...................................................................................................ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ДЕТЕРМИНАНТЫ КРИМИНАЛЬНЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ПОГЛОЩЕНИЙ В РОССИИ
А.Ю. ФЕДОРОВ,
начальник кафедры совершенствования деятельности ОВД Уральского юридического института МВД РФ, кандидат юридических наук
Аннотация. Статья посвящена проблеме неправомерных захватов собственности (рейдерству) в России. Дается характеристика основным детерминантам рейдерских поглощений. Ключевые слова: рейдерство, захват собственности, общественная опасность, экономическая безопасность.
DETERMINANTS OF THE CRIMINAL CORPORATIVE ABSORPTIONS IN RUSSIA
A.YU. FEDOROV,
head of the Department of Professional Development of the Division of Internal Affairs of Ural Juridical Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law
The summary. Scientific article is devoted to the problem of illegal seizure of property (raids) in Russia. In the article characterizes the basic determinants of raids absorptions. Key words: raids, seizure of property, public danger, economic security.
Сегодня рейдерство выступает: эффективным инструментом недобросовестного завладения собственностью; самостоятельным видом криминального бизнеса; разновидностью экономической преступности. Причинный комплекс, характерный для экономической преступности, в равной степени можно отнести и к рейдерству. Существенную криминогенную роль в рассматриваемой сфере сыграло ослабление роли государства. Развитие рейдерства во многом было «задано» процессами приватизации в России.
Объективной причиной существования рейдерства служит слабость государственных институтов, призванных поддерживать правила цивилизованного социально-экономического развития страны. Административная реформа и реформа государственной службы, направленные на совершенствование процесса управления в современном обществе, пока не дали ощутимых результатов.
Увеличению количества рейдерских атак на современном этапе способствует отсутствие развитой экономической системы и авторитетной судебной системы, а так же коррупция и низкая культура правоприменения.
Распространению рейдерства способствует и то, что в России не устоялись, слабо функционируют рыночные институты и прежде всего институт собственности, предпринимательства. Многие предприятия не имеют чистой и прозрачной истории приватизации, рассматриваются как нелегитимные, имеют плохой имидж. Не добавляет стабильности и структура собственности, при которой контрольный пакет целевой компании принадлежит руководству. Систематически нарушаются права акционеров, не выплачиваются дивиденды миноритариям. Низок уровень предпринимательской культуры, ведется «черная»
бухгалтерия, отсутствует корпоративная социальная политика. Предприятия работают в условиях слабой конкурентной среды, плохо развитого фондового рынка. Все это — благоприятная почва для рейдер-ского передела собственности.
Возможности для рейдерства предоставляются, главным образом, пробелами в законодательстве. Существующая в стране нормативно-правовая база не позволяет разделять цивилизованные методы ведения бизнеса в сфере слияний и поглощений и незаконные захваты предприятий. Не существует системного корпоративного права. Отсюда и противоречащие друг другу решения судов. Не установлен эффективный правовой механизм по обеспечению защиты корпоративной собственности, что открывает возможности рейдерского захвата бизнеса со стороны лиц, использующих пробелы в законодательстве.
Другая причина рейдерства связана с оборотом акций. В настоящий момент в России института защиты прав собственника акций, по сути, нет и захват предприятия в нашей стране по большому счету сводится к захвату реестра.
На сегодняшний день в России по статистике 186 тыс. юридических лиц существуют в форме акционерных обществ. Для сравнения: в Германии их только 900. Это, без сомнения, ошибка приватизации, когда большинство предприятий преобразовывалось именно в АО. Во всем мире данная публичная форма собственности используется в исключительных случаях. У нас же из 186 тыс. юридических лиц лишь около тысячи полностью соответствует реальным мировым параметрам. Это означает, что у 185 тыс. предприятий — конфликт формы и содержания, что значительно повышает риски.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Вот один из «самых циничных» способов захвата таких акционерных обществ. Накануне выходных или праздников рейдеры силой вторгаются на предприятие, уничтожают реестр, пишут новый, в ближайшие рабочие дни получают решение суда о действительности этого реестра, после чего у бывшего собственника практически нет никаких шансов доказать свои права.
Рейдерству способствует и то, что в настоящее время не регламентировано использование инсайдерской информации, в результате чего на фондовом рынке часто происходит манипулирование ценами на акции. Правда работа в этом направлении ведется (подготовлен и находится на рассмотрении в Государственной Думе соответствующий законопроект).
