Экономическая наука современной России
№ 4, 2001 г.
Десять лет экономических реформ в Узбекистане: итоги и перспективы
© А.Ф. Расулев, А.К. Бедринцев, 2001
В статье раскрываются особенности национальной модели рыночных реформ в Узбекистане, важнейшие принципы, положенные в основу ее формирования. Выделены этапы экономических реформ, проведенных в республике на основе узбекской модели, раскрыто их содержание, показаны достижения на каждом из них в области обеспечения макроэкономической стабилизации, создания предпосылок для экономического роста и интеграции в мировую систему.
С момента провозглашения суверенитета в конце 80-х - начале 90-х годов ушедшего века каждая из республик бывшего Союза ССР и Узбекистан в их числе стали строить свою экономическую систему самостоятельно как независимые государства и полноправные члены мирового сообщества. За истекшие годы было много дискуссий по поводу того, чей путь реформирования лучше и эффективнее. Некоторые из постсоветских независимых государств выбрали модель «шоковой терапии», сделав упор на революционном пути рыночной трансформации национальных экономик. Однако время показало, что эволюционный переход от командно-административной, централизованно-плановой системы к основам рыночной экономики,
получивший право на жизнь у нас в республике и названный «узбекской моделью рыночных реформ», является наиболее эффективным по своим результатам и лучше всего отвечает интересам и духу нашего народа. Ведь главное в проведении реформ не они сами как самоцель («реформы ради реформ»), а то, как они способствуют улучшению условий жизни населения.
Сегодня уже очевидно, что «узбекская модель» привлекает пристальное внимание руководителей, специалистов-экономистов не только развивающихся стран, но и ряда государств с развитой рыночной экономикой. Там наш опыт изучают и перенимают.
Теоретическая база данной модели построения рыночной экономики разработана в
трудах Президента Узбекистана И. А. Каримова «Узбекистан - собственная модель перехода на рыночные отношения» (1993 г.), «Узбекистан по пути углубления экономических реформ» (1995 г.), «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса» (1997 г.) и др. В основу ее реализации положены пять ключевых принципов, на которых строится политика переходного периода1 .
• полная деидеологизация экономики;
• сохранение роли государства как главного реформатора;
• главенство закона во всех сферах жизни;
• реализация сильной социальной политики;
• эволюционный характер перехода к рыночной экономике (без «революционных скачков», «шоковой терапии», ущерба для уровня жизни народа).
Сейчас, в десятую годовщину независимости Узбекистана, настало время осмысле-^ ния пройденного пути по реформированию о нашей экономики. Еще раз отметим, что оно ^ осуществлялось с использованием собствен-^ ной модели преобразований, которая наряду ♦ с мировым опытом в области рыночной | трансформации учитывает также националь-о ные особенности и интересы, целевую ори-« ентацию построения демократического пра-
| вового государства в конкретных историчес-
2
& ких условиях, реальное состояние политиче-8 ской и социально-экономической сфер, тра-Ц диции, обычаи и уклад жизни. Иначе говоря, я у нас был задействован такой подход к фор-
К
д мированию модели реформ, при котором
х
§ 1 См.: Каримов И.А. Узбекистан: Собственная ^ С. 37-38.
признается необходимость учитывать важные культурные и исторические особенности страны, одновременно реализовывать общие закономерности эффективного развития экономики и современные экономические функции государства, использовать апробированные в мировой практике рыночные и внерыночные механизмы стимулирования производителей, координации их деятельности, распределения благ, поддержания макроэкономической стабильности и т.п.
При переходных процессах для различных государств возникают совершенно разные задачи. Это связано с тем, что в одних существовали конкурентные рынки, в других нет. Для первых стран актуальны проблемы рыночной модернизации. А для других, прежде всего постсоциалистических, стран на этом этапе главными становятся вопросы осуществления перехода от командно-административного управления и централизованного планирования к рыночным отношениям, причем, как правило, в условиях кризиса. Рыночная экономика не может зародиться в недрах тоталитарной командно-административной системы, поскольку они не имеют генетической общности. В этом и состоит отличительная черта перехода постсоциалистических стран к рынку, сложность данного процесса, не имевшего до недавнего времени аналогов в мировой практике. Этот исторический этап каждое государство должно пройти только ему присущим путем, обретя собственный опыт.
