УДК 94 «1923/1926»(476.6)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕВРЕЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПОЛЕССКОГО ВОЕВОДСТВА
В 1923 - МАЕ 1926 гг.
П.Т. СТЕЦКЕВИЧ
Гродненский государственный аграрный университет, г. Гродно, Республика Беларусь
Введение. Изучение деятельности еврейских партий на территории Западной Беларуси в 19231926 гг. является необходимым условием для понимания процессов политического развития региона. Вместе с тем, деятельность еврейских политических партий на территории Полесского воеводства в 1923-1926 гг. ранее не являлась темой отдельного исследования. Все вопросы, которые касались данной темы, рассматривались в рамках изучения национально-освободительного, рабочего и революционного движений, деятельности коммунистических партий и организаций [1-13]. Первыми к проблеме деятельности отдельных еврейских политических партий на территории Западной Беларуси обратились брестские и гродненские исследователи. Глубиной и детальной проработкой архивных источников отличаются статьи и материалы А.Н. Свирида, В.В. Шепетюка, А. Мощука, В. Костючика, А. Чернякевича, О. Соболевской, В. Гончарова, Э.Г. Иоффе [14-23]. В них авторы прослеживают деятельность отдельных еврейских партий и организаций на территории Полесья, Гродненщины и Западной Беларуси в целом в межвоенный период, анализируют состояние развития еврейского общества региона.
В 20-30-е годы XX века в польской историографии началась разработка тем, связанных с деятельностью политических партий в межвоенной Польше. В это время свет увидели работы А. Белциковской, Т. Селимовского, Б. Васютыньского [24-27]. В них содержится значительный фактологический материал по всем современным авторам, политическим партиям и организациям. В то же время степень влияния еврейских партий на территории Западной Беларуси в целом, и в Полесском воеводстве в частности, в данных монографиях не отражена. В 60-90-е годы вышли работы Е. Хольцера, Е. Томашевского, в которых предложен подробный анализ политической структуры, сложившейся в межвоенный период в Польше, приводится классификация еврейских партий по характеру и содержанию их программ [28-30]. Однако авторы не дают конкретных примеров деятельности еврейских партий в Полесском воеводстве.
Таким образом, отдельные аспекты проблемы деятельности еврейских политических партий на территории Полесского воеводства в межвоенный период в той или иной степени уже нашли свое отражение в отечественной и зарубежной исторической литературе. Однако в настоящее время отсутствуют работы, которые рассматривали бы их в качестве самостоятельной темы исследования, а не в контексте революционного, национально-освободительного, рабочего и других движений.
Основная часть. По условиям Рижского мирного договора 1921 г. Западная Беларусь вошла в состав Польши. На этой территории польскими властями было создано четыре воеводства: Ново-грудское, Полесское, Виленское и Белостокское. В Полесском воеводстве преобладающую массу населения составляли белорусы. Значительной была также доля еврейского населения. Евреи проживали преимущественно в городах и местечках. В некоторых из них еврейское население было преобладающим. Так, в Пинске из 31 912 жителей 20 181, или 63,2 %, были евреями. В Кобрине на 10 006 горожан приходилось 5607 евреев (56 %) [31, s. 54].
Деятельность еврейских политических партий в 1923 - мае 1926 гг. проходила в условиях нарастающего антисемитизма в польском обществе и обострения отношений с властями. Борьбу евреев за свои политические и экономические права возглавила Еврейская фракция в польском парламенте.
Наряду с активными действиями на уровне страны еврейские политические силы проводили широкую работу в регионах. Следует отметить, что в этот период на территории Западной Беларуси был представлен весь спектр еврейских политических партий, начиная от консервативного «Союза Израиля» и заканчивая стоявшим на социалистических позициях Бундом.
Правые позиции в еврейской политической жизни региона продолжала занимать Всемирная федерация «Союз Израиля». В 1925 г. в Варшаве состоялся съезд партии, на который прибыло 600
делегатов, среди которых большинство представляли местные организации городов и местечек Восточной Польши и кресов [28, s. 261]. По сведениям Министерства внутренних дел Польши, к 1926 г. организация имела в стране 320 легально зарегистрированных отделений и более 100 филиалов [32, л. 26].
