КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА
Научная статья
УДК 087.5:004(571) ББК 83.8
https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-4-43-51
Детско-юношеский самиздат в начале XXI в.
(по материалам Сибирско-Дальневосточного региона)
Е. Н. Савенко
§1
Савенко Елена Нальевна
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, ул. Восход, 15, Новосибирск, 630102, Россия,
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории книговедения
ORCID: 0000-0001-9352-8522 e-mail: [email protected]
Аннотация. Самодеятельная детско-юношеская печать имеет в России, в том числе и в сибирско-дальневосточном регионе, исторические корни. На каждом этапе ей были присущи специфические особенности, обусловленные социокультурными факторами времени. Цель статьи - анализ современных тенденций развития детского самиздата. Работа выполнена на основе обширной источ-никовой базы. Проанализированы данные «Реестра школьной прессы России», просмотрены PDF-версии и сетевые школьные издания, размещенные на официальных страницах почти ста учебных заведений региона, а также отдельные печатные образцы детско-юношеских самодеятельных журналов, изучены сайты «Дай зин», «Детский самиздат» и ряд популярных у подростков блоговых сообществ. Исследование показало, что в первой четверти нового тысячелетия уникальный феномен, называемый самиздатом, является активно развивающейся частью информационного пространства. Произошел количественный рост детской и подростковой прессы. Разнообразнее стали ее типо-видовые и содержательные характеристики. Наряду с юнкоровской и субкультурной подростковой периодикой выходят в свет самодельные книжные издания. Стремительное развитие новых информационных технологий вызвало появление новых форм самоиздания: сетевых журналов, блогов юных авторов.
Ключевые слова: самиздат, самоиздание, любительское издание, самодельная книга, детская пресса, ученическая периодика, онлайн-самиздат, детский сетевой журнал
Для цитирования: Савенко Е. Н. Детско-юношеский самиздат в начале XXI в. (по материалам Сибирско-Дальневосточного региона) // Библиосфера. 2020. № 4. С. 43-51. https://doi. org/10.20913/1815-3186-2020-4-43-51.
Статья поступила в редакцию 25.07.2020 Получена после доработки 30.09.2020 Принята для публикации 30.10.2020
© Е. Н. Савенко, 2020
43
Children's and youth samizdat at the beginning of the XXI century (based on the materials of the Siberian-Far Eastern Region)
Elena N. Savenko
Elena Nailyevna Savenko
State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Voskhod st., 15, Novosibirsk, 630102, Russia,
PhD in History, Senior Researcher, Laboratory of Book Studies ORCID: 0000-0001-9352-8522 e-mail: [email protected]
Received 25.07.2020 Revised 30.09.2020 Accepted 30.10.2020
Abstract. Amateur children's and youth press (samizdat) has historical roots in Russia, including in the Siberian-far Eastern region. At each stage it was characterized by specific features conditioned by socio-cultural factors of the time. The purpose of the article is to analyze current trends in the development of children's samizdat. The work is based on an extensive source database. The author analyzed data from "The Russian school press Register", looked through PDF-versions and online school publications on the official pages of almost one hundred educational institutions in the region, as well as individual printed samples of children's and youth amateur magazines, studied the sites "Dai Zin", "Children's samizdat" and a number of blog communities popular with teenagers. The investigation showed that in the first quarter of the new Millennium the unique phenomenon called samizdat is an actively developing part of the information space. There was a quantitative growth of children's and youth (teenage) press. Its type-specific and content characteristics have become more diverse. Along with subcultural periodicals prepared by young correspondent, home-made book are also published. The rapid development of new information technologies has resulted in the emergence of new forms of self-publishing: online magazines, blogs of young authors.
Keywords: samizdat, self-publishing, amateur publication, homemade book, children's press, pupils' periodicals, online-self-publishing, children's online magazine
Citation: Savenko E. N. Children's and youth samizdat at the beginning of the XXI century (based on the materials of the Siberian-Far Eastern Region). Bibliosphere. 2020. № 4. P. 43-51. https://doi. org/10.20913/1815-3186-2020-4-43-51.
ш
GC ZD
!□ ZD
О
о о m
Введение
Кардинальные преобразования, произошедшие в России в конце XX в., отразились на отечественном книгоиздании. Существенные модификации претерпел и самиздат. Из подпольного канала распространения запретной информации он превратился в легальный субъект информационной среды. В новых условиях изменились его функции, трансформировались типологические особенности, разнообразнее стал тематико-видовой состав. Одной из тенденций современного самоиздания, в частности, является активное развитие детско-юношеской самодеятельной печати. Для характеристики указанного феномена наряду с новыми определениями «непрофессиональная детская пресса», «подростковая самодеятельная пресса», «юве-нальная журналистика», на наш взгляд, вполне корректно используется традиционная дефиниция «самиздат».
