ЛИТЕРАТУРА
1. Браже, Т. Г. Принципы оценки деятельности андрагога / Т. Г. Браже // Педагогика. -
2000. - № 6. - С. 18-20.
2. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2008. - 613 с.
3. Змеев, С. И. Андрогогика: основы теории и технологии обучения взрослых / С.И. Змеев.
- М.: ПЕР СЭ, 2003. - 207с.
4. Михайличенко, А. М. Должностная компетентность работников / А.М. Михайличенко // Новый коллегиум. - 2002. - № 3. - С. 22-24.
5. Образование взрослых [Текст]: метод. рекомендации по организации образования и профессиональной подготовки взрослого населения / сост. С. И. Винокурова, Т.Ю. Дубовицких, Т. Н. Кирюшина; под ред. Н. Ю. Посталюк. - Самара: изд-во «Профи»,
2001. - 64 с.
6. Перегудов, Ф.И. Непрерывное образование: проблемы и перспективы / Ф.И. Перегудов.
- М.: Знание, 1991. - 64 с.
7. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов.
- М.: Высш. шк., 1984. - 174с.
Федюн Елена Игоревна
аспирантка кафедры историографии, источниковедения, археологии и методики преподавания истории ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 94: 378.096: 32 (477.62)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДР ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОНЕЦКОГО РЕГИОНА
(1950-е - 1980-е гг.)
ACTIVITIES OF THE DEPARTMENTS OF SOCIAL SCIENCES IN HIGHER EDUCATION IN THE DONETSK REGION (1950S - 1980S)
В данной работе рассматривается роль кафедр общественных наук (марксизма-ленинизма, политэкономии, основ научного коммунизма, истории КПСС) в становлении и развитии научных знаний в Донецком регионе в «классический» советский период (1950-х -1980-х гг.). На основе анализа архивных документов, рассмотрены концептуальные подходы в преподавании дисциплин «партийной» направленности и их практическое значение в развитии экономики и науки Донецкого края.
Ключевые слова: Коммунистическая партия СССР, вуз, кафедра, идеология, лекция.
This paper considers the role of Social Sciences Chairs (Marxism and Leninism, political economy, the foundations of scientific communism, history of the CPSU) in the formation and the development of the scientific knowledge in the Donetsk region in the «classic» Soviet period (1950s
- 1980s). Based on the analysis of the archival documents, conceptual approaches in the teaching of the political orientation's disciplines and their practical importance in the development of economy and science of the Donetsk region are considered.
Keywords: Communist Party of the Soviet Union, higher education institution, chair, ideology, lecture.
Советская система образования базировалась на двух составляющих -идеологической и научно-исследовательской. Согласно этому, кафедры в вузах подразделялись на общеуниверситетские, на которые возлагалось изучение догматов марксистко-ленинского учения, и узконаправленные, соответствующие определенному профилю факультета. В Донецких вузах функционировало несколько видов общественных кафедр, среди них: кафедры марксизма-ленинизма, политэкономии, основ научного коммунизма, истории КПСС и т.д.
