УДК 378
ДЕСМОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
© 2008 А.Г.Бусыгин1, Е.А.Корнеева2
1Самарский государственный педагогический университет Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №41, Самара
Рассмотрены возможности использования десмоэкологического подхода при обучении студентов иностранному языку. Предложена интегративная модель формирования здоровьесберегающей компетенции будущих учителей.
Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе, поскольку на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма. Школа через различные формы и технологии укрепления и сбережения здоровья, через снижение негативного влияния «школьных факторов риска» призвана способствовать улучшению здоровья школьников, поскольку это является основой оздоровления всего общества. Однако оценка современного состояния и тенденций изменения здоровья детей и подростков свидетельствует о серьезном неблагополучии, которое может привести к существенным ограничениям в реализации ими в будущем биологических и социальных функций1.
В контексте обозначенной выше проблемы меняется характер требований к профессиональной подготовке будущих учителей любого профиля, конечным результатом которой должна стать готовность выпускников к осуществлению высокоэффективной здоровьесберегающей педагогической деятельности. Социальный заказ на учителей, компетентных в вопросах сохранения здоровья подрастающего поколения продиктован множеством федеральных документов, в ча-
1 Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования / Под ред. акад. РАО М.М. Безруких и проф. В.Д.Сонькина. - М.: Московский государственный фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - С.30.
стности Национальной доктриной образования в Российской Федерации и «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года».
Чрезвычайно актуальной становится профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов, основная задача которых - обеспечить здоровье детей, воспитать ответственное отношение к собственному здоровью. От того, насколько сформирована здоровьесберегающая компетенция будущего учителя начальных классов, под которой мы подразумеваем знание физиологических, психологических, социальных основ здоровьесберегающего образа жизни и способность передавать эти знания будущим поколениям в процессе обучения, во многом зависит здоровье современных школьников, а, следовательно, и будущее России.
При определении понятия «здоровьес-берегающая компетенция» мы предлагаем воспользоваться термином «здоровьесбере-гающий образ жизни» - относительно новым термином, в основе которого лежит ноо-сферная модель здоровья. Причиной для этого послужил тот факт, что понятие «здоровый образ жизни», трактующийся как «совокупность форм поведения, которая способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях» 2, не отражает индивидуальность и специфич-
2 Селевко Г.С. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - С. 89.
ность показателей здоровья для каждого отдельно взятого человека, в дефиниции не прослеживается важность причинно-следственных связей и их роли в возникновении заболевания.
Здоровьесберегающий образ жизни (ЗсОЖ) - это способ жизнедеятельности каждого конкретного человека, в результате которого происходит удовлетворение его базовых потребностей с учетом их равновесия в необходимости и достаточности .
На наш взгляд, формирование здоровь-есберегающей компетенции студентов может быть успешным лишь в том случае, если оно ведется средствами всех учебных дисциплин, в том числе и иностранного языка.
Иностранный язык обладает большими возможностями для повышения знаний студентов о здоровьесберегающем образе жизни, о теории здоровья и равновесного питания. Чтение и перевод текстов, работа с материалами на иностранном языке, изучение и обсуждение различных тем позволяет значительно расширить знания и обогатить студентов опытом зарубежных стран по вопросам здоровья и здоровьесберегающего образа жизни. В содержание профессионально-иноязычного обучения необходимо включать знания (о существующих моделях здоровья, компонентах понятия «здоровье», о состоянии здоровья населения России и англо-говорящих стран, о здоровьесберегающем образе жизни, а также знания о международных здравоохранительных организациях и международном сотрудничестве); умения и навыки, обеспечивающие формирование элементарных коммуникативных способностей, возможности использовать иностранный язык для взаимодействия со сверстниками других стран.
Важная роль межпредметных связей при обучении иностранному языку отмечается отечественными4 и зарубежными5 иссле-
3 Бусыгин А.Г. Двойная спираль Жизни, здоровья и базовых потребностей: Философский трактат (Десмо-экология 2). - Ульяновск: «Ульяновский дом печати», 2008. - С. 49.
4 Уколова З.С. Интегративный подход к формированию коммуникативной компетенции студентов профессионально-иноязычной подготовки: Дис. ...канд.пед.наук. - Самара: 2006.
5 James Beane A. Curriculum integration. Designing the
core of democratic education. - Teachers College Press, 2001.
дователями и вытекает и из его методических особенностей. В обучении иностранному языку очень велика роль упражнений, рассчитанных на закрепление умений и навыков; практическое применение языковых знаний, умений и навыков особенно эффективно в условиях взаимосвязи иностранного языка с другими учебными дисциплинами. Используя сведения из различных дисциплин на уроках иностранного языка, преподаватель, таким образом, наполняет свои занятия новым и разнообразным содержанием.
Особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы «беспредметен»6: он изучается как средство общения, а тематика и ситуация для речи привносится извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.