Цель настоящей статьи - проанализировать тенденции развития современной региональной самодеятельной детско-юношеской печати, выявить изменения, произошедшие в детском самоиздании под влиянием компьютеризации издательского процесса, рассмотреть типо-видовую характеристику и жанрово--
тематическую структуру любительских детских и подростковых изданий. Исследование указанных проблем в условиях динамично меняющегося информационного пространства России, роста в его структуре самиздата, трансформации типологических признаков самодеятельных изданий представляется актуальным.
Следует отметить, что отечественный детский самиздат имеет вековые традиции и на каждом историческом этапе ему были присущи свои особенности. Бурное развитие любительской ученической журналистики происходило в России в начале XIX в. По мнению исследователей, указанное явление было обусловлено совокупностью социокультурных факторов периода, называемого Серебряным веком, оказавшихся благоприятными для развития творческой инициативы учащихся. Характерно, что «пассионарный подъем школьной журналистики» наблюдался не только в столичных городах, но и в провинции (Балашова, 2007, с. 38). Среди сибирских учащихся в указанный период были популярны самодельные журналы, побудительными мотивами создания которых были потребность в творческой самореализации, стремление к самообразованию, поиск духовных ориентиров. Воспитанники губернской гимназии Иркутска выпускали рукописный
журнал «Братство» (1903), енисейские гимназисты - журнал «К свету» (1909) (Очерки..., 2001, с. 64, 223). В Томске в начале ХХ в. выходили самодеятельные школьные журналы «Первые опыты», «Юный друг», «Товарищ», «Лес», «Родная Сибирь», «Мысли учащихся средней школы» (Есипова, Карташова, 2017; Есипова, Швецов, 2016).
Отразилось на самодеятельной юношеской прессе начала ХХ в. и нарастание социальных противоречий. Некоторые рукописные журналы сибирских гимназистов имели явно выраженный политизированный характер. Например, издания иркутских учащихся «Крамола», «Наша работа» (Очерки ..., 2001, с. 223).
Смена государственного строя наложила отпечаток на детско-юношескую самодеятельную печать: усилилась ее политизация и определилось два направления ее развития. С одной стороны - пресса революционной молодежи, создателями которой были юнкоры. Несмотря на формально общественный, самостоятельный статус, юнкоровское движение находилось под контролем властных структур и в значительной степени являлось проводником государственной идеологии. С другой стороны, параллельно с легальной юнкоровской прессой существовал и классический детский самиздат: неподцензурные газеты и журналы, созданные юными авторами. Бытование несанкционированной детско-юношеской прессы было вызвано недовольством реалиями советской действительности, неприятием насаждаемых ценностных ориентаций. Примеры подобной самиздатской периодики сибирских учащихся - рукописные журналы «Черные крылья» и «Жизнь Есенина» (Иркутск, 1928) (Скращук, 2015), «Новое пламя» (Камень-на-Оби, 1934) (Савенко, 2017, с. 141-142), «Рассвет» (Рубцовск, 1939) (Гришаев, 1991) и др.
Ликвидация государственной монополии на средства информации, запрет цензуры вызвали существенные изменения в детском самоиздании. Произошедшие трансформации стали предметом всестороннего осмысления отечественных исследователей. Рассматриваются тенденции развития (Грудинская, 2010; Дидковская, Солоницына, 2016; Сад-кова, 2017; Халиуллина, 2014), типо-видовые и содержательные характеристики (Жилавская, 2018; Капустина, 2014; Кулакова, 2015; Лебедева, 2011; Федорова, 2005; Юмашева, 2009), новые формы современной самодеятельной детско-юношеской печати (Ежова, 2005; Звягина, Максимова, 2015; Петрова, 2013), анализируются ее разнообразные функции (Доржиева, 2007; Жукова, 2011; Каткова, 2011; Косолапова, 2015; Лебедева, 2014; Цыренова, 2011).
Самодеятельная детско-юношеская периодика
Объектом исследований авторов научных публикаций главным образом является подростковая пресса, преимущественно школьная. Такая тенденция объяснима: любительская периодика, выпускаемая учащимися, - наиболее распространенный вид детского самиздата. На март 2020 г. в Реестре школьной прессы России зафиксированы сведения о более чем 4180 ученических изданиях1. Ареал выпуска этой периодики чрезвычайно широк. Согласно проведенным подсчетам в Сибирско-Дальневосточном регионе в настоящее время выходит в свет более 730 самодеятельных ученических газет, журналов, альманахов. Реальное же количество любительской детско-юношеской периодики намного больше. По данным исследователей, в стране ежегодно выпускается более 3 млн школьных изданий (Жилавская, 2018, с. 175). Помимо общешкольных, выходят в свет газеты и журналы начальной школы, отдельных классов, подростковых объединений и т. д. Можно констатировать, что в XXI в. происходит широкомасштабное возрождение юнкоровской прессы.