Централизованно-плановая и рыночная экономики - две целостные, внутренне логичные и поэтому совершенно несовмести-
ь перехода на рыночные отношения. Ташкент, 1993.
мые хозяйственные системы. Отсюда невозможность быстрой, одномоментной трансформации первой во вторую. Это переход из одного качественного состояния в другое, создание принципиально нового, а не модернизация или совершенствование существующего хозяйственного механизма.
Своеобразие рыночных преобразований в Узбекистане предопределялось следующими социально-экономическими особенностями:
• сложной демографической ситуацией и низким жизненным уровнем населения, особенно в сельской местности;
• преимущественно сырьевой ориентацией экономики;
• несовершенством структуры внешнеэкономических связей;
• недостаточными возможностями проведения макроэкономической политики (ограниченностью контроля над величиной доходов населения, ценами и денежным обращением, во многом еще несовершенной бюджетной и налоговой политикой и др.);
• сохранением монопольного положения крупных предприятий в производстве основных видов продукции, отсутствием достаточного количества субъектов рыночных отношений;
• ухудшением экологической обстановки в отдельных регионах;
• неразвитостью рыночной инфраструктуры и недостаточной экономико-правовой подготовкой населения.
Выбранная республикой модель перехода от административно-командной, централизованно-плановой системы к социально ориентированной рыночной экономике базируется на следующих общих методологических подходах и принципах:
• коммерциализации хозяйственной деятельности, осуществляемой в ходе трансформации монопольных структур в организованные конкурентные рынки;
• использовании рыночных структур и технических преобразований как взаимосвязанных элементов модернизации национальной экономики;
• проведении приватизации как средства обеспечения конкуренции и формирования системы хозяйственной мотивации (а не как конечной цели);
• проведении реформ с целью улучшения экономического положения каждого человека.
Узбекская модель предлагает в качестве одной из стержневых мер коренное преобразование экономической системы государства путем создания организованной рыночной конкуренции при обеспечении относительно безболезненного характера этого перехода. Такой путь пока не имеет аналогов в мировой практике.
Суть рыночных отношений заключается § в конкуренции, они эффективно действуют | лишь там, где имеет место конкуренция меж- ¡§ ду многими производителями одного и того | же вида продуктов (между показателями их § производства). Это аксиома теории и практи- 1 ки рыночного хозяйствования. Поэтому упор § в нашей национальной модели реформ был | сделан на формирование организованных | конкурентных рынков. ^
Данные рынки по каждой группе товаров 8 имеют свои особые черты. Так, биржа хлоп- 1 ка отличается от строительной, та - от биржи растительного масла и т.д. Однако на всех ^ них должен действовать общий принцип: 2 свободное ценообразование в рамках вилки, § определяемой рентабельностью, вначале для .
подавляющего большинства, а затем для всех представленных на бирже продавцов и покупателей. При этом формирующая роль организаторов биржи состоит в том, чтобы цены не выходили за рамки «вилки рентабельности», т.е. не были бы слишком высокими или слишком низкими. Конкуренция же обязательно приводит к снижению затрат и увеличению выпуска продукции, что даст возможность стабилизировать цены.
В нашей национальной модели реформ образованию системы организованных конкурентных рынков подчинены все прочие элементы (блоки). Это со временем позволит добиться конкурентного рыночного равновесия в народнохозяйственном комплексе республики как важного фактора его устойчивого функционирования и углубления рыночных отношений.
Создание благоприятных макроэкономических условий в Узбекистане осуществлялось путем комбинации экономических (стабилизационные программы, демонополиза-
1 г. ция, конверсия, реформа собственности, зе-200 мельная реформа) и политических мер, демо-4, кратизации всех сторон жизнедеятельности, ^ разрушения административно-командных ♦ структур управления и формирования новых Щ хозяйственных институтов. В частности, бы-Рос ли созданы коммерческие банки, финансово-« промышленные группы, различные элемен-
енн ты рыночной инфраструктуры, механизмы
2
& стимулирования мелкого и среднего пред-со принимательства. Все это позволило образо-ука вать институциональную среду, опосредствуя ющую функционирование субъектов хозяй-§
§ ствования.
