КНИГОВЕДЕНИЕ
УДК 002.2:004 ББК 76.17
DOI 10.20913/1815-3186-2019-2-59-64
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ САМОИЗДАНИЯ © Е. Н. Савенко, 2019
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия; e-mail: knigoved@spsl.nsc.ru
Цель статьи - рассмотреть особенности эволюции самиздата и его новые функции в бесцензурном обществе XXI в. Исследование современных тенденций самоиздания показало, что в постсоветском обществе произошла существенная трансформация этого уникального явления: изменились функциональные характеристики самиздата, он стал легальным субъектом информационной среды, средством творческого самовыражения. Инновационные изменения наблюдаются в процессе издания самоинициированных книг: популярным способом финансирования авторских издательских проектов стал краудфандинг. Стремительное развитие информационных технологий вызвало появление безбумажных форм тиражирования авторских текстов: сетевой периодики, авторских интернет-блогов, электронных самоопубликованных книг. Преимущества цифрового самоиздания (доступность, оперативность, простота) сделали этот способ публикации необычайно популярным у самодеятельных (непрофессиональных) авторов. Однако лавинообразный рост масштаба онлайн-самиздата неблагоприятно отражается на качестве книжной продукции, вызывает появление проблемы соблюдения авторских прав в интернете.
Ключевые слова: самиздат, самоинициированное издание, самопубликующиеся авторы, краудфандинг, онлайн-самиздат
Для цитирования: Савенко Е. Н. Современные тенденции самоиздания // Библиосфера. 2019. № 2. С. 59-64. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-2-59-64.
Modern tendencies in self-publishing E. N. Savenko
State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia; e-mail: knigoved@spsl.nsc.ru
THe article objective is to study features of samizdat evolution at the early XXI century, its new functions in an uncensored society. Current trends research in self-publishing has shown that this unique phenomenon has transformed significantly in the post-Soviet society; samizdat functional characteristics have changed under new conditions. THe functional characteristics of samizdat have changed under new conditions. It became a legal subject of the information environment, a means of creative expression. Innovative changes take place in the publishing process of self-initiated books. A popular way of financing copyright publishing projects is crowdfunding. THe rapid development of new information technologies has caused the emergence of paperless forms in the replication of copyright texts: online periodicals, copyright online blogs, electronic self-published books. THe advantages of digital self-publishing (availability, efficiency, simplicity) made this way of publishing extremely popular among amateur (non-professional) authors. However, the analysis shows that the avalanche-like increase of online samizdat negatively affects the quality of self-published book products. THe self-publishing development has caused the problem of copyright compliance in Internet.
Keywords: samizdat, self-initiated edition, self-publishing authors, crowdfunding, on-line-samizdat Citation: Savenko E. N. Modern tendencies of self-publishing. Bibliosphere. 2019. № 2. P. 59-64. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-2-59-64.
Введение
Самоиздание - авторская публикация текстов минуя официальные издательские структуры имеет очень давние традиции. На каждом историческом этапе происходила эволюция этого уникального явления, отражавшего как социально-политические взгляды
и творческие поиски создателей сочинении, так и доступные технологии тиражирования. Существенные изменения произошли в самоиздании и в новом тысячелетии.
В отличие от классического самиздата прошлых лет, ставшего объектом всестороннего тщательного исследования, современное самодеятельное книгоиздание пока еще мало изучено.
ш X X ш
ш m
О
х
>-
О -j
О
_J
99 m
Анализ этого явления представляется весьма актуальным, так как в новых условиях самиздат стал не только неотъемлемым, но и весомым компонентом информационной среды.
