Научная статья на тему 'Демографический вызов сельской школе'

Демографический вызов сельской школе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
155
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕЛА / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕПРОДУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ / МОЛОДЕЖЬ / РЕГИОН / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / УЧИТЕЛЬСТВО / RURAL SOCIAL RESOURCES / DEMOGRAPHIC POTENTIAL / REPRODUCTIVE ATTITUDES / YOUTH / REGION / RURAL SCHOOL / TEACHING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фадеева И. М., Курышова Л. Н., Калачина О. С.

Проблемы развития российской провинции имеют не только социальноэкономическое, но и стратегическое значение. В данном ряду стоят проблемы сохранения и развития российских сельских территорий в условиях демографического спада и новой волны экстенсивной урбанизации, вынужденной миграции населения из села в город, ведущей к «вымыванию» сельского населения, особенно молодежи. Названные процессы затрагивают функционирование важнейшего института школы, которая наряду с образовательной выполняет социокультурную и системообразующую функции. На наш взгляд, наличие школы в сельской местности определяет статус территории и ее функциональные возможности. В этой связи актуальным является исследование социальных ресурсов села, в первую очередь, демографического потенциала сельских территорий регионов с низкой рождаемостью, к которым относится Республика Мордовия, и его влияния на систему сельского школьного образования. В статье предлагается рассмотреть зависимость функционирования сельской школы от демографических процессов, происходящих в регионе. Использованы ресурсный, стратификационный, функциональный подходы. В статье приводятся данные социологического опроса сельского учительства (опрос «Учитель и общество», n = 840, 2018-2019 гг.). Также использованы данные, связанные с измерением качества жизни в сельской местности (опрос «Качество жизни населения Республики Мордовия», n = 1000, 2018 г.). На основе эмпирических данных, рассчитанных по базе Мордовиястата, приводится прогноз относительно будущего числа обучающихся в сельских школах региона, свидетельствующий о нарастании негативной динамики как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Анализ 1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Социальный портрет сельского учительства: проблемы, противоречия, профессиональные тупики» (№ 18-011-00786). ррр ррр социологических и статистических данных указывает на необходимость принятия государственной комплексной программы, направленной на повышение социальных ресурсов и потенциала сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOGRAPHIC CHALLENGE TO RURAL SCHOOLS

The problems of the development of Russian regions have not only social and economic, but also strategic importance. These problems include the preservation and development of Russian rural areas under the conditions of demographic recession and a new wave of urbanization. These processes affect the school being the most important institution of the knowledge society. In the village, the school performs, along with the educational, the socio-cultural and system-forming functions. In rural areas, schooling availability determines the future of the territory, its status and functionality. In this regard, it seems relevant to study the social resources of the village, first of all, the demographic potential of rural areas of the regions with low birth rate, which includes the Republic of Mordovia, and their impact on the school system. The article aims to study the dependence of the functioning of rural schools on the regional demographic processes. To pursue this goal, the resource, stratification, functional analyses are used. The article presents the data of a sociological survey of rural schoolteachers (the survey “Teacher and Society”, n = 840, 2018-2019). It also presents the data of a survey of the quality of life in rural areas (the survey “Quality of Life in the Republic of Mordovia”, n = 1452, 2017). Considering the empirical data calculated by using the database of Mordovia Statistics, a forecast is given regarding the number of future students in rural schools of the region, showing an increase of negative dynamics in the short and longer term. The analysis of sociological and statistical data revealed the need for a comprehensive state program aimed to improve social resources and potential capacities of rural areas.

Текст научной работы на тему «Демографический вызов сельской школе»

УДК 316:314.145(1-22)

И. М. Фадеева, Л. Н. Курышова, О. С. Калачина

Фадеева И.М., доктор социологических наук; доцент; директор ГКУ Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга»; профессор кафедры социологии ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»; е-таЛ: [email protected]

Курышова Л. Н., кандидат социологических наук; ученый секретарь ГКУ Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга»; е-таЛ: [email protected]

Калачина О.С., старший научный сотрудник ГКУ Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга»; е-т^^ [email protected]

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ1

Проблемы развития российской провинции имеют не только социально-экономическое, но и стратегическое значение. В данном ряду стоят проблемы сохранения и развития российских сельских территорий в условиях демографического спада и новой волны экстенсивной урбанизации, вынужденной миграции населения из села в город, ведущей к «вымыванию» сельского населения, особенно молодежи. Названные процессы затрагивают функционирование важнейшего института - школы, которая наряду с образовательной выполняет социокультурную и системообразующую функции. На наш взгляд, наличие школы в сельской местности определяет статус территории и ее функциональные возможности. В этой связи актуальным является исследование социальных ресурсов села, в первую очередь, демографического потенциала сельских территорий регионов с низкой рождаемостью, к которым относится Республика Мордовия, и его влияния на систему сельского школьного образования.

