В-В- ^отапенко
МОДЕЛЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И ПРОГНОЗНЫЕ РАСЧЕТЫ НА ЕЕ ОСНОВЕ
В последние годы в России проводится реформа пенсионной системы. В статье описывается модель, позволяющая прогнозировать долгосрочные последствия реформы пенсионной системы при различных вариантах ее проведения, и приводятся результаты прогнозных расчетов, выполненных на ее основе.
Правовые основы пенсионной системы. Выплаты пенсий осуществляются Пенсионным фондом (ПФ) России и негосударственными пенсионными фондами. ПФ осуществляет выплаты пенсий из своего бюджета, который формируется в основном за счет страховых взносов и средств федерального бюджета. При этом государство несет ответственность по обязательствам ПФ.
Основными видами пенсий в России являются трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению предоставляются федеральным государственным гражданским служащим, участникам Великой Отечественной войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособным гражданам (социальные пенсии) и некоторым другим группам граждан. Существуют следующие виды трудовых пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Рассмотрим подробно порядок начисления трудовой пенсии по старости, поскольку именно этот вид пенсии получает большинство - около 80% - пенсионеров. Она назначается мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет. Некоторые группы граждан имеют право на получение данной пенсии в более раннем возрасте.
Трудовая пенсия по старости может состоять из двух частей -страховой и накопительной. Размер страховой части трудовой пенсии по старости (СЧ) определяется по формуле:
СЧ = (ПК/Т) + Б, (1)
где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости (228 месяцев); Б - фиксированный базовый размер страховой части пенсии.
Сумма расчетного пенсионного капитала (ПК) определяется по формуле:
ПК = ПК^ + СВ + ПК 2, (2)
где ПКі - часть расчетного пенсионного капитала, исчисленного на 1 января 2002 г.; СВ - сумма валоризации (валоризация - увеличение размера расчетного пенсионного капитала; в 2010 г. ПК1 в результате валоризации для разных групп граждан увеличился на 10% и более); ПК2 - сумма страховых взносов в ПФ, начиная с 1 января 2002 г.
Страховая часть трудовой пенсии по старости ежегодно индексируется в соответствии с темпом роста цен. Если размер индексации меньше индекса роста средней величины заработной платы, то производится дополнительная индексация, чтобы покрыть разницу. При этом дополнительное увеличение страховой части пенсии не может превышать индекс роста доходов бюджета ПФ в расчете на одного пенсионера.
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости (НЧ) определяется по формуле:
НЧ = ПН/Т , (3)
где ПН - сумма пенсионных накоплений.
ПФ России и негосударственные ПФ передают накопительную часть трудовой пенсии управляющим компаниям, которые осуществляют инвестирование этих средств.
Для лиц, родившихся до 1967 г., взносы начисляются только на страховую часть трудовой пенсии по старости; для лиц, родившихся в 1967 г. и позже, - и на страховую, и на накопительную части. Если в 2002 - 2009 гг. трудовые пенсии финансировались за счет единого социального налога, то с 2010 г. они финансируются за счет страховых пенсионных взносов. В 2010 г. взносы составят 20% заработка работников, с 2011 г. - 26% (облагается заработок до 415 тыс. руб.). При этом для лиц, родившихся в 1967 г. и позже, с 2011 г. 20% взносов будет поступать на страховую часть пенсии, а 6% - на накопительную (в 2010 г. - 14% и 6% соответственно).
Пенсионная нагрузка на экономику в 1990-2000-х годах. В 1990 г. численность пенсионеров в России составляла 32 млн. чел. К 1997 г. она увеличилась до 38 млн. чел. и остается на этом уровне уже более 10 лет. Доля численности пенсионеров в численности населения страны увеличилась с 22% в 1990 г. до 27% в 2008 г. Структура пенсионеров по видам получаемых пенсий в 1990-2000-х годах была стабильной: получатели пенсий по старости составляли 75-78% от общей численности пенсионеров, получатели пенсий по инвалидности - 10-13%, по случаю потери кормильца - 5-8%, социальных пенсий - 3-7%.
В 1992 г. на одного пенсионера приходилось 2,08 занятых, затем значение этого показателя стало падать, достигнув 1,66 в 1998 г. В последующие годы начался рост соотношения численности занятых и пенсионеров, которое в 2008 г. составило 1,78.
Средства ПФ России, расходуемые на выплаты пенсий, составляли в 1990-2000-х годах 5-7% ВВП, или 15-21% расходов консолидированного бюджета. Кроме того, в последние годы трансферт в бюджет ПФ из федерального бюджета составляет 15-20% расходов последнего (для сравнения: на национальную оборону и национальную экономику в 2008 г. было использовано по 14% расходов федерального бюджета).
