Научная статья на тему 'Участие евреев в деятельности полесских организаций политических партий Россиина рубеже XIX-XX вв.'

Участие евреев в деятельности полесских организаций политических партий Россиина рубеже XIX-XX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
303
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛЕСЬЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ЕВРЕИ / POLESIE / POLITICAL PARTIES / THE JEWS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анисин Ю. В.

В статье освещаются ранее не изученные вопросы участия евреев в деятельности политических партий, как общероссийских, так и национальных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jewish participation in the activity of Polesie organizations of political parties in Russia at the turn of XIX-XX centuries

The article highlights previously unexplored questions of Jewish involvement in the activities of political parties, both nationwide and national.

Текст научной работы на тему «Участие евреев в деятельности полесских организаций политических партий Россиина рубеже XIX-XX вв.»

УДК 947.083.52

УЧАСТИЕ ЕВРЕЕВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕССКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ

ПАРТИЙ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.

Ю.В. Анисин

В статье освещаются ранее не изученные вопросы участия евреев в деятельности политических партий, как общероссийских, так и национальных.

Ключевые слова: Полесье, политические партии, евреи

Знакомство с источниками и их анализ позволяют составить определенное представление об участии еврейского населения России в политической жизни страны. Хронологически предмет данной статьи ограничен последним десятилетием XIX в. и несколькими годами начала XX в., географически же - частью черты оседлости, так называемым «Полесьем», составлявшем в то время регион вдоль Полесской железной дороги.

Данная тема входит органически в обширное, многоаспектное научное направление «Национальные проблемы истории России». По различным вопросам участия евреев в российской общественно-политической жизни имеется весьма обширная историография, в том числе и отечественная [1]. В 30-70-е годы эта тема в трудах советских историков просматривается, но лишь опосредованно; в прямой постановке исследования по различным причинам не публиковались. Однако в серьезных изысканиях еврейский фактор никогда не игнорировался. Хотя интерпретации относящихся к этой теме процессов были чаще поверхностными, односторонними, тенденциозными, причем зачастую с противоположных, взаимоисключающих идеологических позиций.

В последние десятилетия в России внимание к этой теме вновь акцентировалось, при сохранении плюрализма суждений и оценок. Целый ряд архивных документов по этой проблеме был проанализирован автором этих строк совместно с А.Г.Кублицким [2], а также в монографии [З], где, в частности, представлены обобщения по истории некоторых еврейских партий.

Известно, что любое население, в том числе и еврейский этнос, неоднородно в профессиональном отношении, по размеру доходов, уровню образования, способностей и, в конечном счете, по своей социальной роли. В городах и местечках черты оседлости евреи довольно отчетливо подразделялись на группы: 1] крупные купцы, а с конца 80-х гг. и фабриканты, группа по численности «наименьшая»; 2] мелкие торговцы, посредники, до 40 процентов еврейского населения; 3] ремесленники, в том числе владевшие мастерскими и использовавшие наемный труд; 4] «незначительная группа, состоящая на рабочих»; 5] еврейская нищета, кормившаяся подаянием; в конце XIX в. она составляла до 19 процентов еврейской части населения[4]. За пределами черты оседлости оказывались лишь те евреи, кто мог платить налог купца первой гильдии, окончил университет, перешел в православную веру. Таких было немного, в основном - богатые, очень богатые. Отчего официальная черносотенная пропаганда, внушавшая православным отвращение к ростовщикам, шинкарям, перекупщикам, наживавшимся на несчастье других, сравнительно легко достигала цели. Ведь население империи вне черты оседлости [а это составляло 9/10 территории России] видело жизнь лишь малой части богатой еврейской верхушки, ничего не ведая о нищете, бедности и забитости основной массы.

Начало политической активности евреев одни относят к концу XIX в. [5, с. 71], другие - к середине 80-х гг. этого же века [6, с. 35.]. Отдельные представители российских евреев включались в народническое движение еще раньше, входили в организации петрашевцев, чайковцев, землевольцев и др., среди них - известный народник, чайковец и бакунист, затем - социалист, меньшевик П.Б.Аксельрод, сын бедного еврея-корчмаря, родившийся в 1850 г. близ местечка Почел Черниговской губернии [7, с.44-45].

Массовое вхождение евреев в политические движения и партии связано, как можно предположить, с разнообразными факторами, среди них: рост рабочего и национально-

освободительных движений, распространение марксизма в России, оформление политического сионизма, ослабление феодальных и религиозных устоев еврейской общины, распространение общего образования среди молодежи, оформление общероссийских и национальных партий.