Новый этап характеризуется не только ее количественным ростом, но и значительными качественными изменениями. Отечественная ученическая пресса XXI в. уже не находится под идеологическим прессом, а в полной мере отражает творческие искания юных авторов. Современные любительские школьные издания - средство свободного самовыражения, творческой самореализации подростков. По мнению французского исследователя Ж. Гонне, это является важнейшей функцией самодеятельной ученической прессы (Гонне, 2000, с. 142).
Содержательно-тематическая направленность региональной любительской детско-юношеской прессы XXI в. многообразна. Проведенный анализ показал, что основную массу ученической периодики составляют информационно-новостные издания (рис. 1). На их страницах освещаются текущие события школьной жизни, размещается информация о предстоящих мероприятиях, приводятся сведения о достижениях учащихся в различных сферах деятельности, публикуются интервью с выдающимися выпускниками. Неслучайно в названиях многих школьных изданий присутствуют слова «вестник», «новости», отражающие информационный характер издания: «Вести лицея» (лицей № 8, Новоалтайск), «Вести School» (школа № 1, Нефтеюганск), «Школьный вестник» (школа № 37, Томск), «School news» (школа № 12, Норильск) и т. д.
1 Статистика RSPR. URL: https://lgo.ru/rspr/izdstat.ht-m?stype=izdan_name (дата обращения: 29.04.2020).
С
CL >
I-_Q
£
СЕ С
X
*
X
Рис. 1. Информационно-новостная школьная пресса Fig. 1. News and information school press
ш
GC ZD
!□ ZD
О ^
о о m
Фактически многие ученические издания такого рода являются любительской корпоративной прессой, способствующей формированию имиджа образовательного учреждения. Нередко ученические газеты и журналы являются своеобразной визиткой учебного учреждения, что подчеркивают их названия. Например, газета красноярской школы № 69 именуется «69 ярдов», новокузнецкой средней школы № 99 -«99% успеха», издание кемеровской школы № 34 -«На 34 широте», новосибирской гимназии № 132 - «132%». А в новосибирской средней школе № 162 с углубленным изучением французского языка около двух десятков лет выпускается газета «Француженка». Применение указанного приема способствует формированию у учащихся чувства принадлежности к определенной общности, укрепляет микросоциальные связи внутри школы. Кроме того, подобные имиджевые издания зачастую используют «как орган связи с общественностью для того, чтобы утвердить свои успехи в общественном мнении» (Гонне, 2000, с. 33).
Большое количество школьных газет и журналов имеет универсальный характер и выполняет не только информационно-коммуникативные, но и культурно-образовательные функции. На их страницах наряду с новостными материалами публикуются научно-популярные тексты и литературно-художественные произведения, созданные учащимися. Например, в числе постоянных рубрик газеты «АГА» новосибирского лицея № 130 -«Умная страничка» и «Стихомания»2, а школьной газеты «На 34 широте» - «Проба пера»3. Неизменными разделами журнала «Т.Е.№» новосибирской гимназии № 10 являются «Книжная полка», «Кроссворд», «Пусть услышат» и «Фотоконкурс»4.
2 Школьная Авторская газета - «АГА». URL: http://licey130. ru/projects/extraprojects/60-aga (дата обращения: 11.05.2020).
3 Школьная газета. URL: http://school34kem.ucoz.ru/index/ shkolnaja_gazeta/0-270 (дата обращения: 11.05.2020).
4 T.E.N. URL: https://vk.com/tenmagazine (дата обращения:
11.05.2020).
Особая группа любительской детско-юношеской периодики - монотематические издания. В большинстве своем это литературно-художественные альманахи и журналы. Литературные опыты юных авторов представлены рассказами, стихами, сказками, эссе, юморесками. Перечень ученических литературных изданий обширен: журналы «Начало» (классическая гимназия № 17, Новосибирск) и «Звездочки» (школа № 6, Петровск-Забайкальский), альманахи «Лира» (гимназия № 84, Омск), «Литературный альманах» (гимназия № 10, Дивногорск), «Пегас» (гимназия № 2, Владивосток), «Тихий омут» (лицей № 84, Новокузнецк) и др.
Выходят в свет и иные узкопрофильные любительские детско-юношеские периодические издания: научно-популярные, экологические, краеведческие, спортивные газеты и журналы (рис. 2). Зачастую создателями подобной прессы являются участники различного рода учреждений дополнительного образования и общественных детско-юношеских объединений. Например, подростки новокузнецкого Центра детско-юношеского технического творчества «Меридиан» выпускают газету «Меридиан» и спецвыпуски «Техно News», а члены Амурской детской общественной экологической организации «Зеленый мир» - газету «ЭкоТында».
