УДК 1 Агафонов В.В., Кириллов Г.М.
Агафонов В.В.
студент 2 курса, специальности «Программная инженерия» Пензенский государственный университет (г. Пенза, Россия)
Научный руководитель: Кириллов Г.М.
доктор филос.н., доцент кафедры философии Пензенский государственный университет (г. Пенза, Россия)
ДЕМОНЫ И ЗЛЫЕ ДУХИ СКВОЗЬ ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. КАК ЛЮДИ ОЛИЦЕТВОРЯЮТ СВОИ ПОСТУПКИ И МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ
Аннотация: статья исследует эволюцию представлений о демонических силах в истории человечества, анализируя их роль как олицетворения человеческих пороков и поступков. Рассматриваются различные культурные и исторические контексты, в которых демонические образы использовались для объяснения зла и моральной неоднозначности человеческих действий.
Ключевые слова: демоны, история, религия, мифология, олицетворение, добро, зло, страх, мораль, культурные архетипы, образ, концепция.
Введение.
Образ демона, как воплощения зла и разрушения, пронизывает историю человечества. От древних мифологий до современных художественных произведений, демоны служат мощным инструментом для объяснения поведенческих аспектов человеческой природы и поступков. Они выступают не просто сверхъестественными существами, но и символами, отражающими
страхи, предрассудки и моральные ценности конкретных эпох и культур. Эта статья стремится проследить эволюцию представлений о демонах, анализируя, как люди использовали их образы для олицетворения своих поступков и объяснения добра и зла.
Цель - Изучить эволюцию представлений о демонах в истории человечества и проанализировать их функцию как олицетворения человеческих поступков.
Задачи:
1. Проследить трансформацию демонических образов в различных культурах и исторических периодах.
2. Выявить связь между демоническими образами и моральными ценностями соответствующих эпох.
3. Проанализировать механизмы очеловечивания внутреннего мира человека в представлении о демонах.
4. Рассмотреть влияние демонических сил на формирование этических норм и социальных вопросов.
Объект исследования: Представления о демонах в истории человечества.
Предмет исследования: Роль демонических образов в олицетворении человеческих поступков.
Актуальность темы исследования.
Изучение представлений о демонах актуально в силу их непреходящего влияния на культуру и мировоззрение человека. Демонические образы до сих пор используются в искусстве, литературе и кинематографе, отражая актуальные страхи и социальные проблемы. Понимание эволюции этих образов позволяет глубже осмыслить человеческую природу, механизмы морального выбора и способы объяснения концептов добра и зла.
Степень разработанности проблемы.
Большая часть трудов о демонах рассматривает злые силы с исторической и религиозной точки зрения. В науке данные темы разрабатывали
древнегреческие философы Сократ и Платон. Тема демонов исследовалась психологами и психиатрами Зигмундом Фрейдом и Вильгельмом Вундтом. Однако, комплексный анализ эволюции представлений о демонах как символов человеческих поступков остается недостаточно разработанным.
Новизна исследования.
Новизна данной работы заключается в комплексном подходе к анализу эволюции представлений о демонах сквозь призму их функции в олицетворении человеческих поступков и внутреннего мира. Исследование фокусируется не только на описании демонических образов в разных культурах, но и на анализе смысловых трансформаций, которые претерпевали эти образы на протяжении истории, отражая изменения в моральных ценностях и социальных структурах.
Методологическая основа исследования.
В исследовании используются следующие методы:
• Историко-сравнительный анализ: сравнение представлений о демонах в разных культурах и исторических периодах.
• Семиотический анализ: изучение символического значения демонических образов.
• Структурный анализ мифов: выявление глубинных структур и архетипов в сюжетах о демонах.
Теоретическая значимость
Результаты исследования вносят вклад в развитие теоретических представлений о символическом мышлении, механизмах очеловечивания и роли религиозных верований в формировании морали и познании личности. Анализ эволюции представлений о демонах позволяет глубже понять связь между образами, социальными процессами и эволюцией моральных норм.