Общепринятая ныне точка зрения на участие евреев в освободительном движении в 60-70-е гг. XIX в. состоит в том, что это были евреи только по рождению, напрочь порвавшие с еврейской массой и ее интересами, освоившие русскую культуру и влившиеся в русскоязычные организации,

многонациональные по составу. Ситуация, как представляется, здесь много сложнее. Наряду с вышесказанным, уже в 70-е гг. имела место пропаганда социализма, непосредственно обращенная к еврейской среде. Известный народник А.И.Зунделевич издавал в то время на древнееврейском языке журнал «Haemeth» [«Правда»]. Не национальная любовь, - говорилось в нем, - побуждает нас к этому изданию, «мы не предпочитаем наш народ другим, одной нации не должно отдавать предпочтение пред другой, как одному человеку пред другим. Лишь общечеловеческая любовь и угнетение народа заставляет нас сказать ему на понятном ему языке «правду» [8]. Затем были предприняты усилия по изданию для евреев России и Галиции на разговорных языках литературы «во имя интересов самого социализма» [9, с. 27-28.]. Это сказано было тогда, когда понятия «социализм» и «национализм» воспринимались антиподами.

К середине 90-х гг. в России складываются идеологии национальных еврейских освободительных движений, базировавшиеся на концепции достижения специальных еврейских целей. Исходя из этого, можно выделить несколько видов оппозиционной активности евреев: интернационалисты, национал-социалисты, сионисты, национал-либералы, а также несколько вариаций промежуточного характера. Эти четыре основных типа социально-политических позиций в еврейской среде отмечает большинство исследователей. Полагаем, есть основания выделить и еще один немаловажный тип: проправительственная позиция, поддержка монархии, в той или иной форме засвидетельствованное законопослушание.

Разными путями приходили в лагерь охранителей царизма евреи. Крещеные пополняли собой ряды монархических партий и редакции проправительственной прессы. Разочаровавшиеся или сломленные невзгодами (в том числе - департаментом полиции) социалисты. И просто двуличные, карьеристы. Небезызвестный поп Гапон в своей книге, рассказывая о «деловых» контактах с С.В.Зубатовым, упоминал участников «свиданий» и «чаепитий». Что были лица, «игравшие видную роль в политическом движении последних двух лет» (дело было зимой 1902-1903 гг.). Среди активных сотрудников Зубатова Г апон назвал, прежде всего, Маню Вильбушевич и Г енриха Шаевича - находившихся «под покровительством Зубатова» основателей Еврейской независимой рабочей партии (НЕРП), зубатовской по существу[10].

Партия «независимцев» действовала в Минске и окрестных местечках, вполне вероятно, что отдельные ее деятели оказывали влияние и на евреев Полесья. Во всяком случае, идеи НЕРП, причудливо сочетавшие обрывки экономизма, бундовского социализма, монархизма, сионизма, можно встретить и в материалах по Полесью. И поведение отдельных выявленных лиц похоже на поступки М. Вильбушевич. Та, загоревшись идеями Зубатова, выдала полиции всех известных ей минских социал-демократов - евреев. Нашелся и в Новозыбкове, в кружке социал-демократов, человек, который под влиянием старшего брата сообщил полиции о деятельности своей организации. Это был житель города Суража Меер Абрамович Мейерович; 16 лет. Он так начал свои покаянные показания 8 февраля 1903 года: «Я состою в Новозыбковской социал-демократической рабочей группе уже полтора года». Приехал из Тулы брат (вне черты оседлости, несомненно богатый) - и узнал, что Меер - «в тайном обществе», настоятельно посоветовал выйти из него и доложить по начальству. И Меер докладывал: в сообщество вступил по наущению Шлемы Пирогова, высланного сюда под надзор полиции; группа делится по цехам - столярный, сапожный, мужских и дамских портных, цехи делятся на кружки, каждый из которых избирает представителя на сходки, для встреч с представителями из Клинцов, Гомеля; цеховые сходки редки, в городском саду; каждую субботу кружок собирается на чтения [11]. В прокламации ЦК Бунда (декабрь 1904 г.) «Чего нам не следует забывать» подчеркивалось, что буржуазия, верная себе, «объявит беспощадную войну рабочему классу без различия нации», что «еврейская буржуазия не перестает пресмыкаться» перед властями» [12]. Газета эсеров «Революционная Россия» неодобрительно писала о господах «независимцах» -зубатовцах, которые призывают рабочих на собраниях «искать поддержку у правительства в борьбе с капиталистами» [13]. Выстроенная на химере «полицейского социализма», НЕРП не могла долго существовать, и летом 1903 г. произошло ее полное крушение [14, с. 115-123.].

