УДК 31. 013.42
Н. В. Гольцова
ЛОГИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УГРОЗ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В МИКРОСРЕДЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках реализации научно-исследовательского проекта «Прогнозирование угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности», № 11-06-01 010б5а
В статье представлены результаты теоретического исследования проблемы прогнозирования угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности. Раскрыта логика процесса прогнозирования угроз социального развития ребенка, определены условия прогнозирования данного феномена.
Угроза, социальное развитие, содержание социального развития, микросреда, содержание прогнозирования угроз.
The results of theoretical investigation of the problem of threat forecast of a child’s social development in micro environment. In the article the logic of threat forecast of a child’s social development in micro environment is revealed and the conditions of predicting this phenomenon forecast are defined.
Threat, social development, content of social development, micro environment, intent of threat forecast.
В системе наук о человеке сущность социального развития ребенка, условия, методы и средства его обеспечения являются приоритетными объектами внимания психолого-педагогического знания.
В психологии под развитием личности понимается формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Проблема социального развития личности выступает одной из ведущих, исследуемых на стыке различных направлений психологии - социальная психология, возрастная психология, педагогическая психология, психология личности, общая психология и др. (Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Л.И. Божович, Ш. Бюлер, Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, Н.С. Лей-тес, А.Н. Леонтьев, И.Ю. Кулагин, К.К. Платонов, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.) Как результат общих усилий психологических школ и направлений были сформулированы основные закономерности социального развития человека:
- развитие человека осуществляется только в процессе реальной деятельности на основе взаимодействия с другими людьми;
- движущей силой социального развития является противоречие между растущими потребностями человека и реальными возможностями его удовлетворения;
- стабильные периоды развития чередуются с нестабильными (кризисными) периодами, которые выступают как переходные этапы и несут в себе возможность качественных новообразований личности;
- наиболее благоприятными условиями социального развития личности выступают социальная поддержка, референтная группа и потребности личности;
- на каждом этапе социального развития человек обладает сензитивностью по отношению к тем или иным внешним воздействиям, способствующим формированию определенных психических и личностных новообразований.
Опираясь на знание психологических закономерностей социального развития личности, педагогические исследования сосредоточены на выявлении сущности, источников, механизмов и критериев социального развития ребенка в процессе его жизнедеятельности, конструировании условий успешного социального развития, обеспечении педагогической поддержки развития. Эти вопросы нашли отражение в исследованиях А.С. Белкина, О.С. Газмана, Н.И. Монахова, Н.П. Капустина, Т.Н. Мальковской, Л.В. Марадахаева, В.А. Никитина, М.И. Шиловой, М.И. Рожкова, В. А. Яковлева и других ученых.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам уточнить понятие социального развития личности как психолого-педагогического феномена: это процесс качественных изменений, ведущих к осознанию и утверждению себя как человека в соотнесении и взаимодействии с другими людьми. Основу социального развития ребенка составляет социальный опыт, освоенный, усвоенный и присвоенный человеком в процессе социализации и воспитания.
Социальное развитие имеет дуалистический характер: оно протекает как под воздействием общества, так и под воздействием индивидуальных социальных задатков. Двойственость основания социального развития обусловливает логическое выделение в его составе двух компонентов: социальности общественной и социальности родовой. Данные компоненты выступают диагностическими срезами определения социального развития ребенка. В свою очередь, содержание социального развития как социальности родовой образуют социальный интеллект, социальную компетентность и социальный интерес. Они выражают способность индивида:
а) социально мыслить,
б) социально откликаться,
в) социально действовать.
Содержание общественной социальности составляют общественные смыслы деятельности и межличностные общественные отношения, что по-
зволяет индивиду разрешать социальные задачи и гармонизировать свое отношение с миром.
Для полноценного социального развития ребенка должны быть созданы благоприятные условия. В условиях динамичности и нестабильности современного российского общества одним из базовых условий обеспечения полноценного социального развития ребенка на всех возрастных этапах выступает безопасность микросреды его жизнедеятельности.
