ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 6. 2007. Вып. 4
Т. В. Васильева
ДЕТЕРМИНАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ: ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
Общение - одна из основных сфер человеческой жизни. В ней возникают, проявляются и реализуются межличностные отношения, складываются необходимые условия как для развития ребенка, так и для формирования и развития личности взрослого, его сознания и самосознания. Качество жизни человека в большой мере зависит от того, как он общается с другими людьми: позитивное общение ведет к приносящим удовлетворение, продуктивным отношениям с коллегами, друзьями, любимыми, родственниками; прямым следствием нарушений взаимодействия оказывается снижение эффективности саморегуляции, неумение правильно организовывать диалог с окружающими.
Общение - обмен информацией, взаимовосприятие и взаимодействие людей. Это открытая и подвижная система, обеспечивающая возможность распределения и перераспределения функций между его участниками, смены ролей по ходу решения задачи, взаимной коррекции, контроля, компенсации. Данная сфера в последнее время привлекает пристальное внимание исследователей. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, И. С. Кон), психолингвистов (А. А. Леонтьев), специалистов по социальной психологии (Б. Ф. Поршнев, Г. М. Андреева), детской и возрастной психологии (В. С. Мухина, Я. Л. Коломинский)1.
Как человек ведет себя во взаимодействии с другими людьми, что он чувствует при этом, что определяет своеобразие и непохожесть общающихся? Здесь можно говорить о психологических детерминантах общения.
Психологические детерминанты общения -это те явления психологической реальности индивида, которые определяют особенности коммуникативной сферы человека, характеризуют его восприятие и оценку происходящего в процессе общения, обусловливают поведение в ситуациях взаимодействия с окружающими людьми.
Разнообразие видов подобных детерминант очень велико. В данной работе делается акцент на изучении потребностно-мотивационного компонента коммуникативной сферы человека. Можно выделить следующие три основные категории, которые стали предметом нашего исследования:
1) потребность в общении как изначальный пусковой механизм, который вызывает желание общаться или не общаться;
2) социальные мотивы аффилиации - стремление к принятию и чувствительность к отвержению - под их воздействием желание общаться может усиливаться, приобретая цель, а может ослабевать или вовсе исчезнуть;
3) психологические барьеры общения - защитные механизмы личности, фильтр, проходя сквозь который первоначальные импульсы становятся такими, какими мы их наблюдаем.
Также учитывались индивидуально-психологические особенности личности.
© Т. В. Васильева, 2007
Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке. Потребность общаться есть внутренняя причина того, почему человек идет на контакт с другими людьми, стремится взаимодействовать с ними, а коммуникативные мотивы - ради чего предпринимается общение - его г/еть2. Внутриличностная потребность человека общаться определяется уровнем стремления презентировать свой внутренний мир, а раскрытие или утаивание своего внутреннего мира напрямую связаны с аффилиацией3.
Аффилиация - стремление человека к принятию, психологической близости с другими людьми, к установлению эмоциональных контактов. Еще в 1938 г. Г. Мюррей определил мотив аффилиации следующим образом: «Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группе»4.
Существует две формы аффилиативного мотива - стремление к принятию (человек хочет быть принятым в группе, ему важно «быть своим», он активно будет этого добиваться) и боязнь отвержения (человек болезненно воспринимает критику и негативное отношение к себе со стороны окружающих, будет прикладывать усилия, чтобы этого избежать). В сфере личностных особенностей наряду с внутренними потребностями в общении и взаимодействии, способностями к самораскрытию значительную роль играют психологические защиты личности.
Впервые термин психологическая защита употребил Зигмунд Фрейд в своей работе в 1926 г. Психологическая защита по Фрейду - необходимое условие сохранения стабильности личностной структуры в условиях внутреннего конфликта между Эго, СуперЭго и Ид5. В настоящее время психологической защитой считаются любые реакции, которым человек научился и которые использует осознанно или неосознанно, чтобы защитить свою внутреннюю психическую структуру, свое «Я» от чувств тревоги, стыда, вины, гнева, а также от конфликта, фрустрации и других ситуаций, переживаемых как опасные6.
