Научная статья на тему 'Деньги как фактор глобализации'

Деньги как фактор глобализации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
489
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деньги как фактор глобализации»

ДЕНЬГИ И КАПИТАЛ

ДЕНЬГИ КАК ФАКТОР ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В последние годы глобализация является предметом повышенного внимания обществоведов и экономистов, в первую очередь — экономистов. Интерес к глобализации вызван не только ее объективными достижениями и яркостью протестного движения антиглобалистов, но и сложностью, многоплановостью этого явления. Можно говорить и о моде на проблематику глобализации.

С культурологической точки зрения можно выделить два основных значения этого понятия. Первое трактует глобализацию как объективный, естественный процесс распространения достижений «высоких» культур на весь мир, прежде всего на культуры «низшие», способствующий их приближению к культуре передовых стран. Второе рассматривает глобализацию как стремление к диктату США и Запада над другими народами и культурами с целью их эксплуатации (глобализация «белая» и «черная»).

«Черная» глобализация представляет собой подчинение национальных культур единому космополитическому (американскому, по преимуществу) культурному стандарту, т.е. выступает крайней формой вестернизации.

Фактически глобализация есть не что иное, как политика США, направленная на установление мирового господства, в том числе и посредством размывания национальной культурной само-

Королев Владимир Константинович, выпускник философского факультета Ростовского государственного университета. Доктор философских наук (2000), профессор кафедры теории культуры, этики и эстетики факультета философии и культурологии РГУ. Читает курсы культурологии, истории мировой культуры, спецкурс «Экономика и культура». Сфера научных интересов: экономика как феномен культуры, экономическая культура, деньги как универсалии культуры. E-mail: [email protected]

бытности, культурного разнообразия для облегчения реализации своей продукции на мировом рынке с целью его полного завоевания.

Содержательно те или иные глобализацион-ные, как сейчас говорят, процессы имеют весьма далекую предысторию. В частности, и императоры Древнего Рима, и крестоносцы, и католические миссионеры, и американские пионеры, и колонизаторы всех времен и народов так или иначе распространяли свою культуру на другие страны, пропагандировали свою систему ценностей, свои нормы жизни. Так что культурная (во всех ее проявлениях) универсализация, называемая ныне глобализацией, — дело не новое.

Собственно глобализация является продолжением и углублением процессов, начавшихся в период становления капитализма в ходе интернационализации капитала, воплощенных во взаимозависимости наций, в развитии империалистического интернационализма. В настоящее время под глобализацией часто понимают «слияние цивилиза-ционных экономик в единую, общемировую систему, основанную на легкости перемещения капитала, на информационной открытости мира, на технологической революции, на приверженности развитых индустриальных стран либерализации движения товаров и капитала, на основе коммуникационного сближения, планетарной научной революции, межнациональных социальных движений, новых видов транспорта, реализации телекоммуникационных технологий, интегрального образования»1.

Закономерными результатами глобализации становятся всеобщая унификация, стандартизация, деиндивидуализация. без чего было бы просто невозможно установление более тесных, многоканальных и более сложных связей. Действительность процесса глобализации подтверждается возрастающим единообразием товаров, поставляемых на мировой рынок, стандартизацией навыков и приемов в профессиональной деятельности, распространением поведенческих стереотипов и манер общения, не связанных с их национальной и

1 Уткин А.И. Мировой порядок XXI в. - М., 2001. С. 37.

О.

культурной принадлежностью. «Евростандарт», «западная модель», «американский тип», «общечеловеческие ценности» в той или иной мере проникают повсюду и все более воспринимаются как универсальные нормы общественной жизни.

В конце XX в. эти процессы не просто резко усилились, но и приобрели новый акцент. Речь идет не о росте масштабов деятельности ТНК, мирового рынка, «западного сообщества», не о деятельности так называемого мирового правительства и даже не о развитии массовой культуры. О глобализации, как «глобальной» проблеме, заговорили тогда, когда все более отчетливо стали проявляться тенденции не просто унификации общественных процессов, но и стандартизации повседневной бытовой жизни, что резко обострило проблематику культурной идентичности. (Вспомним формальное начало антиглобализма — французский протест против роста сети закусочных «Макдоналдс»).

