Научная статья на тему 'Деонтологическая составляющая коммуникативной культуры'

Деонтологическая составляющая коммуникативной культуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
601
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / КУРСАНТ / COMMUNICATIVE CULTURE / COMMUNICATION THEORY / COMMUNICATIVE PERSONALITY / STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Веретенникова Анна Евгеньевна

В статье обосновывается необходимость деонтологического элемента в структуре коммуникативной личности курсанта образовательного учреждения МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деонтологическая составляющая коммуникативной культуры»

тих, замкнутость, свой негативизм они проявляют в вербальной и невербальной агрессии.

Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости целенаправленной работы над осознанием установок позитивного восприятия другого будущими работниками сферы обслуживания в профессиональном об-тении.

Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что признать и принять индивидуальность каждого потребителя, контролировать свое поведение может тот специалист, который осознает себя как значимую личность.

Поэтому мы считаем необходимым осуществление стимулирования позитивного самоотношения будущих работников сферы обслуживания как условие формирования профессионально значимых коммуникативных умений.

Библиографический список

1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года [Текст] // Директор шк. - 2002. - № 1. - С. 97-126.

2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 1986. - 422 с.

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н Леонтьев. - М. : Просвещение, 1975. - 304 с.

4. Митина, Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога [Текст] / Л. М. Митина. - М. : Сентябрь, 1999. - 192 с.

5. Мясищев, В. Н. Социальная психология и психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев. - М. : Наука, 1965 - 426 с.

6. Роджерс, К. К. Могу ли я быть фасилитатором в группе? [Текст] / К. К. Роджерс // Хрестоматия по гуманистической психотерапии / сост. М. Папуш.

- М., 1995. - 310 с.

Веретенникова Анна Евгеньевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГКОУ ВПО "Омская академия МВД России", г. Омск, Россия

УДК 37.013 ББК 74.58:87.7 ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНИКАТИВНОЙ

КУЛЬТУРЫ

В статье обосновывается необходимость деонтологического элемента в структуре коммуникативной личности курсанта образовательного учреждения МВД России.

Ключевые слова: коммуникативная культура, теория коммуникации, коммуникативная личность, курсант.

DEONTOLOGICAL COMPONENT OF COMMUNICATIVE CULTURE

The article substantiates the necessity of deontological element in the structure of student communicative personality of MVD high school in Russia.

Key words: communicative culture, communication theory, communicative personality, student.

Коммуникативная культура сотрудников ОВД является объектом пристального внимания со стороны общества, которое выражает неудовлетворение результатами их работы в сфере взаимодействия с населением [6]. Решение проблемы развития коммуникативной культуры курсантов образовательного учреждения МВД России как сотрудников ОВД, с нашей точки зрения, возможно через педагогическую систему развития коммуникативной культуры на основе положений социальной коммуникации, которая в широком смысле понимается как «процессы социального взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятых в их информационно-знаковом аспекте» [1, с.5].

В качестве субъекта коммуникации теория коммуникации рассматривает «коммуникативную личность» как форму функционирования личности в коммуникационном процессе, форму реализации личности через выполнение социальных ролей источника и / или получателя сообщений. Принимая во внимание, что профессиональная деятельность сотрудников ОВД относится к разряду социальных, в нашем исследовании субъектом коммуникации (т.е. коммуникативной личностью) мы считаем индивида с устойчивой системой социально, а также профессионально значимых свойств и качеств в процессе профессиональной коммуникации в сфере юриспруденции и правоохранительной деятельности. В связи с этим, выстраивая модель субъекта коммуникации, в ее содержание были включены как общие характеристики коммуникативной личности, так и особенные, специфичные для процесса социальной коммуникации сотрудников ОВД.

Мы опираемся на трансакционную модель коммуникативной личности, которая с точки зрения социальной коммуникации в соответствии с российской психологической школой, включает внутреннюю подсистему личности

— мир сознания и подсознания — и внешнюю подсистему, проявляющуюся в коммуникативном поведении [1].