Главными отличительными признаками, общими для разных видов защитных механизмов, являются следующие особенности:
а) защитные механизмы имеют в основном бессознательный характер: т. е. человек не осознает ни причин и мотивов, ни целей, ни самого факта своего защитного поведения по отношению к определенному явлению, объекту или другому человеку;
б) результатом работы защитных механизмов является то, что они искажают, подменяют или фальсифицируют реальность, с которой имеет дело субъект.
Чрезмерное развитие психологической защиты препятствует нормальному человеческому общению, воздвигает психологические барьеры между людьми. С другой стороны, у защитных механизмов имеется и положительная сторона - в ряде случаев они являются средством приспособления человека к требованиям реальности (или к завышенным внутренним требованиям к самому себе), способом адаптации в посттравматических состояниях.
Описание исследования
В нашей работе мы обратились к изучению приведенных психологических детерминант и их возможных взаимосвязей в потребностно-мотивационной структуре личности. Было опрошено 120 человек в возрасте от 18 до 60 лет, итоговая выборка состояла из четырех групп: группа зрелого возраста (40-60 лет), группа среднего возраста (25-40 лет), группа студентов технических и гуманитарных специальностей (18-25 лет), группа
студентов-психологов (18-25 лет). Все полученные в ходе исследования данные изучались как в рамках всей выборки, так и в рамках конкретных возрастных групп.
Применялись следующие методики: опросник Ю. М. Орлова «Потребность в общении», опросник «Мотивы аффилиации» А. Меграбяна в модификации М. Ш. Магомед-Эминова, методика LSI - «Тест-опросник механизмов психологической защиты {Life Style Index)» Келлермана-Плутчика, авторская методика - опросник аффективных и поведенческих реакций в эмоционально значимых ситуациях общения (АиПР), 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (16PF, форма С). При обработке результатов использовались качественные методы анализа данных, методы описательной статистики с последующим корреляционным и факторным анализом. Значимость различий проверялась с помощью статистических критериев Пирсона и yl.
Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы.
В целом по выборке наблюдается преобладание высоких значений уровня потребности в общении. Это свидетельствует о внутренней склонности и желании испытуемых общаться; женщины демонстрируют уровень потребности в общении несколько выше среднего, а мужчины - несколько ниже среднего, однако статистически эти различия незначимы.
Самые высокие показатели потребности в общении среди всех поло-возрастных групп наблюдаются в группе мужчин среднего возраста. Минимальные средние значения демонстрируют мужчины зрелого возраста. И в целом наибольший разброс в результатах наблюдается именно среди испытуемых-мужчин, данные испытуемых-женщин более однородны, без «всплесков», что свидетельствует о том, что женщины всех возрастов более схожи по выраженности потребности в общении, а среди мужчин наблюдаются наибольшие вариации по данному показателю. Это согласуется с гипотезой В. А. Геодакяна о дифференциации полов, которую он доказал в своей эволюционной теории пола7.
Потребность в общении с возрастом видоизменяется: сужается круг общения, но у-величивается его глубина. Может создаться впечатление, что количественно потребность в общении уменьшается, однако это не вполне соответствует истине - удовлетворение потребности происходит качественно на другом уровне.
Коммуникативное поведение определяется выраженностью у человека таких мотивов аффилиации, как стремление к принятию и чувствитепьность к отвержению (боязнь отвержения). Показатели стремления к принятию и чувствительности к отвержению не коррелируют друг с другом в исследовании и независимо друг от друга определяют специфику общения испытуемых.
У женщин наблюдается тенденция преобладания более высоких значений стремления к принятию; среди всех поло-возрастных групп самые высокие показатели принадлежат женщинам-психологам, самые низкие - мужчинам зрелого возраста.
Чувствительность к отвержению по выборке в целом ниже среднего. Максимальные значения по выборке были выявлены в группе зрелого возраста, минимальные - в группе студентов-психологов.
Наличие определенных видов психологических защит и их развитие также определяют паттерны коммуникативного поведения человека.
Общий уровень защиты у мужчин выше, чем у женщин. Минимальные значения выявлены в группе студентов-психологов, максимальные - в группе мужчин зрелого возраста.
На основе полученных первичных данных с помощью корреляционного анализа были выявлены следующие закономерности взаимосвязей исследуемых величин (ниже представлены только значимые взаимосвязи, а< 0,01).
