УДК 376.1(09) ББК Ч-33(0)
И. А. Филатова Екатеринбург
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕОНТОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
ГСНТИ 14.29.01; 14.09.29 Код ВАК 13.00.03
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: историографический анализ; деонтология; деонтология в специальной педагогике; периоды становления деонтологии.
АННОТАЦИЯ. На основе историографического анализа выделяются основные периоды становления деонтологии как науки. Деонтология в специальной педагогике рассматривается как новое самостоятельное междисциплинарное научное направление, которое исследует проблемы профессионального долга и нормативного поведения специального педагога.
I. A. Filatova
Ekaterinburg
THE HISTORIOGRAPHIC ANALYSIS OF FORMATION OF DEONTOLOGY IN SPECIAL PEDAGOGICS
KEY WORDS: the historiographic analysis; deontology; deontology in special pedagogics; the formation periods of deontology.
ABSTRACT. On the basis of the historiographic analysis the basic periods of formation of deontology as a science are allocated; deontology in special pedagogics is considered as a new independent interdisciplinary scientific direction which investigates problems of a professional duty and standard behavior of the special teacher.
В условиях перехода к многоуровневому высшему образованию в соответствии с Болонскими соглашениями проблема повышения качества профессиональной подготовки специальных педагогов (педагогов-дефек-тологов) в системе высшего профессионального образования приобретает особую значимость. Основы профессио-
© Филатова И. А., 2011
нального поведения специального педагога закладываются в процессе обучения в вузе, а деонтологическая подготовка будущего специалиста является одним из действенных механизмов становления должного профессионального поведения, поскольку направлена на формирование его ценностно-нормативных компонентов (Ю. Ф. Гаркуша, Н. М. Наза-
104
рова, М. Е. Орешкина). В то же время отмечается явно недостаточное количество исследований, посвященных вопросам деонтологии в специальной педагогике, что обусловило научно-педагогическое противоречие между необходимостью деонтологической подготовки специальных педагогов и существующими теоретическими основаниями, не позволяющими целенаправленно решать эту задачу в системе высшего профессионального образования.
Данное противоречие предопределило необходимость историографического анализа отечественного и зарубежного опыта в области становления и развития деонтологии как науки в целом и деонтологии в специальной педагогике как частного научного направления.
Исходя из определения историографии как совокупности исторических исследований, относящихся к какой-либо проблеме [5. С. 250], мы на основе принципа историзма и историко-аналитического метода провели теоретический анализ исследований по проблемам деонтологии. Генезис деонтологии как науки о должном профессиональном поведении раскрывался в работах М. П. Васильевой, Е. К. Веселовой, G. F. Gaus, Е. В. Коробовой, G. L. L. Lau, К. М. Левитана, Г. П. Медведевой, М. Е. Орешкиной и др.
Проведенный историографический анализ позволил нам проследить становление и развитие деонтологии от появления представлений о должном профессиональном поведении до оформления самостоятельной научной области знания и выделить три основных периода развития деонтологии: имплицитный СУ!—1У вв. до н. э. — нач. XIX в. н. э.), эксплицитный (нач. XIX в. н. э. — нач. XX в. н. э.) и институциональный (с начала XX в. по настоящее время).
Содержание имплицитного периода состоит в осознании социальной необходимости определения и соблюдения должных норм профессионального поведения.
Начавшееся еще в античные времена формирование представлений о нормах поведения человека в процессе профессиональной деятельности диалектически связано со следующими факторами:
- развитие религиозных моральноэтических воззрений (иудаизм, христианство, ислам, буддизм и др.);
- зарождение этики как философского учения о морали (Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Квинтилиан и др.);
- появление первых профессиональных регламентов правил и норм деятельности (Гиппократ, К. Гален, Авиценна и др.).
- разработка положений критической философии И. Канта о моральном законе и о человеческом долге как ценности высшего порядка.
