Научная статья на тему 'Детство на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны на примере Саткинского района'

Детство на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны на примере Саткинского района Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1127
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВОСПИТАННИКИ / ДЕТСКИЕ ДОМА / ПИОНЕРЫ / САТКИНСКИЙ РАЙОН / CHILDREN''S HOMES / GREAT PATRIOTIC WAR / PUPILS / PIONEERS / SATKA DISTRICT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Быска Е. В., Смолякова Е. И., Мошкина Н. А.

В данной статье рассматривается политика советского государства в вопросах детства периода Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDHOOD IN THE SOUTHERN URAL DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR ON THE EXAMPLE SATKA DISTRICT

This article examines the policy of the Soviet state in matters of childhood during the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «Детство на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны на примере Саткинского района»

УДК 929 ББК 63.3

ДЕТСТВО НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА

ПРИМЕРЕ САТКИНСКОГО РАЙОНА.

Е.В. БЫСКА, ФГОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ), г. Сатка, Россия, Е.И. СМОЛЯКОВА, ФГОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ), г. Сатка, Россия, Н.А. МОШКИНА, ФГОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ), г. Сатка, Россия.

Аннотация

В данной статье рассматривается политика советского государства в вопросах детства периода Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, воспитанники, детские дома, пионеры, Саткинский район.

Приближается семидесятилетие Великой Победы, и мы снова и снова возвращаемся к героическим страницам Великой

Отечественной войны. Все меньше и меньше становится ветеранов, на чьи плечи легли как фронт, так и тыл. Но сегодня еще осталось то поколение, в памяти которого война тоже оставила свой след - это дети войны. Мы часто говорим о героях войны, выдающихся маршалах, командирах, генералах и т. д., но редко задумываемся о том, что в тылу, на полях сражений наравне с взрослыми боролись против фашизма обыкновенные мальчишки и девчонки.

Это особенно актуально, когда нынешнее поколение живет в мирное время и не сталкивается с проблемами военных лет. Данная работа позволяет увидеть каким было детство наших бабушек и дедушек, детство которых пришлось на годы Великой Отечественной войны. Детство считается самым счастливым, беззаботным периодом жизни человека. А на детей военного лихолетья легли взрослые заботы, работа и горе.

При этом советские, партийные органы власти, предприятия и общественные организации по мере возможности старались организовать посильную помощь семьям с детьми, детским садам, школам, эвакуированным детям и детским домам.

Целью данной работы стало рассмотрение социальной политики Советского государства по вопросам детства в периоды Великой Отечественной войны на примере Челябинской области и Саткинского района.

Объектом исследования стали тыловые условия и политика государства, властей разных уровней, определяющие развитие, проживание, образование и воспитание детей военного времени.

Предмет исследования: дети Южного Урала и Саткинского района 1941-1945 гг.

Информационная база исследования представлена энциклопедическими данными, краеведческими архивами, специальной литературой и ресурсами интернета, которая позволила решить научную проблему в создании целостной картины военного детства периода 1941-1945 гг. нашей страны.

С начала войны советские дети приняли на свои хрупкие плечи непосильные тяготы. Целое поколение детей, родившихся с 1928 по 1945 год, было лишено счастливого мирного детства. Сегодня уже посчитали, что война унесла жизни около 27 млн. человек, из них около 10 млн. солдат, остальные - это мирные жители, в том числе дети. Сколько их погибло в войну, неизвестно, может быть, когда-нибудь мир узнает эту страшную статистику.

Дети войны сражались против немецких оккупантов наравне со взрослыми. Сотни мальчишек и девчонок шли в военкоматы, прибавляли себе года два-три и уходили на фронт, защищать Родину. Смелость, отвага и изобретательность подростков в выполнении заданий на полях боев поражали даже опытных солдат.

Многие школьники были связными в партизанских отрядах, а также снабжали партизан пулеметами, винтовками, патронами,

10_

гранатами, собирая их на местах сражений на свой страх и риск. Ребята спасали раненных красноармейцев, помогали нашим

военнопленным бежать из немецких концлагерей. Дети поджигали вражеские склады с продовольствием, военной техникой, обмундированием, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы.