Диагностике микросреды с целью обеспечения безопасного социального развития ребенка посвящен широкий спектр исследований. Так, диагностику рисков социализации рассматривают в своих работах С.В. Грачев, М.Ю. Захаров, Ю.Л. Кутахов, Е.Ю. Митрохина. Н.В. Малярова, М.И. Несмеянова. Исследователи раскрыли взаимосвязь диагностики и безопасной социализации. Проводится изучение причин возникновения и характера внешних и внутренних рисков для обеспечения социальной безопасности (А.В. Возжеников, В. Д. Гречихин, В.И. Доб-реньков, В.И. Жуков и др.), взаимосвязи проблем безопасности и устойчивого развития (А. Д. Урсул, Г.П. Щедровицкий и др.). В.И. Мошкин, В.С, Мухина рассмотрели вопросы стратегии развития понятия «безопасная социализация»; условия обеспечения безопасной социализации анализируются в работах
A.В. Возженикова, В.Д. Гречихина, М.В. Делягина,
B.М. Родачина, Н.Н. Юдицевой.
Выполнен определенный объем исследований по проблеме угроз социального развития ребенка в разных микросредах его жизнедеятельности. Вопросы социального развития в контексте обеспечения социальной безопасности ребенка в детском доме изучают В.И. Блинов, И.Н. Богданов, Л.П. Гончаренко, Г.С. Красницкая. Опасность депривации ребенка в семье анализируется в исследованиях Г.И. Саранцева, М. Хейдметс и др. Проблемы обеспечения безопасной социализации в семейной среде в том или ином виде решаются в работах Е.Б. Бреевой, М.И. Буянова, В.Н. Гурова, И.Ф. Дементьевой, Т.В. Лод-киной, М. С. Мацковского, Н. О. Саленко, Л.Я. Оли-ференко, Т. И. Шульги и др.. На угрозы формирования аддиктивного поведения ребенка в дворовой компании указывают Н.И. Кузнецова, Н.Ю. Максимова, В. Д. Менделевич, В. С. Собкин. Многолетние исследования Л. М. Митиной показали, что невроти-зирующая, психологически опасная среда обитания детей в условиях школы чаще всего создается учителями как значимыми субъектами воздействия на ребенка.
Таким образом, анализ исследований позволяет нам сделать вывод, что угрозы социального развития ребенка концентрируются в микросреде жизнедеятельности. Именно в ней обнаруживается многофакторность угроз развития ребенка. Источниками угроз могут выступать все компоненты микросреды, которые являются и разными самостоятельными микросредами. Угроза социального развития ребенка
- это свойство окружающей его среды (экологической, семейно-бытовой, образовательной, культурной,
предметной, географической, социальной и т.п.) и его личности, способное причинить реальный или потенциальный вред продуктивному устойчивому развитию
личности, нанести ущерб целостности личности; спровоцировать неразвитость (низкий уровень развития) социального интеллекта, социальной компетентности и социального интереса, межличностных общественных отношений общественных смыслов деятельности.
Опираясь на диалектическое единство субъект-объектного и субъект-субъектного подходов в воспитании и социализации, мы считаем, что, во-первых, объективно ребенка необходимо защищать от потенциальных и реальных угроз, а во-вторых, его надо учить самостоятельно бороться с угрозами: на основе знания их признаков уметь предвидеть и вовремя противостоять им, может быть, суметь предотвратить, нейтрализовать. Соответственно, 1) для обеспечения защиты ребенка и его полноценного социального развития в условиях многофакторных угроз специалист, работающий с детьми, должен не просто интуитивно предвидеть опасности, но прогнозировать их на основе научного знания; 2) начиная с самых ранних этапов социального развития, ребенка надо учить самостоятельно действовать в угрожающих ситуациях. При этом важно формировать адекватный социальный опыт, актуализируя потенциальные способности и жизненные силы человека. Данный вывод подтверждается целым рядом исследований, анализ и ссылки на которые мы приведем ниже.
Основываясь на положении психологии анализировать развитие человека по возрастным стадиям, в своем исследовании мы опираемся на классификацию угроз, представленную в работах А.В. Мудрика. Ученый представляет классификацию на основе выделения возрастных этапов социализации человека. Отмечается, что на каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми человека наиболее вероятно [5, с. 23 - 24].
В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей, медицинские ошибки, экологическая среда.
В дошкольном возрасте (0 - 6 лет): болезни и физические травмы, эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность, нищета семьи, антигуманность работников детских учреждений, отвержение сверстниками, антисоциальные соседи и (или) их дети, видеосмотрение.
В младшем школьном возрасте (6 - 10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи, гипо- или гиперопека, видеосмотрение, плохо развитая речь, неготовность к обучению, негативное отношение учителя и (или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству), физические травмы и дефекты, потеря родителей, изнасилование, растление.