В статье предлагается рассмотреть зависимость функционирования сельской школы от демографических процессов, происходящих в регионе. Использованы ресурсный, стратификационный, функциональный подходы. В статье приводятся данные социологического опроса сельского учительства (опрос «Учитель и общество», п = 840, 2018-2019 гг.). Также использованы данные, связанные с измерением качества жизни в сельской местности (опрос «Качество жизни населения Республики Мордовия», п = 1000, 2018 г.). На основе эмпирических данных, рассчитанных по базе Мордовиястата, приводится прогноз относительно будущего числа обучающихся в сельских школах региона, свидетельствующий о нарастании негативной динамики как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Анализ

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Социальный портрет сельского учительства: проблемы,

противоречия, профессиональные тупики» (№ 18-011-00786). ®

социологических и статистических данных указывает на необходимость принятия государственной комплексной программы, направленной на повышение социальных ресурсов и потенциала сельских территорий.

Ключевые слова: социальные ресурсы села; демографический потенциал; репродуктивные установки; молодежь; регион; сельская школа; учительство.

I. M. Fadeeva, L. N. Kuryshova, O. S. Kalachina

FadeevaI.M., Doctor (SocioLogy); Associate Professor; Director of the State Institution of the RepubLic of Mordovia "Scientific Center of Socio-Economic Monitoring"; Professor of the Department of SocioLogy at the NationaL Research Mordovia State University; e-maiL: [email protected]

Kuryshova L N., PhD (SocioLogy); Scientific Secretary of the State Institution of the RepubLic of Mordovia "Scientific Center of Socio-Economic Monitoring"; e-maiL: [email protected]

Kalachina O. S, Senior Researcher of the State Institution of the RepubLic of Mordovia "Scientific Center of Socio-Economic Monitoring"; e-maiL: [email protected]

DEMOGRAPHIC CHALLENGE TO RURAL SCHOOLS

The probLems of the deveLopment of Russian regions have not onLy sociaL and economic, but aLso strategic importance. These probLems incLude the preservation and deveLopment of Russian ruraL areas under the conditions of demographic recession and a new wave of urbanization. These processes affect the schooL being the most important institution of the knowLedge society. In the viLLage, the schooL performs, aLong with the educationaL, the socio-cuLturaL and system-forming functions. In ruraL areas, schooLing avaiLabiLity determines the future of the territory, its status and functionaLity. In this regard, it seems reLevant to study the sociaL resources of the viLLage, first of aLL, the demographic potentiaL of ruraL areas of the regions with Low birth rate, which incLudes the RepubLic of Mordovia, and their impact on the schooL system.

The articLe aims to study the dependence of the functioning of ruraL schooLs on the regionaL demographic processes. To pursue this goaL, the resource, stratification, functionaL anaLyses are used. The articLe presents the data of a socioLogicaL survey of ruraL schooLteachers (the survey "Teacher and Society", n = 840, 2018-2019). It aLso presents the data of a survey of the quaLity of Life in ruraL areas (the survey "QuaLity of Life in the RepubLic of Mordovia", n = 1452, 2017). Considering the empiricaL data caLcuLated by using the database of Mordovia Statistics, a forecast is given regarding the number of future students in ruraL schooLs of the region, showing an increase of negative dynamics in the short and Longer term. The anaLysis of socioLogicaL and statisticaL data reveaLed the need for a comprehensive state program aimed to improve sociaL resources and potentiaL capacities of ruraL areas.

Key words: ruraL sociaL resources; demographic potentiaL; reproductive attitudes; youth; region; ruraL schooL; teaching.

Введение

Как известно, сельские территории обладают богатым ресурсным потенциалом (природным, демографическим, экономическим, историко-культурным), однако уровень развития сельских территорий и качество жизни сельского населения России продолжает оставаться достаточно низким. Непропорциональное развитие городских и сельских территорий становится дополнительным стимулом к оттоку населения из сельской местности в города, приводит к обезлюдению основного массива сельских поселений, имеющих выраженную региональную специфику, вследствие которой возникает своеобразная поляризация мелкопоселенных и крупнопоселенных территорий. Разрыв между городом и селом за последние годы увеличился не только по уровню доходов, но и по обеспеченности инженерно-технической и социальной инфраструктурой, снижается транспортная доступность и уровень бытового обслуживания сельских территорий. Наблюдаются проблемы и в части нерационального хозяйственного использования земельных, водных и лесных ресурсов и т. п. Как отмечается в правительственных документах, указанные проблемы во многом обусловлены недостаточностью научного, статистического и кадрового обеспечения устойчивого развития сельских территорий1.

