О. И. Ефимова, С. В. Игдырова, А. А. Ощепков
Взаимосвязь ценностных ориентаций и жизнестойкости личности у нормативных и девиантных подростков1
Статья посвящена исследованию взаимосвязи ценностных ориентаций подростков как высшего интегрирующего уровня регуляции поведения и деятельности и компонентов жизнестойкости подростков, определяющих направленность личности. Выявленные факторы позволяют раскрыть особенности личности девиантных подростков, определяющие их склонность к отклонениям в поведении.
The article is devoted to the research of interrelation between adolescents’ values which are the highest integrating level of behavior and activity regulation and hardiness components of adolescents determining person’s direction. The revealed factors allow expose the personality features of deviant adolescents, determining their disposition towards deviations.
Ключевые слова: девиантное поведение, ценностные ориентации, жизнестойкость личности, социальные установки, нормативные подростки, девиантные подростки.
Key words: deviant behavior, values, person’s hardiness, social attitudes, normative adolescents, deviant adolescents.
Понятие жизнестойкости относится к категориям психологии личности и направлено на расширение наших представлений о потенциале развития и адаптации личности. Проблеме личностного развития и психологической адаптации посвящено множество отечественных и зарубежных исследований [1, с. 82-90; 2, с. 56-65; 4, с. 16-24; 11, p. 265-274; 5]. Проблема жизнестойкости личности изучается в контексте различных научных направлений, в частности, в психологии копинг-поведения (Л. И. Анцыферова, В.А. Бодров, Р. Уайт, Дж. Шеффер и др.), исследования факторов риска развития дезадаптационных состояний личности, синдрома эмоционального состояния, деформаций личности профессионала в так называемых «помогающих» профессиях (В.В. Бойко, Ф.Е. Василюк, А.Р. Фонарев и др.); заметно расширяется круг исследований проблемы личностных ресурсов противодействия жизненным и профессиональным стрессам (К.А. Абульханова, В.А. Бодров, Д.А. Леонтьев и др.). Од-
1 Статья подготовлена в рамках проекта реализации ФЦП «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России»
61
нако сложный характер феномена психологической адаптации оставляет нерешенными многие вопросы, особое место среди которых занимает вопрос формирования жизнестойкости личности и ее психологических ресурсов в подростковом возрасте.
Подростковый возраст является сложным кризисным периодом развития, в котором типичными чертами личности подростка являются эмоциональная неустойчивость, чувствительность, застенчивость, агрессивность, конфликтность, склонность к крайним суждениям и оценкам. Э. Эриксон вводит понятие «психологический мораторий», означающий кризисный период, в течение которого в личности происходят сложные процессы обретения взрослой идентичности [9, с. 15]. В этом возрасте подросток сталкивается с множеством трудностей и не всегда в состоянии выработать соответствующие новой ситуации механизмы их преодоления, что выражается в различного рода девиациях в поведении.
В этой связи особую теоретическую и практическую значимость приобретает изучение способов оптимизации процесса социальнопсихологической адаптации и факторов формирования жизнестойкой личности подростка. Согласно выработанным в науке представлениям, социально-психологическая адаптация в широком понимании - это взаимодействие личности и среды, которое обусловливает адекватность соотношения целей и ценностей личности и социума [8, с. 66-71]. Субъективными компонентами деятельности личности при адаптации к среде являются процессы саморегуляции, поэтому важно также изучение уровней личностного функционирования, которые определяют возможность саморегуляции, что позволит не только выявить факторы формирования жизнестойкости у подростков, но и сравнить их у подростков без отклонений в поведении и подростков с отклоняющимся поведением.
Наиболее обоснованной, по нашему мнению, теоретической основой нашего исследования может стать диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности, разработанная В.А. Ядовым [10], суть которой заключается в том, что человек обладает системой диспозиционных, иерархически организованных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Иерархия уровней различных диспозиционных образований формируется на пересечении каждого уровня потребностей и ситуаций их удовлетворения, что позволяет выделить соответствующие четыре уровня диспозиций:
1) первый уровень - уровень элементарных фиксированных установок, формирующиеся на основе витальных потребностей и в
простейших ситуациях в условиях семейного окружения, и в самых низших предметных ситуациях;
2) второй уровень - более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребностей человека в общении, осуществляемом в малой группе - это социальные фиксированные установки или аттитюды;
3) третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности или базовые социальные установки;
4) четвертый, высший уровень диспозиций, образует система ценностных ориентаций личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т. е. к обстоятельствам жизни личности, детерминированным общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов.