ич Переход от централизованно-плановой
| экономики к рыночным отношениям проис-
Эк ходил в Узбекистане в период, когда необхо-
димо одновременно обеспечить экономический рост, преодолеть инфляцию и безработицу, добиться высокого уровня занятости населения, высокого качества отечественных товаров. Для решения этих задач в национальной модели рыночных преобразований были использованы научные рекомендации различных экономических школ (кейнсианства, институционализма, неоклассицизма, монетаризма и др.). На базе этих рекомендаций был сформирован своеобразный симбиоз элементов. Назовем лишь некоторые из них: формирование конкурентной среды; обеспечение стабильности национальной валюты, поддержание уровня внутренних цен; стимулирование совокупного спроса; поддержание платежного и внешнеторгового баланса; защита отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции; поддержание уровня золотовалютных ресурсов; защита окружающей среды; поддержание оптимального уровня безработицы и др.
Вместе с тем при проведении крупномасштабных преобразований не следует отказываться, как это произошло во многих постсоциалистических странах, от осуществления взаимосогласования экономической и социальной политики. Непродуманные рекомендации (например, обвальная либерализация цен, оторванная от структурных и институциональных изменений, приватизационных процессов и действенной социальной защиты населения) обусловливают такие негативные явления, как рост неплатежей, спад производства и т.п.
Важнейшей проблемой при использовании зарубежных советов является их совместимость с отечественным экономическим генотипом и культурной средой, базирующимися на национальных и религиозных тради-
циях и обычаях (справедливость как идеал и консолидирующее начало, ценности коллективной работы, отношения к деньгам, государству и общественным институтам, высокий статус образования и др.). Так, коллективистский характер народов Узбекистана отрицает доминирование индивидуализма, обособленности разных слоев общества. Присущий нашим согражданам корпоративизм проявляется в идеях сотрудничества, в кооперации и коллективных формах малого и среднего предпринимательства. Без учета взаимосвязи с культурой невозможно решение многих социально-экономических проблем, поскольку большое воздействие на поведение хозяйствующих субъектов оказывают не только рыночные критерии эффективности, но и этика договорных отношений (и предпринимательская этика в целом).
Переход от командно-административной системы к рыночным отношениям выдвинул перед экономической теорией и практикой проблему проведения глубоких структурных преобразований в народнохозяйственном комплексе. Причем данные структурные преобразования обязательно должны быть заложены в национальную модель реформ в качестве отправного принципа и рассматриваться как главное условие достижения макроэкономической стабилизации и экономического роста, повышения благополучия населения и интегрирования республики в мировую хозяйственную систему.
Из сказанного можно сделать вывод, что формирование узбекской модели экономических реформ опирается на следующие принципиальные положения:
ориентация на достижение конечного результата, обеспечивающего рост благосостояния людей;
взаимоувязанное решение проблем стабилизации экономики, макроэкономического роста и оптимальной занятости трудоспособного населения;
экономическое регулирование при помощи рыночного механизма, обеспечивающего (на основе действия законов стоимости, спроса и предложения) ориентацию поведения всех хозяйствующих субъектов на поиск путей достижения наибольшей эффективности производства;
отход от прямого государственного управления производством, предоставление самим товаропроизводителям свободы определять, исходя из экономической целесообразности, виды деятельности, объем и номенклатуру производимой продукции, круг производственно-хозяйственных связей;
сохранение активной роли государства в выборе приоритетов инвестиционной политики и привлечении иностранного капитала, в регулировании экономики посредством введения «рамочных условий», использования экономических рычагов и стимулов, обеспе- §
X
чения надежных социальных гарантий; 1
проведение на всех этапах формирования £
рыночных отношений сильной социальной |
политики, направленной в первую очередь на §
защиту социально уязвимых слоев населения 1
(детей, пенсионеров, инвалидов, учащейся §
молодежи и др.). |||
Главная цель и подцели, а также важней- §
шие факторы и характеристики узбекской ^
модели рыночных реформ приведены на рис. £
1. 5
На пути разработки и реализации модели
рыночных реформ в Узбекистане можно вы- ^
делить несколько последовательных этапов. 2
Первый этап: 1989-1991 гг., когда каждая §
из республик бывшего СССР переходила на .
