- смешение интонационных модальностей эмоций, схожих по просодическим характеристикам.
2. Статистически установлено, что дошкольникам с функциональными нарушениями зрения свойственно значительное отставание в развитии эмотив-ной интонации по сравнению с нормально видящими сверстниками, что отразилось в распределении детей по группам, учитывающим уровневые показатели развития эмотивной интонации.
3. Отставание в развитии эмотивной интонации у дошкольников со зрительной патологией затрагивает весь комплекс составляющих ее элементов, определенных в рамках нашего исследования: просодическая база эмотивной интонации, эмоциональный но-минант, умения адекватно воспринимать и воспроизводить базовые эмоции посредством интонации.
4. Результаты экспериментального исследования послужат основой для разработки комплексной кор-рекционной модели психолого-педагогического воздействия, направленного на формирование эмотив-ной интонации у детей со зрительной патологией.
Литература
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. - М., 2006.
2. Брызгунова, Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи / Е.А. Брызгунова. - М., 1984.
3. Былкина, Н.Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе / Н.Д. Былкина, Д.В. Люсин // Вопросы психологии. - 1992. - № 5. - С. 38 - 48.
4. Григорьева, Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения / Г.В. Григорьева // Дефектология. -
1998. - № 5. - С. 76 - 87.
5. Денискина, В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения / В.З. Денискина. -Верхняя Пышма, 1997.
6. Носенко, Э.Л. Эмоциональное состояние и речь / Э.Л. Носенко. - К., 1981.
7. Нушикян, Э.А. Типология интонации эмоциональной речи / Э.А. Нушикян. - К., 1986.
8. Морозов, В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-психологические исследования / В. П. Морозов. - М., 2011.
9. Пиотровская, Л.А. Эмотивная функция интонации и проблемы моделирования речевой деятельности / Л. А. Пиотровская // Русская речь в современном вузе: Сборник материалов IV Международной научно-практической интернет-конференции. - Орел, 2008. - С. 32 - 38.
10. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. - М.,
1999.
11. Светозарова, Н.Д. Интонация в художественном тексте / Н.Д. Светозарова. - СПб., 2000.
12. Шлай, Е.В. Формирование лексикона у дошкольников с нарушением зрения / Е.В. Шлай, И.Н. Кошелева. -Архангельск, 2008.
УДК 316.614.6
Е.В. Яковлева
ДЕТСКИЙ ШКОЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ КАК УГРОЗА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательской работы РГНФ «Прогнозирование угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности», проект № 110601065а
В статье представлены результаты экспериментального исследования детского коллектива как угрозы социального развития младших школьников, позволяющие определить перечень наиболее опасных факторов в данной микросреде жизнедеятельности детей.
Социальное развитие младших школьников, угрозы социального развития, микросреда, детский коллектив.
The article presents the results of experimental research of a group of children as the threat of social development of primary schoolchildren, allowing to define the list of the most dangerous factors in the micro environment of the life of children.
Social development of junior schoolchildren, threats of social development, microhabitat, group of children.
Социальное развитие личности в различные возрастные периоды происходит во взаимодействии и под влиянием социальной среды и определяется как процесс и результат социализации. В младшем школьном возрасте в процессе взаимодействия с другими людьми ребенок получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.
Одним из базовых условий обеспечения социального развития личности ребенка младшего школьного возраста выступает социальная безопасность. Социальная безопасность ребенка младшего школьного возраста - такое его состояние, при котором его биопсихические возможности способствуют установлению равновесия с социальной средой путем интеграции и конструктивной активизации в ней, следуя нравственным социальным нормам. Социальная
безопасность - это состояние уравновешенности, гармонии личности и социальной среды. Безопасная социализация происходит в том случае, если у ребенка при взаимодействии с ближайшим социальным окружением возникает система межличностных отношений, которые вызывают у него чувство принадлежности - референтной значимости среды; убеждают младшего школьника, что он пребывает вне опасности (отсутствие угроз); укрепляют психическое здоровье. Содержание безопасной социализации
- это условия, обеспечивающие безопасное становление, комфортное и безопасное существование ребенка.
Угрозы социального развития ребенка концентрируются в микросреде. Угроза - это опасность, которая носит вероятностный характер. Микросреда
- объективная социальная реальность, представляющая собой совокупность материальных, идеологических и социально-психологических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью в процессе ее жизни и практической деятельности.
Для младших школьников важной, с точки зрения социального развития, является микросреда детского (школьного) коллектива, так как коллектив играет большую роль в развитии их личности. Угрозу социальному развитию ребенка в микросреде детского (школьного) коллектива мы рассматриваем как объективно существующую в ней ситуацию, предполагающую прямое либо косвенное насилие или жестокое обращение в отношении ребенка, прежде всего, со стороны сверстников (одноклассников), что представляет опасность для его социального формирования и дальнейшей социализации.