На территории Западной Беларуси отделения «Союза Израиля» действовали в Полесском воеводстве в Бресте, Пинске, Лунинце и Столине. Однако по сравнению с другими еврейскими партиями «Союз Израиля» проводил здесь довольно пассивную политику [33, л. 2].
Под влиянием данной партии в Полесском воеводстве находились такие просветительские, молодежные и благотворительные учреждения, как школьная организация «Bejs Jakow» (религиозные школы для девочек), Союз ортодоксальных женщин, Организация ортодоксальной молодежи, Элементарная школа («Jesodeh Hotorah»), составной частью которой являлись иешиботы. Перечисленные организации и учреждения вели работу во всех регионах, где действовал «Союз Израиля» [32, л. 26]. В Полесском воеводстве партия поддерживала тесные связи с местными отделениями таких религиозных организаций, как «Союз раввинов в Польше», «Ортодоксальное обучение», «Шоймрей Шабос» («Szomrej Szabes») (союз, который осуществлял надзор за строгим соблюдением празднования субботы, а также других религиозных предписаний) [34, л. 22].
Таким образом, деятельность «Союза Израиля» носила узконаправленный религиозно-ортодоксальный характер, что значительно ограничивало социальную базу партии в регионе. Основными направлениями работы «Союза Израиля» оставались пропаганда идей иудаизма, сохранение традиций и работа в культурно-просветительских и благотворительных еврейских организациях.
Важную роль в еврейской политической жизни в Полесском воеводстве играло сионистское движение. Наибольшим влиянием среди сионистских партий пользовалась «Сионистская организация в Польше» (СО). Отделения этой партии функционировали в большинстве поветовых центров воеводства. В 1923-1926 гг. была продолжена работа по созданию новых ячеек партии и укрупнению существовавших ранее.
В 1923-1924 гг. процесс создания ячеек партии в Полесском воеводстве проходил довольно медленно. Среди еврейского населения воеводства сильны были позиции правой фракции СО «Время строить», которая выступала с критикой политики, проводимой местными властями по отношению к евреям. Поэтому воеводская администрация очень настороженно относилась к деятельности отделений СО. «В противоположность белорусам, составляющим неграмотный элемент и как таковой неспособный на ведение самостоятельной политики, большую роль играют местные евреи, которых на Полесье, за исключением белорусов, больше всего. Это народ, хорошо понимающий свои интересы, занимающий выжидательную позицию по отношению к польским властям и вовсе недружелюбный. Кроме торговли и промышленности, которые они держат в своих руках, евреи стараются организовываться в профессиональные союзы и политические объединения. Неконтролируемые нелегально существующие объединения и союзы ведут враждебную Польскому государству политику. Во всех городах Полесья существуют сионистские организации, находящиеся в тесном контакте с подобными организациями в Варшаве. Часто сюда приезжают делегаты из Варшавы, проводят собрания, разъясняя здешним евреям положение в мировой и еврейской политике. Сионисты ведут сильную агитационную деятельность, направленную на организацию выезда евреев в Палестину. С этой целью собирают постоянно большие денежные суммы, которые передают в Варшаву» [35, л. 207].
Официальные власти подчеркивали, что СО играла важную роль в экономической жизни евреев. Например, из отчетов полесского воеводы об общественно-политическом состоянии воеводства за 1923 г. следует, что сионисты овладели большей частью еврейских торговых и промышленных предприятий Полесья, откуда черпали финансирование в форме добровольных взносов [36, л. 4].
Поэтому, несмотря на настороженное отношение со стороны местных властей, к 1924 г. в Полесском воеводстве существовали крупные отделения СО в Бресте, Кобрине, Столине, Пинске, Лунинце и ряде других городов. В Бресте сионистами издавалась «Полесская ежедневная газета» («Poleser Tageblatt»), которая распространялась на территории всего воеводства [32, л. 26].