региональный хозрасчет исходя из своих потенциальных возможностей и специализации. Тогда стало ясно, что невозможно сформировать полноправные отношения с союзным центром и другими республиками, если не заменить планово-административную систему управления, не отказаться от существовавшего разделения труда.
Экономика Узбекистана в тот период развивалась под влиянием острого конфликта между реальными возможностями и потребностями республики и ограничениями, навязанными ей системой так называемых социалистических производственных отношений. Надо сказать, что распад СССР и переориентация кооперационных и интеграционных связей в рыночное русло были для Узбекистана не столь болезненны, как можно было ожидать вначале.
Второй этап: 1991-1992 гг. - время упорных поисков собственного пути преобразований. Ведь в отличие от многих европейских или азиатских стран Узбекистан уже пережил эксперимент, именуемый «прыжком из феодализма в социализм, минуя капитализм». Некапиталистическая модель развития имела для республики самые негативные последствия, поскольку производственные отношения так и остались незрелыми, неэффективными. На данном этапе правительственные эксперты и ученые изучали модели, использованные Турцией, Китаем, Южной Кореей и Японией. Эти страны были близки Узбекистану по многим элементам: наличию так называемой азиатской экономики (или азиатского способа производства), корпоративности в организации труда и управления, демографическому положению. Вместе с тем внима-
Главная цель
Создание основ многоукладной социально-ориентированной рыночной экономики
Основные характеристики главной цели
Регулируемый процесс реформирования Осознанный выбор темпов реформы и приоритетов Многоукладность экономики и равноправие форм собственности Социальная ориентация узбекской модели
Обосновывающие факторы и локальные цели
2 О
я о к
т
- выработка стратегии развития правовой и нормативно-законодательной базы;
- создание рыночной инфраструктуры;
- обеспечение экономической, финансовой и социальной безопасности;
- государственная поддержка выхода отечественных товаропроизводителей на мировые рынки;
- прогнозирование и бюджетное регулирование;
- решение эколого-технологических проблем.
- развитие собственности и создание среднего класса, как гарантии необратимости рыночных преобразований;
- развитие конкурентной среды и рост эффективности производства;
- создание новых рабочих мест и рост доходов населения;
- рост конкурентоспособности отечественной продукции несырьевых секторов экономики.
- инвестиции в «человеческий капитал» -главный фактор социально-экономического прогресса;
- обеспечение социальной справедливости и поддержки уязвимых слоев населения в сложных условиях переходного периода;
- улучшение структуры потребления и качества жизненных стандартов.
Рис. 1. Цель узбекской модели рыночных реформ и ее основные характеристики
тельно анализировался опыт Польши, Венгрии, России и других постсоциалистических государств, где применялся механизм «шоковой терапии». Последний способ либерализации и реформирования экономики не мог быть задействован в Узбекистане в связи со сложной социальной обстановкой и отсутствием развитой индустриальной базы. Стало ясно, что нужно искать свой путь реформирования, но, конечно, с учетом мирового опыта.
Третий этап: 1993-1995 гг. - начало формирования полноценной узбекской модели реформ. За это время были заложены основы для создания рыночной инфраструктуры: нормативно-правовая база, система обслуживания новых структур, банковско-кредитные механизмы, налоговая политика. Тогда же активно развернулись процессы становления частного сектора, разгосударствления и приватизации малых и средних предприятий, жилищной сферы и других социальных отраслей (общественного питания, торговли, платных услуг), велась подготовка к акционированию крупных производств. Стало ясно, что автаркия стране не грозит, Узбекистан превратился в полноправного члена международных экономических отношений.
Во время четвертого этапа: 1996-1999 гг. - население Узбекистана окончательно уяснило, что избранный путь не только приобрел реальные контуры и направления, но и верен по способам реформирования и механизмам реализации программ. Многие эксперты даже стали указывать на то, что данный путь имеет некоторую схожесть с развитием новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. В связи с этим зарубежные специалисты стали называть Узбекистан «цент-ральноазиатским тигром». В принципе это верно: спрос на новые товары и технический
прогресс привел к росту удельного веса высокотехнологичных отраслей. Машиностроение и металлургия за указанные годы укрепили свои позиции. Быстрыми темпами развивалась химическая, нефтехимическая и фармацевтическая промышленность.