Таким образом, ценностные ориентации личности выступают высшим, интегрирующим уровнем регуляции поведения и деятельности личности в системе диспозиционных образований. В процессе деятельности ценностные ориентации взаимодействуют с другими диспозиционными образованиями личности и оказывают друг на друга влияние, представляя из себя сложную динамическую систему.
В связи с вышесказанным, нам представляется необходимым проверка гипотезы о взаимосвязи компонентов жизнестойкости, ценностных ориентаций личности и склонности к девиантному поведению. Отсюда вытекают следующие задачи:
1. Организовать эмпирическую часть исследования компонентов жизнестойкости личности подростков и провести анализ полученных результатов.
2. Проанализировать структуру ценностей подростков с девиантным поведением и подростков без девиаций в поведении.
3. Исследовать взаимосвязь между компонентами жизнестойкости, структурами ценностных ориентаций и социальных установок подростков с отклоняющимся поведением и подростков без отклонений в поведении.
Методика
Эмпирическая часть исследования выполнена на базе средней школы № 2, средней школы № 6 и педагогического лицея № 25 г. Димитровграда Ульяновской области. В качестве респондентов выступали школьники 9-х классов, 15-16 лет, всего 119 человек.
В исследовании использовался тест жизнестойкости С. Мадди, адаптированный Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой, направленный на выявление основных компонентов жизнестойкости личности [3]; ценностный опросник С. Шварца, ориентированный на измерение мотивационных доменов, определяющих наиболее значимые ценностные ориентиры жизнедеятельности человека [6]; методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (автор - А.Н. Орел), являющаяся стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения склонности подростков к реализации различных форм девиантного поведения [7].
Результаты и их обсуждение
С целью проверки гипотезы о взаимосвязи структуры ценностных ориентаций и компонентов жизнестойкости у подростков с установкой на нормативное поведение и подростков с установкой на девиантное поведение эмпирические данные были проанализированы при помощи факторного анализа (метод главных факторов, позволяющий получать ортогональные факторы). По полученной факторной матрице, включающей 15 переменных, был проанализирован вклад каждого фактора в общую дисперсию. С целью выявления особенностей взаимосвязи ценностных ориентаций и жизнестойкости подростков факторный анализ проводился отдельно для групп юношей с нормативным поведением, юношей с девиантным поведением, девушек с нормативным поведением и девушек с девиантным поведением.
В результате факторного анализа данных исследования юношей с нормативным поведением было выявлено, что вклад первых двух факторов составляет 97 % суммарной дисперсии, поэтому процесс факторизации был завершен (табл. 1).
Таблица 1
Факторная матрица взаимосвязей структуры ценностных ориентаций и компонентов жизнестойкости у юношей с нормативным поведением
Название переменных Фактор 1 Фактор 2
1. Наслаждение 0,3474 0,3061
2. Достижения 0,2173 0,2165
3. Социальная власть 0,4139 0,3937
4. Самоопределение -0,3752 -0,3261
5. Стимуляция 0,3839 0,3699
6. Конформизм -0,4560 -0,4158
7. Социальность -0,2495 -0,2358
8. Безопасность 0,4229 0,3872
9. Зрелость 0,1221 0,0973
10. Поддержка традиций 0,4629 0,4245
11. Социальная культура -0,3224 -0,2452
12. Духовность -0,4417 -0,3992
13. Вовлеченность 0,2822 0,2635
14. Контроль 0,0055 -0,0250
15. Принятие риска -0,1089 -0,1187
Согласно наибольшему факторному весу первый фактор, который был условно назван «Вовлеченность», объединяет установку жизнестойкости на вовлеченность и ценности Наслаждение, Социальная власть, Стимуляция, Безопасность, Поддержка традиций. Взаимосвязь данных компонентов объясняет то, что подростки получают наслаждение от деятельности, в которую они вовлечены, это дает им возможность влиять на окружающих, дает ощущение безопасности, при том, что ими оказывается уважение к традициям. Таким образом, первый фактор характеризует важную особенность нормативных подростков-юношей: они вовлечены в происходящее вокруг, получают от этого удовольствие, что в итоге выражается в их состоянии уверенности, при одновременном уважении к традициям и нормам общества. Поэтому при взаимодействии с юношами так важно увлечь их интересным и полезным делом, что будет создавать условия успешной адаптации подростка в социальной среде.