Данный период связан с осознанием
и появлением ряда требований, нормирующих профессиональное поведение педагогов, формулировавшихся философами и педагогами исходя из конкретной социально-исторической ситуации (Е. В. Коробова, К. М. Левитан, Н. Н. Ма-лофеев). В рабовладельческом обществе от учителя требовались высокая образованность, любовь к родине, воспитание молодежи в духе защиты прав собственников и презрения к труду (Сократ, Платон, Аристотель); в средневековую эпоху — отрицание самостоятельности ученика, строгость и жестокость; в эпоху Реформации — любовь к детям, старательность, трудолюбие, смирение (Э. Роттердамский), образованность, нравственность, благочестие (Я. А. Ко-менский); в эпоху Просвещения — гуманизм, свобода, нравственность, доброта (Ж. Ж. Руссо).
Итогами периода являются следующие достижения:
- универсальная регламентация системы высших ценностей человеческого бытия (жизнь, благо человека, служение людям, долг человека и т. д.) сводами религиозных правил;
- выделение значимых акцентов в основных целях служения человечеству представителей «помогающих» профессий, к которым относится профессия специального педагога;
- становление традиций милосердия в результате расцвета православной культуры, формирование ценностного отношения к труду и к профессионализму в ходе развития протестантизма;
- появление исторической основы частной этической регламентации поведения специалистов «помогающих» профессий — «Клятвы Гиппократа».
Вместе с тем рассматриваемый период характеризуется отсутствием социокультурных установок на регламентацию деятельности педагогов, занимающихся помощью «неполноценным» детям.
В эксплицитный период деонтология оформляется как наука о должном профессиональном поведении.
Термин «деонтология» (от греч. deon-tos — ‘должное’ и logos — ‘учение’) предложил в начале 30-х гг. XIX в. английский философ, социолог и правовед И. Бентам (J. Bentham, 1748—1832). Становление научного понятия «деонтология» происходило в тесной связи с философскими этическими теориями морали, утилитаризма и консеквенциализма (И. Кант, Дж. Милль, G. F. Gaus, G. Gotsis и др.).
Суть взаимосвязи и различий утилитаристской, продолжающей ее консек-венциалистской и деонтологической теорий сформулирована в аналитической теории морали и заключается в отношении к ценностям: консеквенциали-стские теории соответствуют теориям, основанным на цели, а деонтологиче-ские теории главной ценностью признают долг (В. П. Макаренко).
Профессиональный долг рассматривается как главная категория деонтологии, взаимосвязанная с главной катего-
105
рией этики — моралью, которая имеет два возможных источника появления в сознании человека: внешний, возни-
кающий в культурно-исторической среде в форме мировоззрения конкретного социума и предлагаемый личности для интериоризации, и внутренний, присущий человеку от природы и данный ему в форме совести — естественного нравственного закона (Е. К. Веселова).
Быстрые темпы развития капиталистического общества, противоречие между социокультурными и внутренними источниками морали и, следовательно, долга предопределили необходимость целенаправленного определения норм профессионального поведения и выработки требований к представителям различных профессиональных групп в конкретной социокультурной среде.
Развивавшаяся педагогика гуманизма, формировавшаяся педагогическая этика требовали от педагога владения предметом, любви к профессии и детям, самосовершенствования, гражданственности, нравственности, оптимистичности, строгости, требовательности, справедливости (Н. А. Добролюбов, А. Дис-тервег, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский и др.).
В педагогической практике началось внедрение концепции медицинской помощи детям с нарушением в развитии, которая оказала значительное влияние на формирование образа «неполноценного» человека в массовом и в педагогическом восприятии, на осознание обществом необходимости оказания помощи таким людям и предъявила особые требования к педагогам в отношении междисциплинарного педагогического знания, профессиональных качеств и выполнения педагогического долга перед людьми с отклонениями в развитии (И. Д. Георгенс, А. И. Герцен, Гюгенбюль, Г. М. Дейнхард, Итар, Э. Сеген, И. Г. Пес-талоцци). Изменение отношения общества и государства к лицам с отклонениями в
106
развитии и к их правам стало закрепляться в правовых документах: в 1817 г. в Дании был принят первый в истории закон о специальном образовании, что положило начало определению правовых норм поведения специального педагога [3].
Итогами периода являются:
- становление деонтологии как самостоятельной науки о профессиональном поведении;
- определение профессионального долга в качестве главной категории деонтологии;
- формирование в общественном сознании понятия о необходимости выполнения педагогического долга перед детьми с отклонениями в развитии, закрепленное в правовых документах;
- появление социокультурных, научных и правовых предпосылок целенаправленной регламентации профессионального поведения, в том числе и специалистов «помогающих» профессий, к которым относится специальный педагог. Институциональный период, при
котором субъектом становится специалист, характеризуется появлением системы взаимосвязанных социокультурных и профессиональных норм, ожидаемых обществом и закрепленных в нормативных актах и документах.