Экономика страны испытывает очень серьезную нагрузку, связанную с функционированием пенсионной системы, и эта нагрузка, как показано ниже, в связи с ухудшающейся демографической ситуацией будет возрастать.
Взаимосвязи состояния пенсионной системы и экономического развития. Между пенсионной системой и экономикой страны существует множество прямых и обратных связей. На рис. 1 изображены связи между элементами пенсионной системы, экономическими и демографическими показателями, а также параметрами государственной экономической политики.
Предположим, что повысились ставки страховых пенсионных взносов. С одной стороны, это увеличивает налоговые поступления в бюджет ПФ, что ведет к следующим последствиям. Во-первых, увеличиваются поступления на накопительную часть пенсии, которые вкладываются управляющими компаниями в различные ценные бумаги или банковские депозиты. Затем эти средства, возможно, будут инвестированы в основной капитал, способствуя экономическому развитию. Во-вторых, повышение ставок пенсионных взносов приводит к увеличению пенсионных прав - пенсионного капитала и пенсионных накоплений - людей, выходящих на пенсию в течение многих лет после повышения ставок. Значит, люди будут получать более высокие пенсии, которые превратятся в потребительские расходы, а это будет способствовать экономическому росту. Экономический рост стимулирует увеличение занятости и, соответственно, рост доходов работников, что увеличивает налоговые поступления в бюджеты ПФ и негосударственных ПФ.
С другой стороны, увеличение ставок страховых пенсионных взносов приводит к уменьшению располагаемых доходов работников и прибыли предпринимателей. Вследствие этого предприниматели имеют меньше возможностей для инвестирования, а работники - для потребления товаров и услуг. В результате замедляются темпы экономического роста.
Рис. 1. Взаимосвязи пенсионной системы и экономики страны
Это ведет к дальнейшему уменьшению доходов работников, что уменьшает и налоговые поступления в бюджет ПФ, а также к сокращению доходов федерального бюджета. Сокращение доходов последнего вызывает снижение государственных расходов, а это тоже не способствует развитию экономики.
Таким образом, увеличение ставок пенсионных взносов запускает разнонаправленные процессы, причем данные процессы происходят не одновременно. Так, в первые годы после увеличения ставок воздействие этого решения на инвестиции будет, скорее всего, негативным, но по прошествии нескольких лет оно может вызвать рост инвестиций. В то же время увеличение ставок на первых порах приводит к росту по-
ступлений в бюджет ПФ, однако из-за увеличения налоговой нагрузки через несколько лет величина поступлений может сократиться.
Существует множество других вариантов изменений пенсионного законодательства, например, повышение возраста выхода на пенсию, валоризация или индексация пенсий. Но практически всегда они через цепочку взаимосвязей влияют на состояние всей экономики, которое, в свою очередь, влияет на пенсионную систему. Чтобы учесть эти взаимосвязи при прогнозировании, необходимо создание модели пенсионной системы.
Модель пенсионной системы России. Разработанная модель реализована в программе MS Excel. Она состоит из двух взаимосвязанных блоков - демографического и пенсионного, которые включены в межотраслевую экономическую модель CONTO^ В качестве экзогенных переменных используются согласованные демографические и экономические сценарии, а также некоторые параметры пенсионного обеспечения, определяемые законодательством. Эндогенно строится прогноз основных показателей, характеризующих развитие пенсионной системы и экономики страны в целом на 2010-2030 гг. Информационную базу модели составляют официальные данные Росстата, ПФ и результаты исследований, выполненных в УРАН ИНП РАН.
Демографический блок. В демографическом блоке модели прогнозируется численность и структура населения России на период 2010-2030 гг. Прогнозы данных показателей регулярно публикуются Росстатом. Необходимость разработки отдельного демографического блока вместо использования официальных публикаций возникла по следующим причинам. Во-первых, публикуемые прогнозы Росстата содержат группировку численности населения по трем крупным возрастным группам, однако для реализации целей работы требуется более детальная группировка. Во-вторых, в рассматриваемой модели существует возможность экзогенно изменять сценарии рождаемости, смертности и миграции, а все три варианта демографического прогноза Росстата изначально задают сочетания этих сценариев.
База для прогноза - численность половозрастных групп в 2009 г. К экзогенным переменным блока относятся:
• возрастные коэффициенты рождаемости, т.е. численность родившихся живыми на 1000 женщин в возрасте 15-19, 20-24,..., 45-49 лет за каждый год прогнозного периода;
1 CONTO рассчитывает такие показатели, как ВВП, совокупный объем оплаты труда, величину расходов консолидированного бюджета, занятость и др.; подробное описание CONTO содержится в [1].
