УДК 316.624:316.346.32-053.6
ДЕВИАНТНЫЕ ПОДРОСТКИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
И СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК*
© 2008 А.А.Ощепков
Ульяновский государственный университет
В представленной статье анализируются результаты исследования взаимосвязи ценностных ориен-таций и социальных установок девиантных подростков. Методологической основой исследования является диспозиционная теория личности В.А.Ядова. Проанализированы различия ценностных ориентаций и социальных установок подростков без отклонений в поведении и с отклоняющимся поведением. Выявлены значимые связи ценностных ориентаций и социальных установок данных категорий подростков. *Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, № проекта 08 - 06 -00864а
Проблема формирования девиантного поведения подростков ставится исследователями в различных областях знания: философии, криминологии, педагогике, социологии, психологии. Подробно изучены многие факторы, влияющие на развитие девиаций у подростков, среди которых факторы как социального плана (образ жизни, субкультура и др.), так и личностные особенности (акцентуации характера, уровень субъективного контроля и др.), а также социально-психологические детерминанты нарушения развития личности подростков (влияние взаимоотношений с окружающими). В ряде работ, посвященных девиантному поведению подростков, важное место занимают исследования ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте, нацеленные на изучение ценностной сферы личности1.
В связи с этим, отметим, что ценностные ориентации - сложный социально-психологический компонент личности, влияющий на направленность поведения личности, ее
1 Зубова Л.В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности. Дисс. ... канд. психол. наук. - М.: 1997. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. - 2000. - №4. Лисовская Н.Б. Становление ценностных ориентаций в разных условиях развития: на примере подростков. Дисс. ... канд. психол. наук. - СПб.: 1999. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. - 2005. - №3. Плугина Н.А. Ценностные ориентации подростка в культурно -досуговом пространстве современного социума. Дисс. ... канд. философских наук. - Краснодар: 2005.
социальные отношения, придающий смысл и направление поведению личности. Ценностные ориентации - это многомерная, многоуровневая, нелинейная, динамическая система; именно ценностные ориентации выступают интегрирующим компонентом в структуре личности . Поэтому ценностные ориентации в качестве предмета исследования должны быть рассмотрены целостно, с позиций системного подхода, который соответствует современным тенденциям науки рассматривать предмет исследования комплексно.
Итак, учитывая вышеприведенную аргументацию, нам представляется, что теоретической основой нашего исследования может стать диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности, разработанная В.А.Ядовым , в основу которой положена диспозиционная теория личности Г.У.Оллпорта4.
Рассмотрим данную концепцию более подробно. Итак, суть концепции в том, что человек обладает системой диспозиционных, иерархически организованных, образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Иерархия уровней различных дис-позиционных образований обозначается на пересечении каждого уровня потребностей и ситуаций их удовлетворения, что позволяет
2 Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. - 1999. - №5.
3 Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: 1975.
4 Олпорт ЛУ.Становление личности: Избранные труды. - М.: Смысл, 2002.
выделить соответствующие четыре уровня диспозиций:
1)первый уровень - уровень элементарных фиксированных установок, формирующиеся на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях в условиях семейного окружения, и в самых низших предметных ситуациях;
2) второй уровень - более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребностей человека в общении, осуществляемом в малой группе - это социальные фиксированные установки или аттитюды;
3) третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности или базовые социальные установки;
4) четвертый, высший уровень диспозиций образует система ценностных ориента-ций личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к обстоятельствам жизни личности, детерминированным общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов.
Таким образом, ценностные ориентации личности выступают высшим, интегрирующим уровнем регуляции поведения и деятельности личности в системе диспозицион-ных образований. В процессе деятельности ценностные ориентации взаимодействуют с другими диспозиционными образованиями личности и оказывают друг на друга влияние, представляя из себя сложную динамическую систему. В связи с этим, нам представляется необходимым проверка гипотезы о взаимосвязи ценностных ориентаций личности, ее социальных установок и склонности к деви-антному поведению. Отсюда вытекают следующие задачи:
1. Проанализировать структуру ценностей подростков с девиантным поведением.
2. Провести анализ структуры социальных установок девиантных подростков.
3. Исследовать взаимосвязь между структурами ценностных ориентаций и социальных установок подростков с отклоняющимся поведением.
