УДК 314.15.015
демографические процессы в россии:современное состояние и прогнозирование*
н. е. цуканова,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры мировой и национальной экономики E-mail: tavag5@yandex. ru
Юго-Западный государственный университет
На основе анализа показателей современного состояния демографических процессов в Российской Федерации представлены прогнозы отечественных и зарубежных специалистов перспективной численности населения страны, определены тенденции развития демографической ситуации в России и направления ее улучшения.
Ключевые слова: демографическая ситуация, численность населения, рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) населения, миграция, прогноз, демографическая политика.
В составе базовых условий социально-экономического развития страны в целом и ее подсистем — регионов — особую значимость имеют показатели демографической ситуации: количество и качество населения, половозрастная структура и др. Это определяется тем, что в каждой стране действует закон соответствия социально-экономического и демографического развития общества, согласно которому между динамикой количественно-качественных характеристик состояния населения и параметрами развития экономики и социальной сферы существует устойчивая зависимость, которая реализуется в виде макроэкономических пропорций между численностью населения и валовым внутренним продуктом (ВВП), социальными и экономическими параметрами.
В последние десятилетия демографические процессы, происходящие в России, имеют ярко
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Орловском государственном техническом университете (ОрелГТУ).
выраженный негативный характер. Демографическая ситуация стала одной из самых злободневных социально-экономических проблем общества. Россия в настоящее время находится на третьей фазе демографического перехода. Наблюдается депопуляция населения (рис. 1). За последние 7 лет Россия потеряла 2 млн чел. и сместилась с седьмого на девятое место в мире среди крупнейших стран по численности населения.
На 1 января 2009 г. по сравнению с 2008 г. численность населения РФ снизилась на 0,07 %, или на 104 859 чел. Сокращение численности населения наблюдается по всем федеральным округам за исключением Южного и Уральского, в которых численность населения увеличилась на 0,29 и 0,12 % соответственно (табл. 1). Наибольшее снижение численности населения отмечается в СевероЗападном и Приволжском федеральных округах (на 0,29 и 0,28 % соответственно). В Центральном федеральном округе темпы снижения населения соответствуют общероссийским показателям и составляют 0,08 %, или 28 929 чел.
К основным показателям, характеризующим демографическую ситуацию (воспроизводство населения), относятся: уровень рождаемости и смертности; уровень естественного прироста; уровень брачности (разводимости); состояние половозрастной структуры.
В 2009 г. демографические показатели в России выросли по сравнению с предыдущим годом. Миграционный прирост в 2009 г. полностью компенсировал естественную убыль населения, и впервые за последние 15 лет численность населе-
21500 ООО
2:ооо ооо
1 ООО ООО
ния России увеличилась (по состоянию на 1 января 2010 г. составила 141 914 509 чел., что на 10 530 чел. больше, чем на 1 января 2009 г.). Среди всей численности населения 46 % составляют мужчины и 54 % женщины. Соотношение численности мужского и женского населения практически не изменилась по сравнению с 2001 г. (табл. 2).
Позитивную динамику демонстрируют показатели рождаемости (рис. 2).
В 2009 г. родились 1,76 млн детей, что на 47,74тыс. чел. больше (на 2,8%), чем в 2008 г. Суммарный коэффициент рождаемости составил 1,537ребенкана одну женщи -ну репродуктивного возраста. Рождаемость в России не достигает уровня, необходимого для простого воспроизводства населения (2,11—2,15). Тенденции рождаемости в России укладываются в мировой демографический контекст, при котором уровень рождаемости развитых стран не обеспечивает замещение поколений.
Самый высокий уровень рождаемости зарегистрирован в Южном, Сибирском и Уральском федеральных округах, самый низкий уровень
♦ * + »
1974 1976 107S 1980 1982 1984 1986 1988 1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2Ú0H 200S 2010
Рис. 1. Динамика численности населения России за 1975—2010гг., млн чел. [8]
I
I I I I I I I I I
2000 2001
2003 2009
2002 2003 2004 2005 2006 2007 □ Число родившихся "Числоумерших.
Рис. 2. Число родившихся и умерших в Российской Федерации за 2000—2009 гг., чел.
рождаемости — в Центральном и Северо-Западном федеральных округах [8].
