. 842]. Это касалось и черноземной Курской губернии. Для селян, «кои по худому свойству почвы земли, не имея достаточного хлебопашества, снискивают пропитание себе большей частью от промыслов лесами и изделиями из оных или принуждены
бывают по неимению скотоводства запущать старую пашню в лесную поросль и расчищать новые поля из под лесов, удабривая их выжиганием» [Там же], полагалось на душу 15 десятин (Архангельская, Вологодская и некоторые другие губернии).
Но Лесной департамент частично утратил право распоряжаться лесами, так как они находились в пользовании различных ведомств. Так, с июня 1806 г. все леса, приписанные к государственным и частным заводам, перешли в ведение Горного департамента, созданного в этом же году. При учреждении 15 мая 1808 г. Департамента уделов в его распоряжение вместе с пахотными землями передавались леса удельного ведомства. Лесной массив в окрестностях Москвы - Лосиный (Погонный) Остров с сентября 1809 г. оказался в ведомстве Экспедиции кремлевского строения [6, с. 50-52]. Такое дробление лесных ресурсов снимало с Лесного департамента выполнение части задач, связанных с охраной лесов, так как каждое ведомство устанавливало свои правила эксплуатации лесов, практически не заботясь об их возобновлении.
Но, несмотря на эти недостатки имевшейся структуры управления, создание централизованного органа управления лесным хозяйством сыграло важную роль в его упорядочении, способствовало выработке рациональных принципов лесоустройства.
Анализ деятельности Лесного департамента позволил подразделить ее на этапы, различные по своей продолжительности, характеризующиеся реформами и переходом из одного ведомства в другое.
Первый этап (1790-1802 гг.): организация при Интендантской экспедиции Адмиралтейской коллегии Лесного департамента для лесной части.
Второй этап (1802-1811 гг.): учреждение Министерства финансов и зачисление в его состав Лесного департамента.
Третий этап (1811-1837 гг.): контроль Департамента государственных имуществ Министерства финансов за лесной частью.
Четвертый этап (1837-1861 гг.): учреждение Министерства государственных имуществ, образование Корпуса лесничих (1839 г.) и дальнейшая деятельность Лесного департамента (1843 г.).
Пятый этап (1861-1894 гг.): деятельность Лесного департамента после крестьянской реформы.
Шестой этап (1894-1917 гг.): лесоуправление на рубеже веков и государственных систем.
С целью сосредоточить все вопросы лесного хозяйства в одном ведомстве, 26 декабря 1837 г. было организовано Министерство государственных имуществ, в компетенцию которого входили практически все вопросы, связанные с лесным хозяйством. А в губерниях контроль за лесным хозяйством осуществляли палаты государственных имуществ.
Аппарат палаты подразделялся на два отделения: хозяйственное и лесное. В функции лесного отделения входило составление планов лесного хозяйства и лесонасаждения, составление смет на отпуск и продажу леса, управление лесными оброчными статьями, охрана лесных границ и лесов, размежевание лесов общего пользования, наделение государственных крестьян лесными участками, организация лесосечных рубок, восстановление леса, контроль за описанием лесничими лесных дач [7, л. 163-164].
Таким образом, была проведена реформа местного лесоуправления. На местах лесное хозяйство до 1838 г. контролировалось лесными отделениями губернских казенных палат. Лесные отделения заведовали казенными лесами, эксплуатацией лесов, а также местной лесной стражей. С 1838 г. губернское лесное хозяйство перешло в ведение палат государственных имуществ. Управление лесным хозяйством в губерниях осуществляли лесничества, образованные на основании циркулярного предписания
Министерства государственных имуществ от 25 апреля 1845 г. Руководил лесничеством лесничий. Он имел помощника и лесную стражу. Помимо них для охраны лесов из числа крестьян выбирались полесовщики сроком на три года. Лесничества осуществляли охрану и учет лесов, организовывали мероприятия по предупреждению лесных пожаров, осуществляли лесокультурные работы, занимались продажей лесных участков. Леса в губерниях были разделены на обходы, объезды или дистанции, лесничества и лесные участки и округа. Была организована лесная стража в соответствии с делением лесного управления с целью «охранения казенных запасных и приписанных к казенным селениям значительных лесов» [8, с. 114]. Леса обхода охранялись пешим или конным стрелком с помощником и запасными стрелками; леса объезда - конным объездчиком или унтер-офицером. Лесничество возглавлял лесничий, лесной участок - подлесничий на правах ротного командира, округ -окружной лесничий в чине батальонного командира. В губернии всей лесной стражей руководил губернский лесничий на правах командира полка, подчинявшийся палате государственных имуществ. Для контроля над лесниками управление назначало объездчиков. Полесовщики избирались на три года сельским сходом из благонадежных государственных крестьян, преимущественно годных к военной службе. Количество полесовщиков определяло управление по согласованию с губернатором [9, с. 20, 34].