Наиболее массовыми в черте оседлости, в том числе и в Полесье, были организации общероссийских партий социал-демократов [эсдеки] и социал-революционеров [эсеры]. Эти партии изучались более всего. Поэтому, не вдаваясь в обширный обзор деятельности евреев в местных организациях этих партий, отметим, что наиболее значительные революционные события в регионе самым непосредственным образом связаны с этими партиями, а также с Бундом. Что, кстати, и отображено в нашей книге историко-краеведческих очерков по Новозыбковскому краю.

Авторам этих очерков удалось извлечь из архивов сведения о первой группе эсдеков в Новозыбкове [15]. По делу М.В.Стефановой, руководителя этой группы, были привлечены к

ответственности 15 человек, среди них 8 - были евреями: Фрада и Фрума Гезенцвей, Фрума Брегер, братья Мендель и Израель Мошанские, Моисей Шнеерсон, Израель Брунштейн и Моисей Либензон. При обыске у последнего в Сураже было изъято нелегальных изданий 186 наименований, в том числе периодические листки и воззвания эсдеков, эсеров, бундовцев, листовки из Харькова и Тифлиса, биография П. Л.Лаврова, «Манифест Коммунистичской партии» К.Маркса и Ф.Энгельса, «Манифест» партии эсеров, брошюра Л. Мартова «Красное Знамя в России», работа Ф. Лассаля об американском социализме, сборник революционных песен на еврейском языке, прокламация «Суд над брянскими рабочими», книжка «История еврейского рабочего движения», номера «Искры», первый номер журнала «Былое» [16]. Расследование показало, что во время деятельности кружка Стефановой в город приезжал еврей из Бобруйска Велько Норкин, «очень похожий на разыскиваемого пропагандиста Виктора Львовича» [17].

В работе Полесского комитета РСДРП заметную роль играли М. К. Владимиров [Шейнфинкель], Я.Б.Нехамкин; в качестве связного большевистского центра приезжал М.М.Литвинов и др. О каждом из них имеется обширная историография. В качестве небольших, малоизвестных штрихов добавим такие. По воспоминаниям Г.Сермы, квартира Владимирова в Гомеле была «главным штабом». Из нее по всему городу расходились маленькие, чуть заметные «искорки». Они свое дело сделали: постепенно от твердынь Бунда откалывались одиночки, потом группки, и вокруг Полесского комитета собирались многочисленные сторонники из более передовых и грамотных рабочих. Одновременно приходилось вести борьбу и с эсерами. Тут было гораздо проще: бои шли в области философского идеализма и аграрной программы. В этих вопросах «т. Владимиров был неотразим» [18]. Нехамкин, местный учитель, был изобличен в принадлежности еще к группе Стефановой, стал заметной фигурой в Полесском комитете эсдеков, ездил с пропагандистскими целями по округе [19]. Под конец своей жизни, уже после 1917 г., Нехамкин стал большевиком.

Естественно, что в Полесье возникали организации еврейских партий. Действовали Бунд [полное название - Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России], Социалистическая еврейская рабочая партия [СЕРП], Сионистско-социалисгическая рабочая партия [ССРП], партия рабочих-сионистов «Поалей Цион» [ПЦ], либеральный «Союз для достижения полноправия еврейского народа в России», разделившийся в 1907 г. на три организации - Еврейская народная группа, Сионистская партия, Еврейская народная партия. Полагаем, что на основе современных подходов к историческим исследованиям неизбежно переосмысление имеющейся незначительной историографии по этим партиям, а также приобщение к анализу источников и литературы, созданных до Октябрьской революции и после нее - в эмиграции.