Но поскольку глобализация наиболее масштабно представлена в экономике, поскольку именно экономисты проявляют наибольшую активность в ее исследовании2, целесообразно выделить такой фактор глобализации, где «пересекаются» ее экономические и культурные аспекты.

Таковым фактором являются деньги. Их принято рассматривать как экономическое явление. Но если обратиться к понятию «культурные универсалии», то оказывается, что деньги в полной мере выступают таковыми, являются одним из древнейших и важнейших артефактов культуры.

Поэтому для понимания природы и характера не только финансовой стороны глобализации важно понимать изначально сверхэкономический смысл денег. Их нельзя просто прописывать по ведомству экономики, поскольку, в отличие от последней, где так или иначе делается попытка сопоставления разных деятельностей и эквивалентного обмена, «глобальные» деньги — доллар США — становятся знаковыми средствами политической организации неэквивалентного обмена на несопоставимых условиях, что позволяет, в частности, распространять влияние США на весь мир. Понимание социальной сущности доллара возможно лишь в контексте современного западного «сверхобщества». Доллар выполняет не только экономические, но и политические, социальные, ин-

2 Есть мнение, что сам термин «глобализация» введен американским экономистом Т. Левитом в 1983 г. в статье, посвященной слиянию рынков отдельных продуктов, производимых крупными межнациональными корпорациями, (см. Кузнецов В. Что такое глобализация // МЭиМО, 1998, № 2).

3 Грядет «черный передел» // www.namakon.ru.

формационные, культурные функции. Доллар — уникальная валюта, не просто бумажка, но симу-лякр грандиозной системы власти и военного могущества, управляющих миром в своих интересах3.

В качестве финансовой основы глобализации можно выделить:

1. Свободное перемещение капиталов, вызванное полной либерализацией этого процесса, вывод перемещения денег из-под традиционного национального контроля.

2. Гигантский рост количества и объема финансовых сделок в результате создания глобальных информационно — финансовых сетей на основе развития средств связи и дематериализации финансов (электронные деньги, расчеты...).

3. Организация множества безналоговых — офшорных — зон и повышение организаторами процесса глобализации их надежности.

4. Предельное снижение суверенности государств и разрушение финансово - валютных границ.

Реализация этих принципов приводит к тому, что все разговоры о независимости и свободе в итоге переродились в фактический отказ от них, вплоть до отказа от национального суверенитета и культурной самобытности.

Следует отметить и еще один важный аспект проблемы. Глобализаторская функция денег обусловлена их сущностным рационализмом, что становится очевидным в эпоху становления капитализма. В самом деле, опора на разум предполагает прогнозируемость деятельности человека, ее закономерность, что невозможно без однородности количественного восприятия мира вещей как мира безличных артефактов. Именно деньги делают их мир качественно однородным, и в этом смысле — соизмеримым, сравнимым. Деньги выражают тот характер труда, который К. Маркс назвал абстрактным. В культуре капитализма деньги являются не столько результатом удачи, как в средневековье, сколько итогом профессиональной трудовой деятельности, методической,рациональной,просчитываемой, мерной. С другой стороны, сам процесс труда нуждается в измерении, ибо в буржуазном обществе речь идет уже не об обмене товарами их творцов, а о самостоятельной, оторванной от производителей (отчужденной) жизни товаров, качественно равноценных в своей безличности. Деньги идеально укладываются в механистическую количественную картину мира, рисуемую рационализмом, идеально подходят на роль «всеобщего знаменателя», требуют калькуляции, строгого уче-

та, контроля. Более того, деньги могут выражать практически все процессы, отношения, происходящие в обществе, что придает их действию характер Закона как формы всеобщности, искомой рационализмом, а также объяснять причины тех или иных действий людей (объяснение причинно-следственных отношений является важной чертой рационализма). Наконец, деньги адекватны рационалистическому поиску связи единичного и общего, ибо позволяют за единичными вещами — артефактами — видеть общее — их сравнимость. Тем самым деньги способствуют формированию культуры рационализма, который, в свою очередь, находит в них важную форму онтологической реализации своей сущности.