Кафедры общественных наук особенно сильно оказывали влияние на исторические знания, ведь именно история являлась орудием внедрения государственной политики. В 1950-е - 1980-е годы Донецкий национальный университет (тогда - Донецкий государственный) являлся ведущим учебно-исследовательским центром в Донбассе в области исторической науки. Особую роль в развитии исторических знаний в вузе играла кафедра марксизма-ленинизма, созданная 23 февраля 1939 года в качестве одного из первых структурных подразделений Сталинского пединститута [15, с. 19]. Деятельность кафедры была направлена на изучение основ советской идеологии, базирующейся на трудах К. Маркса и В. Ленина. На кафедру марксизма-ленинизма возлагалась как научно-образовательная, так и идеолого-воспитательная работа, находящаяся в центре внимания вышестоящих партийных органов. Так, в 1955 году на заседании совета вуза рассматривался вопрос о недостатках в работе кафедры марксизма-ленинизма, в ходе которого были выделены классические советские тезисы: о недостаточной критике антимарксистских взглядов и о низком уровне распространения партийной пропаганды [1, л. 23 - 24]. В указанный период научно-педагогическая деятельность преподавателей кафедры осуществлялась по трем основным направлениям: история КПСС, политэкономия и философия. Учебный процесс осуществляли Е.А. Курдюмова, И.П. Жеребченко, В.А. Носков и др. В тематическом плане преподаватели кафедры большое внимание уделяли критике западного ревизионизма, а также фальсификациям в области партийной науки. В отчете о работе пединститута за 1957 - 1958 учебный год указывается, что научно-исследовательская деятельность преподавателей кафедры направлена на «разоблачение идей буржуазных историков», а также на широкое освещение событий Отечественной истории как важной составляющей общемирового прогресса [5, л. 9]. Важную роль также играла связь теоретических знаний с их практическим применением, что нашло воплощение в тесном сотрудничестве преподавателей кафедр с учителями школ региона. Основными формами сотрудничества в 50-х - 80-х годах ХХ века являлись
317
лекции, методические семинары, индивидуальные консультации, воспитательные мероприятия, связанные с актуальными проблемами преподавания общественных дисциплин. Так, преподавателями кафедры марксизма-ленинизма учителям был прочитан ряд лекций различной тематики: «Изучение вопросов философии в курсе обществоведения», «Формирование коммунистических общественных отношений», «От диктатуры пролетариата к общенародному государству» и др. [6, л. 10]. Таким образом, в рамках кафедры марксизма-ленинизма историческая наука была представлена как важная составляющая коммунистической идеологии, главная задача которой - обоснование партийного курса.
В 1965 году в Донецком госуниверситете на базе кафедры марксизма-ленинизма были созданы три самостоятельных кафедры - политэкономии, научного коммунизма и истории КПСС, - которые продолжили изучение и преподавание общественных дисциплин. Так, была создана кафедра политической экономии и научного коммунизма, которая в 1968 году распалась на две самостоятельные части - кафедру политэкономии и кафедру основ научного коммунизма [16, с. 39]. Преподавательская деятельность кафедры политэкономии основывалась на знаниях из исторической и экономической наук, в основе которых лежали постулаты коммунистического учения. Преподаватели кафедры основ научного коммунизма изучали данный предмет как область знаний, способную влиять на ту или иную сферу жизни советского общества. Главным отличием кафедры основ научного коммунизма от кафедры марксизма-ленинизма было то, что в основе ее педагогической деятельности находилась историософская составляющая, которая проявлялась в специфической методике изучения и преподавания общественно-политических знаний. В плане на 1968 - 1969 учебный год указано: «В процессе преподавания курса научного коммунизма [необходимо] помочь студентам в познании закономерностей классовой борьбы, марксистско-ленинской теории социалистических соревнований, закономерностей развития социализма и коммунизма...» [9, л. 2]. Историософскую направленность имели лекции В.Н. Ермолаева «Проблема войны и мира в современных условиях», Н.С. Шумского «Современная эпоха и мировой революционный процесс» и др. [10, л. 6 - 7]. Таким образом, деятельность кафедры политэкономии и основ научного коммунизма была направлена на изучение исторического прошлого с политэкономической и историософской позиций, что предоставило возможность культивировать особую методологию исследования закономерностей общественного развития в рамках марксистко-ленинской теории.