В начале 1924 г. в Пинске официально членами СО являлись около 40 человек, преимущественно пожилого возраста. Во главе отделения стояли А. Мазур, Я. Айзенберг, И. Брыскин. Однако численность партии росла, чему во многом содействовало активное участие членов местного комитета в решении насущных проблем еврейского населения. Так, на одном из собраний пинского отделения партии было принято обращение к английскому правительству, в котором партия 40
выступила с требованием разрешить въезд на территорию Палестины всем евреям без исключения и отменить действовавшую в то время инструкцию, по которой это позволялось только евреям, обладавшим 500 фунтами стерлингов или приглашением родственниками. Организация также требовала разрешения на свободный выезд за границу для еврейской молодежи, так как, по их мнению, именно этой категории населения польские власти создавали наибольшие препятствия для эмиграции.
Пинское отделение СО ежегодно проводило акции, посвященные памяти основателя политического сионизма Т. Герцля. Мероприятия в его честь собирали значительное число еврейского населения. Так, 25 июля 1925 г. в пинской синагоге состоялась траурная служба, на которой присутствовали около 400 человек, в основном членов СО и сочувствующих [22, с. 40].
С 1925 г. деятельность пинских сионистов резко активизируется. Обсуждаемые вопросы с этого времени теряют общий характер, начинают применяться более конкретные методы работы. Главным средством пропаганды становятся публичные лекции, пользующиеся очень большой популярностью. Тематика организуемых лекций была следующей: «Евреи и возрождение Палестины», «Кто может ехать в Палестину», «Деревня и город в Палестине», «Еврейская молодежь и восстановление Палестины». Несмотря на короткие временные промежутки между лекциями и некоторое однообразие тем, интерес к ним был настолько велик, что число слушателей доходило иногда до 700 человек. В прениях слушатели, как правило, обрушивались на польские власти, которые, по их мнению, грабили еврейских рабочих введением государственных монополий. Подвергалось критике и руководство самой СО, стремящейся, по мнению некоторых, к укреплению «империализма» в Палестине. Публичные лекции зачастую превращались в агитационные собрания. Понемногу начала расширяться тематика лекций. На проходившем 29 апреля 1925 г. собрании СО г.Пинска обсуждалась культурно-просветительская работа, проводимая партией [22, с. 40].
Наибольшее внимание в соответствии со своей программой отделения СО уделяли эмиграции местного еврейского населения в Палестину. Во всех городах и местечках Полесского воеводства, населенных евреями, проводились лекции и беседы, посвященные палестинской проблеме. Например, в декабре 1923 г. в г. Бресте прошла лекция руководителя Палестинского эмиграционного бюро Д. Кернгрина из Варшавы «Впечатления о путешествии в Палестину». Лектор объяснял значение Палестины для еврейского народа, указал несколько районов, где уже была произведена парцелляция земли для поселенцев-евреев, оговорил условия выезда в Палестину. Кернгрин особо подчеркнул необходимость обучения ремеслу или сельскому хозяйству, потому что «торговцы, не знающие никакого ремесла, избалованные городским комфортом, становятся только обузой для колонистов» [14, с. 108]. В конце выступления оратор предупредил об антисемитских настроениях, которые царят среди местных арабов, при этом выразил уверенность в том, что с течением времени именно в Палестине евреи создадут собственное государство.
В Столине 3 января 1924 г. прошли собрания, организованные представителем варшавского сионистского комитета Д. Янкелем. Он провел сбор средств на развитие СО в Палестине. Всего было собрано около 100 американских долларов. Подобные акции проходили и в Лунинецком повете [37, л. 27].
14 мая 1925 г. в Пинске местное отделение СО провело собрание, на котором обсуждались вопросы выкупа земли в Палестине. На нем также прошли выборы делегата на сионистский съезд, который должен был состояться 18 августа в Вене. На собрании присутствовало 80 человек [38, л.
14].
16 и 23 мая 1925 г. в Бресте и Пинске сионистами были организованы выступления на тему жизни евреев в Палестине. Все доходы от представлений пошли в пользу еврейских колонистов [38, л. 3, 10, 14, 32].
