15
Научный журнал КубГАУ, №105(01), 2015 года
УДК 330.322
08.00.00 Экономические науки
РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ РОСТА ЭКОНОМИКИ XXI ВЕКА
Климова Наталья Владимировна д.э.н., профессор РИНЦ SPIN-код: 5831-7540 [email protected]
Кочиева Юлия Суреновна
студентка экономического факультета
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
В данной статье обоснована важность развития Дальневосточного федерального округа для экономического роста и безопасности страны в условиях изменений, происходящих в макроэкономической среде, а также раскрыт потенциал данного субъекта Российской Федерации (колоссальные запасы природных ресурсов, богатая индустриальная база, пушной промысел, оленеводство, рыболовство, соседство со странами Азиатско-тихоокеанского региона) и указаны проблемы, препятствующие его развитию (суровый климат, удалённость от центра России, слабая развитость транспортного сообщения, низкая плотность населения). Представлен комплекс государственных мер, осуществляемых для активизации инвестиционной деятельности в макрорегионе, в том числе раскрыта сущность Федеральной целевой программы, определяющей дальневосточную стратегию государственной политики, приведены индикаторы и целевые показатели её эффективности. Кроме того приведены и проанализированы фактические данные по основным показателям, характеризующим объём, структуру и направленность иностранных инвестиций в экономике Дальневосточного федерального округа, обозначена причина их неэффективности, а также предложены меры, необходимые для создания конкурентоспособной экономики субъекта (повысить экономическую и социальную интегрированность населения восточных районов России с остальной ее частью; инвестировать в восстановление и создание предприятий производящей промышленности; снизить уровень энергетических, транспортных, телекоммуникационных тарифов; развить взаимовыгодное государственно-частное партнерство)
Ключевые слова: НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ, ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ, ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
UDC 330.322
08.00.00 Economical sciences
DEVELOPMENT OF FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT AS A NATIONAL PRIORITY OF ECONOMIC GROWTH OF THE XXI CENTURY
Klimova Natalia Vladimirovna Dr.Sci.Econ., professor SPIN-код: 5831-7540 [email protected]
Kochieva Yulia Surenovna
student of the Economics department
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
This article substantiates the importance of the development of the Far Eastern Federal District for economic growth and security of the country in terms of changes in the macroeconomic environment, as well as discloses the potential of this Russian Federation subject (huge reserves of natural resources, rich industrial base, trapping, reindeer herding, fishing, neighborhood with the Asia-Pacific region) and specifies the problems hindering its development (harsh climate, distance from the center of Russia, poor transport links, low population density). We have also presented a complex of government measures implemented to enhance the investment activity in the macro-region, including The essence of the federal target program, which determines the Far Eastern strategy of public policy, given the indicators and targets of its effectiveness. We presented and analyzed the actual data on the main indicators characterizing the volume, structure and orientation of foreign investment in the economy of the Far Eastern Federal District, designated by reason of their inefficiency and propose measures needed to create a competitive economy subject (to improve the economic and social integration of the population of the eastern regions of Russia with the rest of it; to invest in the restoration and creation of manufacturing industry enterprises; to reduce energy, transport, telecommunication tariffs; to develop mutually beneficial public-private partnership)
Keywords: NATIONAL ECONOMY, FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT, THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS, FOREIGN INVESTMENT, INVESTMENT PROJECTS, PUBLIC PROGRAMS
Наступление ХХТ века для Российской Федерации стало началом стратегии стабильного поступательного движения по пути позиционирования страны как великой державы, способной занять достойное место среди развитых стран на международной арене. Однако, в текущем 2014 году, своего пика достигло обострение политической ситуации в мире, вызванное событиями в Украине, и как следствие ухудшение отношений России с Западом, повлекшее негативные для нашей страны изменения в макроэкономической среде, а в частности введение взаимных санкций и существенное падение котировок рубля в бивалютной корзине. Обозначенные обстоятельства грозят наступлением кризиса в национальной экономике и обуславливают необходимость переориентации внешней и внутренней политики государства с Запада на Восток, что требует соответствующего ресурсного и нормативно-правового обеспечения на законодательном уровне. В этой связи тема данной статьи является наиболее актуальной и обсуждаемой в настоящее время.
