Научная статья на тему 'Детерминация правонарушений несовершеннолетних в России'

Детерминация правонарушений несовершеннолетних в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1404
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРИЧИННЫЙ КОМПЛЕКС ПРЕСТУПНОСТИ / КРИЗИС СЕМЬИ / ФАКТОР / НАСИЛИЕ / OFFENCES OF MINORS / A CAUSAL COMPLEX OF CRIMINALITY / CRISIS OF FAMILY / FACTOR / VIOLENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусейнов Арсен Батырханович

Статья А.Б. Гусейнова посвящена актуальной для современной криминологической науки теме детерменированности правонарушений несовершеннолетних в современной России, который, по мнению автора, представляет собой целый причиненный комплекс. Аргументировано анализируя каждый из них, автор акцентирует внимание на проблемах семьи и школы как обычного из источников безнадзорности детей, которая стимулирует преступность среди несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination of offences of minors in Russia

A.B.Gusejnova's Clause is devoted actual for modern criminology sciences to a theme determinirovant offences of minors in modern Russia which, in opinion of the author, represents the whole caused complex. It is given reason analyzing each of them, the author brings to a focus to problems of family and school as usual of sources of neglect of children which stimulates criminality among minors.

Текст научной работы на тему «Детерминация правонарушений несовершеннолетних в России»

Гусейнов Арсен Батырханович

соискатель кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России Республика Дагестан, г. Хасовюрт, ул. Грозненская, д. 82, кв. 21. тел. (928) 836-79-99

Детерминация правонарушений несовершеннолетних в России

В криминологии причины определяются как социально-психологические явления, непосредственно порождающие преступность и преступления как свое закономерное следствие, условия - как явления, сами не порождающие преступность и преступления, а способствующие, облегчающие,

интенсифицирующие формирование и действие причины [1]. По справедливому замечанию Ю.М. Антоняна, проблема причин преступности - самая острая, дискуссионная, можно даже сказать, самая болезненная в криминологии [2]. Причинный комплекс преступности несовершеннолетних в России многогранен, он состоит из ряда взаимосвязанных криминогенных факторов. В литературе отмечается, что нынешняя эпоха реформируемой России характери зуется затянувшимся кризисом как в материальной, так и в духовной жизни, такая ситуация не являлась неизбежным объективным процессом, объясняющаяся целым рядом широкомасштабных ошибок и упущений, которые породили в обществе антагонистические явления и процессы, детермини рующие негативные формы отклоняющегося поведения, в том числе и пре ступного [3].

Причинный комплекс преступности несовершеннолетних неразрывно связан с современными условиями жизни общества, производен от общих причин и условий преступности и заключается во взаимодействии негативных факторов в социально-экономической, социально-культурной, воспитательной, политической, правовой, организационно-управленческой и технической сферах жизни общества.

Социально-экономические явления и процессы, происходящие на макроуровне, отражаются на сознании и поведении несовершеннолетних, преломляясь через среду в ближайшем социальном окружении: семью, школу, трудовые коллективы, неформальные группы молодежи по месту жительства.

Эти социальные институты испытывают в настоящее время большие трудности в выполнении своих задач и функций. Антикриминогенный, профилактический их потенциал за годы проводимых в стране реформ значительно снизился.

Коренные причины роста преступности несовершеннолетних, так же как и преступности в целом, связаны с противоречиями общественного развития. Системный кризис, переживаемый в стране с началом радикальных преобразований в экономике и продолжающийся в определенной мере и в настоящее время, сопровождается возникновением новых и обострением ранее имевшихся противоречий [4].

Становление и формирование личности несовершеннолетнего происходит в таких сферах жизнедеятельности, как семейные отношения, учеба, труд и досуг, которые в совокупности образуют целостную среду обитания подрастающего поколения, влияющую на их духовное, физическое и интеллектуальное развитие. Именно в этих сферах следует искать причины негативных тенденций, происходящих в подростково-молодежной среде [5, а 61-62].