• возрастные коэффициенты смертности, т.е. численность умерших на 1000 человек населения (отдельно для мужчин и женщин) в возрасте 0, 1-4, 5-9,..., 80-84, 85 и более лет за каждый год прогнозного периода;
• миграционный прирост населения (отдельно для мужчин и женщин) за каждый год прогнозного периода;
Значения перечисленных экзогенных переменных и численность половозрастных групп в базовом году позволяют прогнозировать численность и структуру населения. Для этого используется метод передвижки возрастов. Прогнозирование численности половозрастных групп в момент (+1) согласно данному методу осуществляется по следующим формулам:
*1* (' +1) = І Ьтк (і)2 (і) + ¥„ (і+1), (4)
Хт+и (і + 1) = Ртк (і)Xтк (і) + Ут+гк (і + 1), (5)
Хм* (і+1) = Рм-1,* (і)Хм-1* (і)+Рмл (і)хмк (і)+¥мк (і+1), (6)
где Хтк (і) - число лиц пола к, находящихся в момент і в возрасте от
(т-1) до т лет, т = 1,2, ., м, к = 1 соответствует мужчинам, к = 2 -женщинам; Утк (і) - прирост мигрантов половозрастной группы тк на временном интервале (і, і+1); Ътк (і) - вероятность родить ребенка пола к у женщин возрастной группы т на интервале (і, і+1); Ртк (і) -коэффициент дожития для половозрастной группы тк до момента (і+1), равный единице за вычетом возрастного коэффициента смертности, деленного на 1000.
Пенсионный блок. В пенсионном блоке экзогенно задаются ставки страховых пенсионных взносов, возраст выхода на пенсию, темп роста пенсионных накоплений, индексы роста различных видов пенсий, валоризация пенсий, величина добровольных пенсионных накоплений и другие переменные.
Прежде всего рассчитывается величина страховых пенсионных взносов, расчетный пенсионный капитал и пенсионные накопления как по всей экономике, так и по отдельным когортам (под когортой понимается совокупность мужчин или женщин одного года рождения). По следующей формуле находится общая величина страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:
БшНУт = ОрІТг (ЗґБґгак 67 + 8ґИак 67) Рорг БоЫг , (7)
где SігahУzn - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; ОрІТг - совокупный объем оплаты труда в экономике; SіSігah67 и SіNak67 - ставки страховых взносов для зачисления соот-
ветственно на страховую и накопительную части трудовой пенсии лицам 1967 г. рождения и моложе (сумма этих ставок равняется ставке страховых взносов для зачисления на страховую часть трудовой пенсии лицам 1966 года рождения и старше); Рорг - поправочный коэффициент для ставок страховых взносов, при помощи которого в расчетах отсекается не облагаемая страховыми взносами часть совокупного объема оплаты труда; БоЪгг - уровень собираемости страховых взносов.
Затем рассчитывается доля в совокупной оплате труда групп женщин и мужчин в возрасте 16-19, 20-24,..., 55-59, 60 и более лет. Для нахождения этих долей используется следующее тождество:
V V Хтк иг2шк 0п2тк 0р1Тг = 0 ^ (8)
ш к СЪ2 р ’
где Хтк - численность населения половозрастной группы тк; иг2тк -уровень занятости для половозрастной группы тк; 0ш2тк - отношение средней заработной платы для половозрастной группы тк к средней заработной плате по экономике в целом; Ск2 - общая численность занятых в экономике.
Каждое слагаемое в левой части тождества (8) представляет собой оплату труда соответствующей половозрастной группы: первые два множителя числителя определяют численность занятых в половозрастной группе; последний множитель числителя и знаменатель - среднюю заработную плату в экономике, которая, будучи умноженной на третий множитель числителя, равна средней заработной плате в группе. Преобразовав (8), получим формулу для расчета искомых долей:
П0Т = Хтк иг2тк 0^тк (9)
тк СШ ’
где ООТп^- доля половозрастной группы тк в совокупной оплате труда.
Далее находятся суммы страховых пенсионных взносов, уплаченные различными когортами. Для их расчета используется формула (10):
StгahVznKoggk = StгahVznО0Ттк КР&к, (10)
где StгahVznKoggk - сумма страховых пенсионных взносов когорты года рождения g пола к; КР^ - коэффициент пересчета для когорты gk, равный доле в оплате труда половозрастной группы тк, занимаемой оплатой труда когорты gk, принадлежащей данной группе.
