ДЕРЖАВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Г. В. КОЗЛОВА
В статье вводится авторское понятие державности, рассмотрены качественные изменения, произошедшие в мировой экономике к концу XX в. Исследуются вопросы державной экономической политики национального государства в условиях глобализации.
Ключевые слова: державность, экономическая политика, глобализация, национальное государство.
Обобщая существующие определения понятия «глобализация», мы формулируем собственное ее дескриптивное определение. Глобализация -это социально-экономическое, сбалансированное, совместимое с природой развитие, не разрушающее окружающую природную среду и обеспечивающее непрерывный прогресс общества. Автором рассмотрены методологические предпосылки анализа этого сложного процесса: глобализацию надо рассматривать одновременно и как логическую категорию, и как историческую, т. е. в ее развитии, что позволит раскрыть сущность глобализации через ее формы, а также показать ее зарождение и эволюцию; ядром глобализации представляются процессы и явления, происходящие на мегауровне, т. е. те, которые проходят поверх национальных границ; глобализация - это сложный, многофакторный процесс, охватывающий не только экономику, но и другие сферы человеческой жизни, поэтому необходимо рассматривать его в рамках цивилизационного подхода. Автором исследуются общие и специфические свойства процесса глобализации: традиционность (самосохранение), динамичность (трансформация, бифуркация, диверсификация), обновление (инновационность), делается вывод, что одной из сущностных характеристик глобализации является новое качество всеобщности человеческого бытия, которое характеризуется тем, что больше не укладывается в привычные рамки национально-государственных образований.
Выделены методологические проблемы, вытекающие из специфики самого процесса глобализации как предмета научного поиска. Это проблемы, связанные с определением понятия «глобализация», исторического места глобализации
как социально-экономического феномена, времени ее возникновения и перспективы. Мы считаем, что слово «глобализация» получило широкое распространение благодаря своей политико-экономической нейтральности, поэтому оно допускает самые разноречивые, зачастую диаметрально противоположные трактовки. Как отмечает академик Д. С. Львов, если «раньше мировая экономика была полем, на котором действовали суверенные государства, то в условиях глобализации она превращается в самостоятельный субъект, действующий на поле национальных государств» [1].
В книге «Наше общее будущее» отмечается, что «стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой»1 [2]. По нашему мнению, эта более широкая интерпретация понятия может быть вложена в основу представленной работы. Мы считаем, что понятие «глобализация» должно определяться с помощью двух признаков - антропоцентрического и биосфероцентрического. Под антропоцентрическим признаком понимается выживание человечества (страны) и способность (возможность) его дальнейшего постоянно поддерживаемого устойчивого, непрерывно долгого и сбалансированного развития. Биосфероцентрический (в общем случае - экологический) признак понятия связан с сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, ее устойчивости и естественной эволюции.
Мы отмечаем, что в области экономики соци-оприродный подход смещает акценты с дискуссий об эффективности глобализации в проблему
1 Первоначально доклад был опубликован в 1986 г. небольшим тиражом в Копенгагене, а затем в 1987 г. в Оксфорде: Our Common Future (The Brundtland Report). Oxford, 1987.
совместимости любой социально-экономической ее формы с природой. Важно подчеркнуть специфику, новизну подхода, когда социально-гуманитарные и экономические факторы объединяются с природными, когда возникают естественные экологические ограничения развитию.
Рассматривая экономический аспект глобализации, мы формулируем свое понимание функциональной структуры процесса глобализации. Очевидно, что роль лидирующего звена экономической глобализации закрепилась за финансовой сферой. Именно здесь процесс продвинулся количественно и качественно наиболее далеко. В работе доказывается, что движущей силой, механизмом экономической глобализации мировой экономики являются ТНК, интересы которых выходят за национальные границы государств, в основе процесса экономической глобализации лежит развитие производительных сил, обеспечивающее единство законов, норм и правил воспроизводства капитала в мире.
Исследована совокупность воздействующих факторов, придавших мировой экономике новые направления развития, на основе которых выстраивается причинно-следственная цепочка обстоятельств, повлекшая за собой глобальные процессы в экономике.
Автором рассмотрены качественные изменения, происшедшие в мировой экономике к концу XX в.: невиданная до сих пор интернационализация производства, проявляющаяся в деятельности транснациональных компаний, беспрецедентные по масштабам и глубине количественные и качественные сдвиги, происшедшие на мировых финансовых рынках, новые информационные технологии, развитие средств телекоммуникаций.