Несмотря на то, что сокращение числа умерших в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составило 65,4 тыс. чел. и ожидаемая продолжительность жизни возросла у мужчин до 62,8 лет, у женщин — до
Таблица 1
Численность населения Российской Федерации по федеральным округам
Субъект 2008 г. 2009 г. Абсолютное отклонение, +/— Темп роста, %
Чел. К итогу, % Чел. К итогу, %
Центральный ФО 37 150 741 26,16 37 121 812 26,16 -28 929,00 99,92
Северо-Западный ФО 13 501 038 9,51 13 462 259 9,49 -38 779,00 99,71
Южный ФО 22 835 216 16,08 22 901 524 16,14 66 308,00 100,29
Приволжский ФО 30 241 581 21,30 30 157 844 21,25 -83 737,00 99,72
Уральский ФО 12 240 382 8,62 12 254 976 8,64 14 594,00 100,12
Сибирский ФО 19 553 461 13,77 19 545 470 13,77 -7 991,00 99,96
Российская Федерация 142 008 838 100,00 141 903 979 100,00 -104 859,00 99,93
Таблица 2
Соотношение численности мужского и женского населения в Российской Федерации [8]
Год Все население, млн чел. В том числе В общей численности населения, %
мужчины женщины мужчины женщины
2001 146,3 68,3 78,0 47 53
2007 142,2 65,8 76,4 46 54
2008 142,0 65,7 76,3 46 54
2009 141,9 65,6 76,3 46 54
74,7 лет (в 2008 г. — 61,8 и 74,2 года соответственно), смертность среди российских мужчин и женщин в трудоспособном возрасте значительно выше среднеевропейского показателя.
В России сформировалась особая модель смертности, которая характеризуется следующими особенностями: огромный разрыв в средней продолжительности жизни мужчины и женщины (13 лет); снижение продолжительности жизни; изменения в структуре причин смертности.
Основные классы причин смертности в России в 2009 г.:
• болезни — 81,21 % (системы кровообращения — 56,5 %; от новообразований — 14,6 %; органов дыхания — 3,9 %; органов пищеварения — 4,4 %; инфекционных и паразитных заболеваний — 1,7 %);
• алкогольные отравления — 1,1 %;
• дорожно-транспортные происшествия — 1,5 %;
• самоубийства — 1,9 %;
• убийства — 1,1 %.
Снижение смертности происходит по всем основным классам причин смерти, кроме новообразований, в связи с чем в структуре смертности этот класс занимает второе место после болезней системы кровообращения.
Позитивные изменения показателей смертности и рождаемости привели к сокращению естественной убыли российского населения в 2009 г. до 248,9 тыс. чел. (рис. 3). В январе—августе 2009 г. естественная убыль населения уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. на 97,5 тыс. чел.
Негативной особенностью России является тот факт, что в результате демографического перехода рождаемость упала до уровня развитых стран, в то время как смертность достигла уровня развивающихся.
2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000
-1 000000 -900000 -80С1000 -700 000 -600 000 -500 000 -400 000 -ЗОО'ООО -200000 -100 00С 0
Рис. 3. Динамика естественной убыли населения в Российской Федерации, чел. [8]
Естественный прирост населения в январе—августе 2009 г. зафиксирован в 25 субъектах РФ (в январе—августе 2008 г. — в 20 субъектах). В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,2 раза (в январе-мае 2008 г. — 1,3 раза), в 4 субъектах РФ (Тульской, Псковской, Тамбовской и Ленинградской областях) оно составило 2,0—2,2 раза.
В условиях естественной убыли населения миграция стала единственным источником восполнения его численности. Однако объемы миграции таковы, что только в 1994 г. они были достаточны не только для компенсации естественной убыли, но и для обеспечения прироста численности россиян.
Вклад миграционного компонента в рост численности населения неуклонно уменьшался практически до 2003 г. Увеличение миграционного прироста в последующие годы при сокращении естественной убыли привело к замедлению темпов сокращения численности населения. В 2009 г. естественная убыль была на 99,43 % замещена миграционным приростом (в 2008 г. — на 66,9 %, в 2007 г. — на 51 %).
Анализ основных миграционных показателей РФ за 2007—2009 гг. представлен в табл. 3.
В 2009 г. в обмене населением с государствами — участниками СНГ в целом было отмечено увеличение миграционного прироста. Уменьшение прироста наблюдалось в миграционном обмене с Азербайджаном, Туркменией и Украиной.