Доля в совокупной оплате труда в модели определяется для пятилетних половозрастных групп. Переход ко взносам отдельных когорт осуществляется в предположении, что оплата труда в группах распределена равномерно, поэтому для большинства когорт КРф равен 0,2.
Далее находится величина расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений для каждой когорты и средний размер различных видов пенсий. Порядок расчета этих показателей соответствует пенсионному законодательству, основы которого были описаны выше.
В пенсионном блоке отдельно рассчитывается численность мужчин и женщин, получающих трудовую пенсию по старости. Если возраст выхода на пенсию экзогенно не повышается, численность получателей трудовой пенсии по старости приравнивается к численности мужчин и женщин в возрасте старше трудоспособного, моделируемой в демографическом блоке, с учетом коэффициентов, учитывающих, во-первых, возможность выхода на пенсию на льготных основаниях до достижения возраста 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно, во-вторых, то, что небольшая часть населения в возрасте старше трудоспособного не получает трудовую пенсию по старости.
Если же в какой-либо год прогнозного периода задается повышение возраста выхода на пенсию для мужчин или женщин, то численность получателей трудовой пенсии по старости в течение срока, равного увеличению возраста выхода на пенсию, равняется сумме численности мужчин или женщин в возрасте старше трудоспособного (с учетом повышения пенсионного возраста) и численности когорт, которые еще не дожили до повышенного возраста выхода на пенсию, но стали пенсионерами до увеличения этого возраста. Учет численности таких когорт помогает избежать сомнительного предположения о том, что при повышении пенсионного возраста часть пенсионеров лишают их статуса и заставляют работать. По истечении данного срока численность пенсионеров по старости приравнивается к численности населения в возрасте старше трудоспособного.
Численности получателей трудовой пенсии инвалидности, по случаю потери кормильца и социальной пенсии рассчитываются путем умножения общей численности населения на среднюю долю получателей данных видов пенсии в населении страны за 1995-2008 гг.
Сценарии экономического развития. При прогнозных расчетах используется два сценария экономического развития - инерционный и инвестиционный. Подробное описание и обоснование этих сценариев содержится в работе [2]. В табл. 1 представлены их основные макроэкономические характеристики, скорректированные с учетом кризиса 2008 г.
Таблица 1
Основные характеристики инерционного и инвестиционного сценариев экономического развития, среднегодовые темпы прироста за период, %
2010-2015 гг. 2016-2020 гг. 2021-2025 гг. 2026-2030 гг.
Показатель й § :5 § ^ цен р и о нс И й Й нй ои ир ^ 2 К Я н ц. сц ес в н И Инерционный сценарий Инвестиционный сценарий й § :5 § ^ цен р и О нс И й ын нй ои ир ^ 2 Я я н ц. сц ес в н И й § « § 1 цен р и о нс И Инвестиционный сценарий
ВВП 5,0 6,4 4,8 5,9 4,5 5,6 3,8 5,6
Потребление до-
машних хозяйств 5,2 9,5 7,0 9,1 5,4 7,4 4,1 5,9
Государственное
потребление 0,9 1,2 2,3 2,8 2,2 2,7 2,0 2,8
Инвестиции в ос-
новной капитал 9,3 10,1 4,7 6,8 2.3 4,8 2,0 2,2
Экспорт 3,7 4,5 4,2 5,6 5,3 5,5 5,1 5,2
Импорт 5,8 11,7 9,0 10,3 6,0 7,1 3,8 4,9
Индекс потреби-
тельских цен 6,0 4,0 3,0 2,0
Демографические сценарии. На рис. 2 изображена динамика суммарного коэффициента рождаемости (СКР), показывающего сколько в среднем детей в течение жизни рождает одна женщина. Достоинство этого показателя в том, что он не зависит от возрастной структуры населения, которая подвержена регулярным колебаниям, и поэтому может служить объективным индикатором уровня рождаемости. В 2008 г. СКР составил 1,5, причем в 2000-е годы наблюдалось его постоянное увеличение. Для простого воспроизводства численности населения этот коэффициент должен быть немного больше 2. Такой уровень рождаемости наблюдался в 1960-1980-е годы. Затем произошло его падение, одной из причин которого стал экономический кризис. Тенденция снижения рождаемости характерна не только для России, но и для многих развитых стран. Так, среди европейских стран нет ни одной, в которой обеспечивалось бы простое воспроизводство населения. Причина этой тенденции - переход общества, достигшего определенного уровня социально-экономи-ческого и культурного развития, к новой модели воспроизводства (подробнее см. в работе [3]).
Рис. 2. Суммарный коэффициент рождаемости в 1961-2008 гг.