В 1965 году в Донецком госуниверситете была создана кафедра истории КПСС, которая в научно-исследовательской работе была ориентирована на изучение трудов В.И. Ленина и документов Коммунистической партии. В своей работе преподаватели кафедры основывались на таких положениях: «Коллектив кафедры проводит широкую пропаганду ленинского идейного наследия и борьбы трудящихся за претворение в жизнь ленинских заветов,
разъяснения торжества ленинизма странах социалистического содружества, в мире коммунистического, рабочего и национально-освободительного движений» [12, л. 11]. Одной из приоритетных тем для изучения являлась проблема развития советского и партийного строительства на территории Донбасса. Так, преподавателями кафедры истории КПСС были защищены диссертации по таким темам: «КП Украины во главе политической и трудовой активности рабочего класса Донбасса в период построение фундамента социализма (1926 - 1932)» (Г.Я. Пономаренко), «Компартия Украины -организатор восстановления и развития промышленности Донбасса (1943 -1950-е гг.)» (Н.Ф. Хорошайлов) и др. Одним из направлений педагогической деятельности преподавателей кафедры истории КПСС являлись студенческие экскурсии по историческим местам Донбасса. Так, в 1969 году была организована студенческая поездка в г. Торез для знакомства со знаменитым шахтером А.Г. Стахановым, после чего ребята отправились в пгт Старобешево, где побывали в знаменитой тракторной бригаде П.Н. Ангелиной [11, л. 9]. Помимо общеуниверситетской научной деятельности преподаватели кафедры истории КПСС также участвовали в написании масштабных исторических работ республиканского уровня. В 1979 году Г.Я. Пономаренко, И.П. Жеребченко, Л.А. Беспалова, В.Н. Носков, Т.Г. Литвин и В.А. Рыбалко принимали участие в написании «Истории рабочих Донбасса», руководство которым осуществляло ведущее научное учреждение УССР - Институт истории Академии наук [13, л. 3]. Таким образом, кафедра истории КПСС в Донецком госуниверситете являлась базовой кафедрой идеологической направленности. Преподаватели кафедры не только пропагандировали основы марксистко-ленинского учения, но и претворяли данную концепцию в жизнь в виде написания коллективных трудов и монографий, не утративших своей актуальности и сегодня.
Помимо Донецкого госуниверситета, кафедры общественных наук также существовали при Донецком государственном медицинском институте им. Горького (ДонГМИ), Донецком институте советской торговли (ДИСТ) и Донецком политехническом институте (ДПИ). Специфика влияния данных кафедр на развитие научной мысли в указанных вузах заключается в идеологическом обосновании руководящей роли Коммунистической партии во всех сферах жизни советского общества, в частности, в медицине, экономике и промышленности. 12 июня 1930 года было принято решение Совнаркома УССР об открытии в городе Сталино медицинского института [17]. Практически сразу в вузе была созданы кафедры марксизма-ленинизма, истории КПСС и политэкономии, философии и научного коммунизма. Научные исследования преподавателей данных кафедр были направлены на разработку марксистского подхода в изучении медицинских дисциплин. Цель их работы звучала так: «Основной задачей Совета кафедр общественных наук является объединение усилий преподавателей на реализацию решений партии и правительства по обеспечению идейной направленности в подготовке специалистов» [7, л. 38]. Деятельность кафедр общественных дисциплин при
ДонГМИ им. М. Горького была направлена на разработку и применение марксистского подхода в изучении медицинской науки. Так, преподавателями кафедры Ю.Н. Стемпурским и М.Н. Морозовым исследовались такие вопросы, как «Диалектико-материалистический анализ основных методов исследования в области биологии и медицины», «О методах направленности преподавания медицинских дисциплин» и т.д. [8, л. 43]. В целом, задача состояла не только в обосновании медицинской науки с позиций марксизма-ленинизма, но и подготовке кадров, полезных советскому обществу.
В ДИСТе до середины 1960-х годов функционировало две общественные кафедры - политэкономии и марксизма-ленинизма, и созданная в 1965 году, кафедра истории КПСС, философии и научного коммунизма. Отличительной чертой деятельности данных кафедр является их торгово-экономическая направленность. Львиная доля исследований преподавателей указанных кафедр была нацелена на изучение микро- и макроэкономических тенденций в советском обществе с обоснованием их с позиций марксизма-ленинизма. Преподаватели кафедры истории КПСС, философии и научного коммунизма не только изучали постулаты коммунистического учения, но и интегрировали их к специализации вуза. Так, преподаватель Н.Ф. Земченков написал кандидатскую диссертацию «Некоторые вопросы профессиональной торговой этики», а В.И. Морозов работал над темами «Анализ затрат труда по элементам», «Некоторые вопросы повышения производительности труда в колхозах» [2, л. 4; 3, л. 3]. Помимо теоретических разработок, преподаватели кафедры тесно сотрудничали с торговыми организациями города. На таких предприятиях, как рынок «Маяк», «Центральный универсальный магазин» (ЦУМ), преподаватели не только изучали формы организации труды и методы ведения работы, но и передавали теоретические знания и опыт предпринимателям и продавцам города [14, л. 8]. На примере деятельности общественных кафедр ДИСТа можно проследить, как осуществлялось партийное руководство торговой деятельностью в городе. Анализируя работу предприятий в Донецком регионе с позиций марксистко-ленинского учения, преподаватели не только выполняли свои профессиональные обязанности, но и участвовали в изучении истории экономических процессов в Донбассе.
