УДК 314:312(470.44)
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ САРАТОВСКОЙ ОБААСТИ: СЦЕНАРНЫЕ ПРОГНОЗЫ на 2010 - 2035 годы
Анализ демографических тенденций развития Саратовской области, оценка влияния сложившейся возрастной структуры населения, динамики рождаемости, смертности, интенсивности процесса постарения позволили рассчитать предположительную численность населения до 2035 г. по нескольким сценариям. Результаты прогнозных оценок свидетельствуют о том, что численность населения области будет устойчиво уменьшаться по всем предусмотренным в сценариях вариантам, однако масштабы сокращения будут различными в зависимости от особенностей репродуктивного и витального поведения населения и результатов миграционного обмена.
Для разработки сценарных прогнозов использовалась методология, апробированная авторами при демографическом прогнозировании долгосрочного развития современного российского села1. При моделировании динамики и структуры населения Саратовской области рассматривались две группы сценариев: во-первых, экстраполяционные, во-вторых, инновационные. Сценарии первой группы учитывают достигнутые значения и сложившуюся динамику возрастных коэффициентов рождаемости и смертности населения Саратовской области. Сценарии второй группы учитывают возможные изменения демографических параметров под влиянием активной социально-демографической политики. Первая группа включает следующие варианты прогнозов.
1.1. Базовый сценари й, при котором коэффициенты рождаемости и смертности остаются на уровне 2005 г. на протяжении всего срока прогноза.
1.2. Сценарий, по которому смертность фиксируется на уровне 2005 г., а рождаемость изменяется в соответствии с модельными расчетами.
1.3. Сценарий, определяемый фиксацией рождаемости и экстраполяцией по моделям смертности.
1.4. Сценарий, совмещающий экстраполяционную динамику рождаемости и смертности в соответствии со сценариями 1.2 и 1.3.
Сопоставление результатов прогноза по предложенным сценариям позволит оценить влияние динамики рождаемости, смертности и их взаимного влияния на прогнозируемую численность и структуру населения. В то же время экстраполяционные сценарии, являясь по сути эндогенными, не учитывают возможных внешних воздействий, в то время как роль последних представляется актуальной в условиях проведения активной социально- демографической политики. В частности, региональный экономический рост, социальное развитие, перспективы реализации приоритетных национальных проектов могут способствовать существенному улуч -шению демографических параметров населения Саратовской области.
Вторая группа прогнозов, условно обозначенных как инновационные, учитывает указанные позитивные процессы. В основе прогнозов - предположение о возможности достижения к определенному году заданного уровня демографического развития. Рассматривались следующие сценарии.
2.1. Снижение смертности населения Саратовской области к 2020 г. до уровня, сложившегося в 1990 г. (до конца прогнозного периода); стабилизация рождаемости на уровне 2005 г.
2.2. Рост рождаемости с выходом к 2020 г. на уровень 1990 г. и его фиксация до конца прогнозного периода; стабилизация смертности на уровне 2005 г.
2.3. Объединение прогрессивных тенденций вариантов 2.1 и 2.2 соответственно по динамике смертности и рождаемости с учетом экстраполяции снижения младенческой смертности по сценарию 1.3.
2.4. Реализация прогрессивных тенденций, отраженных в вариантах 2.1 и 2.2, к 2010 г. и последующая фиксация демографических параметров.
Т.В. Блинова,
доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник
Р.П. Кутенков,
доктор экономических наук, главный научный сотрудник
С.Г. Былина,
научный сотрудник, Институт аграрных проблем РАН
ВЕСТНИК. 2007. № 19(5)
2.5. Рождаемость в соответствии с экстраполяцией по сценарию 1.2; смертность - выход к 2010 г. на уровень современного состояния постсоциалистических стран Европы, к 2015 г. - на уровень развитых стран Европы.
2.6. Рост рождаемости по сценарию 2.2 (выход к 2020 г. на уровень Саратовской области в 1990 г.), снижение смертности - по сценарию 2.5.