Изменения численности населения практически не повлияли на структуру расселения. Более
Таблица 3
Миграционные показатели населения на территории Российской Федерации за 2007—2009 гг. [5]
Год Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост
Чел. Темп роста, % Чел. Темп роста, % Чел. Темп роста, %
2007 2 284 936 100,0 2 044 993 100,0 239 943 100,0
2008 2 215 945 96,98 1 973 839 96,52 242 106 100,9
2009 1 987 598 86,99 1 740 149 85,09 247 449 103,13
Таблица 4
Распределение населения Российской Федерации по возрастным группам [8]
Возрастные группы, количество лет 2008 г. 2009 г. Абсолютное отклонение, +/— Темп роста, %
Тыс. чел. К итогу, % Тыс. чел. К итогу, %
0—4 7 449 5,25 7 692 5,42 243,0 103,26
5—9 6 481 4,56 6 643 4,68 162,0 102,50
10—14 6 894 4,85 6 757 4,76 —137,0 98,01
15—19 10 207 7,19 9 261 6,53 —946,0 90,73
20—24 12 764 8,99 12 573 8,86 —191,0 98,50
25—29 11 475 8,08 11 893 8,38 418,0 103,64
30—34 10 493 7,39 10 680 7,53 187,0 101,78
35—39 9 702 6,83 9 853 6,94 151,0 101,56
40—44 9 804 6,90 9 401 6,62 —403,0 95,89
45—49 11 955 8,42 11 683 8,23 —272,0 97,72
50—54 10 948 7,71 11 197 7,89 249,0 102,27
55—59 9 350 6,58 9 600 6,77 250,0 102,67
60—64 4 898 3,45 5 773 4,07 875,0 117,86
65—69 6 602 4,65 5 481 3,86 —1121,0 83,02
70 и более 12 987 9,15 13 417 9,45 430,0 103,31
Все население 142 009 100 141 904 100 —105,0 99,93
40 % россиян проживают в Центральном и Южном федеральных округах, где плотность населения наибольшая и составляет соответственно 57 и 39 чел. на 1 км2 (в среднем по России плотность населения — 8,3 чел. на 1 км2). Самыми малонаселенными на 1 января 2008 г. были Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, где плотность населения составляла менее 1 чел. на 1 км2.
Средний возраст жителей страны составляет 38,7 лет (по данным Всероссийской переписи населения 2002 г. — 37,1 лет), мужчин — соответственно 36 лет (34,1), женщин — 41 год (39,8). Самый высокий средний возраст населения отмечается в регионах Европейской части России: в Тульской, Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Тверской, Псковской областях, Санкт-Петербурге и Москве — 41—42 год.
Согласно международным критериям население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и более во всем населении превышает 7 %. Этот порог был пройден Россией в 1967 г. В настоящее время 14 % жителей страны, т. е. каждый седьмой россиянин, находится в этом возрасте (табл. 4).
В 2009 г. наблюдается отрицательная тенденция снижения численности населения в трудоспособном возрасте на 486 тыс. чел., положительным является увеличение численности населения моложе трудоспособного возраста на 44 тыс. чел. (табл. 5).
В структуре населения только 16 % составляют лица моложе трудоспособного возраста и около 21 % — старше трудоспособного, что отражает
негативную для РФ демографическую ситуацию, свидетельствующую о снижении численности населения страны.
В настоящее время многие аспекты демографической ситуации, сложившейся в России, становятся основополагающими при определении перспектив ее социально-экономического развития, политической стабильности и национальной безопасности. Из-за сложившейся возрастно-половой структуры в России в ближайшие годы сохранится снижение численности населения. Это произойдет даже в случае, если рождаемость существенно повысится и женщина будет иметь в среднем двоих детей.
На фоне снижения общей численности населения будет наблюдаться сокращение и наиболее экономически активной его части — населения в трудоспособном возрасте. Продолжится процесс демографического старения населения, т. е. увеличения в его структуре лиц старших возрастных групп. В этих условиях для выработки мер социально-экономической политики, позволяющих уменьшить негативные последствия изменений в численности и возрастном составе населения, перспективы демографического развития России требуют глубокого и систематического изучения.