Блокады, бомбежки, поля сражений, концлагеря, работа в тылу, голод, холод -сейчас мы с трудом можем представить, как дети справлялись с этим. При этом, не отставая от взрослых, они старались хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне - дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на воскресниках.

Сутками трудились ребята на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. На оборонных предприятиях дети делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи и зерно для госпиталей. В школах были организованы пошивочные мастерские, там шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака, прикладывали к ним подбадривающие записки солдатам. Ребята ухаживали за ранеными в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, которые напоминали солдатам о мирной жизни и невольно вызывали слезы на глазах, особенно у мужчин, которые давно не виделись со своей семьей.

К концу августа в 29 районах области действовало 617 тимуровских команд (12260 человек). Тимуровскими командами

руководили старшие пионеры, комсомольцы -старшеклассники, вожатые, ветераны пионерского движения. К концу войны тимуровские команды объединяли более 20000 пионеров и школьников области, вводились военизированные формы самоуправления: председатели стали называться командирами, появились "донесения разведки", советы заменялись штабами и т. д.

Государство не забывало о детях и с первых дней войны приняло меры по устройству детей, оставшихся без родителей. В первые месяцы войны в связи с экстренной эвакуацией детей из прифронтовых и фронтовых районов страны возникает острая необходимость в размещении детей в детдомах, расположенных в тылу, в которых количество детей увеличилось в 3 раза.

До начала Великой Отечественной войны детских домов и школ-интернатов в РСФСР насчитывалось 1347, в которых было размещено 155751 детей. В результате 250%-ного роста к 1 января 1943 г. только в системе Наркомпроса РСФСР насчитывалось 3000 детских домов с контингентом порядка 500 тыс. детей. Всего к 1943 г. в СССР функционировало 4370 детских домов, в которых находилось 688 750 воспитанников. В январе 1945 г. детских домов общего типа было 3124, в освобожденных районах появилось 129 специальных детдомов. Не остались без внимания и дети с ограниченными возможностями: для умственно отсталых детей было организовано 52 специальных учреждения, для незрячих и глухонемых детей - 193 учреждения.

В 1941 г. с захваченных врагом территорий было эвакуировано в тыл страны более 800 детских учреждений с 90 тыс. воспитанниками. Значительная часть детских учреждений эвакуировалась на Урал. Так, к весне 1942 года в Челябинской области количество детских домов увеличилось с 50 до 143, их воспитанников - с 4500 до 18338 человек, было организовано 128 интернатов для 13277 детей [4].

Детские дома с воспитанниками прибывали из различных уголков страны: из Московской, Рязанской, Смоленской, Орловской, Тульской, Ленинградской, Мурманской, Сталинградской областей, из Карело-Финской АССР, Белоруссии, Эстонии, с Украины [2]. Незамедлительно нужно было решать вопрос о расселении и распределении детей. В первый год войны более двух третей эвакуированных детей и детских учреждений разместили в сельской местности в помещениях школ, клубов, библиотек и интернатов. На селе проще было обеспечить воспитанников продуктами питания. В последующие годы распределение детских учреждений и детей в городах и селах практически сравнялось.

Серьезные проблемы возникли у эвакуированных детских домов и их воспитанников зимой 1941-1942 годах. Поскольку эвакуация проходила быстро, началась теплой осенью, основная часть детей уехала в легкой летнеосеннней одежде, не взяв с собой теплые вещи. Кроме того, материальное положение эвакуированных детских учреждений существенно осложнялось нехваткой бытовых предметов: кухонной посуды, столов, стульев, кроватей. В наиболее тяжелых случаях детские дома не имели элементарных и необходимых предметов повседневного обихода, испытывали острую нужду в постельных принадлежностях, белье, обуви. Например, в докладной записке уполномоченного Ленгорсовета по

Челябинской области на имя председателя Ленинградского городского Совета депутатов Характерной описана следующая ситуация: "...ленинградские детские учреждения, находящиеся в Челябинской области, очень плохо обеспечены бельем, одеждой и обувью. Из 10 500 детей около 50% обеспечены только одной сменой постельного белья. Из-за отсутствия обуви часть детей не имеет возможности посещать школу. Фонды, выделенные Челябинскому облоно, крайне недостаточны, чтобы удовлетворить потребности ленинградских детских учреждений, учитывая к тому же, что в Челябинскую область эвакуировано большое количество школ-интернатов из западных областей". Однако определенные меры поддержки эвакуированных детей