Реализованные на данном этапе приоритеты по реформированию и осуществленные структурные преобразования позволили достичь макроэкономической стабильности и создать реальные условия для дальнейшего экономического роста и повышения уровня жизни населения страны (см. табл. 1).
Пятый этап начался с 2000 г. и продлится до 2005 г. В течение этого периода республика должна сформировать в полном объеме импортозамещающие производства и переориентироваться на массовый экспорт. Узбекистану следует определить свою роль и значимость в таких региональных объединениях, как Центральноазиатское экономическое сообщество, Организация экономического сотрудничества, Сотрудничество стран Черноморского бассейна, Экономический союз § СНГ и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекис- 1 тан, Азербайджан, Молдова). По мнению £ экспертов, в этот период активизируется наш | диалог с отдаленными, но более крупными § интеграционными структурами - ЕС, «Шан- 1 хайским форумом», АСЕАН, НАФТА и др. § Таким образом, Узбекистану предстоит выра- ||| ботать свою межрегиональную позицию и § обозначить собственную роль в борьбе за но- ^ вый мировой экономический порядок. £
Следует учитывать, что по прогнозам спе- 5 циалистов мировой рынок в XXI в. будет формироваться в результате интеграции евроатлан- ^ тического и азиатско-тихоокеанского рынков. 2 Для того чтобы занять в этом процессе подоба- § ющее место, стратегия встраивания Узбекиста- .
Таблица 1
Основные показатели развития экономики Узбекистана в 2000 г. (в фактических ценах; млрд сум)
2000 г. 2000 г. в % к 1999 г.
Экономические индикаторы
Валовой внутренний продукт 3194,5 104,0
Объем промышленной продукции 1908,6 106,4
Индекс цен производителей промышленной продукции - 160,9
Производство потребительских товаров 912,4 107,7
Валовая продукция сельского хозяйства 1396,1 103,2
В том числе: растениеводство 703,4 102,9
животноводство 692,7 103,5
Инвестиции в основной капитал 696,3 101,0
Строительные работы 372,4 102,9
Перевозки грузов, млн т 795,1 99,0
Грузооборот, млрд т км 55,0 122,3
Перевозки пассажиров, млн человек 3570,5 102,8
Пассажирооборот, млрд пасс.-км 30,7 104,9
Розничный товарооборот 1789,4 107,8
Платные услуги населению 305,4 114,0
Внешнеторговый оборот, млн долл. США 6212,1 97,9
В том числе: экспорт 3264,7 100,9
импорт 2947,4 94,8
Социальные индикаторы
Денежные доходы населения 2373,4 157,7
Денежные доходы на душу населения, тыс. сум 95,9 155,5
Денежные расходы и сбережения 2283,9 158,6
Денежные расходы и сбережения на душу населения, тыс. сум 92,3 156,4
$ Источник. Отчетные данные Государственного департамента статистики Республики Узбекистан.
на в мировое сообщество должна максимально использовать наше геополитическое и геоэкономическое положение. Представляется, что республике в данном плане целесообразно наряду с вхождением в объединения новых независимых государств типа ГУУАМ расширить свое участие в стратегически перспективных и эффективных объединениях за рамками СНГ.
Это относится в первую очередь к «Шанхайскому форуму» (Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан), образованному в 1996 г. с целью обеспечения безопасности в данном регионе. Это должно было послужить основой для усиления интеграционных процессов на Евразийском континенте, что в перспективе даст возможность хозяйственному объединению Европы и Азии в рамках единого трансконтинентального рынка. «Шанхайский форум» с июня 2001 г., после вступления в него Узбекистана, был переименован в Шанхайскую организацию сотрудничества.
Выгода от нашего вступления в «Шанхайский форум» обоюдна. «Форум» получил в лице Узбекистана надежного стратегического партнера, без участия которого невозможно восстановление исторического Великого шелкового пути из Европы в Китай. Узбекистану это позволило активно развивать экономические связи со всеми государствами - членами данного объединения (как на двусторонней, так и на многосторонней основе), а также прекрасный внешний выход в Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Причем в результате вступления Узбекистана «Форум» не просто арифметически увеличился до шести членов, а перешел, на наш взгляд, в новое качество - в организацию типа ОЭСР, но только для стран с трансфор-
мируемой экономикой. В цели и задачи данной структуры, по всей видимости, должны входить разработка и координация единой экономической политики стран с переходной экономикой и их отношений с другими государствами и их группами. Для этого она должна иметь «открытый» характер и быть доступной для вхождения в нее других «переходных» государств.
