Научная статья на тему 'Деятельность ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в рамках интеграции регионов'

Деятельность ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в рамках интеграции регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1051
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / INTERREGIONAL INTEGRATION / АССОЦИАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ASSOCIATIONS OF ECONOMIC INTERACTION / РЕГИОНЫ РФ / REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / МАКРОРЕГИОНЫ / MACROREGIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Данилина Мария Павловна

Обоснована необходимость поиска внутренних резервов социально-экономического развития РФ на межрегиональном уровне. Изучено деление территории РФ на макрорегионы (экономические районы, федеральные округа), при этом сделан вывод о том, что с экономической и правовой точек зрения оптимально привлекать для выявления резервов развития на межрегиональном уровне ассоциации экономического взаимодействия регионов РФ (АЭВ). Проанализирована деятельность действующих АЭВ, сделаны выводы о факторах успешности АЭВ и о сферах, где межрегиональное сотрудничество наиболее эффективно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Данилина Мария Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF ASSOCIATIONS OF ECONOMIC INTERACTION OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION WITHIN INTEGRATION OF REGIONS OF RUSSIA

Need of search of internal reserves of social and economic development of the Russian Federation at the interregional level is proved. Division of the territory of the Russian Federation into macroregions (the economic region, federal districts) is studied, at the same time the conclusion is drawn on what from the economic and legal points of view it is optimum to attract to identification of reserves of development at the interregional level of association of economic interaction of regions of the Russian Federation (AEV). Activity of the operating AEV is analysed, conclusions are drawn on factors of success of AEV and on spheres where interregional cooperation is most effective.

Текст научной работы на тему «Деятельность ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в рамках интеграции регионов»

УДК 332.135

деятельность ассоциаций экономического

взаимодействия субъектов российской федерации

в рамках интеграции регионов

М.П. Данилина

Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: [email protected]

Обоснована необходимость поиска внутренних резервов социально-экономического развития РФ на межрегиональном уровне. Изучено деление территории РФ на макрорегионы (экономические районы, федеральные округа), при этом сделан вывод о том, что с экономической и правовой точек зрения оптимально привлекать для выявления резервов развития на межрегиональном уровне ассоциации экономического взаимодействия регионов РФ (АЭВ). Проанализирована деятельность действующих АЭВ, сделаны выводы о факторах успешности АЭВ и о сферах, где межрегиональное сотрудничество наиболее эффективно.

Ключевые слова: межрегиональная интеграция, ассоциации экономического взаимодействия, регионы РФ, социально-экономическое развитие, макрорегионы.

activity of associations of economic interaction of subjects of the russian federation within integration of regions of russia

M.P. Danilina

The Siberian institute of management - branch of the Russian academy of national economy and public service at the Russian President E-mail: [email protected]

Need of search of internal reserves of social and economic development of the Russian Federation at the interregional level is proved. Division of the territory of the Russian Federation into macroregions (the economic region, federal districts) is studied, at the same time the conclusion is drawn on what from the economic and legal points of view it is optimum to attract to identification of reserves of development at the interregional level of association of economic interaction of regions of the Russian Federation (AEV). Activity of the operating AEV is analysed, conclusions are drawn on factors of success of AEV and on spheres where interregional cooperation is most effective.

Keywords: interregional integration, associations of economic interaction, regions of the Russian Federation, social and economic development, macroregions.

В настоящий момент Российская Федерация находится в сложной экономической и политической ситуации. Часть проблем, возникших в связи с переходом от плановой модели экономики к рыночной, еще не до конца решена. Кроме того, в последние несколько лет появились новые трудности. Многие из них возникли в связи со сложной геополитической обстановкой, сложившейся вокруг России в мировом сообществе. На этом фоне наблюдаются снижение объема ВВП и курса национальной валюты, рост инфляции и уровня безработицы [9]. В связи с введением в отношении России

© Данилина М.П., 2017

санкций зарубежными странами поиск решений экономических проблем России в первую очередь должен быть направлен на внутренние резервы развития, что поможет преодолеть текущие трудности, а также принесет долгосрочный положительный экономический эффект.