принимались. Так, исполком Ленинградского горсовета оказывал помощь ленинградским детям, эвакуированным в Челябинскую область: в 1942 г. было выделено 10 тыс. пар кожаной обуви, 10 тыс. пар галош, 20 тыс. пар чулок, 150 тыс. м бельевой ткани для пошивки постельного белья, 5 тыс. м хлопчатобумажной ткани для костюмов и платьев, 5 тыс. зимних пальто.

Проверки детских учреждений показали, что на 1 января 1942 г. в эвакуированном в Уфалейский район Челябинской области детском доме на 205 детей имелось 4 шапки, 2 пальто, не было валенок, в Павловском детском доме Очерского района Молотовской области зимние шапки и валенки и вовсе отсутствовали, а зимние пальто были только у половины детей [4].

11

На хрупких плечах детей и воспитателей лежала тяжелая работа по заготовке топлива, уборке помещений и уходе за огородами. Помимо самообслуживания они вносили посильный вклад в оборону страны. Воспитанники изготовляли оборудование для госпиталей, части военного снаряжения, ремонтировали сельскохозяйственный

инвентарь, изготовляли ящики для патронов и ручки для саперных лопат. Эти работы выполнялись на добровольческой основе, каждый хотел внести свой вклад в защиту своей Родины.

Во время войны делалось все необходимое, чтобы поднять материально-бытовое положение детских домов. Несмотря на трудности, с которыми столкнулись детские учреждения, продолжалась работа по обучению и воспитанию детей, жизнь ребят в детских домах в последние годы войны улучшалась. Постепенно налаживалось медицинское обслуживание. Устанавливались графики приема врача. В детских домах на постоянной основе стали работать медицинские сестры, следившие за здоровьем детей. Как уже говорилось, создавались слесарные, столярные, обувные, швейные, трикотажные мастерские.

Таким образом, в сложных условиях на Южном Урале сложилась система детских домов, позволявшая вырастить, обучить и воспитать десятки тысяч детей, оставшихся без попечения родителей.

Саткинский район Челябинской области тоже принял эвакуированных детей и стал временным домом и убежищем для нескольких тысяч детей с разных уголков Советского Союза. Прибывшие в Саткинский район дети из блокадного Ленинграда в конце 1941 года были размещены в с. Айлино и г. Сатке (в здании начальной школы №5); для ослабленных детей были созданы специальные группы санаторного типа. Решение Саткинского райсовета от 20.09.1941 "О размещении эвакуированных детей в Сатке, Бердяуше и Айлино": "...Постановили: 1. Разместить эвакуированных детей в Сатке - 100 человек, в Бердяуше - 100 человек, в Айлино - 100 человек; 2. Занять под интернаты ... в Айлино: начальная школа и интернат. ... 6. Обязать заведующую Саткинского района М.Ф. Рудь обеспечить своевременное размещение детей по школам". Руководителям учреждений, указанных в решении, необходимо было в течение суток освободить помещения и передать их в

12

распоряжение Советов. Председатель райисполкома товарищ Степанова и председатель Айлинского сельсовета Кортыгина обязывались в 10-дневный срок оборудовать помещения под интернаты. Директору Челябторга товарищу

Бездельникову и председателю Сулеинского райпо товарищу Рымку организовать питание для эвакуированных детей; заведующий райотделом здравоохранения товарищу Шестопаловой организовать медицинское обслуживание детей. Саткинские детдома располагались в школе №5 и бывшем Доме пионеров [8].