Показателем психологически безопасной среды детского школьного коллектива является переживание эмоционального благополучия и компетентности всеми субъектами общения, которое выступает в качестве необходимого условия эффективного лично-стно развития ученика.
Школьный (учебный) коллектив для младшего школьника является первой социальной группой, в которой дети объединяются общей деятельностью, направленной на достижение общей цели. Исследования психологов (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский и др.) свидетельствуют, что в младшем школьном возрасте особую значимость для ребенка приобретает его положение среди сверстников. Социальная активность, направленная на завоевание признания и уважения других и на самоутверждение, задает смысл всей его деятельности - у детей расширяется круг интересов и социальных контактов, общение со взрослыми и со сверстниками становится произвольным, опосредованным определенными правилами и носит внеситуативный характер, возникает обобщение собственных переживаний.
Обучение в школе предполагает не только особые отношения младшего школьника с учителем, но и специфические отношения с одноклассниками. Учебная деятельность по сути своей - деятельность коллективная, в ходе которой дети учатся деловому общению друг с другом, приобретают навыки успешного взаимодействия, выполняя совместные
учебные действия. Социальная активность младшего школьника в школе проявляется в поведении, направленном на поддержание и на выполнение правил, обязательных для обучающегося, в стремлении помочь выполнять эти правила своему сверстнику.
Отношения младших школьников в коллективе сверстников складываются в двух направлениях. Деловые отношения появляются благодаря общей, общественно-значимой деятельности - учебе. Эти отношения строятся во многом благодаря деятельности со стороны учителя. Они проявляются в общественном мнении, ценностных ориентациях, нравственных принципах, психологическом климате. Дети занимают в коллективе определенное место в зависимости от своих природных данных, уровня развития и социального опыта.
Система личных отношений возникает на базе симпатий и привязанностей, не имеет официально организованного оформления, ее структура складывается стихийно. На их формирование оказывают влияние многие факторы: содержание выполняемой деятельности, условия, в которых она осуществляется, способы организации общения и взаимодействия детей, их индивидуальные особенности и многое другое.
Ученический коллектив оказывает серьезное влияние на сознание и поведение обучающихся, от каждого требует подчинения общественному мнению. Чем более сплочен детский коллектив, тем сильнее его воздействие на отдельных младших школьников.
Способность ребенка реализовывать себя в этих отношениях не только определяет его место в учебном коллективе, но и создает условия для безопасного социального развития личности. Неудовлетворенность своим положением в группе в большинстве случаев тяжело переживается детьми, отражается на их эмоциональной и познавательной сферах.
С целью выявления угроз социального развития детей младшего школьного возраста в микросреде детского (школьного) коллектива было проведено экспериментальное исследование. Базой исследования явились МБОУ СОШ № 1, 12, 26, МБОУ НОШ № 41, 43 г. Череповца. Совокупная выборка составила 87 человек, (2 - 3 класс, 8 - 9 лет). С целью унификации условий эксперимента для исследования были выбраны дети из полных семей, находящиеся в детском коллективе с начала его образования и не переживающие воздействие нетипичных микросре-довых факторов. Методика исследования включала вопросы закрытого и открытого типа. Исследование обучающихся осуществлялось с помощью индивидуальной беседы. Беседу под нашим руководством проводили студенты 4 - 5 курсов очного отделения специальности «Педагогика и методика начального образования» ЧГУ во время педагогической практики в школе.
Вопросы позволяли выявить субъективную оценку выраженности угрозы социального развития в детском (школьном) коллективе в сфере отношений со сверстниками.
В начале исследования мы попытались выяснить, как часто младшие школьники ощущают возникновение опасных ситуаций во взаимодействии со сверстниками в классе. Частота возникновения опасных ситуаций во взаимодействии с одноклассниками отражена в табл. 1.
Таблица 1
Частота возникновения опасных ситуаций во взаимодействии со сверстниками, %
Варианты ответа Младшие школьники
Часто 15
Редко 45
Нет 27
Не знаю 13
Итого 100
Из таблицы видно, что ситуация в целом благоприятная, почти треть обучающихся ответили, что у них не возникает проблем со сверстниками в классном коллективе, 15 % младших школьников указывают, что такие ситуации возникают часто. Почти половина испытуемых отметили, что подобные ситуации возникают, но редко.
Далее мы проанализировали, какие же ситуации воспринимаются младшими школьниками как опасные при взаимодействии со сверстниками в школьном коллективе. Результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Выраженность субъективного восприятия младшими школьниками опасных ситуаций в сфере отношений со сверстниками в детском (школьном) коллективе, %
Варианты ответа Младшие школьники*
1. Драки, физическая агрессия 45
2. Не принимают в коллективное дело, коллективную игру 20
3. Насмешки 17
4. Не прислушиваются к мнению 15
5. Несоответствие требованиям коллектива 25
6. Безразличие 10
7. Жалобы учителю 15
* указано количество свободных предпочтений в группе
Опасным источником социального развития младших школьников является прежде всего недоброжелательное отношение одноклассников. Больше всего дети боятся физического насилия (драки -45 %), не соответствия требованиям группы (25 %), насмешек (17 %), жалоб учителю (15 %). А так же боятся ситуаций, когда одноклассники не прислушиваются к их мнению (15 %), не принимают в коллективное дело или коллективную игру (15 %).
