УДК 316
Касьянов Валерий Васильевич
доктор социологических наук, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России, Кубанский государственный университет [email protected]
Манучарян Артур Константинович
кандидат социологических наук, преподаватель, Кубанский государственный университет [email protected] Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) [email protected] Valery V. Kasyanov
Doctor of Social Sciences, Doctor of Historical Sciences, Professor, head of chair of history of Russia Kuban state University [email protected] Arthur K. Manucharyan
candidate of sociological sciences, lecturer of Kuban state University
Sergey I. Samygin
Doctor of Sociology, Professor of department ofjudicial examination and criminalistics of the Rostov state economic university (RINH) [email protected]
Российская государственная семейная политика в свете управления демографическими процессами
Russian state family policy in focus of the demographic processes governing
Аннотация. Данная статья посвящена государственной семейной политике и системе управления демографическими процессами в России. В статье говорится о том, для преодоления последствий «демографической ямы» и кризиса в целом потребуется новая система управления демографическими процессами, имеющая в качестве долгосрочной цели укрепление института семьи, а в качестве среднесрочной - поддержку рождаемости у всех категорий семей.
Ключевые слова: государственная семейная политика, демографические процессы, демографический кризис, оптимистический демографический сценарий, Концепция демографической политики.
Abstract: This article is devoted to the state family policy and the system of demographic processes management in Russia. The article says that in order to overcome the consequences of the «demographic hole» and the crisis as a whole, a new system for managing demographic processes will be needed, which has as a long-term goal the strengthening of the family institution, and as a medium-term support for the birth rate in all categories of families.
Keywords: state family policy, demographic processes, demographic crisis, optimistic demographic scenario, the concept of demographic policy.
Семейная политика государства и приоритет управления демографическими процессами в современном мире признаны наиболее значимыми. В каждом государстве внимание к проблемам демографии отражается в национальной демографической политике, а также ее составляющих - миграционной и семейной политике.
Государственная семейная политика в России - новое весьма актуальное направление в исследовании социально-экономических отношений, область, требующая усиленного внимания государства и развития по всем направлениям, а не только в области социальной государственной политики.
Методологические основы семейно-брачных отношений представлены в классических теориях мировых ученых (М.Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, П. Сорокин и др.). Современные концепции семьи и семейной политики, разработанные российскими исследователями (А.И. Антонов, И.С. Голод, В.М. Медков, А.Г. Харчев и др.) расширяют представления о государственной семейной политике. В своих работах ученые показывают состояние российских семей в экономическом, социокультурном и демографическом аспектах, преимущественно негативного характера, и указывают на необходимость управления демографическими (семейными) процессами в со стороны государства [1].
Государственная семейная политика, как отмечает в своей статье А.В. Сидоров, представляет собой «комплексную систему государственной деятельности, направленную на семью как на социальный институт, основной целью которой является укрепление, развитие, суверенитет, защита прав и интересов семьи, основанные на правовом регулировании отношений с государством» [2].
Стоит заметить, что на протяжении примерно десяти последних лет государственная семейная политика воспринималась как часть социальной государственной политики, без учета ее влияния на демографические процессы. Данное положение отслеживается в Основных направлениях государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина в 1996 г. [3]. Несомненно, что Указ сыграл немаловажную роль для поддержки семьи, родительства и детства и, невзирая на то, что некоторые заявленные цели на поверку оказались декларативными, основные направления семейной политики продолжают сохранять свою актуальность. В последующие годы появились новые задачи поддержки семьи в рамках
демографических Концепций - на период до 2015г. и период до 2025г. [4], Концепции государственной политики в отношении молодой семьи, разработанной в Минобрнауки, Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации.
В семейный актив следует отнести и Национальный план действий в интересах детей РФ до 2020 года с соответствующим разделом «Цели и задачи Национального плана действий в интересах детей Российской Федерации до 2020 года». Но в разделе нашли отражение лишь проблемы детей, а вне семейно-родительских отношений трудно обеспечить их системное решение.
Основные направления семейной политики в 1996г. были разработаны на переходный период в силу невозможности «разработки конкретных мер государственной семейной политики без детальной оценки социально-экономической ситуации, которая сложится в условиях стабилизации и подъема» [3]. Причем цели и задачи практически никак не корреспондировались с демографическими процессами. И это понятно, поскольку в то время демографическая проблема еще не встала со всей остротой, как спустя десятилетие, а семейная политика воспринималась только как часть социальной политики, обеспечивающая государственные гарантии защиты и поддержки семьи, детства [5].
В первом десятилетии наступившего века демографический кризис потребовал ведения нового комплекса мер поддержки семей с детьми с целью увеличения рождаемости. Одновременно возросла актуальность разработки новой модели государственной семейной политики. В появившихся вариантах концепций более четко обрисовывались ее пронаталистские очертания. Уже в Концепции государственной политики в отношении молодой семьи, принятой в 2007г., одна из приоритетных целей сформулирована как обеспечение выполнения молодой семьей социально-демографических функций, включая стимулирование рождаемости и воспитания детей.