Ресурсный подход в настоящее время является определяющим при планировании, он используется как методологическая основа оценки конкурентных преимуществ территории, для принятия управленческих решений и выработки перспектив стратегического развития. Ресурсный подход в социологии основан не столько на анализе структуры имеющихся в обществе ресурсов, сколько на принципах распределения капитала между различными субъектами - территориями, социальными группами и др. (П. Бурдье, У. Бек, Д. Граски, М. Ка-стельс и др.). Выделяют несколько видов капитала (по П. Бурдье, четыре вида - экономический, социальный, культурный, символический), но особое внимание в последние годы уделяют человеческому и социальному.

В тесной взаимосвязи с ресурсным находится стратификационный подход, который исходит из идеи социального неравенства,

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года».

обусловленного наличием в общественной структуре множества социальных групп с разными потенциалами. Социально-территориальная стратификационная система формируется вследствие неравного распределения ресурсов между территориями и различий в доступе к социальным благам людей, проживающих в разных типах поселений.

Сложившаяся социально-экономическая специализация территорий предполагает и их функциональные различия. Функциональный анализ имеет важное значение для управления, поскольку углубляет представление о территории как части общего пространства России. Одна из главных функций любой территории - развитие и поддержание целостности единого территориального пространства страны1. Село - это социальное пространство, организованное в соответствии с законами общественного устройства и специфическими условиями жизни, в значительной мере сохраняющими традиции и обычаи населения, в том числе различных этносов. Сельские поселения выполняют несколько функций, главная из которых - средовоспроизводящая (воспроизводство социокультурной среды и соответствующего уклада жизни)2.

Социально-демографический потенциал сельских территорий

Сельские территории России характеризуются ограниченными возможностями доступа жителей к ресурсам жизнеобеспечения и неэффективностью их использования, слабым развитием институтов гражданского общества, они требуют активной модернизации. Однако этот процесс в сельской местности, по оценкам Ч. И. Ильдархано-вой, имеет противоречивый характер [Ильдарханова 2016]. На протяжении многих десятилетий процесс урбанизации предопределял переток огромных масс сельских жителей в города и непрерывное абсолютное и относительное сокращение их общего числа, к которому с 1992 г. добавилась естественная убыль населения. Этот процесс

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года».

2 Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 февраля 2019 г. № 72 «Об утверждении Перечня сельских населенных пунктов и рабочих поселков, относящихся к сельской территории Республики Мордовия и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Республики Мордовия».

имел разные последствия в разрезе округов, например, в Приволжском федеральном округе доля сельского населения неуклонно сокращается уже несколько десятилетий [Вишневский и др. 2007].

Ориентация на западный проект модернизации, согласно которому в России на протяжении многих лет поддерживались тенденции урбанизации, распространялись либеральные идеи по снижению высокой занятости в сельском хозяйстве, привела к неблагоприятному сценарию развития социального пространства села, оптимизации социальной сферы, прежде всего систем здравоохранения и образования. Проект оптимизации объектов социальной инфраструктуры изначально содержал в себе угрозу нормальному функционированию сельских территорий. Его реализация имела негативные последствия для многих регионов России, включая Республику Мордовия. В Государственной программе Республики Мордовия «Комплексное развитие сельских территорий» указаны основные причины неблагоприятной ситуации в развитии села: остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильных дорог в сельской местности, преобладание дотационности бюджетов на уровне сельских поселений, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения1. Кроме того, в Программе обозначен ее главный приоритет - особое внимание социальному и инфраструктурному развитию сельских территорий, решение которого должно качественно изменить жизнь сельских жителей, приблизить условия проживания в сельской местности к уровню городов.

Сельская местность до сих пор остается «донором» человеческих ресурсов, наличие миграций из села в город подтверждает, что миграционный потенциал села до конца еще не исчерпан. Современные исследователи села фиксируют стабильно высокий миграционный отток сельского населения в город, причем основной ресурс миграции -трудоспособная молодежь в возрасте от 18 до 35 лет [Вознесенская 2013, с. 75]. Имеются и региональные особенности в направлении миграционных потоков. Так, если в ряде округов сельское население возрастает, то в Приволжском федеральном округе оно постоянно

1 Постановление Правительства Республики Мордовия от 5 сентября 2019 г. № 370. Об утверждении Государственной программы Республики Мордовия «Комплексное развитие сельских территорий».

сокращается, основным фактором сокращения выступает именно миграция [О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2016 году 2018, с. 50].

За период с 2011 по 2018 гг. из сельской местности Мордовии выбыло более 80 тыс. человек (рассчитано по данным Мордовия-стат). Согласно данным социологического опроса (опрос «Качество жизни населения Республики Мордовия», п = 1000, 2018 г.), смена места жительства в планах у 14,3 % населения сельской местности, треть из них (32,8 %) планирует переехать в столицу республики г. Саранск, почти четверть (23,0 0%) - в другой регион страны. Молодое поколение стремится покинуть село, в том числе по причине женитьбы или замужества (23,3 %).