Основоположником концепции чисто еврейского рабочего движения во имя собственно еврейских интересов можно считать Л.Мартова. По случаю 1 мая 1895 г. он в Вильно произнес речь «Новый поворотный пункт в еврейском рабочем движении». Стержневая мысль: «Когда русскому пролетариату придется жертвовать некоторыми из своих требований для того, чтобы добиться хоть чего-нибудь, он скорее пожертвует такими требованиями, которые касаются исключительно евреев... Вот почему... цель действующих в еврейской среде с.-д. состоит в том, чтобы создать специально еврейскую рабочую организацию, которая бы явилась руководительницей и воспитательницей еврейского пролетариата в борьбе за экономическое, гражданское и политическое освобождение» [20]. Исторический парадокс состоит в том, что все последующие голы Мартов был все же интернационалистом, его популярная, многократно издаваемая нелегально брошюра «Рабочее дело в России» и многочисленные статьи о Первомае сплачивали и воспитывали многонациональный отряд трудящихся империи. Но зерна национализма, брошенные им в 1895г. на еврейскую почву, проросли и дали обильную жатву. В числе первых возникли организации Бунда, требовавшие от общероссийской социал-демократии признания за ними статуса единственных представителей еврейского пролетариата. Об этом имеется обширная литература, среди авторов - М.М.Червякова, Ю.И.Шестак, Ч.В.Панавас и др.

Еще одна идея, широко внедрившаяся в массы еврейства, заключалась в собирании рассеявшихся в диаспоре иудеев на своей родине, у горы Сион. Было бы неверно утверждать, что концепция сионизма однозначно позитивно была воспринята в «черте оседлости». Известно, что бундовские деятели, не говоря уже об эсдековских и эсеровских, указывали на националистический характер этой идеологии. В качестве примера раскроем содержание одной из листовок Бунда. В синагоге собрались бердичевские сионисты. К ним пришли бундовцы, встреченные враждебно. Выступить непрошенным гостям не дали. Оценивая этот случай, автор [или авторы] листовки писал: «Сионизм - это пустое сновидение, фантасмагория мелкой буржуазии и не связанная с интересами

рабочего сословия». Далее - критика Т.Герцля. И вывод: «Ненависть одной нации к другой исчезнет, если будет положен конец нынешнему капиталистическому строю»[21]. О том, что сионисты не всегда выдерживали идейное столковение с еврейскими эсдеками, свидетельствуют и такие строки из письма жителя Глухова [по всей видимости, близкого к сионистам] в Варшаву за 21 марта 1904 г. «жители Глухова меняют свои убеждения как перчатки, и теперь национально-культурный кружок заглох. Вместо него во главе с Гуревичем Лейбой, организовался кружок социал-демократов..»[22]. Вместе с тем отметим и тот факт, что в атмосфере бесправия и насилия идея об исходе в Палестину не могла быть отвергнутой, с надеждой воспринимались и задачи усиления «еврейского национального чувства и самосознания» - при явном ассимиляционном процессе. Однако поиск сионизмом «своего национального хозяйства», отмечали отдельные исследователи, делал его «глубоко реакционным»[23]. Мы располагаем материалами о критике «серпистами» бундовцев и сионистов, о критике сионизма бундовцами и т.д., то есть о дискуссиях между разными еврейскими партиями. Полагаем, что это - одна из самых малоизвестных страниц истории политических движений в Российской империи и она ждет своих исследователей.

Члены крупных революционно-демократических партий.- эсеры, эсдеки, бундовцы - вольно или невольно осознавали себя частью общероссийского, общеевропейского освободительного процесса. Ряд партий из России был представлен во Втором Интернационале. Местные партийные организации живо откликались на революционные и иные важные события: русско-японская воина, «кровавое воскресенье», Октябрьская [1905 г.] всероссийская стачка и царский Манифест 17 октября о «даровании свобод», погромы, теракты и т.д. В июне 1902 г., например, на улицах Чернигова полиция подобрала большое количество листовок с печатью Новозыбковской социал-демократической группы. В этих листовках описано, как 5 мая на виленского губернатора фон Валя было совершено покушение за то, что тот распорядился выпороть 26 арестованных революционеров, евреев и поляков. Эта экзекуция вызвала массовое негодование в черте оседлости. В «обидчика» стрелял Гирш Лекерт. Факт этот был описан во множестве листовок, газетных статей, осужден в резолюциях различных партий. Бунд объявил Лекерта национальным героем, «партизаном», «смелым мстителем». 11 июня он был повешен. А партии на этом печальном примере еще долго обсуждали проблемы террора как тактики политической борьбы [24]. В конце концов, и Бунд на своем V съезде отказался от террористической тактики..