Необходимо признать, что внедренный с 2007г. комплекс поддержки семей оказался результативным в демографическом плане, поскольку рождаемость в этот период росла беспрецедентными темпами даже в период кризиса. Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) возрос за 20072013гг. с 1,3 до 1,7 ребенка на одну женщину. То, что меры оказались действенными, подтвердили данные переписи, зафиксировавшие рост доли многодетных семей с 6,6% до 7% за период с 2002 по 2010 гг. [6].
Несмотря на очевидное улучшение ситуации, демографический кризис не миновал, среди семей по-прежнему доминируют однодетные семьи, СКР не достиг ни уровня 1990г., ни уровня воспроизводства населения - 2,1 ребенка на женщину. «Демографическая яма», связанная с малочисленным молодым поколением, рожденным в 1990-е годы, несет негативные тренды почти во все сферы экономики и социальной жизни [6]. В первую очередь это отражается на численности населения в трудоспособном возрасте, и, как
следствие, возрастает нагрузка на пенсионное и социальное обеспечение, общественное здравоохранение.
При этом сегодня российское государство возлагает повышенные надежды одновременного решения двух разнонаправленных задач -демографического и экономического роста. А это означает, что для преодоления последствий «демографической ямы» и кризиса в целом потребуется новая система управления демографическими процессами, прежде всего в самой сложной сфере - рождаемости, которая зависит непосредственно от решения семьи.
Согласно расчетам, «для оптимистического сценария» роста численности населения страны к 2050г. до 154 млн. человек, озвученного В. Путиным, недостаточно целевых показателей, заложенных в федеральной Концепции демографической политики: увеличения СКР до 1,95 ребенка на одну женщину и ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет [7].
Расчетные показатели «оптимистического сценария», рассчитанные Институтом научно-общественной экспертизы, демонстрируют, что при ежегодном фиксированном миграционном приросте 300 тыс. чел. соответствующим параметрам Концепции, они должны быть значительно выше (см. таб. 1) [8]:
Таб. 1
Социально-политические аспекты демографических процессов в современной России
Показатель 2018 г. 2025 г.
Суммарный коэффициент рождаемости, детей на 1 женщину 1,75 2,05
Ожидаемая продолжительность жизни, лет 74 79
Добиться такого роста только за счет мер социальной поддержки семей с детьми невозможно. Семейной политике государства, безусловно, требуется концептуально новый управленческий подход, имеющий в качестве долгосрочной цели укрепление института семьи, а в качестве среднесрочной - поддержку рождаемости у всех категорий семей. По данным социологических исследований репродуктивных планов населения главные препятствия для рождения детей - материальные и жилищные трудности и неуверенность в завтрашнем дне, причем риск бедности - одна из главных причин откладывания деторождения или вовсе отказа от детей [9].
В период преодоления демографического кризиса стратегия государственной семейной политики должна быть направлена на максимальное снижение препятствий для семей иметь больше количество детей. Для этого государству необходимо руководствоваться принципами социальной справедливости и солидарности, в частности, справедливость со
стороны государства должна реализовываться в отношении тех, кто значительную часть материальных и временных ресурсов инвестирует в национальное будущее и безопасность страны - новые поколения россиян [8]. Государство, на наш взгляд, должно разделить с родителями бремя обязанностей и ответственности за воспитание и социализацию детей и в значительной степени компенсировать семейные расходы в виде лучшей занятости, социальных выплат, льгот, а также налоговых преференций.
При этом государственная семейная политика должна преследовать несколько ключевых принципов: принцип универсальности - т.е. направленности абсолютно на все семьи; принцип семейности - т.е. направленности на всех членов семьи, а не на отдельных ее членов; принцип социальности - концентрации внимания на социально-уязвимых категориях семей и семей с особыми потребностями (многодетных, с одним родителем, с инвалидностью родителя или ребенка).
В рамках стратегии семейной политики следует выделить приоритеты в целях реализации оптимистического демографического сценария:
- во-первых, укрепление института семьи и сокращение уровня семейного неблагополучия в числе которых: разводы, социальное сиротство, беспризорность, плохие жилищные условия, бедность и др.;
- во-вторых, государственная поддержка многодетных семей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- в-третьих, создание системы социальных гарантий и социально -экономических возможностей, необходимых для рождения и воспитания нескольких детей в семье;
- в-четвертых, разработка механизмов улучшения жилищных условий каждой семьи по мере рождения детей;
- в-пятых, создание условий для успешного и эффективного совмещения женщинами своих родительских и профессиональных обязанностей, прежде всего за счет развития системы дошкольного образования и услуг по уходу за детьми до 3-х лет.