Вызовом для большинства сельских территорий России становится демографический фактор. Согласно статистическим данным, демографические проблемы наиболее ярко проявляются в сельской местности: за период 2011-2018 гг. численность сельского населения региона, по нашим расчетам, сократилась на 11,4 %, численность городского - менее одного процента (рассчитано по данным Мор-довиястат). Наблюдается старение населения сельских территорий: средний возраст жителей села в 2011 г. составлял 42,29 лет (мужчин -39,11 лет, женщин - 45,15 лет), в 2018 г. он повысился до 44,68 лет (41,8 лет и 47,4 года соответственно). В городской местности средний возраст мало изменился: в 2011 г. - 39,27 лет (мужчин - 36,63 лет, женщин - 41,44 лет), в 2018 г. - 40,16 лет (мужчин - 37,13 лет, женщин - 42,78 лет) [Мордовия: статистический ежегодник 2018, с. 57].

Негативной тенденцией начала XXI в. является повышение возраста вступления в брак, а также «постарение» возрастного профиля рождаемости. Установка на откладывание рождения детей и смещение их планирования к более старшим возрастным группам приводит к увеличению среднего возраста рождаемости. В период с 1990 по 2010 гг. самые высокие возрастные коэффициенты рождаемости приходились на женщин в возрасте 20-24 года, после 2011 г. пик рождаемости переместился в группу женщин в возрасте 25-29 лет. По данным Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия, в Мордовии за период с 1990 по 2018 гг. средний возраст матери при рождении первого ребенка в сельской местности повысился с 24,6 до 26,9 года.

Для оценки демографической ситуации, наиболее точно определяющим детность, используют величину суммарного коэффициента рождаемости (далее - СКР), отражающим среднее число рождений у одной женщины, причем эта величина у сельских женщин традиционно выше, чем у городских (рис. 1). Согласно данным Росстата, начиная с 2021 г. прогнозируется незначительное увеличение рождаемости в регионе, что предполагает некоторое увеличение рождаемости и в сельской местности.

Рис. 1. Величина суммарного коэффициента рождаемости в период 2019-2035 гг., число рождений в расчете на 1 женщину (по данным Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия)

Ориентации сельского населения на более высокие показатели детности по сравнению с городским подтверждаются и данными социологических исследований. Показатель желаемого числа детей (которое хотелось бы иметь при наличии благоприятных общественных и личных условий) среди сельских жителей выше, чем среди горожан: у сельских мужчин - 2,54 ребенка, у сельских женщин -2,41 (у городских 2,51 и 2,36 соответственно). Почти треть опрошенных в сельской местности (29,2 %) высказались, что при благоприятных условиях они хотели бы иметь троих и более детей (опрос «Качество жизни населения Республики Мордовия», п = 1000, 2018 г.).

Исторически сложилось, что семьи, проживающие в сельской местности, чаще всего способны сочетать функции по рождению и воспитанию детей с трудовой деятельностью. Городские жители, живя в иной социальной среде, более карьероориентированы, прагматичны в своем поведении, и часто факт рождения ребенка воспринимают как препятствие к успехам в личной жизни, учебе, карьере и прочим формам самореализации. Таким образом, обладающие репродуктивным потенциалом сельские территории демографически могут развиваться лишь при создании там определенных условий (наличии рабочих мест, социальной, транспортной инфраструктуры и др.).

Демографические процессы значительно влияют на облик сёл, они определяют векторы и перспективы их социального развития. В последнее время в Республике Мордовия наблюдаются изменения людности сельских населенных пунктов, ведущие к неоднородности пространственного каркаса расселения, когда более 45 % населения Мордовии сосредоточено в 30-километровой зоне вокруг административной столицы - г. Саранск и Саранско-Рузаевской агломерации. Миграционный поток сельского населения устремляется не только в города, но и в более крупные сёла, где чаще всего имеются сельскохозяйственные производства. В результате, в настоящее время почти половина всех сельских поселений страны является мельчайшими, в которых проживает 3 % сельского населения [Смыслы сельской жизни (опыт социологического анализа) 2016, с. 215]. Сельские поселения рассредоточиваются вокруг малых городов или крупных населенных пунктов, чем ближе школа к такой системе расселения, тем лучше решаются ее проблемы, включая кадровое обеспечение. Убыль сельского населения влечет за собой снижение численности сельских населенных пунктов, что ведет к изменению локаций сельских школ. Однако в последнее время наметилась новая тенденция - исчезновение в сельской местности любого типа школ, включая малокомплектные.

Сельская школьная демография

Сельская школьная демография достаточно специфична, на ней отразились социально-экономические кризисы 1990-х и 2000-х гг., вызвавшие снижение рождаемости в сельской местности и миграционный отток из сел. Уменьшение численности обучающихся в Мордовии вызвало интенсивную волну оптимизации школ, которая к 2019 г. достигла беспрецедентных масштабов.