Отметим также, что на всех этапах рыночных реформ проблема структурных преобразований в национальном народнохозяйственном комплексе занимала и занимает особое место.
Анализ динамики важнейших макроэкономических индикаторов за 1995-2000 гг. (см. табл. 2) показывает, что избежать глубокого спада производства, характерного для большинства государств СНГ, Узбекистану позволила реализация комплекса мер, направленных на поддержку и реформирование двух ведущих отраслей экономики - промышленности и сельского хозяйства. В результате все же имевший место спад производства в промышленности был пре- § одолен уже в 1995 г., а в сельском хозяйстве - в | 1997 г I
о
Важным для динамики макроэкономичес- | ких индикаторов Узбекистана стал 1997 год, § когда впервые за период проведения реформ 1 ежегодный прирост ВВП (5,2%) превысил ана- § логичный показатель для численности населе- |
го
ния (1,8%). Тогда инвестиции увеличились на §
14%, а среднемесячный уровень инфляции со- ^
ставил 2,1%, что было в 2 раза ниже, чем в пред- £
шествовавшем году. Данные позитивные тен- 1 денции были закреплены в 1998-1999 гг., когда
ежегодный прирост ВВП равнялся примерно 4
4,5%, промышленной продукции - почти 6, 2
сельскохозяйственной продукции - 4-6, капи- §
тального строительства - 6%, что, безусловно, .
благоприятно сказалось на макроэкономической динамике.
Однако, лишившись прежних плановых механизмов формирования народнохозяйственных пропорций, республика пока не обрела новых, достаточно эффективных механизмов рыночного типа. Речь идет прежде всего о маргинальной роли фондового рынка, слабости кредитно-финансовых институтов, об отсутствии сбалансированного механизма взаимодействия частного капитала и государства, медленном создании конкурентной среды. Поэтому вполне понятно принятое на XIV сессии Олий Мажли-са (парламента) Республики Узбекистан в апреле 1999 г. постановление о проведении работ по дальнейшей либерализации экономических реформ, осуществляемых в стране. Это должно способствовать решению экономических, социальных и политических задач, созданию условий для интеграции Узбекистана в мировую
экономическую систему как равноправного и сильного партнера. Здесь подразумевается не только расширение внешнеэкономических связей государства, но и активное привлечение в страну зарубежных инвестиций, особенно в базовые отрасли национальной экономики.
Приоритетными направлениями реформирования на новом этапе являются следующие. Это, во-первых, необходимость совершенствовать правовое пространство, на котором могло бы развиваться частное предпринимательство; формировать организационные и экономические условия для укрепления малого и среднего бизнеса. В 2000 г. доля частного сектора в ВВП Узбекистана составила около 63%, а доля малого и среднего бизнеса в ВВП по официальным данным равнялась 21,6% 2. Это говорит о том, что в республике активизировались процессы разгосударствления и приватизации, а также развития частного сектора. А для того чтобы
о о
(М
Таблица 2
Динамика основных макроэкономических индикаторов функционирования народнохозяйственного комплекса Узбекистана в 1995 - 2000 гг. (в % к 1990 г.)
Показатели Год
1995 1996 1997 1998 1999 2000
ВВП 81,2 82,5 87,0 90,8 94,2 98,0
ВВП на душу населения 73,0 73,1 75,3 77,3 79,3 81,1
Промышленность 99,8 102,4 109,0 115,4 121,9 129,7
Сельское хозяйство 88,9 83,9 88,8 92,4 98,7 101,8
Инвестиции 43,5 46,6 53,1 61,1 65,7 66,3
Источник. Материалы Министерства макроэкономики и статистики Республики Узбекистан.
сделать их еще более успешными, требуется решать проблемы занятости, доступа предпринимателей к сырьевым и кредитным ресурсам, содействовать укреплению их материально-технической базы.
