МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 338.4.62.
В.В. Глущенко
Московский государственный университет путей сообщения (МГУПС МИИТ)
E-mail: [email protected] V. V. Glushchenko
Moscow State University of means of communication (MIIT), Institute of transport equipment and control
systems
E-mail: [email protected]
ДЕМОКРАТИОЛОГИЯ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОПРИЧАСТНОГО СОЦИАЛЬНОГО И
ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
Формулируются функции и роль науки о сопричастном (партисипативном) управлении, описаны особенности сопричастного управления
Ключевые слова
Демократиология, концепция, сопричастное, управление, социальное, экономическое, парадигма,
бюрократия, государство, общество
Актуальность статьи определяется тем, что в 2015 году в процессе кризиса возникает необходимость перехода к парадигме сопричастного социального и экономического управления.
Целью настоящей статьи является развитие демократиелогии как научной основы сопричастного социального и экономического управления.
Для достижения поставленной цели решаются задачи:
-формулируются научный метод, функции, роль демократиологии;
- проводится анализ концепции (парадигмы) сопричастного социального и экономического управления.
Объект статьи- демократиология как наука о сопричастном управлении.
Предмет статьи- развитие концепции сопричастного управления.
Исследователи проблем повышения эффективности государственного управления отмечают, что в настоящее время нет теорий обосновывающих эффективность влияния гражданского общества на государственное управление [1,с. 12-14] . Названной теме посвящена работа [2]. Эту теорию о развитии институтов общества предлагается дополнить общей теорией развития демократии и демократических институтов.
Термин «демократия» происходит от древне греческого слова «Sn^OKpaxia», которое переводится как «власть народа». Демократическим механизмом общества предлагается называть систему методов и инструментов с использованием которых народ может реализовать свою власть в обществе, государстве, в рамках мирового порядка. Выделяют несколько видов демократии, порождающих свой демократический механизм.
Предлагается ввести понятие объективной (или научной) демократии, как социального механизма создания пространства свобод, стимулов и ограничений на социальную и экономическую активность населения, которая обеспечивает эффективность государственного управления, высокие темпы развития экономики, достаточный уровень свобод и прав человека, обеспечивая тем самым геополитическую привлекательность и геополитическую конкурентоспособность государства в глобальном мире.
Сущность демократиологии (democracyology) как науки о демократии, ее институтах, механизме, инструментах и методах и их влиянии на социальное и экономическое управление определяет содержание функций и ролей этой науки. Научный метод демократиологии - совокупность методов с помощью которых
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
производится исследование демократических процессов.
Для демократиологии функция философского и идеологического обеспечения функционирования декратических (основанных на власти народа) систем глобального и национального управления, обеспечения жизнедеятельности населения состоит в разработке, системном объединении и своевременной адаптации в условиях глобализации философии, идеологии, политики построения демократического процесса в обществе и системах глобального и национального управления, системы права, гражданского общества.
Методологическая функция демократиологии заключается в разработке теоретических основ и методологии исследования внешней и внутренней среды гражданского общества, функционирования демократических механизмов в рамках мирового порядка и системы глобального управления, государства, глобального бизнеса, международной системы права, гражданского общества, явлений и процессов, формулировании законов и категорий демократиологии как науки о демократических основах и демократическом механизме в составе мирового порядка и глобальном управлении, в том числе демократической составляющей антикризисного управления.
Познавательная функция демократиологии охватывает процессы накопления, описания, изучения фактов действительности, связанных с внешней и внутренней средой гражданского общества и влияния демократического механизма на глобальное управление, позитивном праве как инструменте управления в обществе, анализе социально-экономических ситуаций в мире, государстве, экономике, гражданском обществе конкретных явлений и процессов в гражданском обществе, выявление важнейших проблем и противоречий устойчивого развития мира, государства и права.
Инструментальная (регулятивная) функция демократиологии имеет практический характер, состоит в выработке практических рекомендаций для органов международного (глобального), корпоративного предпринимательского, государственного управления, его организационных структур, проведении прогнозов и предварительной оценки развития ситуаций и последствий влияния гражданского общества на глобальном, корпоративном, государственном антикризисном управлении.