Практическая значимость.
Полученные результаты могут быть использованы в преподавании религиоведения, истории, литературы и культурологии. Анализ демонических образов позволяет лучше понимать механизмы формирования стереотипов и предрассудков, а также роли символики в социальной жизни.
Основная часть.
Демоны в Древних Культурах - Отсутствие Единой Концепции
В древнегреческой культуре даимоны занимали промежуточное положение между богами и людьми, олицетворяя различные аспекты человеческой жизни. Сократ, например, считал достойных людей приравниваемыми к божествам, называя их демонами [1]. Однако, некоторые даимоны ассоциировались и со злом, подталкивая людей к порокам. Мифы о Тантале и Икаре иллюстрируют, как высокомерие ведет к падению — тема, остающаяся актуальной и сегодня. Греческие философы, такие как Платон, рассматривали демонических существ как отражение внутреннего конфликта между добром и злом, разумом и страстью. С точки зрения религии и мифологии, даимоны - божественные сущности, влияющие на человеческие поступки, но в философских рассуждениях Сократа, Платона и Ксенофонта они становятся частью человеческой души и совести.
В Древнем Египте, в свою очередь, не существовало понятия демонов в привычном понимании. Вместо этого были злые боги, выполняющие схожие функции. Исфет, бог хаоса и зла, находился в балансе с Маат, воплощением порядка и добра, подобно Инь-Ян в древнекитайской философии. Сет, бог мести, олицетворял агрессию, разрушение и эгоизм, его конфликт с Осирисом символизировал вечный конфликт между порядком и хаосом [2]. В египетской культуре акцент делался на самих поступках, а не на их мотивах, что отражено в суде Осириса, где взвешивалось сердце, тяжелеющее от совершенных пороков.
Древнеиндийские асуры, изначально олицетворявшие силу и божественность, со временем стали восприниматься как злые силы, олицетворяющие хаос, зависть и злодейство [3]. Асуры, такие как Раху, Кету и Вемачитрина, стремились нарушить божественный порядок, символизируя человеческие недостатки - жадность, зависть и амбициозность. Хотя в каждой культуре демоническая символика отличается, общая нить - отражение человеческих поступков и внутренних конфликтов через мистические образы.
Демоны в Средневековой Европе - Формирование Образа и Распространение Страха.
Средневековье, эпоха религиозного доминирования, стало временем формирования современной концепции демонов. В христианстве они стали олицетворением зла, противостоящего Богу и добродетели. Инквизиция использовала концепцию одержимости демонами как оправдание своих действий, что свидетельствует о роли демонических образов в социальном контроле [4]. У славян демоны стали синонимами бесов, объединяя всех языческих богов после принятия христианства [5].
Трактаты о магии и колдовстве добавили демонам новых характеристик, описывая пакты между людьми и демоническими силами, отражая страсть к запретному и страх перед последствиями. В средневековом искусстве демоны изображались как чудовища с искаженными чертами, визуализируя зло и противопоставляя его божественному идеализму. "Ад" в "Божественной комедии" Данте - яркий пример визуализации демонов как исполнителей божественного наказания [6].
Альтернативные концепции существовали и в других религиях. Средневековый иудаизм рассматривал нечистых духов как порождения зла, искушающих людей. Ислам имеет джиннов, способных быть как добрыми, так и злыми. Гностицизм, рассматривал демонов как часть человеческой души, отражающую разные аспекты, не обязательно отрицательные [7]. "Малый ключ Соломона" [8] и "Псевдомонархия демонов" [9] - гримуары, описывающие 72 и 69 могущественных демонов соответственно, - демонстрируют систематизацию и развитие образов демонических существ.
Важно отметить, что появление обширной литературы о демонах в XV веке, включая "Божественную комедию" и различную магическую литературу, способствовало закреплению и распространению этих образов в массовом сознании. Церковь и инквизиция использовали демонизацию для подавления язычества и магии, в то время как народное творчество усиливало образы, создавая мощный культурный феномен.
