Научная статья на тему 'Детские дома в конце 1920-х - начале 1930-х гг. (на примере детского городка им. Луначарского и детской колонии им. Крупской г. Ярославля)'

Детские дома в конце 1920-х - начале 1930-х гг. (на примере детского городка им. Луначарского и детской колонии им. Крупской г. Ярославля) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
624
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ БЕСПРИЗОРНОСТЬ / ДЕТСКИЙ ДОМ / ORPHANAGE / ДЕТСКАЯ КОЛОНИЯ / CHILDREN''S COLONY / КОМИССИЯ / COMMISSION / CHILDREN''S HOMELESSNESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Метелькова Евгения Александровна

В статье рассматривается материально-бытовое положение детских домов на примере детского городка им. Луначарского и детской колонии им. Крупской города Ярославля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Метелькова Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orphanage in the end of 1920-s - the beginning of1930-s (a material and household position of orphanages on the example of the children’s small town named after Lunacharsky and the children’s colony named after Krupskaya in Yaroslavl)

In the article a material and household position of orphanages on the example of the children's small town named after Lunacharsky and the children's colony named after Krupskaya in Yaroslavl is considered.

Текст научной работы на тему «Детские дома в конце 1920-х - начале 1930-х гг. (на примере детского городка им. Луначарского и детской колонии им. Крупской г. Ярославля)»

КРАЕВЕДЕНИЕ

УДК 908

Е. А. Метелькова

Детские дома в конце 1920-х - начале 1930-х гг. (на примере детского городка им. Луначарского и детской колонии им. Крупской г. Ярославля)

В статье рассматривается материально-бытовое положение детских домов на примере детского городка им. Луначарского и детской колонии им. Крупской города Ярославля.

Ключевые слова: детская беспризорность, детский дом, детская колония, комиссия.

Е. А. Metelkova

Orphanage in the end of 1920-s - the beginning of1930-s (a material and household position of orphanages on the example of the children's small town named after Lunacharsky and the children's

colony named after Krupskaya in Yaroslavl)

In the article a material and household position of orphanages on the example of the children's small town named after Lunacharsky and the children's colony named after Krupskaya in Yaroslavl is considered.

Keywords: children's homelessness, orphanage, a children's colony, commission.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. страна вновь столкнулась с проблемой детской беспризорности. Это была новая волна после начала 1920-х гг., настолько значительная, что правительство вынуждено было активизировать свои действия по решению данной проблемы.

Основным методом борьбы с этим негативным явлением было «изъятие» беспризорников с улиц городов, из привычных мест обитания и через распределители размещение их в детских домах, городках, коммунах. Однако названные учреждения в это время не были оснащены всем необходимым. И в некоторых случаях комната в таком доме мало чем отличалась от привычного для беспризорника подвала [5, с. 76]. В 1917 г. в детских домах воспитывалось 30 тыс. детей, в 1919 г. - 125 тыс., в 1921-1922 гг. - 540 тыс. детей [4, с. 94]. Схема борьбы с беспризорностью была простой: ребенок с улицы поступал в детский приемный пункт, а затем в детский дом. Такой порядок очень скоро привел к переполнению детдомов, которые государство было уже не в силах содержать. В 1923 г. количество детдомов и детей в них стало резко сокращаться. В целом по стране в 1923 г., по сравнению с 1922 г., сеть

© Метелькова Е. А., 2013

детдомов сократилась с 6063 до 3971, детей в них - с 540 тыс. до 253.237 человек [4, с. 94]. Детей при этом направляли к каким-либо родственникам или отдавали на воспитание и обучение в чужие семьи на определенных условиях.

Однако новый рост беспризорности меняет ситуацию. За 1928 г. было изъято с улиц более 21 тыс. беспризорников и распределено по уже существующим детским учреждениям. В 1932 г. сотрудники угрозыска задержали более 18 тыс. беспризорников по РСФСР. С ростом числа беспризорников росла и сеть детских учреждений, куда они должны были попасть после приемно-распределительных пунктов. Так, к 1932 году их количество уже превышало 1000 по всей стране [4, с. 97].

В Ярославле в это время действовали следующие детские дома, которые можно разделить на две основные группы: 1. Крупные (по числу воспитанников) - «Толга», «им. Закгейма», «им. Луначарского», «им. Ленина», «Интернационал», «Приемник Голод»; 2. Средние - «Колония № 1», «Парижская коммуна», «Будкина № 2»; «им. Урицкого», «им. Крупской», «Распределитель»,

«им. Льва Толстого», «им. Нахимсона», «Красная звезда» [3, л. 37]1.

В работе рассмотрены 2 детских дома из разных количественных групп - детский городок «им. Луначарского» (крупный) и детская колония «им. Крупской» (средняя).

Самым большим из существующих на то время детских домов в Ярославском крае был детский городок им. Луначарского, который располагался в г. Любиме [2, л. 80]. Число воспитанников составляло 282 человека [2, л. 10]. Сюда переводились дети из переполненных ярославских детских домов и даже из других регионов.

