Л.Л. Рыбаковский
Пемогрофичесьое разбитие России и его доминанты В первой четверти XX I В.*
Начиная с 1990-х годов, вплоть до середины первого десятилетия XXI в. Россия повсеместно (исключение — небольшое число северокавказских регионов) находилась в режиме депопуляции, инициированной как высоким уровнем смертности, так и крайне низкой рождаемостью. С 1993 г. население непрерывно сокращалось вследствие того, что миграционный прирост был меньше, чем естественная убыль (исключение — 1994 г.). К началу 2006 г. численность населения относительно 1993 г. уменьшилась почти на 6 млн человек, или в среднем сокращалась на 430 тыс. в год. Затем наступил перелом, и демографическая ситуация в стране стала постепенно улучшаться.
Это улучшение связано с рядом обстоятельств, среди которых прежде всего осуществление активной демографической политики, которая проводилась в условиях стабилизации социально-экономического положения
* Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ (Проект 11-03-00674-а).
страны. С 2007 г. начал реализовы-ваться комплекс новых мер государственной помощи семьям с детьми. Наиболее важными из них являются материнский (семейный) капитал и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Их особое значение связано с тем, что они учитывают очередность рождения, и тем самым оказывают поддержку семьям с несколькими детьми. Стимулирование вторых и последующих рождений важно для обеспечения в будущем воспроизводства населения.
С 2005 г. проводится также активная политика в области снижения смертности. В соответствии с приоритетным национальным проектом «Здоровье» в истекшие годы улучшилось оказание первичной медицинской помощи; расширилась доступность высокотехнологичных видов лечения; существенно возрос -ло внимание к охране материнства и здоровья детей, снижению смертности населения от предотвратимых причин; усилилась профилактическая направленность здравоохранения.
Таблица
Изменение показателей рождаемости и смертности населения России с 2005 по 2010 г.
Показатели 2005 г. 2010 г. Прирост, сокращение 2010 г. в % к 2005 г.
Число рожденных, тыс. человек 1457 1790 333 122,9
Суммарный коэффициент рождаемости 1,287 1,59 0,303 123,5
Число умерших, тыс. человек 2304 2031 -273 88,2
Ожидаемая продолжительность жизни, лет 65,3 68,98 3,68 105,6
Естественная убыль, тыс. человек 847 241 -606 28,5
Коэффициент депопуляции (отношение 1,581 1,135 -0,446 71,8
числа умерших к числу родившихся)
В частности, в рамках этого проекта по дополнительной иммунизации населения в 2006—2010 гг. привито только против вирусного гепатита около 46 млн человек.
Реализация новых мер демографической политики дала ощутимый результат: с 2006 г. стали неуклонно сокращаться число умерших и расти ожидаемая продолжительность жизни, а с 2007 г. — увеличиваться число рожденных детей и повышаться суммарный коэффициент рождаемости (табл. 1).
В целом за 2006—2010 гг., вследствие реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», общее число сбереженных человеческих жизней относительно уровня 2005 г. составило 1150 тыс. Ожидаемая продолжительность жизни в этот период выросла на 3,7 года и достигла уровня 1991 г. Вследствие постарения населения число умерших все рассматриваемые годы было больше, чем если бы этого процесса не было. Так, при сохранении возрастной структуры населения 2005 г., число умерших, например, в 2009 г. было бы меньше примерно на 100 тыс. человек.
Столь же убедительные успехи достигнуты и в повышении рождаемости. В целом за 4-летие (2007—2010 гг., когда стали применяться новые меры демографической политики), по отношению к уровню 2006 г., детей родилось примерно на 950 тыс. больше. В 2010 г. суммарный коэффициент рождаемости превысил уровень 1992 г. В отличие от смертности, рост рождаемости в 2007—2010 гг. происходил как за счет действия новых мер демографической политики, так и вследствие увеличения численности лиц репродуктивных возрастов. Так, если бы в 2009 г. сохранились повозрастные показатели рождаемости, которые были в 2005 г., то число рожденных детей было бы меньше почти на 300 тыс. (1472 тыс. вместо 1764 тыс.). В целом за эти годы прирост рождаемости на 9/10 был инициирован новыми мерами демографической политики. За счет увеличения численности женщин репродуктивного возраста, например, в 2009 г. по сравнению с 2005 г. число рожденных детей возросло всего на 15 тыс.
