Научная статья на тему 'Державная экономическая политика России'

Державная экономическая политика России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
157
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / МИРОВАЯ ДЕРЖАВА / ИМПЕРИЯ / RUSSIA / WORLD POWER / EMPIRE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Козлова Галина Васильевна

В статье исследуются дискуссионные вопросы относительно новых типов государственности XXI века: мировая держава и империя. Выявляются их специфические черты, формирование и проявление на современном этапе развития глобального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State economic policy of Russia

The article discusses the problems of new types of XIX century statehood: world power and empire. The specific features, formation and existence at the modern stage of global economic development are investigated.

Текст научной работы на тему «Державная экономическая политика России»

ДИСКУССИЯ

Рубрика «Проблема дня» 12 выпуска нашего журнала за 2008 г. была посвящена современным проблемам глобализации, которые затрагивают экономические, политические, социокультурные, социальноэкологические и т. д. вопросы развития всего мирового сообщества, отдельных государств и регионов. Одной из проблем, которые встают в условиях глобализации, является проблема соотношения новых типов государственности в XXI в. - мировой державы и империи. Решение этой проблемы имеет важное значение для дальнейшего развития России, ее места в мировой глобальной сис-

теме хозяйствования, сохранения традиционных российских ценностей. В новом году мы предлагаем принять участие в дискуссии на тему «Державная экономическая политика» на страницах нашего журнала. Широта проблемы дает возможность принять участие в ее обсуждении не только экономистам и политологам, но и социологам, философам, культурологам, историкам. Открывает рубрику статья докторанта кафедры экономической теории и истории нашего университета Г.В. Козловой «Державная экономическая политика России».

ДЕРЖАВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Г.В. Козлова

В статье исследуются дискуссионные вопросы относительно новых типов государственности XXI века: мировая держава и империя. Выявляются их специфические черты, формирование и проявление на современном этапе развития глобального хозяйства.

Ключевые слова: Россия, мировая держава, империя.

Экономическая политика суверенного национального государства, в частности России, в условиях глобализации объективно, в силу действия ряда политико-экономических и историко-геополитических факторов, приобретает державный характер. Сутью державной экономической политики является сохранение собственных специфических экономических интересов в перманентном многополярном мире во благо достижения своих высших целей и приоритетов развития, но не в ущерб и не за счет разрушения суверенитета других государств, ущемления их национально-государственных интересов.

При этом конкретные формы и механизмы реализации державной экономической политики строятся на принципе гармонии интересов каждого человека, каждой национальной и социальной группы, каждого народа с на-

циональными интересами суверенного государства. Формирование и оптимальное проявление державной экономической политики базируется на комплексной политэкономиче-ской методологии и выработке, на ее основе, механизма сохранения национальных приоритетов хозяйственного развития суверенного государства, генерирования фундаментальных принципов развития и обеспечения стабильности в глобализирующемся мировом социально-экономическом пространстве. Механизм позволит также сохранять и организовывать расширенное воспроизводство социально-экономических параметров и ресурсов суверенных национальных государств в многополярном мире в контексте решения задач и ответов на вызовы глобализирующейся человеческой цивилизации.

Распад ялтинско-потсдамского миропорядка породил потребность в национальнополитической само-ре-идентификации не только у России, стран Центральной и Восточной Европы. Изменился весь мир, вся его системная структура. А значит, перед всеми странами раньше или позже должна была встать проблема определения своей новой идентичности, переосмысления своего международного статуса, поиска своей новой роли и функций в изменившемся мире.

Возникла такая потребность и у США. Впервые за сто лет заговорили об империи, имперском мышлении не с привычным либеральным осуждением, а как о реальном факте исторического бытия. Концепт изъят из исторических глубин для определения положения США в современном мире. Ведущие американские политологи триумфально возвестили, что «Соединенные Штаты вступили в XXI в. величайшей благотворно воздействующей на глобальную систему силой как страна несравненной мощи и процветания, как опора безопасности. Именно она будет руководить эволюцией мировой системы в эпоху огромных перемен» [1]. Збигнев Бже-зинский открыто определил США как современного имперского гегемона, с мощью которого никто не сможет сравняться как минимум в ближайшие 25 лет.

Весь ход дебатов о месте и стратегии США в XXI в. основан на почти априорном и достаточно популярном в Америке представлении: «XXI век будет более американским, чем век XX, а Вашингтон будет осуществлять благожелательную глобальную гегемонию, базирующуюся на всеобщем признании американских ценностей, американской мощи и экономического преобладания» [2]. Новое не в том, что США - единственная мировая империя, а в том, что Вашингтон начал осознавать отсутствие препятствий, свое неслыханное превосходство, возможность пожинать плоды успеха.