Методика. Эмпирическая часть исследования выполнена в Детском социально-реабилитационном центре «Радуга» г. Димит-ровграда и на базе Отдела по делам несовершеннолетних УВД г.Димитровграда. В качестве респондентов выступали воспитанники центра и отдела в возрасте 12 - 17 лет, всего 62 человек.
В исследовании использовалась методика М.Рокича, ориентированная на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жиз-недеятельности5. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (автор - А.Н.Орел) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения склонности подростков к реализации различных форм девиантно-го поведения6. Для исследования социальных установок у подростков был использован тест «Социальная установка» О.Ф.Потемкиной .
Результаты и их обсуждение. С целью анализа различий систем терминальных ценностей подростков без отклонений в поведении (ПБОП) и с отклоняющимся поведением (ПСОП), нами было проведено сравнение среднегрупповых значений каждой из 18 ценностей в группах ПБОП и ПСОП с использованием статистического ^критерия Стьюден-та8. При этом особое внимание уделялось значимым различиям ценностей в изучаемых группах подростков.
Анализ особенностей структур терминальных ценностей подростков в младшем возрасте в группах ПСОП и ПБОП (таблица 1) обнаружил статистически значимые по 1-критерию Стьюдента различия по ценностям «наличие хороших и верных друзей» и «общественное признание», значимость которых выше у подростков без отклонений в поведении. Хотя при сопоставлении двух эмпириче-
5 Шапаръ В.Б. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
6 Шапаръ В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
7 Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. - М.: 2005.
8 С целью удобства изложения материала в дальнейшем будут использоваться следующие аббревиатуры: ПБОП - подростки без отклонений в поведении, ПСОП - подростки с отклоняющимся поведением.
ских распределений по Х-критерию Колмогорова - Смирнова значимых различий между двумя группами не обнаружено (Хэ = 0,92). Также, стоит отметить следующие тенденции в динамике структур ПСОП и ПБОП. У младших ПСОП выше значимость, по сравнению с ПБОП, таких ценностей, как «здоровье», «интересная работа», «материально обеспеченная жизнь», «познание», «свобода», «счастье других», «творчество». В то же время снижается субъективная значимость таких ценностей, как «любовь», «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание», «уверенность в себе».
Вышеназванные различия в динамике структур ценностей изучаемых групп подростков могут быть объяснены тем, что для ПБОП на первый план выходит развитие отношений со сверстниками, развиваются чувства влюбленности, также ПБОП в поведении стремятся к признанию своих действий со
Последующий анализ был посвящен особенностям структур ценностных ориента-ций у подростков 15 - 17 лет с отклоняющимся поведением и без отклонений в поведении (таблица 1), показавший статистически значимые по ^критерию Стьюдента различия среднегрупповых значений по таким ценностям, как «интересная работа», «материально обеспеченная жизнь», «развлечение», значи-
стороны их окружения, при этом степень их уверенности в своих силах выше, по сравнению с их сверстниками с отклоняющимся поведением. Для ПСОП характерно несколько направленностей ценностей. С одной стороны, они стремятся к творческому осмыслению действительности и ее познанию. С другой стороны, как уже говорилось, свои отношения они более склонны реализовывать относительно более далекого окружения - всего человечества, чем более близкого - своих друзей. Кроме этого, таких подростков волнует материальная сторона жизни, их обеспеченность. И все это характеризуется стремлением к независимости, к свободе от общественных норм и правил. Кроме этого, обращает на себя внимание очень интересное соотношение ценностей у ПСОП 12 - 14 лет и у ПБОП 15 - 17 лет, которые близки по содержанию, что наводит на мысль о возможном более скором развитии девиантных подростков.