2.7. Снижение смертности от внешних причин в 4 -7 раз (в зависимости от половозрастных групп) с одно -временным ростом рождаемости к 2010 г. до уровня 1990 г. по Саратовской области. В работе не рассматривались сценарии, учитывающие механическое движение населения.
В результате расчетов получены прогнозные значения численности и структуры всего населения Саратовской области в 2010 - 2035 гг. с шагом в пять лет для всех рассмотренных сценариев демографического развития. Основные тенденции динамики численности и структурных изменений населения в прогнозируемый период состоят в следующем.
Численность населения (без учета миграции) будет монотонно убывать с 2,6 млн человек в 2005 г. до 2,3 -1,9 млн человек в 2035 г. в зависимости от сценария демографического развития (табл.1). Абсолютное сокращение населения к 2035 г. составит 300 - 700 тыс. человек, или 14 - 30% от численности в 2005 г. Базовы й прогноз (1.1), основанный на сохранении рождаемости и смертности на уровне 2005 г., приводит к снижению чис -ленности населения в 2035 г. до 1,9 млн человек, что составит 72,3% от численности в 2005 г. Примерно такое же сокращение численности (до 1,92 млн человек) прогнозируется по сценарию 1.2, основанному на экстраполяции тенденций рождаемости в последние годы и фиксации смертности на уровне 2005 г. Иными словами, если наметившийся в последние годы рост рождаемости среди женщин старше 24 лет в сочетании с ее снижением для более молодых возрастов и стабилизацией смертности сохранится, то это приведет к увеличению в 2035 г. численности населения всего на 21 тыс. человек по сравнению с базовым сценарием (табл. 1).
Т а б л и ц а 1 Прогнозная динамика численности населения Саратовской области без учета миграции, тыс. человек
Сценарии 2005* 2010 2015 2020 2025 2030 2035
1.1 2 626 2 537 2 438 2 322 2 189 2 046 1 898
1.2 2 626 2 537 2 440 2 329 2 202 2 063 1 919
1.3 2 626 2 537 2 426 2 298 2 155 2 007 1 855
1.4 2 626 2 537 2 425 2 299 2 158 2 010 1 858
2.1 2 626 2 537 2 443 2 347 2 259 2 150 2 026
2.2 2 626 2 537 2 447 2 354 2 257 2 145 2 026
2.3 2 626 2 537 2 451 2 379 2 327 2 249 2 155
2.4 2 626 2 537 2 546 2 515 2 450 2 361 2 264
2.5 2 626 2 537 2 486 2 447 2 376 2 279 2 165
2.6 2 626 2 537 2 492 2 471 2 431 2 361 2 274
2.7 2 626 2 537 2 545 2 514 2 449 2 360 2 264
•Фактическое значение.
В то же время экстраполяция тенденций смертности при фиксации рождаемости (сценарий 1.3) приведет к 2035 г. к сокращению численности населения по срав-
нению с базовым сценарием на 43 тыс. человек, а в сопоставлении с 2005 г. - на 771 тыс. человек. Сценарий 1.4, который учитывает сложившиеся тенденции рождаемости и смертности, дает прогнозы, близкие к сценарию 1.3 : сокращение населения к 2035 г. соответственно на 40 и 668 тыс. человек.
Таким образом, экстраполяционные сценарии 1.1 -1.4 приводят к сокращению численности населения области к концу прогнозного периода на 700 - 800 тыс. человек, или примерно на 27 - 30% от численности в 2005 г. Определяющими факторами подобной динамики являются высокий уровень и последующий рост смертности при разнонаправленных тенденциях рождаемости в возрастных группах женщин. Если для возрастов старше 24 лет в последние годы отмечено повышение рождаемости, то в группах более молодых женщин рождаемость снижается. Наиболее проблемная и сложная для управления - возрастная группа женщин 20 - 24 лет. Физиологически оправдано, что рождаемость в этой груп -пе выше, чем для других возрастов, однако в Саратовской области с 1990 г. прослеживается тенденция к ее снижению. В результате в 2005 г. коэффициент рождаемости в женских группах 20 - 24 и 25 - 29 лет практически сравнялись. Для активизации рождаемости в возрасте 20 - 24 года потребуется разработка дополнительных стимулирующих мер, поскольку проекты, связанные с формированием «материнского капитала», затронут лишь небольшую часть женщин этой группы.