В середине января 1904 г. в посаде Клинцы были разбросаны в большом количестве воззвания Новозыбковско-Клинцовской группы эсдеков. Листовки собрали жандармы, посетовав по этому случаю в донесении: «Никто из местных жителей не представил ни одного воззвания». В ночь на 9 февраля того же года в Новозыбкове и Клинцах было распространено воззвание против начавшейся русско-японской войны, выпущенное Полесским комитетом РСДРП. В Чернигове листовку «Кому нужна война» отпечатал местный социал-демократический комитет. В феврале и марте в Новозыбкове, Клинцах, других местечках распространена листовка «Для чего должен умирать русский солдат». Разошлась и эсеровская антивоенная листовка «Ко всем гражданам России». Характерное суждение, часто встречающееся в докладах губернских жандармских управлений по поводу выявляемых нелегальных листовок: «...местное христианское население отнеслось к этим воззваниям с презрением, оно уверено, что это дело рук евреев, почему замечается со стороны христиан особое озлобление против евреев» [25]. В одном из донесений со ссылкой на агентурный источник сообщалось, что воззвание разбрасывали в Чернигове еврейские мальчики 12-14 лет, числом до 40 человек, каждому было дано по несколько экземпляров воззваний. Одними из первых в России стали отмечать 1 мая еврейские организации. Наиболее широко этот день пролетарской солидарности отметили революционно-демократические партии в 1905 г. Почти в 70 населенных пунктах черты оседлости прошли маевки еврейских нелегальных организаций, причем в некоторых местах - совместно «с нееврейскими рабочими» [26]. Специальное указание на редкие совместные первомайские акции подчеркивает ненормальность тактики еврейских организаций, зараженных сионизмом: полностью отделять еврейские массы от живущих рядом тружеников других национальностей. О том, что здесь проявил себя сионизм, говорит и факт, зафиксированный в только что цитированном исследовании: в Гомеле в общих рядах, под интернационалистическими лозунгами шли социалисты-сионисты со своим - «Да здравствует сионизм!».

В том же 1905 году в феврале и августе-сентябре по Закавказью прокатились кровавые столкновения между армянами и азербайджанцами [в то время их звали: тюрки, татары]; они вошли в историю как «армяно-татарская резня». В середине февраля гомельские бундовцы организовали митинг, на который собрались более 900 человек. Ораторы сочувствовали жертвам резни, говорили «о политике национально: розни как средстве задержать начавшуюся революцию» [27]. Так

националистическая по сути своей партия проявила солидарность с другими угнетенными народами.

Подведем некоторые итоги. Из вышесказанного следует, прежде всего, вывод о неисследованности в полном объеме проблемы участия евреев в социально-политических движениях, партиях России на рубеже XIX-XX вв. Тема эта, несомненно, деликатна, многопланова, с немалыми глубинными течениями, отдельные ее аспекты весьма трудны для познания в необходимом объеме. И, тем не менее, изучение ее чрезвычайно актуально как для истории, так и для современной политики и политологии.

Второе. Евреи, проживавшие в Полесье и в целом в черте оседлости, принимали участие в деятельности местных организаций общероссийских и еврейских партий всех политических спектров, а не только оппозиционных. Количественно и качественно это участие определялось разными мотивами: 1) интернационалистское мировоззрение; 2) психология иудея, обратившегося к православию (искренне или вследствие конформизма, под влиянием ассимиляторской политики властей); 3) искренняя вера в мессианизм богоизбранного народа; 4) давление религиозных авторитетов и идеологов сионизма; 5) боязливая позиция законопослушного мещанина; 6) надежда на милость русского монарха. Перечень мотивов, более частных, можно продолжить. Но при всем том, как нам представляется, важно осознать, что национальный фактор не играл основополагающей роли. И становится очевидной вся надуманность охранительных доктрин об оппозиционности (если не о сверхреволюционности!) и монолитности еврейской диаспоры в России (как и в любом ином государстве).

Третье: организационно евреи или вливались в многонациональные партийные организации, или формировали в рамках общероссийской партии еврейские секции, или оформляли собственно еврейскую партию того или иного направления. В качестве исключения назовем еврейские секции в Польской партии социалистов. И последнее. В научном исследовании возможно искусственное вычленение той или иной нации из многонационального социума (суперэтноса), что позволяет изучить, найти новые знания об историческом процессе. Однако последний в социальнополитической практике не может быть разделен, он - цельный, со многими векторами взаимодействия отдельных наций, партий, социальных групп и личностей, и отсюда любую национальную проблему методологически правильно рассматривать наравне и в общем ряду со всеми другими национальными, государственными, экономическими, духовными и иными проблемами. Особенно это важно, на наш взгляд, учитывать в процессе выработки и осуществления этнополитики.