7 лет
мость которы выше у ПСОП, и ценностям «творчество», «уверенность в себе», которые более значимы у ПБОП. При сопоставлении двух эмпирических распределений по Х-критерию Колмогорова - Смирнова обнаружено статистически значимое различие (X, = 1,37, при р<0,05) между двумя группами. Вместе с тем, можно отметить следующие тенденции. У ПСОП ценности «наличие хороших и
Таблица 1. Сравнение терминальных ценностей в группах подростков 12 - 14 лет и 15 - 1 _без отклонений в поведении и с отклоняющимся поведением_
№ Ценности Подростки 12 - 14 лет Подростки 15 - 17 лет
ПБОП ПСОП 1эмп ПБОП ПСОП 1эмп
1. Активная деятельная жизнь 11,80 12,00 0,0657 11,00 13,30 1,1833
2. Жизненная мудрость 11,40 10,80 0,2295 6,33 13,00 2,0851
3. Здоровье 6,20 5,25 0,3056 3,67 6,00 0,8540
4. Интересная работа 9,40 8,00 0,3761 16,00 11,20 3,0771*
5. Красота природы и искусства 12,80 12,30 0,1695 5,67 10,80 1,2442
6. Любовь 7,20 9,25 0,5795 7,33 7,67 0,0823
7. Материально обеспеченная жизнь 7,40 5,50 0,5460 15,30 7,17 2,9362*
8. Наличие хороших и верных друзей 3,80 13,30 3,2180* 9,33 5,50 1,3584
9. Общественное признание 8,20 12,50 2,4199* 9,00 7,67 0,4252
10. Познание 13,20 10,50 1,1997 9,67 12,50 0,6692
11. Продуктивная жизнь 14,20 13,30 0,2895 7,33 10,30 0,9204
12. Развитие 9,60 10,00 0,1639 10,70 11,70 0,3050
13. Развлечение 12,60 11,00 0,3968 14,00 8,50 2,5506*
14. Свобода 8,40 6,25 0,7118 10,00 4,17 1,3157
15. Счастливая семейная жизнь 2,00 2,00 0,0000 11,30 4,67 1,4969
16. Счастье других 10,40 6,25 1,4082 11,30 11,80 0,1206
17. Творчество 17,20 15,50 1,0237 8,67 16,30 4,7734**
18. Уверенность в себе 5,20 7,50 1,0000 4,33 8,67 2,4434*
* значимые различия при р<0,05 ** значимые различия при р<0,01
верных друзей», «общественное признание», «свобода», «счастливая семейная жизнь» повышают свою субъективную значимость для данных подростков. В то же время ценности «активная деятельная жизнь», «жизненная мудрость», «здоровье», «красота природы и искусства», «познание», «продуктивная жизнь», «творчество», «уверенность в себе» у подростков с отклоняющимся поведением 15 -17 лет снижают свою значимость.
В первую очередь, следует отметить, что различия между группами подростков с отклонениями в поведении и без отклонений значительно выше в старшем возрасте, что говорит о том, что с возрастом подростки из разных групп все более обретают свои отличи-
Таким образом, мы наблюдаем значимые различия в ценностных структурах младших и старших подростков с отклоняющимся поведением и без отклонений в поведении. Более того, если в младшем подростковом возрасте различия между ПСОП и ПБОП в структурах их ценностных ориентаций менее значительны, то в старшем подростковом возрасте они становятся, безусловно, более значимыми, что свидетельствует об увеличении различий ценностных структур с возрастом.
С целью изучения динамики инструментальных ценностей (И-ценностей) подростков нами также было проведено сравнение средне-
тельные особенности. Для ПБОП, как уже говорилось, характерны уверенность в себе, творческое осмысление реальности. Для ПСОП характерно развитие по направлению к развлечениям, важности материального достатка, свободы и общественного признания, которое они добиваются, как правило, не совсем адекватными способами. Хотя стоит отметить, высокую значимость семьи для деви-антных подростков, она для них не теряет своей значимости и остается весомым ориентиром, а также высокую значимость ценности интересной работы, которая, возможно, могла бы в случае реального интереса к ней подростка увлечь его и восстановить нормальный ход развития.
