Научная статья на тему 'Социальные проблемы ретрансляции здоровьесберегающего поведения школьников'

Социальные проблемы ретрансляции здоровьесберегающего поведения школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
280
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Поликарпов Павел Борисович

В статье по материалам социологического исследования анализируется отношение школьников к своему здоровью как социальной ценности, выявляются степень подверженности их вредным привычкам и роль родителей и школы в формировании здоровьесберегающего поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROBLEMS RELAY HEALTH SAVING BEHAVIOR PUPILS

The article on Sociological Research analyzed the ratio of students to their health as a social value, reveals the degree of exposure of their bad habits and the role of parents and schools in the formation of healthy behavior among adolescents.

Текст научной работы на тему «Социальные проблемы ретрансляции здоровьесберегающего поведения школьников»

УДК 316.752.4

социальные проблемы ретрансляции здоровьесберегающего поведения школьников

П. Б. Поликарпов

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

в статье по материалам социологического исследования анализируется отношение школьников к своему здоровью как социальной ценности, выявляются степень подверженности их вредным привычкам и роль родителей и школы в формировании здоровьесберегающего поведения подростков. Ключевые слова: первичная социализация, здоровье как социальная ценность, здоровый образ жизни, вредные привычки.

social Problems Relay Health saving Behavior Pupils

P. B. Polikarpov

The article on Sociological Research analyzed the ratio of students to their health as a social value, reveals the degree of exposure of their bad habits and the role of parents and schools in the formation of healthy behavior among adolescents.

Key words: primary socialization, health as a social value, healthy lifestyle, bad habits.

Сегодня в России чрезвычайно остро стоит вопрос о социализации подрастающего поколения. Становление социально зрелой личности - это сложный и многообразный путь, процесс возникновения противоречий между индивидом и обществом, адаптация личности к требованиям общества. Особое место занимает разрешение противоречия между декларируемой ценностью здоровья и реальным низким уровнем здоровьесберегающего поведения индивидов. За последние пять лет общая заболеваемость населения России выросла на 23%, заболеваемость детей от 0 до 14 лет - на 56%1, а подростков 15-17 лет - на 205%2. В России зарегистрирован беспрецедентный для мирного времени уровень смертности среди подростков 15-19 лет, намного опережающий аналогичный показатель не только в развитых странах, но и в государствах Центральной и Восточной Европы3. При этом основными причинами смерти являются внешние причины - травмы в результате несчастных случаев, отравления, самоубийства или насилие. На их долю приходится 80% случаев раннего ухода из жизни. Риск смерти для юношей примерно в 3 раза выше, чем для девушек (уровень смертности на 100 тыс. составляет соответственно 147,5 и 62,0), что объясняется большей вероятностью для юношей умереть от внешних причин (115,1 для юношей против 40,5 для девушек). Пиво, табак, наркотики, ран-

ний секс - стали атрибутами молодежной среды XXI в.4

Особую роль здесь играют детство и отрочество, которые являются периодом первичной социализации человека. Этот процесс формирует, главным образом, мотивацию действий. В первичной социализации участвуют институты социализации: семья, детские учреждения, школа, учебно-профессиональные учреждения, вуз. Н. П. Смирнова к участникам воспитательного процесса детских душ причисляет медико-педагогические, молодежные центры, центры планирования семьи, привлечение квалифицированных кадров из среды медицинских работников, психологов, социальных работников5.

Первичная социализация личности является основной на сложном пути формирования здоро-вьесберегающего поведения населения, создания стойкой мотивации детей, подростков, юношества к здоровому образу жизни подрастающего поколения. Стиль жизни, который выбирает для себя человек, оказывается далеко не случайным и имеет под собой совершенно определенные основания. Многое здесь зависит от опыта детства, в частности, от того стиля воспитания, которого придерживались родители в отношении своего ребенка. «Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, всё, чему они научились или думают, что научились. Если они неудачники, то передают свою программу неудачников. Если же они победители, то соответственно программируют и судьбу своего ребен-ка»6. Взрослые способны оценивать нормы, дети преимущественно их осваивают, т. е. в процессе социализации преобладает в первом случае экс-териоризация - активное критическое отношение к происходящему, во втором - интериориза-ция - перевод, усвоение внешних воздействий в свой внутренний мир.