Рационализм денег делает их мощным фактором глобализации, ибо разумная деятельность исключительно важна во всех культурах, является глобальной чертой человека как homo sapiens. Более того, можно утверждать, что деньги формируют нового, «экономического человека» — разумного эгоиста, нацеленного на потребление тех стандартных вещей и отношений, что и другие люди, в других странах и культурах.

Примечательно, что кризис рационализма в начале XX в. в принципе не повлиял на глобализа-торскую роль денег. Эта универсалия культуры прекрасно себя чувствует и в эпоху постмодернизма. Более того, мысль о связи мировоззрения глобализма с постмодернизмом4 представляется весьма интересной и перспективной. При кажущейся противоречивости (глобализм настаивает на универсальности определенной социально-экономической системы и образа жизни, а постмодернизм исходит из равноправного существования множества дискурсов) эти явления имеют и определенное идейное единство: если ничто не является истиной, то и любые различия теряют смысл; мир должен объединяться, избавляясь от культурных границ. Но на практике заложенные в постмодернизме анархия и ирония не могут не противоречить жесткой централизации реального глобализма, если не учитывать роль денег в этих процессах. Получается, что деньги — и рационалистичны, и мистичны (алхимия финансов). Поэтому они могут воплощать глобализацию как на рационалистическом, так и на постмодернистском уровнях. Дело в том, что деньги имеют более глубокую основу связи яв-

4Лапшин А. Пирамида и круг // Завтра. 2004. № 15.

5 Левалуа А. Сочти число зверя (Замечания о книге Жака Атта-ли «Линии горизонта») // Элементы: Евразийское обозрение. — М„ 1992, № 2.

6 Васильчук В.А. Социальное развитие человека в XX в. Фактор денег //ОНС. 2001. №4.

лений мира, нежели указанные формы мировоззрения. Эта основа — универсальность человека как субъекта культуры, требующая соответствующей универсальности в связях людей, культур. На смену духовной (религиозной) универсализации приходит денежная, которая с конца XX в. дополняется потребительско-бытовой.

В этом плане представляет интерес идея Ж. Аттали об исторических типах порядка (сакральный, силовой, денежный)5. Для денежного строя характерно сведение всякой вещи к универсальному эквиваленту, этот порядок изначально ориентирован на формирование «единой универсальной формы мирового масштаба», что предполагает разрушение порядков Сакрального и Силы и доминирование Денег как единственной универсальной основы взаимосвязи людей.

Логика глобализма — это логика системы, в которой все элементы строго соответствуют отведенным им функциям, в рамках принципа «господство — подчинение». И в основе такого принципа лежат деньги, что позволяет говорить не только об информационном и постиндустриальном, но и о финансовом обществе с его иррациональным несоответствием товарных и денежных масс, усиливающимся виртуализацией экономики. Очевидная абсурдность разворачивающихся перед нами событий есть следствие наложения постмодернистской иронии на предельно серьезный, мессианский характер глобализма.

Представляет интерес глобализирующая роль денег в свете их классификации, предложенной Васильчуком Ю.А. Он выделяет деньги промышленные, административные, социальные, причем отмечает такую функцию денег, как орудие интернационализации потребностей и равенства людей6. Если в настоящее время действуют четыре типа капитала - промышленный, социальный, политический и информационный, то все потребности приобретают денежную форму в связи с появлением массового «цивилизованного» потребителя, причем сам такой потребитель является результатом воздействия денег, преображающих (стандартизирующих) образ жизни разных стран, народов, культур.

Очевидно, что глобализирующую роль играют все виды денег: промышленные — в интернационализации капитала, деятельности ТНК, в международном разделении труда; административные — властные, государственные — в международных отношениях, в установлении того или иного режима, образа жизни в данной стране; социальные — в организации социально-экономической жизни

общества (кредиты, вклады, пенсионные полисы и т.п.). Можно назвать деньги своего рода «узлами кристаллической решетки» общественных отношений, поэтому замена денег меняет характер отношений, перестраивает их на новый лад.