- 17
групповых значений рангов каждой из 18 инструментальных ценностей в группах младших и старших подростков с использованием статистического ^критерия Стьюдента. При анализе особенностей И-ценностей в группах младших ПСОП и ПБОП статистически значимых различий по ^критерию Стьюдента не обнаружено (таблица 2). Также при сопоставлении двух эмпирических распределений по ^-критерию Колмогорова - Смирнова статистически значимых различий не обнаружено (Я,э = 0,87). Однако, из таблицы 2 видно, что в группе младших ПСОП сущест-
Таблица 2. Сравнение инструментальных ценностей в группах подростков 12 - 14 лет и 15 _лет без отклонений в поведении и с отклоняющимся поведением_
№ Ценности Подростки 12 - 14 лет Подростки 15 - 17 лет
ПБОП ПСОП ^-эмп ПБОП ПСОП ^-эмп
1. Аккуратность 6,80 7,00 0,0581 7,33 12,20 0,8766
2. Воспитанность 4,80 2,25 1,9733 7,67 10,30 0,5588
3. Высокие запросы 14,00 12,30 0,5537 9,67 10,50 0,1634
4. Жизнерадостность 5,40 7,75 0,4696 10,30 6,83 0,7721
5. Исполнительность 12,60 14,00 0,6976 9,67 11,00 0,3453
6. Независимость 12,80 11,30 0,5010 11,30 6,50 0,8320
7. Непримиримость к недостаткам 15,40 17,30 1,0987 9,00 13,20 1,9373
8. Образованность 6,80 9,50 0,7441 9,33 8,50 0,1764
9. Ответственность 6,00 7,50 0,5100 7,33 9,00 0,4698
10 Рационализм 11,00 12,50 0,6906 12,30 9,67 0,5783
11 Самоконтроль 9,60 9,50 0,0239 8,67 10,30 0,5757
12 Смелость мнения 6,40 9,50 1,4817 7,33 7,00 0,1110
13 Твердая воля 10,20 9,00 0,2959 10,70 6,83 1,3731
14 Терпимость 11,20 7,00 1,5000 13,30 10,30 2,4155*
15 Широта взглядов 12,40 12,50 0,0377 10,30 10,80 0,2329
16 Честность 6,80 4,75 0,6924 4,67 7,67 0,8727
17 Чуткость 6,40 8,25 0,5954 13,70 11,20 1,0815
18 Эффективность в делах 12,40 9,25 1,4711 8,33 9,17 0,1654
* значимые различия при р<0,05 ** значимые различия при р<0,01
венно выше значимость ценностей «воспитанность», «высокие запросы», «терпимость», «честность», «эффективность в делах». Вместе с тем снижается значимость ценностей «жизнерадостность», «исполнительность», «непримиримость к недостаткам в себе и у других», «образованность», «ответственность». Это может быть объяснено тем, что девиантные подростки в младшем возрасте, как мы уже говорили, еще не сильно отличаются в направленности личности от своих сверстников. Однако, уже в этом возрасте можно наблюдать повышение значимости
Далее, анализ особенностей И-ценностей в группах старших ПСОП и ПБОП (таблица 2) показал статистически значимое различие по ^критерию Стьюдента по ценности «терпимость», более высокую у ПСОП. Кроме того, при сопоставлении двух эмпирических распределений по ^-критерию Колмогорова - Смирнова обнаружено значимое статистическое различие (кэ = 1,38, при р<0,05) между двумя группами. Также, в группе подростков 15 - 17 лет с отклоняющимся поведением отмечается тенденция повышения значимости ценностей «жизнерадостность», «независимость», «рационализм», «твердая
высоких запросов и снижение жизнерадостности, что связано с компенсацией их негативных чувств, связанных с отношениями со средой. Все более развивается негативное отношение к обучению, связанное с отношениями в школе. При этом в младшем возрасте еще высоки ценности, связанные с конформным поведением - воспитанность, честность, и высока степень терпимости к окружающим, их принятию, налаживанию с ними дружеских отношений, а не установление своей индивидуальности.
воля». В то же время снижается значимость ценностей «аккуратность», «воспитанность», «непримиримость к недостаткам в себе и у других», «ответственность», «самоконтроль».
Данная динамика, также как и при анализе предыдущих особенностей подросткового возраста, свидетельствует о развитии у де-виантных подростков старшего возраста стремления к свободе от социальных ограничений, снижения ответственности за свои действия, при этом проявляется тенденция к выработке более терпимого отношения к недостаткам в себе и у окружающих. И, вместе с тем, просматривается развитие волевых качеств, которые, скорее всего, связаны опять
Рис. 1. Дендрограмма для 18 Т-ценностей (метод средней связи)
1.Активная деятельная жизнь 10.Познание
11.Продуктивная жизнь 17.Творчество 2.Жизненная мудрость 4.Интересная работа 5.Красота природы и искусства 12.Развитие
13.Развлечение 16.Счастье других б.Любовь -
7.Материально обеспеченная жизнь 8.Наличие хороших и верных друзей 9.Общественное признание 14.Свобода
18.Уверенность в себе З.Здоровье
15.Счастливая семейная жизнь
же со стремление утвердить собственную индивидуальность.
