УДК 316
Касьянов Валерий Васильевич
доктор социологических наук, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России Кубанского государственного университета [email protected]
Манучарян Артур Константинович
кандидат социологических наук, преподаватель Кубанского
государственного университета
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) [email protected] Valery V. Kasyanov
Doctor of Social Sciences, Doctor of Historical Sciences, Professor, head of chair of history of Russia Kuban state University [email protected] Arthur K. Manucharyan
candidate of sociological sciences, lecturer of Kuban state University
Sergey I. Samygin
Doctor of Sociology, Professor of department ofjudicial examination and criminalistics of the Rostov state economic university (RINH) [email protected]
Демографические вызовы национальной безопасности России
Demographic challenges to Russia's national security
Аннотация. В данной статье идет речь о таких демографических вызовах и структурных проблемах демографического развития России, как: демографический кризис, угроза депопуляции и проблемы сохранения территории. Внутренний срез российских демографических вызовов выражается в таких категориях как вымирание, депопуляция территории и др.; внешний срез демографических вызовов заключается в обеспечении экономики собственными трудовыми ресурсами, охране территориальных границ. Именно демографический фактор должен гарантировать обеспечение национальной безопасности по всем направлениям.
Ключевые слова: национальная безопасность, демографическая безопасность, демографические вызовы, риски, российское общество.
Abstract: In this article there is a speech about such demographic challenges and structural problems of demographic development of Russia: demographic crisis, the threat of depopulation and problems of preservation of the territory. The inner section of Russian demographic challenges is expressed in categories such as extinction, the depopulation of the territory, etc.; external slice of the demographic challenges is to ensure the economy of their own labor resources, the protection of territorial boundaries. That is the demographic factor must ensure national security in all directions
Keywords: national security, demographic security, demographic challenges, the risks, the Russian society.
Российским обществом, его интеллектуальной и политической элитой все больше осознается роль демографического фактора, в частности депопуляции населения. И главной проблемой процесса депопуляции для России с ее большой территорией и весьма низкой плотностью населения является ухудшение ее геополитического положения в мире.
В условиях тотальной мировой глобализации, в основе которой лежат возможности общественного, политического и социально-экономического развития, конкуренции и преобладания, проблемы самореализации, самоидентификации и модернизации национальных государств и экономик проявляются в новых аспектах, отражающих ситуацию как в мире в целом, так и в отдельных странах, привнося свои особенности. Демографическая составляющая занимает в этих процессах существенное место, причем именно в аспекте национальной безопасности.
Стоит заметить, что понятие «национальная безопасность» вошло в научный оборот для обозначения практической важности охраны жизненно важных интересов государства, гражданского общества [1], различных социальных групп и личности от многообразных опасностей и угроз. Под угрозами, в контексте национальной безопасности, обычно подразумеваются опасности, несущие ущерб социуму, которые, как правило, включают совокупность условий и факторов, направленных против жизненных интересов того или иного государства [2].
В последнее время в составе национальной безопасности все возрастающее внимание уделяется демографической безопасности, которая объективно вытекает из усиления негативного влияния демографических процессов на различные сферы жизнедеятельности современного общества. Под демографической безопасностью принято понимать такое состояние демографических процессов, которое гарантирует воспроизводство населения, позволяющее обеспечить человеческими ресурсами геополитические и прочие интересы государства [3]. Особая специфика демографической безопасности заключается в том, что без определенной демографической базы не представляется возможной реализация многих других видов национальной безопасности (экономической, социальной,
продовольственной, информационной и др.), поскольку без достаточных количественных параметров и структурных пропорций населения они утрачивают всякий здравый смысл.
К сожалению, сегодня приходится констатировать, что российское общество уже на протяжении достаточно длительного времени сталкивается с серьезными кризисными явлениями в демографической сфере: это и невысокая рождаемость, и низкая продолжительность жизни, и высокая заболеваемость, сокращение и быстрое старение населения России. Общество стоит на пороге быстрой естественной убыли населения в трудоспособном возрасте, что, конечно, в скором времени будет сопровождаться увеличением демографической нагрузки на всякого трудоспособного человека, начинается сокращение числа потенциальных матерей; требуется адаптация к масштабному иммиграционному потоку.