Происходившее в 2006—2010 гг. почти во всех регионах страны неуклонное, притом достаточно высоки-
ми темпами, увеличение рождаемости и сокращение смертности привело к повсеместному улучшению демографической ситуации. В 2009 г. впервые за 17 лет численность населения страны не уменьшилась, так как миграционный прирост полностью компенсировал естественную убыль, сократившуюся к уровню 2005 г. в 3.2 раза. Подобное произошло и в 2010 г. Естественная убыль снизилась относительно 2009 г. и достигла отметки в 240 тыс., которая была полностью компенсирована миграционным приростом.
В современной численности населения России примерно 2,1 млн человек — это те люди, чью жизнь удалось сохранить вследствие сокращения смертности и те, кто дополнительно родился в результате осуществления новых мер демографической политики. Не будь прибавки этих двух млн человек, современная численность населения России была бы на уровне 140—141 млн, тогда как на начало 2011 г. она составила 142 (текущий учет) — 143 (перепись населения) млн человек. Эти цифры соответствуют тем пороговым значениям, которые намечены на 2015 г. Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной указом Президента в 2006 г.
В этой Концепции подтверждена цель демографического развития страны, одобренная Правительством РФ в 2001 г. и одновременно намечены конкретные рубежи ее достижения: в 2015 г. стабилизировать население на уровне 142—143 млн человек и в 2025 г. достигнуть 145 млн Таким образом, в период 2011—2025 гг. в России должна быть восходящая демографическая динамика.
Ответ на то, каковы в этой динамике должны быть ее компоненты (рож-
даемость, смертность, миграционный прирост) дает Концепция демографической политики, согласно которой в 2015 г. ожидаемая продолжительность жизни населения России должна увеличиться до 70 лет и к 2025 г. — до 75 лет (в 2007 г. ОПЖ составляла 67,5, в 2008 г. - 67,9, в 2009 г. - 68,7 и в 2010 г. — 68,9 года). В свою очередь суммарный коэффициент рождаемости должен возрасти по отношению к 2006 г. в 1,3 раза, а в 2025 г. — в 1,5 раза (его величина в 2006 г. была 1,296, в 2008 г. — уже 1,494, в 2009 г. — 1,537 и в 2010 г. — 1,59). Величины суммарного коэффициента рождаемости должны составить в 2015 г. — 1,685 и в 2025 г. — 1,944. При заданных параметрах рождаемости и смертности миграционное сальдо, согласно Концепции, не должно быть менее 300 тыс. человек.
Поскольку в Концепции пороговые значения рождаемости и смертности определяются специальными показателями, то их необходимо пересчитать, чтобы определить величину естественной убыли для ее сопоставления с миграционным сальдо. При уровне суммарного коэффициента рождаемости в 1,685 число родившихся в 2015 г. составит примерно 1750 тыс. человек. Величина суммарного коэффициента рождаемости, которая должна быть достигнута к 2025 г., составляет 1,944, что может при сокращении численности репродуктивных контингентов обеспечить приблизительно 1,5 млн рождений.
Если к 2015 г. будет достигнут уровень ожидаемой продолжительности жизни в 70 лет, то число умерших снизится до 2 млн человек в год (точнее, до 2020 тыс.), при достижении ожидаемой продолжительности жизни в 75 лет число умерших должно составить примерно 1,7 млн человек (1715). При
таких числах родившихся и умерших естественная убыль сохранится к 2015 г. в 250 тыс. и снизится к 2025 г. до 200 тыс. человек. Среднегодовая взвешенная величина естественной убыли для 15-летнего периода будет равна 3250 тыс. человек.