Формирование здоровья школьника в определенной степени зависит от условий обучения, характера учебного процесса, образа жизни ребенка; его нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живет. По оценкам Института возрастной физиологии РАО, от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой. Даже спортивные специализированные школы, которые прививают навыки физической культуры, интерес к занятиям спортом, не могут противостоять засилию рекламы в средствах

© Поликарпов П. Б2014

массовой информации и стереотипам общественного мнения, противоречащим нормам здорового образа жизни.

Отчасти работа в данном направлении ведется. В течение ряда лет в образовательных учреждениях Саратовской области работает программа «Основы здорового образа жизни» с подпрограммами для школьных учреждений. Но эта программа имеет форму факультатива, чем, по мнению многих исследователей, обусловлена низкая эффективность профилактической рабо-ты7. Рост заболеваемости детей остается высоким: 20% дошкольников и 80% школьников имеют хронические заболевания. Уровень детской смертности остается чрезвычайно высоким и превышает западноевропейский в 3-4 раза. Результаты Всероссийской диспансеризации детей показали, что в России отклонения в здоровье имеют 54,9% детей. За последние 7 лет в 2 раза увеличилось число детей, страдающих алкоголизмом, в 3,3 раза - токсикоманией, в 17,5 раз - наркоманией8. В данных условиях возрастает потребность в создании стойкой мотивации детей, подростков, юношества к самосохранитель-ным установкам, направленным на здоровый образ жизни. Сохранение и укрепление здоровья школьников является основой в период приобретения высшего образования и подготовки к будущей профессиональной деятельности.

В процессе первичной социализации нынешних школьников изменились ценностные ориентации, во многом определяющие мировоззрение личности, ее поведение в обществе. При этом ценности становятся важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью. Они носят двойственный характер, они социальны, поскольку исторически обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Именно подростковый возраст по праву признается периодом интенсивного формирования ценностей личности, которое опирается на ряд предпосылок: во-первых, определенный уровень умственного развития, способность воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки; во-вторых, эмоциональное развитие, включая способность к сопереживанию; в-третьих, накопление личного опыта более или менее самостоятельных моральных поступков и последующей их самооценки; в-четвертых, влияние социальной среды, дающей ребенку конкретные примеры нравственного и безнравственного поведения, поощряющей его поступать так или иначе.

Именно в подростковом возрасте достигается необходимый уровень интеллектуального развития, формируется самосознание и накапливается необходимый жизненный опыт9. В познании себя, в общении с другими люди в этом возрасте оценивают себя и других с позиций усвоенных норм, уточняя и обобщая эти критерии.

Несмотря на зависимость от родителей, от школы, духовных стандартов и культурных запретов, в этом возрасте вырабатывается личность как нечто единственное и неповторимое, как собственный взгляд на мир, религию, моральные нормы и социальное устройство общества. Это период формирования установки на взрослую и серьезную жизнь.

По мнению Л. И. Божовича, именно «с мо-тивационной сферой тесно связано нравственное развитие подростка, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются незамеченными ни родителями, ни учителями. Но именно в этот период существует возможность оказать нужное влияние, потому что вследствие "недостаточной обобщенности нравственного опыта" нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии»10.

Подобные выводы подтверждаются результатами исследования11, представленными в табл. 1, в соответствии с которыми именно родители повлияли на выбор способов проведения досуга и учреждения дополнительного образования основной части воспитанников в возрасте 8-10 лет (41,6% данной возрастной категории). При этом с возрастом важность мнения родителей уступает мнению братьев и сестер, а также друзей и одноклассников, так как для подростков 11-12 лет становится наиболее важным мнение первых (42,9% в данной возрастной категории), а для 13-14-летних - мнение вторых (40% подростков этого возраста).

Большинству подростков (72%) в возрасте 8-14 лет, посещающих объединения бокса, волейбола, футбола, плавания, вязания, игры на фортепьяно, аппликации и т. д., это очень нравятся. Для 18% всех опрошенных посещение учреждений дополнительного образования является значимым, но не основным в их жизни. Лишь только для 6% респондентов занятия в учреждениях ДО не представляются важными.