Значимым криминогенным фактором в развитии рейдерства выступает коррупция. При этом, выявляется и подвергается уголовному преследованию всего 5% лиц, причастных к коррупционным преступлениям.
На тесную коррупционную связь рейдеров и судей прямо указано в Постановлении Совета Федерации РФ от 19 марта 2008 г.: «Коррупционные явления получили распространение и в судебной системе. Отмечаются случаи затягивания дел по ходатайствам заведомо проигрывающей стороны процесса, что часто используется рейдерами для удержания незаконно захваченной собственности»1.
Глава Следственного Комитета при Прокуратуре РФ А. Бастрыкин пишет: «Практика расследования уголовных дел показывает, что во всех случаях помощь рейдерам оказывают чиновники органов госвласти и местного самоуправления. По многим уголовным делам следователи видят по сути своей неправосудные судебные решения, в которых право собственности на захваченное имущество признается за рейдерами»2.
О том, что в реализуемых схемах рейдерских захватов активную роль играют работники госорганов, судьи, депутаты, адвокаты, нотариусы, риэлторы, аудиторы, оценщики, арбитражные управляющие и др., говорилось и на совещании Президента РФ Д.А. Медведева с членами Совета Федерации (5 ноября 2009 г.)3.
Проблема участия органов государственной власти и управления в корпоративных конфликтах приобретает все большую актуальность. К этим органам активно обращаются все стороны корпоративного конфликта с просьбами о помощи в реализации своих законных прав. Таким образом, государственные органы оказываются втянутыми практически в любой корпоративный конфликт, иногда независимо от своего желания, но часто оказывая поддержку рейдерам.
Такая ситуация не способствует стабильности гражданского оборота и улучшению инвестиционного климата в стане. Западные инвесторы боятся вкладывать капиталы в Россию, так как могут их потерять в результате действий правоохранительных и охранных структур в «масках».
Другая, не менее значимая причина распространения рейдерства — отсутствие должного противодействия со стороны правоохранительных органов этому
общественно опасному явлению. Значительные затруднения вызывает у следователей СК МВД РФ расследование уголовных дел по фактам рейдерских захватов. Так, в 2008 г. СК при МВД РФ расследовалось 352 дела, из которых лишь 56 (2007 г. — 130) направлены в суд (15,9 % от общего числа уголовных дел данной категории). Результаты следственной работы прокуратуры РФ в этом направлении остаются еще более скромными — в 2008—2009 гг. в суд направлено лишь 15,1% уголовных дел, возбужденных по фактам рей-дерства, остальные приостановлены или прекращены.
Таким образом, основные причины распространения рейдерства следующие.
1. Осуществление экономических реформ в стране по криминальному вектору. Это, кроме всего прочего, «снимает» моральные барьеры перед любой прибыльной деятельностью, в особенности, если она не имеет откровенно преступного характера.
2. Получение возможности легализации незаконных сделок через механизмы «добросовестного приобретения» и судебные процедуры.
3. Наличие в стране большого резерва высококвалифицированных специалистов (экономистов, аудиторов, юристов, PR-технологов и др.), из числа которых формируются «команды захватчиков».
4. Отсутствие легального определения рейдерства как криминального явления.
5. Наличие коррупционных связей «захватчиков» с государственными чиновниками. Зачастую люди, отвечающие за соблюдение закона при подобных сделках, а, следовательно, знающие различные слабые места потенциального объекта поглощения, сами выступают либо в роли заказчика, либо покровителя незаконных махинаций.
6. Пассивность правоохранительных органов.
7. Несовершенство уголовного и корпоративного законодательства (например, по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг) по противодействию рейдерству. Недостаточная разработанность практики страхования предпринимательских рисков.
В этих условиях разработка и осуществление комплекса мер организационно-практического и правового (совершенствование гражданского и уголовного законодательства) характера, направленных на противодействие рейдерству становится как никогда актуальной.
1 См.: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 19 марта 2008 г. № 86-СФ «О докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 13. Ст. 1206.
2 Козлова Н. Александр Бастрыкин предлагает ввести уголовную ответственность за рейдерство // Российская бизнес-газета. 2009. № 723 (39). 13 окт.
3 См.: Стенографический отчет о встрече с членами Совета палаты Совета Федерации // Официальный сайт Президента: http://news.kremlin.ru/transcripts/5928.