В этом смысле важным аспектом глобализаци-онной роли денег является конвертация валют. Еще более очевидно эта роль проявляется в функционировании так называемые мировых денег — долларов США, а также единой европейской валюты

— евро. Распространение этих валют весьма наглядно выступает фактором глобализации как подчинения других стран культуре этих эмиссионных центров. (Можно предположить, что доллар США является инструментом, прежде всего, «черной» глобализации, а евро — глобализации «белой»). Конвертируемость денег приводит к конвертируемости культур. Доллар принимают везде, и везде он так или иначе влечет за собой американский образ жизни.

Главными институтами глобализации финансовой власти выступают МВФ, Федеральная резервная система США, Мировой банк и ВТО. Доллар США является своего рода «деньгами денег» — средством определения цены всех остальных валют, стал воистину метаденьгами, метавалютой, обслуживающей глобализаторские аппетиты США. «Дипломатия канонерок» уступила место «дипломатии доллара». Все страны мира не просто пользуются мировыми деньгами, но уже не могут без них. Сформировалась мировая финансовая глобализационная система — Currency Board, система прямого валютного управления.

В 90-е годы XX в. доллар США как метаденьги (сверхденьги) работал через рост своей цены, сейчас

— через ее снижение. Но сохраняется главное — абсолютная привязка к нему чужих валют и финансов (культурологически трактуя экономические понятия, можно сказать, что идеологией глобализации в финансовом ее аспекте является монетаризм с его культом роли денег в экономической жизни).

Единые деньги мощно продуцируют единый мир, единый образ жизни, ибо обладают, пользуясь словами Шекспира, волшебным свойством «сближать несродные предметы», объединять иначе необъединимое. Сто шестьдесят лет назад К. Маркс обратил на это внимание в своих «Эко-номическо-философскихрукописях 1844 г.», где он называл деньги всеобщей химической силой общества: «если деньги являются узами, связывающи-

1 Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М., 1956, с. 61В.

8Джемаль Г. Тирания глобализма // Завтра. 2001. № 41.

ми меня с человеческой жизнью, обществом, природой и людьми, то разве не они узы всех уз?»7.

Эволюция денег усиливает их глобализацион-ную роль: предметные — монетные — бумажные — электронные деньги знаменуют рост их указанной способности, которая сейчас базируется не только на растущем универсализме социальных отношений, но и на общезначимости физических процессов, лежащих в основе информационных технологий (электронные деньги, переводы, интернет — магазины и т.п.).

В интересующем нас плане важно и то обстоятельство, что все более явной становится конвертируемость денег и информации, которая также является важным фактором глобализации8. Ведь информационное общество — система, при которой каждому предмету, реалии, событию присваивается некий код, благодаря которому можно расшифровывать из виртуального состояния вещи и события в состояние реальное, или, наоборот, зашифровывать. В окончательном варианте все сводится к такой денежной дешифровке, благодаря которой любое явление теряет свою культурную уникальность и становится универсально и однозначно воспринимаемым. Явления, вещи можно конвертировать в денежный симулякр, понимаемый не как выражение стоимости предмета в экономическом смысле, а как некий универсальный код, управляющий жизнью предметов, товаров и услуг, их распространением и универсализацией в жизни разных культур.

Говоря о роли денег в глобализационных процессах, нужно отметить и то обстоятельство, что деньги выступают мощным средством культурной деидентификации - «большие» деньги освобождают человека от обязанностей выполнять культурные нормы данного общества, своей социальной группы. Богатый человек получает возможность жить так, как ему нравится, быть, кем хочешь, освобождает от жесткого влияния культурного контекста. Возможность быть «самим собой» отрывает человека от родной культурной почвы, открывает любым культурным влияниям. Но поскольку такую свободу дают деньги, богатый человек попадает, прежде всего, под влияние богатых стран, «сильных» денег, т.е. - под влияние западного мира, США (в этом плане весьма показательна культура так называемых «новых русских»).

Усиление роли мировых денег фактически приводит к усилению роли западной культуры, что и является сущностной характеристикой современной глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.