Очевидно, данные результаты связаны с тем, что дети в школе заняты общей и важной для них деятельностью - учебой, что в свою очередь. приводит к возникновению у них желания быть вместе, вместе
играть, трудиться, у них появляется интерес к мнению одноклассников, им хочется пользоваться их расположением, признанием с их стороны своих достоинств. И если этого не происходит, младшие школьники ощущают эмоциональное неблагополучие.
Вину за плохие отношения со сверстниками младшие школьники в основном перекладывают на других. Собственную вину в ссорах и размолвках с одноклассниками признают лишь 20 % младших школьников.
Для 60 % детей угрозу несет смена детского коллектива, влекущая за собой потерю дружеских отношений, статуса в межличностных отношениях, а около 30 % младших школьников не хотят менять класс ни при каких обстоятельствах. В ряде случаев этот страх вызван так же в первую очередь боязнью конфликтов со сверстниками, пониманием того, что в другом классе уже произошло «распределение сил» внутри его и потребуется немало усилий, чтобы завоевать уважение и доверие новых одноклассников. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных детей.
Значимы для младших школьников и собственные эмоциональные переживания - стеснение, волнение, неуверенность в себе, страх (65 %). Ведь большинство младших школьников мечтают о школьных достижениях, которые были бы замечены не только учителями и родителями, но и одноклассниками. При смене детского коллектива дети также боятся трудностей в учебе (44 %), поскольку от успешности ребенка в учебной деятельности во многом зависит и отношение к нему одноклассников. Так около 70 % младших школьников позитивно относятся именно к тем одноклассникам, у которых заметны успехи в учебной деятельности и, наоборот, негативно к тем, у кого таких успехов нет.
Вместе с тем исследование показывает, что количество одноклассников, вызывающих ощущение опасности, невелико. Подавляющее большинство респондентов ответили, что таких сверстников в их окружении нет (55 %), но все же с такими сверстниками сталкиваются 30 % детей (причем, наличие «нескольких опасных одноклассников» выделяют 14 % детей, «одного» - 16 %).
Далее мы попытались выяснить, какими же характеристиками обладает «опасный одноклассник» в субъективном восприятии младших школьников. Результаты исследования отражены в табл. 3.
Как видно из табл. 3, «опасный одноклассник» обладает достаточно большим числом отрицательных характеристик и форм поведения. У него на первом месте по значимости обнаружились такие общие непривлекательные черты, прямо проявляющиеся в сфере общения, как: негативные особенности поведения («дерется», «дразнится», «обижает»). Далее следуют указания на плохую учебу и поведение на уроках, низкий уровень развития санитарно-гигиенических навыков (неаккуратность, неопрятность) и особенности внешности, неприятные привычки, и действия типа «берет без спроса чужие вещи». Встречаются у младших школьников в характе-
ристике «опасного одноклассника» и мотивировки морального характера: «лентяй», «обманщик», «жадный».
Таблица 3
Характер действий одноклассника, вызывающего ощущение опасности, %
Варианты ответа Младшие школьники*
Обижает 38
Дерется 45
Дразнится (оскорбляет) 27
Обманывает 8
Проявляет жадность 12
Плохо учится 19
Не умеет дружить 12
Плохое ведет себя на 25
уроках
Имеет неприятные при- 20
вычки
Имеет неприятную внеш- 18
ность, неаккуратный вид
Ленится 5
Берет без спроса чужие 15
вещи
* указано количество свободных предпочтений в группе
Интересно отметить, что младшие школьники подчеркивают отрицательную роль проявления на-
званных действий и качеств не только в учебной деятельности, но и в коллективных делах и играх детей, которые являются главным содержанием их совместной деятельности вне уроков (не умеет дружить, обманывает и др.).
Таким образом, наибольшую угрозу социального развития младших школьников в детском школьном коллективе в их субъективном восприятии составляют страх физического насилия, боязнь не соответствовать требованиям коллектива, не быть принятым в группе сверстников, боязнь критики со стороны одноклассников, а также смена детского школьного коллектива.
Подводя итоги проведенного исследования, необходимо отметить, что в целом полученные результаты свидетельствуют о достаточно высоком уровне угроз социального развития детей в указанной микросреде. Неблагоприятные отношения в школьном коллективе способствуют возникновению у младшего школьника устойчивых отрицательных переживаний, потере чувства защищенности, повышению тревожности, исчезновению уверенности в себе и уменьшению способности и желания учиться. Опасность также заключается в том, что дефицит социального признания и общения в школьном коллективе дети нередко пытаются компенсировать поисками внешкольного круга сверстников, который может характеризоваться противоправным поведением и в свою очередь нести ряд угроз социального развития младших школьников.