Особая разновидность современной самодеятельной детско-юношеской прессы - издания неформальных подростковых групп и отдельных поклонников различных субкультур (рис. 3).
Рис. 3. Пресса молодежных субкультур Fig. 3. Press of youth subcultures
Рис. 2. Монотематическая ученическая пресса Fig. 2. Monothematic pupils' press
Основная функция любительских фанатских журналов (фэнзинов) - трансляция базовых ценностей, норм, образцов поведения неформального сообщества, поддержание групповой идентичности его представителей (Разин, 2010; Савенко, 2014). Фактически фэнзины являются современным альтернативным каналом коммуникации, продолжающим традиции классического самиздата. Содержательная палитра подростковой субкультурной периодики XXI в. отражает многообразие интересов современного молодого поколения. Собственные газеты и журналы издают поклонники панк-рока, приверженцы стрэйт-эйджа, анимешники, ролевики, скинхеды и др. Например, в Красноярске в 2010-2011 гг. фанаты ролевых игр выпускали газету «Поляна Ролевиков Красноярска»5. Юная иркутянка Настя издавала в 2007-2011 гг. арт-зины «JAW-JAW» и «JO-JO», из которых можно было узнать о том, как сделать маску ниндзя, как рисовать на высоких стенах, зачем нужны дреды и как за ними ухаживать, почему у металлистов длинные волосы и т. д. 6 В Красноярске в 2015 г. за подготовку журнала «Русский Удар», рассчитанного на скинхедов, был задержан пятнадцатилетний подросток. Цель издания -привлечение в субкультурное сообщество новых членов, установление контактов со скин-группировками из других регионов (Чибисова, 2011, с. 105).
В XXI в. детско-юношеская самодеятельная пресса стала настолько распространенным явлением, что обоснованно считается характерным атрибутом соответствующих возрастных субкультур.
Детский книжный самиздат
В новом тысячелетии детско-юношеский самиздат бытует и в виде книги (рис. 4). Среди детей младшего возраста, например, очень популярны самодельные книжки: собственные
иллюстрированные сочинения, своеобразные интерпретации любимых детских произведений. Для детей создание своей книги - интересный и увлекательный процесс, в ходе которого у них развивается фантазия, раскрываются творческие способности. Показателем распространенности такого самиздата в XXI в. может служить онлайн-страница «Детский самиздат» (https:// vk.com/detisamizdat), на которой рассказывается о рукотворных «шедеврах» маленьких книгоиздателей. Особенности создания самодельных детских книг освещают и некоторые родители-блогеры. Например, жительница Благовещенска, мама двоих детей Ирина Наприенко в своем блоге «Просто мама» раскрыла подробности изготовления ее дочкой самодельных книжек «Приключение молодого льва» и «Как лиса Цапа была маленькой»7. Совместная творческая деятельность объединяет взрослых и детей, а создание рукотворной книги приобретает дополнительные коммуникативные функции.
Учитывая роль самодельных книг в формировании подрастающего поколения, учреждения системы воспитания и образования проводят различные школьные, сельские, городские, районные, областные конкурсы, стимулирующие создание рукотворных книг. В Тюменской области, например, регулярно проводится фестиваль «Семейный самиздат», в котором участвуют учащиеся многих местных школ8. В Рыбинском районе Красноярского края проходит конкурс самодельной книги «БиблиоНика»9, в Кемерове -детский творческий конкурс «Книжка своими
Ролевая газета Поляны. URL: https://vk.com/top-ic-13506890_24724179 (дата обращения: 23.04.2020).
6 Jo-Jo: Synthetic Zine // Дай зин. Сайт о самиздате и зиноде-лии. URL: http://diy-zine.com/zines/jo-jo-synthetic-zine (дата обращения: 23.04.2020).
7 Как рождаются детские книги. URL: http://www.pros-tomama.com/2013/04/samodelnaya-detskay-kniga/ (дата обращения: 15.05.2020).
8 В Тюменской области проводят конкурс «Семейный самиздат». URL: https://tumen.spravker.ru/news/v-tyumenskoj-oblasti-provodyat-konkurs-semejnyij-samizdat.htm (дата обращения: 15.05.2020).
9 Итоги районного конкурса самодельной книги «БиблиоНика». URL: http://cbsryb7.ru/concurs/1985-itogi-rayonnogo-konkursa-samodelnoy-knigi-biblionika.html (дата обращения: 15.05.2020).
<
Q_ >
I-_Q
£
CE С
X
*
X
Рис. 4. Детские книжки-самоделки Fig. 4. Children's home-made books
ш
GC ZD
!□ ZD
О ^
о о
CG
руками»10. В якутском селе Сылгы-Ытар в год 90-летия населенного пункта состоялся конкурс «Лучшая книжка-самоделка»11.