Город Любим представлял собой провинциальный заштатный городок с 3-4-тысячным населением. Основные занятия его жителей - это земледелие, мелкие ремесла, работа на имеющихся предприятиях, в учреждениях. Промышленное предприятие местного назначения было только одно - Лесопильный завод. Помимо этого существовало две водяных и одна электрическая мельницы и маленькая электростанция. Из учреждений по народному образованию и культурных учреждений на этот период действовала одна школа II ступени, три школы I ступени, клуб-театр [2, л. 117].

Застройка городка им. Луначарского началась в конце сентября 1926 г. [2, л. 117]. Главной целью стало отдаление детей от негативного влияния улицы, образование и воспитание их. Этот детский городок был размещен по всему городу Любиму и состоял из шести зданий. Все здания представляли собой обыкновенного сельского типа домики из дерева, из которых 4 были двухэтажными и 2 одноэтажными. Также к городку относился двухэтажный дом, занятый под квартиры части обслуживающего персонала и преподавательского состава детского городка, небольших размеров баня, расположенная на окраине города Любима при бывшей тюрьме [2, л. 117]. Все домики были плохо оборудованы и оснащены, требовали капитального ремонта. Четвертого октября 1926 г. был закончен только косметический ремонт и все здания были сданы в эксплуатацию [2, л. 10-15].

В основном детский городок им. Луначарского был заселен детьми из ближайших районов и областей, практически не было столичных сирот. Основным принципом деления на группы был возрастной показатель, но фактически существовало и половое разделение. Существовало несколько групп школьников и дошкольников.

Так, например, домик № 1 городка им. Луначарского был заселен 106 девочками. Они занимали 13 комнат, в которых имелись железные крашеные кровати, расставленные очень тесно -был использован каждый сантиметр площади пола. Общее состояние комнат было удовлетворительным: на каждой кровати находился матрац, подушка, одеяло и постельное белье. Зато в особо плачевном состоянии находились комнаты для воспитанниц-мочегонов [2, л. 118].

82 мальчика были расселены по двум домикам - в домике № 5, расположенном в другом конце города, в двухэтажном здании [2, л. 119], и в домике № 3, рядом с изолятором, который занимал всего три комнаты [2, л. 118].

В домике № 4 находилось 55 детей дошкольного возраста. Это здание было небольшим, поэтому часто на одной кровати помещались два ребенка. В этой же комнате днем работали с детьми. В ней не было ничего, кроме голых стен: «Нет даже игрушек и цветной бумаги» [2, л. 119].

Если говорить об остальных зданиях и помещениях, то, например, в домике № 2 детского городка им. Луначарского располагалась пошивочная мастерская, где имелся большой стол для кройки белья, три швейных машины и несколько табуреток [2, л. 118].

В отдельном здании г. Любима располагался клуб, специально оборудованный для всех детей-сирот. Здесь в основном проводилась работа с пионерами, было организовано даже несколько кружков. Самым посещаемым являлся музыкальный кружок. При клубе имелась библиотека, но так как многие дети не умели читать, то большая часть книг не была востребована [2, л. 123].

В отличие от любимского детского дома, детская колония им. Крупской была очень небольшого размера. В 1930 г. там содержалось всего 30 человек. Располагалась она в селе Введенском, Диево-Городищенской волости. Ее основным зданием был одноэтажный дом с деревянной крышей, требующий немедленного ремонта, перевезенный из имения Артамонова [1, л. 22]. К нему примыкал небольшой скотный двор, сарай, амбар и курятник. Все помещения требовали капитального ремонта [1, л. 17]. Так как помещений катастрофически не хватало, через отдел народного образования руководство детской колонией договорилось о передаче зданий, которые уже не эксплуатируются. Так, например, был подписан договор о передаче детской колонии им. Крупской безвозмездно одного нежилого дома из совхоза «Малкого». Это здание планирова-

лось использовать под жилую площадь для детей, а раньше в нем держали скот. Перевоз и приведение дома в порядок требовало дополнительных затрат [1, л. 13].

Содержалось в колонии всего 30 мальчиков. По социальному происхождению 20 из них были крестьяне, 3 - рабочие, 2 - служащие и 5 - прочие. При поступлении их распределили по возрастным группам: 8 человек - II группа, 12 - III группа, 8 - IV группа, 2 - V группа [1, л. 1].

Единственное, что составляло интерьер комнат в детских домах, - кровати. В очень редких случаях, в отдельных домиках была выделена отдельная рабочая комната, где могли располагаться в небольшом количестве скамейки и столы.

Сложной была проблема, связанная с одеждой для детей. Так, в городке г. Любима на 106 девочек было всего 46 штук старых и новых пальто, большая часть которых имела неприглядный вид. Следует отметить, что остальные воспитанники, за неимением верхней одежды, вынуждены были в холодное время не посещать школу и вообще не выходить на улицу. В детский городок поступало недостаточное количество одежды, а те вещи, которые доходили, были в плохом состоянии, не годны для эксплуатации. Вся одежда была потрепанной, старой и грязной. Единственное, чего хватало на всех воспитанников, - нижнее белье [1, л. 120].