Повышение требований к работникам индустриального общества, мировой экономический кризис 20-х гг. ХХ в. и становление психологии личности как экспериментальной науки (А. Ф. Лазур-ский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и др.) явились основой для научного изучения личности специалиста, для развития профессиографии и разработки за рубежом первых профессиональных кодексов поведения — Кодекса этики в государственном управлении, Кодекса честной конкуренции в бизнесе (США).
В 20—30-х гг. ХХ в. создаются отечественные профессиограммы работников различных сфер деятельности, в том
числе учителей массовых школ
(Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский и др.) и специальных педагогов (Д. И. Азбукин, Н. В. Лаговский, Ф. А. Рау, А. С. Шафранова и др.).
Проведенные профессиографические исследования экспериментально подтвердили энциклопедизм знаний, более широкий спектр профессиональных умений специального педагога по сравнению с учителем массовой школы, наличие специфичных психических процессов и качеств (устойчивость внимания, смешанный тип мышления, самообладание, эмоциональность и артистизм и т. д.). Полученные данные позволили обосновать принцип полифунк-ционального профессионализма педагога сферы специального образования (Е. Т. Логинова, Н. М. Назарова, И. М. Яковлева и др.), который мы считаем одним из главных принципов деонтологии в специальной педагогике.
Существенное влияние на дальнейшее развитие деонтологии за рубежом оказали международные нормативные акты, в первую очередь Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948), заложившие нормативно-правовую основу для профессиональных кодексов поведения, таких, как «Этические стандарты психолога» (АРА, США, 1953), «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» (ООН, 1979), «Этика социальной работы: принципы и стандарты» (IFSW, Норвегия, 1994) и др.
Изменения в социокультурной ситуации и в ценностных парадигмах российского общества в конце ХХ в. положили начало становлению отечественной деонтологии и обусловили необходимость разработки и утверждения профессиональных кодексов: Кодекс профессиональной этики психиатра (1993), Этический Кодекс российского врача (1994), Кодекс профессиональной этики адвоката (2003), проект Профессионального кодекса учителя (2010) и др.
Предметом современной деонтологии выступают юридические, профессиональные и моральные обязанности и правила поведения специалиста под углом зрения интересов клиента или пациента (Г. П. Медведева).
В отечественной и зарубежной деонтологии выделились самостоятельные научные направления: деонтология в медицине (А. А. Грандо, Н. Н. Петров и др.), юридическая деонтология (К. М. Левитан, Н. И. Овчаренко, О. Ф. Скакун и др.), психологическая деонтология (Е. К. Веселова, И. У. Юшваева и др.), деонтология в социальной работе (Г. П. Медведева, С. Шрейдер, С. Э. Юнгхольм), педагогическая деонтология (М. П. Васильева,
Г. А. Караханова, Е. В. Коробова, К. М. Левитан и др.) и ее разделы — деонтология в высшем образовании (G. L. L. Lau, J. K. Lee, E. R. Micewski, T. Ochiai, S. Takamitsu и др.) и деонтология в специальном образовании (Ю. Ф. Гаркуша, М. Е. Орешкина,
G. R. Fiedler, H. Nakata, H. Reiser) и др.
В конце ХХ в. деонтологические проблемы стали рассматриваться в педагогике (М. П. Васильева, Г. А. Караханова, К. М. Левитан и др.).
Впервые в отечественной науке понятие «педагогическая деонтология» было введено в 1999 г. К. М. Левитаном, который понимал под ней науку о профессиональном поведении педагога, разрабатывающую правила и нормы поведения педагога в сфере его профессиональной деятельности.
Развитие педагогическая деонтология получила в исследованиях, посвященных вопросам профессиональной подготовки педагогов — формированию деонтологиче-ской готовности студентов (Е. В. Коробова, 2001; К. М. Кертаева, 2003; М. П. Васильева, 2004), деонтологически важных профессиональных качеств (М. Е. Орешкина, 2007) и деонтологической культуры учителя в системе непрерывного профессионального образования (Г. А. Караханова, 2007).