Дальневосточный федеральный округ (ДФО) - территория с огромным потенциалом в виде колоссальных запасов природных ресурсов: цветные металлы, алмазы, золото, серебро, горнорудные и горнохимические породы (свыше 800 месторождений), водные и воднобиологические ресурсы, лесные угодья. Кроме сырьевой базы представлена индустриальная: металлургическая, топливная, целлюлозно-бумажная, химическая, горнодобывающая промышленность, машиностроение, энергетика. Также развиты такие специфические виды деятельности как пушной промысел, оленеводство и рыболовство. К тому же ДФО является частью самого динамично развивающегося геополитического пространства - Азиатско-тихоокеанского региона (АТР), в сторону которого постепенно смещается центр тяжести мировой политики и экономики. Все эти отличительные особенности Дальнего Востока и Байкальского региона делают эти субъекты РФ интересными, привлекательными и перспективными для вложения как отечественных, так и иностранных инвестиций [2].
Однако на 45,5% территории РФ, которые сегодня занимает Дальний Восток и Байкальский регион (макрорегион), проживает 7,5% населения страны, а его доля в ВВП составляет всего 5,8 %. Такие показатели обусловлены суровостью климата в регионе, его удалённостью от центра России, слабой развитостью транспортного сообщения и дорожной сети, что
http://ej.kubagro.ru/2015/01/pdf/048.pdf
15
Научный журнал КубГАУ, №105(01), 2015 года
делает территорию труднодоступной и как следствие сокращает объёмы транзита ресурсов и увеличивает его стоимость. В связи с этим условия для проживания граждан в регионе являются неблагоприятными и существенно сказываются на миграции населения (за период с 2010 г. по 2013 г. отток составил 93,7 тыс. чел., плотность населения в ДФО составляет всего 1,4 чел. на кв. км при среднероссийском показателе 8,4 чел. на кв. км) [4]. Данные обстоятельства в свою очередь сдерживают желание инвесторов вкладывать свои средства в макрорегион. Обладатели капитала справедливо опасаются участвовать в венчурных проектах, успех воплощения которых в большей степени зависит от непрогнозируемых факторов. Между тем подъём Сибири и Дальнего Востока, названный президентом РФ в его Послании Федеральному Собранию национальным приоритетом на весь XXI век, невозможно осуществить без привлечения колоссального объёма инвестиций.
Для выполнения обозначенной государственной стратегической задачи необходим комплексный подход к решению вышеперечисленных проблем и координация действий на федеральном уровне.
1. Комплекс государственных мер по активизации инвестиционной деятельности в макрорегионе.
С целью обеспечения благоприятного инвестиционного климата в субъектах РФ в 2012 году были разработаны «Стандарты деятельности органов исполнительной власти». В рамках этих стандартов губернаторами были утверждены и уже реализуются «дорожные карты», представляющие собой подробные инструкции по достижению вышеназванной цели. Наряду с этими документами подготавливаются технические задания на разработку инвестиционной стратегии регионов, утверждаются декларации регионов, которые определяют принципы взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ с предпринимателями по части инвестиционной деятельности.
Вместе с тем в макрорегионе открываются представительства федеральных и международных институтов, которые готовы к государственно-частному партнерству в реализации наиболее значимых инвестпроектов. Издан «Путеводитель для инвестора по Дальнему Востоку», в котором инвесторы могут найти всю необходимую информацию о социально-экономических показателях, особенностях законодательной базы и условиях для развития бизнеса по каждому субъекту и по ДФО в целом.
Очередной мерой, направленной на повышение инвестиционной привлекательности Дальнего Востока, является осуществление кластерного подхода в реструктурировании экономики субъектов макрорегиона. Данный подход широко используется на практике в развитых странах и имеет механизм, позволяющий создать в регионе инновационно-промышленные кластеры с устоявшейся системой распространения новых знаний, технологий, продукции, с общей научной базой, которая обеспечивает предпринимателей кластера новыми технологическими и техническими разработками. Региональные кластеры играют важную роль в развитии предприятий малого бизнеса, к основным достоинствам которых относятся мобильность, гибкость и адаптивность к изменениям во внешней среде.