В подростковом возрасте (11 - 14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей, нищета семьи, гипо- или гиперопека, видеосмотрение, ошибки педагогов и родителей, курение, токсикомания, изнасилование, растление, одиночество, физические
травмы и дефекты, травля со стороны сверстников, вовлечение в антисоциальные и преступные группы, опережение или отставание в психосексуальном развитии, частые переезды семьи, развод родителей.
В ранней юности (15 - 17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи, пьянство, наркомания, проституция, ранняя беременность, вовлечение в преступные и тоталитарные группы, изнасилование, физические травмы и дефекты, навязчивый бред дисморфо-фобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка), потеря жизненной перспективы, непонимание окружающими, одиночество, травля со стороны сверстников, романтические неудачи, суицидальные устремления, расхождения, противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью.
В юношеском возрасте (18 - 23 года): пьянство, наркомания, проституция, нищета, безработица, изнасилование, сексуальные неудачи, стрессы, вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы, одиночество, разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом, служба в армии, невозможность продолжить образование.
При организации исследования прогнозирования угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности мы опираемся на теоретикометодологические основы прогнозирования, представленные в работах Б.С. Гершунского, Е.С. Заир-Бек, В.И. Загвязинского, С.П. Курдюмова, Ф.И. Кев-ля, В.М. Сафроновой, Г.Е. Шепитько, В. А. Ядова и др. [2], [3], [4]. По определению И.В. Бестужева-Лада прогнозирование есть определение потенциальных возможностей развития явления на основе познания его природы, закономерностей, прошлого и настоящего состояния [1].
Таким образом, сущность прогнозирования угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности в наиболее общем виде состоит в предвидении динамики развития тех или иных угроз.
Суть практического назначения прогнозирования угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности заключается в подготовке обоснованных предложений о будущем состоянии данной проблемы, оценок того, как действительно может протекать развитие личности в условиях многофакторных угроз, каков механизм преодоления последствий влияния угроз на ребенка. В то же время прогнозирование угроз социального развития ребенка - это деятельность специалиста (психолога, педагога, воспитателя, специалиста по социальной работе, коррекционного педагога и т.п.) по предвидению угроз развития социального интеллекта, социальной компетентности, социального интереса, общественного смысла деятельности и межличностных общественных отношений. Но речь идет не только об однозначном прогностическом выводе - предсказании возможных угроз развития ребенка в будущем, но и об установлении факторов, определяющих наиболее вероятные угрозы социального развития дошкольника, младшего школьника, подростка, юноши в микросреде семьи, компании сверстников, образовательном учреждении и других микросредах. Прогнозирование основано на просчете возможных угроз в
будущем под влиянием различных факторов микросреды.
Выполненное нами исследование показало, что для успешного прогнозирования угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности необходимо:
- выявление всего комплекса: а) особенностей угроз (их природы, размера и степени ущерба развитию ребенка, показателей и т. п.); б) закономерностей и уровня социального развития ребенка; в) субъективных и объективных факторов микросреды, провоцирующих риски и непосредственные угрозы социального развития;
- осмысление и творческое использование этих знаний в широком контексте обновляющихся реалий социальной действительности.
Опираясь на представленную учеными общую логику (или цикл) прогнозирования, мы разработали логику прогнозирования угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности.
В основе прогнозирования лежит принцип от общего к частному: оно начинает разворачиваться с разработки плана (программы) исследования и каждый последующий этап направлен на достижение цели и задач плана исследования.
1 этап. Предпрогнозная ориентация. Данный этап деятельности специалиста связан с разработкой плана процесса прогнозирования. Содержание этапа предполагает следующую деятельность: определение объекта, предмета, цели и задач прогнозирования, выдвижение гипотезы, оптимальный выбор методов.
Объектом прогнозирования является социальное развитие ребенка в микросреде жизнедеятельности. Предметом выступает динамика угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности.
Цель - выявить признаки угроз социального развития ребенка и разработать унифицированную модель прогнозирования угроз социального развития ребенка в разных микросредах его жизнедеятельности.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие практические задачи: 1) выявить уровень социального развития ребенка; 2) выявить факторы, детерминирующие низкий уровень социального развития; 3) в системе негативно влияющих факторов выявить место и роль фактора микросреды; 4) выявить признаки и проявления угроз социального развития в микросреде; 5) систематизировать типичные угрозы социального развития ребенка в каждой значимой для него микросреде жизнедеятельности;
6) выполнить корреляционный анализ типичных угроз в разных микросредах и показателей социального развития ребенка; 6) выявить оптимальные варианты и адекватные средства борьбы с угрозами;
7) определить направления работы по предупреждению либо устранению угроз социального развития ребенка в микросреде.