В нашей модели основа внутренней системы коммуникативной личности представлена ценностно-мотивационным компонентом, который включает цели, мотивы, ценности субъекта коммуникации, профессиональные модальности личности. Под профессиональными модальностями мы понимаем необходимость выполнения некоторых действий в сфере должностных и служебных обязанностей в соответствии с присягой, служебным уставом и профессиональным долгом. Неукоснительное исполнение стандартов регулируют профессиональную деятельность сотрудников милиции. Общепринятые представления о профессиональном долге, а не личная трактовка признается фундаментом поведения специалиста. Образование таких систем про-

фессионального регулирования поведения специалистов в международной и национальных полицейских системах является предметом внимания полицейской (милицейской) деонтологии.

Современная деонтология (греч. deon - должное, logos - учение) - наука о должном или о профессиональном долге изучает «общие формы, которые принимает долженствование, выражающее требования социальных законов, объективных потребностей общества и человека как индивида» [5, с. 516].Особенным разделом деонтологии выступает профессиональная деонтология, которая рассматривает принципы, нормы, закономерности и формы профессионального поведения, возникающие в результате специфики профессиональной деятельности. Полицейская (милицейская) деонтология представляет ее частный аспект.

Важность овладения этой отраслью знаний для сотрудника ОВД объясняется тем, что процесс выполнения им профессиональных обязанностей по поддержанию правопорядка будет эффективен при «обязательном наличии у него определенного морального “стержня” повседневного поведения» [4, с. 58]. Поскольку процесс освоения деонтологических норм предполагает перевод внешних требований в сферу внутренних установок, нравственных убеж-дений,то изучение деонтологических основ обеспечивает формирование морального ядра личности профессионала полиции и милиции.

М.В. Кукушин раскрывает особенности проявления в правоохранительной деятельности следующих социальных функций деонтологии: познавательной, оценочной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной, регулятивной, воспитательной [3].

Познавательную функцию ученый видит в том, что деонтологическая база снабжает сотрудника информацией об общечеловеческих и профессиональных ценностях. Это служит фундаментом морального выбора, что, в свою очередь, способствует формированию нравственного поведения. На основе деонтологических знаний происходит оценка действительности: поступков, отношений, моральных качеств и т.д., в результате чего предпочтение отдается тем нравственным ценностям, которые адекватны служебной практике и выступают истинными ориентирами в поведении. Нравственная оценка общественных явлений, поведения граждан позволяет сотруднику раскрыть их истинные мотивы. Профессиональное взаимодействие (коммуникация) сотрудников на основе деонтологических норм означает взаимопонимание между ними и взаимоподдержку. Такое общение, как утверждает ученый, формирует чувство причастности к важному делу и повышает самооценку, оказывая воспитательный эффект, поскольку происходит формирование системы нравственных норм, общепринятых образцов поведения сотрудников.

Важнейшей функцией полицейской (милицейской) деонтологии ученый считает регулятивную, которая выражается в приведении реального поведения в соответствие с общественными моральными нормами, закрепленными юридически. Морально-этические принципы, нормы, общественное мнение,

моральный авторитет, традиции, обычаи, заповеди, привычки выступают инструментами регулирования нравственных отношений.

Наше исследование показало что, деонтологические нормы, (модальности), для сотрудников полиции (милиции) представлены в профессиональных, дентологических кодексах, текстах присяги, кодексах чести и изучаются в образовательных учреждениях.

Результаты нашего исследования коммуникативного потенциала учебновоспитательного процесса образовательного учреждения МВД России и его аналогов в других странах свидетельствуют о том, что несмотря на отсутствие в содержании обучения по специальностям «Правоохранительная деятельность» и «Юриспруденция», как в России, так и за рубежом концепции развития коммуникативной культуры на основе теории коммуникации, в учебных программах представлены предметы, способствующие этому. В частности, аспект формирования ценностно-мотивационной основы коммуникативной личности достигается путем изучения предметов психологопедагогического и философского модулей. При этом мы считаем, что акцент на деонтологию, в этом процессе занимает особое место, поскольку ее изучение влияет на формирование и развитие коммуникативных модальностей в соответствии с нашей трактовкой структуры коммуникативной культуры курсанта. Они определяют коммуникативную культуру сотрудников ОВД и ее проявление в коммуникативном поведении поскольку выступают в качестве регулятивов.