Таким образом, сравнивая структуры инструментальных ценностей в изучаемых группах подростков, можно сделать вывод, что существенных различий в структурах инструментальных ценностей ПСОП и ПБОП нет, однако с возрастом можно отметить некоторые тенденции изменений структур цен-
В старшем подростковом возрасте в структуре инструментальных ценностей происходят изменения. У подростков с отклоняющимся поведением на первое место выходят ценности самоутверждения («независимость», «смелость», «твердая воля»), далее идут ценности межличностного общения («жизнерадостность», «честность»), повышается значимость ценностей самореализации («образованность», «ответственность»). В группе же старших подростков на первое место встают конформистские ценности («честность», «аккуратность», «воспитанность»), далее идут ценности самореализации («образованность», «рационализм», «самоконтроль»), и далее ценности самоутверждения («смелость», «независимость», «непримиримость»).
ностей. Так, младшие подростки с отклоняющимся поведением, также как и подростки без отклонений в поведении выше всего ставят ценности межличностного общения («воспитанность», «жизнерадостность»), затем идут ценности принятия других («терпимость», «чуткость»), а также ценности самоутверждения («независимость», «твердая воля»).
С целью выявления групп с различными типами ценностных ориентаций был проведен кластерный анализ терминальных и инструментальных ценностей по всей выборке (рисунок 2 и 3), в результате которого было выделено четыре группы направленностей ценностей (таблица 3 и 4). Терминальные ценности распределились на ценности социальной успешности (активная деятельная жизнь, познание, продуктивная жизнь, творчество), ценности индивидуальной самореализации (жизненная мудрость, интересная работа, красота природы и искусства, развитие, счастье других), ценности социального взаимодействия (любовь, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, свобода), общечеловеческие ценности личного счастья
Рис. 2. Дендрограмма для 18 И-ценностей (метод средней связи)
1.Аккуратность
8.Образованность-
13.Твердая воля
2.Воспитанност ь-
4.Жизнерадостность
9.Ответственность-
12.Смелость собственного мнения 16.Честность -
3.Высокие запросы
5.Исполнительност ь-
7.Непримиримость к недостаткам_
10.Рационализ м-
15.Широта взглядов _
6.Независимост ь-
11.Самоконтрол ь_
14.Терпимость
17.Чуткость-
18.Эффективность в делах
(здоровье, счастливая семейная жизнь). Инструментальные ценности были распределены по следующим типам: ценности развития (аккуратность, образованность, твердая воля), ценности межличностного общения (жизнерадостность, ответственность, смелость в отстаивании собственного мнения, честность), ценности самоутверждения (высокие запросы, исполнительность, непримиримость к недостаткам в себе и у других, рационализм, широта взглядов), ценности принятия других (самоконтроль, независимость, терпимость, чуткость, эффективность в делах).
Дальнейший анализ эмпирического массива данных был посвящен социальным установкам младших и старших подростков без отклонений в поведении и с отклоняющимся поведением.
Особенность структуры социальных установок младших ПБОП и ПСОП (таблица 5)
показал значительное увеличение у ПСОП ориентации на свободу и снижение ориентации на власть, являющееся их стремлением нарушать социальные нормы. Статистически значимых различий по 1>критерию Стьюдента и по ^-критерию Колмогорова - Смирнова не обнаружено.
Анализ динамики социальных установок у старших ПБОП и ПСОП (таблица 5) показал статистически значимое различие по 1-критерию Стьюдента в ориентации на власть у ПСОП. При этом наблюдается значительное увеличение ориентации на свободу и на власть у ПСОП с одновременным значительным снижением ориентации на труд и на деньги. Такая динамика также объясняется тем, что поведение девиантных подростков старшего возраста все более расходится с общепринятыми нормами.
Группа Тип ценностных ориентаций Ценности Среднее значение
I Ценности социальной успешности Активная деятельная жизнь, Познание, Продуктивная жизнь, Творчество 12,7
II Ценности индивидуальной самореализации Жизненная мудрость, Интересная работа, Красота природы и искусства, Развитие, Счастье других 10,7
III Ценности социального взаимодействия Любовь, Материально обеспеченная жизнь, Наличие хороших и верных друзей, Общественное признание, Свобода 7,68
IV Общечеловеческие ценности личного счастья Здоровье, Счастливая семейная жизнь 4,97
Таблица 3. Распределение среднегрупповых значений по типам ценностных ориентаций
(терминальные ценности)
Таким образом, мы наблюдаем различия в структурах социальных установок подростков без отклонений в поведении и с отклоняющимся поведением. Так, ПСОП более ориентированы на свободу и на власть, в то время как ПБОП - на труд и на деньги. При этом различия данных групп подростков с возрастом усиливаются. Об этом же свидетельствуют и значения ^-критерия Колмогорова -Смирнова, которые, несмотря на то, что не обнаруживают статистически значимых различий, в то же время с возрастом имеют тенденцию на увеличение (Я,э = 0,064 в группе 12-14 лет; Хэ = 0,705 в группе 15-17 лет).