Широкая организационная работа в Полесском воеводстве проводилась и представителями ЦК СО из Варшавы, видными деятелями сионистского движения из-за рубежа. С целью усиления влияния партии на местах они организовывали лекции и собрания. Подобные собрания во второй половине 1925 г. прошли в Пинском, Кобринском, Лунинецком и Сарненском поветах. 12 декабря 1925 г. в Лунинце на собрании местного комитета СО выступал делегат из Палестины И. Буме. Он подробно остановился на вопросах эмиграции в Палестину и условиях проживания на этой территории. Зарубежный гость присутствовал также на открытии комитета СО в Сарнах. В состав руководства нового комитета вошли Ш. Зингерман, Б. Янкель, И. Левин [39, л. 14-14 об.].
К декабрю 1925 г. отделения СО действовали также в Жабинке и Давид-Городке, о чем свидетельствуют проведение собраний членов партии и торжественные мероприятия, посвященные празднику «Ханука».
23, 24 и 26 декабря 1925 г. в населенных пунктах Полесского воеводства прошли подготовленные активистами СО агитационные лекции на тему «Еврейское Возрождение» [39, л. 14-14 об.].
В начале 1926 г. сионисты продолжали проводить активную деятельность по агитации еврейских масс для решения палестинской проблемы. С этой целью была проведена серия лекций в Брестском, Пинском и Сарненском поветах. 21 января 1926 г. в Сарнах был организован отдел ЦК Сионистской организации. 23 января 1926 г. в Бресте прошло общее собрание членов местного отделения партии, на котором выступили его председатель А. Винников и помощник председателя М. Зарацкий. Темой собрания стала подготовка к предстоявшей в марте 1926 г. в Варшаве сионистской конференции, на которую были приглашены делегаты из Бреста [39, л. 37-38 об.].
В той или иной мере под влиянием СО на территории Полесского воеводства находился целый ряд общественных, молодежных, культурно-просветительских и благотворительных организаций. К ним следует отнести Товарищество просвещения «Тарбут», Товарищество помощи жертвам войны, Товарищество воспитания детей «Капля молока», вечерние курсы имени Винчевского, Военно-спортивное товарищество «Югенд», Товарищество «Пионер» («Неско1ис»), Товарищество собирания Палестинского фонда («Шегеп Ка/етес/») и др. [40, л. 43].
Таким образом, Сионистская организация на территории Полесского воеводства в 1923-1926 гг. обладала разветвленной сетью местных отделений и организаций, объединявших значительную часть еврейского населения региона и оказывавших серьезное влияние на общественно-политическое и экономическое положение края, его культурную и религиозную жизнь.
Определенным влиянием среди еврейского населения Полесского воеводства в 1923-1926 гг. пользовалась ортодоксальная партия «Мизрахи», которую также следует отнести к партиям сионистского толка. Отделения партии существовали в Брестском, Пинском, Кобринском поветах воеводства [39, л. 320]. Члены партии проводили лекции и собрания, посвященные палестинскому вопросу, собирали пожертвования в фонд помощи еврейским поселенцам в Палестине.
В целом на территории Полесского воеводства партия «Мизрахи» пользовалась довольно значительной поддержкой местного еврейского населения, хотя ее политическая активность была невысокой. Секрет ее успеха заключался в том, что партия, прежде всего, сосредоточила свое внимание на соблюдении евреями религиозных обрядов, популяризации иврита и традиционных ценностей еврейской общины. Это позволило «Мизрахи» объединить в своих рядах значительную часть еврейского общества, в котором религия и традиции продолжали занимать важное место. Немаловажную роль играл также тот факт, что партия выказывала лояльное отношение к польскому государству. Лидеры «Мизрахи» были склонны к диалогу с польским правительством.
Еще одной партией сионистского толка, действовавшей на территории Полесского воеводства в указанный период, была «Всемирная сионистская партия труда» (ВСПТ). Отделения партии существовали в Пинском, Лунинецком и Брестском поветах [33, л. 3]. Как относительно молодая партия до 1926 г. на территории названных поветов она находилась в процессе формирования структурных подразделений.
Среди еврейских партий сионистско-социалистического направления значительным влиянием пользовалась партия «Поалей Цион» левая. В 1926 г. в Польше она насчитывала около 9000 членов, объединенных в 196 организациях и группах [32, л. 26].