В Европейских государствах при подготовке учебных материалов для обучения полицейских кадров руководствуются рекомендациями Совета Европы следовать принципам Европейского Кодекса Полицейской Этики [8]. В связи с этим, вопросы полицейской деонтологии изучаются сотрудниками.

Анализ курса обучения руководителей полицейской службы в Шотландском Полицейском Колледже выявил как составную часть одного из модулей раздел «Профессиональная этика в полицейской службе»[7]. Цели данного курса заявлены как развитие способности в: распознании этических дилемм; анализе возможных реакций полиции на них; оценке ответных действий. Ожидаемым результатом изучения данного раздела выступает демонстрация способности выявления этических дилемм в деятельности полиции, а также применения знаний для выбора и оценки действий, адекватных ее решению. Делается ориентир на Европейский Кодекс Полицейской Этики, где ключевые ценности в полицейской работе определены как закон, уважение других, права человека, партнерство, открытость, искренность, не подверженность коррупции, использование разумной силы, чувствительность к нуждам людей и др.

Курс построен на сочетании теоретического материала и практических заданий в форме дискуссий, а также по методу «кейс-стади». Итоговая работа представляется в виде письменного доклада и презентации, которые демонстрируют способность курсантов решать этические дилеммы в сфере правоохранительной деятельности. Теоретический материал охватывает историю

существования кодексов поведения сотрудников полиции в Европе, Великобритании, Шотландии, а также современные кодексы.

В соответствии с одним из последних все сотрудники шотландской полиции должны соблюдать следующие принципы: честность - выполнять свои обязанности, исключая конфликт между личными и служебными интересами, а также любое вовлечение в финансовые вопросы, которые могут повлиять на исполнение служебного долга; прозрачность - при тщательном рассмотрении принимаемых решений и действий выполнять свои обязанности открыто, положительно реагируя на критику и обоснованные решения; ответственность - нести ответственность за свои решения и действия не только перед законом, но и перед собой, будучи уверенным в их законности, разумности, адекватности и соразмерности; беспристрастность - осуществлять профессиональную деятельность в интересах общества объективно, без предубеждений [7].

Анализ этических кодексов судей, адвокатов, нотариусов, таможенников, судебных приставов в России показывает, что они регулируют коммуникативное поведение этих специалистов, поскольку реализация ими правовой нормы зависит от внутренних установок, убеждений и нравственного выбора.

Коммуникативное поведение сотрудников ОВД закреплено в Кодексе профессиональной этики сотрудника ОВД, который включен как обязательный для изучения в образовательных учреждениях МВД России. Как отмечено в Кодексе, он служит «целям установления нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника; воспитания высоконравственной личности сотрудника, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали». Его знание и выполнение является обязательным критерием оценки качества профессиональной деятельности сотрудника [2, с. 5-7].

Основываясь на нравственных ценностях гражданственности, государственности, патриотизма в главе «Культура речи и правила служебного общения» рассматриваются аспекты коммуникативной культуры сотрудников ОВД, которые представлены через деонтологические модальности. К ним отнесены: обязательность соблюдения сотрудником речевых норм (ясность, грамотность, содержательность, логичность, доказательность, лаконичность, уместность); необходимость соблюдения и отстаивания чистоты русского языка (неприемлемое употребление в речи сотрудника грубых шуток и злой иронии, неуместных слов и речевых оборотов, вульгаризмов, примитивизмов, слов-«паразитов», политически некорректных высказываний, резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека, исключение в общении с коллегами и гражданами использования нецензурной брани, сквернословия и выражений, подчеркивающих негативное, презрительное отношение к людям, а также жаргонизмов и других элементов криминальной субкультуры).