Демоны в Современном Мире - От Внешних Существ к Внутренним Переживаниям.
В XIX веке демоны стали символизировать социальные и моральные проблемы, связанные с индустриализацией и научными открытиями. Произведения Стивенсона ("Странная история Доктора Джекила и мистера Хайда") и Достоевского ("Бесы") исследовали двойную натуру человека и разрушительные идеи, страсти и пороки, которые становятся внутренними "бесами". Образы Эдгара Аллана По отражали физическое и психологическое страдание людей.
XX век ознаменовался расцветом демонических образов в массовой культуре, особенно в кинематографе (например, "Экзорцист", "Куджо"). Демоны олицетворяли социальные тревоги - страх перед болезнями, потерей контроля, социальной изоляцией и психическими заболеваниями. Произведения Говарда Филлипса Лавкрафта и Стивена Кинга вносят значительный вклад в формирование современных демонических образов. Психологи, такие как Вильгельм Вундт и Зигмунд Фрейд, начали изучать концепцию демонов, связывая ее с трауром и отношениями к смерти, что демонстрирует проникновение демонологии в науку [10].
XXI век характеризуется более сложным и многогранным представлением о демонах. Современные произведения (такие как, "Сверхъестественное", "Американские боги") представляют демонов как персонажей с мотивами и человеческими чувствами. Они становятся метафорами социальной дисфункции, проблем с ментальным здоровьем и идентичностью, отражая внутренние конфликты и сомнения современного человека.
Заключение:
Эволюция представлений о демонах демонстрирует изменение человеческого восприятия зла и социальных проблем. В древности это были духи, части души или божества, олицетворяющие различные аспекты человеческой жизни. В средневековье, с установлением христианства,
сформировался образ демона как самостоятельного злого существа, ставшего инструментом социального контроля. В современном мире демонические образы продолжают эволюционировать, отражая внутренние конфликты, психологические проблемы и социальные тревоги человека, становясь символами человеческого состояния и постоянной внутренней борьбы. Демонология, в конечном итоге, показывает вечное стремление человечества понять и осознать свою многогранную сущность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Платон, «Диалоги» - RoyalLib.com - 763 с;
2. Бадж, Э.У Древний Египет. «Духи, идолы, боги» - М.: Центрполиграф, 2009 - 204-206 с;
3. Фаулер, Дж.Д. «Бхагавад-гита» - Истборн: Сассекс Академик Пресс, 2012 - 253-260 с;
4. Браун, П. «Колдовство, демоны и расцвет христианства от поздней античности до средневековья» - Лондон: Тависток, 1970 - 24 с;
5. Митрополит, И. «Слово о законе и благодати» - RoyalLib.com - 1 с;
6. Данте Алигьери, «Божественная комедия (Ад)» - RoyalLib.com - 778 с;
7. Юнг, К. «Семь проповедей мертвым» - RoyalLib.com - Sermo VI;
8. «Малый ключ Соломона» - 1-44 с;
9. Вейер, И. «Псевдомонархия демонов» - Дж. Питерсон, 2000 - 3-26 с;
10. Фрейд, З. «Тотем и табу: некоторые точки соприкосновения между психической жизнью дикарей и невротиков» - Бостон: Бикон Пресс, 1913 - 65 с
Agafonov V.V., Kirillov G.M.
Agafonov V.V.
Penza State University (Penza, Russia)
Scientific advisor: Kirillov G.M.
Penza State University (Penza, Russia)
DEMONS AND EVIL SPIRITS THROUGH
HISTORY OF HUMANITY. HOW PEOPLE PERSONIFY THEIR ACTIONS AND MORAL CHOICE THROUGH IMAGES
Abstract: the article explores the evolution of ideas about demonic forces in the history of mankind, analyzing their role as the personification of human vices and actions. The various cultural and historical contexts in which demonic images have been used to explain evil and moral ambiguity in human actions are examined.
Keywords: demons, history, religion, mythology, personification, good, evil, fear, morality, cultural archetypes, image, concept.