При моделировании используется инерционный сценарий рождаемости, предполагающий, что в течение 2010-2030 гг. рождаемость сохранится на уровне 2008 г. (в демографическом блоке экзогенно задается не СКР, а возрастные коэффициенты рождаемости, но они определяют значение суммарного коэффициента).
В качестве показателя, характеризующего смертность, целесообразно использовать ожидаемую продолжительность жизни (ОПЖ) при рождении2. Этот показатель, так же как и СКР не зависит от возрастной структуры населения.
В 2008 г. ОПЖ при рождении равнялась 62 и 74 годам для мужчин и женщин соответственно, причем последние годы ознаменовались ростом этого показателя. Тем не менее, смертность россиян соответствует уровню начала 1960-х годов. Тогда отставание от большинства европейских стран составляло несколько лет, а в 2008 г. разрыв равнялся в среднем 15 годам для мужчин и 5 - для женщин. К причинам этого разрыва можно отнести более низкий, по сравнению с европейским, уровень благосостояния и невнимание к своему здоровью значительной части населения.
При моделировании рассматривается два сценария смертности: инерционный и оптимистический. Инерционный соответствует сохранению смертности на уровне 2008 г. В оптимистический сценарий смертности заложено снижение возрастных коэффициентов смертности, соответствующее ежегодному увеличению ОПЖ при рождении у мужчин на 0,5 года, у женщин - на 0,25 года, чтобы к 2030 г. данный показатель достиг значений 72 и 79 лет для мужчин и женщин соответственно. Такое по-
2 Среднее число лет, которое проживет человек при сохранении возрастных коэффициентов смертности на том же уровне, на каком они были в год его рождения.
вышение ОПЖ в последние десятилетия произошло в некоторых странах, сходных с Россией по уровню социально-экономического развития, -в Польше, Чехии, Словакии, странах Балтии [5].
При прогнозных расчетах рассматривается два сценария миграции - низкий и высокий. Высокий основан на предположении о сохранении миграционного прироста на уровне 2008 г. - 240 тыс. чел. в год. Такой сценарий соответствует быстрому восстановлению экономики после кризиса и постоянному повышению уровня жизни населения, что сохранит миграционную привлекательность России и создаст дополнительный спрос на труд.
Низкий сценарий миграции соответствует медленному экономическому росту или стагнации, при которых замедлится рост благосостояния населения и, как следствие, снизится миграционная привлекательность страны. При этом сценарии миграционный прирост задается в объеме 100 тыс. чел. в год.
Таким образом, формируется четыре демографических сценария, параметры которых представлены в табл. 2.
Таблица 2
Параметры демографических сценариев
Номер демографического сценария Сценарий
рождаемости смертности миграции
1 Инерционный Инерционный Низкий
2 Инерционный Инерционный Высокий
3 Инерционный Оптимистический Низкий
4 Инерционный Оптимистический Высокий
Демографический прогноз. В демографическом блоке модели на основе описанных сценариев выполнен прогноз численности и структуры населения на 2010-2030 гг. На рис. 3-5 представлены некоторые результаты этого прогноза.
Рассмотренные демографические сценарии предполагают снижение численности населения России: к 2020 г. - до 136-141 млн. чел., к 2030 г. - до 128-139 млн. чел. Численность населения в трудоспособном возрасте, в 2009 г. составлявшая 89 млн. чел., к 2020 г., в зависимости от сценария, снизится до 78-80 млн. чел., а к 2030 г. - до 73-75 млн. чел. Кроме того, существенно возрастет демографическая нагрузка на население в трудоспособном возрасте: если в 2009 г. на 1000 чел. трудоспособного возраста приходилось 337 человек в возрасте старше трудоспособного, то в 2020 г. этот показатель будет равен 434-456, а в 2030 г. - 477-541.
Рис. 3. Прогноз численности населения РФ при различных демографических сценариях, млн. чел.: сценарий 1; — сценарий 2; — сценарий 3; -ж- сценарий 4
Рис. 4. Прогноз численности населения РФ в трудоспособном возрасте при различных демографических сценариях, млн. чел.:
-♦- сценарий 1;-ж- сценарий 4
Рис. 5. Прогноз численности населения РФ в возрасте старше трудоспособного на 1000 чел. в трудоспособном возрасте при различных демографических сценариях:
-♦- сценарий 1;-ж- сценарий 4
Снизить пенсионную нагрузку на экономику могло бы увеличение возраста выхода на пенсию. На рис. 6 показаны прогнозные значения показателей демографической нагрузки на трудоспособное население населением в возрасте старше трудоспособного при повышении с 2015 г. возраста выхода женщин на пенсию до 60 лет.