Поскольку численность населения к 2025 г. должна возрасти относительно 142 млн в 2010 г. на 3 млн и достигнуть 145 млн человек, постольку на весь период необходимо обеспечить миграционное сальдо в размере 6250 тыс., или по 420 тыс. в среднем за год (если принять переписную численность населения на конец 2010 г. в 143 млн, то миграционное сальдо будет 5250 тыс., или 350 тыс. в год).
Достижение параметров, намеченных Концепцией в области рождаемости, смертности и миграции, — крайне трудная задача, поскольку сохранению устойчивой демографической динамики в наступившее десятилетие и последующие годы (2011—2025 гг.) будут противостоять три неблагоприятных обстоятельства.
Во-первых, в 1980—1990-е годы возникла достаточно крутая демографическая волна. В 1983—1987 гг. произошел взлет количества родившихся до 2,4—2,5 млн в год, а затем, в 1996—2001 гг. их число резко упало до 1,2—1,3 млн. Движение различных по численности контингентов в социальной сфере скачкообразно меняет потребность в образовательных, воспитательных и других учреждениях, определяет численность и структуру репродуктивного и экономически активного населения. Так, в 2020 г. численность женщин репродуктивного возраста будет меньше нынешней примерно на 5 млн, причем все это сокращение придется на самый активный репродуктивный возраст. Женщин
в возрасте 20—29 лет будет меньше на 40%. Для компенсации такого сокращения репродуктивных континген-тов с тем, чтобы в 2020 г. родились 1,7 млн детей, потребуется увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,95. Иначе не будут достигнуты ориентиры, установленные Концепцией демографической политики России на период до 2025 г.
Во-вторых, во все первое десятилетие XXI в. происходило постарение возрастной модели рождаемости. В 2000 г. средний возраст матери при рождении детей составлял 25,8 года, к 2005 г. возрос до 26,6 года и в 2009 г. достиг 27,4 года. В 2008 г. впервые в целом по России коэффициент рождаемости в возрастной группе 25—29 лет оказался выше, чем в возрасте 20—24 года. В 2009 г. уже у 44 субъектов РФ уровень рождаемости у 25—29-летних женщин был выше, чем у 20-24-летних. В Санкт-Петербурге в 2008 г. впервые коэффициент рождаемости в возрастной группе 30-34 года оказался больше, чем в 20-24 года. В 2009 г. такая ситуация наблюдается и в Москве. Продолжение этого процесса будет сдерживать рост рождаемости.
В наступившем 10-летии возможно также влияние на числа рождений происшедшего в 2007 г. резкого увеличения вторых рождений (явления, напоминающего «тайминговый сдвиг» начала 1980-х годов). Дело в том, что существенный рост в 2007 г. вторых рождений либо вызван увеличением числа семей, решивших обзавестись вторым ребенком, либо спровоцирован более ранним выполнением репродуктивных планов теми, кто осуществил бы это, но в более поздние сроки.
В наступивший период произойдет также дальнейшее постарение на-
селения, увеличение в нем доли лиц старше трудоспособного возраста. Согласно среднему прогнозу Росстата, к началу 2015 г. доля этой категории населения достигнет 23,7% по сравнению с 21,6% в 2010 г. К началу 2020 г. эта доля станет 25,9, а к 2025 г. — 27,2%. Увеличение доли пожилого населения непременно приведет к росту чисел умерших, что может быть нивелировано лишь сокращением показателей смертности во всех, в том числе и старших возрастах.
