С принятием в 1993 г. Конституции РФ начала создаваться новая нормативно-правовая база, которая позволила осуществлять формирование исторического сознания граждан в современных условиях социально-экономической, культурной и духовной жизни страны. Деятельность государственных органов РФ и органов местного самоуправления по ведению этой работы представляла собой сложный, динамичный и противоречивый процесс. Его сущность заключалась в целеустремленной, многоплановой, систематической, скоординированной с общественными организациями и органами местного самоуправления работе.
Данная работа направлялась на внедрение в умы молодежи системы знаний и убеждений о прошлом своего Отечества. Эти знания выступают в качестве побудительных мотивов к патриотическим действиям. Цель таких действий - построение экономически процветающего демократического правового государства и гражданского общества в РФ, способного обеспечить высокий уровень жизни населения и национальную безопасность.
Выполнение подобного комплекса задач требовало от всех субъектов воспитания РФ, представленных государственными, региональными и местными органами власти, четкого выполнения функций, касающихся формирования исторического сознания молодежи.
Помимо законотворческой деятельности высших органов государственного руководства, важное место в этой системе принадлежало региональным и местным органам власти, непосредственно осуществляющим руководство всей рассматриваемой работой на местах. Это, прежде всего, московские городские и областные органы власти, а также местные муниципалитеты, конкретно занимающиеся осуществлением всего комплекса мероприятий, связанных с формированием исторического сознания граждан, проживающих в Московском регионе.
Рассматриваемая система строилась на консолидации деятельности этих органов с образовательными и культурными учреждениями, ветеранскими, молодежными и другими общественными организациями. Как известно, во второй половине 1990-х гг. в условиях новой государственности завершилось создание властных структур регионального и местного уровня. Г оловными исполнителями программ по патриотическому воспитанию, в том числе формированию исторического сознания граждан, стали новые органы по делам молодежи и образования [1]. Кроме того, создавались и функционировали региональные межведомственные советы и центры по ведению этой работы.
В Московском регионе руководителями и основными координаторами воспитания на исторических примерах, как и всего патриотического воспитания, выступали столичные и Московские областные органы управления. С реорганизацией органов власти и местного самоуправления с конца 1993 г. эти задачи стали выполнять мэр Москвы Ю.М. Лужков, губернатор Московской области -Б.В. Громов, правительство и администрация столицы и области. В иерархизиро-ванной структуре органов управления ниже стояли главы администраций округов Москвы, районные, городские и поселковые администрации населенных пунктов Подмосковья [2].
Головными исполнителями программ по воспитанию патриотов России были определены органы по делам молодежи и органы управления образования. Кроме того, были созданы и функционировали региональные межведомственные советы и центры по ведению этой работы. Большую роль в руководстве работой по воспитанию молодежи историей при новой системе власти стали играть столичные и московские областные органы: Комитеты образования, Комитеты по делам молодежи, военные комиссариаты, от общественных организаций - Советы ветеранов, военно-исторические и патриотические клубы [3].
С возрастанием задач патриотической работы, в том числе воспитания молодежи историей, в рассматриваемый период совершенствовалась и организаторская деятельность Комитетов по делам молодежи и Комитетов образования
[4], что требовало использования знаний и опыта специалистов. На данном основании в региональных структурах власти в начале 2000-х годов в составе Комитетов по делам молодежи были образованы отделы патриотического воспитания, в задачи которых входило и привитие молодежи интереса к истории Отечества, к знанию и соблюдению лучших традиций многонационального народа России
[5].
Дальнейшее улучшение руководства со стороны государственных органов системой патриотического воспитания и формирования у молодежи исторического сознания в рассматриваемый период связано с принятием в 2001 г. государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”[6], а также региональных программ - московской городской целевой программы “Патриотическое воспитание граждан Москвы на 2002-2005 гг.”[7] и “Патриотическое воспитание граждан Московской области на 2002-2005 годы”[8]. С образованием правительственной комиссии, которая стала осуществлять управление всей системой патриотического воспитания в масшта-
бе страны, для ведения этой работы на местах были сформированы региональные межведомственные координационные советы и центры. К маю 2004 г. они действовали уже во всех административных округах Москвы и во всех районах Московской области. О значимости вопросов патриотического воспитания граждан и деятельности межведомственных координационных советов в Московском регионе свидетельствуют те факты, что эти структуры, как уже было сказано, непосредственно возглавили мэр столицы Ю.М. Лужков и губернатор Московской области Б.В. Громов [9].