Рис. 6. Прогноз численности населения в возрасте старше трудоспособного на 1000 чел. в трудоспособном возрасте при различных демографических сценариях и возрастах выхода женщин на пенсию:
-♦- сценарий 1 при сохранении возраста выхода на пенсию;
-О- сценарий 1 при повышении возраста выхода на пенсию до 60 лет с 2015 г.; -ж- сценарий 4 при сохранении возраста выхода на пенсию;
-А-сценарий 4 при повышении возраста выхода на пенсию до 60 лет с 2015 г.
При расчете показателей учитывается, что при повышении пенсионного возраста часть женщин, вышедших на пенсию до этого повышения и еще не доживших до нового пенсионного возраста, относится к нетрудоспособной группе (таким образом повышение пенсионного возраста растягивается на 5 лет).
В случае повышения с 2015 г. возраста выхода женщин на пенсию до 60 лет отношение численности населения в возрасте старше трудоспособного к численности трудоспособного населения значительно снизится независимо от рассматриваемого демографического сценария. В результате к 2020 г. данный показатель уменьшится до уровня 2010 г.
Прогноз численности занятого населения, приходящегося на одного пенсионера. Согласно построенному демографическому прогнозу, в ближайшие десятилетия произойдет увеличение соотношения численности нетрудоспособных и трудоспособных групп населения. Но не все люди в трудоспособном возрасте работают, как и не все пенсио-
неры прекращают трудовую деятельность. Поэтому более точным показателем, характеризующим нагрузку со стороны пенсионной системы на экономику, является численность занятых, приходящихся на одного пенсионера. На рис. 7 представлены прогнозируемые значения этого показателя.
Рис. 7. Прогноз численности занятого населения, приходящегося на одного пенсионера, при различных сценариях:
-♦- сценарий 1 при сохранении возраста выхода на пенсию;
-О- сценарий 1 при повышении возраста выхода на пенсию женщин до 60 лет с 2015 г.;
-•- сценарий 2 при сохранении возраста выхода на пенсию; -о-сценарий 2 при повышении возраста выхода на пенсию женщин до 60 лет с 2015 г.
Здесь и далее будут рассматриваться два сочетания демографических и экономических сценариев, параметры которых представлены в табл. 3.
Таблица 3
Сочетания сценариев при прогнозных расчетах
Номер обобщенного сценария Сценарий
рождаемости смертности миграции экономического развития
1 2 Инерционный Инерционный Инерционный Оптимистический Низкий Высокий Инерционный Инвестиционный
Численность занятого населения, приходящегося на одного пенсионера, при сохранении нынешнего возраста выхода на пенсию в ближайшие годы будет уменьшаться. К 2020 г. прогнозируется снижение данно-
го показателя, в зависимости от сценария, до 1,56-1,71, к 2030 г. - до 1,331,65 (в 2008 г. на одного пенсионера приходилось 1,78 занятых).
Несмотря на изменение принципов формирования доходов пенсионеров, большая часть суммарных пенсионных выплат - страховая часть трудовой пенсии по старости - финансируется из текущих страховых пенсионных взносов. Поэтому значительное снижение соотношения численности занятых и пенсионеров может крайне негативно сказаться на состоянии российской пенсионной системы. Сохранить численность занятого населения, приходящегося на одного пенсионера, на текущем уровне может только повышение возраста выхода на пенсию, причем достаточно поднять возраст выхода женщин на пенсию до 60 лет.
Прогноз развития пенсионной системы при сохранении ее текущих параметров. В табл. 4 представлен прогноз показателей, характеризующих состояние пенсионной системы, при сохранении ее текущих параметров: возраста выхода на пенсию, ставок страховых пенсионных взносов, способа индексации пенсий и др.
Таблица 4
Прогноз основных показателей, характеризующих состояние пенсионной системы, при различных сценариях
2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.