Расчеты перспективной численности населения являются важнейшей задачей демографической статистики. В настоящее время они достаточно регулярно проводятся Федеральной службой государственной статистики и отдельными научно-исследовательскими институтами. Как правило, их результаты представляются в среднем варианте
Таблица 5
Распределение населения Российской Федерации по уровню трудоспособности
Группы населения по уровню трудоспособности 2008 г. 2009 г. Абсолютное отклонение, +/— Темп роста, %
Тыс. чел. К итогу, % Тыс. чел. К итогу, %
Моложе трудоспособного возраста 22 497 15,84 22 541 15,88 44,0 100,2
В трудоспособном возрасте 89 752 63,2 89 266 62,91 —486,0 99,46
Старше трудоспособного возраста 29 760 20,96 30 097 21,21 337,0 101,13
Все население 142 009 100,0 141 904 100,0 —105,0 99,93
Таблица 6
Минимальные и максимальные значения численности населения России в 2025 и 2050 гг., млн чел. [2]
Автор прогноза 2025 г. 2050 г.
Росстат, вариант 2009 г. 132,7—146,7
Росстат, вариант 2005 г. 126,2—146,3
Центр демографии и экологии человека (ЦДЭЧ) (при 60 % доверительном интервале), 2004 г. 119,2—130,6 85,7—112,3
ООН, пересмотр 2002 г. 121,8—127,0 91,9—111,9
ООН, пересмотр 2004 г. 121,7—136,6 92,4—134,5
Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», 2005 г. 122,0—133,5
Таблица 7
Прогнозная динамика численности населения России по прогнозу ООН в 2010—2050 гг., тыс. чел.
Год Вариант прогноза
Верхний Средний Нижний С постоянной рождаемостью
2010 141 420 140 028 138 639 139 609
2015 140 132 136 696 133243 135 487
2020 138 654 133 101 127 458 130 708
2025 136 611 129 230 121 721 125 635
2050 136 611 129 230 121 721 125 635
расчета, рассматриваемом как наиболее вероятный исход. Для отображения альтернативных предположений об ожидаемых уровнях рождаемости, смертности и миграции к нему добавляются высокий и низкий варианты. Минимальные и максимальные значения численности населения России в 2025 г. и 2050 г. согласно некоторым прогнозам представлены в табл. 6.
По данным доклада Программы развития ООН, страна, население которой сократилось на 6,6 млн чел. с 1993 г., потеряет к 2025 г. дополнительно 11 млн чел. (табл. 7).
Варианты прогноза ООН предполагают уменьшение к 2050 г. численности населения России, разброс оценок уменьшения значителен — от 8,7 до 50,8 млн чел. При этом все варианты прогноза предусматривают уменьшение среднегодовых величин снижения численности населения на всем прогнозном периоде или на большей его части.
Динамика рождаемости играет определяющую роль в тенденциях изменения численности населения России. Роль смертности и особенно миграции в прогнозной демографической динамике России
18 -
незначительна. Этот факт учтен в прогнозах ООН: во всех четырех вариантах прогноза миграционное сальдо принято равным 50 тыс. чел. в год.
По среднему варианту специалистами ООН прогнозируется повышение к 2050 г. суммарного коэффициента рождаемости (СКР) в России до величины 1,85 рождений на 1 женщину репродуктивного возраста. Верхний и нижний варианты отличаются от среднего на 0,5 в большую и меньшую стороны.
Средняя ожидаемая продолжительность жизни новорожденного, согласно прогнозу ООН, вырастет с 65 до 72,9 лет к середине XXI столетия, в том числе с 58,7 до 68,9 лет для мужчин, и с 71,8 до 76,5 лет — для женщин.
Общий прогнозируемый рост средней ожидаемой продолжительности жизни новорожденного будет главным образом определяться успехами в снижении младенческой смертности. В России ожидается значительное снижение коэффициента младенческой смертности (КМС). По мнению специалистов ООН, к середине XXI столетия КМС должен опуститься до 8,6 %. Если в конце XX в. Рос-
сия занимала 70-е место в мире по величине КМС, то к середине текущего столетия прогнозируется, что Россия опустится на 91-е место среди 192 стран.
Главным демографическим последствием динамики демографических процессов в России будет, помимо сокращения численности населения, его дальнейшее старение. Средний возраст населения России к 2050 г. увеличится до 50,9—43,5—48,5лет. Демографически старение населения означает ухудшение условий его воспроизводства, уменьшение при прочих равных условиях брачности и рождаемости и рост смертности, а следовательно, углубление депопуляции и рост усилий общества, направленных на ее преодоление. С экономической точки зрения, старение населения трудоспособного возраста при прочих равных условиях создает дополнительные препятствия для экономического роста и повышения производительности труда. Старение населения требует выработки совершенно новых подходов и в социальной сфере, прежде всего в области здравоохранения и пенсионного обеспечения населения. Рост доли населения пожилых и старых возрастов заставляет уделять больше внимания и выделения ресурсов профилактике и лечению заболеваний, свойственных пожилым людям, прежде всего заболеваниям сердечно-сосудистой системы и новообразованиям.
