Гусейнов Арсен Батырханович
соискатель кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России Республика Дагестан, г. Хасовюрт, ул. Грозненская, д. 82, кв. 21. тел. (928) 836-79-99
Детерминация правонарушений несовершеннолетних в России
В криминологии причины определяются как социально-психологические явления, непосредственно порождающие преступность и преступления как свое закономерное следствие, условия - как явления, сами не порождающие преступность и преступления, а способствующие, облегчающие,
интенсифицирующие формирование и действие причины [1]. По справедливому замечанию Ю.М. Антоняна, проблема причин преступности - самая острая, дискуссионная, можно даже сказать, самая болезненная в криминологии [2]. Причинный комплекс преступности несовершеннолетних в России многогранен, он состоит из ряда взаимосвязанных криминогенных факторов. В литературе отмечается, что нынешняя эпоха реформируемой России характери зуется затянувшимся кризисом как в материальной, так и в духовной жизни, такая ситуация не являлась неизбежным объективным процессом, объясняющаяся целым рядом широкомасштабных ошибок и упущений, которые породили в обществе антагонистические явления и процессы, детермини рующие негативные формы отклоняющегося поведения, в том числе и пре ступного [3].
Причинный комплекс преступности несовершеннолетних неразрывно связан с современными условиями жизни общества, производен от общих причин и условий преступности и заключается во взаимодействии негативных факторов в социально-экономической, социально-культурной, воспитательной, политической, правовой, организационно-управленческой и технической сферах жизни общества.
Социально-экономические явления и процессы, происходящие на макроуровне, отражаются на сознании и поведении несовершеннолетних, преломляясь через среду в ближайшем социальном окружении: семью, школу, трудовые коллективы, неформальные группы молодежи по месту жительства.
Эти социальные институты испытывают в настоящее время большие трудности в выполнении своих задач и функций. Антикриминогенный, профилактический их потенциал за годы проводимых в стране реформ значительно снизился.
Коренные причины роста преступности несовершеннолетних, так же как и преступности в целом, связаны с противоречиями общественного развития. Системный кризис, переживаемый в стране с началом радикальных преобразований в экономике и продолжающийся в определенной мере и в настоящее время, сопровождается возникновением новых и обострением ранее имевшихся противоречий [4].
Становление и формирование личности несовершеннолетнего происходит в таких сферах жизнедеятельности, как семейные отношения, учеба, труд и досуг, которые в совокупности образуют целостную среду обитания подрастающего поколения, влияющую на их духовное, физическое и интеллектуальное развитие. Именно в этих сферах следует искать причины негативных тенденций, происходящих в подростково-молодежной среде [5, а 61-62].
Ведущее место в нравственном формировании личности несовершеннолетних занимает родительская семья, а важными с точки зрения воздействия на личность являются семейные отношения.
Важность семейного воспитания заключается в формировании не только социально значимых качеств личности, но и свойственных ей оценочных понятий. Влияние семьи на несовершеннолетнего сильнее влияния школы и общества в целом [6]. Как писал В.И. Литвинов, «если в семье главным в жизни признаются материальный достаток, накопление вещей и погоня за их приобретением любой ценой, выгодные друзья и ловкость в извлечении пользы для себя лично, нетрудно предугадать содержание моральной деформации в сознании, а затем и поведении ребенка.... Регулярные упражнения детей в неоправданном удовлетворении потребностей, стремление получать личные блага без адекватных усилий в труде, при отсутствии положительных примеров для подражания, укрепляют усвоение криминальных стандартов, эталонов и образцов поведения» [7].
Именно семья берет с первых дней жизни на себя всю заботу о его здоровье, воспитании, жизни. Семья дает детям первоначальные знания об окружающем, руководит ими в этом мире, вырабатывает определенные представления и навыки, помогает осуществлять контакты с множеством других лиц, надежно охраняет и защищает их от жизненных трудностей и невзгод. Семья легче и эффективнее осуществляет индивидуальный подход к человеку, вовремя замечает просчеты общества и государства в воспитательной деятельности, активно стимулирует проявляющиеся положительные качества и борется с отрицательными чертами характера. Достойно конкурировать с семьей во всех отношениях, особенно на первоначальном этапе развития личности, не может ни одно общественное или государственное воспитательное учреждение. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие почти всегда создают реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается [5, с. 62].
По утверждению И.С. Кона, практически нет ни одного социального и психологического акта поведения подростков и юношей, которые не зависели бы от их семейных условий в настоящем или прошлом [8].