Общее число общеобразовательных учреждений Мордовии за период с 2011/ 2012 по 2019 / 2020 учебные годы сократилось на 175 школ (40 %). Под сокращение, в основном, попали сельские образовательные организации. В городской местности за данный период число школ уменьшилось незначительно, там сокращение наблюдалось до 2016 г. (с 2011 г. закрылось 9 школ), затем их количество стало расти (с 2017 г. по 2019 г. открылись 3 новые школы). В сельской местности за эти годы перестала функционировать почти половина общеобразовательных учреждений: в 2011 / 2012 учебном году работало 342 школы, в 2019 2020 г. - 173, что составляет 65,8 % от общего числа образовательных организаций региона (при этом численность сельских учеников сократилась лишь на 17 %). В них обучается 18,8 тыс. учащихся (35,1 %) и работают более 3,2 тыс. педагогических работников (49 %) (табл. 1). В таблице представлены данные по дневным организациям, осуществляющим подготовку по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. Источником данных за 2011 / 2012-2015/2016 учебные годы послужил статистический бюллетень «Образование в России-2017» [Образование в России-2017. Статистический бюллетень 2017, с. 69, 70, 71, 72, 76]. Данные за 2016 / 2017-2019 / 2020 учебные годы предоставлены Министерством образования Республики Мордовия, полученные на основе отчета по форме № ОО-1, по состоянию на 20 сентября 2019 г. Для долгосрочного планирования перспектив развития системы общего образования в сельской местности важен демографический прогноз численности детей школьного возраста. Тенденция, основанная на статистических данных, показывает, что в сельской местности Мордовии ожидается снижение численности детей школьного возраста за период 2019-2036 гг. Данная динамика будет наблюдаться вплоть до конца прогнозного периода (табл. 2).

Численность детей школьного возраста, судя по прогнозу, уменьшится на 48,1 %. При этом численность детей в возрасте 16-17 лет в среднем за прогнозный период уменьшится на 35-40 %, в то время как в возрасте 7-15 лет - на 50 %. В дальнейшем дети из младших возрастных групп будут переходить в старшие, определяя развитие сети сельских школ. Из-за снижения количества детей школьного возраста уменьшится и потребность в сельских учителях в ближайшие 15-20 лет. Таким образом, демографические процессы, происходящие в селе, определяющие численность детей школьного возраста (имея тренд сокращения, достигая максимума к 2036 г.), будут влиять на количество общеобразовательных учреждений.

Таблица 1

Количество школ и численность обучающихся, Республика Мордовия

Учебный год Количество школ Численность обучающихся

Всего Город Село Всего Город Село

2011 /2012 438 96 342 68983 46318 22665

2012/2013 419 94 325 67890 46229 21661

2013/2014 404 91 313 67422 45924 21498

2014/2015 378 89 289 67945 46839 21106

2015/2016 371 88 283 68820 48160 20660

2016/2017 363 87 276 69618 49383 20235

2017/2018 334 88 246 70759 50891 19868

2018/2019 292 90 202 71580 52227 19353

2019/2020 263 90 173 72149 53397 18752

Таблица 2

Прогнозируемая численность школьников в сельской местности Республики Мордовия (2019-2036)1 (чел.)

Год 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет 17 лет Всего

2019 2643 2579 2628 2813 2804 2443 2532 2522 2531 2368 2277 28140

2036 1334 1345 1331 1299 1264 1239 1243 1273 1341 1421 1495 14585

Темпы прироста / убыли (2019-2036) (в %) -49,5 -47,8 -49,3 -53,8 -54,9 -49,2 -50,9 -49,5 -47,1 -39,9 -34,3 -48,1

'Предположительная численность населения Российской Федерации. ТЖЬ: old.gks.ra/wps/wcm/connect/ rosstatmain/rosstat/ra/statistics/publications/catalog/doc_l 140095525812.

Учительство в социальной структуре села: ценностные ориентации, ожидания и риски

Сельская школа имеет большое значение для муниципального сообщества, что находит отражение в той роли, которую играет педагог в сельской жизни. Результаты опроса показали, что основное назначение профессии учителя - это передача учащимся знаний и навыков, необходимых для жизни в обществе (79 %), помощь в раскрытии и развитии способностей детей (73 %) (опрос «Учитель и общество» п = 840, 2018-2019 гг.). Учитель готовит будущее поколение к осознанному выбору и освоению профессии (31 %), формирует потребность в самообразовании (29 %). Однако сельская школа не только является учреждением, которое передает знания подрастающему поколению, сельский педагог формирует ценности культуры (34 %), качества интеллигентного человека (29 %), воспитывает уважение и терпимость к чужому мнению (27 %), инициативу, самостоятельность (26 %), развивает гражданские качества (21 %). Именно в перечисленных функциональных позициях видят предназначение собственной профессии сельские учителя. Сельская школа является не только культурно-просветительным центром, вокруг которого концентрируется вся жизнедеятельность сельского поселения, она принимает непосредственное участие в формировании личности будущего гражданина страны, чувств патриотизма, транслируя традиционные ценности, участвуя в передаче уникальной культуры сельских сообществ.