В Полесском воеводстве первичные организации партии действовали в Брестском, Пинском, Лунинецком и Косовском поветах. В Бресте и Пинске «Поалей Цион» левая вместе с Бундом подчинила своему влиянию еврейский профсоюз торговых работников, еврейский химический профсоюз. С целью усиления своего влияния в среде рабочих кожевенной промышленности специально для них стараниями партии в Пинске в 1926 г. была открыта школа имени Б. Борохова, одного из основоположников и идеологов поалей-сионизма [33, л. 2]. Здесь же «Поалей Цион» левая вела довольно активную агитационную деятельность. Согласно донесениям командования IX Окружного корпуса Министерства военных дел, на территории воеводства распространялись агитационные материалы партии, а также информация об антисемитских настроениях польского населения и польского правительства, о закрытии еврейских школ и т.д. В своих выступлениях деятели партии призывали бороться за признание за представителями еврейского народа равных экономических и политических прав, требовали допуска евреев на государственную службу, открытия для евреев государственных школ с обучением детей на идиш и иврите [41, л. 83].
Большое внимание активисты «Поалей Цион» левой уделяли пропаганде палестинского вопроса. В своих выступлениях они агитировали еврейское население принимать активное участие в деле становления еврейской государственности в Палестине. Левые поалей-сионисты постоянно
подчеркивали, что в будущем палестинском государстве трудящиеся станут решающей политической силой в сравнении с другими слоями еврейского населения, в том числе и буржуазией, которая пытается «заполучить Палестину с целью создания там себе жизни на принципах капиталистического мира» [41, л. 84].
После раскола «Поалей Цион» в Польше ее правое крыло организовало в 1922 г. самостоятельную партию - «Поалей Цион» правая. В 1923 г. она объединилась с частью партии «Молодежь Сиона» («Се^-Срп») и организацией «Свобода» («Огог»). На их основе была сформирована «Еврейская социалистическая рабочая партия «Поалей Цион»» («Jidisze Socjalistisze Arbeter РаМц «Poalej-Cjon»») или «Поалей Цион» правая.
Основными программными установками партии «Поалей Цион» правая являлись: создание в Палестине еврейского государства, основанного на социалистических принципах; культурная и национальная автономия еврейских гмин со светской структурой и демократическим самоуправлением; выделение религиозных дел из компетенции еврейских гмин; обязательное изучение еврейскими детьми в школе идиш и иврита [15, с. 170].
В Полесском воеводстве первоначально партию «Поалей Цион» правая поддерживала сравнительно небольшая часть еврейского населения. Партия подвергалась нападкам со стороны ортодоксов и Бунда, однако успешно развивалась во всех самоуправленческих еврейских организациях и еврейском кагале. Электорат партии составляли рабочие, ремесленники, мелкие торговцы. Во главе «Поалей Цион» правая находились известные литературные и общественные деятели.
Партия пользовалась влиянием в таких молодежных и просветительских организациях, как «Пионер» («Неска1ис»), «Молодой пионер» («ИескаЫс Hacair»), «Академический союз еврейских студентов польских университетов», «Лига для трудящейся Палестины» и других [32, л. 26-27].
Определенной поддержкой среди населения Полесского воеводства в 1923-1926 гг. пользовались еврейские либералы, представленные «Еврейской народной партией». Она находилась в оппозиции по отношению к Еврейской фракции в сейме и выступала против заключения соглашения между правительством и еврейскими партиями [32, л. 27]. Отделения партии существовали в Пин-ске и Бресте, где им удалось подчинить своему влиянию часть еврейских ремесленных профсоюзов [33, л. 1-5].
Значительное место среди еврейских политических партий в Полесском воеводстве занимали партии социалистического толка. Одной из наиболее влиятельных партий этого направления на политической арене региона оставался Бунд. Так, на выборах в еврейские гмины, состоявшихся в 1924 г., партия получила 46 мандатов в 24 городах и местечках, ранее входивших в состав Российской империи [32, л. 27]. Позиции Бунда были очень сильны в еврейских профсоюзах, которые, по данным Министерства внутренних дел Польши, в 1925 г. объединяли около 30 тыс. еврейских рабочих [32, л. 27].