В 1950-х - 1980-х годах при Донецком политехническом институте (ДПИ) существовали четыре общественные кафедры - истории КПСС, политэкономии, научного коммунизма и философии, деятельность которых была направлена на исследование различных вопросов гуманитарных наук. В этот период на кафедрах работали такие преподаватели, как С.В. Макаров, И.И. Быков, М.В. Арамбалык, М.П. Титенко и др., которые изучали руководящую роль КПСС как главную силу, направляющую развитие советской промышленности и экономики в русло социализма. Так, приоритетной для изучения была тематика коммунистического строительства: «Главную задачу коллектив преподавателей кафедры видит в глубоком усвоении студентами курса истории КПСС, понимании ими теории и практики коммунистического строительства, внутренней политике КПСС и Советского
правительства, роли КПСС в борьбе за дальнейшее сплочение мирового коммунистического и рабочего движений» [16, л. 8]. Деятельность преподавателей кафедры научного коммунизма во многом совпадала с кафедрой КПСС, отличие было лишь в теоретическом инструментарии и подходах. Так, члены кафедры научного коммунизма при ДПИ в своей научно-исследовательской деятельности делали акцент на изучении концепций и трудов В.И. Ленина. Таким образом, основная деятельность кафедр общественных дисциплин ДПИ была направлена на воспитание патриотической молодежи, верной идеалам советского общества. Углубленное изучение таких предметов, как история КПСС, основы научного коммунизма, политэкономия обеспечивало платформу для подготовки самоотверженных работников, в первую очередь, тяжелой промышленности, которая составляла основу экономики Донецкого края.
Таким образом, основой деятельности кафедр общественных дисциплин в ведущих вузах Донецка являлось направление той или иной профессиональной деятельности в русло марксизма-ленинизма. Данные кафедры имели под собой не только идеологическую направленность, но и прагматическую - подготовку патриотических кадров, необходимых советской экономике и промышленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный архив Донецкой Народной Республики (ГА ДНР). Ф. Р-3765. Оп. 1. Д. 296.
2. ГА ДНР. Ф. Р-3001. Оп. 2. Д. 18.
3. ГА ДНР. Ф. Р-3001. Оп. 2. Д. 320.
4. Там же.
5. ГА ДНР. Ф. Р-3765. Оп. 1. Д. 338.
6. ГА ДНР. Ф. Р-3765. Оп. 1. Д. 555.
7. ГА ДНР. Ф. Р-4318. Оп. 1. Д. 971.
8. Там же.
9. ГА ДНР. Ф. Р-6146. Оп. 1. Д. 383.
10. Там же.
11. ГА ДНР. Ф. Р-6146. Оп. 1. Д. 622.
12. ГА ДНР. Ф. Р-6146. Оп. 1. Д. 943.
13. ГА ДНР. Ф. Р-6146. Оп. 1. Д. 4646.
14. ГА ДНР. Ф Р-1087. Оп. 2. Д. 1364.
15. Донецкий национальный университет / Ред. кол.: В.П. Шевченко (отв. ред.) и др. -Донецк: Норд-Пресс, 2002. - 340 с.
16. Там же.
17. История ДонНМУ. - Режим доступа: http://dnmu.ru/о-доннму/история-доннму/ (дата обращения - 20.04.2017).