Следует подчеркнуть, что предметом особой заботы в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по патриотическому воспитанию молодежи и формированию у нее исторического сознания в исследуемый период являлась поддержка деятельности общественных молодежных объединений, организаций, клубов, центров, занимающихся этими вопросами. Однако при их количественном и качественном росте к концу 1990-х - началу 2000-х г. возникла необходимость наладить строгий учет таких общественных структур. Большую роль в этом сыграло выполнение постановления Государственного комитета РФ по делам молодежи от 12 марта 2001 г. “Молодежь России (2001-2005 гг.)”. Эта федеральная целевая программа требовала составления полного списка молодежных обществ и активной работы с ними [10].
Для решения указанной задачи в течение 2001 - начала 2002 г. все относящиеся к данной категории организации включались в специальные реестры [11]. В Подмосковье эту работу провел созданный в январе 2002 г. Координационный совет под руководством председателя Комитета по делам молодежи Московской области. В результате уже в марте того же года был сформирован полный список объединений, учреждений, организаций, занимающихся на территории Подмосковья вопросами патриотического воспитания. В него вошли 215 общественных объединений, причем 8 из них начали свою деятельность в 2001 г., а 23 - в 2002 г. [12]. Для сравнения: в 1995 г. на территории Московского региона их насчитывалось около 110 [13].
Вместе с тем анализ первых лет деятельности межведомственных координационных советов, собирающихся на заседания с известной периодичностью, показывал, что она должна обеспечиваться штатным, постоянно действующим рабочим органом и работниками, каждодневно претворяющими их планы и программы в жизнь в г. Москве, - Центром военно-патриотического и гражданского воспитания молодежи.
Данная деятельность требовала осуществления мер федерального и регионального уровня для подготовки кадров - организаторов работы по патриотическому воспитанию, в том числе по формированию исторического сознания молодых граждан. Ежегодно Министерство образования РФ в 2001-2008 гг. проводило ряд семинаров-совещаний, курсов повышения квалификации по различным направлениям работы по патриотическому воспитанию молодежи, организовывало всероссийские, межрегиональные и региональные семинары, в том числе касающиеся воспитания молодежи историей.
Так, в марте 2006 г. Министерство образования и науки РФ совместно с Комитетами по делам молодежи Москвы и Московской области провели совещание организаторов поисковой работы и руководителей музеев образовательных учреждений региона по теме: “Организация поисковой и музейной работы в образовательных учреждениях” [14], а в апреле того же года Всероссийское совещания организаторов патриотического воспитания образовательных учреждений по теме: «Пути дальнейшего совершенствования патриотического воспитания на современном этапе». В результате такой работы кадровые проблемы были достаточно быстро решены.
Немало было сделано в данном направлении Одинцовским городским центром военно-патриотического воспитания, Можайским военно-историческим центром воспитания и социальной поддержки молодежи, Истринским районным информационно-аналитическим центром по проблемам патриотического воспитания молодежи [15].
Администрация Московской области совместно с Министерством культуры, Министерством обороны РФ, молодежными военно-
патриотическими клубами и организациями широко и торжественно ежегодно в начале сентября проводят мероприятия в Можайском районе Москов -ской области, посвященные Дню Бородинского сражения русской армии с французской армией в 1812 г. Этому событию, как правило, посвящаются военно-спортивные игры и состязания, фестивали и конкурсы, научнотеоретические и научно-практические конференции.
Праздники, которые совместными усилиями проводятся на полях ратной славы России, приобрели уникальное по своей значимости воспитательное значение. Как правило, все они проходят в театрализованной форме с участием большого количества людей и использованием материальных предметов истории и культуры, что, в свою очередь, усиливает ощущение со-
причастности к героическому прошлому Отечества и вызывает эмоциональный подъем чувства гордости за свой народ, его историю и культуру.
В ежегодных мероприятиях московского правительства, посвященных началу контрнаступления советских войск в 1941 году в битве под Москвой, традиционно принимали участие ветераны Москвы и Московской области, молодежные организации и воины гарнизона.
Поистине всенародным праздником стал День защитника Отечества. Как правило, этому празднику предшествовали организованные местными органами власти и общественными организациями на местах месячники оборонномассовой работы, проводимые в учебных заведениях, на предприятиях и в учреждениях Москвы и Московской области просмотры циклов документальных и художественных фильмов, посвященных истории наших Вооруженных Сил, исторические викторины, встречи с ветеранами, различные благотворительные акции и другие культурно-массовые мероприятия.