Мы считаем, что «антиглобализм», в действительности, представляет отнюдь не отрицание объективного процесса мирового развития, а протест против его современных негативных форм, сложившихся под влиянием интересов ведущих индустриальных держав, прежде всего США, и не учитывающих в должной мере проблем и трудностей остального мира, - это форма социальной реакции.
В настоящее время роль лидера в глобальных процессах принадлежит, прежде всего, корпорационному капиталу, выступающему в качестве институциональных объединений - ТНК, ТНБ, МВФ, Всемирного банка и ВТО. Определенное соучастие проявляет и государство. Вслед за лидирующей волной «управленцев» просматривается и роль структур, объединяющих малые и средние фирмы, а также национальные, экологические, религиозные и другие общественные движения.
Исследования показали, что маловероятно, чтобы оправдались прогнозы полной утраты национальными государствами суверенитета в отношении своей экономики в пользу наднациональных или международных образований. Как бы ни было велико влияние наиболее могущественных стран-империй и их транснациональных гигантов, национальные государства в обозримой перспективе не отомрут, а наоборот, будут укреплять себя посредством формирования державной экономической политики и добиваться демократизации глобальной экономической среды. Международному сообществу, в свою очередь, предстоит найти и узаконить разумные границы делегирования национального суверенитета в экономической области международным институтам.
В работе делается вывод, что глобализация сама по себе не является ни хорошей, ни плохой. В ней заложена огромная сила делать добро, и для стран Восточной Азии, принявших глобализацию на своих собственных условиях и придавших ей свой собственный темп, она принесла большую пользу, несмотря на кризис 1997 г. Но для большей части мира она не принесла сопоставимой пользы, а для многих обернулась катастрофой. К такому выводу приходят многие современные ученые и политики.
Автором рассматривается объектно-субъектная структура глобализирующегося пространства, делается вывод, что современная мирохозяйственная система переживает процесс трансформации и интенсивного развития. Ее важной особенностью на современном этапе является тенденция к многосубъектности. Так, наряду с государственными структурами в роли активных субъектов выступают многонациональные производственные объединения и многонациональные компании, кроме того, различные межгосударственные экономические организации: Организация стран-экспортеров нефти, Организация производителей кофе и др. На глобальном уровне самой крупной организацией является Организация Объединенных Наций, которая через Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Комиссию по транснациональным корпорациям регулирует многие многонациональные проблемы экономического развития и взаимодействия стран.
Среди многих субъектов глобализирующегося пространства особого внимания заслуживают региональные интеграционные объединения государств в виде зон свободной торговли, таможенных союзов, Общего рынка, Экономического союза и полной экономической интеграции.
Все более активную экономическую роль начинают играть крупные мегаполисы, которые являются идеальной «средой обитания» для ТНК и важнейшими базами транснационального капитала.
В условиях демонополизации общественной собственности регион выступает как полноправный субъект экономических отношений, а его интерес во внешнеэкономической сфере проявляется и реализуется в форме региональных внешнеэкономических связей.
Для современного процесса глобализации мировой экономики характерна персонификация международных отношений, что означает появление новых, негосударственных субъектов международной жизни.
Считается, что глобализационные экономические процессы в силу того, что становятся доминирующими, оттесняют национальные экономики, растворяя их в гигантском хозяйственном организме планетарных масштабов. Особенно показательна в этом плане трансформация роли государства, которая на протяжении многих десятилетий служила системообразующей организационной структурой общества. Рамки национальных государств стали тесны для бурно растущих производительных сил, и рыночные отношения вышли далеко за пределы национальных границ. Экономические, научно-технические, политические, культурные и прочие отношения все более становятся внестрановыми и, естественно, все менее контролируемыми государствами, ТНК, превратившиеся в главную движущую силу процесса глобализации, во многих отношениях потеснили национальные государства и их интересы. Далее делается вывод, что глобализация - не только объективное следствие техноэкономиче-ского развития, но и непосредственно политика, что по своей природе процесс глобализации не может быть простым и бесконфликтным, так как он затрагивает и задевает всех и каждого, за теми или иными путями и методами решения глобальных проблем стоят разнообразные интересы абсолютно каждого субъекта экономики и всех ее уровней, что глобализация сфокусировала в себе все противоречия и конфликты современного мира, отсюда и ее большое влияние на экономическую политику национального государства, вовлеченного в этот конфликтогенный, противоречивый процесс.