Прогнозы демографического развития России, выполненные В. П. Архангельским, предполагают, что естественная убыль населения приведет к сокращению ее численности, несмотря на проведение активной демографической политики (табл. 8) [7].
В случае если будут осуществлены достаточно затратные меры, направленные на сокращение смертности, повышение рождаемости, увеличение миграционных приростов, страна сможет избежать демографической катастрофы и сравняться по уровню рождаемости с такими развитыми европейскими странами, как Бельгия, Великобритания, Дания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия и Швеция, где суммарный коэффициент рождаемости в настоящее время составляет 1,6—1,8.
Повышение рождаемости и снижение смертности в результате проведения целенаправленной демографической политики позволит уменьшить масштабы сокращения численности населения к началу 2025 г. на 11—12 млн чел., или на 8 % от нынешней численности населения России. В 2010—2020 гг. естественная среднегодовая убыль населения снизится до 300—400 тыс. чел., а в дальнейшем будет снова увеличиваться вследствие неблагоприятных изменений возрастного состава населения даже при продолжении положительных сдвигов в рождаемости и смертности. К 2024 г. естественная убыль превысит 560 тыс. чел. Очевидно, что после 2015 г. необходимо будет еще более усилить демографическую политику, чтобы компенсировать негативное влияние изменений возрастной структуры.
С учетом прогноза демографического развития, опирающегося на эффективные меры политики в области рождаемости, продолжительности жизни и внешней миграции, В. Н. Архангельским и А. Е. Ивановой определены возможные порого-
Таблица 8
Динамика населения при проведении демографической политики, направленной на повышение рождаемости и снижение смертности (на начало года), тыс. чел.
Год При сохранении уровней рождаемости и смертности При повышении рождаемости в результате демографической политики При снижении смертности в результате демографической политики При повышении рождаемости и снижении смертности в результате демографической политики
2010 138 970,4 139 360,9 139 825,5 140 215,9
2011 138 086,1 138 637,1 139 201,6 139 752,4
2012 137 178,1 137 918,3 138 580,7 139 320,9
2013 136 234,9 137 196,7 137 950,2 138 912,5
2014 135 247,8 136 463,1 137 300,9 138 517,0
2015 134 215,8 135 714,7 136 631,5 138 132,0
2016 133 140,8 134 952,9 135 942,7 137 757,3
2017 132 025,4 134 163,3 135 235,5 137 377,2
2018 130 870,7 133 337,2 134 510,0 136 981,8
2019 129 681,6 132 472,8 133 770,6 136 568,9
2020 128 464,3 131 576,3 133 004,8 136 125,8
2021 127 220,2 130 648,1 132 213,6 135 653,0
2022 125 952,2 129 690,5 131 399,9 135 152,4
2023 124 644,0 128 704,9 130 567,6 134 625,8
2024 123 360,5 127 695,7 129 722,9 134 078,9
2025 122 045,8 126 667,9 128 868,3 133 514,9
Таблица 9
Этапы и пороговые значения стратегии демографического развития России до 2025 г. с учетом мер демографической политики [7]
Показатель 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г.
Число родившихся*, тыс. чел. 8 030 8 340 7 760 6 705
(1 606) (1 668) (1 552) (1 341)
Число умерших*, тыс. чел. 11 155 10 420 9 765 9 315
(2 231) (2 084) (1 953) (1 863)
Естественная убыль*, тыс. чел. —3 125 —2 080 —2 005 —2 610
(—625) (—416) (—401) (—522)
Суммарный коэффициент рождаемости, число детей в расчете 1,46 1,58 1,65 1,70
на 1 женщину
Ожидаемая продолжительность жизни, лет 67,01 68,60 70,31 71,62
Численность населения на начало года без учета миграции, млн чел. 140,2 138,1 136,1 133,5
В том числе численность экономически активного населения, млн чел. 109,7 104,9 103,7 101,0
Пятилетний миграционный прирост, стопроцентно компенсирующий естественную убыль, тыс. чел. 3 250 (650) 2 130 (426) 2 030 (406) 2 650 (530)
Численность населения с учетом компенсирующей миграции, млн чел. 143,4 143,4 143,4 143,4
В том числе численность экономически активного населения с учетом 112,1 109,0 109,2 1087,6
миграции, млн чел.