Рассуждая о демографических вызовах национальной безопасности России, необходимо констатировать, что в результате затяжной депопуляции, охватившей значительную часть российских региональных сообществ, демографическая ситуация таит серьезные опасности, которые в перспективе могут приобрести летальный характер. К демографическим вызовам национальной безопасности России относятся структурные проблемы демографического развития общества: демографический кризис, угроза депопуляции и проблемы сохранения территории. Демографический кризис порождает вполне осязаемые риски, к которым можно отнести риски внешнего и внутреннего порядка:
1) сокращение численности населения страны, ведущее к снижению доли России в мировом населении, а также к подрыву оборонной мощи государства и безопасности ее граждан;
2) негативные изменения в населении России ведет к вымиранию и обезлюдиванию геополитически важных регионов страны, ведущее в перспективе к их потере и увеличению хищнического браконьерского использования находящихся там ресурсов;
3) уменьшающиеся в связи с убылью населения масштабы внутреннего рынка, являющегося во всех странах локомотивом экономики;
4) катастрофическое снижение численности трудоспособного населения в России; ухудшающаяся возрастная структура населения и связанный с этим рост нагрузки на пенсионную систему и социальную сферу;
5) рост заболеваемости и смертности, ведущий к дальнейшему снижению ожидаемой продолжительности здоровой жизни населения;
6) продолжающийся отток из России квалифицированных кадров, особенно молодежи, ведущий к снижению научного, творческого, культурного, воспроизводственного потенциалов российского общества, обостряющий проблему внешней технологической и социальной зависимости России [4].
Кроме того, в сознании молодых поколений россиян трансформировались моральные устои общества, изменилась ментальность
населения, обнаружились институциональные характеристики социальной пассивности российских граждан [5], оказав существенное влияние на мировосприятие, важнейшей частью которого является отношение к семье, браку, что нашло отражение в изменении матримониального, прокреативного, сексуального, семейного, жизнеохранительного, миграционного поведения, во многом определяя сложившуюся в России демографическую ситуацию.
В силу того, что подобные тенденции наблюдаются в развитых европейских странах, также испытывающих трудности с воспроизводством населения (большинство развитых стран имеют суммарный коэффициент рождаемости ниже порога простого замещения поколений) и значительными изменениями в социально-демографической структуре населения, демографические проблемы российского социума только обостряются конкуренцией геополитического характера. Речь здесь идет не только о месте России в мире, но и о второй ведущей составляющей национального богатства - российской территории, поскольку региональные различия внутри страны достигают значительных величин, тем самым, представляя серьезные вызовы безопасности.
Остроту проблемы и необходимость исправления ситуации подчеркивает контраст величины территории и численности населения восточных регионов. Так, на территории Сибирского федерального округа, площадь которого составляет 5,1 млн. кв. км. (29,9% территории РФ), проживает 20,8 млн. человек (14,2% населения); территория, занимаемая Дальневосточным федеральным округом, самая большая в России - 6,2 млн. кв. км. (36,3% территории РФ). На указанной территории проживает 7 млн. человек, что составляет 4,9% численности населения России. Ситуация усугубляется еще и тем, что за последние годы численность населения восточных, приграничных с КНР регионов страны, сократилась почти на 1 млн. человек (из 10 млн.) [6].
Российское общество все более становится зависимым от притока международных мигрантов для того, чтобы компенсировать естественную убыль населения, а также заполнить образовавшиеся ниши на национальном рынке труда и соответственно снизить коэффициент демографической нагрузки, который неизбежно растет вследствие старения коренного населения [7]. При этом важно заметить, что международная миграция в российском обществе обеспечивает не просто восполнение естественной убыли населения, но и способствует изменению его структуры, если учитывать более молодую возрастную структуру мигрантов, а зачастую -иные демографические установки на многодетность, отличные от установок стареющего коренного населения.
Масштабное привлечение рабочей силы из дальнего и ближнего зарубежья на российский рынок труда способно решить проблему дефицита трудовых ресурсов, однако, сопряжено со значительными рисками. Высокая доля нелегальной иммиграции, характерная для российского общества, свидетельствует о слабом контроле государства над миграционными
процессами и является угрозой национальной безопасности нашей страны.
Как подчеркивает в своей статье А.В. Носкова, группы этнических мигрантов не спешат «растворяться» в социокультурной среде, а напротив, они конструируют и поддерживают свою этническую идентичность, создают свои поселенческие, хозяйственно-экономические и культурные ареалы, конфессиональные сообщества, формируют этнические анклавы [8]. Увеличение нелегальной миграции является постоянным источником криминальной обстановки (появления криминогенных этнических группировок), кроме того, содействует формированию теневых сегментов экономики, контролируемых мигрантами. Возрастание миграционной открытости может привести к отказу от инвестирования в собственный человеческий капитал и переходу к политике повышения конкурентоспособности за счет снижения затрат на оплату труда.