107
Становление деонтологии в отечественном специальном образовании началось в последние годы, что обусловлено повышением требований государства и общества к качеству деятельности специальных педагогов в связи с глобальными процессами гуманизации общества, интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум и фун-даментализации образования (А. А. Дмитриев, В. В. Коркунов, О. И. Кукушкина,
Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова и др.).
Большое значение для внедрения принципов деонтологии в деятельность специальных педагогов и для определения норм их профессионального поведения имеют международные и российские акты и документы: Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971); Декларация о правах инвалидов (1975); Конвенция о правах ребенка (1989); Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993); Сала-манкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994); Конвенция о правах инвалидов (2006); Конституция РФ; Закон РФ «Об образовании» (1992); национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010) и др.
В этих документах признается неотъемлемое право человека с ограниченными возможностями здоровья на достойную жизнь, на предоставление ему равных с другими членами социума возможностей, декларируется необходимость обеспечения эффективного доступа к услугам в области образования, необходимость создания условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации людей с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональная деятельность специального педагога, в свете современных требований, должна характеризоваться высоким уровнем компетентности, в том числе готовностью к со-
108
циальному и профессиональному взаимодействию на основе норм профессионального поведения. Это актуализирует проблему деонтологической подготовки специальных педагогов как одного из средств повышения качества специального (дефектологического) образования.
Итогами институционального периода развития деонтологии являются:
- выделение самостоятельных научных направлений в рамках деонтологии;
- определение норм профессионального поведения на основе правовых документов и профессиограмм специалистов;
- закрепление норм поведения специалистов в профессиональных кодексах;
- рассмотрение деонтологической подготовки специалистов в качестве важного компонента профессиональной подготовки и формирования профессиональной культуры. Проведенный историографический
анализ становления и развития деонтологии позволил сделать следующие выводы:
1. Деонтология в специальной педагогике является новым самостоятельным направлением деонтологии, социокультурными предпосылками которого выступают глобальные процессы гуманизации общества, интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум и фундаментализации специального (дефектологического) образования.
2. Деонтология в специальной педагогике рассматривается как междисциплинарное научное направление, которое исследует проблемы профессионального долга и нормативного поведения в различных системах педагогического взаимодействия: специальный педагог как субъект проЛИТЕРАТУРА
фессиональной деятельности ^ общество и государство; воспитанники, имеющие ограниченные возможности здоровья и/или особые образовательные потребности; семья и близкое окружение воспитанников; коллеги; сам педагог; предметная культурная среда; другие специалисты, в том числе зарубежные коллеги.
3. Профессиональный долг, милосердие и профессионализм выделяются в качестве исторически обусловленной и научно обоснованной ценностно-нормативной системы основных категорий деонтологии в специальной педагогике.
4. Нормы профессионального поведения специального педагога определяются на основе правовых документов, профессиограммы специалиста и включают нормативно-правовые (формализованные) и нормативно-личностные (неформализованные) компоненты. Закрепление неформализованных норм профессионального поведения в профессиональных кодексах способствует повышению качества профессиональной деятельности специального педагога.
5. Деонтологическая подготовка, под которой понимается подготовка к осуществлению нормативного профессионального поведения в области профессиональной деятельности посредством формирования системы ценностных мотивов, деонтологических знаний, умений, навыков и деонтологически важных качеств специального педагога, является необходимым метакомпонентом подготовки специальных педагогов в системе высшего профессионального образования и действенным механизмом повышения качества специального (дефектологического) образования.
1. ВЕСЕЛОВА Е. К. Психологическая деонтология : дис. ... д-ра психол.наук : 19.00.01. СПб., 2003.
2. ЛЕВИТАН К. М. Педагогическая деонтология. Екатеринбург : Деловая книга, 1999.
3. МАЛОФЕЕВ Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия : учеб. пособие для студентов пед. вузов : в 2 ч. М. : Просвещение, 2010. Ч. 1.
4. НАЗАРОВА Н. М. Специальная педагогика: история развития научного знания и подготовка педагогических кадров : моногр. М. : Спутник+, 2009.
5. ОЖЕГОВ С. И., ШВЕДОВА Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук ; Рос. фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. М. : АЗЪ, 1995.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. О. Л. Алексеев