Научная статья на тему 'Девиация молодежи как следствие «Шоковых реформ» середины 90-х гг'

Девиация молодежи как следствие «Шоковых реформ» середины 90-х гг Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
467
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / "ШОКОВЫЕ" РЕФОРМЫ / "SHOCK" REFORMS / ДЕВИАЦИЯ / НАРКОМАНИЯ / АЛКОГОЛИЗМ / ПРЕСТУПНОСТЬ / YOUTH ASSOCIATIONS / DEVIATION / DRUG ADDICTION / ALCOHOLISM / CRIME

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Емельянов Владимир Александрович

В статье рассматриваются последствия социально губительных «шоковых» реформ российской экономики в середине 90-х гг., повлекших за собой критическое понижение уровня жизни всех слоев населения, особенно в такой незащищенной группе, как молодежь. Приведены примеры возрастающей девиации молодого поколения в данном периоде: рост уровня наркомании, алкоголизма и молодежной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deviation of Youth as a Consequence of “Shock Reforms” of the Mid-1990s

The article is focused on the consequences of socially pernicious «shock» reforms of Russian economy in the mid-1990s which caused a critical fall of living standards of all segments of the population, especially in such unprotected group as youth. Examples of increasing deviation of young generation in this period are given: growth of drug addiction level, alcoholism and youth crime.

Текст научной работы на тему «Девиация молодежи как следствие «Шоковых реформ» середины 90-х гг»

переобучения повышает уровень удовлетворенности ситуацией на работе - это относится к возможностям профессионального роста (42%) и к условиям труда (28%). Так, 46,2% респондентов указали, что пройдут переобучение в случае если новая работа будет интересной и содержательной.

Анализ мотивации на продолжение образования молодых специалистов и рабочих энергетической отрасли показывает, что они ориентированы скорее на карьеру внутри своей профессии и рабочего места и не нацелены на перемещения вне своей профессии.

Чтобы повысить ответственность и заинтересованность кадров в непрерывном повышении своей квалификации, необходимо обеспечить взаимосвязь результатов повышения квалификации, должностных перемещений и оплаты труда работников с качеством знаний и эффективностью их практического использования. То есть рост оплаты труда, продвижение в профессиональной карьере и удовлетворенность некоторыми сторонами трудовой ситуации оказались связанными с профессиональным переобучением.

Таким образом, приобщение к профессии начинается ещё в школе и захватывает сегменты дополнительного образования. Престиж высшего образования по-прежнему чрезвычайно высок. Даже те выпускники школ, которые планируют пойти в учреждения начального и среднего профессионального образования, в значительной степени ориентированы на последующее вузов-ское обучение в некоторой отдаленной перспективе. Желание совмещать учебу с работой продиктовано прежде всего стремлением к финансовой независимости и ценностью «опыта работы» для последующего трудоустройства, т. е. опыт работы становится необходимым приложением к диплому. У большинства опрошенных переход от образования к труду преображается в длительный взаимосвязанный процесс попеременного или параллельного получения и возобновления учебы и работы.

Социологические исследования позволили, в частности, установить, что выбор вида профессионального образования лишь частично обусловлен выбором будущей профессии: в большей мере, чем профессию, люди выбирают своё будущее социальное положение.

Сознание молодых людей в силу различных обстоятельств подвержено влиянию настроений в обществе. Однако нельзя не учитывать тот факт, что подрастающее поколение - это будущее социума, а следовательно, необходимо более внимательно относиться к проблеме формирования ценностного сознания этой социальной группы.

Примечания

1. Телегина Г. В. «Образование в течение жизни»: институализация в европейском контексте и ее оценка // Непрерывное образование в политическом и

экономическом контекстах / отв. ред. Г. А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 16-37.

2. Горшков М. К., Ключарев Г. А. Непрерывное образование модернизации. М.: ИС РАН: ФГНУ ЦСИ, 2011. С. 62.

3. Чередниченко Г. А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи // Социологические исследования. 2009. № 7. С. 122.

4. Хайруллина Ю. Р., Хизбуллина Р. Р. Социализация личности молодого специалиста в современном образовательном пространстве // Регионология. 2010. № 1. С. 149-150.

5. Сорокина Н. Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социологические исследования. 2003. № 10. С. 55-61.

6. Капелюшников Р. И. Образовательный потенциал и его связь с характеристиками рынка труда: российский опыт // Экономическая политика. 2006. № 4. С. 192.

УДК 32

В. А. Емельянов

ДЕВИАЦИЯ МОЛОДЕЖИ КАК СЛЕДСТВИЕ «ШОКОВЫХ РЕФОРМ» СЕРЕДИНЫ 90-х гг.