Автором сделан вывод, что в условиях глобализации на экономическую политику национального государства большое влияние оказывают внешние факторы. Если раньше судьбы национальных экономик определялись преимуществен-
но эндогенными (внутренними) факторами, то в условиях глобального роста экономического могущества стран технологических лидеров и повышения экономической открытости большинства стран мира их экономики испытывают растущее влияние экзогенных (внешних) факторов. Данное обстоятельство было подмечено многими отечественными исследователями. «Судьбы национальных экономик все более определяются внешнеэкономической средой», а государство, как справедливо отмечает Ю. В. Шишков, все более теряет возможность эффективно использовать такие рычаги макроэкономического регулирования, как импортные барьеры и экспортные субсидии, курс национальной валюты, ставка рефинансирования Центрального банка [3].
Автором исследуются качественные изменения в понятии «национальное государство» в условиях глобализации: речь идет уже не о надстроечном феномене, а о превращении государства в существенную часть экономического базиса, необходимое условие для обеспечения экономического воспроизводства в целом, фактор, необходимый для формирования глобального экономического пространства, предотвращения его катастрофы, становящейся все более возможной из-за растущих противоречий. Влияние глобализации на государство неоднозначно, разновекторно. Прежде всего, глобализация мультиплицирует государства, наблюдается не кризис института государства, а именно развитие, своего рода «встраивание» в процесс глобализации, что подтверждается тем, что оно становится мощным субъектом охранения национальных интересов страны. В современном понимании целью государства является обеспечение общественного (публичного) блага. Государство уполномочено гражданами, опираясь на правовую систему, применять в их интересах внеэкономические методы для производства общественных благ. Из всего разнообразия рассмотренных в работе определений понятия «государство» можно выделить такое: государство - это социальное образование, характеризующееся совокупностью следующих необходимых и достаточных признаков: а) этно-конфессиональное постоянство населения, проживающего в целом на стабильной и четко определяемой территории; б) наличие правительства, способного осуществлять эффективный контроль над данной территорией и ее населением; в) претензия на суверенитет и способность существующего правительства осуществлять его во внутренней жизни страны и в ее отношениях с внешним миром в рамках системы международных отно-
шений; г) признание данного государства в перечисленных его качествах правительствами других государств и/или международным сообществом в целом, либо какой-то значимой его частью.
Автор считает, что экономическая глобализация вносит существенные поправки в перечисленные качества государства, например, национальная экономика в современных условиях в значительной степени находится вне национально-государственного контроля, возросла уязвимость национальных государств со стороны даже незначительных внешних воздействий при усилившейся торговой, валютной, кредитно-финансовой и научно-технической взаимозависимости, государственный суверенитет начинает терять свой исконный смысл. Рассмотрена противоречивость экономической роли государства в условиях глобализации, с одной стороны, оно должно поддерживать национальных производителей, с другой - действовать в соответствии с объективным процессом формирования единого мирового экономического пространства. Мы полагаем, что при этом происходит не свертывание экономической роли государства, а изменение его хозяйственных функций в сторону более активного участия в борьбе за мирохозяйственные позиции. В контексте нашего исследования национальное государство следует рассматривать скорее как консолидацию человеческого общества на основе идеологии, опирающейся на идеи, лежащие в основании народного духа. Национальное государство, таким образом, представляет собой политическую организацию общества, легитимность которой обеспечивается представлением и защитой интересов включенных в нее индивидов на основе общей политической системы, целостной политики, общности культуры и единого уровня экономического развития, который призван являться условием обеспечения жизнедеятельности человеческих сообществ.
Особое внимание уделяется мироразвитию -преобразованию способа исторического существования человечества через решение мировых проблем, при этом учитываются традиции, обычаи, нравы народов мира. Автор считает, что в XXI в. мировую ситуацию будут определять государственности: империя и мировая держава, которые будут производить разные миропорядки, причем, по мнению автора, на сегодня мировая держава является уникальной формой государственности исключительно России. Обосновывается, что мировая держава - государственность, способная обеспечивать мировое развитие во благо достижения своих высших целей развития, но
не в ущерб и не за счет разрушения суверенитета других государств и ущемления их национальных экономических интересов, при этом реализуя принцип гармонии интересов каждого человека, каждой общественной группы, каждой нации. Империя - государственность, прямая противоположность мировой державы, которая стремится всецело контролировать мир, навязывая порядок, который удобен только ей, безотносительно к культуре и традиции других суверенных государств, организуя и поддерживая зависимость только от себя. По мнению автора, империей являются США.