При высоком уровне развития внутриличностной потребности в общении человек будет стремиться к принятию - эти два параметра очень тесно взаимосвязаны между собой. Также будет наблюдаться выраженность таких индивидуально-психологических черт, как общительность, беззаботность, чувствительность, социальная смелость, экстраверсия, и защитных механизмов отрицания негативных переживаний, регрессии и компенсации.
Формирование у человека психологических механизмов вытеснения, проекции и рационализации, склонности к нонконформизму связаны с низким уровнем потребности в общении, поскольку подавление своих истинных чувств и эмоций, замена их «сухой» логикой, приписывание другим своих негативных устремлений, невозможность гармоничного вхождения в группу не способствуют установлению и поддержанию эмоциональных контактов, формированию и проявлению аффилиации.
Выраженная чувствительность к отвержению связана с преобладанием защитных механизмов проекции, гиперкомпенсации, регрессии и такими личностными чертами, как ответственность, тревожность и фрустрированность. Накопление психологических защит как таковых связано со страхом отвержения, и основным параметром, определяющим развитие и проявление страха отвержения, является личностная тревожность. Эмоциональная устойчивость, смелость и доминантность вкупе с психологическим механизмом отрицания («выбрасывание из головы» тревожащих событий или явлений) связаны с понижением чувствительности к отвержению.
Все личностные факторы по опроснику Кеттелла (кроме фактора интеллекта) имеют множественные корреляции с теми или иными видами психологических защит. Это свидетельствует о том, что защитные механизмы в большей мере, чем мотивационные компоненты, связаны с индивидуально-психологическими особенностями личности.
Наблюдается взаимосвязь между уровнем развития личностных психологических защит и количеством защитных реакций, демонстрируемых в актуальном поведении. Однако осознание своих психологических защит не приводит к соответствующей корректировке собственного поведения.
Для жешцин свойственно преобладание психологической защиты гиперкомпенсации (возможно, это следствие действия стереотипов «как должны вести себя хорошие девочки», закладывающихся в ходе социализации), а также отмечается более высокая выраженность таких черт, как общительность, женственность и тревожность. Для мужчин более характерен высокий уровень психологических защит вытеснения и замещения, а также доминантности как личностного качества. Это, возможно, связано с тем, что в представлениях обыденного сознания успешный мужчина должен быть лидером (быть доминантным), а для этого он не имеет права на открытое демонстрирование своих эмоций (отсюда - развитие психологических защитных механизмов вытеснения) и вынужден перенаправлять их на какой-нибудь другой, более доступный объект (через механизмы замещения).
С возрастом увеличивается уровень проекции, рационализации и гиперкомпенсации, наблюдается общий рост психологической защиты. Для людей более зрелого возраста характерна яркость проявлений ответственности и конформизма. Чем человек моложе, тем более сильны у него аффилиативная тенденция стремления к принятию, психологические защитные механизмы отрицания и компенсации, а также черты общительности, мягкости, социальной смелости, радикализма, экстраверсии. Это может свидетельствовать о том, что для молодых людей более важны широкие (направленные не на углубление, а на широту охвата) эмоциональные контакты с окружающими, а с возрастом направленность личности
вовне сменяется направленностью на собственный внутренний мир, уровень экстраверсии и стремление к принятию снижаются, и потребность в общении с большим количеством людей сменяется на предпочтение более близких, но немногочисленных контактов,
С помощью факторного анализа были получены следующие факторы, обусловливающие особенности коммуникативного поведения человека.
Реакция «взрослого ребенка» состоит из общего уровня психологической защиты и психологических защит регрессии и гиперкомпенсации. Это значит, в мышлении и поведении человека одновременно сосуществуют две противонаправленные установки: в сложных ситуациях вести себя то как ребенок (согласно механизму регрессии), то как гипертрофированный взрослый (согласно механизму гиперкомпенсации). Возможно, это связано с подсознательным желанием найти универсальную формулу ухода от трудностей в любой ситуации - то превращаясь в ребенка, который не несет никакой ответственности, то становясь взрослым, который может поучать и решать за других.
Реакция вымещения складывается посредством механизмов регрессии и замещения, а также общего уровня психологической защиты и экстраверсии. Данный фактор описывает характерное поведение защитного типа - сочетание ухода от ответственности (регрессия) и выброс негатива на безобидный объект рядом с собой (замещение).