1. Современные исследования нового самиздата
Ознакомление с существующими на сегодняшний день публикациями позволяет выделить два основных направления исследования феномена, называемого новый самиздат. Авторы первого акцентируют внимание на сущностно-функциональных аспектах явления: анализируют особенности трансформации его содержательных характеристик и рассматривают социально-экономические факторы самостоятельной издательской деятельности в новых общественных условиях [3, 6, 8, 10, 11], исследуют мотивацию самопубликующихся авторов [2, 9, 14, 15]. Представители этого направления исследований едины во мнении, что из подпольного средства трансляции запрещенной информации самиздат превратился в легальный альтернативный коммуникационный канал, с помощью которого осуществляется творческая самореализация различных неформальных сообществ и отдельных личностей. Положительно оценивая демократизацию книгоиздания, позволившую большому количеству креативных людей беспрепятственно воплощать в жизнь свои замыслы, специалисты обращают внимание и на негативные моменты этого процесса. Доступность самостоятельной издательской деятельности вызвала появление большого количества сочинений, созданных исключительно для удовлетворения графоманских амбиций авторов. Грань между писателями-профессионалами и любителями в настоящее время размыта. Обилие самопубликующихся литераторов, стремящихся облечь плоды своего творчества в форму книги, нередко негативно сказывается на качестве художественных произведений. Падение престижа литературного труда и девальвация качества самиздатовских художественных произведений вызывают серьезную озабоченность специалистов.
Другое направление исследований сосредоточено на изучении инновационных процессов самоиздания. Техника и технология самостоятельного выпуска книжной продукции значительно модифицировались; ушли в прошлое простейшие способы тиражирования текста: машинопись, ксерокопирование и т. п. При создании книг авторы активно используют компьютерную технику: одни осуществляют на ПК механический набор текста, который затем распечатывается на принтере, другие с помощью различных программных продуктов создают качественные
оригинал-макеты издания и тиражируют их типографским способом. Следует отметить, что порой современные самоиздатели выпускают более качественную литературу, чем малые издательства или издающие организации. Один из примеров такого уникального явления - 7-томное собрание философско-публицистического наследия новосибирского математика А. И. Фета, изданное в 2015 г. тиражом 50 экз. Редактором-составителем собрания сочинений стала вдова талантливого ученого, правообладатель его творческого наследия - Л. П. Петрова. Ею была выполнена вся пред-печатная подготовка собрания: набор, верстка, оформление обложек и т. д., на ее средства издание было отпечатано в одной из красноярских типографий. К сожалению, ограниченные финансовые возможности издателя-составителя обусловили весьма незначительный тираж книжного собрания.
2. Финансовые аспекты нового самиздата
Высокая стоимость издательского процесса нередко побуждает самоиздателей искать дополнительные источники финансирования. В последние годы актуальность в книжном деле приобрел краудфандинг - инновационный инструмент финансирования книгоиздания, высоко оцениваемый специалистами [4, 7, 12, 16]. Необычайно популярно стало народное инвестирование и у самопубликующихся авторов. Объясняется это тем, что государственная поддержка книгоиздания минимальна и издательства ориентированы прежде всего на выпуск литературы, обеспечивающей прибыль. Начинающие авторы вынуждены пробиваться к читателям самостоятельно. Зачастую они ищут потенциальных инвесторов, размещая обращения с просьбой о содействии в реализации своих творческих планов на личных страницах в социальных сетях, на сайтах интернет-сообществ. Кроме того, в последние годы появились специальные краудфандинговые площадки (платформы), на которых аккумулируются издательские, творческие, социальные, технологические проекты, нуждающиеся в денежной поддержке: Boomstarter, Planeta.ru, Kroogi.com., THankYou. ru, Together, Naparapet, StartTrack, CrowdPress, Sbornik.ru, «Русини», «Cтapтмeн», «Cтapтиум». Возникают и локальные, региональные краудфандинговые площадки. В Новосибирске, например, в 2011 г. была запущена краудфандинговая платформа «С миру по нитке». В Красноярске в 2016 г. появилась платформа «Руфандер». В Приморье действует краудфандинговая площадка MainTrust.
Краудфандинг важен для авторского книгоиздания не только как инновационный инструмент инвестирования, но и как средство формирования потенциальной читательской
аудитории. Нельзя не согласиться с мнением, что таким образом фактически возрождается «забытая советская форма подписки на только планируемое издание» [4, с. 184].