Также результатом активной политики, направленной на создание благоприятных условий для инвесторов, является создание Гарантийного фонда поддержки малого и среднего бизнеса, Агентства по поддержке экспортеров, разработка нормативно-правовых актов, регулирующих предоставление налоговых льгот бизнесу.
Большое значение для формирования и популяризации образа ДФО как привлекательного для вложения капитала имеет создание специализированного предприятия со 100 % государственным участием - АНО «Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Дальнего Востока» с целью внешнеэкономического продвижения макрорегиона путём создания комфортной информационно-коммуникационной среды для инвесторов. К компетенциям Агентства относится мониторинг и анализ мирового рынка инвестиций, консалтинг и индивидуальная работа с инвесторами, подбор инвестплощадок, презентация инвестпроектов для продвижения за рубеж [2].
Кроме того для оценки ключевых факторов создания благоприятного бизнес-климата и эффективности деятельности региональных органов власти по его улучшению создан проект Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Задачи рейтинга: выявить и описать лучшие практики по улучшению инвестиционного климата для применения их в других регионах, а также слабые места каждого региона в рассматриваемом аспекте. Оценки формируются на основе мнения опрашиваемых предпринимателей, т.е. непосредственных участников бизнес-процесса, а также экспертных оценок. Проводится сравнение регионов относительно друг друга по 4 основным индикаторам, вне зависимости от инфраструктурных, географических и климатических условий:
http://ej.kubagro.ru/2015/01/pdf/048.pdf
15
Научный журнал КубГАУ, №105(01), 2015 года
1) регуляторная среда - качество оказания государственных услуг (стоимость прохождения, время и удовлетворённость предпринимателей типовыми административными процедурами);
2) институты для бизнеса - наличие эффективных институтов, обслуживающих бизнес-процесс, законодательной защиты прав предпринимателей и инвесторов);
3) доступность ресурсов и качество инфраструктуры для бизнеса (технопарки, инкубаторы и промышленные парки, обеспеченность человеческим капиталом);
4) поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП) - эффективность мер и механизмов поддержки.
В марте 2014 года была проведена пилотная апробация Национального рейтинга с участием 21 региона, из которых 3 региона ДФО: Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Приморский край. Результаты рейтинга представлены на рисунке 1.
Условные обозначения: 1 - регионы, получившие самые высокие оценки;
5 - регионы, получившие самые низкие оценки.
Рисунок 1 - Сводная таблица результатов рейтинга [1]
По данным таблицы можно сказать, что Приморский край получил самые низкие оценки по всем четырём показателям, вследствие чего стал регионом с наихудшими условиями для ведения бизнеса и оказался на последней строчке рейтинга. Самым слабым местом Хабаровского края и Республики Саха (Якутия) стала регуляторная среда, однако необходимо отметить, что республика получила высшую оценку по поддержке предпринимательства.
Самым главным, базовым документом, определяющим дальневосточную стратегию государственной политики, является Федеральная целевая программа «Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации 25 октября 2013 года. Цель программы -ускоренное социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона, ориентированное на реализацию экспортного потенциала. Задачи Программы:
1) формирование сети территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и создание на них экспортно-ориентированных производств;
2) реализация на основе принципов государственно-частного партнерства инвестпроектов, направленных на социально-экономическое развитие территорий;
3) развитие человеческого капитала для обеспечения Программы кадрами;
4) развитие транспортной инфраструктуры на территории макрорегиона для обеспечения необходимого объема грузовых и пассажирских перевозок.
Для решения первой задачи, прежде всего, предполагается проведение отбора наиболее эффективных проектов создания ТОСЭР. Для отобранных территорий будут осуществлены следующие мероприятия:
- разработаны концепции и сводные планы («мастер-планы») создания ТОСЭР;
- проведены землеустроительные работы с целью формирования земельных участков для создания ТОСЭР;
- созданы комплексы обеспечивающей инженерно-транспортной инфраструктуры в границах ТОСЭР;
- реализованы меры по созданию комфортных условий для ведения бизнеса в границах ТОСЭР;
http://ej.kubagro.ru/2015/01/pdf/048.pdf
15
Научный журнал КубГАУ, №105(01), 2015 года
- привлечены инвесторы для реализации проектов в границах ТОСЭР;
- созданы экспортно-ориентированные производства.