Предпосылки развития демографических процессов по второй группе сценариев (инновационного роста) -это, как минимум, рост региональной экономики, повышение занятости и увеличение доходов населения, стабилизация социально-экономической обстановки в стране на более высоком уровне и, как следствие, повышение социального оптимизма. Рассмотрено несколько вариантов демографического роста, различающихся целями и сроками их достижения. В трех первых сценариях сделано предположение, что демографические характеристики Саратовской области достигнут наиболее благоприятных значений к 2015 - 2020 гг. В четвер -том сценарии (2.4) отмеченные улучшения достигаются к 2010 г. Пятый, шестой и седьмой сценарии (2.5 -2.7) предполагают последовательное снижение смертности до уровня, достигнутого в развитых странах Европы, в сочетании с разными вариантами динамики рождаемости.
Предложенные сценарии представляются весьма оптимистическими, поскольку содержат существенную оптимизацию демографических параметров за сравнительно короткое время. Возможно, они трудно реализуемы, однако их рассмотрение необходимо для определения неких предельных значений демографического развития Саратовской области с учетом сложившейся демографической ситуации.
Снижение смертности и повышение рождаемости в 2015 - 2020 гг., реализованные в сценариях 2.1 и 2.2, приведут к меньшему сокращению населения области, чем по экстраполяционным сценариям 1 .1 - 1.4. Прогнозируемая численность населения к 2035 г. составит по сценариям 2.1 и 2.2 примерно 2 млн человек. Это меньше, чем было в 2005 г. на 600 тыс. человек, или на 23%, в то время как по экстраполяционным сценариям потери составляют 700 - 800 тыс. человек, или 27 - 30% от численности в 2005 г. Эффект от снижения смертности по сценарию 2.1 и от повышения рождаемости по сце-
нарию 2.2 в сравнении с базовым сценарием 1 .1 эквивалентен сохранению 126 тыс. человек. Если будет реализован сценарий 2.3 - одновременное снижение смер -тности и рост рождаемости по рассмотренным сценари -ям 2.1 и 2.2, - то численность населения Саратовской области в 2035 г. составит 2,2 млн человек, или 82,1% от численности в 2005 г. Таким образом, кумулятивный эффект действия факторов рождаемости и смертности приведет к сохранению 129 тыс. человек, а по сравнению с базовым сценарием (1.1) - 257 тыс. человек. Ус -коренная реализация тенденций последнего из рассмот -ренных сценариев (к 2010 г. вместо 2015 - 2020 гг., сценарий 2.4) позволит несколько стабилизировать прогно -зируемую численность населения области. В 2035 г. она составит примерно 2,3 млн человек (против 2,2 млн по сценарию 2.3), или 86,2% от численности в 2005 г. Раз -витие демографических процессов по сценариям 2.5 -2.7, основная предпосылка которых - снижение смертности до естественных для развитых стран Европы значений, представляется наиболее предпочтительным, по -скольку приводит к наименьшему сокращению населения - на 13 - 1 8% к концу прогнозного периода. Макси -мально прогнозируемая численность населения области в 2035 г. достигается по этим сценариям и составит примерно 2270 тыс. человек - это на 366 тыс. человек меньше, чем в 2005 г.
Среди рассмотренных одиннадцати сценариев можно выделить следующие пять, охватывающие весь спектр принятых предпосылок и характеризующихоснов-ные варианты демографического развития Саратовской области. Базовый сценарий 1.1 фиксирует демографи-ческие реалии 2005 г. и используется в качестве этало -на при анализе других сценариев. Экстраполяционный сценарий 1.4 основан на пролонгации сложившихся в последние годы тенденций демографического развития Саратовской области. Сценарий демографического воз -рождения 2.3 предполагает улучшение демографиче -ской ситуации с выходом к 2015 - 2020 гг. демографических параметров на уровень 1990 г. В основе сценария 2.4 ускоренный (к 2010 г.) переход к улучшению демог -рафической ситуации. Наиболее оптимистическим является сценарий 2.7, в котором существенный рост рождаемости сопровождается значительным снижением смертности от внешних причин. Сценарий 2.4 в даль -нейшем не будет анализироваться, поскольку его результаты практически идентичны сценарию 2.7. Прогнозы значений параметров численности и структуры всего населения Саратовской области по перечисленным сценариям представлены в табл. 2.