Примеров успешной реализации издательских проектов на народные средства немало. Методом краудфандинга в 2014 г. была издана книга алтайского журналиста, поэта, писателя Владимира Токмакова «Сбор трюфелей накануне конца света». Автор создал в интернете сайт, на котором активно рекламировал свой роман, призывая потенциальных читателей внести посильный денежный вклад в издание. Потенциальным инвесторам было обещано поощрение в виде книги с автографом или сувенира, а тем, кто внесет наибольшую сумму, обещали персональную экскурсию по упомянутым в романе местам Барнаула1. Во Владивостоке летом 2018 г. за счет народных средств вышла в свет книга местного краеведа Нэлли Мизь об истории Покровского мемориального парка. Издание проинвестиро-вали 138 человек, имена которых с благодарностью от автора были указаны в книге2.
Но сам по себе краудфандинг не гарантирует успеха издательского проекта. Обращаясь к этому инструменту финансирования издательских планов, автор должен иметь четкое представление о потенциальной читательской аудитории и грамотно проводить рекламную каомпанию своего произведения, ориентируясь на эту целевую группу. Необходимо выделить ключевые моменты произведения, способные заинтересовать возможного читателя и увлечь его настолько, чтобы он был готов инвестировать в издание свои средства. Далеко не все самоиздатели обладают подобными навыками. Поэтому нередко краудфандинговые проекты самопубликующихся авторов завершаются неудачей. Фиаско потерпели, например, издательские планы томского автора Евгения Корпачева. Выпустив в 2009 г. книгу «Моторокеры» о мотоциклистах Советского Союза, он решил за счет привлечения частных инвестиций издать серию книг о байкерах. Однако этот проект никто не поддержал3. Проект основательницы небольшого томского частного издательства «Жужелица» Марии Сосновской собрал лишь 7% от суммы, необходимой для издания интерактивной «Книги девочки, живущей на краю леса»4.
1 Сбор трюфелей накануне конца света. URL: https://vk.com/ sbortrufeley (дата обращения: 09.11.2018).
2 138 жителей Владивостока помогли осуществить мечту Нелли Мизь // ДВ Капитал. URL: http://dvkapital.ru/regionnow/primorskij-kraj_21.07.2018_12702_138-zhitelej-vladivostoka-pomogli-osuschestvit-mechtu-nelli-miz.html (дата обращения: 19.11.2018).
3 Издание серии книг о байкерах. URL: https://planeta.ru/ campaigns/biker (дата обращения: 18.10.2018).
4 Книга девочки, живущей на краю леса. URL: https://planeta.
ru/campaigns/krajlesa (дата обращения: 19.10.2018).
3. Развитие онлайн-самиздата
Бурное развитие информационных технологий вызвало появление онлайн-самиздата. Одна из форм электронного самоиздания - авторские блоги - своеобразные информационные площадки, на которых размещены оригинальные материалы различной тематики. Как справедливо отмечают исследователи, пока еще блоголитература не является конкурентом литературе печатной. Однако благодаря мобильности, оперативности, простоте контакта с читателями популярность этой формы стремительно растет, что отражает общемировые литературные и издательские тенденции [13, с. 375]. В настоящее время в социальных сетях активно работают 12 млн блогеров5. Собственные блоги имеют многие литераторы, в том числе сибирские и дальневосточные авторы. Персональные блоги являются для них важным инструментом творчества: позволяют заявить о себе, завоевать популярность у читателей и заинтересовать профессиональных издателей. Например, некоторые из произведений Алексея Березина, публикуемые им в персональном блоге (https://alex-aka-jj.livejournal.com), вышли за пределы Сети и стали частью полноценных книг. А его рассказ «Совещание» лег в основу четырех короткометражных фильмов, снятых в России, Великобритании и на Украине. Британскую версию (ЛеЕхреГ:) перевели на 50 языков, и к 2018 г. она собрала 20 млн просмотров на YouTube6.