В 1839 г. было утверждено Положение о корпусе лесничих, на основании которого лесное ведомство получило военное устройство [8, с. 111-127]. На основании Положения о Корпусе лесничих все чины губернского лесного управления и учебных лесных заведений, а также постоянная лесная стража были объединены в Корпус лесничих, который находился под непосредственным руководством министра государственных имуществ. «Корпус лесничих делился на три части по ведомству департаментов. К первому департаменту государственных имуществ подлежат чины губернского и окружного лесного управления и лесная стража, ко второму департаменту - чины губернского и окружного лесного управления, к третьему департаменту - чины лесных учебных заведений» [8, с. 111]. В его штат вошли: 4 генерала, 12 полковников, 33 подполковника, 41 майор, 69 капитанов, 99 штабс-капитанов, 113 поручиков, 145 подпоручиков и 210 прапорщиков - общей численностью 726 чел. [8, с. 112] Число унтер-офицеров, или объездчиков и стрелков, устанавливалось по мере надобности. Корпус лесничих комплектовался лицами, окончившими курс в лесных учебных заведениях; при недостатке последних, принимались на лесную службу лица, окончившие курс наук в военных и гражданских учебных заведениях I разряда; при недостатке и таких лиц - окончившие курс в учебных заведениях II разряда.
На нижних чинов Корпуса лесничих распространялись права и преимущества: они награждались за выслугу знаками Святой Анны и нашивками на левом рукаве мундира. Лесничим и подлесничим сверх денежного содержания выделялись участки земли: по 15 десятин и 10 десятин соответственно. Были введены должности губернских лесничих, ученых лесничих, окружных лесничих, помощников окружных лесничих, младших лесничих и подлесничих. Губернский лесничий руководил всей лесной стражей на правах командира полка. Он возглавлял лесной отдел палаты государственных имуществ. В функции лесного отдела входило составление смет на отпуск и продажу леса, управление лесными оборочными статьями, охрана лесов, организация лесосечных работ, восстановление леса, контроль за лесными дачами.
1 февраля 1839 г. издается указ министра государственных имуществ «О комплектовании лесной стражи нижними чинами в безсрочном отпуску находящимися» [10, с. 127], которым было разрешено определять в объездчики и лесные сторожа желающих из нижних чинов, находящихся в бессрочном отпуске.
А указом от 19 июня 1839 г. были изданы правила «Об обмундировании и снаряжении для нижних чинов лесной стражи» [11, с. 111-127].
18 января 1843 г. утверждено Положение о соединении учреждений Министерства государственных имуществ по лесной части в одно управление [12, с. 32-35]. На основании Положения был учрежден лесной департамент, в котором сосредоточились дела «о всех лесах, состоящих в управлении министерства государственных имуществ, а также дела о чинах Корпуса лесничих и лесной стражи» [12, с. 33].
В департаменте были организованы шесть отделений. Первое - инспекторское -ведало Корпусом лесничих, распределением на службу лесных офицеров, инспектированием лесной стражи и др. Второе - по управлению лесами - составляло сведения о состоянии лесов, ведало распределением лесов по округам, лесничествам, объездам и обходам, устройством лесных дач, назначением заповедных лесных дач, отводом лесов разным ведомствам и в частное владение и др. Третье отделение - по охране лесов - свидетельствовало целостность границ лесных дач, рассматривало вопросы о спорных лесах, следственные дела о лесных преступлениях и др. Четвертое отделение - по ведению правильного лесного хозяйства - занималось хозяйственным описанием лесов, составлением планов лесных хозяйств, разведением лесов и др. Пятое отделение - по употреблению лесов - собирало сведения о торговых ценах на лес и лесные материалы, занималось разделением лесов по предметам употребления и назначало их в продажу, составлением такс, расчисткой лесов под пашни и сенокосы и др. Шестое - счетное - составляло генеральные отчеты, текущие счета и исчисления по лесным доходам и расходам, вело книги о лесных доходах и расходах и др.
Звание окружного лесничего было упразднено в 1845 г. Для общего надзора за лесничествами во всех губерниях стали назначать окружных лесных ревизоров, а подлесничих переименовали в лесничих.
В 1869 г. Корпус лесничих был преобразован из военного в гражданское устройство, а в 1872 г. было составлено новое расписание должностей и окладов содержания чинов Корпуса лесничих с учетом уменьшения площади лесничеств и, следовательно, увеличения числа лесничих. В 1884 г. было дано распоряжение по Корпусу лесничих о недопущении лиц, не имеющих чинов, к занятию должностей лесничих.