Далее был проведен анализ взаимосвязей между показателями ценностных ориентаций и социальных установок младших и старших подростков с различными формами поведения. Первичные эмпирические данные были под-
вергнуты обработке с помощью корреляционного анализа с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена г8.
В группе младших ПБОП были обнаружены значимые корреляционные связи между ценностями социальной успешности и ориентацией на труд (г8 = 0,98, при р<0,05), между ценностями социального взаимодействия и ориентацией на свободу (г8 = 0,96, при 0,05). Вместе с этим по группам инструментальных ценностей не было обнаружено значимых корреляционных связей. Таким образом, общая направленность личности младших ПБОП на активную жизнь и познание связаны с ориентацией на труд, т.е. диспозиции на успех связаны с нормальным отношением к трудовой деятельности.
Таблица 4. Распределение среднегрупповых значений по типам ценностных ориентаций _(инструментальные ценности)_
Группа Тип ценностных ориентаций Ценности Среднее значение
I Ценности развития Аккуратность, Образованность, Твердая воля 8,67
II Ценности межличностного общения Жизнерадостность, Ответственность, Смелость в отстаивании собственного мнения, Честность 7,01
III Ценности самоутверждения Высокие запросы, Исполнительность, Непримиримость к недостаткам в себе и у других, Рационализм, Широта взглядов 12,1
IV Ценности принятия других Самоконтроль, Независимость, Терпимость, Чуткость, Эффективность в делах 9,93
В группе младших ПСОП были обнаружены значимые корреляционные связи между ценностями социальной успешности и ориентацией на труд (г8 = 0,96, при р<0,05) и между ценностями социальной успешности и
ориентацией на власть (г8 = 0,96, при р<0,05). По инструментальным ценностям обнаружена корреляционная связь между ценностями принятия других и ориентацией на власть (г§ = 0,96, при р<0,05).
Таблица 5. Сравнение среднегрупповых значений социальных установок подростков 12 - 14 лет и 15 - 17 лет без отклонений в поведении и с отклоняющимся поведением
№ Социальные установки Подростки 12 - 14 лет Подростки 15 - 17 лет
ПБОП ПСОП ^мп ПБОП ПСОП ^эмп
1. Ориентация на труд 6,40 6,00 0,3170 7,67 6,67 0,6516
2. Ориентация на свободу 5,80 6,50 0,5551 6,33 8,00 0,8044
3. Ориентация на власть 3,20 2,50 0,3519 0,33 4,00 2,9866*
4. Ориентация на деньги 3,60 4,00 0,3310 5,33 4,17 1,2929
* значимые различия при р<0,05 ** значимые различия при р<0,01
Как мы видим, взаимосвязи ценностных ориентаций и социальных установок младших ПБОП и ПСОП различаются ориентацией девиантных подростков на власть. Данные отличия в взаимосвязях могут быть объяснены тем, что одинаковые с подростками без отклонений в поведении направленности личности у девиантных подростков получают деформацию, которая выражается в форме связи успешности и власти, что ведет к выстраиванию отношений со сверстниками с позиций силы, авторитета, подчинения и доминирования.
В группе старших ПБОП обнаружены следующие значимые корреляционные связи - по терминальным группам ценностей: между ценностями индивидуальной самореализации и ориентацией на труд (г§ = 0,9, при р<0,05), между ценностями социального взаимодействия и ориентацией на деньги (г8 = 0,9, при р<0,05); по инструментальным: между ценностями развития и ориентацией на труд (г§ = 0,98), между ценностями развития и ориентацией на власть (г8 = 0,98, при р<0,05),
между ценностями межличностного общения и ориентацией на труд (г8 = 0,98, при р<0,05). Иначе говоря, у старших подростков в их возрасте начинаются нравственные, моральные искания, в данный период начинает складываться смысловая сфера личности, нравственность подростков, связанных с решением множества этических проблем, разрешение которых поможет подросткам определиться с их жизненной перспективой. В данном случае, общая направленность личности у ПБОП на самореализацию связана с нормальной ориентацией на трудовую активную жизнь, реализацию в профессиональной сфере. В то же время направленность на общественное признание, хорошие взаимоотношения и свободу связана с направленностью на материальную обеспеченность. В то же время такие качества как твердая воля, аккуратность, образованность связаны у старших ПБОП с достижением властного положения в обществе.