Ведущее место в нравственном формировании личности несовершеннолетних занимает родительская семья, а важными с точки зрения воздействия на личность являются семейные отношения.

Важность семейного воспитания заключается в формировании не только социально значимых качеств личности, но и свойственных ей оценочных понятий. Влияние семьи на несовершеннолетнего сильнее влияния школы и общества в целом [6]. Как писал В.И. Литвинов, «если в семье главным в жизни признаются материальный достаток, накопление вещей и погоня за их приобретением любой ценой, выгодные друзья и ловкость в извлечении пользы для себя лично, нетрудно предугадать содержание моральной деформации в сознании, а затем и поведении ребенка.... Регулярные упражнения детей в неоправданном удовлетворении потребностей, стремление получать личные блага без адекватных усилий в труде, при отсутствии положительных примеров для подражания, укрепляют усвоение криминальных стандартов, эталонов и образцов поведения» [7].

Именно семья берет с первых дней жизни на себя всю заботу о его здоровье, воспитании, жизни. Семья дает детям первоначальные знания об окружающем, руководит ими в этом мире, вырабатывает определенные представления и навыки, помогает осуществлять контакты с множеством других лиц, надежно охраняет и защищает их от жизненных трудностей и невзгод. Семья легче и эффективнее осуществляет индивидуальный подход к человеку, вовремя замечает просчеты общества и государства в воспитательной деятельности, активно стимулирует проявляющиеся положительные качества и борется с отрицательными чертами характера. Достойно конкурировать с семьей во всех отношениях, особенно на первоначальном этапе развития личности, не может ни одно общественное или государственное воспитательное учреждение. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие почти всегда создают реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается [5, с. 62].

По утверждению И.С. Кона, практически нет ни одного социального и психологического акта поведения подростков и юношей, которые не зависели бы от их семейных условий в настоящем или прошлом [8].

Как отметил А.Н. Ильяшенко, в силу своей повышенной восприимчивости и эмоциональности, подростки, как правило, в дальнейшей жизни повторяют, «копируют» поведение своих родителей. Если родители вели аморальный образ жизни, пьянствовали, то их дети часто выбирают для себя тот же вариант образа жизни. Этим, в частности, объясняется то, что в семьях несовершеннолетних преступников чаще, чем в семьях подростков из контрольной группы, родители злоупотребляли спиртными напитками.

Эмоциональная атмосфера семьи оказывает решающее влияние на развитие эмоций и социальных чувств ребенка, является предпосылкой нравственного мира личности. В обстановке теплых эмоциональных контактов и взаимопонимания ребенок лучше усваивает установки и требования родителей, духовные и нравственные ценности [9].

В литературе отмечается, что для современного российского общества характерен «кризис семьи», о чем достаточно много написано в различных научных исследованиях. Некоторые исследователи даже считают, что семья в настоящее время выступает в качестве одного из факторов, формирующих преступную психологию молодежи. В частности, одной из причин

дестабилизации семейных отношений является невыполнение семьей в полной мере своих функций [10, с. 45].

О неблагополучном положении в сфере семейного воспитания говорят следующие данные: только в г. Москве по состоянию на 1 января 2007 г. на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел стояли 6011 неблагополучных родителей (на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних - 5 640 семей) [11].

По данным В.Я. Рыбальской, подростки считают, что основной причиной, по которой они совершили преступления, является отрицательное влияние родителей, 14,8% - отсутствие взаимопонимания в семье, 38,3% - неполную семью, 23,5% - тяжелые материальные условия и бытовую неустроенность [12].

Наиболее неблагополучно влияет на формирование личности человека насилие, имеющее место в семье. Насилие - это любой акт психического или физического воздействия одного лица или группы лиц на другое лицо или группу лиц, нарушающий природные или приобретенные права и свободы личности человека [13]. Насилие в семье - это противоправное, общественно опасное физическое, психическое или сексуальное воздействие на человека, обладающее устойчивой тенденцией к эскалации и большой вероятностью повторения одного члена семьи в отношении другого, совершенное против или помимо воли потерпевшего, независимо от фактических последствий такого воздействия [14].