Онлайн-самиздат
Стремительное развитие информационных технологий вызвало появление новой формы самоиздания - онлайн-самиздата. Интернет стал важной частью жизни современных подростков: значимым информационно-коммуникационным пространством, сферой творческой самореализации. Согласно данным опроса, проведенного в 2012 г. среди российских подростков 10-17 лет, 93,1% респондентов практически ежедневно пользуются ресурсами Всемирной компьютерной сети (Цымбаленко, 2017, с. 8). Появились даже термины, характеризующие пристрастие современных подростков к мультимедиа: «поколение Z», «цифровое поколение», «сетевое поколение», «цифровые аборигены» (Палфри, Гассер, 2001; Ргешку М., 2001).
Исследование предпочтений юных пользователей интернета показало, что в 2017 г. основным занятием 56% опрошенных подростков был поиск разнообразной информации, 43% респондентов общались в Сети со сверстниками, 20% -размещали в интернете свой контент (Цымбаленко, 2017, с. 23).
Увлечение новыми информационными технологиями обусловило появление любительской детско-юношеской сетевой периодики. В новом тысячелетии наряду с традиционной печатной ученической прессой возникло большое количество школьных онлайн-газет и журналов. Указанная тенденция закономерна, так как сетевые технологии обеспечивают более широкие возможности для реализации творческих
10 Итоги конкурса «Книга своими руками». URL: http:// mdou53-kem.ucoz.ru/news/itogi_konkursa_kniga_svoimi_ rukami/2017-05-02-14 (дата обращения: 15.05.2020).
11 Положение о конкурсе самодельных книг «Лучшая книж-
ка-самоделка». URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/261463-polozhenie-o-konkurse-samodelnyh-knig-luchsha (дата обращения: 15.05.2020).
способностей подростков и позволяют оперативно создавать красочные, информационно насыщенные издания.
Тематико-жанровый состав сетевой и бумажной ученической периодики практически идентичен. Часть сетевых школьных изданий традиционно носит информационно-новостной характер. Некоторые электронные школьные газеты и журналы - это монотематические издания. На официальном сайте новосибирской гимназии № 132, например, выложены сетевые газеты «Я помню! Я горжусь!», «Заметки о древней Сибири», «Замечательные книжки» и др. (http://www.g_13.edu54.ru/p31aa1.html). Учащиеся гимназии № 10 Новосибирска выпускают электронный литературный журнал (http://www.gym10nsk.ru/index.php/deyatelnost-gimnazii/vneuchebnaya-deyatelnost/zhurnal.html), в котором публикуются художественная проза, стихотворения, эссе, литературно-критические и публицистические материалы и др. Но подавляющее большинство онлайн-периодики, создаваемой учащимися, имеет универсальный характер. Так в электронной газете «Школ@га» (http:// gazeta-school52.narod.ru/index1.html) школы № 52 Новокузнецка наряду с информацией о событиях в образовательном заведении присутствуют разделы «Пошевели мозгами», «Хочу все знать», «Смешинка», «Родничок» (детское творчество).
Возникли интернет-издания различных объединений дополнительного образования, а также межшкольные онлайн-газеты и журналы, способствующие расширению коммуникационного пространства учащихся. Примеры подобной прессы - межшкольная интерактивная газета «МИГ» Дзержинского района Новосибирска (https://ru.calameo.com/books/ 00481562316a7c45a0fba), электронная газета школ Бийска «Школдень» (http://schoolday1. ucoz.ru/), онлайн-журнал «Штурман» (http:// shturmedia.ru/tomsk) Центра дополнительного образования «Планирование карьеры» Томска и др. Особенность такой самодеятельной сетевой прессы - многофункциональность, ориентация на широкий диапазон читательских
интересов. Редакция интернет-журнала «Штурман», например, позиционирует свой сайт как информационное, профориентационное, развлекательное издание. Характер журнала подтверждает перечень его рубрик: «Алфавит» (забавные тематические подборки слов), «Томск» (краеведческие материалы), «Переговорная» (интервью с интересными людьми). «Планирование карьеры» (информация о формах образования, профессиях и успешных специалистах), «Взрослеть не вредно» (полезные советы на различные случаи жизни), «Модно» (статьи о модных тенденциях), «Развлечения» (сведения о том, как интересно и полезно провести свой досуг)12. Содержание журнала не только отвечает интересам юных читателей, но и представлено в доступной и понятной им форме, так как весь процесс создания выполняют их сверстники -томские учащиеся в возрасте от 14 до 18 лет.