*Данные, приведенные без скобок, — за пятилетие, в скобках — в среднем за год.
вые значения показателей по четырем пятилетним этапам (табл. 9).
Для поддержания численности населения на уровне 143—144 млн чел. необходимо, чтобы в течение 2010—2025 гг. среднегодовые величины рождаемости были не ниже 1 540 тыс. чел., смертности не превышали 2 030 тыс. чел. и миграционный прирост составлял 490 тыс. чел. (естественная среднегодовая для 20-летнего периода убыль). В таком случае миграционный прирост будет стопроцентно компенсировать естественную убыль (в эти годы его величина должна составить 9,8 млн чел.), а численность населения сохранится стабильной,
что будет соответствовать стратегической цели демографического развития страны, по крайней мере в течение ближайшего двадцатилетия.
При продуманной миграционной политике, соответствующей национальным интересам России, естественная убыль может быть целиком компенсирована миграционной компонентой. Ускорение темпов повышения рождаемости и снижения смертности, а также увеличение миграционного прироста сверх размеров естественной убыли обеспечат России демографический рост.
Федеральная служба государственной статистики осуществила расчет предположительной
Таблица 10
Прогноз численности населения Российской Федерации, разработанный Федеральной службой государственной статистики [4]
Год Вариант прогноза, тыс. чел. на начало года
Средний Высокий Низкий
2011 142 029,2 142 121,5 141 760,0
2012 142 083,3 142 407,2 141 486,0
2013 142 121,4 142 730,8 141 103,2
2014 142 150,0 143 089,0 140 660,3
2015 142 164,9 143 462,4 140 171,3
2016 142 156,9 143 848,9 139 639,9
2017 142 120,4 144 228,5 139 062,7
2018 142 056,4 144 608,3 138 432,4
2019 141 962,1 144 975,4 137 749,7
2020 141 838,9 145 307,1 137 015,1
2021 141 686,5 145 623,2 136 231,9
2022 141 503,6 145 911,4 135 405,7
2023 141 288,6 146 176,0 134 539,6
2024 141 045,0 146 422,6 133 644,9
2025 140 779,5 146 654,3 132 723,2
численности населения до 2030 г. по трем вариантам (низкий, средний, высокий) на основе оценки численности постоянного населения субъектов РФ по полу и возрасту на 1 января 2009 г. и с учетом Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (табл. 10).
Прогноз показывает, что снижение численности населения по среднему варианту развития к 2025 г. составляет до 140,8 млн чел., по низкому варианту — до 132,7 млн чел., по высокому — увеличение численности до 146,6 млн чел.
Анализ долговременных тенденций динамики уровня рождаемости в России и других европейских странах дает основания для оценки возможных тенденций рождаемости в России в рамках концепции второго демографического перехода, статистическими индикаторами которого выступают повышение возраста вступления в брак и рождения ребенка, увеличение рождаемости вне официально зарегистрированного брака, некоторое увеличение добровольной бездетности.
Вместе с тем определенное влияние на параметры рождаемости, в первую очередь календаря рождений, может оказать введенная в 2007 г. система мер семейной политики. Однако очевидно, что без изменений в темпах экономического развития и повышения уровня благосостояния российских граждан введенные меры не дадут устойчивого демографического эффекта.
Средний вариант прогноза основных демографических показателей Российской Федерации до 2030 г. представлен в табл. 11.
Средний вариант рождаемости исходит из того, что улучшение социально-экономического положения в России и меры демографической
политики позволят достаточно полно реализовать семьям свои репродуктивные планы и рождаемость установится на уровне, чуть превосходящем средний по Европе. Но в отличие от высокого сценария рождаемости, в данном случае ожидаются более низкие темпы развития страны.
Для выхода из демографического кризиса России нужна долгосрочная демографическая политика, направленная на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране. Основные программные документы, определяющие демографическую политику в РФ, представлены в табл. 12.
Очевидно, что Российская Федерация находится в стадии демографического кризиса. Меры, используемые для преодоления демографического кризиса в России, несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут кардинально изменить демографическую ситуацию в стране, которая требует проведения последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властей как на федеральном, так и на региональном уровне.