В 2001-2008 гг. заметно увеличилось число городов и поселков Подмосковья, отмечающих и другие Дни воинской славы России. В этом плане поучителен опыт муниципалитета города Одинцово Московской области. Здесь в соответствии с Федеральным законом “О днях воинской славы (победных днях) России” 1995 г. принято постановление, направленное на конкретизацию и реальное выполнение Закона с учетом военно-исторических особенностей местных условий, в частности того, что в годы Великой Отечественной войны в местечке Власиха размещался штаб Западного фронта, а также дислокации на территории района гарнизона воинов-ракетчиков. Во всех общеобразовательных учреждениях, молодежных клубах и объединениях Одинцовского района в каждый из Дней воинской славы проводятся “Уроки России”, “Уроки мужества”, “Исторические уроки”. Таким образом складывался системный подход в формировании военно-исторического сознания молодежи района.
Интересной формой воспитания молодежи историей начиная с 2002 г. стали проводимые Комитетом образования Правительства Москвы конкурсы среди школьных команд столицы на быстроту и точность ответов (брейн-ринги) на вопросы о Великой Отечественной войне. В 2007 г. первое место в таких состязаниях заняла команда Московской школы №274 (директор школы - Дейкун Янина Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе - Рязанцева Елена Васильевна). Команда победителей была премирована туристической поездкой по памятным местам, связанным с событиями Второй мировой войны. Она
проходила по маршруту Москва - Вильнюс - Варшава - Дрезден - Маутхаузен -Прага - Брест - Москва. Во время поездки школьники посетили кладбища советских воинов и мемориалы в их честь с возложением венков, художественные музеи, в том числе Дрезденскую картинную галерею1.
Серьезное значение Комитеты образования Правительств Москвы и Московской области придавали и развитию школьных музеев. Например, они ежегодно проводили конкурсы на лучший школьный музей боевой и трудовой славы. Победителям вручался специальный приз в виде кубка [16].
С начала 2000-х годов на территории Москвы и Подмосковья активно велась работа по выполнению Перечня основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., утвержденного Президентом РФ. Соответствующие планы мероприятий по подготовке к 60-летию Великой Победы реализовались министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти на местах, ветеранскими, молодежными и другими общественными организациями и объединениями [17].
Так, в рамках подготовки к празднованию 60-летия Победы Министерство культуры России провело III Всероссийский фестиваль народного творчества “Салют Победы”. Открытие фестиваля состоялось в Волгограде в дни празднования 60-летия Победы в Сталинградской битве, а заключительный этап фестиваля проходил в мае 2005 года в г. Москве. Фестиваль способствовал вовлечению в работу по патриотическому воспитанию деятелей искусства и культуры, художественных коллективов, приобщал граждан к отечественному ис -кусству, способствовал сохранению памяти о героической истории Отечества.
В 2001-2008 гг. в Москве и Подмосковье заметно активизировалась работа по увековечению памяти защитников Отечества, организация поискового движения. Многие годы координацию деятельности молодежных объединений по поиску и захоронению останков погибших воинов осуществляет Министерство образования и науки России. Большую работу по решению этой общенациональной проблемы проводят комитеты по делам молодежи Москвы и Московской области, организующие непосредственную деятельность поисковиков. Они ежегодно проводят торжественные открытия и закрытия на
1 Из личной беседы автора диссертации с заместителем директора школы № 274 по воспитательной работе Е. В. Рязанцевой
территории региона Всероссийской “Вахты памяти”, в которой принимают участие представители Министерства обороны России, Росвоенцентра, РОСТО, Российского комитета ветеранов войны и военной службы, руководители региональных поисковых объединений. В 2001 г. открытие “Вахты памяти” прошло на территории военного городка Кантемировской дивизии в Наро-Фоминском районе Московской области, закрытие - в городе-герое Туле.
В отношении сказанного особо следует выделить совместную работу федеральных и региональных органов исполнительной власти и общественных организаций по подготовке и проведению Дней воинской славы (победных дней) России.
При активном участии Министерства обороны РФ, правительства Москвы и Росвоенцентра, ветеранов и молодежи ежегодно проводились мероприятия, посвященные победе русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении, а также первой в российской истории морской победы русского флота у мыса Г ангут.