5 марта 1887 г. при Министерстве государственных имуществ был создан специальный комитет о производстве культурных работ, в функции которого входила организация лесокультурных работ в лесах Российской империи, с целью возобновления лесов.
В 1888 г. было издано «Положение о сбережении лесов», общий надзор за его исполнением был возложен на Министерство государственных имуществ, а на местах в каждой губернии или области - на Лесоохранительный комитет, который исполнял возложенные на него обязанности при посредстве чинов Корпуса лесничих, полиции и уездных учреждений по крестьянским делам. Для выполнения предписаний «Положения о сбережении лесов» было издано более 10 наставлений, правил и инструкций, предназначенных для выполнения чинами Корпуса лесничих на местах [13, с. 148-156].
В 1893 г. Министерство государственных имуществ было преобразовано в Министерство земледелия, а в 1894 г. - Министерство земледелия и государственных имуществ [14, с. 941-948]. В 1894 г. Лесной департамент вошел в состав Министерства земледелия и государственных имуществ, в котором находился до октября 1917 г. Лесничие обязаны были ежегодно составлять хозяйственные планы на предстоящий
год - как по извлечению доходов, так и по лесовозобновлению, лесовыращиванию, лесоустройству и т. д.
23 июня 1912 г. Николай II утвердил Закон об отпуске средств на преобразование 13 управлений государственных имуществ в управления земледелия и государственных имуществ: Акмолинско-Семипалатинское, Астраханское, Владимирско-Рязанское, Воронежское, Енисейское, Иркутское, Курско-Орловское, Радомско-Келецко-Люблинско-Седлецкое, Сувалкско-Ломжинское, Таврическо-Екатеринославское, Тобольское, Томское, Тульско-Калужское. На управления возлагались следующие функции: попечение о распространении и совершенствовании земледелия и других отраслей сельского хозяйства, заведывание государственными имуществами, казенными оброчными статьями и лесами. В состав Управления вошел инспектор сельского хозяйства [15, с. 833].
Подводя итог, необходимо отметить, что ключевым принципом организации управления лесным хозяйством являлось возложение функций по управлению лесами на собственника леса. Так, казенными лесами управлял Лесной департамент, частными лесами - собственники этих лесов, заводскими - заводское управление и Горный департамент, лесами казачьих войск - областное войско, удельными лесами - Управление уделов и т. д. Заводы, духовные ведомства, города могли быть собственниками лесов, а также пользоваться ими по факту принадлежности леса из состава государственных лесов. Подобные леса законодатель относил к категории государственных, но не казенных. Казенными лесами признавались только те леса, которые обладали двумя признаками: были в непосредственном распоряжении казны и не были отведены или приписаны установлениям, заведениям или обществам. Однако охрана лесов, признанных защитными и водоохранными, вне зависимости от того, кому они принадлежали или были приписаны, находилась в ведении лесоохранительных комитетов.
Таким образом, в исследуемый период структура управления лесным хозяйством в России претерпевала ряд изменений, направленных на повышение эффективности управления путём её централизации. Это было вызвано необходимостью сохранения и развития лесного хозяйства в новой рыночной повседневности.
1. Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗРИ). Собр. 1. Т. XXVII. Ст. 20506. СПб, 1830.
2. ПСЗРИ. Собр. 1. Т. XXI. Ст. 15518. СПб, 1830.
3. ПСЗРИ. Собр. 1. Т. XXIV. Ст. 17897. СПб, 1830.
4. ПСЗРИ. Собр. 1. Т. VII. Ст. 4379. СПб, 1830.
5. ПСЗРИ. Собр. 1. Т. XXVII. Ст. 20898. СПб, 1830.
6. Столетие учреждения Лесного департамента. 1798-1898. СПб, 1898.
7. Государственный архив Курской области. Ф. 155. Оп. 1. Д. 52.
8. ПСЗРИ. Собр. 2. Т. XIV. Отделение 1. Ст. 11978. СПб, 1840.
9. Уставы: лесной, о казенных оброчных статьях и хозяйственном управлении казенных населенных имений. СПб., 1842. С. 18.
10. ПСЗРИ. Собр. 2. Т. XIV. Отделение 1. Ст. 11993. СПб, 1840.
11. ПСЗРИ. Собр. 2. Т. XIV. Отделение 1. Ст. 12443. СПб, 1840.
12. ПСЗРИ. Собр. 2. Т. XVIII. Отделение 1. Ст. 16461. СПб, 1844.
13. ПСЗРИ. Собр. 3. Т. VIII. Ст. 5120. СПб, 1890.
14. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1894. Первое полугодие. Ст. 356. СПб, 1894.
15. ПСЗРИ. Собр. 3. Т. XXXII. Ст. 37432. Петроград, 1915.