Как отметил А.Н. Ильяшенко, в силу своей повышенной восприимчивости и эмоциональности, подростки, как правило, в дальнейшей жизни повторяют, «копируют» поведение своих родителей. Если родители вели аморальный образ жизни, пьянствовали, то их дети часто выбирают для себя тот же вариант образа жизни. Этим, в частности, объясняется то, что в семьях несовершеннолетних преступников чаще, чем в семьях подростков из контрольной группы, родители злоупотребляли спиртными напитками.
Эмоциональная атмосфера семьи оказывает решающее влияние на развитие эмоций и социальных чувств ребенка, является предпосылкой нравственного мира личности. В обстановке теплых эмоциональных контактов и взаимопонимания ребенок лучше усваивает установки и требования родителей, духовные и нравственные ценности [9].
В литературе отмечается, что для современного российского общества характерен «кризис семьи», о чем достаточно много написано в различных научных исследованиях. Некоторые исследователи даже считают, что семья в настоящее время выступает в качестве одного из факторов, формирующих преступную психологию молодежи. В частности, одной из причин
дестабилизации семейных отношений является невыполнение семьей в полной мере своих функций [10, с. 45].
О неблагополучном положении в сфере семейного воспитания говорят следующие данные: только в г. Москве по состоянию на 1 января 2007 г. на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел стояли 6011 неблагополучных родителей (на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних - 5 640 семей) [11].
По данным В.Я. Рыбальской, подростки считают, что основной причиной, по которой они совершили преступления, является отрицательное влияние родителей, 14,8% - отсутствие взаимопонимания в семье, 38,3% - неполную семью, 23,5% - тяжелые материальные условия и бытовую неустроенность [12].
Наиболее неблагополучно влияет на формирование личности человека насилие, имеющее место в семье. Насилие - это любой акт психического или физического воздействия одного лица или группы лиц на другое лицо или группу лиц, нарушающий природные или приобретенные права и свободы личности человека [13]. Насилие в семье - это противоправное, общественно опасное физическое, психическое или сексуальное воздействие на человека, обладающее устойчивой тенденцией к эскалации и большой вероятностью повторения одного члена семьи в отношении другого, совершенное против или помимо воли потерпевшего, независимо от фактических последствий такого воздействия [14].
Насилие в семье в настоящее время является одной из наиболее сложных и актуальных проблем российского общества. Неблагополучные отношения в семьях, жестокость и насилие в отношении детей, унижение их достоинства и принуждение к противоправному поведению становятся фактами повседневной жизни для многих несовершеннолетних. Как отметил О.В. Зыков, внутрисемейное насилие является наиболее драматической формой насилия над ребенком, «ребенок находится в замкнутом пространстве, нет никаких ресурсов и возможности изменить ситуацию, которая неизбежно и безвозвратно калечит психику ребенка и лишает его возможности стать полноценной личностью в дальнейшем» [15].
Жесткое отношение к детям и другим членам семьи передается из поколения в поколение. Происходит воспроизводство насилия и пренебрежения не только в семье, но и в обществе. Жесткость в обществе и жесткость в семье неотделимы друг от друга [16].
Криминологами давно доказано, что преступность, в том числе несовершеннолетних, часто связана с бедностью, обнищанием населения. Как справедливо отметил Ю.М. Антонян, «нельзя забывать, что бедное общество бедно и духовно, что является одной из главных причин нынешнего высокого уровня безнравственности и преступности. Особенно неблагополучно социально-экономическое положение молодежи из необеспеченных и малообеспеченных семей, которыми почти наглухо закрыт доступ к модным и престижным вещам, обладающим в их глазах огромной притягательной силой. Это может толкать их на совершение погромов, краж, грабежей, разбоев и хулиганских действий» [17].
Следует отметить, что на рубеже веков в России произошло социальное расслоение населения, семей по уровню доходов и качеству жизни. Многие категории населения оказались за чертой бедности, деморализованы и социально дезорганизованы. В таких условиях психологически-преступное поведение становится явлением, привычным для населения, даже образом
жизни и способом выживания не только отдельных лиц, но и целых групп людей [18].