С начала 2000-х годов заметно увеличилось число организаций, предприятий и учреждений, отмечающих и другие Дни воинской славы России. Во многих учебных заведениях столицы и Подмосковья в соответствии с Федеральным законом “О Днях воинской славы (победных днях) России” в каждый из Дней воинской славы проводились “Уроки России”, “Уроки мужества”, “Исторические уроки” [18]. Так, опираясь на нормативную правовую базу, складывался системный подход в формировании исторического сознания молодежи и организации военно-патриотического воспитания молодежи в регионе.
Без сомнения, одно из важнейших направлений формирования у молодежи исторического сознания - героико-патриотическое воспитание. В этой связи руководители администраций городов и поселков Московского региона уделяли данной работе достаточно пристальное внимание. Так, в сентябре 2003 г. в городе Москве и Московской области прошел комплекс мероприятий, посвященных 80-летию со дня рождения отважной партизанки первой женщины Героя Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Зои Космодемьянской. Поисковиками города Климовска Московской области обнаружено место гибели Героя Советского Союза В.В. Талалихина и установлен памятный знак [19].
В 2006 г. под руководством Министерства образования и науки РФ и при его активном участии созданы специализированные студенческие строительные
отряды для проведения работ по благоустройству воинских захоронений и поисковых работ на территории Подмосковья в местах боев Великой Отечественной войны.
Существенный вклад в формирование исторического сознания молодежи вносит Росархив, публикуя в СМИ архивные документальные материалы, ха -рактеризующие многие события российской истории. Сотрудники Росар-хива и его региональных структур активно участвуют в конкурсах, теле- и радиопрограммах. Кроме того, они сами организуют научно - исторические конференции, семинары и круглые столы, доказательно, документально противодействуют попыткам искажения и фальсификации истории Отечества. В настоящее время ведется работа по подготовке и изданию серии сборников архивных документов по истории создания и развития обороннопромышленного комплекса СССР и России [20].
В феврале 2002 и 2003 годов Департамент по молодежной политике Ми -нистерства образования и науки РФ провел торжественные приемы моло -дых военнослужащих, посвященные Дню защитников Отечества. В 2002 году торжественный прием состоялся в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на Поклонной горе, в 2003 году - в Культурном центре Вооруженных Сил Российской Федерации. На торжественные приемы приглашались молодые офицеры Министерства обороны РФ, внутренних войск и специальных подразделений МВД России, ФПС ФСБ России, курсанты военного училища МЧС, суворовцы, кадеты, ветераны Великой Отечественной войны и руководители силовых структур и общественных военнопатриотических объединений Российской Федерации. В рамках приемов проходили праздничные концерты, чествования молодых военнослужащих всех видов и родов войск, встречи ветеранов с кадетами, суворовцами, нахимовцами и молодыми военнослужащими.
В 2001 г. в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Поклонной горе Министерство образования и науки России совместно с поисковыми объединениями России провели выставку “Народная память о павших защитниках Отечества”, в дар музею были переданы экспонаты, найденные в ходе поисковых работ. В декабре 2003 года в музее проведена фотовыставка о работе поисковых объединений России.
Таким образом, рассмотрение деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и образования по выработке у молодежи потребности изучать историю Родины позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, деятельность государственных органов, органов местного самоуправления Москвы и Московской области по формированию у молодежи исторического сознания и патриотизма в 1993-2008 гг. велась в соответствии с имеющейся нормативно-правовой базой. При этом большое значение имело выполнение государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 и 2006-2010 гг.
Во-вторых, данная деятельность отличалась четкой координацией в работе всех заинтересованных министерств и ведомств с региональными и местными органами власти, учебными заведениями и общественными организациями.
В-третьих, в этой работе наибольшее внимание уделялось героико-
патриотическому воспитанию на примерах истории Великой Отечественной войны, с помощью увековечения героизма нашего народа и его Вооруженных Сил, проявленного в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, о чем свидетельствовало повсеместное ежегодное проведение в Московском регионе “Дней воинской славы России” и “Вахт памяти”.
В-четвертых, в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и образования по привитию молодежи знаний истории Родины использовались самые разнообразные формы и методы работы, что позволяло эффективно воздействовать на умы и чувства молодежи, вызывать у нее ощущение тесной связи поколений, преемственности лучших традиций нашего народа.