Сложность протекания периода взросления является основной причиной формирования у подростков ценностных ориентаций, отличных от других возрастных категорий. Так, по результатам исследования, основной жизненной ценностью для большинства подростков является не семья, что свойственно для более старшего возраста, а карьера (36,3% ответов). При этом семья, включающая в себя родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер, становится для подростков второстепенной (31,1%). Для 12,5% наиболее важным становится образование, опережая ценность здоровья (11,6%). Вместе с тем подростки достаточно редко задумываются о собственном

социальном статусе (2,2%), безопасности (0,4), богатстве (0,4%), оценивая выше этого любовь (5,5%). Здоровье оказалось лишь на 4-м месте в данном рейтинге ценностей (рисунок).

Это подтверждает и рейтинг значимости человеческих качеств. Среди них большинство подростков ценят доброту и заботливость (63,6%), 43,4% - умственные способности человека, 35,7% - любовь к детям, 34,9% - веселый характер (табл. 2).

Вместе с тем объективные характеристики человека не менее значимы для подрастающего поколения. Так, отсутствие вредных привычек важно для 45,3% подростков. Для каждого десятого важна национальность человека (10,9%). Красоту, крепкое здоровье, а также умение одеваться со вкусом ставят на первый план 35,3, 24,0 и 15,1% респондентов соответственно. Хозяйственность и умение материально обеспечить семью является важным для каждого третьего

Таблица 1

Влияние возраста школьников на советы по выбору способов проведения досуга и учреждения дополнительного образования, % по возрастным категориям

Субъекты влияния 8-10 лет 11-12 лет 13-14 лет

Родители 41,6 7,2 10,0

Брат, сестра 4,2 42,9 0,0

Друзья 8,4 14,3 40,0

Лучший друг 24,9 14,3 20,0

Товарищ 4,2 14,3 0,0

Одноклассник 16,7 7,2 30,0

Итого 100,0 100,0 100,0

Карьера Семья Образование Здоровье Любовь Социальный ciaiyc Безопасность Бога îcmo

36,3

Ценности современной подрастающей молодежи, %

Таблица 2

Рейтинг человеческих качеств для подростков

Человеческие качества % от ответов

Доброта, заботливость 16,2

Нет вредных привычек 11,6

Ум 11,1

Любит детей 9,1

Красота 9,0

Веселых характер 8,9

Умение материально обеспечивать семью 8,3

Хозяйственность, умение все делать по дому 8,0

Крепкое здоровье 6,1

Одинаковые со мной интересы и взгляды 5,0

Умение хорошо, со вкусом одеваться 3,9

Одинаковая со мной национальность 2,8

Итого 100,0

подростка (31,4 и 32,6% соответственно). Таким образом, несмотря на то, что здоровье занимает девятое место в рейтинге ценимых подростками качеств, отсутствие вредных привычек - на втором месте. Можно предположить, что отказ от вредных привычек для школьников связан не столько с их отрицательным влиянием на здоровье, сколько с модой на здоровый образ жизни и общественные стандарты поведения.

Исследование показало, что здоровье занимает четвертое место в системе ценностей, оно является необходимым условием полноценной жизнедеятельности; но ряд социальных факторов, в том числе отказ от процедур закаливания организма (71,4%), употребление алкоголя (28,7%), увлечение табакокурением (36,9%), говорит о противоречивости взглядов на здоровый образ жизни и реальным поведением старшеклассников. Факторам риска для здоровья подвергаются 41% юношей и 71% девушек - курят, употребляют алкогольные напитки 1-2 раза в неделю 21% юношей и 14% девушек, по праздникам - 58 и 62% соответственно, что показывает явно выраженную девиантную форму поведения. Следует здесь же отметить отказ от выполнения зарядки и закаливающих процедур: 41% юношей и 48% девушек, 59 и 81% соответственно. В своем окружении школьники имеют лиц, употребляющих наркотики, - 34% юношей и 28% девушек. В такой социальной среде 31% юношей и 24% девушек не придают значения своему питанию. Удовлетворительные знания об отрицательном влиянии экологии на здоровье имеют 41% юношей и 29% девушек.