К сожалению, в последние годы образовательные учреждения в силу неблагоприятных изменений, произошедших в обществе, утратили свои позиции в воспитании и профилактике правонарушений несовершеннолетних. Отчасти, это связано со снижением уровня подготовки преподавательского состава. Как отметил А.Н. Ильяшенко, педагогическая некомпетентность многих учителей приводит к потере авторитета педагогов, школы среди подростков, резко снижает их интерес к учебе. О том, что неумелая работа с учениками накладывает отрицательный отпечаток на их отношение к учебе, свидетельствует и то обстоятельство, что 37,5% юношей-преступников и 21,7% девушек-преступниц плохой учебой выражали протест учителям. В данном случае коллектив школы не только не нашел индивидуальный подход к трудным ученикам, не завоевал доверия у них, не установил эмоциональный контакт с ними, чтобы затем попытаться компенсировать изъяны семейного воспитания, а наоборот, оттолкнул их от себя, способствовал своими непродуманными действиями их безразличию к учебе. Поэтому не случайно, что каждый пятый (18,3%) несовершеннолетний преступник считает, что дополнительное внимание к подросткам со стороны учителей в школе сыграло бы решающую роль в предупреждении преступности несовершеннолетних [9, с. 42].
С.Л. Сибиряков в своей известной работе «Дети - Преступность - Беда» (Волгоград, 1993) совершенно обоснованно отметил, что к условиям, способствующим преступности несовершеннолетних, следует отнести безнадзорность, т.е. отсутствие должного контроля за подростками со стороны родителей или лиц, их заменяющих [19].
Н.И. Ветров писал по этому поводу, что «безнадзорность является тем криминогенным фактором, который во многом способствует правонарушениям среди детей и подростков» [20].
Ю.Р. Орлова и В.И. Шиян следующим образом охарактеризовали взаимосвязь преступности и безнадзорности несовершеннолетних: «У
безнадзорных детей, лишенных заботы со стороны семьи, общества и государства, вырабатывается стереотип противоправного поведения, отчуждения от общепризнанных духовно-нравственных ценностей и жизнеутверждающих ориентиров. Кроме того, безнадзорность несовершеннолетних как негативное социальное явление характеризуется не только отсутствием или ослаблением контроля за поступками и поведением несовершеннолетних, но и серьезными «пробелами» в организации воспитания в семье, искажением положительной сущности этого процесса, имеющим своим следствием совершение данными лицами административных правонарушений и даже преступлений» [5, с. 66-67].
Одним из совокупности криминогенных детерминант, обусловливающих преступность несовершеннолетних, являются результаты воздействия средств массовой информации.
Средства массовой информации стали заниматься не правовым воспитанием, а пропагандой образа жизни криминальных организаций, авторитетов криминального мира, смаковать «громкие» убийства, хищения и другие тяжкие преступления [10, с. 48]. В.В. Гриб отметил, что СМИ сегодня не только не оказывают положительного воздействия на правосознание молодых граждан, но зачастую дают обратный эффект. Темы преступности, проституции,
дезертирства в СМИ далеко не всегда вызывают у молодых граждан отрицательные установки к этим явлениям. Во многих материалах печати присутствует тема усиления потребительских проявлений психологии молодежи, отсутствует элемент дискуссионности в обсуждениях актуальных вопросов правовой культуры и правомерного поведения молодежи. В то же время в статьях с излишними подробностями описываются процесс совершения преступлений, без морально-психологической оценки правонарушений [21].
С.Я. Лебедев по данному поводу писал: «Нельзя не высказать своего негодования по поводу криминогенного и часто откровенно криминального воздействия многих образов телевизионного «творчества» на сознание молодых людей. Телевидение сегодня перенасыщено сценами криминального насилия. Как не понимать, что сегодня десяти-двенадцатилетние подростки, впитывая эти кошмары с экрана, через четыре - пять лет, достигнув возраста уголовной ответственности, будут видеть в насилии единственное средство разрешения любых конфликтов. Полагаю, тогда преступность действительно приобретет характер национальной угрозы!» [22].
Негативные тенденции в области предупреждения преступности в конце ХХ в. отрицательно повлияли на состояние преступности несовершеннолетних. Как отметил А.И. Алексеев, «серьезной ошибкой, допущенной на старте реформ, был отказ от идеи приоритетности предупреждения в ряду основных направлений борьбы с преступностью и во многом связанный с этим развал системы социальной и специальной криминологической профилактики. Сдача позиций в данной сфере происходила под превратно понимаемыми лозунгами демократизации и либерализации жизни общества, утверждения свободы личности, защиты ее прав и свобод. Именно этим, например, оправдывались скоропалительные решения об отмене уголовной ответственности за бродяжничество, ведение паразитического образа жизни, нарушение паспортных правил, злостное нарушение правил административного надзора, принудительного лечения алкоголиков и наркоманов (кроме случаев его применения в соответствии с УК РФ) и тому подобные внешне гуманные акции»
[23]. В начале 90-х гг. ХХ в. была фактически разрушена прежняя система профилактики преступлений, а образовавшийся вакуум, как отметил С.И. Герасимов, не был восполнен новыми организационными и правовыми мерами профилактики, что стало одним из факторов, обусловившим рост преступности
[24].