На территории Полесского воеводства в 1923-1926 гг. действовали 6 легально зарегистрированных комитетов Бунда, которые вели работу в Пинском, Брестском, Лунинецком, Сарненском, Пружанском, Столинском поветах. Основная деятельность партии разворачивалась в Пинске и Бресте, где ей удалось значительно укрепиться в еврейских профсоюзах. Так, в Пинске Бунд подчинил своему влиянию еврейские профсоюзы рабочих-химиков и рабочих-портных. Вместе с тем, не желая привлекать внимания властей к своей деятельности, которая носила во многом антиправительственный характер, Бунд старался распространять свои лозунги при помощи общественных организаций, кооперативов, товариществ, ремесленных объединений и т.п. Его члены принимали участие в первомайских демонстрациях, издавали листовки, организовывали лекции, собрания. На них обсуждались актуальные для рабочего класса вопросы: установление 8-часового рабочего дня; введение социального обеспечения за счет государства в случае болезни, безработицы, старости; свобода собраний, слова, прессы и забастовок [18, с. 63]. В Полесское воеводство приезжали известные деятели ЦК Бунда из Варшавы. Так, 29 марта 1924 г. в Бресте в местном театре один из руководителей партии Х. Зуберт прочел лекцию, посвященную жизни евреев в Америке. По словам докладчика, еврейская община в США стала отказываться от еврейской религии, а некоторые - и от культуры, выбрав новый уклад жизни. Выступавший призвал местные еврейские общины не выезжать в США, а оставаться в Польше и бороться за свои права [37, л. 31 об.].
Среди культурно-просветительских организаций, на которые распространялось влияние Бунда, было «Объединение еврейских школ» ((didisze Szul Organizacje»). В Полесском воеводстве организация наиболее активно действовала в Пинске и Бресте. Бунд руководил также детской организацией СКИФ (Социалистический детский союз), которая занималась воспитанием детей в духе социализма [1, с. 213].
Заключение. Таким образом, спектр еврейских политических партий и организаций в Полесском воеводстве был разнообразным. Здесь были представлены партии консервативного, сионистского, либерального и социалистического направлений. Они имели различную социальную базу. Одни партии опирались на еврейскую буржуазию, другие - на средний класс, интеллигенцию, третьи - на рабочих.
Еврейские партии играли заметную роль в проводимых в воеводстве культурно-просветительских проектах, благотворительности. Желая привлечь в свои ряды как можно большее число сторонников, в своих программах и деятельности политические партии значительное внимание уделяли вопросам образования, сохранения национальных еврейских традиций и культуры, создания эффективной системы помощи пожилым и малоимущим людям, сиротам и детям из неблагополучных семей.
Деятельность еврейских политических партий и организаций на территории Полесского воеводства была достаточно активной. Постепенно, завоевав поддержку местного еврейского населения, партии и организации сформировали здесь разветвленную сеть первичных организаций, увеличили свое влияние в различных общественных организациях и профсоюзах.
Вместе с тем необходимо отметить тот факт, что в период 1923-1926 гг. не все еврейские политические партии сумели удержать электорат. Вызвано это было многими причинами: расколами, политической нестабильностью в партиях и движениях, отсутствием финансирования со стороны центральных комитетов, нехваткой кадров, сильными позициями в некоторых регионах коммунистических и национальных (польских, белорусских, украинских) партий. Поэтому в рассматриваемый период еврейские партии в Полесском воеводстве вынуждены были вести напряженную политическую борьбу за влияние на массы и осуществление своих программ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Политические партии в Польше, Западной Белоруссии и Западной Украине./ под ред. С. Скульского. -Минск: Издательство АН БССР, 1935. - 264 с.
2. Борьба трудящихся Западной Белоруссии за социальное и национальное освобождение и воссоединение с БССР. Документы и материалы: в 2 т. - Минск: Госиздат, 1962-1972. - 2 т.
3. Революционный авангард трудящейся молодежи Западной Белоруссии (1921-1930 гг.). Документы и материалы. Минск: БГУ, 1978. - 327с.
4. У суровыя гады падполля. Успамшы былых членау КПЗБ - актыуных удзельшкау рэвалюцыйнага ру-ху у Заходняй Беларуа. - Мшск: Выд. палтг. лгг-ры, 1958. - 360 с.