Основу сельского учительства составляют люди старшего поколения, лишь четверть учителей (26 %) находятся в возрасте до 40 лет (опрос «Учитель и общество» п = 840, 2018-2019 гг.). В основном к ним относятся представители старших возрастных групп: 35 % в возрасте 46-55 лет, 16 % - от 55 лет и старше. Данный факт отражает общую тенденцию постарения населения села, наиболее выраженного среди сельских женщин. Типичный сельский учитель -это человек с большим стажем педагогической работы: стаж 16 лет и выше имеют 73 %, в том числе работают в школе более четверти века 41 %. Для сельского учителя не характерны активная трудовая мобильность и миграционные настроения. Как правило педагогическая деятельность учителя связана с единственным образовательным учреждением: в одной школе проработали более 16 лет 63 % опрошенных учителей, в том числе 26 лет и более - 34 %. Таким образом, наличие школы в селе - это гарантия стабильной работы для педагога

и, что немаловажно, закрепления всей его семьи в сельском поселении. С другой стороны, с школой связано будущее села, которое под влиянием современной управленческо-технократической политики поставлено под сомнение. Опираясь на собственный опыт и понимание проблемы изнутри, оценивая риски и предвосхищая последствия присоединения сельских школ к городским, большинство сельского учительства отрицательно относится к данной идее (69 %). При этом сельский учитель оптимистично смотрит в будущее: позитивно оценивает перспективы развития своей школы 68 % опрошенных.

Какие факторы вызывают наибольшее беспокойство у учителя села? Безусловно, их тревожит наполняемость школ, материально-техническая оснащенность (судя по опросу, данные позиции не самые многочисленные, на них указало 7 % опрошенных). Однако наибольшую обеспокоенность учителя высказывали по поводу отношения родителей к учебе детей (13 %) и престижа их профессии (12 %), а также уровня подготовки учащихся (8 %). Понимая, что уровень жизни в селе достаточно низкий, учителя отрицательно относятся к платным формам образования: за полностью бесплатное образование высказались 65 % респондентов, беспокойство по поводу введения платных форм обучения выразили 7 %.

Лично для себя наибольшую социальную опасность среди различных обстоятельств и явлений сельский учитель видит в росте цен (30 %) и возможной безработице (17 %) (опрос «Учитель и общество» п = 840, 2018-2019 гг.). Данные проблемы волнуют в целом и всё население села по результатам другого опроса: инфляция тревожит 52,4 % сельских жителей, безработица - 44,6 %. В селе, по сравнению с городом, более остро стоит проблема алкоголизма, на нее указали 38,7 % опрошенных в сельской местности (28,5 % в городской). Демографические проблемы - рождаемость, смертность, миграция - вызывают тревогу у 10,2 % сельских жителей (6,9 % городских) (опрос «Учитель и общество» п = 840, 2018-2019 гг.).

Основу системы ценностных ориентаций человека вне зависимости от его социального статуса составляют здоровье, семья, безопасность и работа (среди сельчан на них указало 81,6 %, 73,9 %, 46,9 % и 31,3 % опрошенных соответственно). Однако в системах ценностных ориентаций городского и сельского населения есть отличия, детерминированные различным укладом жизни. В иерархии ценностей

сельского сообщества высокие места занимают доброта и сострадание (24,3 %), а также взаимопомощь и солидарность с другими людьми (22,6 0%). Для пятой части жителей сельских поселений имеет значение патриотизм - 20,3 % (среди горожан - 13,4 %). Для городского социума более важны деньги (28,6 %). Не случайно городские жители в большей степени беспокоит расслоение общества на богатых и бедных (среди жителей города - 25,3 %, села - 16,7 %). Если для горожан имеет большое значение хорошо оплачиваемая работа, то в селе важно наличие работы как таковой. Именно отсутствие работы отмечало большинство сельчан (71,2 %) как основную проблему рынка труда (опрос «Качество жизни населения Республики Мордовия», п = 1000, 2018 г.).

Субъективное восприятие условий проживания жителями сельской местности достаточно позитивное. Имея более низкие доходы, они менее критично относятся ко всему происходящему, их оценка качества жизни существенно отличается от оценок горожан. Три четверти жителей сельской местности присвоили качеству жизни в своем населенном пункте средние или высокие оценки (низкие оценки -лишь 29,8 % опрошенных). Сельчане в большей степени довольны теми условиями, которые созданы для всестороннего развития детей и получения образования (уровень удовлетворенности составил более 80 %). Сельские жители Республики Мордовия не только более положительно характеризуют сегодняшнюю ситуацию, но и с большим оптимизмом смотрят в будущее: ожидания 72,1 % респондентов сельской местности связаны с переменами к лучшему (43,1 % - «Я сохраняю оптимизм и считаю, что ситуация во всех сферах жизни в скором времени изменится к лучшему»; 28,0 % - «в ближайшее время жизнь лучше не станет, но в перспективе изменится к лучшему»).