Еще одна форма электронного самиздата -любительская сетевая периодика. Некоторое время она была представлена лишь веб-версиями печатных самодеятельных журналов. В новом тысячелетии большинство любительских журналов полностью перешло в интернет-пространство. Например, издававшийся в Барнауле с конца 1990-х гг. самодеятельный журнал «Подорожник», ориентированный на людей с ограниченными возможностями, в 2009 г. полностью перебрался в интернет (http://podorognik.gantor.ru). Томский музыкальный веб-журнал «Новый рок» (https://vk.com/novarock) продолжает традиции одноименного бумажного издания, печатавшегося в 2008-2010 гг. Кроме того, возникло большое количество любительских онлайн-журналов, никоим образом не связанных с бумажными изданиями. В Новосибирске в 2011 г. появился журнал нового формата Siburbia (http://siburbia.ru). В Красноярске с лета 2014 г. до осени 2015 г.
5 Статистика интернета 2018: сайты, блоги, домены, электронная коммерция — интересные цифры и факты со всего мира. URL: https://sdvv.ru/artides/elektronnaya-kommertsiya/statistika-intern-eta-2018-sayty-blogi-domeny-elektronnaya-kommertsiya-interesnye-tsi-fry-i-fakty-so-v/ (дата обращения: 19.10.2018).
6 Алексеева А. Десять блогов писателей и поэтов, о которых вы не знали // ИА REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/2500068. html (дата обращения: 19.10.2018).
Ш X X ш d ш CG О
X
>-
О
О -j
О
_J
99 m
выходил онлайн-журнал о культуре KOLKO (http://issuu.com/kolkomag).
Стремительное развитие любительской интернет-журналистики объясняется рядом причин. Во-первых, сетевое пространство предоставляет практически неограниченные возможности для самореализации и самопрезентации автора-любителя [15]. При соответствии текста определенным техническим параметрам любой непрофессиональный литератор может поместить в Сети свое произведение. Во-вторых, благодаря уже упоминавшимся преимуществам (мобильность, оперативность, возможность контакта с пользователями), а также мультимедийности, онлайн-периодика более привлекательна как для начинающих авторов, так и для читательской аудитории. Анализ тематики и целевого назначения современной сетевой непрофессиональной периодики показывает, что она носит субкультурный характер, ориентируется на специфические читательские интересы (литература, музыкальный андеграунд, арт-увлечения, мистика и эзотерика, спорт).
Помимо сетевой периодики, на просторах интернета возникло большое количество сайтов, позволяющих автору знакомить читателей со своим творчеством: «Самиздат», «Литрес», «Литпричал», «Проза.ру», «Поэмбук», «Рифма. ру», «Стихи.ру», «СамоЛит», «Сетевая словесность», «Хромой Пегас», ЕзсаНЬш и др. Наряду с общероссийскими появились и локальные региональные веб-ресурсы, ориентированные на непрофессиональных литераторов. В качестве примера можно привести литературно-художественные порталы для размещения произведений современных авторов Сибири и Дальнего Востока: «Белый мамонт» (http://www.belmamont. ги), «Жарки сибирские» (http://www.sib-zharki. ги/), «Город поэтов» (http://poetrynsk.ru), «Логос и мелос сибирских Афин» (http://tom-slov.ru), «Литературный клуб» (http://www.goneliterate.ru/), «Рифма.ру» (http://rifma.ru/rifma.php), «сВиршения» (http://www.1man.ru/poetry/) и др. Достоинство этих ресурсов в том, что они не только позволяют начинающим литераторам реализовать творческий потенциал, но и обеспечивают их оперативную связь с широким кругом читателей. Создается определенная среда общения, чем-то напоминающая литературное объединение, выполняющее функции своеобразной творческой мастерской. Например, с произведениями новосибирской поэтессы Елены Берсеневой, размещенными на сайте «Стихи.ру», ознакомилось более 18 тыс. читателей, оставивших 286 рецензий.
Возникли специальные российские издательские платформы, предоставляющие авторам возможность опубликовать свою книгу, минуя издательство: «ЛитРес», Ridero, Bookscriptor, Suгgebook и др. [1, 5]. На этих интернет-площадках можно само-
стоятельно бесплатно создать книгу (софт помогает сверстать текст по предложенному макету), обойтись без корректора-редактора и даже разместить получившееся онлайн-издание в книжных интернет-магазинах «Озон», «Амазон», «Литрес», «Букмейт».