В-третьих, в 20-летие, истекшее после развала Советского Союза, в образованных на постсоветском пространстве государствах существенно сократился миграционный потенциал для России. Из 25,3 млн русских, оставшихся за пределами их исторической родины, часть вернулась в Россию (примерно 4 млн человек), часть (уроженцы смешанных браков в разных поколениях) сменила национальную принадлежность (их только в Украине оказалось 1,8 млн человек), часть умерших заменили лица, родившиеся в 1980-е годы и в 1991—2010 гг. и прошедшие социализацию в иных уже социальных условиях и т.д. По нашей оценке, миграционный потенциал русских в новом зарубежье ныне не превышает 5 млн человек. Миграционный потенциал существенно сократился, да его и не было в Беларуси и Украине. В Казахстане он иссяк в связи с быстрым социально-экономическим развитием. В прибалтийских государствах он изначально был невелик. Представители других народов, прибывающие ныне в Россию из государств нового зарубежья, — это в основном временные трудовые мигранты и лишь в малой степени миграционный потенциал для пополнения ее постоянного населения.
Добавим, что даже тот миграционный потенциал, который Россия смогла получить и получает ныне из стран нового зарубежья, она использует крайне нерационально. Так, 90% миграционного прироста из стран нового зарубежья, полученного Россией в межпереписной период (2003—2010 гг.), а это 1440 тыс. человек, оказалось в Москве, что в значительной мере отразилось на демографической динамике: население Москвы возросло на 1,1 млн человек, а население остальных регионов — сократилось на 3,4 млн Такое использование миграционного потенциала усугубляет ситуацию, связанную с сокращением его параметров.
Наконец, еще одно обстоятельство, которое надо учитывать при формировании демографической политики на ближайшие 15 лет. Суть в том, что уже к началу нового десятилетия действенность мер демографической политики, проводимых в 2006—2010 гг., существенно снизилась и, скорее всего, вскоре перестанет оказывать влияние на сокращение смертности и увеличение рождаемости. В самом деле, в 2006 и 2007 гг. числа умерших относительно предшествующих лет (2005 и 2006 гг.) уменьшились на 5,9 и 4,1% соответственно, в 2008 г. они не изменились, в 2009 г. сократились к уровню 2008 г. на 3,2% и в 2010 г. увеличились почти на 1% (это связано также с жарой и пожарами, в результате которых смертность в августе выросла относительно того же периода 2009 г. более чем на 40 тыс. человек).
Если в 2006 и 2007 гг. практически во всех регионах страны шло сокращение смертности (исключение составляли 2 субъекта РФ в 2006 и 1 субъект РФ — в 2007 г.), то уже в 2008 г. в 9 регионах показатели остались на
уровне предшествующего года, а в 15 субъектах они даже увеличились. В 2009 г. ситуация немного улучшилась, но все равно в 9 регионах показатели смертности либо не изменились, либо возросли.
Подобная динамика наблюдается и в рождаемости. В 2007 г., с которого стали применяться новые меры демографической политики, число рожденных детей возросло к уровню 2006 г. на 8,8%, в 2008 г. увеличение составило 6,7% , в 2009 г. прирост к предыдущему году был 2,7% и в 2010 г. составил примерно 1%. Если в 2007 г. во всех регионах показатели рождаемости увеличились, то в 2008 г. в 6 регионах они либо остались на том же уровне, либо снизились. В 2009 г. уже оказалось 5 регионов, в которых показатели рождаемости сохранились на уровне предшествующего года, а в 12 субъектах РФ они даже сократились.
Добавим, истекшие месяцы первого года нового десятилетия не внушают оптимизма. Если помесячные числа умерших сокращаются относительно тех же периодов прошлого года, то числа родившихся больше не растут. В I квартале 2011 г. они оказались меньше, чем в тот же период 2010 г., на 1,6%, причем в феврале были меньше на 1,1% и в марте — на 2,2%, а уже в апреле разница составила почти 10 тыс. человек. За 4 месяца текущего года число рождений уменьшилось относительно того же периода 2010 г. на 14.1 тыс., или 2,5%. В 2011 г. станет ясно, каковы будут дальнейшие тренды рождаемости.
Таким образом, нарастающему сокращению численности женщин репродуктивных возрастов, постарению возрастной модели рождаемости и растущей доли пожилого населении, а также сокращению миграционно-
го потенциала в странах нового зарубежья, не смогут противостоять потерявшие свою изначальную силу меры демографической политики, приведшие к столь заметному снижению смертности в 2006—2010 гг. и существенному повышению рождаемости в 2007—2010 гг. В России постепенно наступает крайне трудная для нее демографическая ситуация.