Обосновывается, что финансовая олигархия стремится подчинить своему господству всю общественно-политическую жизнь и, следовательно, государство. Между монополистическими группами устанавливаются не только объективные финансово-экономические связи, но и личные связи, вернее сказать, объективные связи находят свое выражение в личных связях, т. е. связях между людьми, заправляющими делами производственных или финансовых групп. Происходит взаимопереплетение руководящих органов. Эта элита практически позволяет распространить власть с производственной сферы на надстройку. Следует особо подчеркнуть, что сейчас четко проявляется такая особенность, когда сформировавшаяся национальная промышленно-финансовая элита стремится подчинить себе социальную жизнь при помощи подготовки технических кадров и интеллигенции (фонды Карнеги, Рокфеллера, стипендии, премия Мардзотто и т. п.) и общественное мнение при помощи собственных журналов и газет. Так создается и психологическая база для оболванивания масс, подчинения государства господству элиты. Элита является также политически правящим классом и поддерживает свое господство благодаря идеологическому влиянию.
Автором исследуются детерминанты державной экономической политики - национальные экономические интересы национального государства. Учитывая это обстоятельство, державную экономическую политику следует рассматривать скорее как систему взаимодействия национальных экономических интересов, представляющую собой всеобщую форму связи явлений, осуществляющуюся во взаимном изменении этих явлений. Если это обстоит таким образом, то первым важнейшим принципом исследования проблемы является понимание того, что интересы акторов экономической деятельности как национальных государств, так и субъектов международных экономических отношений в ходе их взаимодействия
изменяются. Трансформация экономической политики национального государства в условиях глобализации означает постепенный переход ее в новый режим взаимодействия экономических интересов. Автор аргументировано доказывает, что исследование взаимодействия интересов, разработка теории их функционирования, воздействия на экономическую политику национального государства, степени их реализации в условиях глобализации должны выступить в качестве исходного пункта обоснования вариативности формирования державной экономической политики национального государства в условиях глобализации. Анализируя национальные экономические интересы государств в процессе глобализации, можно сделать вывод, что если данные интересы не осознаны, не сформулированы, то это является препятствием для эффективного развития экономической политики национального государства, экономические интересы по отношению к механизму действия экономических законов выступают не в качестве внешнего дополнения, а являются его непременным элементом.
Исследования показали, что интерес противоречив по содержанию своей действенности -выражается в экономическом эгоизме, который оказывает не просто деморализующее влияние на поведение человека или группы индивидов в плоскости экономических отношений, а дезорганизующее, и в этом смысле разрушительное начало в экономике.