Кризис в политической, экономической, социальной, правовой и духовной сферах жизнедеятельности нашего общества на рубеже веков, резким падением уровня жизни в совокупности с другими объективными и субъективными факторами повлек за собой распад системы социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних, а с ней такого важного направления, как взаимодействия с другими субъектами профилактической деятельности. Этому подтверждение - прекращение или резкое ослабление в последнем десятилетии ХХ в. работы многих комиссий по делам несовершеннолетних, общественных воспитателей несовершеннолетних, спортивно-трудовых и военизированных объединений, разрушение различных досуговых форм занятости подростков [25].
В 90-х гг. ХХ в. упал престиж работы в правоохранительных орга нах, вследствие оттока квалифицированных сотрудников в коммерческие, частные охранные и другие структуры они понесли значительные кадровые потери, урон
делу противодействия преступности нанесен чехардой реорга низаций, частой сменой руководства правоохранительных органов, кроме того, практически утрачены существовавшие ранее многосторонние связи сил правопорядка с населением [26].
Литература:
1. Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., 1994. С. 137.
2. Антонян Ю. М. Причины преступности в России // Преступность в России: причины и перспективы. Вып. 2. М., 2005. С. 3.
3. Миненок М.Г., Миненок Д.М. Корысть. Криминологические и уголовно -правовые проблемы. СПб., 2001. С. 35.
4. Бакаев А.А., Остапенко Н.И. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 2003. С. 12.
5. Орлова Ю.Р., Шиян В.И. Предупреждение корыстно-насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними женского пола. М., 2008.
6. Чапурко Т.М. Социально-правовая оценка насилия над детьми // Криминальное насилие: общие проблемы и опыт борьбы в Республике (Саха) Якутия. М., 2004. С. 62.
7. Литвинов В.И. Причины и условия формирования групп несовершеннолетних, совершающих преступления с корыстной мотивацией // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 45. М., 1987. С. 118-119.
8. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980. С. 75.
9. Ильяшенко А.Н. Социальная среда в генезисе преступного поведения (особенности криминализации несовершеннолетних под влиянием социальной микросреды). М., 2001.
10. Буланова И.А., Дякина И.А., Самыгин П.С. Правовые ценности российской молодежи. Ростов н/Д, 2006.
11. О состоянии работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве // Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2006 г. М., 2007. С. 45.
12. Рыбальская В.Я. Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних. Иркутск, 1994. С. 123.
13. Сибиряков С.Л., Демидов Н.Н., Анисимов П.В. Насилие и дети: состояние, причины, защита и профилактика. Волгоград, 1994. С. 3.
14. Бурков А.А. О положительном опыте работы отдела по делам несовершеннолетних ОВД г. Георгиевска и Георгиевского района по работе с неблагополучными семьями // Совершенствование деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике. М., 2008. С. 34-35.
15. Зыков О.В. Насилие над ребенком - причина детской беспризорности, наркомании и преступности // Государственная система профилактики правонарушений: современное состояние и перспективы развития. М., 2008. С. 311-312.
16. Унарова Л.Д. Взаимосвязь насилия в семье и насилия в обществе // Криминальное насилие: общие проблемы и опыт борьбы в Республике (Саха) Якутия. М., 2004. С. 41, 43.
17. Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М., 1992. С. 141144.
18. Преступность, статистика, закон / Под ред. А.И. Долговой. М., 1997. С. 10-11.
19. Сибиряков С.Л. Дети - Преступность - Беда (как уберечь вашего ребенка от тюрьмы и от сумы). Волгоград, 1993. С. 17.
20. Ветров Н.И. Некоторые вопросы профилактики в свете выборочного анализа динамики и структуры преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних // Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1977. С. 120.
21. Гоиб В.В. Проблемы формирования правосознания молодежи: опыт прошлого, реалии настоящего // Юрист. 1998. № 5. С. 38-40.
22. Лебедев С.Я. Традиционное и нетрадиционное в преступности
несовершеннолетних: новая идеология предупреждения // Российский
следователь. 2004. № 2. С. 34.
23. Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М., 2006. С. 66.
24. Герасимов С.И. Предупреждение преступности: теория, опыт, проблемы // Законность. 2002. № 2. С. 2.
25. Бланков А.С., Кузьмина О.В., Тропина Л.И., Фокин В.М. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: объединить усилия. М., 1996. С. 7.
26. Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М., 2004. С. 67-68.