Реакция гиперкомпенсации складывается из общего уровня психологической защиты и реактивных образований - механизма защиты, посредством которого с неприемлемыми импульсами справляются путем преувеличения противоположного стремления. Использование одного из компонентов амбивалентного конфликта - обычное явление при подавлении другого компонента.
Оба фактора (реакция вымещения и реакция гиперкомпенсации) были выделены для групп с максимально высокими показателями выраженности стремления к принятию и чувствительности к отвержению. Исследователями проблем аффилиации было показано, что сочетание высокой надежды на аффилиацию и высокой чувствительности к отвержению часто приводит к сильным внутренним конфликтам: человек стремится к общению и в то же время избегает его8. Реакция вымещения позволяет выплеснуть эмоции в общении, используя фактор экстраверсии - свою направленность вовне, на окружающий мир и людей - и уйти от ответственности. А реакция гиперкомпенсации позволяет еще избавиться при этом от моральных угрызений при общении и взаимодействии с другими, что немаловажно для социально-ориентированных людей.
Защитная реакция компенсации включает психологический механизм компенсации и общий уровень защиты и защитного поведения.
Данный фактор выделяется для группы с минимальной чувствительностью к отвержению. Возможно, это связано с тем, что если у человека очень слаба чувствительность к отвержению, то при возникновении проблемной ситуации он спокойно перейдет из зоны сложностей в более доступную для него сферу и попытается реализоваться там, если желаемая область недоступна.
В ходе факторного анализа не было обнаружено значимого влияния переменных пола и возраста. Также нигде не фигурируют показатели потребности в общении и выраженности мотивов аффилиации. Среди личностных черт только экстраверсия вошла в ряд факторов.
Содержание факторов оказалось представленным такими механизмами психологической защиты, как регрессия, замещение и реактивные образования для всех групп, кроме группы с низкой чувствительностью к отвержению - там включена компенсация.
О чем может свидетельствовать подобное единообразие факторов, выделяемых для различных групп? Возможно, это связано с тем, что в условиях сложных обстоятельств люди склонны реагировать сходным образом. Как только возникает угроза столкновения с проблемой, активизируются защитные шаблоны поведения, и совершенно различные люди начинают реагировать схожим образом, а именно с использованием психологических Эго-защитных механизмов, поскольку это один из самых простых и надежных способов защиты своего «Я» в любых сложных ситуациях.
Заключение
В ходе анализа результатов подтвердились гипотезы о том, что специфику межличностного общения определяют такие психологические явления, как внутриличностная коммуникативная потребность, мотивы аффилиации, психологические защиты, которые тесно взаимосвязаны, и что данные характеристики имеют тендерную детерминацию и возрастную динамику.
Тема психологических детерминант и их особенностей сложна и разнообразна; она не теряет актуальности, наполняясь новым содержанием сообразно изменениям внешней среды. Все больше проявляется ее связь с практикой, где общение может служить не только целью, но и средством - управления, коррекции, терапии, - и возникают перспективы для дальнейшего изучения.
Чем большими знаниями и возможностями мы будем обладать в сфере межличностных коммуникаций, тем полнее будет научное представление данной позиции, тем эффективнее мы сможем строить наши отношения с людьми на практике, выше будет наша компетентность в данной области. А компетентность в общении является одним из важнейших умений в рамках реальной ситуации сегодняшнего дня, поскольку взаимодействие с окружающими в тех или иных своих проявлениях становится основной ценностью современного мира.
' Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М., 2001.
2 Там же.
3 Бобнева М. И. Нормы общения и внутренний мир личности // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. А. Л. Свенцицкого. СПб., 2000. С. 339-362.
4 Хекхаузен X. Мотивация и деятельность; В 2 т. СПб., 2003. Т. 1.
5 Фрейд А. Эго и механизмы защиты. М., 2003.
6 Грановская Р. М., НикопьскаяИ. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб., 2001; Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Мытищи, 1996.
7 Искрин В. И. Диалектика полов. СПб., 2001.
8 КуницынаВ. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2002.
С.татъя ппиията к печати 24 декабтя 2006 2-