Следует отметить, что численность населения в трудоспособных возрастах снижается быстрее, чем численность всего населения области как из-за малочисленности возрастной группы 0 - 15 лет в структуре населения в 2005 г., так и невысокого уровня рождаемости.
В 2005 г. суммарная численность мужчин в возрасте 55 - 59 лет и женщин 50 - 54 лет, которые к 2010 г. перейдут из трудоспособного в пенсионный возраст, больше численности замещающей группы 10 - 14 лет примерно на 20 тыс. человек. Еще большие потери в численности населения в трудоспособном возрасте будут в последующие пятилетки: 78 тыс. человек в 2011 - 2015 гг. и 96 тыс. человек в 2016 - 2020 гг. (рис. 1).
Аналогичная ситуация прослеживается в динамике численности женщин в репродуктивном возрасте (15 -49 лет). Несмотря на увеличение коэффициента рождаемости, общее число рождений может снижаться из-за сокращения числа женщин детородного возраста. С учетом отмеченных обстоятельств половозрастная структура населения области в 2005 г. будет в равной степени влиять на прогнозную динамику вне зависимости от выбранных сценариев. Численность жителей области моложе трудоспособного возраста (0 - 15 лет) по всем сценариям снизится с 423 тыс. человек в 2005 г. до 363 тыс., или примерно на 15%, в 2010 г. В дальнейшем по базовому (1.1) и экстраполяционному (1.4) сценариям снижение будет продолжаться. Сокращение населения в возрасте 0 - 15 лет по рассмотренным сценариям более существенно, чем трудоспособных возрастов (на 35%) и является дополнительным фактором сокращения трудоспособного населения области за пределами прогнозного периода. По сценарию демографического возрождения (2.3) численность группы 0 - 15 лет в период с 2015 по 2025 г. стабилизируется на уровне 350 тыс. человек, затем снизится к 2035 г. до 308 тыс. человек, что составит 73% от уровня 2005 г. при одновременном сокращении численности трудоспособных возрастов до 69%.
Оптимистические сценарии 2.4 и 2.7 обеспечивают с 2010 по 2025 гг. рост численности исследуемой возрастной группы 0 - 15 лет почти до уровня 2005 г. (до 420 тыс. человек) с последующим снижением в 2030 - 2035 гг. до 365 - 321 тыс. человек соответственно, или до 87 и 76% от численности в 2005 г. Это снижение, как и по сценарию 2.3, не столь значительно по сравнению с группой трудоспособных возрастов (до 73%), что свидетельствует о тенденции к стабилизации численности трудоспособных возрастов в послепрогнозном периоде. Численность группы старше трудоспособного возраста в прогно-
Т а б л и ц а 2
Динамика численности и структуры населения Саратовской области при различных сценариях демографического развития, в % к 2005 г
Параметр Сценарий демографического развития
1.1 1.4 2.3 2.7
Год Год Год Год
2025 2035 2025 2035 2025 2035 2025 2035
Численность всего населения 83,4 72,3 82,2 70,8 88,6 82,1 93,3 86,2
Численность возрастной группы: 0 - 15 лет 16 - 59(54) лет старше 59 (54) лет 67,1 77,1 112,5 48.7 65.8 107,5 67,6 76,5 108,2 49,2 75,2 101,9 83.2 78.3 121,4 72,8 69,4 124 99,3 78,9 128,8 75,9 73,5 129
Общая демографическая нагрузка 121,2 125,8 119,1 122,3 134,6 147,7 147,6 145,1
Численность женщин 15 - 49 лет 74,6 58,8 74,5 58,8 74,8 61,3 75,2 66,2
Численность мужчин 15 - 19 лет 47,3 40,9 47,3 40,9 47,3 51,8 47,3 61,8
Возраст, лет
0
20000
100000
4000 0 60000 80000 Население, чеговек
Рис. 1. Половозрастной состав населения Саратовской области в 2005 г.: ■ - мужчины; - женщины
зируемом периоде определяется структурой населения области в 2005 г. и прогнозируемой динамикой коэффициентов смертности. В этой связи до 2020 г. по всем сценариям отмечен рост численности этой группы.