Ситуация в Саткинском районе

складывалось не лучшим образом. 20 декабря

1941 года на заседании исполкома райсовета отмечалось, что хозяйственное устройство детдомов находится в неудовлетворительном состоянии - не обеспечены запасом топлива, не пригодны к эксплуатации кухни, нет достаточного освещения в зданиях. Отмечено также, что до сих пор в областном торге не сформирован фонд на поставку продуктов и "большинство детей из интерната в айлинской больнице кормят только ржаным хлебом" [6]. В срочном порядке здание бывшей бани было переоборудовано под прачечную, сформирован специальный фонд для питания детей. Были назначены шефствующие организации над каждым детдомом. За воспитанников Айлинского интерната отвечали работники сельскохозяйственных артелей; так, в марте

1942 года артель "Правда" доставила интернату 220 кг картофеля, 100 кг гороха, мяса; работники артели "Новый труд" оказывали хозяйственную помощь. Работники хлебозавода, взявшие шефство над Саткинским интернатом, писали ленинградцам: "Вы можете не беспокоиться о своих детях, мы сохраним их, ибо мы знаем, что вы защищаете нашу Родину" [6]. Так же не могли остаться в стороне и работницы завода, все своё свободное время они проводили с детьми, снабжали дополнительным питанием; женщины из молочно-животноводческого совхоза ремонтировали детям одежду и обувь, заменяя многим воспитанника матерей, бабушек, сестер и подруг. Дети участвовали в субботниках, воскресниках, уборке урожая (летом 1942 года на колхозных полях района 2300 школьников собрали 15,5 тысяч картофеля, убрали овес с 18,5 гектара и рожь с 24,5 гектаров).

В 1944 году, после прорыва блокады, ленинградские дети, чьих родителей разыскали, были вывезены из Айлино, а на месте интерната был открыт детский дом для детей сирот. В здании бывшего волостного правления была кухня и столовая, а в здании бывшей школы 1 ступени были спальни детдома. Директором дома стала Мария Александровна Бельская,

проработавшая до конца его существования в 1956 году, когда дети были переведены в Бакальский детский дом [5]. Более того, в архиве Саткинского краеведческого музея хранятся письма двух сестер Пантелеевых, которые с декабря 1941 года до освобождения Ленинграда находились в интернате села Айлино. Спустя 40 лет после победы они написали: "Мы благодарны жителям Сатки и Айлино за ту заботу, которую они проявили о нас, за то, что обогрели нас теплом своих сердец" [10].

Помимо размещения эвакуированных детей, их питания и обеспечения всем необходимым, острой стала проблема образования детей как в детдомах, так и в школах района. По личному составу предвоенного периода в школах, даже в начальных классах работало много мужчин. Многие из них были освобождены от занимаемых должностей в связи с отправкой на фронт. Мирная жизнь школ перестаивалась: остро не хватало учителей.

К новому 1941-1942 учебному году стали закрывать школы. Ликвидировали школу №9 в Сатке, вечерние средние школы в Бакале и Сатке, средняя школа №15 (в ней разместился госпиталь), школу леспромхозовской группы Карелка.

Многие подростки 13-14 лет вместо учебы трудились на заводах и колхозах; подпасками, кучерами, рассыльными работали некоторые 12-летние дети. Много детей и подростков училось в саткинских школах фабрично-заводского обучения, где они находились на казарменном положении, а по окончании этих учебных заведений направлялись на оборонные предприятия Златоуста, Миасса, Челябинска и Юрюзани. Для них в 1943 году была открыта в школе №10 школа рабочей молодежи. В 19441945 гг. открыли еще две школы - в Сатке и в поселке Бердяуш.

Из сведений по Саткинскому отделу народного образования (ОНО): в 1940-1941 учебном году в районе обучалось 6976 детей, в 1941-1942 - 6470 детей, 1942-1943 - 5855 детей.

5 декабря 1943 года прошло заседание Саткинского совета депутатов трудящихся, где рассматривался вопрос о всеобуче, где говорилось о том, что он выполняется неудовлетворительно. Всего учащихся по району подлежат обучению в возрасте от 8 до 15 лет, из них не посещает школу 426 детей. Причины: по болезни - 37, отсутствие одежды и обуви - 197, поступили на работу - 114, из-за отдаленности школ - 38.