Интегрируясь с другими предметами, иностранный язык существенно выигрывает оттого, что расширяется сфера его применения за счет включения иноязычной речевой деятельности в другие виды деятельности (проектная, модульная и т.д.).
Таким образом, интегративный подход позволяет преподавателю расширить границы предметности, указать студенту путь решения проблем, используя все знания, выходящие далеко за рамки отдельного предмета. Интегративность модели формирования здо-ровьесберегающей компетенции выражается в следующем: 1) в наличии центральной идеи - концепции воспитания отношения к здоровью и равновесному питанию как здоровьес-берегающему компоненту жизнедеятельности людей; 2) в изменении информационной емкости содержания (увеличении плотности, сложности, сжатии во времени и др.); 3) в выходе на более высокий уровень осмысления, например, во взаимосвязи с другими дисциплинами; 4) в развитии свободы мышления, снятии стереотипов познания за счет формирования установки на многомерное видение мира, на многофакторность причинно-следственных связей, на неполноту и недостаточность однозначного ответа; в формировании креативности при решении комплекс-
6 Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: 1991. - С. 42.
ной проблемы, в рамках, например, проектной деятельности; 5) в привлечении средств иноязычного обучения для формирования отношения студентов к здоровью и равновесному питанию; 6) в интеграции нескольких направлений: профессионально-ориетирован-ного, личностно-ориентированного, междисциплинарного, деятельностного, коммуникативного, лингвострановедческого и здоровь-есберегающего.
Принципиальность новизны при разработке модели формирования здоровьесбере-гающей компетенции будущих учителей начальных классов заключается в использовании десмоэкологического подхода к рассматриваемой проблеме, который базируется на категориях «общечеловеческие ценности», «эколого-социальная ответственность», «ноо-сферные нормы поведения людей земли», двойная спираль Жизни, здоровья и базовых потребностей и предусматривает трехкомпо-нентную структуру (концептуально-интегрирующий блок, эмоционально-нравственный и деятельностный), основанную на следующих принципах:
о включение в содержание профессионального образования в педагогическом ВУЗе мировоззренческих аспектов, позволяющих сформировать новую единую позицию на изучаемую проблему;
о использование материала фундаментальных курсов, включающих в себя содержание различных областей знания, таких как анатомия, физиология, биология, химия, физика, экология, психология, аксиология, право и др.;
о идея целостности образования, под которой понимается не совокупность традиционных естественно-научных курсов, освещающих обобщенные представления о здоровье, а трансдисциплинарные естественнонаучные идеи, модели и результаты описания связи и взаимосвязи природы биологического, психического и социального в человеке;
о интеграция наук как систематическое их единство по сквозным проблемам -здоровье и здоровьесберегающее питание и пронизанность системообразующими принципами (аксиомами десмоэкологии);
7 Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Книга первая. - Ульяновск: Симбирская книга, 2003. 200 с.
о акцентирование внимания на вероятностном характере знания и относительности человеческого познания;
о рассмотрение альтернативных точек зрения, отношений, поисков и прогнозов решения проблемы сохранения здоровья с целью выработки собственного взгляда по данному вопросу;
о выдвижение на первый план роли ноосферных норм поведения, общечеловеческих ценностей, являющихся методологической основой данного курса, в процессе становления человека как личности. Нами был разработан интегральный курс на основе вышеизложенных принципов, целью которого является формирование здоровьес-берегающей компетенции студентов факультета начального образования средствами английского языка. На приведенной ниже схеме показана структурно-содержательная модель формирования здоровьесберегающей компетенции студентов посредством курса «Английский язык. Теория и практика здо-ровьесберегающего образа жизни», в состав которого включены три блока: концептуально-интегрирующий (представление о ноо-сферной модели здоровья, двойной спирали Жизни, Здоровья и базовых потребностей, теории равновесного питания, знание способов передачи и получения информации о здоровье средствами английского языка); эмоционально-нравственный (понимание важности проблемы сохранения здоровья младших школьников и роли учителя начальных классов в воспитании отношения к здоровью как высшей ценности, осознание взаимосвязи потребностей, эмоций и соматического здоровья); деятельностный (проектная работа «Здоровье-выбор во имя будущего», разработка способов воспитания отношения к здоровью у младших школьников) (Рис. №1).