Хотя технология self-pablishing появилась в России сравнительно недавно, онлайн-сервисы самопубликации набирают популярность у отечественных авторов. Анализируя состояние книжного рынка России в 2017 г., генеральный директор «ЭКСМО-АСТ» Олег Новиков обратил внимание на стремительный рост доли продукции самиздата на электронных площадках7. В полной мере оценить масштаб указанного явления сложно, так как показатели деятельности электронных издательских платформ разнятся. По одним источникам, с помощью издательского сервиса Ridero опубликовали книги 30 тыс. независимых российских авторов8, а по данным менеджеров компании - 65 тыс. [8, с. 112]. Так или иначе, количество самопубликующихся сочинителей впечатляет. Среди них немало непрофессиональных литераторов Сибири и Дальнего Востока. Например, воспитатель детского сада из Читинской области О. Ю. Мурзина (творческий псевдоним Оксана Сибирь) опубликовала на Ridero три поэтических сборника9, а профессор Тихоокеанского государственного университета Л. Е. Бляхер - три книги исторической прозы10. По мнению экспертов, рост селф-паблишинга в России - долгосрочная устойчивая тенденция. Предполагается, что в перспективе рынок самиздата в стране достигнет 6-10% рынка электронных книг11. Подобные перспективы вызывают озабоченность культурологов, считающих, что всплеск цифрового самоиздания ведет к обесцениванию понятия «книга» и снижению книжной культуры как таковой [8, с. 112]. Следует признать, что самопубликации, вышедшие в свет при помощи цифровых сервисов, нередко не соответствуют необходимому уровню оформления и не имеют никакой художественной ценности.
4. Онлайн-самиздат и авторское право
Быстрое развитие онлайн-самиздата вызвало также появление проблемы соблюдения
7 Книжный рынок - 2017: новые горизонты // Университетская книга. 23.10.2017. URL: http://www.unkniga.ru/bookrinok/knigmy-rinok/7621-knizhniy-rynok-2017-novye-gorizonty.html (дата обращения: 28.09.2018).
8 Сервисы книжного самиздата: от самодеятельности к эффективной бизнес-модели // Университетская книга. 01.12.2017. URL: http://www.unkniga.ru/bookrinok/knigniy-rinok/7771-servicy-knizhnogo-samizdata-non-fiction19.html (дата обращения: 08.10.2018).
9 Оксана Сибирь: читай онлайн. URL: https://ridero.ru>author/ sibir_oksana_i67hq/ (дата обращения: 26.10.2018).
10 Леонид Бляхер: читай онлайн. URL: https://ridero.ru/author/ blyakher_leonid_n2ymx/ (дата обращения: 26.10.2018).
11 Сервисы книжного самиздата: от самодеятельности к эффективной бизнес-модели // Университетская книга. 01.12.2017. URL: http://www. unkniga.ru/bookrinok/knigniy-rinok/8085-servisy-knizhnogo-samizdata-2. html (дата обращения: 28.09.2018).
авторского права в интернете. Юридические нормы, регламентирующие деятельность в сетевом пространстве, отсутствуют. Специалисты утверждают, что существующие законы в области авторского права работают только для материальных предметов и «не в состоянии охватить все нынешние объекты права в интернете» [17, с. 287]. Сложившаяся ситуация порождает сетевое пиратство: тексты копируются, модифицируются без согласия автора и выдаются за собственное сочинение. Так, известный сибирский блогер Алексей Березин в 2016 г. случайно обнаружил в новосибирском журнале «Крепость 24 часа» текст своего рассказа, который был опубликован под другим названием и без указания автора. Попытка писателя урегулировать с издателем журнала спор по факту незаконного использования литературного произведения в досудебном порядке не увенчалась успехом12. В январе 2018 г. А. Березин был вынужден обратиться в суд с заявлением о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав и о компенсации морального вреда. Благодаря грамотным действиям юриста и профессионализму судьи нарушение авторских прав блогера было доказано, он даже получил небольшую сумму возмещения морального ущерба13. Однако подобный
благоприятный итог - исключительный случай, а не устоявшаяся практика. Из-за отсутствия четких юридических норм, регулирующих авторское право в интернет-пространстве, судьи нередко не понимают, в чем состоит суть проблемы и чем обоснованы претензии авторов сетевой литературы.