Измеряемыми целями стратегии государственной семейной политики в области управления демографическими процессами должны стать:
1) увеличение суммарного коэффициента рождаемости при одновременном росте желаемого числа детей в современной семье;
2) увеличение среди семей с детьми доли семей с тремя и более детьми;
3) снижение уровня семейного детского и молодежного неблагополучия [10].
В рамках реализации Основных направлений деятельности Правительства РФ до 2025 года целесообразно реализовать целый комплекс мер, в числе которых:
- для сокращения бедности разработать и ввести систему ежемесячных пособий на детей в малообеспеченных семьях начиная со второго ребенка;
- в условиях дефицита экономических ресурсов на пособия разрешить нуждающимся семьям использовать «материнский капитал» на текущее потребление на условиях социального контракта;
- расширить действие «материнского капитала» на образование родителей, детей, лечение ребенка или матери, на приобретение автотранспорта, средств для ведения подсобного, фермерского хозяйства, семейного бизнеса и т.д. («материнский капитал» рассматривать не как расходы, а как возвратные инвестиции в экономику России);
- обеспечить благоустроенным жильем все многодетные семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, начиная с демографически неблагополучных регионов;
- обеспечить информационную поддержку реализации мер семейной политики, повышение ценности детей в обществе, престижа многодетности.
Новая стратегия государственной семейной политики потребует совершенствования системы управления демографическими процессами, включения ее в систему стратегического планирования социально-экономического развития РФ.
Таким образом, государственная семейная политика в свете управления демографическими процессами затрагивает все аспекты жизни семей с детьми - экономическую, жилищную, трудовую, пенсионную и другие сферы, а также формирование благоприятной жизненной среды для современной семьи. Эффективность государственного управления в этой сфере можно измерить не только в области рождаемости и репродуктивных установок, но и на показателях семейного неблагополучия в жизни родителей с детьми, детской бедности, снижения разводов, беспризорности и других асоциальных явлений в социальной сфере.
Литература:
1. Gafiatulina N.Kh., Imgrunt S.I., Samygin S.I. Social security and social health of Russian society: monograph. Saarbucken: Lap Lambert Academic Publishing RU. 2017. 124p.
2. Сидоров А.В. Семейная политика в системе государственной социальной политики // Власть. 2015. №11. С. 83-88.
3. Указ Президента Российской Федерации от 14.05.1996г. №712 «Основных направлениях государственной семейной политики».
4. Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года от 09.10.2007г. №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации нам период до 2025 года».
5. Касьянов В.В., Манучаян А.К., Самыгин С.И. Демографические национальной безопасности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. №6-7.
6. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссйиской переписи населения 2010г. http://www.gks. ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogi1612. htm.
7. В. Путин «Строительство справедливости. Социальная политика для России». Электронный ресурс: http://www.kp.ru/daily/3759/2807793. Дата обращения 21.01.2018г.
8. Рыбальченко С.И. Семейная политика и управление демографическими процессами в современной России // Социально-
политические аспекты демографических процессов в современной России: Материалы научно-практической конференции. Ростов н/Д., 2014. С. 72-80.
9. Росстат. «Семья и рождаемость». Аналитический отчет по итогам выборочного наблюдения репродуктивных планов населения в 2012г.
10. Гафиатулина Н.Х. Социальное самочувствие молодежи в условиях рискогенности российского общества//Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. - 2011. №1. С. 17-24.
Literature:
1. Gafiatulina N.Kh., Imgrunt S.I., Samygin S.I. Social security and social health of Russian society: monograph. Saarbucken: Lap Lambert Academic Publishing RU. 2017. 124p.
2. Sidorov A.V. Family Policy in the System of State Social Policy // Vlast. 2015. № 11. Pp. 83-88.
3. Decree of the President of the Russian Federation of 14.05.1996. № 712 «The main directions of the state family policy».
4. Concept of the demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025from 09.10.2007. №1351 «On the approval of the Concept of the Demographic Policy of the Russian Federation to us until 2025».
5. Kasyanov VV, Manuchayan AK, Samygin SI Demographic national security // Humanities, socio-economic and social sciences. 2017. № 6-7.
6. Information materials on the final results of the 2010 All-Russian Population Census. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm.
7. V. Putin "Building Justice. Social policy for Russia. " Electronic resource: http://www.kp.ru/daily/3759/2807793. Date of circulation 21.01.2018.
8. Rybalchenko S.I. Family policy and management of demographic processes in modern Russia // Socio-political aspects of demographic processes in modern Russia: Proceedings of the scientific-practical conference. Rostov n / D., 2014. P. 72-80.
9. Rosstat. «Family and Fertility». Analytical report on the results of selective observation of reproductive plans of the population in 2012.
10. Gafiatulina N.Kh. Social well-being of young people in the context of risky Russian society // Personality in extreme conditions and crisis situations of vital activity. - 2011. №1. Pp. 17-24.