5. Вильнюсское подполье. Воспоминания участников революционного движения в Вильнюсском крае (1920 - 1939 гг.). - Вильнюс, 1968. - 561 с.
6. Годы испытаний и мужества. - Минск: Беларусь, 1973. - 416 с.
7. История Белорусской ССР: в 2 т. / под общ. ред. Л.С. Абецедарского. - Минск: изд-во АН БССР, 1961.
- 2 т.
8. Полуян, В.А. Революционное и национально-освободительное движение в Западной Белоруссии в 1920-1939 гг. / В.А. Полуян, И.В. Полуян. - Минск: Госиздат БССР, 1962. - 222 с.
10. Игнатенко, И.М. Дорогой борьбы и созидания / И.М. Игнатенко, А.Н. Мацко. - Минск: Беларусь, 1979. - 174 с.
11. Мацко, А.Н. Революционная борьба трудящихся Польши и Западной Белоруссии против гнета буржуазии и помещиков (1918-1939 гг.) / А.Н. Мацко. - Минск: Беларусь, 1972. - 336 с.
12. Ладысев, В.Ф. В борьбе за демократические права и свободы (из исторического опыта КПЗБ, 19261938 гг.) / В.Ф. Ладысев. - Минск: Беларусь, 1988. - 191 с.
13. Ладысеу, У.Ф. КПЗБ - аргашзатар барацьбы працоуных за дэмакратычныя правы i свабоды (19341939 гг.) / У.Ф. Ладысеу. - Мшск: БДУ, 1976. - 204 с.
14. Евреи Гродненщины: жизнь до Катастрофы / под ред. В. Гончарова, О. Соболевской. - Донецк, 2005.
- 347 с.
15. Свирид, А. Н. Еврейская социалистическая рабочая партия «Роа^ с|оп» в Полесском воеводстве / А.Н. Свирид // Чалавек. Этнас. Тэрыторыя. Праблема развщця заходняга рэпена Беларуа: матэрыялы мiжнар. навукова-практ. канф., Брэст. 23-24 крас. 1998 г.: У 2-х ч. / Брэст: Выдавецтва С. Лаурова. - 1998. -Ч. 2. - С. 168-173.
16. Свирид, А.Н. Еврейская ортодоксальная партия «Агудат Израэль» и еврейское политическое движение во II Речи Посполитой (1919-1939 гг.) / А.Н. Свирид // Моладзь Берасцейшчыны: зборшк студэн. навук. прац. - Брэст, 1997. - С. 30-37.
17. Свирид, А.Н. Сионистская партия труда «НйаЛииШ» («Объединение») во II Речи Посполитой с момента образования до государственного переворота 1926 г. / А.Н. Свирид // Моладзь Берасцейшчыны:
Сборник научных статей студентов исторического факультета Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина.- Выпуск 2-й. - Брест, 1995. - С. 69-75.
18. Костючик, В. Бунд в политической жизни Польши в межвоенный период (20-30 годы) / В. Костючик // Моладзь Берасцейшчыны: Сборник научных статей студентов исторического факультета Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина. - Выпуск 2-й. - Брест, 1995. - С. 62-68.
19. Мощук, А. К вопросу о взаимоотношениях Бунда и Польской социалистической партии на территории Западной Беларуси в 1921-1939 гг. / А. Мощук // Материалы Десятой Ежегодной Междунар. междисциплин. конф. по иудаике. Ч. 1. Академическая серия. Выпуск 12. - М., 2003. - С. 123-132.
20. Мощук, А. Польский Бунд - между социал-демократией и большевизмом / А. Мощук // Материалы Одиннадцатой Ежегодной Ежегодной Междунар. междисциплин. конф. по иудаике . Часть 1. Академическая серия. Выпуск 16. - М., 2004. - С. 241-251.
21. Шевелев, Д. Осмотр развития еврейских исследований в Беларуси на границе XX-XXI вв. / Д. Шевелев // Беларуси пстарычны агляд: навуковы часотс. - Т. 10. Сшытак 1-2 (18-19). - Снежань 2003. - С. 188200.