Во-вторых, поскольку сельское хозяйство является базовой отраслью страны, оно в первую очередь должно быть подвержено реформированию. Как известно, в развитых странах всего лишь 3-7% населения обеспечивают остальных жителей продуктами питания, а народное хозяйство необходимым сельскохозяйственным сырьем и к тому же достаточно значительный излишек экспортируют. В Узбекистане же не менее 60% населения проживает на селе, а аграрная сфера производит лишь около 30% ВВП, причем семейные фермеры дают не более 7-9% продукции сельского хозяйства. Существенно и то, что цены, а также внутренняя и внешняя торговля по двум ключевым продуктам данной отрасли - хлопку и зерну - не либерализова-ны3 . Да и снабжение производства этих культур ресурсами пока субсидируется из госбюджета. Однако, несмотря на субсидии, путем нетранспарентных (непрозрачных) механизмов государственного заказа, низких закупочных цен и государственной торговли по хлопку и зерну обеспечивается чистый отток финансовых ресурсов из сельского хозяйства в госбюджет для поддержки индустриализа-
ции. Такая политика не создает условий для повышения продуктивности земель и устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции. Поэтому аграрные реформы в Узбекистане остаются одной из слабых сторон экономических преобразований.
В-третьих, финансовая система, являясь своего рода «кровеносной системой» в экономическом организме, должна находиться в постоянном обновлении и развитии. За годы независимости в республике достигнуты определенные результаты по ее развитию. Вместе с тем существуют многие нерешенные проблемы. Вот основные из них:
высокая степень монополизации и сегментации банков, излишняя доля государства в этом секторе. В 2000 г. всего 3 банка владели почти 75% банковских активов страны (в то время как в Японии - 48%, в Южной Корее - 23, в Англии - 29%). Большинство банков в Узбекистане специализируются на конкретной отрасли экономики (сельском хозяйстве, промышленности, строительстве, обслуживании населения и т.д.), что обусловливает высокие риски и не позволяет распределять их по всей экономике;
низкий уровень коэффициента монетизации экономики республики (отношение М2 к ВВП). В 1997 г. он составлял 16,5%, в 2000 г. - около 20% (для сравнения: - в странах СНГ со средними доходами, в группу кото-
См.: Правда Востока. 2001. 17 февр.
Полная либерализация цен на хлопок может иметь определенные негативные последствия. Перед либерализацией цен на хлопок-сырец должна быть, по нашему мнению, проведена глубокая реструктуризация и приватизация с необходимой государственной поддержкой. Причем внутренняя цена должна быть ниже, чем мировая, на величину транспортных и иных затрат по доставке хлопка-волокна за рубеж, что является немалым фактором конкурентоспособности национальных производителей текстиля, т.к. готовая продукция, как правило, требует меньших транспортных издержек на единицу груза.
О) о§
а
£ я
Л
а а о я<
ч
о
г
ю
4
Ю О
о
2
3
рых входит Узбекистан, этот показатель достигает 60-70%). Данный коэффициент используется за рубежом как основной параметр для оценки степени развития финансовой системы в стране.
В осуществлении либерализации экономики очень важно соблюдать определенную последовательность: сначала ее надо провести в реальном секторе экономики и во внешней торговле, а после этого - в финансовой сфере. К либерализации в последней нужен особенно осторожный, последовательный и поэтапный подход. Ее не следует понимать как ограничение государственного вмешательства в деятельность финансовых институтов: напротив, правительство должно играть ведущую роль в реформировании финансовой системы.
В-четвертых, предприятия следует ориентировать на выпуск конкурентоспособной продукции в контексте расширения экспортного потенциала с законченным технологическим циклом, используя при этом высокие и технологии.
о Для достижения устойчивого экономического роста важно определить стратегичес-^ кие «точки роста», т.е. ряд отраслей промыш-♦ ленности с наилучшими перспективами в от-Щ ношении экспорта, которым оказывать все-о мерную поддержку. В целом для Узбекистана « желательна стратегия экспортоориентиро-| ванного развития. Она должна быть анало-& гичной стратегии продвижения стран Юго-8 Восточной Азии по «ступенькам качества». Ц Создав путем модернизации и нового строи-я тельства конкурентоспособные отрасли пере-
К
§ работки первичного сырья, страна на следу-
§ ющем этапе становится экспортером преиму-
| щественно материалоемких и трудоемких
$ промышленных товаров, которые оттесняют
сырьевой компонент на второй план.