Правительству РФ совместно с Федеральным Собранием и с субъектами РФ необходимо разработать общегосударственную комплексную программу по выводу страны из демографического кризиса. В программе целесообразно предусмотреть: мероприятия, направленные на улучшение воспроизводства населения; повышение уровня здоровья и качества жизни россиян, обеспечение государственных гарантий гражданам на бесплат-
Таблица 11
Средний вариант прогноза основных демографических показателей Российской Федерации до 2030 г. [4]
Год Численность населения по возрастным группам, % от общей численности Общий коэффициент рождаемости Общий коэффициент смертности Миграционный прирост населения
Моложе трудоспособного возраста Трудоспособного возраста Старше трудоспособного возраста
2011 16,3 61,7 22,0 1,563 13,7 271 808
2012 16,6 61,0 22,4 1,544 13,7 287 260
2013 16,8 60,3 22,9 1,548 13,7 299 792
2014 17,1 59,6 23,3 1,553 13,7 310 937
2015 17,4 58,8 23,8 1,565 13,7 317 132
2016 17,7 58,0 24,3 1,572 13,7 322 074
2020 18,3 55,7 26,0 1,582 13,7 351 683
2025 17,8 54,8 27,4 1,588 13,7 379 296
2030 16,4 55,1 28,5 1,598 14,2 271 808
Таблица 12
Основные программные документы, определяющие демографическую политику в Российской Федерации
Название программного документа Основные этапы и содержание программного документа Цели программного документа
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. I этап: 2007—2010 гг. — меры по преодолению негативных тенденций демографического развития. II этап: 2011—2015 гг. — мероприятия по стабилизации демографической ситуации. III этап: 2016—2025 гг. — мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране Стабилизация численности населения к 2015 г. на уровне 142—143 млн чел. и создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млн чел., а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. — до 75 лет
Национальная программа демографического развития России на период 2006—2015 гг. I этап: 2006—2010 гг. — формирование организационной и правовой базы, осуществление предполагаемых мер Национальной программы в полном объеме. II этап: 2011—2015 гг. — меры с учетом результатов I этапа Обеспечение стабилизации численности населения РФ к 2015 г. на уровне не ниже 140—142 млн чел. с обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения
Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» С 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. Размер материнского (семейного) капитала с 1 января 2010 г. — 343 378,8 руб. Государственная поддержка семей в форме материнского капитала при рождении (усыновлении) второго, третьего или последующего ребенка, имеющего российское гражданство
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 г. Для реализации предусмотрены следующие проекты: «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»; «Доброволец России»; «Карьера»; «Молодая семья России» Развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. К ожидаемым результатам улучшения положения молодежи относятся повышение уровня здоровья и качества образовательных услуг, доходов молодых людей в сравнении с предыдущим периодом и доходами взрослого населения
Концепция развития здравоохранения до 2020 г. I этап: 2009—2015 гг. — конкретизация государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. II этап: 2016—2020 гг. — поэтапный переход к саморегулируемой системе организации медицинской помощи на основе созданной инфраструктуры и кадрового ресурса здравоохранения и информатизации отрасли Сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи
Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации Цели, основные задачи и направления действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере управления миграционными процессами Обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития, принципов национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, реализация интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, построение демократического общества
ную медицинскую помощь, объемы и условия ее получения; формирование в обществе идеологии и практики жизнесохранительного поведения, здоровой и продолжительной жизни, всемерное укрепление института семьи, другие меры, способствующие коренному улучшению демографической ситуации в России.
Список литературы
1. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www. protown. ra/information/doc/4291.html.
2. Медков В. М. Депопуляционные прогнозы численности населения России в 2005—2050 гг. (по прогнозу ООН 2004 г.). URL: http://www. demographia. ru.
3. Национальная программа демографического развития России на период 2006—2015 гг. URL: http://www. demographia. ra/articles_N/index. html?idR=5&idArt=379.
4. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 г. // Стат. бюллетень. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010.
5. Российский статистический ежегодник 2010. Стат. сб. // Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели 2010. Стат. сб. // Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010.
7. Рыбаковский Л. Стратегия демографического развития России на ближайшие 20 лет // Социальная и демографическая политика. 2006. № 1. С. 38—50.
8. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks. ru.
Л
ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:
www.dilib.ru