Еще более сложной была проблема с обувью. Из 214 пар обуви на 282 ребенка лишь небольшой процент был в нормальном состоянии, у некоторых пар просто даже не было подошвы [2, л. 120]. В самом детском городке была создана специальная комиссия, которая должна была проверить качество поступающей обуви. В данную комиссию по осмотру новой кожаной обуви, поступившей в детгородок 2, 11 и 17 октября 1926 г. в количестве 174 пар, вошли завхоз городка им. Луначарского Петухов, воспитатели Введенская, Груздева и Мальцев, член месткома Михалюк и воспитанники Аристов, Хореев и Подричан [2, л. 93].

Спустя месяц использования обуви комиссия постановила: «1. Считать присланные из склада ЯрГУБОНО сапоги на 75-80 % недоброкачественными, потому что через месяц после их выдачи воспитанникам сапоги полуразвалились, то есть сносились подметки и выглядывает береста.

2. Довести до сведения ГОРОНО о вышесказанном и просить немедленно оборудовать сапожную мастерскую с отпуском кожевенных материалов для ремонта сапог или же отпустить денег на ремонт этих сапог в мастерских города,

иначе через 2-3 недели все сапоги придется выбросить» [2, л. 120].

Решение обратиться с прошением к руководящим органам было правильным. Но в той сложной обстановке политического и экономического кризиса почти все второстепенные дела, к которым относилось и решение вопроса с ремонтом сапог для детей, откладывались в долгий ящик.

Даже некоторые угрозы с передачей дела в судебные органы не давали никаких результатов [2, л. 96].

Одной из важных проблем было питание воспитанников детских домов. В детском городке им. Луначарского в домике № 2 в трех комнатах располагалась столовая, пошивочная мастерская и канцелярия. Столовая занимала небольшую комнату с двумя столами. Одновременно в ней могли питаться 40 человек, поэтому сюда ходили группами [2, л. 96]. В детской колони им. Крупской отдельной комнаты под столовую вообще не было выделено. Дети были вынуждены питаться непосредственно в своих комнатах, на кроватях, где не было даже столов [1, л. 13].

Как правило, получаемый в детских домах паек хлеба, обед, ужин детей не удовлетворял. В некоторых случаях им самим приходилось готовить еду. Все продукты закупались в местных кооперативах, где были выше, чем в Ярославле. Плачевно обстояло дело с черным и белым хлебом, поэтому в детском городке, например, было решено заняться выпечкой хлеба своими силами. По подсчетам заведующего, годичная экономия на этом выразилась в сумме 3500-4000 руб. [2, л. 120]. Осложняло приготовление пищи в детском городке им. Луначарского отсутствие водопровода в г. Любиме. Колодцев при домиках тоже не было. Воду приходилось доставлять с помощью одной имеющейся при детгородке лошади из единственной реки, которая протекала в городе [2, л. 121].

Также одним из сложных вопросов было отопление всех зданий. Во всех помещениях Лю-бимского детгородка отопление было печное, поэтому необходимо было заранее заготовить необходимое количество дров, благо район являлся лесным, а также нанимать рабочих. Подобным образом обстояло дело и с отоплением детской колонии им. Крупской, только здесь очень часто использовался труд самих детей [1, л. 19].

Подводя итог, можно отметить, что советское правительство, вновь столкнувшись с проблемой беспризорности, сделало упор на единственный

путь решения этой проблемы - размещение детей по детским домам через приемники-распределители. Важно отметить, что все места, куда шло расселение детей-сирот, находились в плохом состоянии. Помещения были небольшие, темные, неубранные. Очень часто не хватало самого необходимого. Зачастую детей-сирот просто было нечем кормить. С трудом решались и другие вопросы: с отоплением, электроснабжением, водоснабжением. Трудно обстояло дело также с одеждой и обувью. Внешний вид воспитанников оставлял желать лучшего. Таким образом, к концу 1920-х гг. правительство было просто не готово решать проблему детской беспризорности ни в Ярославской области, ни по стране в целом.

Библиографический список

1. ГАЯО [Текст]. Ф. Р - 178. Оп. 1. Д. 3240.

2. ГАЯО [Текст]. Ф. Р - 178. Оп. 1. Д. 3567.

3. ГАЯО [Текст]. Ф. Р - 178. Оп. 2. Д. 230.

4. Кривоносов А. Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью [Текст] // Государство и право. -2003. - № 7. - С. 95-99.

5. Рожков А. Ю. Беспризорность [Текст] // Родина. - 1997. - № 9. - С. 70-77.

Bibliograficheskij spisok

1. ОАУЛО [Tekst]. F. R - 178. Op. 1. D. 3240.

2. ОАУЛО [Tekst]. F. R - 178. Op. 1. D. 3567.

3. ОАУЛО [Tekst]. F. R - 178. Op. 2. D. 230.

4. Krivonosov А. N. Istoricheskij opyt bor'by s besprizornost'yu [Tekst] // Oosudarstvo i pravo. -2003. - № 7. - S. 95-99.

5. Rozhkov А. YU. Besprizornost' [Tekst] // Rodina. - 1997. - № 9. - S. 70-77.

1 Малочисленными считались семейные детские дома, создание которых в тот период не практиковалось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.