В политике США действительно проявляется все больше имперских черт, наиболее очевидной из которых является опора на грубую силу. Активное использование силы и угрозы силой для свержения тех или иных неугодных режимов, для «принуждения к диалогу» и т. д. все больше атрибутируется как проявление имперского начала во внешней политике США.

Влияние США на экономические, политические, культурные и иные аспекты существования современного мира огромно. Ни у кого нет сомнений в том, что США являются крупнейшим мировым центром и занимают в мировом международном обществе особое положение, что во многом обусловливает и их особые претензии [3]. Однако уже сейчас, выступая по многим параметрам мощи совершенно беспрецедентной империей в мировой истории (и первой потенциально действительно глобальной империей), США испытывают острый дефицит воли и энергии для того, чтобы экспортировать капитал, культуру, людей в наиболее отсталые регионы мира, остро нуждающиеся в подобном позитивном имперском вмешательстве. Тем не менее выстраивающееся при активном содействии США мироустройство вполне может быть охарактеризовано как «имперское». Основанием для использования такого определения может служить косвенное и прямое сходство многих его черт и структуры с внутренней организацией империй прошлого. Речь идет о существовании центра (метрополии) и периферии; о развитии единого глобализирующегося экономического пространства; о наличии глобальной иерархии государств и регионов мира, основанной ныне на экономическом, научно-техническом и военно-политическом превосходстве; об использовании США и их союзниками военносиловых методов утверждения новых правил игры на мировой арене и обеспечения управляемости глобальной международно-политической системы. Вызывает сомнение только эффективность подобного управления.

Самое время вспомнить, что империя империи рознь. Россия - наследница сразу нескольких империй. Как православная страна Русь вначале была частью византийского мира, а после падения Константинополя сама стала оплотом мирового православия. Вместе с тем, освободившись от орды, Москва взяла на себя и ту миссию, объединения восточных земель, которую выполняли монголы Чин-гизхана, а до них тюркюты, а еще раньше -гунны и скифы. В фундаменте русской цивилизации перекрещиваются традиции империй Запада и Востока, римско-элинской Европы и татаро-монгольской кочевой Азии.

Если об империи сегодня вспоминают американцы и европейцы и уже без стесне-

ния говорят об этом, то самое время пересмотреть отношение к этому понятию и нам. Да, Россия была империей. Империей среди других империй.

Но нельзя отрицать того факта, что Россия по исторической судьбе призвана исполнять соборные функции - быть Державой. Идея державности была и остается объективной основой существования российской государственности, ее соборности на обширном евразийском пространстве, населенном великим числом наций. Называть приверженность идее соборности проявлением великодержавного национализма - неуместно, т. к. «титульная нация» какими-либо привилегиями относительно остальных народов Державы никогда не обладала. С этой точки зрения Российская Держава является антиподом Британской империи, где «белый человек» англо-саксонской породы присвоил себе право грабить и принуждать к рабскому повиновению народы чуждых ему цивилизаций, обитающих за тысячи миль от «Туманного Альбиона». Территория, где англосакс выступал в роли надзирателя, судьи и палача одновременно, называлась колонией, а там, где англосакс исполнял роль конкистадора-переселенца по присвоению и освоению земель путем истребления аборигенов, называлась доминионом. Поэтому Российскую Державу называть империей в англо-саксонской интерпретации несправедливо.

Принципиальные различия двух типов государственности в огромной степени обусловлены спецификой базовых экономических интересов этих стран. Национальные экономические интересы - детерминанты именно державной экономической политики национального государства.

С точки зрения соотношения категорий «национальный интерес» и «державная экономическая политика» национальный интерес следует рассматривать как основополагающее, методологически важное понятие державной экономической политики, выражающее важнейшие ориентиры развития нации и пути приращения ее мощи, а также направленность действий руководства страны, всех органов государственной власти на благо народа и всех граждан страны, но не за счет и не вопреки реализации национальных экономических интересов других государств. Движущими силами взаиморазвития нацио-

нально-государственных интересов в рамках современного миропорядка, соответственно, качественных изменений в международной нормативной системе являются: противоречия между государственной формой организации обществ и глобализацией мировой экономики; между национально-государственными интересами групп государств разного цивилизационного типа. Глобализация мировой экономики на современном этапе не отменяет наличия специфических государственных, национальных и национальногосударственных экономических интересов, более того государственный интерес будет постепенно расширяться до границ национального интереса и таким образом трансформируется в него, причем значительная роль в реализации национально-государственного интереса будет, в недалеком будущем, принадлежать государственным структурам.