Второй фактор, условно названный «Принятие риска», связывает установку жизнестойкости на принятие риска и ценности - самоопределения, конформизм и духовность. Таким образом, данный фактор характеризует юношей с нормативным поведением как стремящихся к получению жизненного опыта, «на свой страх и риск», в этом смысле их привлекает свобода мысли и действия, что, в целом, связано с поисками смысла и, вероятно, лежит в основе поиска идентичности. При этом такое стремление связано с учтивостью и ответственностью за свое поведение. Поэтому для создания условий личностного развития необходимо давать юношам возможность испытать себя, найти свое предназначение в некой полезной деятельности, что в итоге приведет к успешному развитию саморегуляции поведения.
Далее был проведен факторный анализ эмпирических данных, полученных в группе юношей с девиантным поведением. Было выявлено, что вклад первых двух факторов составляет 74 % суммарной дисперсии, поэтому процесс факторизации был завершен: описание 74 % суммарной дисперсии мы считаем достаточным для выявления взаимосвязи компонентов жизнестойкости и ценностной структуры (табл. 2).
Первый фактор, условно названный «Контроль», тесно связывает установку жизнестойкости - контроль и ценности - наслажде-
ние, достижения, социальная власть, стимуляция, зрелость и поддержка традиций. В данном случае убежденность юношей, что борьба может повлиять на результат, связано с ценностью удовольствий, стремлением к обладанию материальными благами, попытками оказывать влияние на окружающих, связанных с высокой значимостью острых ощущений, подростки ищут приключений, риска. При этом значимыми остаются: чувство собственного достоинства, мудрый подход к жизни, сохраняется уважение к взрослым. Таким образом, с одной стороны, для юношей с девиантным поведением свойственно стремление к развлечениям, легкому времяпрепровождению, склонность оказывать жесткое влияние на окружающих, стараясь подобным образом поддерживать контроль, с другой стороны, они сохраняют уважительное отношение к окружению и зрелые установки на поведение. Поэтому, важно найти такой подход к девиантным подросткам, при котором они почувствовали бы уважительное к себе отношение, что повлияет на развитие чувства ответственности, повышая уровень их жизнестойкости и формируя систему позитивных установок.
Таблица 2
Факторная матрица взаимосвязей структуры ценностных ориентаций и компонентов жизнестойкости у юношей с девиантным поведением
Название переменных Фактор 1 Фактор 2
1. Наслаждение 0,8088 0,0884
2. Достижения 0,6288 0,2544
3. Социальная власть 0,6290 -0,2186
4. Самоопределение 0,0105 0,3968
5. Стимуляция 0,8525 0,0776
6. Конформизм -0,4033 0,2762
7. Социальность -0,1244 0,3922
8. Безопасность 0,3061 -0,3741
9. Зрелость 0,7442 0,1660
10. Поддержка традиций 0,8210 -0,1114
11. Социальная культура -0,9741 -0,1581
12. Духовность 0,1366 0,3962
13. Вовлеченность 0,1499 -0,6817
14. Контроль 0,3902 -0,3541
15. Принятие риска -0,1069 -0,3680
Второй фактор (вовлеченность) связывает установку жизнестойкости - вовлеченность и ценности - социальная власть, безопасность и социальная культура. Это может быть объяснено тем, что вовлеченность девиантных юношей в происходящие вокруг них события основаны на высокой значимости возможности влиять на
66
окружающих их людей, и, в свою очередь, стремление к чувству, что другие заботятся о них, чего, возможно, им не достает. Поэтому так необходимо сформировать у девиантных юношей это чувство, что другие также заботятся о них, что они не одиноки, что, в итоге, должно гармонизировать взаимоотношения подростков с окружающей их социальной средой.
В дальнейшем факторный анализ проводился на основе эмпирических данных групп девушек с нормативным поведением, который выявил, что первые три фактора описывают 97% суммарной дисперсии, поэтому процесс дальнейшей факторизации был завершен (табл. 3).