В статье рассматриваются последствия социально губительных «шоковых» реформ российской экономики в середине 90-х гг., повлекших за собой критическое понижение уровня жизни всех слоев населения, особенно в такой незащищенной группе, как молодежь. Приведены примеры возрастающей девиации молодого поколения в данном периоде: рост уровня наркомании, алкоголизма и молодежной преступности.

The article is focused on the consequences of socially pernicious «shock» reforms of Russian economy in the mid-1990s which caused a critical fall of living standards of all segments of the population, especially in such unprotected group as youth. Examples of increasing deviation of young generation in this period are given: growth of drug addiction level, alcoholism and youth crime.

Ключевые слова: молодежные объединения, «шоковые» реформы, девиация, наркомания, алкоголизм, преступность.

Keywords: youth associations, «shock» reforms, deviation, drug addiction, alcoholism, crime.

В ходе проведенных социологических исследований в середине 90-х гг. фондом «Социальное аутсайдерство молодежи как источник опасностей и угроз в условиях пограничного региона» (Белгородская область, опрошены 499 респондентов, выборка квотная, критерии квотирования - возраст и район проживания, доли женщин и мужчин равны) было установлено, что 39,7% молодых людей были неудовлетворены сво-

© Емельянов В. А., 2012

ими доходами, 33,5% - размером собственности, 25% - гарантиями трудовой занятости, 25% -возможностью участвовать в принятии решений. При этом 57,3% опрашиваемых верят только в себя и свои силы, и только 1% надеются на помощь других людей, президенту РФ доверяют лишь 27,3% молодежи, церкви - 6,2%, милиции -3,2%, политическим партиям - 0,6%, никому не доверяют - 32%, не определились - 17%. Одним из последствий тотального кризиса недоверия в молодежной среде является готовность 31,5% молодых уехать за границу на постоянное место жительства.

Жизнь в условиях непредсказуемости и постоянного риска, обусловленного экономическими, политическими и правовыми факторами, стала являться доминирующим фактором и вызывать у молодежи чувство тревоги (21,1%), отчаяния (3,4%) и безразличия (13,8%). Каждый пятый боялся остаться без работы и каждый второй - не справиться с материальными трудностями.

В психологии существует такое понятие, как аддиктивное поведение (от англ. аddiction - пагубная привычка, пристрастие к чему-либо), выраженное в умышленном уходе индивида от реальности и проблем. В здоровом обществе это нормальное явление: люди уходят с головой в работу, медитируют, прослушивают музыку, мечтают о чем-либо. В обществе с таким уровнем конфликтогенных социально-экономических факторов, какое было в 90-е гг. в России, ад-диктивное поведение было выражено в скачкообразном увеличении вспышек алкоголизма и наркомании.

Среди учащихся в этот период алкоголь не употребляли лишь 14% молодых, каждый десятый пил чаще, чем раз в неделю. К 17 годам 45,7% юношей и 54,5% девушек употребляли алкоголь более одного раза в месяц. Среди наркоманов (82,4 человек на 100 тысяч населения) 82% -люди моложе 24 лет. Преобладающий возраст приобщения снизился с 17-18 лет до 12-13 лет.

От 7 до 10% не имели запретительных установок в отношении употребления наркотиков.

К середине 90-х средний возраст наркомана составлял 21 год, к концу 90-х - 18 лет, в самом начале XXI в. - 13-14 лет [1]. Уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был примерно в два раза выше, чем среди остального населения в целом. Молодежь злоупотребляла наркотиками в 7,5 раза выше, чем взрослое население, психоактивными веществами (ПАВ) - в 11,4 раза выше. Официальные данные о количестве наркоманов в России противоречивы и колеблются от 4 до 6 млн человек. Согласно нормам, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), на учет ставится только каждый 50-й наркоман, из чего можно сделать вывод что реальная ситуация с наркоманией в России гораздо страшнее. К примеру, в Москве к 2000 году наркоманами являлись 300 тысяч подростков до 16 лет, а по стране в целом - 950 тысяч в возрасте от 10 до 18 лет.

Многочисленные социальные исследования на эту тему показывают, что наркомания не поражает всех разбора. Глубоко ошибаются те, кто думают, что наркомания - это удел самых бедных или самых богатых. Безусловно, это главные группы риска, но в первую очередь в эти цепи попадают благодаря личностным факторам, а не по принадлежности к социальной группе.

27,5% наркоманов причиной своего начала употребления наркотиков назвали конфликты и психологическое напряжение в семье, 24,1% -плохие бытовые условия и отсутствие перспективы в личной жизни или продвижения по служебной лестнице, 17,3% - отчуждение окружающих дома и на работе [2].