Жители села более позитивно настроены и в отношении социально-экономической ситуации в стране, их меньше волнуют политические процессы, в то же время они более лояльны к институтам власти всех уровней, больше доверяют им (уровень доверия жителей сельской местности составил 45,9 %, городской - 31,2 %). Сельчане чаще обращаются за решением своих проблем в местные администрации (26,0 % опрошенных в сельской местности, 17,5 % -в городской). С другой стороны, сельские жители в большей мере рассчитывают на самообеспечение, что отражается и на образе жизни

сельского учителя-интеллектуала и обычного труженика села. Сельское население четко маркирует социальное пространство, создавая дистанцию по линии «город-село» и «свой - чужой», горожане ее практически не осознают и не считают ее значимой (различия между городскими и сельскими жителями являются наиболее значимыми для 19,8 % опрошенных в селах, для 8,2 % - в городах). Поэтому сельский учитель всегда «свой», ему доверяют, он пользуется авторитетом у населения. Не случайно по результатам социологических опросов наблюдается солидарность мнений представителей школьных учителей и остальных жителей села.

К сожалению, следует признать, что поля образовательного пространства сельской территории простираются к горизонтам за пределами села, а «постобразовательные жизненные траектории школьников не связаны с сельской территорией» [Ильдарханова 2016, с. 231-232]. Поэтому актуальной задачей становится установление баланса «между стремлением государства улучшить качество жизни сельского населения и предотвращением изживания сельского образа жизни» [там же, с. 260]. Приближение условий жизни города и села не должно заметно менять уклад жизни сельчан, привыкших к общинному проживанию. Мышление чиновников, как правило горожан, при принятии управленческих решений связано с экономической целесообразностью, рационализацией функционирования социальной сферы в сельской местности (включая школу), что может представлять реальную угрозу существованию сельского уклада жизни. Изменение образа жизни сельских жителей, их ориентация на ценности горожан уже приводит к распространению нетрадиционных для сельской местности социальных установок - ориентации молодежи на поздние браки, малодетность, отложенное деторождение и др. На наш взгляд, недостаточное качество управленческий решений в проекции город -село и отсутствие комплексного научного анализа проводимых реформ являются основной причиной низкой эффективности мероприятий по модернизации в их привязке к конкретным территориям. Если ставить стратегическую цель сохранения сельского сообщества с соответствующим укладом жизни, то необходимо, например, вести целевую подготовку учителей для села из числа выпускников сельских школ, представляя молодежи гранты и отбирая их по программе «земского учителя».

Заключение

Таким образом, анализ статистических и социологических данных выявил достаточно проблематичную демографическую ситуацию в сельской местности Республики Мордовия, которая оказывает негативное влияние на систему школьного образования. Интенсивное снижение численности сельского населения приводит к ежегодному сокращению обучающихся и, как следствие, количества школ. Основным следствием негативных демографических процессов для сельской школы становится снижение наполняемости классов, среднего числа учащихся в школе, соотношения числа учащихся и учителей. В свою очередь, перечисленные факторы в рамках проводимой в стране оптимизации объектов социальной инфраструктуры становятся основанием для укрупнения сельских школ.

По мнению М. Б. Булановой, произошло смещение центра тяжести в образовании на города и крупные сельские населенные пункты и нарушило сложившуюся культуру малокомплектной сельской школы. Вместе с процессом сокращения общего числа сельских школ произошло уменьшение количества сельских поселений, что подтверждает общеизвестный факт, с которым не хотят считаться российские реформаторы: не будет школы - не будет села. По мнению ученого, изменения, происходящие в сфере образования, не столько следуют демографической логике, сколько логике проводимых реформ, а потому имеют неоднозначный характер, вызывают серьезную критику [Смыслы сельской жизни... 2016, с. 215-216].

Реформы в современном российском обществе характеризуются разнонаправленными процессами. С одной стороны, государство, реализуя национальные проекты, пытается активно воздействовать на социальную сферу, с другой - отсутствие комплексного подхода с учетом специфики села и соответствующих мер нередко нивелирует колоссальные затраты как финансовые, так и человеческие, сводя модернизацию того или иного института к очередной компании. В отношении модернизации сельской школы необходима иная политика, чем для городской школы, с учетом особенностей сельского уклада жизни.

Современный подход к реализации принципа равного доступа к образованию как принципа социального государства сведен к реализации унифицированной сервисной модели, в которой образование

выступает в виде оказываемой населению услуги с заданными критериями качества. Государственное управление системой образования строится на основе двух позиций: объема выделяемых средств (на основе подушевого финансирования) и ориентации на индивидуальные потребности (личностный подход). Однако, ориентируясь исключительно на обеспечение индивидуальных потребностей, «размываются» общественные функции школы, особенно той, которая находится в сельской местности.