Заключение
Можно констатировать, что радикальные изменения, произошедшие в России в конце ХХ - начале XXI в., отразились на структуре информационной среды. Запретный ранее самиздат вышел из подполья, значительно модифицировался и стал неотъемлемой частью современного информационного пространства. Произошла трансформация его функциональных характеристик и инновация технологий самостоятельной издательской деятельности. Интернет постепенно вытесняет традиционные способы тиражирования текста, предоставляя авторам неограниченные возможности для самопубликации. Вместе с тем стремительное развитие новых издательских технологий порождает ряд проблем, требующих квалифицированного разрешения. ■
Список источников
1. Баль В. Ю., Мелешкина Н. Д. Место и роль платформ самопубликаций в современной издательской индустрии (на примере российской платформы «Ridero») // Скориновские чтения 2017: книга в медийном пространстве. К 500-летию белорусского книгопечатания. Минск, 2017. С. 17-19.
2. Бугаев М. В. Графоманские издания в современной провинции: печать и интернет. Атрибут свободы или деформация книгоиздания? // Книжная культура на востоке России: от традиции к модернизации (60-е годы ХХ - начало XXI века). -Новосибирск, 2006. С. 73-77.
3. Веретехин А. В. Социально-экономические аспекты самостоятельной издательской деятельности в современных условиях // Современные информационные и коммуникативные технологии в глобальном мире: вызовы и возможности Симферополь, 2017. С. 137-140.
4. Волкова Н. В. Краудфандинг в российском книгоиздании // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2017. № 1. С. 181-187.
5. Зимина Л. В. Self-publishing: авторские и издательские интернет-платформы самопубликаций
12 Автор блога «Слон в колесе» подал в суд на новосибирский журнал сканвордов // Интернет-журнал Сибири Сиб. фм. URL: https://sib.fm/news/2018/01/16/avtor-bloga-slon-v-kolese-podal-v-sud-na-novosibirskij-zhurnal (дата обращения: 20.06.2018).
13 Личный архив автора. Письмо А. Березина от 14.02.2019.
// Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 3. С. 135-141.
6. Клименко М. С. Современный самиздат: теория и практика функционирования // Дневник науки. 2017. № 11. С. 8.
7. Ковальчук А. Е. Краудфандинг как эволюционный этап развития книжного дела // Человек. Общество. Инклюзия. 2016. № 3-2. С. 93-99.
8. Кривич Н. А., Чукуров А. Ю. Книжная культура: вызовы современности // Общество. Среда. Развитие. 2016. № 4. С. 110-114.
9. Мароши В. В. Авторы-самиздатели в современной России: опыт типологической характеристики // Библиосфера. 2012. № 3. С. 3-8.
10. Савенко Е. Н. Современный самиздат как альтернативное медиапространство // Труды ГПНТБ СО РАН. 2011. Вып. 2. С. 50-56.
11. Савенко Е. Н. Современный самиздат: определение понятия // Библиосфера. 2012. № 5. С. 98-100.
12. Сапожникова Е. С. Краудфандинг: новые возможности книгоиздания // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы : сб. материалов междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2015. С. 32-38.
13. Сарин Л. Блоголитература как новая литературная форма и издательская стратегия // Преподаватель XXI век. 2017. № 2. С. 369-376.
14. Сафронова Е. Самиздат в реалиях нового времени // RELGA : научно-культурологический журнал. 2011. № 15. URL: http://www.
ш X X ш d ш CG О
X
63
relga. ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/ wa/Main?textid=3004&level1=main&level2= article (05.01.2018).
15. Почкай Е. П. Любительская журналистика как способ самореализации // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 1-3. С. 135-141.