24 декабря 1943 года на заседании района слушали вопрос об открытии интернатов: "Вследствие недостаточного внимания ОНО к организации школ в 1941-1942 годах, закрыты интернаты при Айлинской НСШ, при СШ №15, что привело к срыву плана приема 5-7 классов Айлинской школы. Многие ученики 5-7 классов бросили учиться ввиду отдаленности школы. Например, колхоз им. Ворошилова - 10 человек, колхоз им. Победы - 5 человек. Крайне неудовлетворительно посещают школу учащиеся колхоза им. Сталинской конституции - 3 человека. Прилегающие лесные группы СШ №13: Большая Запань, Каменка, Черная речка, Карелка, Магнитка - всего не посещают 30 человек. Часть детей совершенно бросила учиться по причине материальной необеспеченности - отсутствие одежды и обуви" [7]. На этом заседании было принято решение открыть три интерната: Айлинская НСШ на 20 мест, СШ №13 на 30 мест, СШ №14 на 30 мест. Саткинский районный промышленный комбинат обязали подготовить мебель и посуду для интернатов, председателей колхозов и подсобных хозяйств - организовать питание и отопление.

Жители Саткинского района старались сделать все необходимое, чтобы улучшить жизнь ребят. Для поддержания их здоровья в школах выдавали по 50 грамм хлеба и иногда давали кусочек сахара. Поэтому дети старались не пропускать занятия.

Виктор Александрович Немчинов пошел в первый класс в 1941 году и не помнит о дополнительном питании для школьников. "Было очень голодно в войну, - говорит Виктор Александрович. - За ударный труд на метзаводе маме выделяли горячее дополнительное питание. Забора тогда не было вокруг метзавода. Я пролезал под колючей проволокой с криночной, пробирался к столовой и мама переливала свой горячий поек в криночку для меня и младшего брата".

__13_

Для особо истощенных детей и детей фронтовиков района летом 1943 года были организованы санаторные лагеря в Бакале и в поселке Нижняя Сатка.

С разработкой нового месторождения "Межевой Лог" Южно-Уральских бокситовых рудников (ЮУБР), возникает поселок Межевой. В 1943 году здесь строится начальная школа и детский сад. В 1944 году начинается строительство отдельного детского садика. В этом же году открывается медицинская амбулатория, где начинает вести прием детей фельдшер. В детский садик поселка Кукшик Южно-Уральских бокситовых рудников на усиление питания детей отдали весь яичный порошок, который пришел на ЮУБР по ленд-лизу. Предприятия как могли поддерживали детей. Воспитанием детей занималась и пионерская организация.

Важнейшей задачей пионерской организации и в военное время оставалась борьба за знания. Знания нужны, как винтовка в бою. Это понимали пионеры и, несмотря ни на какие трудности, старались учиться хорошо, оказывали помощь отстающим детям. Занимались в кружках "Юный натуралист", "Юный техник", но вынуждены были заниматься и "взрослой" работой. Они вели активную деятельность в тылу. Осваивали станки на заводах, технику на полях, дежурили на крышах во время бомбёжек, собирали вещи в армию для русских солдат. Так же оказывали помощь промышленным, строительным и сельскохозяйственным предприятиям, семьям военнослужащих, призывались к сбору металлолома, лекарственных растений, помогали призывным пунктам в сборе мобилизованных, дежурили в яслях.

Через станцию Бердяуш пролегали маршруты поездов, доставлявших раненых в госпиталя, оружие и продовольствие на фронт. Нередко в зимнее время железнодорожные пути заметало и школьников 8-10 лет снимали с уроков расчищать железную дорогу.

О том, что дети хотели учиться свидетельствует и то, что они сами заготавливали вместе с учителями дрова и торф для отопления школ. После уроков пионеры и школьники работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, подшлемники, участвовали в пошиве обмундирования, шили белье для

красноармейцев, вышивали кисеты для махорки.

Учителя и ученики всеми силами пытались помочь Советской армии. "Ребята! Напрягите свои силы на выполнение ответственного поручения районного комитета партии! Поможем фронту своим трудом на строительстве домны и успешной учебой в школе. Переходящее знамя райкома партии за отличную помощь фронту должно быть в нашей школе!" - выступил 10 декабря 1943 года директор школы №13 перед очередным рабочим днем.