Кроме того, возможности коренного населения на рынке труда ущемляются и за счет этнической профессиональной специализации. И в совокупности с этнической сплоченностью, которая также выступает средством их выживания и обеспечения их стабильности, эффективности, это во многих случаях обеспечивает мигрантам повышенную конкурентоспособность по сравнению с коренным населением [9].
С позиций обеспечения национальной безопасности России существенным является регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли российского населения; повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития национальной безопасности России.
Однако современный международный опыт свидетельствует, что правовая институционализация такого подхода к решению демографических проблем ведет к серьезной социальной напряженности и потрясениям, оказывая существенное влияние на этническую структуру общества, его социокультурную и профессиональную составляющие, подрывая основы государственности и национального образа жизни [10]. В этой связи российское государство сегодня озабочено решением задачи создания совокупности институциональных условий, обеспечивающих положительную динамику народонаселения, что расценивается в качестве одного из приоритетных национальных интересов российского общества.
Состояние безопасности общества и индивида в обществе должны определять две стороны двуединого процесса: демографическое развитие населения России и участие мигрантов в развитии территорий. Разработка эффективной концепции демографической политики должна предусматривать учет ее институциональной взаимосвязи с системой защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, отраженных государственной концепцией национальной безопасности.
Литература:
1. Касьянов В.В. Теоретико-методологические проблемы
осмысления понятия «гражданское общество» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №1.
2. Боков А.Н. Демографические вызовы национальной безопасности современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия социология. Политология. 2014. №6 (2), С. 390-393.
3. Верещагина А.В., Самыгин С.И. Гафиатулина Н.Х. и др. Социология безопасности. М.: ИНФРА-М, 2017. 264 с.
4. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье студенческой молодежи как индикатор социокультурной интеграции // Социально-гуманитарные знания. 2013. №11. С. 255-261.
5. Касьянов В.В., Манучаян А.К. Социальная пассивность современных россиян: институциональные характеристики // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. №11.
6. Гончаренко С.С. России необходима стратегия мирового лидерства (транспортная стратегия в судьбе России). Новосибирск, 2004. С.7.
7. Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И., Рачипа А.В. Социальное здоровье российской молодежи в контексте миграционных процессов: угрозы национальной безопасности // Гуманитарий Юга России. 2016. Т.19. №3. С. 59-71.
8. Носкова А.В. Современные демографические тенденции и этнические процессы: специфика столичного мегаполиса // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. М., 2008. №2 (38). С.109-117.
9. Динес В.А., Николаев А.Н. Социально-экономические последствия этнических миграций // Власть. 2010. №12. С.5-9.
10. Тарасенко Л.В., Нор-Аревян О.А., Кирик В.А. и др. Моделирование профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности. Ростов н/Д., 2016. С. 164.
Literature:
1. Kasyanov V.V. Theoretical and methodological problems of interpretation of the concept «civil society» // Humanitarian, socio-economic and social Sciences. 2014. No. 1.
2. Bokov A.N. Demographic challenges to national security in modern Russia // Izvestiya of Saratov University. New series. Series sociology. Political science. 2014. No. 6 '(2), Pp. 390-393.
3. Vereschagina A.V., Gafiatulina N.K., Samygin S.I. Sociology of security. M.: INFRA-M, 2017. 264 p.
4. Gafiatulina N.K. Social health of students as an indicator of sociocultural integration // Social-humanitarian knowledge. 2013. No. 11. P. 255.
5. Kasyanov V.V., Manucharyan A.K. Social passivity of modern Russians: institutional characteristics // Humanitarian, socio-economic and social Sciences. 2016. No. 11.
6. Goncharenko S.S., Russia needs a strategy of global leadership (transport strategy in the fate of Russia). Novosibirsk, 2004. P.7.
7. Gafiatulina N.K., Samygin S.I., Rachipa A.V. Social health of Russian youth in the context of migration processes: threats to national security // The Humanities of the South of Russia. 2016. Vol. 19. No. 3. Pp. 59-71.
8. Noskova A.V. Modern trends demographic and ethnic processes: the specificity of the capital city // Social policy and sociology. Interdisciplinary scientific and practical journal. M., 2008. No. 2 (38). Pp. 109-117.
9. Dines V.A., Nikolaev A.N. Socio-economic consequences of ethnic migration // The Power. 2010. No. 12. Pp. 5-9.
10. Tarasenko L.V., Nor^revian O. A., Kirik, V.A., etc., the Modeling of professional socialization of student's youth in conditions of social uncertainty. Rostov n/D., 2016. 220 p.