Каковы могут быть дальнейшие шаги в этой сложной для страны ситуации? Рецепты могут быть разные. Вот один из них, предлагаемый в апрельском (2011 г.) выпуске «Демоскопа». Авторы статей призывают уточнить, т.е. сократить параметры Концепции в области рождаемости и перенести акцент на борьбу за улучшение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Для них важна не численность населения, а его качество. Такие призывы встречались и раньше, даже в советские годы. Ошибочность этой позиции состоит в следующем.
Во-первых, и это всем известно, в последние 5-6 лет одновременно предпринимались усилия, давшие убедительные результаты, и в области увеличения продолжительности жизни населения, и в области стимулирования повышения рождаемости. Это — два, не подменяющие друг друга, направления демографической политики.
Во-вторых, количество и качество также не подменяют друг друга. В демографическом плане, в мире есть крупные и небольшие страны, в которых и рождаемость, и качество жизни высокие, а также крупные и небольшие, где и низкая рождаемость, и низкое качество жизни. Попытка философской замены количества качеством чревата для страны будущими проблемами.
Другой путь сводится к следующему. Для того, чтобы противостоять тем трудностям, с которыми столкнется страна в ближайшие 15 лет, необходимо своевременно разработать и начать осуществление ряда упреждающих мер, вводимых в течение 3—4 лет в определенной очередности по регионам в зависимости от уровня их демографического неблагополучия, причем объем вводимых льгот должен нарастать для каждой группы регионов тоже в течение нескольких лет. Пик введения наиболее сильных мер должен приходиться на самые «провальные» годы, когда в возраст наибольшей фертиль-ной активности будут входить женщины, родившиеся в конце 1990-х годов.
Разработка новых мер демографической политики должна вестись по ряду направлений, среди которых усиление стимулирования рождения вторых и третьих детей, снижение возраста вступления в брак и более ранних сроков рождения первого ребенка, пенсионные льготы и др. Все эти и другие меры должны пройти тщательную профессиональную проработку. Должен быть изучен накопленный российскими регионами в последние 10 лет опыт разработки и реализации программ демографического развития, в том числе и на муниципальном уровне. Должно быть принято во внимание мнение населения об уже применяемых и предлагаемых им мерах.
Помимо разработки федеральных
мер должны активизироваться в этой сфере и регионы, для чего необходимо прежде всего повышение профессионального уровня работников, занимающихся демографической тематикой. Анализ отчетов по мониторингу, направляемых в Минздравсоцразвития соответствующими региональными органами, свидетельствует о том, что эта проблема давно назрела.
Наконец, как показал опыт последних лет, применению новых мер демографической политики должно предшествовать их озвучение (о введении материнского капитала было сказано в мае 2006 г., и рождаемость стала последовательно возрастать с апреля 2007 г.), т.е. нужно до введения новых мер демографической политики развернуть в СМИ соответствующую пиар-компанию.
Сможет ли страна противостоять тем демографическим трудностям, с которыми она столкнется уже в ближайшие годы, всецело зависит от тех усилий, которые предпримет государство, чтобы реализовать цели Концепции демографической политики. Не хочется думать, что с намеченной целью довести к 2025 г. численность населения России до 145 млн человек произойдет то же, что случалось уже много раз: завершали строительство коммунизма к 1980 г. по Н.С. Хрущеву, обеспечивали все семьи отдельными квартирами к 2000 г. по М.С. Горбачеву и т.д.
Источники
1. Рыбаковский Л.Л., Кожевникова Н.И.
Оценка возможных и необходимых масштабов привлечения иммигрантов в Россию. М., 2010. С. 56.
2. Трансформация миграционных процес-
сов на постсоветском пространстве / Под. ред. Л.Л.Рыбаковского. М., 2009. С. 110.
3. О демографической ситуации в России // Демоскоп № 461-462. 4—17.04.2011.