В. А. Немчинов, в 1944 году ученик 3 класса школы №1, помнит, что учеников начальных классов отправляли на уборку при доменной печи метзавода отправляли и начальные классы, правда только мальчиков. Никто из учеников не отлынивал от работ, никого не нужно было уговаривать на трудовые мероприятия.

"Внеклассная работа проводилась под лозунгом "Все для фронта! Все для победы!" -вспоминает учитель средней школы Нина Николаевна Шатилова. В медицинской санитарной части завода "Магнезит" располагался госпиталь для раненых бойцов, над которым шефствовала школа. Дети помогали заготавливать для госпиталя лекарственные растения и мох сфагнум, который использовался вместо ваты.

"Между учащимися школы и ранеными госпиталя была большая дружба. Дети у них часто бывали и знали нужды раненных. У каждого из класса был свой подопечный. Дети приносили им бумагу для писем, вышивали платки, кисеты. Рисовали картинки и украшали им палату. Раненные очень любили посещения детей, тот, кто не видел, узнавал своих знакомых по голосам. В палатах сразу становилось веселее, когда ребятишки появлялись на пороге. Бойцы улыбались, рассказывали о своих боевых днях, родных. По просьбе раненных дети часто ставили концерты: стихи, песни", - говорит Н.Н. Шатилова. Несколько учащихся старших классов сфотографировались на память с раненными бойцами.

Старшеклассники выезжали на несколько месяцев в Айлино, Алексеевку, Петромихайловку, Сикияз-Тамак и Старую Пристань. Ребята собирали металлолом (в марте 1943 года отличились учащиеся саткинской средней школы №1, собрав за месяц

12,7 тысяч металла), помогали заготавливать лекарственные травы (в 1943 году средняя школа №13 заняла первое место среди всех школ СССР - 335 килограмм ценного лекарственного сырья), топливо, шили одежду, собирали подарки для фронтовиков, писали им письма. Учащиеся средней школы №13 и средней школы №14 в городе Сатка дежурили в госпитале, стирали перевязочные материалы, выступали перед раненными с концертами.

Ребята участвовали в сборе средств на боевую технику, ученики Бакальской средней школы в 1943 году собрали 18 тыс. руб. - на строительство боевых кораблей и 10 тыс. руб. -на строительство танка "Пионер". Также помогали малограмотным сельчанам читать письма и писать ответы на фронт.

Немалую роль в Победе сыграли и пионерские организации Саткинского района. Из письма Центрального комитета ВЛКСМ 29 мая 1942 года к пионерам: "Ваши старшие товарищи - комсомольцы и комсомолки на фронте и в тылу, вместе со всеми напрягают силы, чтобы поскорей разгромить немецких фашистов... Можно ли вам в такие дни сидеть, сложа руки, и ничего не делать? Конечно, нельзя. Какой пример, советский школьник будет бездельничать, зная, что на фронте сражаются его отец, мать, брат, сестра, сосед?". Разумеется, дети не сидели, сложа руки. Они быстро взялись за работу по оказанию помощи фронту.

Пионерскими организациями Саткинского района была организована тимуровская работа с населением. Город был поделен между школами на сектора, каждая школа отвечала за определенные улицы. Школьники разбивались по 2-3 человека и ходили по дворам, оказывая различную помощь в хозяйстве: кололи дрова, носили воду и многое другое.

Из приказов Саткинского Районного ОНО видно, что в последний год войны внеклассная и спортивная жизнь школ восстанавливалась и становилась более активной. 23 февраля 1944 года в ознаменовании 26-й годовщины Красной Армии на площади 1 Мая прошел смотр строевой подготовки учащихся школ Сатки. На смотр вышли учащиеся 5-10 классов и учащиеся школ трудовых резервов. В апреле этого года прошли соревнования по легкой атлетике учащихся 5-10 классов. Весной в школах в полную силу была развернута работа по созданию технических и предметных

кружков. Ребята изготовляли на занятиях учебные наглядные пособия.

14 января 1944 года вышел приказ по районному ОНО: "На основании приказа НКП РСФСР от 11 января 1944 года о введении цифровой пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся, применявшиеся до сих пор словесные оценки "отл", "хор", "посред", "плохо" и "оч. плохо" отменить и заменить оценками :5, 4, 3, 2, 1".