С этих позиций, а также с учетом сравнительных преимуществ республики на мировом рынке наибольшее значение для среднесрочной перспективы имеют трудо- и ресурсоемкие отрасли обрабатывающей промышленности, способные эффективно вовлечь в процесс производства внутренние сырьевые и квалифицированные трудовые ресурсы. Сюда можно отнести не только текстильную и швейную, но также химическую и пищевую отрасли.
В результате реализации приоритетов формирования экспортоориентированной структуры национальной экономики ожидается обеспечение устойчивого экономического роста Узбекистана, поддержание положительного сальдо платежного баланса и укрепление золотовалютных резервов страны. Для этого нужно осуществить прогрессивные структурные сдвиги в экономике, создать новые отрасли и производства для углубленной и комплексной переработки имеющегося минерального и сельскохозяйственного сырья, что позволит наладить выпуск конкурентоспособной готовой продукции. Следствием этого будет переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства на базе широкого внедрения современных достижений науки и техники, передовых форм и методов менеджмента.
В целом претворение в жизнь намеченных направлений структурных преобразований в экономике позволит Узбекистану достичь:
• устойчивого экономического роста (среднегодовой темп прироста ВВП составит 6-8%), а также экономической, финансовой, социальной и продовольственной безопасности. Предусматривается стабильное развитие
стратегически важных отраслей; рациональное использование природного потенциала и сырьевых ресурсов (уровень использования местного сырья и материалов в промышленности возрастет по хлопку-волокну с 25 до 50%, плодоовощной продукции - с 20 до 5055%;
• экспортоориентированности экономики. Доля республики в мировом экспорте удвоится;
• резкого уменьшения сырьевой направленности экономики, благодаря чему удельный вес обрабатывающей промышленности в экспорте (без учета хлопка-волокна) вырастет до 40-42%.
Ожидается, что главным результатом коренных структурных сдвигов станут позитивные изменения в уровне жизни населения. В частности, в 2001-2005 гг. должно быть создано значительное количество новых рабочих мест, что позволит трудоустроить дополнительно 2,4-2,6 млн человек. Кроме того, намечено повысить долю производства потребительских товаров в объеме промышленной продукции до 65-70%, среднедушевые доходы населения - в 3,5-4 раза и объем оказанных услуг - в 2,5-3 раза.
Реализация предложенных концептуальных подходов формирования экспортоориен-тированной структуры экономики даст возможность не только значительно увеличить ее эффективность, но и организовать новые, высокотехнологичные производства по выпуску конкурентоспособной продукции. Это позволит сформировать развитую социальную инфраструктуру, сделать качественный скачок в уровне жизни населения и заложить прочный фундамент для устойчивой социально-экономической динамики Узбекистана в XXI в.
Еще одна важная проблема - инвестици-
онный климат. В республике за годы реформ для крупных инвесторов с капиталом в десятки и сотни миллионов долларов (которые привлекались под гарантии правительства) были созданы особо благоприятные условия. А вот для мелких и средних вкладчиков, по оценке экспертов Всемирного банка и МВФ, возможности инвестирования капитала, его эффективного использования и репатриации прибыли не столь привлекательны, как в ряде других стран СНГ (в том числе и Центральной Азии)4 . Данное положение, на наш взгляд, может быть улучшено на основе перехода к свободной конвертации национальной валюты Узбекистана - сума, дальнейшей либерализации системы внешней торговли, укрепления банковской системы при стимулировании конкуренции коммерческих банков.
Успешное проведение либерализации национальной экономики Узбекистана во многом зависит от наличия целого ряда социально-экономических предпосылок. Решающее значение при этом имеют достижение общественного согласия, формирование надежно- § го механизма социального партнерства, со- §| здание массовой поддержки нового курса й среди самых широких слоев населения. Стра- | тегия либерализации должна быть поднята § до уровня общенациональной идеи. Только в 1 таком случае она имеет шанс на успех, будет § способна привести к возрождению экономи- | ки республики на основе поэтапной реализа- § ции собственной модели рыночных реформ. ^
4 См.: Правда Востока. 2000. 10 февр.