Таблица 3
Факторная матрица взаимосвязей структуры ценностных ориентаций и компонентов жизнестойкости у девушек с нормативным поведением
Название переменных Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3
1. Наслаждение 0,6441 0,3959 0,7210
2. Достижения 0,7418 0,2326 0,8247
3. Социальная власть 0,7325 0,5236 0,8106
4. Самоопределение 0,6304 -0,2090 0,6845
5. Стимуляция 0,6835 0,1493 0,7504
6. Конформизм 0,9040 -0,2156 0,9835
7. Социальность 0,4871 -0,2033 0,5280
8. Безопасность 0,7790 0,2472 0,8569
9. Зрелость 0,9052 -0,0510 0,9884
10. Поддержка традиций 0,7641 0,2400 0,8390
11. Социальная культура 0,8555 -0,4217 0,9244
12. Духовность 0,6786 -0,5087 0,7308
13. Вовлеченность 0,0347 0,7158 0,0484
14. Контроль -0,2226 0,7282 -0,2274
15. Принятие риска -0,1953 0,3262 -0,2064
Первый фактор, условно названный «Негативный контроль», связывает установку жизнестойкости Контроль и ценности Конформизм, Зрелость и Социальная культура. Такая взаимосвязь означает, что у девушек с нормативным поведением ощущение собственной беспомощности основано на высокой значимости самооргани-чения, зрелого понимания жизни и избегания крайних чувств и поступков. Поэтому, при работе с нормативными девушками, необходимо иметь в виду, что их установки на следование общепринятым нормам и правилам ведет к зависимости от окружающих их людей, особенно лидеров, что снижает их адаптационные возможности при условии резкого изменения социальной ситуации.
Второй фактор был назван «Жизнестойкость», он выявил достаточно сильную положительную связь всех компонентов жизнестойкости и ценности «Социальная власть», и отрицательную связь жизнестойкости и ценности «Духовность». Это объясняется тем, что девушки с нормативным поведением имеют развитый потенциал в преодолении стрессов и сложных жизненных ситуаций, который основан на высокой значимости возможности влиять на окружающих людей и события и низкой значимости равнодушия к «мирским заботам». Поэтому необходимо понимать, что нормативные девушки стремятся оказывать влияние на окружающую их среду, готовы что-то делать, чтобы быть нужными в общей жизнедеятельности, и не равнодушны к происходящим событиям.
Третий фактор - «негативное принятие риска» - назван так потому, что представляет негативную связь установки жизнестойкости принятие риска и ценностей - конформизм, зрелость, социальная культура. Как и в первом факторе, высокая значимость для девушек с нормативным поведением самоограничения, непритязательности связана с низким стремлением к риску, обретению опыта путем проб и ошибок. Это также необходимо иметь в виду при работе с нормативными девушками.
В заключение, был проведен факторный анализ эмпирических данных, полученных при изучении группы девушек с девиантным поведением. Было выявлено, что вклад первых двух факторов составляет 77 % суммарной дисперсии, поэтому процесс факторизации был завершен: описание 77 % суммарной дисперсии можно считать достаточным для выявления взаимосвязи компонентов жизнестойкости и ценностной структуры (табл. 4).
Первый фактор, названный «жизнестойкость», определяет связь всех компонентов жизнестойкости и ценностей социальной власти и самоопределения. Это означает, что у девушек с девиантным поведением, также как и у девушек с нормативным поведением, развитая способность справляться со стрессами и жизненными затруднениями взаимосвязана с высокой значимостью возможности оказания влияния на окружающих людей и происходящие события, но, в отличие от нормативных девушек, также связана с высокой значимостью свободы действий и мыслей. Эту отличительную особенность девиантных девушек - стремление к свободе от ограничений - необходимо учитывать и, возможно, направлять для реализации в творческих видах деятельности.