Рассматривается взаимосвязь национального и государственного интересов в условиях современного миропорядка. Автор считает, что в рамках современного миропорядка национальный интерес предполагает согласование интересов всех лиц, живущих в данной стране. При этом мы включаем в понятие национального интереса интересы и нации-этноса и интерес нации-социума. Учитывая это обстоятельство, национальный интерес следует рассматривать как основополагающее, методологически важное понятие державной экономической политики, выражающее важнейшие ориентиры развития нации и пути приращения ее мощи, а также направленность действий руководства государства, всех органов государственной власти на благо народа и всех граждан страны. К тому же, по своему объему оно значительно шире используемых в политической практике понятий «государственные интересы», «жизненно важные интересы», «интересы отдельных этнических групп и общностей». В работе делается вывод, что государственный интерес будет постепенно расширяться до границ общест-
венного (национального) интереса и, таким образом, трансформироваться в него, что на современном этапе глобализации неправомерно отрицать наличие единого национально-государственного экономического интереса. Государство как форма организации общества воплощает в себе и выражает его общий интерес, сводящийся как минимум к обеспечению безопасности общества, его целостности, независимости, его индивидуальности. У общества нет иных институтов, которые бы воплощали, выражали и защищали его общие интересы с такой полнотой, как это делает государство. Обосновывается, что образование единого мирового экономического пространства проходит на фоне борьбы государственных стратегических интересов отдельных государств и групп государств, совершенно очевидно, что явление глобализации мировой экономики сопровождается столкновением интересов государств, задействованных в этой перестройке, причем интересы продвигаются с помощью силы в широком ее понимании, в том числе (и преимущественно) экономической. При этом «зонами концентрации и столкновения интересов» являются международная торговая, финансовая, инвестиционная и другие системы регионального, межрегионального и глобального, универсального характера. В работе обосновывается, что движущими силами взаимо-развития национально-государственных интересов в рамках современного миропорядка, соответственно, качественных изменений в международной нормативной системе являются: противоречия между государственной формой организации обществ и глобализацией мировой экономики; между национально-государственными интересами групп государств разного цивилизационного типа. Делается вывод, что национальное государство, национально-государственный интерес остаются важными элементами в системе интересов. Раскрывается противоречивость положения современного национального государства: с одной стороны, оно стремится к реализации национально-государственного экономического интереса, что с неизбежностью ведет к столкновению интересов различных государств, созданию национальных механизмов по их защите. С другой стороны, оно при определении своих экономических интересов должно обязательно учитывать и единый интерес мирового сообщества. При этом для каждого национально-государственного образования соотношение данных интересов может быть различным. В работе обосновывается, что глобализация мировой экономики на современном этапе не отменяет наличия специфических
государственных, национальных и национальногосударственных экономических интересов, более того государственный интерес будет постепенно расширяться до границ национального интереса и таким образом трансформироваться в него, причем значительная роль в реализации национально-государственного интереса принадлежит государственным структурам. Конечно, можно сказать, что у них также свой частный интерес, и они в своих действиях, руководствуясь данным интересом, ничем не отличаются от других экономических субъектов. Однако, на наш взгляд, реализация частного интереса государственной структуры предполагает также и реализацию общенационального интереса. При этом интересы того или иного участника данной структуры могут и противоречить (зачастую, особенно в современных условиях российской действительности) реализации единого национального интереса, однако реализация интереса структуры в большинстве случаев ведет и к реализации общегосударственного интереса. Анализируя взаиморазвитие национального и государственного интересов в рамках современного миропорядка, можно предположить, что на современном этапе развития человеческого общества имеет место единый мирохозяйственный интерес, или «общечеловеческий интерес», который постепенно фактически приобретает приоритет над интересами государственными, групповыми. Следует заметить, что в рамках интеграционных объединений происходит группирование государственных интересов в блоковые, на основе блоковых интересов формулируются интересы общечеловеческие, сами по себе обладающие надгосударственным зарядом.
Автором разработана методологическая основа исследования формирования экономической политики государства в современных условиях, рассмотрены методологические подходы к исследованию экономической политики, сформулировано ее авторское определение, раскрыты законы и закономерности динамической трансформации экономической политики. Логично осмысление формирования и проявления державной экономической политики национального государства в условиях глобализации начать с выяснения методологии изучения науки глобалистики как науки в целом, а следовательно, и методологии изучения отдельных экономических явлений в этой области, это необходимо как с теоретической, так и с практической точек зрения, так как может привести к пониманию действительности в ее существовании и развитии, к открытию законов, которым она подчиняется, к выявлению взаимосвя-
зи различных явлений и противоречий. Выделяются четыре основных методологических подхода: 1) с позиций субъективного идеализма; 2) с позиций идеалистического рационализма; 3) с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма; 4) с позиций диалектико-материалистического подхода. Сегодня, не в пример прошлому, больше не существует четкой дифференциации между первыми тремя различными направлениями, чаще всего они сливаются воедино. Научное решение проблемы может быть достигнуто не на основе эмпирического позитивизма, который вновь вошел в моду, или неорационализма, а лишь на базе объективного подхода, ориентированного на выявление внутренних связей в том виде, в каком они существуют в действительности, в их движении, т. е. на основе диалектикоматериалистического подхода, применение которого позволит понять экономические законы и, в частности, законы динамики отдельных экономических явлений (интеграции, регионализации, в нашем случае трансформации экономической политики в условиях глобализации) и системы мирового хозяйства в целом. Совершенно очевидно, что подобных результатов невозможно добиться без постоянного учета действительности, без целого ряда исследований происходящих явлений, которые не следует заключать в априорные схемы. Первый аспект материалистического и критического метода состоит в том, чтобы признать существование вне нас и не зависящей от нас объективной действительности. Отсюда вытекает необходимость изучать эту действительность в ее реальных связях, независимо от наших желаний и интересов, и рассматривать эту действительность не как нечто определенное и вечное, а как нечто живое, несущее в себе противоречия, определяющие ее развитие. Рассматривая жизнь общества, необходимо всегда учитывать и другое очевидное положение: в ней действуют социальные силы, а именно, организованные общественные силы, стремящиеся к тому, чтобы объективные законы в определенной системе действовали или не действовали, т. е. стремящиеся к тому, чтобы благодаря их усилиям эти законы изменились. В работе делается вывод, что материалистический и диалектический метод позволяет ответить на вопрос, часто возникающий перед людьми, - вопрос о месте человека в том глобальном обществе, которое формируется, позволяет познать законы, определяющие реальную действительность в настоящий момент и в процессе ее становления. Тогда будет достигнута цель научного исследования, направленного на изучение
того основополагающего единства, которое существует между различными явлениями и различными отраслями знания. Будет создано наиболее полное представление о жизни, которая раскрывается в различных явлениях физического мира и человеческого общества.