Для использования внутренних резервов, прежде всего, необходимо понимание того, где эти резервы имеются и где они не используются в полной мере. Кроме того, такое использование должно быть экономически выгодным. Также нужна политическая воля органов центральной власти или власти субъектов Российской Федерации при принятии таких решений, так как многие перспективные проекты в начале своего осуществления требуют больших финансовых вложений и т.д. Но иногда такие проекты расположены на межрегиональном уровне, и в таких случаях появляется необходимость сотрудничества органов власти, представителей бизнеса и науки нескольких регионов. Но как обнаружить такие точки соприкосновения? На уровне Российской Федерации это сделать крайне сложно, так как в состав России входит 85 регионов, анализ возможностей взаимодействия всех этих регионов - очень трудоемкая работа, так как нужно анализировать все связи между регионами. В ходе этой работы легко упустить важные и действительно выгодные проекты. Поиск таких проектов силами каждого отдельного региона также трудноосуществим. Ведь для этого необходимо четкое понимание социально-экономической ситуации в каждом соседнем регионе, а органы власти отдельных регионов не обладают исчерпывающей информацией об этом. Таким образом, для подобной работы более подходящим представляется некий «срединный» уровень управления, находящийся между федеральным и региональным. На таком уровне можно более эффективно объединить усилия по социально-экономическому развитию нескольких регионов.

Объединение регионов РФ в более крупные образования осуществляется по различным основаниям. Наиболее используемые объединения следующие: экономические районы и федеральные округа. Деление территории России на экономические районы (экономическое районирование) осуществляется по принципу экономико-географического положения регионов, а также по некоторым другим показателям. При этом никакого административного ресурса такое деление не имеет, так как органов управления или регулирования экономических районов не существует. С 2000 г. начало применяться деление РФ на федеральные округа, при этом в каждый федеральный округ Президентом РФ назначается полномочный представитель Президента РФ (полпред). Целью создания федеральных округов является укрепление вертикали власти и приведение нормативно-правовых актов регионов РФ в соответствие с федеральными нормативными актами. Определение направлений развития экономической политики отдельных регионов не входит в круг полномочий полпреда [2].

Кроме этого с 1990-х гг. на территории РФ на добровольной основе начали образовываться ассоциации экономического взаимодействия (АЭВ) регионов, целью которых являлось и является экономическое развитие регионов и переход к рыночной экономике. В таких ассоциациях регионы РФ представляют их руководители. Само деление осуществляется в основном по принципу экономического районирования. Таким образом, орган управ-

ления АЭВ имеет как полную и исчерпывающую информацию об уровне социально-экономического развития регионов, входящих в него, так и властный ресурс, за счет вхождения в состав АЭВ руководителей регионов. Из этого следует, что для поиска проектов развития, находящихся в поле деятельности нескольких регионов, оптимально привлечение ресурсов АЭВ как организации, интегрирующей экономическую цель и административный ресурс.

Ассоциации экономического взаимодействия регионов России как форма межрегионального сотрудничества начали образовываться с 1990 г. как реакция на разрушение единого народнохозяйственного комплекса СССР! Образование таких ассоциаций произошло из-за необходимости формирования качественно новых отношений между федеральным, региональным и местным уровнями власти, потребности в налаживании хозяйственных связей, взаимных гарантиях в экономических отношениях между регионами, в отстаивании своих групповых интересов перед лицом Центра и их продвижении, информационном обмене между территориями, координации действий органов власти регионов. В 1990-х гг. было создано 8 АЭВ. Впоследствии их состав и количество менялись. На данный момент таких ассоциаций существует 7, однако не все из них ведут активную деятельность.

В 1999 г. был принят Федеральный закон от 1712.1999 № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ». В соответствии с данным законом целью АЭВ является межрегиональная интеграция и социально-экономическое развитие регионов России. Одним из принципов АЭВ является координация действий по разработке и реализации социально-экономических программ развития регионов. В законе указаны задачи АЭВ, среди которых ключевыми являются следующие:

1) обеспечение необходимых условий для эффективного взаимодействия регионов России по вопросам социально-экономического и научно-технического развития на основе объединения материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов данных регионов;

2) подготовка предложений по бюджетно-финансовым вопросам и рациональному использованию экономических потенциалов регионов страны, входящих в состав АЭВ;

3) содействие заключению взаимовыгодных экономических соглашений между членами АЭВ [4].