Наибольшее число школьников (61,7%) считает, что покупка спиртного разрешена с 18 лет. У половины респондентов мнения расходятся. Из числа тех опрошенных, которые учатся в классах с сильной успеваемостью, 69,7% ответили, что покупка спиртного разрешена с 18 лет (это больше, чем средний показатель - 61,7%). На 2-м месте - вариант ответа, что покупка разрешена с 21 года (39%, что меньше, чем средний показатель - 33,3%). И ни один респондент не ответил, что с 16-17 лет. Среди тех опрошенных, которые учатся в классах со слабой успеваемостью, на 1-м месте также стоит ответ, что покупка спиртного разрешена с 18 лет (52,6%, что меньше среднего - 61,7%), на 2-м месте - с 21 года (36,8%, что больше среднего), и на 3-м месте - с 16-17 лет (10,5%). Таким образом, общая успеваемость класса не влияет на относительно высокую степень информированности подростков о цензе на покупку спиртного.

В употреблении алкоголя в компании уличных друзей признаются 80% подростков. Это подтверждается и опубликованными данными12. Основными равнозначными мотивами этого являются уход от проблем (33%), снятие усталости от учебной деятельности и следование распространенным стандартам поведения (по 31%). При

этом 5% подростков не скрывают, что употребляют алкоголь, чтобы казаться старше. Таким образом, на сегодняшний день алкоголь выступает не только средством компенсации, эскапизма среди подростков, ощущающих свое бессилие в решении многих жизненных проблем, но и средством адаптации подростков к окружающему миру взрослых, где, по их мнению, употребление спиртных напитков является общепризнанным стандартом поведения. Помимо алкоголя, 4% школьников также употребляют наркотики. 16% подростков подвержены влиянию и алкоголя и наркотиков одновременно. Вместе с тем значительная часть подростков не признает асо-циальности вредных привычек: 47% подростков, употребляющих алкоголь и наркотики, считают свое поведение отклоняющимся, 52,8% - для современного общества.

Из числа учащихся сильных по успеваемости классов 12% принимали участие в акциях против наркомании и алкоголизма (что меньше среднего показателя - 22%), 88% опрошенных не участвовали в подобных акциях (что больше среднего - 78%). Из числа тех опрошенных, которые учатся в слабых классах, 32% принимали участие в акциях (что больше среднего - 22%), 68% не участвовали в подобном (что меньше среднего - 78%). В целом 22% респондентов указали, что они принимали участие в акциях против алкоголизма и наркомании, и 78% ответили, что нет. Все это наглядно демонстрирует низкий уровень просветительской работы о здравоохранительном поведении в школе.

Источники информированности подростков по проблемам наркомании и алкоголизма представлен в табл. 3. Из числа тех опрошенных, которые учатся в классах с сильной успеваемостью, большинство (39,8%) ответили, что «информацию о данных проблемах получают от учителей» (это больше, чем средний показатель

- 37%), 33,4% - от родителей (что почти равно среднему показателю - 34%) и 26,8% обсуждают эти проблемы со сверстниками (что меньше среднего - 29%). Среди тех опрошенных, которые учатся в классах со слабой успеваемостью, на 1-м месте также учителя как источник информации (35%, что меньше среднего - 37%), на 2-м месте - родители (34%, что равно среднему 34%), и со сверстниками обсуждают подобные проблемы 31% (что больше среднего - 29%).Та-ким образом, родители выступают стабильными источником информации о проблемах наркомании и алкоголизма, хотя и не самым распространенным. В сильных классах доминируют учителя как источники данной информации, в слабых

- сверстники.