Исследования показали, что в связи с качественным изменением в развитии мирового хозяйства на современном этапе возникли проблемы, связанные с более глубокой разработкой парадигмы.
Вектор развития методологической базы в области исследования тенденций в современных глобализационных процессах направлен в сторону разработки целостного подхода, основанного на целостном восприятии мирового хозяйства. На основе данного подхода каждая из национальных экономик рассматривается с позиции целого (мирового хозяйства) как часть целого, существующая наряду и во взаимосвязи с другими частями. Объектом научного анализа во все большей степени должен становиться не «экономический человек», а человек - субъект экосоциальной общности. Далее исследование роли различных экономических субъектов в мировом глобализационном процессе предполагает использование метода многоуровневого анализа: от микроэкономической «ступеньки» деятельности отдельной фирмы до масштабов мировой экономики в целом, где такими субъектами выступают государства, межгосударственные союзы, ТНК, МНК. Здесь представляется применимым соотношение философских категорий единичного, особенного и всеобщего, т. е. выявление как общих для всех уровней, так и особенных, характерных лишь для одного определенного уровня качеств и свойств глобализационного процесса.
Сформулированы рамочные параметры экономической политики национального государства и механизмы реализации национальных интересов в условиях глобализации, доказана значимость уровня критериальных показателей экономической политики национального государства как индикаторов статуса страны в глобализирующемся мире. Особое внимание автором уделяется показателям уровня социально-экономической зрелости экономической политики национального государства как индикатора статуса страны в глобальном мире, дается характеристика принципов оценки уровня критериальных показателей экономической политики национального государства. К важнейшим из них, причем универсальным, можно отнести:
1) системность, т. е. необходимость учета структуры экономической политики, взаимодей-
ствия всех ее элементов, возникающих при этом прямых, косвенных и сопряженных эффектов, включая эффекты синергетические;
2) учет интересов и целей национального государства;
3) выявление многообразия существенных последствий ее реализации, причем как собственно экономических, так и неэкономических (по возможности следует давать им количественную оценку);
4) рассмотрение экономической политики национального государства на протяжении определенного срока, причем эта протяженность является оптимизируемой величиной;
5) ориентация на максимальный неотрицательный интегральный эффект;
6) учет фактора времени. Речь идет о его учете в разных аспектах, включая временные изменения параметров экономической политики и элементов ее экономического окружения;
7) субоптимизация. Оценка эффективности экономической политики должна осуществляться при оптимальных значениях ее варьируемых параметров;
8) многоэтапность.
В этой связи следует иметь в виду, что на разных стадиях разработки и осуществления экономической политики ее эффективность следует определять заново, с необходимой конкретной степенью проработки. Что касается критериальных показателей уровня социально-экономической зрелости экономической политики национального государства как индикатора статуса государства в глобальном мире, то разрешающая способность показателей, т. е. возможность их корректного применения для оценки статуса государства в глобализирующем мире, неодинакова. В частности, на основе социально-экономических параметров, таких как: уровень дохода на душу населения; уровень благосостояния; удельный вес расходов государства на образование, здравоохранение, науку, культуру, защиту окружающей среды; растущий уровень безработицы; количество людей, живущих за чертой бедности; уровень рождаемости; продолжительность предстоящей жизни; уровень смертности и самоубийств и др., можно формировать такие синтетические показатели, как индекс человеческого развития, индекс качества жизни и индекс здоровья нации.