Кодекс регламентирует коммуникативное поведение, в основу которого заложены общие правила служебного общения (статья 12). Они соответствуют положению Конституции РФ о том, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени. Поэтому для сотрудника при общении с гражданами обязательными требованиями должного коммуникативного поведения являются: приветствие в начале служебного общения; изложение замечаний и требований в корректной и убедительной форме; доброжелательное, уважительное, с почтительное отношение к людям преклонного возраста и предупредительное к женщинам и детям; выражение благодарности гражданину за сотрудничество с милицией по окончании разговора; проявление выдержки.

К сфере должного коммуникативного поведения отнесена рекомендация не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, высказанных на улицах и в общественных местах. Оговорены правила пользования телефоном, в том числе мобильным. Недопустимы следующие негативные проявления коммуникативного поведения: высказывания и действия дискриминационного характера; высокомерный тон, грубость, заносчивость, некорректность замечаний; угрозы, оскорбительные выражения или реплики; споры, дискуссии и действия, препятствующие нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение.

Как частные случаи коммуникативного поведения сотрудников рассматриваются особенности общения с посетителями органов внутренних дел (статья 13), а также с иностранными гражданами (статья 14). Подчеркивается, что в общении с последними, сотрудник должен проявлять терпение, выдержку, корректность и предупредительность, готовность оказать помощь, при необходимости разъяснить правила поведения на территории Российской Федерации.

Изучив содержание Кодекса, мы пришли к выводу, что в нем ярко выражены воспитательная и регулятивная функции деонтологии, поскольку ориентация на деонтологические нормы воспитывает коммуникативную личность сотрудника и регламентирует проявление его коммуникативного поведения. Соблюдение деонтологических норм в свою очередь, будет способствовать развитию коммуникативной культуры - на уровне элемента «модальности», входящего в ценностно-мотивационный компонент коммуникативной культуры курсанта.

Библиографический список

1. Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации [Текст]. В 2 ч. Ч.1. / Д. П. Гавра. — СПб. : Роза мира, — 2005. — 164 с.

2. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. — М. : , 2009. - 48 с.

3. Кукушин, В. М. Полицейская деонтология [Текст] : монография / В. М. Кукушин. — 2-е изд. перераб. и доп. — М. : Акад. упр. МВД России, 2003. — 107 с.

4. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел [Текст] : учебное пособие / под общ. ред. В. Я. Кикотя.

— М. : ЦОКР МВД РФ, 2008. — 400 с.

5. Психология. Педагогика. Этика [Текст] : учебник для вузов / под ред. проф. Ю. В. Наумкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. — 551 с.

6. Савельев, А. И. Общественное мнение о деятельности милиции в Омской области / А. И. Савельев // Научный вестник Омской академии МВД России. — 2010. — № 1. — С. 25.

7. Syllabus. Modulel. Police Communications. [Electronic resource] / http: //www.tulliallan.police.uk. (2011, February 25).

8. The European Code of Police Ethics. Recommendation (2001)10.Adopted by the Committee of Ministers on 19 Sep 2001. [Electronic resource] / http: // www.coe.

int/f/e/human_rights/police/9/_network_conference/07_codepoliceethics.pdf.

(2011, February 25).

Лушников Юрий Юрьевич

Кандидат педагогических наук, доцент цикла № 2 Института военного обучения, Учебно-военный центр, г. Красноярск, Россия

УДК 378 ББК 74.58:74.4

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧЕБНОВОЕННОМ ЦЕНТРЕ ГРАЖДАНСКОГО ВУЗА

Статья под названием «Организация самостоятельной подготовки в учебно-военном центре гражданского вуза» об организации такой формы учебного процесса как самостоятельная подготовка курсантов, планируемая и осуществляемая при подготовке будущего офицера в учебно-военном центре гражданского вуза. Данная форма обучения способствует развитию ряда профессионально значимых качеств офицера Вооруженных Сил.

Ключевые слова: самостоятельная подготовка, учебно-военный центр, профессионально значимые качества офицера, подготовка, гражданский вуз.

SELF-STUDYING ORGANIZATION IN MILITARY TRAINING CENTER

OF CIVIL HIGH SCHOOL

The article «Self-studying organization in Military Training Center of civil high school» is about a form of independent preparation which is planned and carried out in the training of students in military training centers of civil high school. The given form of training promotes the development of some professionally signifi-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.