В группе старших ПСОП были обнаружены значимые корреляционные связи между общечеловеческими ценностями счастья и
ориентацией на деньги (г8 = 0,85, при р<0,05), а по инструментальным группам ценностей -между ценностями самоутверждения и ориентацией на власть (г8 = 0,85, при р<0,05) и между ценностями принятия других и ориентацией на свободу (г8 = 0,85, при р<0,05). Это может быть объяснено деформацией личностной направленности девиантных подростков, что выражается и в поведении. Поэтому, общечеловеческие ценности личного счастья девиантные подростки связывают с деньгами, без направленности на успех и самореализацию в жизни. Деформированное же стремление самоутвердиться связано с предрасположенностью к подчинению, самоутверждению за счет унижения других. С другой стороны, ориентация на свободу объясняется их терпимостью по отношению к недостаткам у других, что более близко именно девиантным подросткам, испытывающим негативное отношение к ним общества.
Таким образом, корреляционный анализ показал существование значимых связей между ценностными ориентациями и социальными установками подростков. При этом корреляционные связи ценностных групп и социальных установок различаются у подростков без отклонений в поведении и с отклоняющимся поведением. Также стоит отметить, что с возрастом у подростков без отклонений в поведении связи между ценностями и социальными установками становятся более тесными, в то время как у подростков с отклоняющимся поведением они слабеют.
Выводы. 1.Выявленные в результате исследования различия в структурах ценностей младших и старших подростков без отклонений в поведении и с отклоняющимся поведением позволяют говорить о том, что ценностные ориентации определяют направленность личности на определенный ход развития, проявляющийся в различных поведенческих формах. Так, для подростков без отклонений в поведении более характерна уверенность в себе, творческое осмысление реальности, что проявляется в их субъективной значимости таких терминальных ценностей, как «уверенность в себе», «творчество». Для подростков же с отклоняющимся поведением более ха-
рактерна направленность на развлечения, материальный достаток, свободу, общественное признание, что выражается в высокой значимости соответствующих ценностей. Также стоит отметить, что с возрастом различия ценностных структур подростков с отклоняющимся поведением и без отклонений в поведении становятся более значимыми, на основании чего можно говорить о своеобразии развития подростков с соответствующей направленностью личности, что приводит либо к социальной адаптации, либо, наоборот, к дезадаптации.
2.Дальнейший анализ структур социальных установок подростков без отклонений в поведении и с отклоняющимся поведением позволил нам исследовать различные направленности личности. Так, если у подростков без отклонений в поведении направленность на успех в жизни связана с их ориентацией на трудовую деятельность, то у девиантных подростков она связана с ориентацией на власть. Таким образом, установки также влияют на ориентацию и поведение подростка.
3.Установление множества корреляционных связей ценностных структур и социальных установок подростков, а также различия этих связей для групп подростков без отклонений в поведении и с отклоняющимся поведением, позволил нам подтвердить гипотезу о взаимосвязи ценностных ориентаций, социальных установок и направленностью поведения подростков. Так, если подростки без отклонений в поведении направлены на достижение успеха в жизни и материальной обеспеченности через активную деятельную жизнь, познание, построение взаимных межличностных отношений, то у девиантных подростков самоутверждение связано либо только с деньгами, либо с унижением и подчинением окружающих. Следовательно, поведение подростка регулируется системой ценностных ориентаций, определяющих отношение к целям жизни, к средствам удовлетворения этих целей, задающих общий вектор развития, а системой социальных установок определяется общая направленность личности относительно конкретных ситуаций.
DEVIANT ADOLESCENTS: INTERRELATION BETWEEN VALUE ORIENTATIONS
AND ATTITUDES
© 2008 A.A.Oschepkov
Ulyanovsk state university
In the article the interrelation between values orientations and social attitudes among deviant adolescents are analyzed. The research methodological basis corresponds to Jadov's dispositional conception of person. Considerable distinctions of different deviant and standard adolescents' values orientations and attitudes are observed. The research discovers considerable interrelationship between values orientations and social attitudes of deviant and standard adolescents.