Таким образом, институт АЭВ как с правовой, так и с экономической точки зрения является той структурой, которая призвана на основе добровольности координировать действия органов власти, бизнеса и науки разных регионов по развитию экономик данных регионов.

Согласно сведениям о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств Федеральной налоговой службы, содержащимся в ЕГРЮЛ (Едином государственном реестре юридических лиц), на данный момент на территории РФ действуют следующие АЭВ:

1. Ассоциация межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный федеральный округ».

2. Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Юг».

3. Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Кавказского федерального округа, «Северный Кавказ».

4. Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение».

5. Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье».

Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Большой Урал» в настоящее время находится в стадии ликвидации [7].

Также ранее существовала ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации («Северо-Запад»), однако с 2012 г. функции данной организации перешли к ее правопреемнику -Стратегическому партнерству по экономическому и социальному развитию Северо-Западного федерального округа [8].

Обычно такие ассоциации представляют собой объединение нескольких регионов, при этом их представляют руководители субъектов Федерации. Однако существуют и исключения, когда на правах членов в ассоциацию входят представители бизнеса, культуры, науки и т.д.

Анализ деятельности действующих в настоящий момент АЭВ позволяет сделать следующие выводы.

Ассоциация межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный федеральный округ» за последние несколько лет предприняла следующие шаги по укреплению связей между регионами ЦФО: были даны рекомендации субъектам ЦФО сформировать пилотную зону для разработки и реализации проектов в сфере строительства, был выработан новый межрегиональный туристический маршрут по территории пяти областей, идет подготовка пилотных проектов по созданию объектов хранения и переработки сельскохозяйственных продуктов. Кроме того, предлагается провести мероприятия по следующим направлениям деятельности: развитие отрасли обращения с отходами, функционирование советов по энергетике и вопросам актуализации стратегии социально-экономического развития ЦФО, телевизионный проект по вопросам туризма в ЦФО, деятельность рабочих групп по вопросам организации пригородных пассажирских перевозок и водохозяйственного комплекса [1].

Исходя из отчетов деятельности ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Юг» можно сделать вывод, что целями данной организации в разрезе межрегионального сотрудничества являются увеличение объемов товарооборота между регионами-членами организации, координация действий регионов, направленных на недопущение и ликвидацию последствий особо опасных заболеваний животных, развитие туризма (что включает в себя межрегиональные туристические маршруты, аттестацию экскурсоводов, понимание регионов не как конкурентов, а как дополняющих друг друга единиц), создание системы предприятий по утилизации отходов, взаимодействие в борьбе с нелегальным оборотом алкогольной продукции [3].

Ввиду отсутствия официально опубликованных отчетов деятельности и сайта ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Кавказского федерального округа «Северный Кавказ», проанализировать деятельность данной ассоциации в разрезе организации межрегионального сотрудничества не представилось возможным.

Межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» предлагается формирование единой концепции финансово-бюджетной политики территорий Сибири, а также системы финансово-товарных отношений между регионами СФО; разработка согласованной государственной политики в сфере АПК; формирование скоординированного, единого продовольственного рынка Сибири; осуществление содействия развитию единой информационной структуры Сибири. Кроме того, указывается на необходимость обеспечения условий для взаимодействия регионов Сибири в вопросах развития туризма, разработки предложений по расширению возможностей развития межрегиональной кооперации производства и торговли, информационного и методического обеспечения и содействия развитию регионального партнерства в сфере профессионального образования [5].

В ходе деятельности МАЭВ «Сибирское соглашение» реализованы мероприятия по созданию 24 межрегиональных стажировочных площадок по приоритетным для регионов Сибири компетенциям в сфере профессионального образования, а также по реализации туристического проекта «Сибирский тракт» (участвуют 9 регионов).