Другое проявление рассматриваемого показателя статуса государства в глобализирующем мире - уровень развития рыночной инфраструктуры и рыночных институтов, в том числе: степень экономической свободы; уровень развития ры-
ночных институтов; роль финансовой системы в экономическом развитии; уровень компьютеризации общества; уровень развития средств связи и телекоммуникаций; индекс влияния непрозрачности на эффективность экономики; индекс экологической устойчивости и др.
Наконец, нельзя не отметить индикаторы, влияющие на общий инвестиционный климат страны и в конечном итоге на мировой имидж страны. К таким показателям можно отнести следующие: уровень внешней задолженности; степень политического и финансового риска для иностранных капиталовложений; степень бюрократизации общества; коррумпированность государственного аппарата; уровень преступности и др.
Для понимания и оценки места страны в глобальной экономике важен вопрос о ее показателях (индикаторах), автор находит целесообразным подразделить их на абсолютные и относительные. Помимо этого, важно отметить, что место страны в глобальной экономике сегодня определяется, прежде всего качеством человеческого капитала, состоянием образования, степенью и эффективностью использования достижений науки и техники в производстве. Изобилие же сырьевых материалов и рабочей силы все меньше можно расценивать как конкурентное преимущество, поскольку происходит постоянное снижение доли этих факторов в создании стоимости товаров и услуг.
Совершенно очевидно, что не существует универсальной модели показателей уровня экономического развития и социально-экономического прогресса, которые определяли бы особенности экономической политики государства и оценивали бы место страны в глобальной экономике. Каждая страна должна следовать тем путем, который в наилучшей степени отвечает ее историческим, политическим и культурным традициям. Для учета особенностей оценки места страны в глобальной экономике, по нашему мнению, необходимо предусмотреть выявление эффективности экономической политики данного национального государства. Определение любого вида эффективности надлежит базировать на максимально возможном учете сложной совокупности влияющих факторов, реализации указанных выше принципах анализа, на использовании отмеченных показателей. В работе делается вывод, что соответственно условиям, или уровню развития возникают и действуют специфические экономические условия, которые и определяют особенности экономической политики государства. Знание этих особенностей, или закономерностей поможет стране данной нации сохранить или улучшить
свое экономическое положение, свой статус в глобальном экономическом пространстве. Методологически, с точки зрения выработки фундаментальных основ оценки эффективности экономической политики национального государства и стратегического арсенала ее реализации, автор исходит из того, что они должны быть обусловлены следующими моментами: знание внешних и внутренних факторов, обусловливающих процесс глобализации, в котором народнохозяйственный комплекс страны пытается функционировать; значение роли сети ТНК в определении характера дальнейшего развития мировой экономики; выявление закономерностей социально-экономической цикличной динамики экономики; технология действий национального хозяйства на мирохозяйственной арене. Автор считает, что оценка уровня эффективности экономической политики национального государства должна опираться на две составляющие: обеспечение социального эффекта и рост благосостояния населения национальных государств. Целесообразно различать три вида экономического эффекта: предварительный, ожидаемый и фактический; в рамках международной экономики глобализация должна оцениваться с точки зрения того, стимулирует ли она стабильность, экономическое развитие и экономический рост стран. С целью углубленного исследования державной экономической политики государства в работе проводится ее модельная декомпозиция -выделение региональных внешнеэкономических отношений в особое, притом фундаментальное понятие, которое выражает такой уровень социально-экономических отношений, в которых регион выступает их самостоятельным субъектом. Автором обосновывается необходимость и целесообразность создания российской общегосударственной концепции внешнеэкономической стратегии и применения региональных внешнеэкономических отношений как нового явления в мировой экономике и фактора повышения ее эффективности. Разработаны теоретические и методические вопросы изучения внешнеэкономических отношений региона. Отображен объект исследования (внешнеэкономические отношения России) и предмет анализа (региональные внешнеэкономические отношения как явления внешнеэкономических отношений России) в самых существенных их признаках, связях, закономерностях. Сформулировано следующее рабочее определение: региональные внешнеэкономические отношения - уровень международных экономических отношений, их особый срез. Они могут включать как отношения более низкого порядка, например
отношения административных единиц как субъектов этих отношений, так и образований более высокого уровня (например, ЕС, НАФТА и т. д.). Предложен подход к структуризации алгоритма региональных внешнеэкономических отношений, в основе этих отношений лежат экономические интересы данных регионов.