Государство сегодня в большей степени ориентировано на повышение экономической эффективности социальной сферы, нередко исключая из поля зрения социальную эффективность, что приводит к серьезным последствиям в долгосрочной перспективе. Согласно классикам социологии образования, именно школа как социальный институт «является олицетворением социальных связей и ответственности» [Осипов 2018, с. 46]. С социологической точки зрения круг обязанностей учителей шире, чем он прописан в Законе об образовании. По мнению А. М. Осипова, под влиянием неолиберальной мар-кетизации образование как отрасль утрачивает черты системности.

Несомненно, городские и сельские поселения можно определить как разные по функциям системы. Для сельских поселений характерен ограниченный набор социальных институтов. Поэтому сельская школа выполняет, наряду с институциональной, системообразующую и средовоспроизводящую функции, выступая фактором, создающим пространство связей и взаимодействий между различными институтами (сельской общиной, органами местного самоуправления, культурными учреждениями села и др.). Сокращение числа сельских школ может повлечь за собой необратимые последствия для сельских поселений, вызывая дополнительный эффект их угасания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Демографический ежегодник Республики Мордовия : стат. сб. Саранск :

Мордовиястат, 2016. 176 с. Вишневский А. Г. [и др.]. Российское село в демографическом измерении / А. Г. Вишневский, Е. А. Кваша, Т. Л. Харькова, Е. М. Щербакова // Мир России. 2007. № 1. С. 17-58. Вознесенская Е. Д. Молодые рабочие. Из села в город // Социологический журнал. 2013. № 3. С. 75-91.

Ильдарханова Ч. И. Модернизация сельского Татарстана: социологическая теория и практика. Казань : Изд-во Академии наук РТ, 2016. 308 с.

Мордовия: статистический ежегодник. Саранск : Мордовиястат, 2018. 461 с.

Образование в России-2017 // Статистический бюллетень. М. : Московский технологический университет, 2017. 444 с.

Осипов А. М. Учительство в контексте социологии образования: теоретические подходы и приоритеты исследований // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 45-52.

О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2016 г. : Ежегодный доклад по результатам мониторинга. М. : Росинформагротех, 2018. Вып. 4. 328 с.

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018 : стат. сб. М. : Росстат, 2018. 1162 с.

Смыслы сельской жизни (опыт социологического анализа) / под ред. Ж. Т. Тощенко. М. : Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2016. 368 с.

Территориальный орган государственной статистики по Республике Мордовия (Мордовиястат). Официальный сайт. URL: mrd.gks.ru/ folder/27964.

REFERENCES

Demograficheskij ezhegodnik Respubliki Mordovija : stat. sb. Saransk : Mordovijastat, 2016. 176 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vishnevskij A. G. [i dr.]. Rossijskoe selo v demograficheskom izmerenii / A. G. Vishnevskij, E. A. Kvasha, T. L. Har'kova, E. M. Shherbakova // Mir Rossii. 2007. № 1. S. 17-58.

Voznesenskaja E. D. Molodye rabochie. Iz sela v gorod // Sociologicheskij zhurnal. 2013. № 3. S. 75-91.

Il'darhanova Ch. I. Modernizacija sel'skogo Tatarstana: sociologicheskaja teorija i praktika. Kazan' : Izd-vo Akademii nauk RT, 2016. 308 s.

Mordovija: statisticheskij ezhegodnik. Saransk : Mordovijastat, 2018. 461 s.

Obrazovanie v Rossii-2017 // Statisticheskij bjulleten'. M. : Moskovskij tehnologicheskij universitet, 2017. 444 s.

Osipov A. M. Uchitel'stvo v kontekste sociologii obrazovanija: teoreticheskie podhody i prioritety issledovanij // Sociologicheskie issledovanija. 2018. № 3. S. 45-52.

O sostojanii sel'skih territorij v Rossijskoj Federacii v 2016 g. : Ezhegodnyj doklad po rezul'tatam monitoringa. M. : Rosinformagroteh, 2018. Vyp. 4. 328 s.

Regiony Rossii. Social'no-jekonomicheskie pokazateli. 2018 : stat. sb. M. : Rosstat, 2018. 1162 s.

MM. M. Oadeeea, fl. H. Kypuwoea, 0. C. Ka^a^uHa

Smysly sel'skoj zhizni (opyt sociologicheskogo analiza) / pod red. Zh. T. Toshhenko.

M. : Centr social'nogo prognozirovanija i marketinga, 2016. 368 s. Territorial'nyj organ gosudarstvennoj statistiki po Respublike Mordovija (Mordovijastat). Oficial'nyj sajt. URL: mrd.gks.ru/folder/27964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.