Новая разновидность детско-юношеского самиздата - размещенные на различных цифровых платформах («Вконтакте», «Живой Журнал», YouTube) сетевые журналы, паблики, блоги представителей молодежных субкультурных сообществ. По сравнению с бумажными изданиями эти ресурсы обладают большими преимуществами, так как являются не просто средством информации, но и «виртуальными площадками» для обмена мнениями по злободневным темам (Кузьмина, 2011). По мнению американских исследователей, потребность в принадлежности к определенной группе и потребность в самопрезентации являются для подростков основными мотивами активного использования социальных сетей (Hofmann, Nadkarni, 2012, р. 245). Краткий список популярных у подростков блоговых сообществ подтверждает этот вывод: «Хиппи в Новосибирске» (https://vk.com/ hippie_nsk), «Анимешники Сибири» (https:// vk.com/anisiberia), «Анимешники Новосибирска» (https://vk.com/anime__nsk), «Анимешники
Кемерово» (https://vk.com/siberia_anime), «Siber Gamer» (https://vk.com/siberiangamer), «Фурри Барнаула, Алтайского края и всей Сибири» (https://vk.com/sib_furry), «Сибирская Закаленная Эмо Сталь» (https://vk.com/thespiritofsiberia), «90's emo» (https://vk.com/emo90s).
На просторах интернета появились и специальные сайты, позволяющие подросткам знакомить сверстников со своим литературным творчеством: «Клуб юных писателей и читателей» (https://lubbooks.forum2x2.ru/), «Книги Юных писателей (https://vk.com/club67208020), «Литературное творчество детей» (https://vk.com/deti_ kniga), «Сообщество юных авторов» (https:// vk.com/club192154197). Популярной онлайн-
площадкой, на которой начинающие литераторы размещают свои произведения, является «Фик-бук», или «Книга фанфиков»13 (https://ficbook. net/). Количество зарегистрированных пользователей указанного сайта, состоящих из авторов (фикрайтеров) и читателей (фикридеров), превышает 450 тыс. человек14. Создатели произведений скрыты под псевдонимами - так называемыми никами. Однако вымышленные имена некоторых авторов (Неформальная школьница, Глупый подросток, Типичный подросток, Усталый подросток, Юный автор) позволяют говорить о том, что на сайте публикуются и юные представители фэндомов15.
Новое явление XXI в. - самопубликация начинающих авторов на электронных площадках Self-publishing. Подобная форма самоиздания в первую очередь популярна у взрослых непрофессиональных литераторов. Однако и юные сочинители в последние годы стали издавать онлайн-книги с помощью цифровых платформ. Среди авторов издательского сервиса Ridero, например, есть младшие школьники и под-ростки16. Одна из этих самоиздателей - десятилетняя томичка Анастасия Малыхина, опубликовавшая книгу «Замурчательные истории».
Заключение
Подводя итоги, можно констатировать, что в новом тысячелетии детско-юношеский самиздат выходит на новый уровень развития. Произошел количественный рост выпускаемых детьми и подростками изданий, разнообразнее стали их типо-видовые и содержательные характеристики.
Развитие информационных технологий вызвало появление новейших форм детского и подросткового селф-паблишинга: сетевой ученической прессы и подростковой субкультурной онлайн-периодики; авторских блогов и интернет-пабликов близкой юному поколению тематики; онлайн-книг, опубликованных юными авторами с помощью цифровых издательских платформ.
Многообразны функции современного детско-юношеского самиздата. Он является способом реализации творческого потенциала детей и подростков, инструментом формирования их групповой сплоченности, действенным информационно-коммуникативным и культурно-образовательным средством.
12 Штурман. Томск. URL: https://jf.spbu.ru/con-test/7817/7828-12659.html (дата обращения: 15.05.2020).
13 Фанфик - любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных произведений: книг, кинофильмов, аниме, комиксов.
14 Фикбук в цифрах. URL: https://ficbook.net/readf-ic/1172038 (дата обращения: 15.05.2020).
15 Фэндом - сообщество фанатов чего-либо.
16 Книги юных авторов. URL: https://ridero.ru/listing/ young-authors/ (дата обращения: 15.05.2020).
С
CL >
I-_Q
£
СЕ С
X
*
X
Список источников / References
Балашова Ю. Б. Школьная журналистика Серебряного века. Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 114 с. [Balashova YuB (2007) School journalism of the Silver age. Saint Petersburg: St.-Peterb. Univ. Publ. (In Russ.)].
Гонне Ж. Школьные и лицейские газеты : пер. с фр. Москва : ЮНПРЕСС, 2000. 200 с. [Gonnet Zh (2000) School and lyceum newspapers. Moscow: UNPRESS. (In Russ.)].
Гриш а ев В. «Январичи». Документальный очерк // Алтай. 1991. № 15. С. 51-67 [Grishaev V (1991) "Janvarichi". Documentary essay. Altai 15: 51-67. (In Russ.)].