Прогностическая функция демократиологии может состоять в развитии методов и оценок состояния глобального и национального гражданского общества, влиянии общества на систему управления государств и/или его системы права, гражданского общества.
Нормативная (законотворческая) функция демократиологии направлена на совершенствование систем международного и национального права, закрепляет в форме законов и других нормативных актов обязательную для исполнения волю гражданского общества указывает (органам управления, бизнесу и обществу), что с точки зрекния общества разрешено и следует делать для достижения глобальных и национальных целей гражданским обществом и каким образом это делать.
Идейно-воспитательная, мировоззренческая функция демократиологии находит выражение в выработке, обосновании определенных гражданских идеалов и ценностей, обеспечивающих эффективность глобального и национального политического режима (официальная идеология плюс режим формирования элит), участие общества в глобальном и государственном антикризисном управлении, с учетом необходимости сохранения и развития глобальных гражданских прав и свобод, развитие культуры корректных международных отношений в государстве, гражданском обществе, на глобальном уровне управления. Предупредительная функция демократиологии состоит в исследовании влияния демократических механизмов в обществе на снижение рисков устойчивого развития национальной социально-экномической системы управления, бизнеса, гражданского общества, разработке методов и форм участия государства, бизнеса, гражданского общества в антикризисном управлении, минимизации ущерба для государства, бизнеса, гражданского общества от кризисов и других источников риска.
Функция социализации в демократиологии состоит в подготовке и распространении знаний о влиянии демократических механизмов на социальное и экономическое управление.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
Роли демократиологии отражают повышение эффективности социального и экономического управления вследствие гармонизации усилий государства и общества, снижение рисков социально-экономического развития.
Парадигма развития сопричастного (демократического) механизма управления - это системное (гармоничное) объединение философии, идеологии, политики, методологии развития демократических механизмов управления в сложной гуманистической системе социального и экономического управления [3,с.26]. Сравнительный анализ бюрократической и сопричасной парадигм управления, структурных и организационных особенностей кластеров и технологических, научных платформ позволяет сделать предположение о том, что появление за рубежом кластеров и технологических платформ как новых организационных форм развития инновационной деятельности связано с тем, что влияние через участие является более гибким и эффективным инструментом управления в социальных и экономических инновациях, чем власть должности.
Кроме того, использование сопричастного управления объясняется и необходимостью расширения общественной интеллектуальной базы инновационной деятельности, децентрализации принятия решений и более полного учета интересов всех участников инновационного процесса, включая индивидов и малые инновационные фирмы.
В статье сформулированы понятие, содержание, функции и роль демократиологии, определяются и исследуются понятие и преимущества концепции (парадигмы) сопричастного социального и экономического управления, обсуждаются преимущества перехода от бюрократической к сопричастной парадигме социального и экономического управления.
Список использованной литературы:
1. Государственное управление в 21 веке: повестка дня российской власти:10-я Международная научная конференция факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, 29-31 мая 2012 г.Материалы в 3 ч.:Часть 1.- М.: Издательство Московского университета, 2013.- 736 с.-(материалы конференций).
2. Глущенко В.В. Гражданология: введение в теорию гражданского общества - М.: ИП Глущенко Валерий Владимирович, 2009. - 64 с.
3. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Совершенствование философии и методологии науки, управления и прогностики: парадигма интеллектуального управления - М.: ИП Глущенко Валерий Владимирович, 2009. - 120 с.
© Глущенко В В., 2015
УДК 1МИ.72
М.А. Еремина
Магистрант, филологический факультет Алтайский государственный педагогический университет
г. Барнаул, Российская Федерация
ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ «МОРАЛЬНЫЙ ПОСТУПОК» В КУРСЕ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА»
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема разрыва связи знаний о морали и моральных действиях, рассматривается возможный путь решения данной проблемы. Путем рассуждений и исследования определен комплекс действий, направленных на формирование единства морального знания и практического опыта морального поведения.