Высшее образование в своей основе стало платным, даже в государственных вузах доля приема на бюджет значительно сократилась, а доля «платников» за 5 лет увеличилась в 3 раза. Многие престижные вузы стали недоступны для детей из малообеспеченных семей, довольно ча-

Рост преступлений связанных с наркотиками

сто студенты были вынуждены работать, чтоб продолжить обучение. Рабочих мест не хватало, поэтому далеко не всегда оправдывались ожидания молодых после получения долгожданной профессии, а даже те, кто трудоустроились, находились под нагрузкой из-за низкой заработной платы, задержек с ее выплатами и постоянным риском быть уволенным.

Впервые со времен Гражданской войны в России появились сотни тысяч бездомных и беспризорных детей, часто не умеющих ни читать, ни писать. По разным оценкам, их насчитывалось до 2,5 млн человек [3].

В конце 90-х на 10 тыс взрослых приходилось 117 преступлений, а на аналогичное количество подростков - 203, или на 57,6% больше. В 1988 г. в российских тюрьмах находились 20 тысяч подростков, в 2004 г. - 39 тыс., или на 51,3% больше, при общем числе заключенных в 860 тысяч человек [4]. За 10 лет число подростков, ежегодно доставляемых в органы внутренних дел, увеличилось в два раза и составило 1,2 млн человек, ими совершается более 200 тыс. преступлений в год. По данным МВД, количество убийств и покушений на убийство, совершаемых подростками в год, увеличилось с 1991 г. в три раза, за этот же период в 15 раз увеличилось количество преступлений, связанных с оборотом наркотиков. Среди причастных к ним лиц преобладает молодежь: в качестве распространителей и потребителей.

Благодаря целенаправленной и хорошо оплачиваемой рекламе алкоголя и табачных изделий, неотъемлемыми атрибутами молодежной субкультуры стали сигареты, пиво и легкие наркотики (марихуана, экстази).

Таким образом, что представляла из себя молодежь в самом начале нового тысячелетия? Ответить на этот вопрос могут результаты общероссийского исследования «Девиация подростков и молодежи: алкоголизм, проституция, наркомания», проведенного в июне 2004 г. Центром социологических исследований Министерства образования Российской Федерации [5].

Согласно результатам исследования с 1990 по 2001 г. возраст начинающих курильщиков уменьшился с 15,2 до 10,1 года. Средняя норма потребления сигарет составила 12 штук, у юношей -14, у девушек - 10. Больше всего курят неработающие и необучающиеся - 15,7 сигарет в день, за ними идут работающие - 14,9 сигарет в день, учащиеся выкуривают 10,5 сигарет в день. Курят часто 31,7%, не очень часто - 23,5%, редко -9,1%. Среди юношей курят - 68,6%, среди девушек - 53,9%. Итого 6 млн 720 тыс. молодых людей употребляют никотин.

Средний возраст начала употребления алкоголя в 1991 г. был 15,5 лет, в 2004 г. - 11 лет.

Юноши впервые употребляют алкоголь на полгода раньше девушек. За распитие спиртных напитков в 1998 г. было задержано 294 тыс. молодых людей, в 1999 г. - 305 тыс., в 2000 - 307 тыс. Употребляют алкогольные напитки 81,8% молодых людей, из них: 75,9% употребляют пиво, 41,5% юношей и 24,2% девушек употребляют водку, 11% юношей и 5,1% девушек употребляют самогон и спирт, 19,4% юношей и 36,7% девушек употребляют вино. Каждый третий подросток в возрасте 12 лет пьет пиво, а в возрасте 13 лет его уже употребляют два их трех подростков, крепкие напитки интенсивно начинают употреблять с 15 лет. При этом 5,4% выпивают каждый день, 21,1% - каждые 2-3 дня, 26,3% - раз в неделю, 20,1% - 2-3 раза в месяц и только 8,9% - очень редко. Велика и разовая доза: 260 мл - вино, 230 мл - водка, 130 мл - коньяк, 165 мл - ром, виски, джин, 175 мл - самогон, 1,3 л - пиво. Итого 26,5% молодежи, или 2 млн 905 тыс. человек злоупотребляют спиртными напитками.

Средний возраст впервые принявших наркотики в 1991 г. был 17,6 лет, в 2004 г. - 11,3 года, при этом юноши впервые употребляют наркотики на полгода раньше девушек. Ни разу не пробовали наркотик среди девушек более 60%, а среди юношей - менее 50%, количество впервые попробовавших увеличивается в 15-летнем возрасте, а количество наркозависимых - в 16-летнем.

7,9% молодых людей употребляют наркотики как минимум через день, 14,3% - не реже раза в две недели, 22,5% принимали наркотик 1-3 раза, 55,3% - не пробовали. Больше всего наркоманов среди работающей молодежи - 10,5%, в составе учащейся молодежи - 4,2%.

Исходя из данных (см. рис.), мы можем констатировать явный рост преступлений, совершенных молодежью на почве наркозависимости [6].

Таким образом, подводя итог, можно утверждать, что общая девиация молодежи на протяжении более чем 10 лет с момента распада СССР росла в геометрической прогрессии.