Для того чтобы гарантировать эффективную реализацию проектов по созданию инфраструктуры, обеспечивающей ТОСЭР, а также выполнять функции управляющей компании ТОСЭР создано специализированное предприятие - ОАО «Дальний Восток» со 100% государственным участием.
Для решения второй задачи в ходе формирования Программы отобраны первоочередные проекты, наиболее подготовленные к реализации. В дальнейшем планируется проведение отбора дополнительных инвестпроектов. В рамках реализации отобранных инвестпроектов необходимо осуществить следующие мероприятия:
- создать комплексы обеспечивающей инженерно-транспортной инфраструктуры;
- создать производственную инфраструктуру;
- создать объекты социальной инфраструктуры.
Для решения третьей задачи необходимо осуществить следующие мероприятия:
- обучать управленческие кадры для территорий макрорегиона;
- подготавливать высококвалифицированных рабочих кадров;
- совершенствовать механизм отбора кадров на государственную и муниципальную службу;
- содействовать переселению граждан РФ и их семей для создания ТОСЭР и реализации инвестпроектов, направленных на социально-экономическое развитие территорий;
- переквалифицировать сотрудников для ТОСЭР;
- создать школы АТР;
- создать венчурный фонд и инфраструктуру для инноваций.
Для решения четвёртой задачи требуется осуществить мероприятия по капитальному строительству новых и реконструкции существующих объектов инфраструктуры автодорожного, железнодорожного, воздушного и водного транспорта.
Ресурсное обеспечение мероприятий, которые должны быть реализованы в рамках данной Программы, предполагается как за счёт бюджетных средств, так и за счёт средств внебюджетных источников. Данные об объёмах финансирования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Финансирование задач Программы [3]
Наименование задач Программы Объём финансирования за 2015-2025 годы, млн. руб. Удельный вес, %
1. Формирование сети территорий опережающего социально-экономического роста (ТОСЭР) и создание на них экспортно-ориентированных производств 138306,94 3,9
2. Реализация на основе принципов государственно-частного партнерства инвестпроектов, направленных на социально-экономическое развитие территорий 2937318,98 83,4
3. Развитие человеческого капитала для обеспечения Программы кадрами 359356,78 10,2
4. Развитие транспортной инфраструктуры на территории макрорегиона для обеспечения необходимого объёма грузовых и пассажирских перевозок 88292,47 2,5
Всего 3523275,17 100
По данным таблицы можно сказать, что большая часть (83,4%) финансируемых средств Программы приходится на реализацию инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнёрства. Следовательно, эта задача является ключевой, а решение остальных задач призвано обеспечить её выполнение. Перечень индикаторов и показателей эффективности реализации Программы приведён в таблице 2.
2. Иностранные инвестиции в экономике Дальнего Востока и Забайкалья в 2012-2013 гг.