В табл. 4 представлена взаимосвязь между работой родителей, а именно матери, и отношением подростков к алкоголизму и наркомании. Данные показывают, что у большинства подростков (38,3%) родители работают ИТР, специалистами,

Таблица 3

Источники информации подростков по проблемам наркомании и алкоголизма, % по категориям классов

Источники информации о проблемах наркомании и алкоголизма Сильные классы Слабые классы По выборке

Сверстники 26,8 31,0 29,0

Учителя 39,8 35,0 37,0

Родители 33,4 34,0 34,0

Итого 100,0 100,0 100,0

Таблица 4

Взаимосвязь между отношением подростков к девиациям (алкоголизм, наркомания) и родом деятельности

родителей (матери), % по категориям отношения

Род деятельности родителей (матери) Развлечение Болезнь По выборке

Рядовой работник 7,1 24,3 28,4

ИТР, специалист 1,4 40,0 38,3

Руководитель, владелец предприятия 0,0 9,4 8,6

Предприниматель (индивидуальный, мелкий бизнес) 1,4 19,0 18,5

Торговый работник 0,0 6,7 6,2

Итого 100,0 100,0 100,0

у 28,4% родители - рядовые работники, у 18,5%

- мелкие предприниматели, руководители или владельцы предприятий - у 8,6% опрошенных и у 6,2% подростков родители - торговые работники.

Из числа тех респондентов, которые считают алкоголизм и наркоманию развлечением, в большинстве своем (7,1%) родители работают рядовыми работниками (это меньше, чем средний показатель - 28,4%), на 2-м месте - ИТР, специалисты и мелкие предприниматели (1,4%, что меньше средних показателей - 31 и 15%).

У тех опрошенных, которые считают эти отклонения болезнью, в основном родители также ИТР, специалисты (31%, что меньше среднего -38,3%). На 2-м месте - рядовые работники (23%, что меньше среднего 28,4%), на 3-м - мелкие предприниматели (15%, что меньше среднего -18,5%), на 4-м - руководители или владельцы предприятий (9,4%, что больше среднего - 8,6%), на 5-м - торговые работники (6,7%, что больше среднего - 6,2%). В результате вычисления коэффициента корреляции Спирмана оказалось, что фактор работы родителей является определяющим (0,8), т. е. именно статус родителей и влияет на отношение подростков к этим девиациям.

Из числа подростков, считающих алкоголь и наркоманию развлечением, большая часть родителей имеют высшее образование (65,1%, что больше среднего показателя - 61%), на 2-м месте

- неполное высшее и техникум (2%, что меньше показателя - 13%), неполное среднее образование - у 1% (это равно среднему 1%). Из числа респондентов, считающих данные отклонения болезнью, большая часть родителей также имеют высшее образование (5,1%, что меньше среднего

- 61%), на 2-м месте - неполное высшее (12,8%, что меньше среднего - 13%), на 3-м - техникум (9,3%, что меньше среднего - 12%), на 4-м

- общее среднее образование (7%, что больше среднего - 6%), на 5-м месте - ПТУ (4,6%, что больше среднего - 4%).

Таким образом, в ходе анализа перекрестных таблиц установлено, что подростки имеют высокий уровень осведомленности о видах наркотических веществ и алкогольных напитков. Большинство считают алкоголизм и наркоманию болезнью, а не развлечением и баловством. Но у подростков не хватает информированности о том, излечимы алкоголизм и наркомания или нет. Учащиеся недостаточно просвещены в ряде важных вопросах, например, со скольких лет разрешена покупка спиртного и какое наказание предусмотрено за употребление, хранение и распространение наркотиков. Подавляющее большинство опрошенных не участвовали в акциях против алкоголизма и наркомании, следовательно, в среде подростков не проводилась агитация к участию в различных акциях или же в школе недостаточно мероприятий подобного рода. Но, как выяснилось, больше всего обсуждают проблемы алкоголизма и наркомании с подростками учителя, а не родители. Таким образом, потребность в проведении таких мероприятий есть, но до конца она не реализована, что и сказывается на проявлении отношения подростков к данным видам девиации.

Наше внимание привлек интересный факт: 29% опрошенных употребляют алкоголь именно с родителями. Причем 69% подростков посоветовали бы своему другу (подруге), попавшему в алкогольную или наркотическую зависимость, обратиться к врачу, а не к родителям. Семья -это социальный институт, в котором происходит нравственная формация личности молодых людей, и именно семья должна формировать отрицательное отношение к алкоголю, а не наоборот. Но защищенными от этой беды себя чувствуют

всего 47% опрошенных, 26% не знают, защищены они или нет от этого зла, и 27% подростков не считают себя защищенными, следовательно, существует группа старшеклассников, которые не защищены от алкоголизма и наркомании или уже испытывают на себе их пагубное воздействие.