16. Теплякова А. О. Применение краудфандинга в издательском деле // Текст. Книга. Книгоиздание. 2017. № 1. С. 108-115.
17. Чевтаева Л. Н. Интернет-пиратство: вчера и сегодня // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2013. № 4. С. 284-289.
References
1. Bal' V., Meleshkina D. The place and role of self-publishing platforms in the modern publishing industry (a case of the Russian platform "Ridero"). Skorinovskie chteniya 2017: kniga v mediinom prostran-stve. K 500-letiyu belorusskogo knigopechataniya. Minsk, 2017, 17-19. (In Russ.).
2. Bugaev M. V. Grapher's editions in a modern province: the press and the Internet. An attribute of freedom or deformation of book publishing? Knizhnaya kul'tura na vostoke Rossii: ot traditsii k modernizatsii (60-e gody XX - nachalo XXI veka). Novosibirsk, 2006, 73-77. (In Russ.).
3. Veretyokhin A. V. Social and economic aspects of the self-publishing under modern conditions. Sovremennye informatsionnye i kommunikativnye tekhnologii v global'nom mire: vyzovy i vozmozhnosti. Simferopol, 2017, 137-140. (In Russ.).
4. Volkova N. V. Crowdfunding in the Russian book publishing. Vestnik Tverskogo gosudarstvenno-go universiteta. Seriya: Filologiya, 2017, 1, 181-187. (In Russ.).
5. Zimina L. V. Self-publishing: copyright and publishing Internet platforms for self-publishing. Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya, 2017, 3, 135-141. (In Russ.).
6. Klimenko M. S. Modern publishing: theory and practice of functioning. Dnevnik nauki, 2017, 11, 8. (In Russ.).
7. Kovalchuk A. E. Crowdfunding as an evolutionary stage in the book publishing development. Chelovek. Obshchestvo. Inklyuziya, 2016, 3-2, 93-99. (In Russ.).
8. Krivich N. A., Chukurov A. Yu. Book culture: modern challenges. Obshchestvo. Sreda. Razvitie, 2016, 4, 110-114. (In Russ.).
9. Maroshi V. V. Authors-self-publishers in modern Russia: an experience of typological characteristics. Bibliosfera, 2012, 3, 3-8. (in Russ.).
10. Savenko E. N. Modern samizdat as an alternative media space. Trudy GPNTB SO RAN, 2011, 2, 50-56. (In Russ.).
11. Savenko E. N. Modern samizdat: definition. Bibliosfera, 2012, 5, 98-100. (In Russ.).
12. Sapozhnikova E. S. Crowdfunding: new possibilities of book publishing. Knizhnoye delo: dostizheni-ya, problemy, perspektivy: sb. materialov mezhdunar. nauch. konf. Ekaterinburg, 2015, 32-38. (In Russ.).
13. Sarin L. Blog literature as a new literary form and publishing strategy. Prepodavatel' XXI vek, 2017, 2, 369-376. (In Russ.).
14. Safronova E. Samizdat in the realities of modern times // RELGA : nauchno-kul'turologicheskiy zhurnal, 2011, 15. URL: http://www.rel-ga.ru/Environ/WebObjects/tgu-ww.woa/wa/ Main?textid=3004&level1=main&level2=articles (accessed 05.02.2018). (In Russ.).
15. Pochkay Е. P. Amateur journalism as a way of self-realization. Mezhdunarodnyi nauchno-issledo-vatelskii zhurnal, 2017, 1-3, 135-141. (In Russ.).
16. Teplyakova O. Application of crowdfunding in publishing. Tekst. Kniga. Knigoizdanie, 2017, 108115. (In Russ.).
17. Chevtaeva L. N. Internet piracy: yesterday and today. Vestnik Saratovskogo gosudarstven-nogo tekhnicheskogo universiteta, 2013, 4, 284-289. (In Russ.).
Материал поступил в редакцию 23.01.2019
Сведения об авторе: Савенко Елена Нальевна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории книговедения ГПНТБ СО РАН
>
и о
-J
о
_J
99 m