Далее - выдвигается гипотеза. В качестве гипотезы при прогнозировании угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности выступает положение о том, что прогнозирование возможно:
- на основании системного изучения трех базовых показателей: социального развития ребенка (до-
школьного, младшего школьного возраста, подростка); признаков и индикаторов типичных угроз его социального развития на каждом возрастном этапе; микросреды жизнедеятельности (воспитательный коллектив; микросреда образовательного учреждения (ДОУ; общеобразовательная школа, специальная коррекционная школа, детский дом; семья, дворовая компания);
- на основании корреляционного анализа типичных угроз в разных микросредах и показателей социального развития ребенка.
На основе гипотезы специалист предвидит ходы решения, возможные ошибки, нецелесообразные действия и намечает средства, обеспечивающие успешность деятельности, то есть ведет мысленное экспериментирование.
Завершается этап планированием работы по прогнозированию угроз социального развития ребенка. Необходимо определить последствия намеченных путей решения проблемы, определить достоверность прогноза, уточнить и скорректировать прогноз, разработать системный прогноз.
На первом этапе предполагается определение оптимальных методов исследования. Основными методами при прогнозировании являются метод экстраполяции, метод экспертных оценок, метод моделирования.
Разработанный план исследования способствует оптимальной разработке прогноза.
2 этап. Прогнозная ретроспекция. На данном этапе выявляются: уровень социального развития ребенка; условия и причины, детерминирующие низкий уровень социального развития; проводится обследование каждой значимой для ребенка микросреды и устанавливается место и роль фактора микросреды в социальном развитии; диагностируются признаки и проявления угроз социального развития в микросреде.
Ожидаемый результат: банк данных об уровне социального развития ребенка; систематизация типичных угроз социального развития ребенка дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста, обусловленных явлениями микросреды.
3 этап. Прогностический диагноз. На основе знания социального развития детей, факторов микросреды, детерминирующих угрозы развития, формулируется диагноз об их возможных влияниях на развитие, их формах и проявлениях.
Также на данном этапе выявляются оптимальные варианты индивидуальной и групповой работы с детьми и преобразования микросреды их жизнедеятельности, определяются меры по улучшению пространственно-временной зоны микросреды, микроклимата в семье, среде детского дома, дошкольного образовательного учреждения и школы, специальной коррекционной школы, в дворовой компании, детском воспитательном коллективе, т.е. всех ее компонентов. Подбираются адекватные средства для эффективного разрешения проблемы влияния угроз на социальное развитие ребенка.
Ожидаемый результат: корреляционный анализ
типичных угроз в разных микросредах и показателей социального развития ребенка.
4 этап. Прогнозная проспекция. Содержание этого этапа представлено определением возможных путей преодоления влияния угроз на социальное развитие ребенка в микросреде. В качестве возможных путей выступают: предупреждение угрозы, снижение интенсивности влияния угрозы на социальное развитие, нейтрализация угрозы.
Успешное осуществление основных направлений социально-педагогической и социально-психологической деятельности с детьми и в окружающей их микросреде по предупреждению угроз, снижению интенсивности их влияния на социальное развитие, нейтрализацию угроз возможно при выполнении следующих условий:
• целенаправленность работы;
• наличие или развитие педагогически управляемой (организованной) среды, (в идеале - создание воспитательного пространства);
• наличие подготовленных кадров - педагогов, социальных педагогов, психологов;
• взаимодействие всех специалистов, интегрирующих усилия муниципальных органов власти, родителей, заинтересованных жителей - добровольцев в микрорайоне (соседей), волонтеров, педагогов образовательных учреждений, работников системы социальной защиты.
Ожидаемый результат: в соответствии с разработанными направлениями по предупреждению угроз, снижению интенсивности их влияния на социальное развитие, нейтрализацию угроз специалисту необходимо спрогнозировать последствия реализации данных направлений. Здесь может быть два вида прогноза: прогноз положительных результатов и прогноз отрицательных результатов.
Прогноз: а) положительных результатов:
- уменьшение числа угроз социального развития ребенка дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста, обусловленных явлениями микросреды;
- динамика социального развития ребенка;
- педагогизация микросреды жизнедеятельности ребенка;
- повышение внимания и заинтересованности субъектов микросреды в полноценном проживании и переживании ребенком социального становления на каждом возрастном этапе;
- повышение эффективности работы специалистов по предупреждению многофакторных угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности на основе их прогнозирования;
б) потерь, возможных негативных последствий.