Примечания

1. Ли В. А, Ли К. В. Наркотики. Трагедия для родителей, беда для общества: краткая грамматика профилактики подростковой наркомании. М., 2001. С. 7.

2. Неверов В. Н. Психофизиологическая адаптация и профилактика наркозависимости у студентов. М., 2001. С. 59.

3. Российский статистический ежегодник: ст. сб. М., 2004. С. 11-13, 16-19.

4. Молодежный ресурс инновационного развития России. URL: http://www.fadm.gov.ru/agency/reports/ 733

5. Общероссийское исследование «Девиация подростков и молодежи: алкоголизм, проституция, наркомания» Центр социологических исследований Ми-

нистерства образования Российской Федерации. М., 2004.

6. Российский статистический ежегодник; Заболеваемость населения России наркоманией и токсикоманией (на 100 тысяч населения) / Госкомстат России. М., 1998. С. 310; Российский статистический ежегодник / Госкомстат России. М., 2002. С. 252; Доклад к коллегии Министерства здравоохранения РФ «Об итогах работы органов и учреждений здравоохранения в 2002 году и задачах по повышению качества медицинской помощи населению». М., 2003.

УДК 316.614

А. В. Махиянова

ИНТЕРНАЛИЗАЦИОННЫЙ КРИЗИС

В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ (ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА И ТЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ)

В статье дается авторское видение основы ин-тернализационного кризиса в процессе социализации, эмпирически обосновываются причины и последствия его развития с использованием материалов социологического исследования. Раскрываются территориальные особенности и гендерные различия данной проблемы.

The article presents the author's vision of the basic features of internalization crisis in the socialization process. Causes and consequences of the crisis are grounded with the use of sociological research materials. Territorial specificity and gender aspects of the issues involved are also revealed in the article.

Ключевые слова: интернализационный кризис, социализация, территориальная специфика, гендер-ные различия.

Keywords: internalization crisis, socialization, territorial specificity, gender differences.

В научную мысль категория «интернализация» была введена представителями французской психологической школы и связана с такими именами, как Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон и др., а также с советским ученым Л. С. Выготским. При использовании данной категории каждая из общественных наук, безусловно, характеризуется своим видением ее содержания, и социология в этом плане не является исключением.

Интернализация, отвечая за усвоение индивидом ценностей и норм конкретного социокультурного контекста, выступает в качестве неотъемлемой составляющей процесса социализации. В то же время она участвует и в идентификационных механизмах, так как благодаря ей нормы, ценности и стандарты общества становятся субъективно значимыми, побуждая индивида к определенному образу мышления и действия. В

© Махиянова А. В., 2012

целом интернализацию можно рассматривать в качестве переходного «мостика», через который общество оказывается как бы «внутри» индивида. Таким образом, интернализация выступает основой внутриличностного конструирования социальной реальности посредством усвоения индивидом ценностей, норм, стандартов конкретного общества.

На современном этапе ценностно-нормативная система общества приобретает черты неоднозначности, фрагментарности и дисперсности. Жизненный мир личности постоянно сталкивается с дезорганизационными тенденциями и испытывает на себе последствия разрушения традиционных основ организации повседневной жизни.

Трансформации подверглись и многие социальные институты, которые участвуют в процессах интернализации и которые в настоящих условиях провоцируют нелинейность и контексту-альность ценностно-нормативной системы. Безусловно, огромную роль в этом сыграл распад Советского Союза, вызвавший ценностно-нормативный вакуум, при котором старые нормы и ценности отвергались обществом, а новые либо еще не сформировались, либо не приняли легитимную форму.

Современная личность сталкивается с необходимостью постоянного пересмотра и перестройки сконструированной в сознании социальной реальности, что в итоге может привести к интернализационному кризису. Обострение кризиса происходит в тех случаях, когда изменения касаются ценностей, норм и стандартов, заложенных в ходе первичной социализации, при которой интернализованный мир воспринимается как данность.

С целью эмпирического обоснования интер-нализационного кризиса, выявления территориальных, гендерных характеристик и отличий в его проявлении было проведено авторское социологическое исследование. Выборочная совокупность сформирована с использованием метода случайной бесповторной квотной выборки путем многоступенчатого отбора обследуемых единиц. В качестве квот отбирались такие показатели, как пол, возраст и место жительства респондента. Объем выборочной совокупности при 5%-ной ошибке репрезентативности составил 1500 респондентов, что позволяет говорить о высокой степени надежности полученных данных. Исследование было проведено в 2012 г. в столице, в девяти малых городах, в восьми поселках городского типа и в 23 селах Республики Татарстан.

Итоги проведенного опроса позволяют констатировать, что подавляющее число опрошенных подтверждает тенденцию о достаточно быстрой смене ценностей, норм и стандартов (67,5%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.