Рис.1. Модель формирования здоровьесберегающей компетенции будущего учителя
средствами иностранного языка
Причины необходимости формирования здоровьесберегающей компетенции у будущего учителя
О
• жизненная необходимость сохранения собственного здоровья,
• социальный заказ общества на получение учителей, компетентный в вопросах сохранения здоровья подрастающего поколения
Пути решения поставленной проблемы
в
Интегральный курс «Английский язык. Теория и практика здоро-вье-сберегающего образа жизни»
Цель интегрального курса
О
формирование здоровьесберегающей компетенции студентов средствами английского языка
а
ата
т
у
з
е р
я
к
е р
р
£
Задачи интегрального курса
Теоретико-
1) повышение эффективности обучения студентов английскому языку, 2) овладение теоретическими и практическими умениями и навыками по вопросам здоровьесбере-гающего образа жизни при изучении иностранного языка, 3) формирование культуры и этического взгляда на здоровье как основы для развития и поддержание внутреннего психоэмоционального состояния человека, 4) формирование философского взгляда на здоровье и питание, 5) формирование деятельностного отношения к здоровью для реализации и применения полученной информации в своей профессиональной деятельности, 6) развитие навыков ознакомительного и детального чтения.
методологические осно вы курса
Формы организации обу-
Средства обучения
Результат
Концептуально -интегрирующий блок
Эмоционально -нравственный блок
Деятельностный блок
представление о ноосферной модели здоровья, двойной спирали Жизни, Здоровья и базовых потребностей, теории равновесного питания,
знание способов передачи и получения информации о здоровье средствами английского языка.
понимание важности проблемы сохранения здоровья младших школьников и роли учителя начальных классов в воспитании отношения к здоровью как высшей ценности,
осознание взаимосвязи потребностей, эмоций и соматического здоровья
• проектная работа «Здоровье-выбор во имя будущего»
разработка способов воспитания отношения к здоровью у младших школьников
Практические занятия, тренинги.
• средства формирования отношения у студентов к собственному здоровью: структурно- логические схемы, графики, задания на повышение уровня осведомленности о теории здоровья и равновесного питания.
• средства повышения уровня владения иностранным языком: аутентичные тексты, учебные и методические пособия, мини-словарь, а также аудио- и видеоматериалы.
Проектная работа «Здоровье-выбор во имя будущего» как выражение стремления к сохранению собственного здоровья и осознания важности миссии педагога в передачи этой информации будущим поколениям.
К средствам формирования здоровьес-берегающей компетенции, использованных при профессионально-иноязычном обучении мы относим:
а) средства формирования отношения у студентов к собственному здоровью: структурно-логические схемы, графики, задания на повышение уровня осведомленности о теории здоровья и равновесного питания;
б) средства повышения уровня владения иностранным языком: аутентичные тексты, учебные и методические пособия, мини-словарь, а также аудио- и видеоматериалы.
Учебно-методическое пособие содержит семь разделов, каждый из которых включает аутентичный текст по основным проблемам здоровьесберегающего образа жизни.
Тематика текстов интегрального курса «Английский язык. Теория и практика здоровьесберегающего образа жизни» определена его названием. Помимо тематики текстов, необходимо учитывать и проблематику текстов, тот спектр проблем, который затрагивается в них. Полагаем, что не столько тематика, сколько проблематика текстов обеспечивает адекватный отбор языкового, речевого и социокультурного материала, помогает формировать у студентов необходимые языковые и речевые умения и навыки. При отборе текстов мы обращали особое внимание на соответствие тематики и проблематики учебных текстов возрасту.
В разработанном нами пособии «Английский язык. Теория и практика здоровьесберегающего образа жизни» реализуется два вида чтения: ознакомительное (1 -
3 разделы) и изучающее / детальное (4 - 7 разделы). Результатом ознакомительного чтения является понимания основного содержания текста в пределах 70 - 75%, а результатом детального чтения является полное (100%) и точное понимание всех фактов, содержащихся в тексте.
Модель формирования здоровьесбере-гающей компетенции, основана на принципах личностной ориентации, гуманизации (наполнение знаний о здоровье личностным смыслом), культуросообразности, формировании системных знаний; коммуникативной направленности, необходимости и достаточности содержания, адекватности индивидуально-психологическим особенностям обучаемых. Обучение коммуникативной креативности, направлено на развитие личности посредством овладения навыками межкультурной коммуникации, на осуществление междисциплинарной интеграции с опорой на системно-интегративный подход. Учебный процесс построен в соответствии с мотивами студентов и ориентацией обучения на формирование основ здоровьесберегающего образа жизни и профессионально значимых личностных качеств студентов. Таким образом, все компоненты модели формирования здоровь-есберегающей компетенции средствами профессионально-иноязычной подготовки обуславливают эффективное владение студентами общением на иностранном языке, способными вступать в равноправный диалог с представителями других культур в области здоровья и здоровьесберегающей педагогической деятельности как в вузе, так и за его пределами.
DESMOECOLOGICAL APPROACH TO DEVELOPING HEALTH COMPETENCE
OF FUTURE TEACHERS
© 2008 A.G.Busygin1, E.A.Korneeva2
1Samara state pedagogical university ^Municipal secondary school №41, Samara
The article dwells on the possibility of applying desmoecological approach to teaching foreign language to students. An integrative model of developing health competence of future teachers is suggested.