Единица измерения 2015-2025 годы Значения индикаторов и показателей
Индикаторы и показатели I этап II этап
2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
http://ej.kubagro.ru/2015/01/pdf/048.pdf
15
Научный журнал КубГАУ, №105(01), 2015 года
1. Объём производства товаров (работ, услуг) на ТОСЭР и в рамках инвестиционных проектов млрд. рублей 4764,55 35,63 96,22 170,03 274,64 435,19 632,47 853,02 1051,8 1215,55
2. Общие внебюджетные инвестиции в ТОСЭР млрд. рублей 788,49 - - 4,39 15,09 38,25 66,89 113,28 139,19 155,61 140,26 115,53
3. Количество ТОСЭР, на которых начато производство товаров (работ, услуг) единиц 16 - 4 3 3 4 2 - - - - -
4. Общие внебюджетные инвестиции в инвестиционные проекты млрд. рублей 827,2 - 82,72 82,72 82,72 82,72 82,72 82,72 82,72 82,72 82,72 82,72
5. Количество инвестиционных проектов, в рамках которых начато производство товаров (работ, услуг) единиц 20 1 2 2 4 2 2 2 2 2 1
6. Количество созданных рабочих мест (накопленный итог) тыс. единиц 426,81 4,85 14,05 48,85 84,87 122,38 159,75 200,14 250,72 307,91 369,35 426,81
7. Количество прибывших переселенцев (накопленный итог) тыс. человек 853,75 9,7 28,11 97,87 169,9 244,91 319,65 400,43 501,58 615,95 738,83 853,75
8. Прирост протяженности автомобильных дорог регионального и местного назначения по результатам строительства и реконструкции км 227,6 114,7 112,9
9. Прирост производственно мощности млн. тонн в год 0,28 - 0,28 - - - - - - - - -
10. Количество введенных в эксплуатацию после реконструкции аэропортовых комплексов и посадочных площадок региональных и местных воздушных линий единиц 13 1 12
11. Строительство дополнительных главных путей км 340,2 175,2 165 - - - - - - - - -
12. Грузооборот млрд. т-км в год 1078,4 528 550,4 - - - - - - - - -
Таблица 2- Индикаторы и целевые показатели эффективности Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2015 года» [3]
Объем иностранных капитальных вложений в экономику ДФО за 2013 год составил 5981,8 млн. долл., что на 56,7 %
меньше чем поступило в 2012 году. Уменьшение иностранных инвестиций произошло в большинстве регионов Дальнего
Востока: Чукотский и Еврейский АО, Республика Саха (Якутия), Сахалинская, Амурская, и Магаданская области, Камчатский
край.
Рисунок 2 - Динамика поступления иностранных инвестиций в экономику Дальнего Востока и Забайкалья в 2003-2013 гг. (млн.
долл.)
Однако некоторые регионы демонстрируют положительную динамику. Так, например, в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличились инвестиции в Приморский край в 4,1 раза и составили 1712,7 млн. долл., а в Хабаровский край в 1,6 раз и составили 276,2 млн. долл.
Несмотря на значительное снижение темпов иностранных вложений (в 2013 году 27,2 % к уровню 2012 г.), лидером по их поступлению по-прежнему остается Сахалинская область, на которую пришлось около половины (49%) всех зарубежных инвестиций в экономику Дальнего Востока.
В 2013 году в структуре иностранных инвестиций, которая представлена на рисунке 3, наибольший удельный вес - 60% или 3589,1 млн. долл. - занимали прочие инвестиции, которые осуществлялись на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций и торговые кредиты). На долю прямых инвестиций (в основном это кредиты, полученные от зарубежных совладельцев, и взносы в уставный фонд) приходилось 40% или 2392,7 млн. долл. Если сравнивать со структурой 2012 года, то доля прочих инвестиций составляла 83%, а прямых - 17 %.
http://ej.kubagro.ru/2015/01/pdf/048.pdf
15
Научный журнал КубГАУ, №105(01), 2015 года
Рисунок 3 - Структура иностранных инвестиций Дальнего Востока и Забайкалья в 2013 году
Наиболее привлекательным для иностранного капитала видом экономической деятельности в ДФО являлась добыча полезных ископаемых - $3945,1 млн. (66% от всех поступлений). Это направление является основным для Сахалинской области и Республики Саха (Якутия). В экономике Приморского края наиболее значимые объемы иностранных инвестиций приходились на обрабатывающие производства (68%). Основные страны-инвесторы, осуществляющие значительные инвестиционные вложения в Дальневосточный федеральный округ: Япония - $2341,6 млн, Багамские острова - $714,8 млн, Нидерланды - $525 млн, Австрия - $500 млн, Кипр - $495,7 млн, Индия - $462 млн, Германия - $440 млн [2].
Таким образом, большая часть инвестиционных вливаний по-прежнему направлена в ресурсодобывающую промышленность, что лишь подтверждает экономическую неразвитость макрорегиона и не способствует его выходу из состояния стагнации. Исправить ситуацию возможно только путём перенаправления инвестиционных потоков на восстановление и создание предприятий производящей промышленности, которая является гораздо более рентабельной, чем добывающая. При этом необходимо отдавать предпочтения производствам полного цикла, использующим новые конкурентоспособные технологии. В связи с этим целесообразно инвестировать в проекты по углубленной переработке первичных ресурсов во взаимосвязи с проектами по развитию новых производств и сферы высоких технологий.