В настоящее время полномочным представителем Президента в СФО С.И. Меняйло планируется реформирование МАЭВ «Сибирское соглашение», на ее базе предполагается создать Агентство развития Сибири. В рамках данного агентства планируется объединить экспертов, представителей науки и проектных офисов регионов Сибири, а также разработчиков инвестиционных проектов. Целью данной организации будет являться обобщение стратегий развития регионов СФО и последующее определение направления развития для каждой из территорий Сибири, так как в настоящее время, по словам полпреда, реализации действующих стратегий не происходит. Кроме того, С.И. Меняйло указал на необходимость исключения соперничества между регионами Сибири в тех областях, где такое соперничество не эффективно [5].

Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» в своих планово-прогнозных документах указывает на необходимость сотрудничества регионов в сфере туризма, АПК, однако какого-либо указания на конкретные мероприятия в этих сферах не приводится. Также деятельность данной организации охватывает разработку стратегии социально-экономического развития макрорегиона [6].

Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Западного федерального округа представляет собой нестандартную для данного типа организаций структуру. Необычен состав партнерства: помимо представителей органов власти регионов в него входят представители бизнеса (промышленность, сельское хозяйство), культуры,

финансовых организаций, науки. В рамках данного партнерства созданы и функционируют экспертный совет и рабочие группы по различным вопросам. В разрезе межрегионального сотрудничества разрабатывается и реализуется большое количество программ. Ниже представлен их обобщенный перечень.

1. Координация составления стратегий социально-экономического развития территорий, макрорегиона и России в целом, актуализация данных стратегий.

2. Конкурс «Бизнес-успех» - поддержка инвестиционных проектов.

3. Создание справочника для инвесторов.

4. Отбор проектов государственно-частного партнерства с целью льготного финансирования банками-учредителями.

5. Сотрудничество в сферах транспорта и энергетики:

a) сотрудничество между энергосетевыми компаниями - уменьшение сроков присоединения к сети, снижение средней продолжительности времени отключения электроэнергии;

b) обсуждение проекта объединения аэропортов Северо-Западного федерального округа в единое предприятие;

c) развитие межрегиональных автомагистралей, платных и иных дорог;

d) dзаимодействие работы всех видов транспорта в макрорегионе.

6. Мероприятия в сфере лесопромышленного комплекса.

7. Координация взаимодействия между регионами СЗФО в сфере туризма.

8. Взаимодействие кластеров, существующих в макрорегионе.

9. Обмен опытом между регионами по различным отраслям [8].

Таким образом, действующие на данный момент ассоциации взаимодействия регионов ведут деятельность по развитию межрегиональной интеграции. Наиболее успешным в этом плане представляется стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Западного федерального округа ввиду наличия большого числа действующих проектов. Вероятнее всего это связано с тем, что в состав партнерства входят не только представители власти регионов, которым необходимо решить проблемы регионов, но и представители бизнеса, которые оценивают социально-экономическую ситуацию в регионах с точки зрения получения выгоды. Объединение усилий этих двух различных на первый взгляд по целям структур позволяет наиболее эффективно с точки зрения итогового эффекта для общества в целом распределить усилия по развитию регионов. Такой опыт интересен и применим и в других регионах России.

Анализ деятельности всех ассоциаций взаимодействия регионов показывает, что наиболее перспективными для развития межрегионального сотрудничества являются следующие сферы: туризм, энергетика, транспорт, лесная промышленность, утилизация отходов, образование, строительство, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции.

Также возможно применение инструментов межрегионального взаимодействия при решении следующих вопросов: планирование социально-экономического развития; контроль за санитарно-эпидемиологической ситуацией; реализация инвестиционных проектов.

Применение инструментов и возможностей ассоциаций экономического взаимодействия регионов в данных областях народного хозяйства (например, реализация совместных инвестиционных проектов) позволит регионам развиваться эффективнее, что незамедлительно скажется на уровне благосостояния как регионов в целом, так и их населения в частности. Возможно использование ресурса ассоциаций экономического взаимодействия в процессе стратегического планирования социально-экономического развития регионов России как общественной и научной организации, особенно в том случае, если в такую ассоциацию на правах ее членов входят представители бизнеса и науки.

Литература

1. Региональное управление и территориальное планирование: учеб. и практикум для акад. бакалавриата: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. направлениям и специальностям / Ю.Н. Шедько [и др.]; под ред. Ю.Н. Шедько; Финансовый ун-т при Правительстве РФ. М.: Юрайт, 2015. 503 с.

2. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // «Собрание законодательства Российской Федерации». 15.05.2000. № 20, ст. 2112.

3. Управление социально-экономическими процессами региона / под ред. А.С. Новоселова; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва [и др.]. Новосибирск: Изд-во Сиб. отд-ния Рос. акад. наук, 2000. 299 с.

4. Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации». 20.12.1999. № 51, ст. 6286.

5. Ассоциация межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный федеральный округ». [Электронный ресурс]. URL:http: // association-cfo.ru (дата обращения: 14.09.2016).

6. Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Юг». [Электронный ресурс]. URL: http://www. askregion.ru (дата обращения: 1709.2016).

7. Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение». [Электронный ресурс]. URL: http:/ www.sibacc.ru (дата обращения: 18.09.2016).

8. Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье». [Электронный ресурс]. URL: http://assoc.khv.gov.ru (дата обращения: 25.09.2016).

9. Сайт ФНС. Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств. [Электронный ресурс]. URL: https://egrul.nalog.ru (дата обращения: 10.09.2016).

10. Стратегическое партнерство «Северо-Запад». [Электронный ресурс]. URL: http://www.n-west.ru (дата обращения: 12.09.2016).

11. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (дата обращения: 23.09. 2016).

Bibliography

1. Regional'noe upravlenie i territorial'noe planirovanie: ucheb. i praktikum dlja akad. bakalavriata: ucheb. dlja studentov vuzov, obuchajushhihsja po jekon. napravlenijam i special'nostjam / Ju.N. Shed'ko [i dr.]; pod red. Ju.N. Shed'ko; Finansovyj un-t pri Pravitel'stve RF M.: Jurajt, 2015. 503 p.

2. Ukaz Prezidenta RF ot 13 maja 2000 g. № 849 «O polnomochnom predstavitele Prezidenta Rossijskoj Federacii v federal'nom okruge» // «Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii». 15.05.2000. № 20, st. 2112.

3. Upravlenie social'no-jekonomicheskimi processami regiona / pod red. A.S. Novoselova; Ros. akad. nauk, Sib. otd-nie, In-t jekonomiki i org. prom. pr-va [i dr.]. Novosibirsk: Izd-vo Sib. otd-nija Ros. akad. nauk, 2000. 299 p.

4. Federal'nyj zakon ot 17 dekabrja 1999 g. № 211-FZ «Ob obshhih principah organizacii i dejatel'nosti associacij jekonomicheskogo vzaimodejstvija sub#ektov Rossijskoj Federacii» // «Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii». 20.12.1999. № 51, st. 6286.

5. Associacija mezhregional'nogo social'no-jekonomicheskogo vzaimodejstvija «Cent-ral'nyj federal'nyj okrug». [Jelektronnyj resurs]. URL: http://association-cfo.ru (data obrashhenija: 14.09.2016).

6. Associacija jekonomicheskogo vzaimodejstvija sub#ektov Rossijskoj Federacii Juzh-nogo federal'nogo okruga «Jug». [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.askregion.ru (data obrashhenija: 1709.2016).

7. Mezhregional'naja associacija jekonomicheskogo vzaimodejstvija sub#ektov Rossijskoj Federacii «Sibirskoe soglashenie». [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.sibacc. ru (data obrashhenija: 18.09.2016).

8. Mezhregional'naja associacija jekonomicheskogo vzaimodejstvija sub#ektov Rossijskoj Federacii «Dal'nij Vostok i Zabajkal'e». [Jelektronnyj resurs]. URL: http://assoc. khv.gov.ru (data obrashhenija: 25.09.2016).

9. Sajt FNS. Svedenija o gosudarstvennoj registracii juridicheskih lic, individual'nyh predprinimatelej, krest'janskih (fermerskih) hozjajstv. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://egrul.nalog.ru (data obrashhenija: 10.09.2016).

10. Strategicheskoe partnerstvo «Severo-Zapad». [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// www.n-west.ru (data obrashhenija: 12.09.2016).

11. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (data obrashhenija: 23.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.