1945 год ученики Саткинского района впервые за войну встречали новый год с утренниками, новогодними ёлками и даже подарками. Игрушки делали сами из газет и других подручных материалов. "Для детей рабочих завода "Магнезит" елка проходила около здания школы №14. Из лагеря Всеобуч завода "Магнезит" привезли миномет к школе и пускали настоящий салют. Подарки давали -пакетик с маленьким кусочком хлеба и двумя кусочками сахара. Мама сшила костюм, и за него я получил подарок - елочную игрушку из картона. Долгие годы ее хранил и показывал своим детям" - вспоминает В.А. Немчинов.

После ознаменования победы был издан приказ, обязывающий организовать при школах репетиторские группы для детей-инвалидов, детей, демобилизованных с фронта, а также выделить для работы с ними только квалифицированных учителей. Также призывалось избегать в работе с детьми натаскивания, внимательно и чутко к ним относиться.

15

Военные годы оставили отпечаток на судьбе целого поколения. Дети быстро взрослели, но при этом оставались детьми. Играли в войну, ходили на рыбалку, шили куклы, ждали нового года. Взрослые как могли поддерживали этот самый беззаботный период жизни каждого человека.

Рассматривая условия и политику властей разных уровней, определяющих развитие, проживание, образование и воспитание детей периода Великой Отечественной войны, мы можем выделить следующие положительные моменты:

1. организация эвакуации детей из прифронтовой зоны и их расселение;

2. создание детских домов и контроль над их деятельностью;

3. участие властей всех уровней в решении вопросов детства;

4. шефская помощь предприятий;

5. активная работа детских и молодежных общественных организаций.

На примере Челябинской области Саткинского района мы рассмотрели политику советского государства в вопросах детства периода Великой Отечественной войны. Нами сделан вывод о том, что в жестких условиях, когда все материальные ресурсы были брошены на Победу в войне с фашистской Германией, находилось время и средства заботится о детях, которые старались всеми силами, трудом, учебой, помощью взрослым приблизить День Победы. И в этом была немалая доля детей венного времени.

Список литературы

1. Бочкарев К.Н. Челябинская область: Энциклопедия том 3, - Челябинск: Каменный пояс, 2008 г. - 831 с.

2. Бочкарев К.Н. Челябинская область: Энциклопедия том 5, - Челябинск: Каменный пояс, 2008 г. - 879 с.

3. Варехина А.Н. Детские дома на Урале в годы Великой Отечественной войны / Педагогическое образование в России 2012/№4

4. КравцовА.И. Хроника развития образования в Саткинском районе (1930-2001 гг) / А.И. Кравцов, Е.М. Снегирева. -Челябинск, 2002. - 20 с.

5. Павлов С.Д. Краткая история села Айлино, - село Айлино, 2010 г. - 129 с.

6. Садовских Е. Узелок на память: краевед. Альманах / Е.Садовских. - Сатка:2005 - 60 с.

7. Садовских Е. Школа военной поры/ Узелок на память. Краеведческий альманах. - Сатка, 2005. - с. 43-52.

8. Саткинский район: энциклопедия / гл. ред. В.В. Большаков. - Челябинск: Образование, 2010 - 985 с.

9 Узелок на память: краеведческий альманах; по материалам второй научно - практической конференции "День памяти краеведов", - Сатка, 2005 г. - 80 с.

10. Узелок на память: краеведческий альманах; по материалам третьей научно - практической конференции "День памяти краеведов", - Сатка, 2006 г. - 131 с.

CHILDHOOD IN THE SOUTHERN URAL DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

ON THE EXAMPLE SATKA DISTRICT.

E. V. BYSKA, South-Ural State University, Satka, Russia, E.I. SMOLYAKOVA, South-Ural State University, Satka, Russia, N.A. MOSHKIN, South-Ural State University, Satka, Russia,

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This article examines the policy of the Soviet state in matters of childhood during the Great Patriotic War. Keywords: Great Patriotic War, pupils, children's homes, pioneers, Satka district.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.