Таблица 4
Факторная матрица взаимосвязей структуры ценностных ориентаций и компонентов жизнестойкости у девушек с девиантным поведением
Название переменных Фактор 1 Фактор 2
1. Наслаждение -0,1153 -0,5830
2. Достижения 0,6398 0,0013
3. Социальная власть 0,8500 -0,0595
4. Самоопределение 0,8361 0,0616
5. Стимуляция 0,6215 -0,2088
6. Конформизм -0,3163 0,2775
7. Социальность 0,2499 0,6955
8. Безопасность 0,3862 0,3057
9. Зрелость -0,1292 -0,4943
10. Поддержка традиций -0,4305 0,5934
11. Социальная культура -0,1869 0,2923
12. Духовность -0,2035 0,6707
13. Вовлеченность 0,8726 -0,0114
14. Контроль 0,5220 0,0702
15. Принятие риска 0,3532 -0,2846
Второй фактор - «негативный риск» - связывает установку жизнестойкости - принятие риска и ценностей - наслаждение и зрелость, что объясняется высоким стремлением у девушек с девиантным поведением к риску, острым ощущениям, основанным, с одной стороны, на ценностях удовольствия и наслаждений, а с другой стороны, на ценности самоуважения и стремления к глубокому эмоциональному чувству собственного достоинства.
1. Таким образом, на основе проведенного анализа и интерпретации эмпирических данных, полученных в ходе исследования жизнестойкости и системы ценностей подростков с нормативным и девиантным поведением, очевидна взаимосвязь различных компонентов жизнестойкости и структуры ценностей личности подростка. Имея в виду, что компоненты жизнестойкости являются убеждениями по поводу того иного типа поведения, т. е. установками на различные действия, получается, что значимость тех или иных ценностей в жизни подростков связана с их внутренними убеждениями, что отражается в жизнедеятельности подростков и, таким образом, оказывает влияние на развитие нормативного, либо девиантного поведения. В этом смысле, рождается новая гипотеза о проверке взаимосвязи компонентов жизнестойкости и социальных установок у нормативных и девиантных подростков.
2. Системы ценностей и компонентов жизнестойкости нормативных и девиантных подростков имеют отличительные особенности, которые, в общем, можно обозначить как стремление к зрелости и ответственности у нормативных подростков, и стремление к удовольствиям и свободе - у девиантных. Так, нормативные юноши характеризуются уверенностью и стремлением быть включенными в происходящее вокруг при одновременном уважении к традициям, в то время как девиантные юноши больше ориентированы на развлечения и свободное времяпрепровождение. Нормативные девушки характеризуются развитым потенциалом жизнестойкости, связанным со стремлением оказывать влияние на происходящие события, быть нужными в общей жизнедеятельности, в то время как девиантные девушки также характеризуются высоким жизненным потенциалом, однако с ориентацией на свободу действий.
3. Выявленные особенности нормативных и девиантных подростков необходимо учитывать в практическом взаимодействии с ними. Рекомендуется увлекать подростков интересным и полезным делом, что будет создавать условия успешной адаптации в социальной среде; давать возможность испытать себя, найти свое предназначение в некоей полезной деятельности, что, в итоге, приведет к успешному развитию саморегуляции поведения. Следует иметь в виду, что установка подростков на следование общепринятым нормам и правилам ведет к зависимости от окружающих их людей, особенно лидеров, что снижает их адаптационные возможности при условии резкого изменения социальной ситуации. Необходимо понимать, что подростки стремятся оказывать влияние на окружающую их среду, готовы что-то делать, чтобы быть нужными в общей жизнедеятельности, и не равнодушны к происходящим событиям. В случае девиантного поведения рекомендуется найти такой подход к девиантным подросткам, при котором они почувствовали бы уважительное к себе отношение, которое могло бы повлиять на развитие чувства ответственности, повышая уровень их жизнестойкости и формируя систему позитивных установок; сформировать у подростков чувство, что другие также заботятся о них, что они не одиноки, что, в итоге, должно гармонизировать взаимоотношения подростков с окружающей их социальной средой. Необходимо учитывать отличительную особенность девиантных девушек - стремление к свободе от ограничений - и направлять ее для реализации в творческих видах деятельности.
Список литературы
1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии / Сибирская психология сегодня: сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 82 - 90.
2. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминаци / Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - С. 56-65.
3. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл,
2006.
4. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. -2001. - Т. 22. - №1. - С. 16-24.
5. Стецишин Р.И. Личностно-психологические ресурсы жизнестойкости (на примере личности врача-клинициста): автореф. дисс. ... канд. психол. наук. -Краснодар, 2008.
6. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
7. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
8. Шестопалова Л.Ф., Перевозная Т.А. Ценностно-смысловая сфера личности со специфическими расстройствами и склонностью к противоправному поведению // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 3. - С. 66-71.
9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996.
10. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975.
11. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health / Journal of Personality Assessment. - 1994. - V. 63. - № 2. - P. 265-274.