Таким образом, результаты исследования показали, что подростки недостаточно осведомлены о той опасности, которая может им угрожать за стенами школы, в компаниях и в кругу друзей. Тем более что мероприятий, направленных на просвещение и пропаганду здорового образа жизни, проводится недостаточно, а в тех, что проводятся, подростки не участвуют (в нашем случае 83%). Выбор и круг этих мероприятий определяются не теми, кто в них предположительно должен участвовать, для кого они организуются, а самими организаторами. А ведь эффективные меры - это мероприятия, направленные на изменение общественного мнения.

Безусловно, этот формализм в воспитательной работе школы не остается незамеченным подростками и порождает стремление ребят к неформальному общению. Назидания и нравоучения родителей, а порой и элементарная некомпетентность учителей все более отдаляют их от воспитуемых, уводят последних на улицу - туда, где нет «нельзя», «вредно» и «плохо», где можно себя проявить, реализовать свою самостоятельность. Необходимо создание комплексных социальных программ, которые объединили бы общие неформальные усилия воспитателей детских дошкольных учреждений, педагогов школы, средства массовой информации и родителей на создание стойкой мотивации детей, подростков, юношества к здоровьесберегающим установкам, направленным на здоровый образ жизни.

УДК 316.454.54

Примечания

1 См.: Здравоохранение в России. Российский статистический сборник. М., 2014. С. 141-142.

2 См.: Российский статистический ежегодник. М., 2014. С. 279-280, 287-288.

3 См.: TransMONEE 2010 DATABASE. UNICEF Innocenti Research Centre. URL: www.unicef-irc.org (дата обращения: 17.04.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 См.: Кислицына О. А. Современные подростки - поколение, которое потеряла Россия? // Здоровье и социально-демографические процессы в России : сб. ст. / под ред. А. Ю. Шевякова. М., 2010. С. 148-160.

5 См.: СмирноваН. П. Охрана репродуктивного здоровья - путь улучшения демографической ситуации // Демографическое развитие : проблемы и перспективы : материалы обл. науч.-практ. конф. (Саратов, 22 декабря 2006 г.). Саратов, 2007. С 37.

6 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992. С. 180.

7 См.: ШклярукВ. Я. Самосохранительное поведение как фактор преодоления депопуляции населения России. Саратов, 2009. С. 20.

8 См.: Колеченков Н. В., Сологуб Л. Г. Что происходит в демографическом развитии России? // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 3. С. 202.

9 См.: Кон И. С. Психология ранней юности : книга для учителя. М., 1989. С. 243-244.

10 Обухова Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов. М., 2007. С. 319.

11 Исследование «Мониторинг досуговых предпочтений молодежи» проведено в 2013 г. на базе ЦРСИ СГУ. Объем выборочной совокупности составил 305 человек. Были опрошены учащиеся 5-11 классов лицея гуманитарных наук и школ № 3, 34, 40 г. Саратова.

12 См.: Нургалиев Р. Свыше 80 процентов российских подростков пьют алкогольные напитки // Рос. газ. 2010. 6 окт.

эволюция дружбы как социального явления: социологический дискурс

М. а. Шедловская

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье анализируется процесс эволюции социальных представлений о дружбе, процесс ее трансформации из ритуального побратимства, через рыцарскую, гуманистическую дружбу в романтическую, сподвижническое товарищество и, наконец, в современный институт межличностных отношений. Уточняются объективные и субъективные факторы этой эволюции - постепенное усиление социальной дифференциации, увеличение роли добровольности и индивидуальной избирательности, усиление роли эмпатии и эмоциональности, относительной неформальности, неопределенности социальной ответственности при снижении жесткости социального контроля.

Ключевые слова: дружба как социальные институт, ритуали-зованная, рыцарская, гуманистическая, романтическая дружба, товарищество, неформальный социальный институт.

Evolution of Friendship as a social Phenomenon: sociological Discourse

M. A. schedlowski

The article analyzes the evolution of social representations of friendship, the process of transformation of the ritual of fraternity

© Шедловская М. А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.