Системы экономических интересов России и США, при их объективно существующей схожести, имеют не только явные черты неоднородности, но и ряд принципиальных различий. Корни последних - в характере самого функционирования социально-экономических систем данных государств.

Американская империя, этот «плавильный котел», уже более двух веков производящий некий национально-этнический «коктейль» из переселенцев, по отношению к другим странам и народам проводит преимущественно экспансионистскую политику, замешанную на духе абсолютного меркантилизма. Векторы экономических интересов империи в рамках глобализирующегося мира направлены на себя и замкнуты на себе. Формируется всепоглощающая экономическая «черная дыра», воспринимающая весь окружающий мир как материал для строительства самой себя.

Россия - евразийская, телурократическая держава, сформировалась и выросла как симбиоз коренных на определенных территориях национально-этнических образований, объединенных в единую национальногосударственную субстанцию. Векторы интересов всегда имели и имеют двустороннюю направленность: как к историко-политическому центру Державы, так и к ее регионам, образуя, образно говоря, звезднолучевую структуру. Только территориально-

государственный баланс экономических интересов мог обеспечить многовековую стабильность Российской Державы.

Особенности формирования стратегии развития державной экономической политики России в многополярном глобализирующемся мире заключаются в более глубокой разработке внешнеэкономических отношений и, в первую очередь с учетом современных условий и особенностей, усилении регионального аспекта, выделении региональных внешнеэкономических отношений, которые трактуются как особые фундаментальные понятия, выражающие такой уровень социально-экономических отношений, в которых регион выступает как их самостоятельный субъект. Насущной стала необходимость создания российской общегосударственной концепции внешнеэкономической стратегии, в которых применение региональных внешнеэкономических отношений выступает как неотъемлемая часть нового явления в глобальной мировой экономике и как фактор повышения эффективности внешнеэкономической стратегии национального государства в целом.

В ходе рассуждений о стратегии державной политики неизбежно возникает вполне уместный вопрос о ее конечной цели - гипотетической потенциальной и, как представляется, целесообразной модели миропорядка, а главное, о методах его достижения в условиях неизбежного противостояния Державы и Империи. Известно, что прямым следствием наличия соперников является конкуренция, извечный и повсеместный спутник человеческого общества. На первый взгляд, стратегия Державы предполагает конкуренцию между Россией и США, а следовательно, согласно логике взаимопроникновения понятий война - конфликт - конкуренция, и чью-то победу. Однако мы убеждены, что державная политика, ее позитивно-умиротворительные составляющие, может быть силой, способной прервать перманентный переход войны в конкуренцию и наоборот, что всегда

являлось атрибутом взаимоотношений между странами - соперниками.

На наш взгляд, принципиальным является отход от чисто социально-экономического видения развития системы государств. Исходной оказывается уже не обособленная от природы и развивающаяся только по своим «внутренним» законам социально-экономическая система (национальное государство), а социоэкосистема, согласующая свое развитие с «внешними» биосферными законами. Тем самым методологический подход исследования социально-экономических систем оказывается социально-экологическим подходом. При внесении же в него соответствующей прогностическо-целевой ориентации на созидание сферы разума он превращается в системный подход более высокого уровня -в ноосферно-футурологический подход. Новый методологический подход к анализу процесса глобализации - социоприродный (ноосферно-футурологический), который

смещает акценты с дискуссий об эффективности глобализации в проблему совместимости любой социально-экономической ее формы с природой.

1. Cutter B., Spero J., Tyson L. New World, New Deal. A Democratic approach to Globalization // Foreign Affairs. 2000. March/April. Р. 80.

2. Pfaff W. The Coming Clash of Europe with America // The World Policy Journal. 1998/99. Winter. Р. 6.

3. Hurrel A. Hegemony, liberalism and global order: what space for would be great powers? // International Affairs. 2006. V. 82. № 1. January. Р. 1-21.

Поступила в редакцию 10.10.2008 г.

Kozlova G.V. State economic policy of Russia. The article discusses the problems of new types of XIX century statehood: world power and empire. The specific features, formation and existence at the modern stage of global economic development are investigated.

Key words: Russia, world power, empire.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.