Показатель & н е ц о Сценарий 2 £ н е ц С Сценарий 2 & н е ц С 2 & н е ц С & н е ц С Сценарий 2 & н е ц О 2 & н е ц С
А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Численность пенсионеров, млн. чел. 39,6 39,7 41,4 42,8 41,6 45,5 41,7 48,2 41,4 51,4
Численность пенсионеров, в процентах к численности населения страны 28,0 28,0 29,7 30,3 30,6 32,3 31,5 34,5 32,5 36,9
Численность занятых, приходящихся на одного пенсионера 1,8 1,8 1,7 1,7 1,7 1,5 1,6 1,4 1,6 1,3
Темп прироста реальной средней пенсии к уровню 2009 г., процентов 22,0 22,0 63,7 62,8 118,5 115,6 185,5 181,8 258,4 253,0
Продолжение табл. 4
А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Отношение средней пенсии к средней начисленной заработной плате, процентов 32,3 32,3 33,4 33,2 34,4 33,9 34,6 34,1 35,0 34,4
Пенсионные выплаты, процентов ВВП 8,8 8,9 9,0 10,8 7,6 12,4 8,0 13,5 7,5 13,7
Дефицит бюджета Пенсионного фонда, процентов ВВП 4,4 4,4 2,2 2,6 1,5 3,0 1,4 3,3 1,2 3,6
В ближайшие годы ожидается значительное увеличение пенсионной нагрузки на экономику. Чтобы поддерживать постоянный реальный рост пенсий в соответствии с законодательством, пенсионные выплаты, в 2008 г. составлявшие 5,5% ВВП, в 2010 г. должны составить 9% ВВП, в 2020 г., в зависимости от сценария, 8-12% ВВП, в 2030 г. - 8-13% ВВП. Дефицит бюджета ПФ3 в 2010 г. будет равен 4,4% ВВП. В последующие годы он составит 1,5-3% ВВП.
В текущей версии модели не учитывается возможность замедления темпов экономического роста в результате значительного увеличения пенсионных выплат. Тем не менее такой сценарий вполне вероятен, и в случае его осуществления прогнозируемый рост уровня жизни пенсионеров не будет достигнут.
Оценка воздействия повышения налоговой нагрузки на дефицит бюджета ПФ. С 2010 г. единый социальный налог заменен страховыми пенсионными взносами. При этом налоговая нагрузка, связанная с пенсионным обеспечением, возрастет вследствие повышения ставок и сокращения числа ступеней налоговой регрессии. На рис. 8 изображены прогнозные значения дефицита бюджета ПФ при сохранении единого социального налога и введении страховых пенсионных взносов.
Расчеты показывают, что при сохранении единого социального налога и ставок по нему дефицит бюджета ПФ, в зависимости от сценария, в 2010-2019 гг. составлял бы 4-5,5% ВВП, в 2020-2030 гг. - 3-6,5% ВВП. Государство несет ответственность по обязательствам ПФ, поэтому сохранение нагрузки на прежнем уровне могло привести к тому,
3 Здесь суммируются средства федерального бюджета, предоставляемые как на покрытие дефицита бюджета ПФ, так и на валоризацию пенсий.
что в ближайшие годы свыше 30% расходов федерального бюджета использовалось бы на покрытие этого дефицита. Повышение налоговой нагрузки сможет уменьшить дефицит бюджета ПФ на 2-3% ВВП.
% ВВП
Рис. 8. Прогноз величины дефицита бюджета ПФ при различных сценариях:
-♦- сценарий 1 при сохранении единого социального налога;
-О- сценарий 1 при введении страховых пенсионных взносов;
-•- сценарий 2 при сохранении единого социального налога; -о-сценарий 2 при введении страховых пенсионных взносов
Оценка воздействия валоризации пенсий на уровень жизни пенсионеров. В начале 2010 г. произошла валоризация пенсий. Увеличился расчетный пенсионный капитал людей, имевших трудовой стаж до 2002 г. На рис. 9 показан прирост реального размера средней пенсии, прогнозируемый с учетом и без учета валоризации, при сценарии 1 (расчеты по сценарию 2 демонстрируют похожие результаты).
В 2010 г. произойдет существенное увеличение уровня жизни пенсионеров - темп прироста реальной средней пенсии к уровню предыдущего года составит 22%. В последующие годы данный показатель будет составлять 4-6%. Тем не менее воздействие проведенной валоризации на уровень жизни пенсионеров будет заметно в течение многих лет.
Прогноз развития накопительной пенсионной системы. При моделировании используется предположение, что в течение прогнозного периода доходность пенсионных накоплений будет совпадать с индексом потребительских цен. В последние годы доходность была ниже этого индекса. Вместе с тем рассмотренные сценарии экономического развития предполагают постепенное снижение инфляции, что сократит разрыв между ее уровнем и доходностью пенсионных накоплений.
Рис. 9. Прогноз темпов прироста реального размера средней пенсии по сравнению с уровнем 2009 г. при сценарии 1:
— с учетом валоризации; — без учета валоризации
С 2022 г. начнется массовая выплата накопительной части трудовой пенсии по старости. В 2022 г. ее получит 1,5 млн. чел., затем численность получателей этого вида пенсии будет увеличиваться на 1-1,5 млн. чел. в год и в 2030 г. составит 12-13 млн. чел. Средняя величина накопительной части в 2022-2030 гг. будет равна 2-3% средней величины всей трудовой пенсии по старости. Совокупный объем пенсионных накоплений в 2020 г. составит 4% ВВП, в 2030 г. - 6% ВВП.