Насилие в семье в настоящее время является одной из наиболее сложных и актуальных проблем российского общества. Неблагополучные отношения в семьях, жестокость и насилие в отношении детей, унижение их достоинства и принуждение к противоправному поведению становятся фактами повседневной жизни для многих несовершеннолетних. Как отметил О.В. Зыков, внутрисемейное насилие является наиболее драматической формой насилия над ребенком, «ребенок находится в замкнутом пространстве, нет никаких ресурсов и возможности изменить ситуацию, которая неизбежно и безвозвратно калечит психику ребенка и лишает его возможности стать полноценной личностью в дальнейшем» [15].

Жесткое отношение к детям и другим членам семьи передается из поколения в поколение. Происходит воспроизводство насилия и пренебрежения не только в семье, но и в обществе. Жесткость в обществе и жесткость в семье неотделимы друг от друга [16].

Криминологами давно доказано, что преступность, в том числе несовершеннолетних, часто связана с бедностью, обнищанием населения. Как справедливо отметил Ю.М. Антонян, «нельзя забывать, что бедное общество бедно и духовно, что является одной из главных причин нынешнего высокого уровня безнравственности и преступности. Особенно неблагополучно социально-экономическое положение молодежи из необеспеченных и малообеспеченных семей, которыми почти наглухо закрыт доступ к модным и престижным вещам, обладающим в их глазах огромной притягательной силой. Это может толкать их на совершение погромов, краж, грабежей, разбоев и хулиганских действий» [17].

Следует отметить, что на рубеже веков в России произошло социальное расслоение населения, семей по уровню доходов и качеству жизни. Многие категории населения оказались за чертой бедности, деморализованы и социально дезорганизованы. В таких условиях психологически-преступное поведение становится явлением, привычным для населения, даже образом

жизни и способом выживания не только отдельных лиц, но и целых групп людей [18].

К сожалению, в последние годы образовательные учреждения в силу неблагоприятных изменений, произошедших в обществе, утратили свои позиции в воспитании и профилактике правонарушений несовершеннолетних. Отчасти, это связано со снижением уровня подготовки преподавательского состава. Как отметил А.Н. Ильяшенко, педагогическая некомпетентность многих учителей приводит к потере авторитета педагогов, школы среди подростков, резко снижает их интерес к учебе. О том, что неумелая работа с учениками накладывает отрицательный отпечаток на их отношение к учебе, свидетельствует и то обстоятельство, что 37,5% юношей-преступников и 21,7% девушек-преступниц плохой учебой выражали протест учителям. В данном случае коллектив школы не только не нашел индивидуальный подход к трудным ученикам, не завоевал доверия у них, не установил эмоциональный контакт с ними, чтобы затем попытаться компенсировать изъяны семейного воспитания, а наоборот, оттолкнул их от себя, способствовал своими непродуманными действиями их безразличию к учебе. Поэтому не случайно, что каждый пятый (18,3%) несовершеннолетний преступник считает, что дополнительное внимание к подросткам со стороны учителей в школе сыграло бы решающую роль в предупреждении преступности несовершеннолетних [9, с. 42].

С.Л. Сибиряков в своей известной работе «Дети - Преступность - Беда» (Волгоград, 1993) совершенно обоснованно отметил, что к условиям, способствующим преступности несовершеннолетних, следует отнести безнадзорность, т.е. отсутствие должного контроля за подростками со стороны родителей или лиц, их заменяющих [19].

Н.И. Ветров писал по этому поводу, что «безнадзорность является тем криминогенным фактором, который во многом способствует правонарушениям среди детей и подростков» [20].