Как типовых, негативных последствий при грамотной реализации плана быть не должно, так как вся деятельность направлена на удовлетворение интересов детей, педагогов, родителей, их ближайшего социального и природного окружения. Однако осложнения, трудности в реализации плана могут быть обусловлены субъективным фактором. В итоге могут быть снижены показатели запланированных результатов.
5 этап. Верификация. Суть данного этапа состоит
в определении достоверности и точности прогноза. Оценить вероятность осуществления прогноза возможно при помощи следующих методов: метода экспертных оценок, метода моделирования, метода экстраполяции.
Экспертная проверка может быть обеспечена как самоанализом специалиста, так и коллективной, многоуровневой экспертизой. В роли экспертной группы при этом могут выступать: педагоги и администрация образовательного учреждения, представители властных структур, работники системы защиты детей и детства и др.
Верификация прогноза методом моделирования строится по принципу аналогии. За основу берется угроза развития ребенка, схожего с социальным, но более детально изученная (например, угрозы сексуального развития ребенка на каждом возрастном этапе).
При верификации методом экстраполяции происходит перенос тенденций развития и путей решения проблемы угроз социального развития ребенка в микросреде из прошлого в настоящее. В частности, мы обращались к опыту представителей «педагогики среды» 20-30-х годов ХХ в.
6 этап. Корректировка прогноза. Содержание этапа связано с деятельностью специалиста по уточнению прогноза и корректировке принятого решения.
На основании результатов верификации и дополнительных материалов и исследований уточняется план исследования, конкретизируются условия про-
гнозирования угроз социального развития ребенка в микросреде. Специалист детализирует прогноз, вносит необходимые коррективы в реализуемые направления и подходы. Таким образом, технологический цикл процесса прогнозирования повторяется.
7 этап. Синтез прогнозов (разработка системного прогноза). На данном этапе специалист осуществляет построение унифицированной модели прогнозирования угроз социального развития ребенка в микросреде его жизнедеятельности, которая, в свою очередь, будет выступать основанием индивидуальной программы прогнозирования угроз социального развития ребенка в разных микросредах его жизнедеятельности: воспитательном коллективе, дворовой компании, семье и т.п.
Литература
1. Бестужев-Лада, И.В. Социальное прогнозирование / И.В. Бестужев-Лада. - М., 1998.
2. Загвязинский, В.И. Педагогическое предвидение / В.И. Загвязинский. - М., 1986.
3. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования / Е.С. Заир-Бек. - СПб., 1995.
4. Кевля, Ф.И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребенка / Ф.И. Кевля // Практико-ориентированная монография для школьных психологов и социальных педагогов.
- Вологда, 2009.
5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик.
- М., 1999.
УДК 314. 33
Т. Н. Гущина
О РАЗВИТИИ СУБЪЕКТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
В статье на основе рефлексивно-средового подхода рассматриваются возможности и ограничения развития субъектно-сти старшеклассника в дополнительном образовании детей. Даются авторское определение субъектности, авторский алгоритм и критериальная база изучения развития субъектности старшеклассника. Представлены материалы качественного анализа развития субъектности старшеклассников по результатам проведенного опроса.
Субъектность, старшеклассник, дополнительное образование детей, развитие, рефлексивно-средовой подход, социально-педагогическое сопровождение, тьютор.
In the article the potentials and limitations of the development of a senior pupil’s subjective in additional education are considered on the basis of reflexive-environmental approach. The article contains the author’s definition of subjectivity; author’s algorithm and criteria base for studying the development of a senior pupil’s subjective. The materials of the qualitative analysis of the development of senior pupils’ subjectivity are presented on the results of the research.
Subjectivity, senior pupil, additional education, development, reflective-environmental approach, socio-pedagogical maintenance, tutor.
В современных условиях жизни субъектность приобретает все большее значение в развитии человека, определяя не только интенсивность его преобразовательной деятельности, но и сами возможности выживания. Субъектность как интегральное качество личности раскрывает направленность развития человека на совершенствование, оптимальность, его вершину - «акме». С.К. Нартова-Бочавер считает,
что именно субъектность несет в себе «интегративную функцию, олицетворяя собой самость, целостность человека как деятеля» [2, с. 32]. Г.К. Селевко акцентировал внимание на субъектной активности как психическом процессе и качестве человека, которые включают в себя «активное осознание личностью самого себя, своего Я (самосознание, самоанализ, самооценка)» [5, с. 157] и подчеркивал, что