Высказываются предложения отказаться от накопительной схемы формирования пенсий. Предположим, что будет принято такое решение (например, с 2011 г. ставка для зачисления взносов на накопительную часть трудовой пенсии составит 0%, а для зачисления на страховую часть для всех плательщиков - 26%). Тогда выплаты накопительной части пенсии для большинства лиц, в 2002-2010 гг. участвовавших в формировании пенсионных накоплений, станут чисто символическими. На среднем размере пенсий, выплачиваемых в 2020-2030 гг., отказ от формирования накопительной части пенсии почти никак не отразится. Совокупный объем пенсионных накоплений в течение прогнозного периода будет находиться в пределах 1-2% ВВП. В то же время на текущие выплаты пенсионерам будет выделяться больше средств. Поэтому дефицит бюджета ПФ при сохранении неизменными остальных экзогенно задаваемых параметров пенсионной системы в 2011-2020 гг. не будет превышать 1,5% ВВП, в 2021-2030 гг. - 0,5% ВВП.
Заключение. Разработанная модель позволяет прогнозировать состояние пенсионной системы России при различных вариантах ее развития. Она состоит из демографического и пенсионного блоков, встро-
енных в межотраслевую модель российской экономики СОКТО. Экзогенными переменными модели пенсионной системы являются демографические и макроэкономические показатели, а также параметры пенсионного законодательства: возраст выхода на пенсию, ставки страховых пенсионных взносов, индексация и валоризация пенсий и др.
С помощью построенной модели и рассмотренных демографических и экономических сценариев получен прогноз развития пенсионной системы в 2010-2030 гг., Основные результаты которого следующие.
Численность населения страны, так же как и численность населения в трудоспособном возрасте, согласно расчетам, сократится. При этом численность населения в возрасте старше трудоспособного увеличится. В результате существенно возрастет пенсионная нагрузка на трудоспособное население.
Численность занятого населения, приходящегося на одного пенсионера, уменьшится. Сохранить соотношение численности занятых и пенсионеров на текущем уровне может повышение возраста выхода на пенсию. Причем достаточно повысить с 2015 г. только возраст выхода на пенсию женщин до 60 лет.
При сохранении текущих параметров пенсионной системы увеличится пенсионная нагрузка на экономику. Пенсионные выплаты в 2010-2019 гг., в зависимости от сценария составят 8-11% ВВП, в 2020-2030 гг. - 8-14% ВВП.
Если в соответствии с действующим законодательством будет поддерживаться постоянный рост пенсий, отношение средней пенсии к средней начисленной заработной плате в течение прогнозного периода составит 30-35%, а реальный размер средней пенсии к 2030 г. увеличится в 3,5 раза по сравнению с уровнем 2009 г. Вместе с тем этот результат может быть обусловлен тем, что текущая версия модели не учитывает возможность замедления темпов экономического роста в случае значительного увеличения пенсионных выплат.
С 2022 г. начнутся массовые выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости. В 2030 г. численность ее получателей составит 13 млн. чел. Уровень жизни пенсионеров, получающих накопительную часть пенсии, существенно не повысится, так как ее средняя величина составит только 2-3% средней величины всей трудовой пенсии по старости. Вместе с тем совокупный объем пенсионных накоплений в 2030 г. будет равен 6% ВВП.
Отмена единого социального налога и введение страховых пенсионных взносов позволит сократить дефицит бюджета ПФ на 2-3% ВВП.
Отказ от накопительной схемы формирования пенсий также позволит существенно сократить дефицит бюджета ПФ. Но в этом случае экономика страны лишится одного из крупных источников инвестиций.
Валоризация пенсий увеличит в 2010 г. реальный размер средней пенсии по сравнению с уровнем предыдущего года более чем на 20%. Воздействие валоризации на уровень жизни пенсионеров будет заметно в течение многих лет.
Литература и информационные источники
1. Широв А.А., Янтовский А.А. Об инструментарии долгосрочного макроэкономического прогнозирования // Экономист, №2, 2008.
2. Коллектив авторов. Долгосрочный прогноз развития экономики на 2007-2030 гг. (по вариантам) //Проблемы прогнозирования, № 6, 2007.
3. Вишневский А.Г. Демографическая теория и демографическая история // Избранные демографический труды. Т.1. М.: Наука, 2005.
4. Краткие итоги выборочного обследования «Семья и рождаемость».
http://www.gks.ru/free_doc/2010/family.htm
5. Вишневский А.Г. Сбережение народа на фоне депопуляции.
http://demoscope.ru/weekly/2010/0417^ета03^р