Грудинская В. В. Современные СМИ для детей и юношества. Тенденции развития и типологические черты // Вестник РГГУ Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2010. № 8. С. 163-174 [Grudinskaya VV (2010) Modern media for children and youth. Development trends and typological features. Vestnik RGGU. Seriya: Literaturovedenie. Yazykoznanie. Kul'turologiya 8: 163-174. (In Russ.)].
Дидковская Н. А., Солоницына Д. И. Самодеятельные детско-юношеские СМИ в современной России // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 2. С. 285-287 [Didkovskaya NA and Solonitsyna DI (2016) Amateur children's and youth media in modern Russia. Yaroslavl Pedagogical Bulletin 2: 285-287. (In Russ.)].
Доржиева Л. Б. Детская пресса как фактор формирования гражданственности школьников. Улан-Удэ : Изд-во Бурят. ун-та, 2007. 124 с. [Dorzhieva LB (2007) Children's press as a factor in the formation of citizenship of schoolchildren. Ulan-Ude: Buryat Univ. Publ. (In Russ.)].
Ежова С. И. Самоактуализация подростков средствами периодической школьной прессы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2005. 19 с. [Ezhova SI (2005) Self-actualization of teenagers by means of periodic school press: diss. abstr. Yaroslavl'. (In Russ.)].
Есипова В. А., Карташова Т. П. Школьный самодеятельный журнал «Лес» // Журналистский ежегодник. 2017. № 6. C. 25-31 [Esipova VA and Kartashova TP (2017) School amateur magazine «Les». Zhurnalistskii ezhegodnik 6: 25-31. (In Russ.)].
Есипова В. А., Швецов В. В. Томские самодеятельные журналы в процессах культурной идентификации учащейся молодежи // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2016. № 5. С. 147-160 [Esipova VA and Shvetsov VV ш (2016) Tomsk amateur magazines in the processes
^ of cultural identification of students. Vestnik Tomskogo
gosudarstvennogo universiteta. Filologiya 5: 147-160. О (InRuss.)].
v
O Жилавская И. В. Медиаобразование молодежи. О Москва : МГПУ, 2018. 214 с. [Zhilavskaya IV (2018)
Media education of youth. Moscow: MSPU. (In Russ.)].
Жукова Д. А. Современная детская журналистика как 50 фактор формирования индивидуального и группового
сознания детей: проблемы и перспективы // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2011. № 4. С. 57-62 [Zhukova DA (2011) Modern children's journalism as a factor of forming individual and group consciousness of children: problems and prospects. Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii 4: 57-62. (In Russ.)].
Звягина М. Ю., Максимова Н. В. Содержательно-тематический характер детских сетевых журналов и их типы // Гуманитарные исследования. 2015. № 4. С. 86-92 [Zvyagina My and Maksimova NV (2015) Content-thematic character of children's network magazines and their types. Gumanitarnye issledovaniya 4: 86-92. (In Russ.)].
Капустина Г. Л. Современная детская газета как тип издания : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2014. 22 с. [Kapustina GL (2014) Modern children's newspaper as a type of publication: diss. abstr. Voronezh. (In Russ.)].
Каткова И. Г. Самодеятельные журналы как средство развития литературно-творческих способностей подростков : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2001. 22 с. [Katkova IG (2001) Amateur magazines as a means of developing literary and creative abilities of teenagers: diss. abstr. Orenburg. (In Russ.)].
Косолапова Д. И. Ювенильная журналистика в России: исторические и функциональные особенности : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2015. 23 с. [Kosolapova DI (2015) Juvenile journalism in Russia: historical and functional features: diss. abstr. Ekaterinburg. (In Russ.)].
Кузьмина Е. В. Сообщества в Живом Журнале - новые коммуникативные возможности для субкультурных групп и общественных инициатив // Журнал социальной политики. 2011. Т. 9, № 3. С. 365-390 [Kuzmina EV (2011) Communities in Live Journal -new communication opportunities for subcultural groups and public initiatives. Zhurnal sotsial'noi politiki 9(3): 365-390. (In Russ.)].
Кулакова Н. Л. Типологический анализ детских и подростковых периодических изданий // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2015. № 5. С. 80-87 [Kulakova NL (2015) Typological analysis of children's and adolescent periodicals. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Problemypoligrafii i izdatel'skogo dela 5: 80-87. (In Russ.)].
Лебедева C. B. Школьные издания как фактор развития медиаобразования в современной России : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2014. 19 с. [Lebedeva SV (2014) School publications as a factor in the development of media education in modern Russia: diss. abstr. Ekaterinburg. (In Russ.)].
Лебедева С. В. Школьная самодеятельная пресса: опыт типологического анализа // Известия Уральского государственного университета. Серия 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2011. № 2. С. 105-110 [Lebedeva SV (2011) School amateur press: experience of typological analysis. Izvestiya Ural'skogo
gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1, Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury 2: 105-110. (In Russ.)].
Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 2 / отв. ред. С. А. Пайчадзе. Новосибирск ГПНТБ СО РАН, 2001. 367 с. [Paichadze SA (ed.) (2001) Essays on the history of book culture in Siberia and the Far East. Vol. 2. Novosibirsk: SPSTL SB RAS. (In Russ.)].
Палфри Дж., Гассер У. Дети цифровой эры : пер. с англ. Москва : Эксмо, 2001. 364 с. [Palfrey J and Gasser W. (2001) Children of the digital era. Moscow: Eksmo. (In Russ.)].
Петрова С. А. Детский сетевой журнал в Рунете: становление, проблемы, методы организации : авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2013. 20 c. [Petrova SA (2013) Children's network magazine in Runet: formation, problems, methods of organization: diss. abstr. Moscow. (In Russ.)].
Разин П. В. Журналы в мире субкультурных сообществ // СМИ в меняющейся России. Москва, 2010. С. 209-224 [Razin PV (2010) Magazines in the world of subcultural communities. SMI v menyayushcheisya Rossii. Moscow, pp. 209-224. (In Russ.)].
Савенко Е. Н. Молодежный самиздат XXI века // Труды ГПНТБ СО РАН. 2014. № 7. С. 658-666 [Savenko EN (2014) Youth samizdat of the XXI century. Trudy GPNTB SO RAN 7: 658-666. (In Russ.)].
Савенко Е. Н. Свободное слово: очерки истории самиздата Сибири. Новосибирск, 2017. 478 с. [Savenko EN (2017) Free word: essays on the history of samizdat in Siberia. Novosibirsk. (In Russ.)].
Садкова Т. А Феномен школьных СМИ в современной культуре // Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. 2017. № 2/3. С. 257-261 [Sadkova TA (2017) Phenomenon of school media in modern culture. Chelovek v mire kul'tury. Regional'nye kul'turologicheskie issledovaniya 2/3: 257-261. (In Russ.)].
Скращук В. С. Детский самиздат // ВосточноСибирская правда. 2015. № 1. С. 7 [Skrashchuk VS (2015) Children's samizdat. Vostochno-Sibirskaya pravda 1: 7. (In Russ.)].
Федорова А. Б. Подростковая газета как тип издания // Современная детская пресса: векторы развития : материалы науч.-практ. семинара. Санкт-Петербург, 2005. С. 109-118 [Fedorova AB (2005) Teen newspaper as a type of publication. Sovremennaya detskaya pressa:
vektory razvitiya: materialy nauch.-prakt. seminara. Saint Petersburg, pp. 109-118. (In Russ.)].
Халиуллина М. С. Региональная детско-юношеская самодеятельная печать в условиях постсоветской трансформации: структурно-функциональные и жанрово-тематические характеристики (на примере периодики Оренбургской области) : авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2014. 18 с. [Khaliullina MS (2014) Regional children's and youth amateur printing in the conditions of post-Soviet transformation: structural-functional and genre-thematic characteristics (a case of Orenburg region periodicals): diss. abstr. Chelyabinsk. (In Russ.)].
Цымбаленко С. Медийный портрет подростка двухтысячных годов. Москва, 2017. 71 с. [Tsymbalenko S (2017) Media portrait of a teenager of two thousand years. Moscow. (In Russ.)].
Цыренова Г. Б. Школьная газета как средство развития творческих способностей учащихся // Детская журналистика: опыт, проблемы, перспективы: материалы науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 2011. С. 35-42 [Tsyrenova GB (2011) School newspaper as a means of developing students ' creative abilities. Detskaya zhurnalistika: opyt, problemy, perspektivy: materialy nauch.-prakt.konf Ulan-Ude, pp. 35-42. (In Russ.)].
Чибисова О. В. Взаимодействие молодежных субкультур как тип межкультурной коммуникации. Саар-брюкен : LAP LAMBERT, 2011. 186 с. [Chibisova OV (2011) Interaction of youth subcultures as a type of intercultural communication. Saarbrücken: LAP LAMBERT. (In Russ.)].
Юмашева Н. В. Изменение ценностно-смысловых доминант самодеятельной детско-юношеской журналистики России за период с 2000 по 2007 гг. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2009. № 2. С. 201210 [Yumasheva NV (2009) Change in the value-semantic dominants of amateur children's and youth journalism in Russia for the period from 2000 to 2007. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika 2: 201-210. (In Russ.)].
Hofmann SG and Nadkarni A (2012) Why do people use Facebook? Personality and Individual Differences 52: 243-249.
Prensky M (2001) Digital natives, digital immigrants. Part 1. On the Horizon 9(5): 1-6.
<
CL >
I— _Q
£
CE <
X
*
X