В заключение следует отметить, что разработка и принятие Государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона учитывают и отражают реалии крайне ограниченных внутренних возможностей макрорегиона по созданию здесь конкурентоспособной экономики и благоприятных условий жизнедеятельности населения. В этих целях потребуется перенастроить многие звенья денежно-кредитного, хозяйственного, административно-правового механизмов. Необходимыми условиями решения задачи создания на востоке страны конкурентоспособной диверсифицированной экономики с преобладанием высокотехнологичных производств являются, на наш взгляд, следующие:
1) формирование в регионе благоприятного инвестиционного климата, предполагающего среди прочих его звеньев создание во всех субъектах Федерации современной инвестиционной инфраструктуры и институтов развития (девелоперских корпораций по развитию территорий, агентств по инвестициям и государственно-частному партнерству и др.); они способны выполнять важные посреднические функции между региональными властями и бизнесом по разработке правоустанавливающих документов на земельные участки, обеспечение их кадастрового учета, на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, на разработку предпроектных и проектных обоснований по формированию на территориях инвестиционных площадок, индустриальных парков, бизнес-инкубаторов;
2) снижение уровня энергетических, транспортных, телекоммуникационных тарифов на основе модернизации и нового строительства транспортных коммуникаций, энергетических мощностей и сетей, платформ спутниковой связи;
3) использование бюджетных, налоговых, таможенных и тарифных преференций в целях создания равных с территориями европейской части страны возможностей для ведения бизнеса и условий проживания населения;
4) развитие взаимовыгодного государственно-частного партнерства на основе создания адекватной правовой базы, нацеленной на получение весомых результатов от сотрудничества на уровне не только госкорпораций, но и среднего и малого бизнеса;
5) системное внедрение новых технологий, машин и оборудования, робототехники, средств малой механизации с целью значительного (в разы) повышения производительности и культуры труда;
6) инвестирование по направлениям: развитие обрабатывающего сектора на основе первичных ресурсов (предприятия пищевой и деревоперерабатывающей промышленности); развитие нефтегазохимического комплекса на сырьевой базе новых дальневосточных месторождений; создание предприятий по производству строительных материалов; создание предприятий
http://ej.kubagro.ru/2015/01/pdf/048.pdf
15
Научный журнал КубГАУ, №105(01), 2015 года
агропромышленного комплекса; производство высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью;
7) повышение экономической и социальной интегрированности населения восточных районов России с остальной ее частью на основе сокращения времени транспортной доступности этих районов, роста деловой мобильности и инициативности населения за счет увеличения доли высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест, существенного роста численности категории людей, удовлетворяющих критериям «среднего класса», перехода к качественно более высокому уровню жизни на востоке страны.
Таким образом, выбрав Дальневосточный федеральный округ в качестве «локомотива» национальной экономики на весь XXI, государство должно осуществлять приоритетную поддержку развития данного макрорегиона, которая будет эффективной в случае обеспечения вышеперечисленных условий.
Список литературы:
1. Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. Режим доступа в Интернет: http://asi.ru
2. Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» [Электронный ресурс]. Режим доступа в Интернет: http://assoc.khv.gov.ru
3. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока [Электронный ресурс]. Режим доступа в Интернет: http://www.minvostokrazvitia.ru
4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа в Интернет: http://www.fedstat.ru References:
1. Agentstvo strategicheskih iniciativ [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa v Internet: http://asi.ru
2. Mezhregional'naja associacija jekonomicheskogo vzaimodejstvija sub#ektov Rossijskoj Federacii «Dal'nij Vostok i Zabajkal'e» [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa v Internet: http://assoc.khv.gov.ru
3. Ministerstvo Rossijskoj Federacii po razvitiju Dal'nego Vostoka [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa v Internet: http://www.minvostokrazvitia.ru
4. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa v Internet: http://www.fedstat.ru
http://ej.kubagro.ru/2015/01/pdf/048.pdf