Выявлены особые условия, в которых функционирует и развивается глобальное экономическое пространство, обосновываются принципы развития - целостность и системность построения, информативность и историчность развития, глобальный эволюционизм. Сделан вывод, что развитие глобального экономического пространства базируется на использовании постулатов экономики с учетом ориентации их в пространстве и времени, а также принципиальной научной картины мира, в связи с этим многие экономические категории надо рассматривать с позиции пространственно-временного характера, т. е. здесь важна эффективность не только действий, но и их целенаправленность. На основе свойств целостности и системности, глобального эволюционизма, историчности и информативности развития глобального экономического пространства автор доказывает, что:
- глобальное экономическое пространство пронизывает система градиентов - целенаправленных экономических действий;
- система целенаправленных экономических действий формируется с одной стороны, под влиянием окружающей среды, а с другой - через структурные единицы, составляющие единую систему, регулирует единство развития глобального экономического пространства.
Определены основные факторы, обусловливающие функционирование и развитие национального хозяйства в условиях глобализации. Анализ факторов включает в себя в виде составных частей - анализ внешней торговли, экологическую ситуацию на торговом рынке и теневой экономики - в данном конкретном случае - России. Обосновывается органическая взаимосвязь и взаимозависимость этих факторов, оптимальное сочетание которых обусловливает функционирование и развитие национального хозяйства в глобализирующемся пространстве.
В условиях глобализации необходимо укрепление экономической безопасности национального хозяйства, дается характеристика структурных элементов экономической безопасности и сформулирована дефиниция «экономическая безопасность» - эффективное удовлетворение общественных потребностей с условием соблюдения
частичной экономической независимости, стабильности и устойчивости национальной экономики и способности к саморазвитию и прогрессу. В ходе исследования выявляются критерии экономической безопасности, в системе которых реализуется сущностная основа экономической безопасности. Критерий экономической безопасности - оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка включает в себя:
- ресурсный потенциал и возможности его использования;
- уровень эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствие уровню использования в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму;
- конкурентоспособность экономики;
- целостность территориального и экономического пространства;
- суверенитет, независимость и возможность противостоять внешним угрозам;
- социальная стабильность и условия предотвращения и разрешения социальных конфликтов.
В системе индикаторов необходимо выделять: уровень и качество жизни, темпы инфляции, уровень занятости, экономический рост ВВП, дефицит бюджета, государственный долг, встроенность в мировую экономику, золотовалютные резервы, деятельность теневой экономики. Делается вывод о важности пороговых значений - предельных величин, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В работе выявлены и обоснованы угрозы, риски современной модели интеграции российской экономики в глобальную хозяйственную систему. Предлагаются механизмы, обеспечивающие снижение уровня угроз безопасности не только для внешнеэкономической сферы, но и для всей экономики России.
Наступило время, когда изучение поведения хозяйственной деятельности человечества целесообразно поднять с уровня систем его экономического эгоизма, на котором человек представлен одновременно производителем и потребителем благ, на более высокий уровень экономической системы как участника наравне с другими системами, обеспечивающего ее рациональный
обмен. Такое трактование обмена дает право оценивать эффективность действий в пределах не только производительной деятельности человечества, но и функционирования глобального экономического пространства, в которое человечество входит.
Литература
1. Львов Д. С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002.
2. Наше общее будущее. М., 1989.
3. Шишков Ю. В. Европа и процессы глобализации экономики // Современная Европа. 2002. № 1. С. 32-47.
* * *
POWER ECONOMIC POLICY OF NATIONAL STATE IN CONDITIONS OF GLOBALIZATION
G. V. Kozlova
The author’s conception of powerment (derzhavnost’) is given in the article; qualitative changes which had happened in world economy by the end of XX century are analyzed. Questions about power economic policy of national state in conditions of globalization are examined.
Key words: powerment (derzhavnost), economic policy, globalization, national state.