Ю.Р. Орлова и В.И. Шиян следующим образом охарактеризовали взаимосвязь преступности и безнадзорности несовершеннолетних: «У

безнадзорных детей, лишенных заботы со стороны семьи, общества и государства, вырабатывается стереотип противоправного поведения, отчуждения от общепризнанных духовно-нравственных ценностей и жизнеутверждающих ориентиров. Кроме того, безнадзорность несовершеннолетних как негативное социальное явление характеризуется не только отсутствием или ослаблением контроля за поступками и поведением несовершеннолетних, но и серьезными «пробелами» в организации воспитания в семье, искажением положительной сущности этого процесса, имеющим своим следствием совершение данными лицами административных правонарушений и даже преступлений» [5, с. 66-67].

Одним из совокупности криминогенных детерминант, обусловливающих преступность несовершеннолетних, являются результаты воздействия средств массовой информации.

Средства массовой информации стали заниматься не правовым воспитанием, а пропагандой образа жизни криминальных организаций, авторитетов криминального мира, смаковать «громкие» убийства, хищения и другие тяжкие преступления [10, с. 48]. В.В. Гриб отметил, что СМИ сегодня не только не оказывают положительного воздействия на правосознание молодых граждан, но зачастую дают обратный эффект. Темы преступности, проституции,

дезертирства в СМИ далеко не всегда вызывают у молодых граждан отрицательные установки к этим явлениям. Во многих материалах печати присутствует тема усиления потребительских проявлений психологии молодежи, отсутствует элемент дискуссионности в обсуждениях актуальных вопросов правовой культуры и правомерного поведения молодежи. В то же время в статьях с излишними подробностями описываются процесс совершения преступлений, без морально-психологической оценки правонарушений [21].

С.Я. Лебедев по данному поводу писал: «Нельзя не высказать своего негодования по поводу криминогенного и часто откровенно криминального воздействия многих образов телевизионного «творчества» на сознание молодых людей. Телевидение сегодня перенасыщено сценами криминального насилия. Как не понимать, что сегодня десяти-двенадцатилетние подростки, впитывая эти кошмары с экрана, через четыре - пять лет, достигнув возраста уголовной ответственности, будут видеть в насилии единственное средство разрешения любых конфликтов. Полагаю, тогда преступность действительно приобретет характер национальной угрозы!» [22].

Негативные тенденции в области предупреждения преступности в конце ХХ в. отрицательно повлияли на состояние преступности несовершеннолетних. Как отметил А.И. Алексеев, «серьезной ошибкой, допущенной на старте реформ, был отказ от идеи приоритетности предупреждения в ряду основных направлений борьбы с преступностью и во многом связанный с этим развал системы социальной и специальной криминологической профилактики. Сдача позиций в данной сфере происходила под превратно понимаемыми лозунгами демократизации и либерализации жизни общества, утверждения свободы личности, защиты ее прав и свобод. Именно этим, например, оправдывались скоропалительные решения об отмене уголовной ответственности за бродяжничество, ведение паразитического образа жизни, нарушение паспортных правил, злостное нарушение правил административного надзора, принудительного лечения алкоголиков и наркоманов (кроме случаев его применения в соответствии с УК РФ) и тому подобные внешне гуманные акции»

[23]. В начале 90-х гг. ХХ в. была фактически разрушена прежняя система профилактики преступлений, а образовавшийся вакуум, как отметил С.И. Герасимов, не был восполнен новыми организационными и правовыми мерами профилактики, что стало одним из факторов, обусловившим рост преступности

[24].

Кризис в политической, экономической, социальной, правовой и духовной сферах жизнедеятельности нашего общества на рубеже веков, резким падением уровня жизни в совокупности с другими объективными и субъективными факторами повлек за собой распад системы социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних, а с ней такого важного направления, как взаимодействия с другими субъектами профилактической деятельности. Этому подтверждение - прекращение или резкое ослабление в последнем десятилетии ХХ в. работы многих комиссий по делам несовершеннолетних, общественных воспитателей несовершеннолетних, спортивно-трудовых и военизированных объединений, разрушение различных досуговых форм занятости подростков [25].