22. Шепетюк, В.В. Из истории сионистского движения в г. Пинске / конец 20-х годов XX в. / В.В. Шепе-тюк // Моладзь Берасцейшчыны: Зборшк студэн. навук. прац. - Брэст, 1997. - С. 39-43.
23. Чернякевич, А.Н. Гродненская еврейская община в годы польско-советской войны 1919-1920 гг. / А.Н. Чернякевич // Евреи Беларуси: История и культура: Сб. науч. тр. - Вып. 6 / Сост.-ред. И.Герасимова. -Минск: Изд-во «Четыре четверти», 2001. - С. 96-111.
24. Belcikowska, A. Stronnictwa i zwi^zki polityczne w Polsce: charakterystyki, dane historyczne, programy, rezolucje, organizacje partyjne, prasa, przywodcy; Dodatek: Polityczne zwi^zki mlodziezy w Polsce / A. Belcikowska; czçsc ogoln^. oprac. J. Belcikowski; slowo wstçpne napisal A. Romer. - Warszawa: Dom Ksi^zki Pol-skiej, 1925. - 186 s.
25. Belcikowski, J. Stronnictwa, Partie, Unie, Federacje, Kluby Polityczne w roku 1921 / J. Belcikowski. - War-szawa-Lwow: Dom Ksi^zki Polskiej, 1922. - 56 s.
26. Selimowski, T. Polskie legalne stronnictwa polityczne: zarys popularny / T. Selimowski. - Wyd. 3. - Warszawa: nakl. aut., 1930. - 95 s.
27. Wasiutynski, B. Ludnosc zydowska w Polsce w wiekach XIX-XX / B. Wasiutynski. - Warszawa, 1930. -225 s.
28. Holzer, J. Mozaika polityczna II Rzeczypospolitej / J. Holzer. - Warszawa: Ksi^zka i Wiedza, 1974. - 670 s.
29. Tomaszewski, J. Zarys dziejow zydow w Polsce w latach 1918-1939 / J. Tomaszewski. - Warszawa, 1990. -114 s.
30. Tomaszewski, J. Najnowsze dzieje zydow w Polsce (do 1950 roku) / J. Tomaszewski. - Warszawa, 1993. -500 s.
31. Pierwszy powszechny spis Rzeczpospolitej Polskiej z dnia 30 wrzesnia 1921 roku. - Warszawa, 1927. - 192
s.
32. Государственный архив Брестской области (далее ГАБО). - Фонд 1. - Оп. 9. - Д. 2145.
33. ГАБО. - Фонд 1. - Оп. 9. - Д. 204.
34. Государственный архив Гродненской области (далее ГАГО). - Фонд 662. - Оп. 3. - Д. 38.
35. Литовский Центральный государственный архив. - Фонд 119. - Оп. 1 . - Д. 3.
36. ГАГО. - Фонд 551. - Оп. 1. - Д. 109.
37. ГАБО. - Фонд 67. - Оп. 1. - Д. 780.
38. ГАБО. - Фонд 1. - Оп. 9. - Д. 112.
39. ГАБО. - Фонд 2001. - Оп. 4. - Д. 2426.
40. Зональный государственный архив Минской области в г. Молодечно. - Фонд 10. - Оп. 1. - Д. 102.
41. ГАБО. - Фонд 67. - Оп. 1. - Д. 768.
ACTIVITIES OF THE JEWISH POLITICAL PARTIES AND ORGANIZATION IN POLESSKY PROVINCE IN 1923 - MAY 1926
P.T. STETSKEVICH
Summary
The all range of Jews political parties and movements existed in the interwar period in the West Belarus. There were parties of Conservative, Zionist, Liberal and Socialist movements in Polesye province. The world federation «Israel Union» was the biggest political organization, presented the interests of Jews religious of orthodox. The most impact among Zionists parties had «Zionist Organization in Poland». The party had multibranch network of district offices which made the serious impact on public-political and economical region state its cultural and religious life. The Jews political parties of socialist directions had the significant support in Polesye province among workers and lower middle class; there were BUND, Poaley-sion left, Poaley-sion right, and others.
© Стецкевич П.Т.
Поступила в редакцию 2 апреля 2012 г.