В последующие годы динамика численности рассматриваемых возрастов определяется принятой в сценариях тенденцией смертности. Для базового и экстраполя-ционного сценариев, которые характеризуются высокими значениями коэффициентов смертности, численность населения пенсионного возраста будет снижаться и достигнет к 2035 г. соответственно 627 и 594 тыс. человек при 583 тыс. человек в 2005 г. По сценариям демографического возрождения и супероптимистическому (2.3, 2.7) рост продолжится, и численность исследуемой группы в 2035 г. составит соответственно 723 и 729 тыс. человек, или на 24 и 29% больше, чем в 2005 г. С учетом всех рассмотренных сценариев абсолютный прирост числа пожилых людей к 2035 г. составит от 11 до 169 тыс. человек по сравнению с 2005 г.
Таким образом, общим для всех рассмотренных сценариев является рост численности пенсионных возрастов при сокращении других возрастных групп. При этом сокращение численности населения в трудоспособных возрастах столь велико, что общая демографическая нагрузка (суммарное количество людей в возрасте моложе и старше трудоспособного в расчете на 1000 трудоспособных) по всем рассмотренным сценариям будет возрастать от 620 человек в 2005 -2010 гг. до 760 - 780 по базовому и эк-страполяционному сценариям и 900 -920 человек по оптимистическим сценариям в 2035 г. (рис. 2). Высокие значения демографической нагрузки для оптимистических сценариев связаны с формированием более перспективной структуры населения, созданием базиса для стабилизации и возможного роста его численности в послепрогнозный период. В частности, в 2035 г. числен -ность группы 0 - 15 лет по сценарию 2.7 составит 321 тыс. человек, а по ба-
120000
зовому - в 1,6 раза меньше (206 тыс.).
В структуре всего населения области доля рассматриваемой группы составит 14,2% по оптимистическому сценарию и 10,8% по базовому при практически одинаковой доле лиц старше трудоспособного возраста (33,2 и 33,0% соответственно).
При общем сокращении всего населения численность женщин в репродуктивных возрастах (15 - 49 лет) по оптимистическому сценарию 2.7 сократится к 2035 г. не столь значительно в сопоставлении с экстрапо-ляционными сценариями (соответ -ственно на 33,8 и 41 ,2%) и в итоге превысит экстраполяционные про -гнозы примерно на 50 тыс. человек. Аналогично, по сценарию 2.7 в 2035 г. численность мужчин 15 - 19 лет (предпризывного и пр изывного возрастов) будет на 23 тыс. человек, или в 1,5 раза больше, чем прогнозируется по экстраполяционным сценариям. Существенный разброс прогнозируемых по разным сценариям значений числен -ности и структуры населения повышает значимость научно обоснованного выбора целей и путей реализации демографической политики Саратовской области в среднесрочной перспективе. При ее определении следует учитывать, что развитие демографических процессов по сценариям 2.3, 2.4 и 2.7 представляется наиболее предпочтительным. Указанные сценарии демографического развития Саратовской области, будучи труднодостижимыми по экономическим и социальным причинам, вполне реальны с демографических позиций, поскольку не выходят за пределы демографической динамики, демонстрируемой европейскими странами. Обеспечиваемая при реализации отмеченных сценариев относительно высокая численность и сбалансированность системообразующих групп населения будет способствовать дальнейшему улучшению в послепрогнозный период структуры населения области, в том числе снижению демографической нагрузки. Экстраполяционные сценарии де-
Чел. 950
900
850
800
750
700
650
600
2005
2010
2015
2025
2030
2035
2020 Годы
Рис. 2. Прогнозная динамика общей демографической нагрузки на 1000 человек трудоспособного населения Саратовской области, человек: - базовый вариант 1.1; -Э- - вариант 1.4; - вариант 2.3; -■- - вариант 2.7
мо графического развития представляются менее пред -почтительной альтернативой , поскольку приводят к су -щественному ухудшению демографиче-ской ситуации в области в течение прогнозируемого периода и в после-прогнозной перспективе.