The article highlights previously unexplored questions of Jewish involvement in the activities of political parties, both nationwide and national.

The key words: Polesie, political parties, the Jews

Список литературы

1. Из большого числа публикаций на эту тему укажем лишь некоторые, относящиеся к концу XIX - первой трети XX в.: Градовский А. Д. Отношения к евреям в старой и современной Руси. СПб., 1893; Мыш М.И. Руководство к русским законам о евреях. СПб., 1898; Возрождение [Еврейский пролетариат и национальная проблема]. Сб. ст. СПб., 1905; Идельсон А.Д. Марксизм и еврейский вопрос. Одесса, 1906; Материалы по истории еврейского рабочего движения. Вып. I. СПб., 1906; Бухбиндер Н..А. История еврейского рабочего движения в России. Л., 1925; Дейч Л. Г. Роль евреев в русском революционном движении. М.-Л., 1925; 1905 год. Еврейское рабочее движение. Сост.

А.Д.Киржниц. Вступит ст. М.Рафеса. М.-Л., 1928; Революционное движение среди евреев. Сб. первый. Предисл. С. Диманштейна. М., 1930 и др.

2. Анисин Ю., Кублицкий А. Три натиска бури. Новозыбковский край в трех российских революциях. Историко-краеведческие очерки. Тула, 1991.

3. Анисин Ю.В. Национальные проблемы России в программах и тактике партий революционно-демократического лагеря. М., 1991.

4. Диманштейн С. Очерк революционного движения среди еврейских масс/1905. История революционного движения в отдельных очерках. Под ред. М.Н.Покровского. Т. 3. М., 1927. С. 114.

5. Шафаревич И.Р. Русофобия. Две дороги к одному обрыву. М., 1991. С. 71.

6. Агурский С. Очерки по истории революционного движения в Белоруссии (1863-1917). Минск, 1928.

7. Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Социал-демократы, 1880-1904, Вып. I /Макет; находится в Центральной научной библиотеке АН Украины, г.

Киев/..

8.Цит. по: Ратнер М.Б. Эволюция национально-политической мысли в русском еврействе (С.Е.Р.П. Сб. второй. Пб., 1907. С. 27). В этой связи следует подвергнуть сомнению точность мысли

В.Л.Бурцева о том, что первые еврейские революционеры были «отщепенцами», не связанными с массой еврейства (Бурцев В.Л. В погоне за провокаторами; «Протоколы сионских мудрецов»- -доказанный подлог. М., 1991. С. 253).

9. Ратнер М.Б. Указ. Соч.

11.Центральный государственный исторический архив Украины в г. Киеве. Ф.1439. On I. Д. 64. Л. 159-159о6.

12. Там же. Ф. 442. Оп. 856. Д. 4. Л. 14.

13.Революционная Россия. 1903, 15 марта, № 20. С. 11.

14.Савинков Б. Макиавелли охранного отделения //Конец зубатовщины / Сборник статей Антонова, А.Баха, Е.Брешковской и др. Вып. I. M., 1908.

15.См.: Анисин Ю., Кублицкий А. Указ. Соч. С. 36-47 и др.

16. Государственный архив Российской Федерации /далее - ГАРФ/. ДП. 1-е Делопроизводство. 1902. Д. 553. Т. 2. Л. 7-11.

17. Там же. Л. 41-41 об.

18. 1905 год в Гомеле и Полесском районе. Гомель, 1925. С. 118.

19.ГАРФ. ДП. 00. 1904. Д. 5. Ч. 31. Л. 77-77 об.

20. Цит. По: Агурский С. Указ. Соч. С. 43-21.

21. ГАРФ. ДП. 00. 1904 г., Д. 5. Ч. 3. Л. 143-145.

22.Там же. Ч. 31. Л. 14.

23.Диманштейн С. Указ. Соч. С. 116.

24.См.: Агурский С. Указ. Соч. С. 69-74; По поведу годовщины выстрела и казни Г.Лекерта // Революционная Россия, 1903, № 25,июнь. С. 4~6.

25.ГАРФ. ДП. 00. 1904. Д. 5. Ч. 31. Л. 1-12.

26.Диманштейн С. Указ. Соч. С. 150.

27.1905 год в Гомеле и Полесском районе. С. 93.

Об авторе

Анисин Ю.В.- доктор исторических наук, профессор

Jewish participation in the activity of Polesie organizations of political parties in Russia at the turn of XTX-XX centuries.

Yu.V.Anisin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.