В 90-х гг. ХХ в. упал престиж работы в правоохранительных орга нах, вследствие оттока квалифицированных сотрудников в коммерческие, частные охранные и другие структуры они понесли значительные кадровые потери, урон

делу противодействия преступности нанесен чехардой реорга низаций, частой сменой руководства правоохранительных органов, кроме того, практически утрачены существовавшие ранее многосторонние связи сил правопорядка с населением [26].

Литература:

1. Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., 1994. С. 137.

2. Антонян Ю. М. Причины преступности в России // Преступность в России: причины и перспективы. Вып. 2. М., 2005. С. 3.

3. Миненок М.Г., Миненок Д.М. Корысть. Криминологические и уголовно -правовые проблемы. СПб., 2001. С. 35.

4. Бакаев А.А., Остапенко Н.И. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 2003. С. 12.

5. Орлова Ю.Р., Шиян В.И. Предупреждение корыстно-насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними женского пола. М., 2008.

6. Чапурко Т.М. Социально-правовая оценка насилия над детьми // Криминальное насилие: общие проблемы и опыт борьбы в Республике (Саха) Якутия. М., 2004. С. 62.

7. Литвинов В.И. Причины и условия формирования групп несовершеннолетних, совершающих преступления с корыстной мотивацией // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 45. М., 1987. С. 118-119.

8. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980. С. 75.

9. Ильяшенко А.Н. Социальная среда в генезисе преступного поведения (особенности криминализации несовершеннолетних под влиянием социальной микросреды). М., 2001.

10. Буланова И.А., Дякина И.А., Самыгин П.С. Правовые ценности российской молодежи. Ростов н/Д, 2006.

11. О состоянии работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве // Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2006 г. М., 2007. С. 45.

12. Рыбальская В.Я. Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних. Иркутск, 1994. С. 123.

13. Сибиряков С.Л., Демидов Н.Н., Анисимов П.В. Насилие и дети: состояние, причины, защита и профилактика. Волгоград, 1994. С. 3.

14. Бурков А.А. О положительном опыте работы отдела по делам несовершеннолетних ОВД г. Георгиевска и Георгиевского района по работе с неблагополучными семьями // Совершенствование деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике. М., 2008. С. 34-35.

15. Зыков О.В. Насилие над ребенком - причина детской беспризорности, наркомании и преступности // Государственная система профилактики правонарушений: современное состояние и перспективы развития. М., 2008. С. 311-312.

16. Унарова Л.Д. Взаимосвязь насилия в семье и насилия в обществе // Криминальное насилие: общие проблемы и опыт борьбы в Республике (Саха) Якутия. М., 2004. С. 41, 43.

17. Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М., 1992. С. 141144.

18. Преступность, статистика, закон / Под ред. А.И. Долговой. М., 1997. С. 10-11.

19. Сибиряков С.Л. Дети - Преступность - Беда (как уберечь вашего ребенка от тюрьмы и от сумы). Волгоград, 1993. С. 17.

20. Ветров Н.И. Некоторые вопросы профилактики в свете выборочного анализа динамики и структуры преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних // Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1977. С. 120.

21. Гоиб В.В. Проблемы формирования правосознания молодежи: опыт прошлого, реалии настоящего // Юрист. 1998. № 5. С. 38-40.

22. Лебедев С.Я. Традиционное и нетрадиционное в преступности

несовершеннолетних: новая идеология предупреждения // Российский

следователь. 2004. № 2. С. 34.

23. Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М., 2006. С. 66.

24. Герасимов С.И. Предупреждение преступности: теория, опыт, проблемы // Законность. 2002. № 2. С. 2.

25. Бланков А.С., Кузьмина О.В., Тропина Л.И., Фокин В.М. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: объединить усилия. М., 1996. С. 7.

26. Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М., 2004. С. 67-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.