В заключение необходимо отметить, что эффективная реализация инновационных сценариев демографи -ческого развития области возможна лишь в условиях су -щественного экономического роста, поскольку сопряжена с увеличением демографической нагрузки на рабо -тающее население. К 2035 г. прогнозируемое число лиц пенсионного возраста возрастет на 30%, а демографи -ческая нагрузка увеличится почти в 1,5 раза по сравнению с 2005 г. Это потребует дополнительных капиталовложений в социальную сферу и создания адекват -ных систем пенсионного обеспечения с использовани -ем пенсионных накоплений населения.
В экономической, социологической и демографической литературе в качестве дискуссионных обсуждают -ся варианты повышения пенсионного возраста, напри -мер, на 5 лет. В этом случае по инновационному сцена -рию2.7 в 2035 г. число лиц пенсионного возраста сократится с 752 до 605 тыс. человек (примерно на 20%), и общаядемографическая нагрузка снизится с 900 до 700 человек (на 22%). В то же время повышение пенсионно -го возраста представляется допустимым лишь после со -здания социально-экономических условий, обеспечивающих реальное повышение продолжительности жизни, и при условии формирования эффективной системы занятости с учетом психофизиологических особенно -
стей пожилого возраста. Стоимость подобных инноваций и источники их финансирования, насколько известно авторам, к настоящему времени не исследованы. Чисто формальное повышение верхней границы трудоспособного возраста в условиях экономических реалий современной России может привести к тому, что значительная часть населения просто не будет доживать до пенсионного возраста. Многие пенсионеры из-за невостребованности пожилых возрастов в экономике скорее всего, пополнят ряды безработных без надежды на последующую адаптацию. Не исключено также, что увеличение пенсионного возраста приведет к росту безработицы среди молодых специалистов, только что получивших дипломы и не имеющих опыта работы. Как уже от -мечалось, развитие демографических процессов по оптимистическому сценарию 2.7 представляется реальным лишь при значительных изменениях социально-эконо -мической ситуации в России, которые приведут к достижению оптимальной занятости населения, к росту реального уровня благосостояния и формированию на этой основе более высоких жизненных стандартов, сравнимых с достигнутыми в развитых странах Европы. В по -добной постановке, как представляется, сам факт реализации демографического сценария 2.7 может рассматриваться как индикатор целесообразности изменения границ трудоспособного возрастов в России.
1 См.: Блинова Т.В., Кутенков Р.П., Былина С.Г. Модели демографического развития российского села. Саратов: Изд-во ИАгП РАН, 2007.
УДК 338.24
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
И ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВАЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
В современных условиях в деловом мире происходят непрерывные изменения стереотипов управленческого мышления, что связано с обострением конкуренции на мировых рынках, расширением масштабов и частоты технологических, организационных и прочих нововведений. Конкурентные позиции усилили те компании и фирмы, руководство которых, преодолев стереотипы эффективного в прошлом управления, разработало новые позиции «видения» будущего своих организаций и занятых в них работников. Произошедшие изменения в менеджменте были связаны с глубокими кризисными явлениями в сфере управления производством1. Критике, прежде всего, были подвергнуты стереотипы уп-равленческого мышления и устаревшие концептуальные подходы к уп -равлению.
«Рационалистические», «механистические» и «тейлористские» подходы, используемые большинством крупных промышленных корпораций и компаний, не соответствовали времени. Усложнение и динамизм производственных связей в условиях жесткой конкуренции на мировых рынках требовали высоких темпов технологических и структурных сдвигов, а также многовариантности управленческих решений. Этот период характеризовался постоянным возникновением условий неопределенности, что было обусловлено изменениями внешней среды. Основной задачей руководителей было создание адаптивных, быстро реагирующих управлен-
Д.И. Вячин,
соискатель кафедры экономики труда и управления персоналом, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2007. № 19(5)